Календарно-тематическое планирование (34 часа) 7 класс Всего: 34 ч.
В неделю: 1 ч.
Плановых контрольных работ – 2, Проверочных работ 2
Практических работ – 12 (Компьютерный практикум не более 20 минут).
Количество часов по четвертям: 1 четверть - 8 ч., 2 четверть - 7 ч., 3 четверть - 10 ч., 4 четверть - 9 ч
Программа: Босова Л.Л. Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Сост. М.Н. Бородин. – 4-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. – 448 с. Учебно-методический комплект:
Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика и ИКТ. 5-7 классы: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
Босова Л.Л. Обработка текстовой информации. Дидактические материалы. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
Цифровые образовательные ресурсы:
Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru.
Программное обеспечение: ОС Windows, Microsoft Office Пояснительная записка
Настоящая рабочая учебная программа базового курса «Информатика» для 7 класса II ступени обучения средней общеобразовательной школы составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года и авторской программы Босовой Л.Л., Босовой А.Ю. (Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.). Программа составлена с учётом изучения учащимися информатики в 5 и 6 классах. Освоение данного курса вполне доступно для учащихся.
Программа ориентирована на использование учебника «Информатика»: Учебник для 7 класса Босовой Л.Л., - 2010г. Материал учебника структурирован по четырем главам, содержащим соответственно теоретические основы информатики, информацию по работе на компьютере, материал для дополнительного изучения и компьютерный практикум, а также дополнительных пособий: «Рабочая тетрадь для 7 класса» Л.Л. Босовой, 20010г.
Распределение содержания по годам обучения: 5 класс – 1 час в неделю (34 часа в год), 6 класс – 1 час в неделю (34 часа в год), 7 класс – 1 час в неделю (34 часа в год)
Место курса в базовом учебном плане. Рабочая учебная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам. В программе установлена оптимальная последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет необходимый набор форм учебной деятельности.
Место курса в решении общих целей и задач на II ступени обучения. Информационные процессы и информационные технологии являются сегодня приоритетными объектами изучения на всех ступенях школьного курса информатики. Одним из наиболее актуальных направлений информатизации образования является развитие содержания и методики обучения информатике, информационным и коммуникационным технологиям в системе непрерывного образования в условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества. В соответствии со структурой школьного образования вообще (начальная, основная и профильная школы), сегодня выстраивается многоуровневая структура предмета «Информатики и ИТ», который рассматривается как систематический курс, непрерывно развивающий знания школьников в области информатики и информационно – коммуникационных технологий.
Основным предназначением образовательной области «Информатика» на II ступени обучения базового уровня являются получение школьниками представление о сущности информационных процессов, рассматривать примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, живой природе и технике, классификация информации, выделять общее и особенное, устанавливать связи, сравнивать, проводить аналогии и т.д. Это помогает ребенку осмысленно видеть окружающий мир, более успешно в нем ориентироваться, формировать основы научного мировоззрения.
Изучение информатики на второй ступени обучения средней общеобразовательной школы направлено на достижение следующих целей:
формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики;
обеспечить вхождение учащихся в информационное общество.
научить каждого школьника пользоваться новыми массовыми ИТК (текстовый редактор, графический редактор и др.)
формировать пользовательские навыки для введения компьютера в учебную деятельность.
формировать у школьника представление об информационной деятельности человека и информационной этике как основах современного информационного общества;
формирование у учащихся готовности к информационно-учебной деятельности, выражающейся в их желании применять средства информационных и коммуникационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития;
пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;
развитие алгоритмического мышления, творческих и познавательных способностей учащихся;
воспитание культуры проектной деятельности, в том числе умения планировать, работать в коллективе; чувства ответственности за результаты своего труда, используемые другими людьми; установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, недопустимости действий, нарушающих правовые и этические нормы работы с информацией;
приобретение опыта планирования деятельности, поиска нужной информации, создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств; построения компьютерных моделей, коллективной реализации информационных проектов, преодоления трудностей в процессе интеллектуального проектирования.
Формы организации учебного процесса:
индивидуальные;
групповые;
индивидуально-групповые;
фронтальные;
практикумы.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Учащиеся должны:
для объектов окружающей действительности указывать их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;
называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;
осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку — основанию классификации;
понимать смысл терминов «система», «системный подход», «системный эффект»;
приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем;
понимать смысл терминов «модель», «моделирование»;
иметь представление о назначении и области применения моделей;
различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;
приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;
уметь «читать» (получать информацию) информационные модели разных видов: таблицы, схемы, графики, диаграммы и т.д.;
знать правила построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;
знать правила построения диаграмм и уметь выбирать тип диаграммы в зависимости от цели её создания;
осуществлять выбор того или иного вида информационной модели в зависимости от заданной цели моделирования;
приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
давать характеристику формальному исполнителю, указывая: круг решаемых задач, среду, систему команд, систему отказов, режимы работы;
осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;
выполнять операции с основными объектами операционной системы;
выполнять основные операции с объектами файловой системы;
уметь применять текстовый процессор для создания словесных описаний, списков, табличных моделей, схем и графов;
уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования образных информационных моделей;
выполнять вычисления по стандартным и собственным формулам в среде электронных таблиц;
создавать с помощью Мастера диаграмм круговые, столбчатые, ярусные, областные и другие диаграммы, строить графики функций;
для поддержки своих выступлений создавать мультимедийные презентации, содержащие образные, знаковые и смешанные информационные модели рассматриваемого объекта.
