Скачать 172.9 Kb.
|
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Удмуртский государственный университет» Кафедра Криминалистики и СЭ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СОВРЕМЕННОГО РАЗВИТИЯ КРИМИНАЛИСТИКИ Для направления 030500 «Юриспруденция» Составители рабочей программы: К.ю.н., доцент _______________ А.М.Каминский (должность, ученое звание, степень) (подпись) (Ф.И.О.) Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры от «_____» _______________200__г. Зав. кафедрой _______________________/_________________________/ Согласовано с методической комиссией факультета (института) «____»___________200__г. Председатель МК ____________________/_________________________/ ИЖЕВСК 2007 г. Перечень документов, входящих в УМКД:
3.1. Планы семинарских (практических) занятий с методическими указаниями. 3.2. Методические указания по самостоятельной работе: рефераты 4. Методические рекомендации для преподавателей. 1. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу: «Исторические тенденции возникновения и современного развития криминалистики» Настоящая учебная программа предназначена для студентов второго уровня высшего профессионального образования «Магистратура», реализуемого в ИПСУБ УдГУ, ориентирована на достижение следующей Цели: создать условия, способствующие формированию системы средств студента сведения историческими закономерностями Зарождения, становлении, функционирования и развития науки криминалистики. Данная цель достигается путем решения следующих Задач: - формирования у студентов понимания сущности историко-криминалистических закономерностей процесса развития криминалистической науки в России и Европейских странах; - овладение студентами базовым категориальным и терминологическим аппаратом историко-криминалистического анализа различия криминалистики; - развития способности студентов проводить историко-криминалистический анализ явлений и процессов развития криминалистики и СЭ. Данный курс рассчитан на 16 часов лекций и 20 часов семинарских и практических занятий. В реализации курса применяются следующие МЕТОДЫ обучения: - информационно-репродуктивный с помощью которого веден хронологическое описание событий возникновения научных и криминалистических взглядов, их консультаций в отдельную науку криминалистику и ее развитие; - информационно-продуктивный, позволяющий студенту обосновать содержание закономерностей развития науки криминалистики; - исследований, применяемый для анализа студентам литературных источников по данной проблематике. СРЕДСТВАМИ обучения выступают: литературные источники, документы криминалистической практики, фотографии, тексты, инструкции, приказов, наставлений. Форма итогового контроля – ЗАЧЕТ по рефератам. Раздел I. Социальные детерминанты возникновения научно-криминалистических знаний и их консолидация в науку криминалистики. Тема I.1. Криминальная ситуация в странах Западной Европы на рубеже 18 и 19 веков. Исторический процесс смены экономико-политических формаций на рубеже 18 и 19 веков. Смены парадигмы права и правовой системы. Рост преступности в начальной фазе развития капитализма. Организованная преступность, преступный мир. Тема I.2. Формирование криминальных полиций в странах Западной Европы в начале 19 века и их деятельность по борьбе с преступностью. Э.Ф. Видок. Возникновение и деятельность криминальной полиции, «Сюртэ» во Франции в первой четверти 19 века. Средства и методы работы полиции по выявлению и раскрытию преступлений. Основные причины неудач в деятельности криминальных полиций стран Западной Европы в первой четверти 19 века. Пути и средства попыток чинов криминальных полиций в создании средств борьбы с преступностью. Тема I.3. Первые научно-криминалистические разработки 19 века. Две границы детерминант, способствовавшие появлению научных проследований в криминалистике: потребности практики и уровень развития науки. А. Бертильон и его система уголовной регистрации: научные основы, гипотезы, эксперименты, система. Научно-криминалистические исследования в области обнаружения, фиксации, исследования материальных следов. Зарождение трасологии. Е.Ф. Буринский – основатель криминалистических фотометодов исследования материальных объектов и почерка. Работы Штивера, Шнейкерта в области психологии допроса. Возникновение Локара Э. в Лионе. Школа Ломброзо. Тема I.4. Возникновение науки криминалистики. Ганс Гросс и его работа «Руководство для судебных следователей как система криминалистики» (1892г). Определение Г. Гроссом объекта криминалистики и ее содержания. Строение криминалистики как совокупности методов, методик и средств следственной деятельности. Различие взглядов Г. Гросса и Ягемана на природу криминалистики. Соотношение криминалистики и иных отраслевых юридических наук. