Скачать 79.03 Kb.
|
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Троицкая средняя общеобразовательная школа» «Картины, изображающие музыкальные инструменты» Урок музыки. 3-класс Учитель музыки: Назарова С.А. П.Троицкий, 2013 год. Тема: "Картины, изображающие музыкальные инструменты» 3-й класс, 3 четверть. Эпиграф: “Хорошая живопись –это песня, это мелодия” Микеланджело Буонарроти, итальянский скульптор, живописец, архитектор и поэт. Цель. Приобщение учащихся к прекрасным произведениям искусства. Углубление знаний учащихся через великие произведения русского и зарубежного изобразительного и музыкального искусства. Формирование у учащихся представления о музыкальности изобразительного искусства. Пробуждение эмоционального отклика и чувства сопричастности искусству русскому и зарубежному. Ход урока Стихотворение: Лишь дыханье весны над землей пролетит. Нежным пухом оденется лес, – Чья-то звонкая песня незримо звучит Из лазури прозрачных небес. Побежали ручьи, запестрели цветы, И навстречу румяной весне Льется чистая песня певца красоты И гремит, и звенит в вышине. (Альберт Михайлов, художественный руководитель литературного театра г. Калининграда) Учитель: А красоту в этот мир несет Искусство. О двух видах искусства мы с вами часто говорим на уроках. Без одного из них не проходит ни один наш урок – это? (Музыка). Другое – мы видим и ощущаем везде – на природе, дома, в галерее – это? (Картины, ИЗО). Актуализация материала прошлых уроков. Цель и задачи урока. Учитель: Если на последних уроках мы шли от слушания музыки к просмотру и обсуждению картин, то сегодня пойдем от картины к музыке. Определение темы и эпиграфа урока. Учитель: Мы попытаемся найти ответы на вопросы: - Можно ли услышать музыку в картине? - Зазвучит ли картина, если в нее внимательно вслушаться и всмотреться? Тема нашего урока: Звучат ли картины? Слайд № 1 – Тема (См. презентацию.) Слайд № 2 – Эпиграф Эпиграф: “Хорошая живопись – это музыка, это мелодия” Микеланджело Буонарроти, итальянский скульптор, живописец, архитектор и поэт. Учитель: Обратимся к репродукции картины французского живописца Эдуарда Мане. Слайд № 3 – Эдуад Мане “Флейтист” Учитель: Это звучащая картина или безмолвная: (звучащая). Кто изображен на картине? (Мальчик, играющий на флейте) Словарная работа: Музыканта, играющего на флейте, называют? (Флейтист) Картина Мане так и называется – “Флейтист”. Найдите флейту на схемах симфонического оркестра, лежащих у вас на столах. Слайд № 4 – Схема симфонического оркестра Словарная работа: Учитель: К какой группе инструментов относится флейта? (деревянных духовых). Да, флейта – деревянный духовой инструмент, несмотря на то, что существуют и современные разновидности флейты, сделанные из какого материала? (металла). Слайд № 5 – Флейта деревянная и металлическая Учитель: Но вернемся к “Флейтисту” Эдуара Мане. Слайд № 6– Эдуард Мане “Флейтист” Учитель: Обратите внимание на выражение лица флейтиста. Оно какое? Счастливое, веселое? Ученики: Нет, оно спокойное, слегка задумчивое. Учитель: Созерцательное. А какое произведение по характеру, темпу, настроению может исполнять музыкант с таким выражением лица? Ученики: Задушевное, с легкой грустью, спокойное, нежное. Учитель: Всмотритесь еще раз в картину и вслушайтесь в музыку. Сольются ли они? Зазвучат как единое целое? Слушание: Клод Дебюсси “Послеполуденный отдых Фавна” (фрагмент). Учитель: Созвучна музыка картине? Ученики: Музыка такая же чуть задумчивая, нежная, спокойная, медленная. Связь с последующими уроками. Учитель: Прозвучал музыкальный фрагмент произведения французского композитора Клода Дебюсси. Это новый для нас композитор, но через некоторое время мы к нему обратимся. Слайд № 7 – Портрет К. Дебюсси Умение подумать, вспомнить нам сейчас пригодится, т.