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ Критерий оценки устного ответа
Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.
Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.
Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.
Отметка «1»: отсутствие ответа.
Критерий оценки практического задания Отметка «5»: 1) работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы; 2) работа выполнена по плану с учетом техники безопасности.
Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя.
Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.
Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.
Отметка «1»: работа не выполнена.
№ п/п, дата и тип урока
| Тематика урока
| Материалы РТ
| § учебника
| Цифровые ресурсы на CD
| В классе
| Дома
| 1.
| Урок ознак с
нов/м
| Техника безопасности и организация рабочего места.
Объекты и их имена. Признаки объектов.
Практическая работа №1.
| №2 с.3 №10, №12
| №1,6,7(или 15),8,14 с.3-10
| Введение§1.1,§1.2
| Плакат «Техника безопасности»;
презентации: «Техника безопасности», «Объекты и их признаки»
| 2.
| Комбинированный
| Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Практическая работа №2.
| -
| №20,22,23,24,25 с.14-16
| §1.3, §1.4
| Презентация «Отношения объектов»; файл Описание.doc
| 3.
| Комбинир
| Состав объектов.
Практическая работа №3. Задания 1-3.
| №32
| №30,31, 35 с.20-23
| §1.5
| Файлы: Синонимы.doc, Дом.doc, Мир.doc
| 4.
| Комбинир
| Системы объектов.
Практическая работа №3. Задания 4-6.
| -
| №36-40 с.24-25
| §1.6
| Презентация «Системы объектов»; файлы: Воды1.doc, Воды2.doc, Воды3.doc
| 5.
| Урок примен знаний и умений
| Система и окружающая среда.
Практическая работа №3. Задания 7-9.
| -
| №41,42,
43,45 с.25-33
| §1.7
| Презентация «Системы объектов»; файлы: Аль-Хорезми.bmp, Знаки.doc, Шутка.doc
| 6.
| Урок пров знаний и умений
| Персональный компьютер как система. Контрольная работа.
| №47,48 с.34
№50* с.36
| №3 с.36
| §1.8
| Интерактивные тесты: test7-1.xml, test7-2.xml;
файлы для печати тест7_1.doc, тест7_2.doc
| 7.
| Комбинированный
| Модели объектов и их назначение.
Практическая работа №4. Задания 1-3.
| -
| №2,6-8 с.38-43
| §2.1
| Презентация «Модели объектов»; файлы: Портрет(заготовка).doc, История.doc
| 8.
| Урок прим знан
| Информационные модели.
Практическая работа №11.
| №9,10,11
с.44
| №12-14 с.45
| §2.2
| Презентация «Информационные модели»
| 9.
| Комбинированный
| Словесные информационные модели.
Практическая работа №4. Задания 4-5.
| -
| №15-17 с.46
| §2.3
| Файлы: Авгиевы конюшни.doc, Аннибалова клятва.doc, Аркадская идиллия.doc, Ахиллесова пята.doc, Дамоклов меч.doc, Драконовы законы.doc, Кануть в Лету.doc, Нить Ариадны.doc
| 10.
| Комбинированный
| Словесные информационные модели. Практическая работа №4. Задания 6-7.
| -
| №19 с.47
| §2.3
|
| 11.
| Комбинированный
| Словесные информационные модели.
Практическая работа №4. Задания 8-9.
| -
| №18 с.47 №22 с.49
| §2.3
| Файлы: Слова.doc, Текст.doc
| 12.
| Комбинированный
| Многоуровневые списки.
Практическая работа №5.
| -
| -
| §2.3
| Файлы: Устройства.doc, Природа России.doc, Водные системы.doc
| 13.
| Урок проверки знаний и умений
| Математические модели.
Контрольная работа
| №23-27 с.49
| №27 с.51
| §2.4
| Интерактивные тесты: test8-1.xml, test8-2.xml;
файлы для печати тест8_1.doc, тест8_2.doc
| 14.
| Урок ознакомления с н/м
| Табличные информационные модели.
Структура и правила оформления таблицы.
Практическая работа №6. Задания 1-2.
| -
| №28-31 с.51-53
| §2.5(1)
| Презентация «Табличные информационные модели»; файл Природа России.doc
| 15.
| Комбинированный
| Простые таблицы.
Практическая работа №6. Задания 3-4.
| №32 с.53
| №33,34 с.54
| §2.5(2)
| Файлы: Владимир.bmp, Гусь-Хрустальный.bmp, Кострома.bmp, Переславль-Залесский.bmp, Ростов великий.bmp, Суздаль.bmp, Ярославль.bmp
| 16.
| Комбинированный
| Сложные таблицы.
Практическая работа №6. Задания 5-6.
| №32 с.53 №37 с.56
| №35-36 с.55
| §2.5(3)
|
| 17.
| Комбинированный
| Табличное решение логических задач.
Практическая работа №6. Задание 7.
| №38,39 с.56
| №40 с.57
| §2.6
|
| 18.
| Комбинированный
| Вычислительные таблицы.
Практическая работа №7.
| -
| №41 с.58
| §2.7
|
| 19.
| Урок ознакомления с н/м
| Электронные таблицы.
Практическая работа №8. Задания 1-3.
| №42 с.59
| №43 с.59
| §2.8
| Файл Температура.xls
| 20.
| Комбинированный
| Электронные таблицы. Работа с электронными таблицами.
Практическая работа №8. Задания 4-6.
| -
| №44 с.60
| §2.8
|
| 21.
| Комбинированный
| Графики и диаграммы. Наглядное изменение процессов изменения величин.
Практическая работа №9. Задания 5-7.
| -
| №45(а,б) с. 60
| §2.9 (1,2)
| Презентация «Графики и диаграммы»; файл Температура.xls
| 22.
| Комбинированный
| Графики и диаграммы.
Наглядное представление о соотношении величин. Практическая работа №9. Задания 1-3.
| -
| №46-49 с.64-70
| §2.9 (3)
| Презентация «Графики и диаграммы»
| 23.
| Комбинированный
| Графики и диаграммы.
Визуализация многорядных данных.
Практическая работа №9. Задание 4.
| №50,52, 53 с.71
| №51,54 с.72
| §2.9 (4)
| Презентация «Графики и диаграммы»
| 24.
| Комбинированный
| Многообразие схем.
Практическая работа №10. Задания 1-2.
| -
| №55-58 с.75-76
| §2.10 (1)
| Презентация «Схемы»; файл Солнечная система.doc
| 25.
| Комбинированный
| Информационные модели на графах.
Практическая работа №10. Задания 3-5.
| №59 с.77 №64,65 с.80
| №60,61, 66 с.78-81
| §2.10 (2)
| Презентация «Графы»; файл Поездка.doc
| 26.
| Комбинированный
| Деревья. Практическая работа №10. Задания 6-7.
Проверочная работа
| №67
| -
| §2.10 (2,3)
| Презентация «Графы»
Файлы для печати ПР1_1.doc, ПР1_2.doc
| 27.
| Урок ознакомления с н/м
| Алгоритм — модель деятельности исполнителя алгоритмов.
Исполнитель Чертежник.Управление Чертежником.
Работа в среде Алгоритмика.
| -
| №1-4 с.85
№7-12 по выбору один
| §3.1, §3.2(1, 2)
| Презентация «Алгоритм — модель деятельности исполнителя»
| 28.
| Комбинированный
| Исполнитель Чертежник.
Использование вспомогательных алгоритмов.
Работа в среде Алгоритмика
| №6 с.88
№13 с.91
№15 с.93
| №13 с.91
№14 с.92
№16 с.93
| §3.2(3)
|
| 29.
| Комбинированный
| Исполнитель Чертежник.
Цикл повторить n раз. Работа в среде Алгоритмика
| №18а, 19а,г,ж с.94
| №17,18б,19б,д,з с.94
| §3.2(4)
|
| 30.
| Комбинированный
| Исполнитель Робот.
Управление Роботом. Работа в среде Алгоритмика
| №22,23,25,26а,
27а с.100
| №21,24, 26б,в,г №27 б,в с.100
| §3.3(1)
|
| 31.
| Комбинированный
| Исполнитель Робот.
Цикл «пока». Работа в среде Алгоритмика
| -
| №28,30,
31,32 с.104
| §3.3(2, 4)
|
| 32.
| Комбинир.
| Исполнитель Робот.Ветвление.
Работа в среде Алгоритмика
| №34,35 с.108
| №36,37, 38 с.110
| §3.3 (5)
|
| 33.
| Урок проверки знаний и умений
| Проверочная работа
| -
| -
|
| Файлы для печати ПР2_1.doc, ПР2_2.doc
| 34.
| Урок - практикум
| Итоговый проект. Практическая работа №12.
| -
| -
|
|
| |