к. мы поиграем. У вас на столах карточки с цифрами. Я задаю вопросы – вы выбираете правильные варианты ответов. Готовы? Викторина (см. Приложение 1) Слайды № 8 – 12 – Вопросы викторины Учитель: Ребята, кто-нибудь из вас догадался, о какой картине пойдет речь? Слайд № 13 – “Балакиревский кружок “Могучая кучка” А. Михайлова Беседа Учитель: Как называется картина? (“Могучая кучка”) Эта картина звучащая или безмолвная? (звучащая) Почему? Кто находится в центре картины? (композиторы) Что их объединяет? (Балакиревский кружок) Что делают композиторы и их гости? (слушают выступление певицы и пианистки) Как мы называем такой ансамбль? (дуэт). Это – сёстры Пургольд. Почему их высвечивает художник? Ведь картина как называется? (“Балакиревский кружок “Могучая кучка”) Казалось бы, центр должен быть самым ярким пятном, а здесь - нет. Ученики: Женщины поют и играют, остальные – слушают. Учитель: Да, верно, но может еще и потому, что главная героиня картины все-таки…(Музыка!) Обратите внимание на лица всех слушающих. Они какие? И музыка какая? Слушание: “Исходила младешенька…” - исполняет Е. Образцова Ученики: Лица слушателей внимательные, сосредоточенные, серьезные. И музыка – серьезная, спокойная. Слайд № 14 – репродукции картин “Флейтист” и “Могучая кучка” Учитель: Что объединяет эти две картины ? “Флейтист” и “Балакиревский кружок “Могучая кучка”? Ученики: Обе картины звучащие. На них изображены музыканты и композиторы. Учитель: Звучащими могут быть только картины, изображающие музыкантов, музыкальные инструменты, композиторов? (Нет) Обратимся к вашему опыту. Эта картина вам знакома? Слайд № 15 – Ф.П. Толстой “Цветы, фрукты, птица” Учитель: Картина звучащая? Что вы слышите? А если на минуту представить, что ни бабочки, ни стрекозы, ни мухи с птичкой нет, что исчезнет? (Музыка) Слайд № 16 – Ф.П. Толстой “Цветы, фрукты, птица” (закрыть птиц и насекомых) Учитель: Вслушайтесь в музыку. Сольются произведения? Слайд № 17 – Ф.П. Толстой “Цветы, фрукты, птица” Слушание: П.И. Чайковский. Вальс из струнной серенады Учитель: Что вы услышали в музыке П.И. Чайковского? Картина заиграла новыми красками. Отгадайте загадку, которая заключена в четверостишии Ф. Тютчева: Слайд № 18 - Загадка Загадка: Один конец в леса вонзила, Другим за облака ушла – Она полнеба обхватила И в высоте изнемогла. Ф. Тютчев. Ученики: Радуга. Учитель: Давайте проверим. Слайды № 19 – 21 – рисунки детей (Радуга) Учитель: Это рисунки ребят нашей школы. Какое настроение они передают? Ученики: Радостное, веселое. Учитель: Эти рисунки звучат? Что мы слышим? (песню “Семь дорожек”) Кто забыл слова, можно воспользоваться папкой на вашем столе с текстом. Передайте в исполнении настроение песни. Пение: “Семь дорожек” Учитель: А эта музыка вдохновит вас на творчество? Физминутка “Песня о зарядке” Учитель: Порезвились хорошо, зарядились. И вновь я приглашаю вас на встречу с прекрасной картиной. Слайд № 22 – Кацусика Хокусай “Волна” Беседа Учитель: Нравится она вам? Что мы видим? Как вы думаете, что расположено на заднем плане картины? (может быть гора) Да, это самая знаменитая гора Японии – священная гора Фудзи. Она является национальным символом Японии. И художник Хокусай изобразил100 видов Фудзи в разное время дня, с разных точек зрения. Эта картина звучит? Что вы слышите? (шум моря) По динамике шум какой? Тихий? (нет) Учитель: Да, клокочущие, оглушающие, шквалом обрушивающиеся волны готовы снести маленькие лодки с людьми. Темп? (быстрый, стремительный, готовый все снести на своем пути) Характер? (сильный, мощный, стихийный). Музыка передаст настроение художника? Послушаем. Слушание: Клод Дебюсси. Симфоническая поэма “Море” (фрагмент) Учитель: Музыка близка картине? Что мы слышим в музыке? А написал ее все тот же композитор – Клод Дебюсси. Музыка очень энергичная. А мы поем энергичные, стремительные песни? Песня по желанию ребят Вывод, итог урока. Учитель: Давайте вернемся к первому вопросу нашего урока: Можно ли услышать в картине музыку? Что значит “звучащая” картина? Как мы должны рассматривать ее, чтобы услышать? Если в картину внимательно всмотреться и вслушаться, то она “заговорит” с нами и “запоет”. Здесь мало увидеть, Здесь надо всмотреться, Чтоб ясной любовью Наполнилось сердце. Здесь мало услышать, Здесь вслушаться нужно, Чтоб в душу созвучья Нахлынули дружно. Учитель: Спасибо, ребята, за урок и прекрасную работу. Приложение № 1 Викторина: В юности он – кадет, в молодости – гардемарин, в зрелом возрасте – профессор Петербургской консерватории. Назовите этого композитора: а) Балакирев; б) Стасов; в) Римский – Корсаков. 2. В детстве он любил взрывать – стал ученым – химиком. Любил музыку писать – стал композитором. Кто он? а) Бородин; б) Глинка; в) Римский – Корсаков. 3. По словам Стасова, он – самый гениальный среди друзей – композиторов. Его музыкальный цикл, написанный по картинам Виктора Гартмана, мы недавно слушали. Назовите его: а) Римский – Корсаков; б) Кюи; в) Мусоргский. Это содружество молодых талантливых композиторов появилось в Санкт – Петербурге во второй половине XIX века и называлось: а) “Балакиревский кружок”; б) “Могучая кучка”; в) Содружество композиторов. 5. Именно он в одной из своих статей назвал своих молодых друзей “Могучей кучкой”. Это название и сегодня более известно, нежели “Балакиревский кружок”. Кто их так назвал? а) Кюи; б) Стасов; в) Чайковский. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Музыкальные инструменты. Нрк. Музыкальные инструменты еврейского народа. Урок – диалог | Календарное планирование к урокам музыки в 1-х классах на I полугодие.... Музыкальные звуки, какие они? Шумовые и музыкальные звуки. Счастливые дорожки в музыку. Волшебные ступеньки соль-ми | ||
Календарно-тематическое планирование (68 часов) 9 класс Количество часов по четвертям: 1 четверть 16 ч., 2 четверть 14 ч., 3 четверть 20 ч., 4 четверть 18 ч | Пояснительная записка Музыкальные инструменты помогают насладиться... Музыкальные инструменты помогают насладиться выразительностью, красочностью и разнообразием музыки | ||
Рабочая программа по базовому курсу «Информатика и икт» в 8 классе Количество часов по четвертям: 1 четверть 9 ч., 2 четверть 7 ч., 3 четверть 10 ч., 4 четверть 9 ч | Урок по музыке 1 класс II четверть 30 ноября 2011 год Тема урока: «Звучащие картины» Здравствуйте, ребята. Я очень рада всех сегодня видеть! Давайте поприветствуем друг друга | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Количество часов по четвертям: 1 четверть ч., 2 четверть ч., 3 четверть ч., 4 четверть ч | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Количество часов: I четверть ч., II четверть ч., III четверть ч., IV четверть ч | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Количество часов по четвертям: 1 четверть 9 ч., 2 четверть – 7 ч., 3 четверть 10 ч., 4 четверть 8 ч | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Количество часов по четвертям: 1 четверть 8 ч., 2 четверть 7 ч., 3 четверть 10 ч., 4 четверть 9 ч | ||
Перечень Оборудование и музыкальные инструменты, необходимые в организации образовательного процесса | Календарно-тематическое планирование по информатике и икт на 2012-2013... Количество часов по четвертям: 1 четверть 9 ч., 2 четверть – 7 ч., 3 четверть 10 ч., 4 четверть 8 ч | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Оборудование: рисунки, фотографии, изображающие проявления различных чувств человека; репродукция картины В. Г. Перова «Тройка»;... | “Волшебная сирень” Сиреневый сад” искусственные ветки сирени, духи “Сирень”, скамейки, куст сирени, картины, изображающие сирень, фото | ||
Неделя искусства ... | Тема урока: «Музыкальные инструменты. Свирель и рожок» Познакомить и формировать умение пользоваться математическими терминами «сумма», «значение суммы» |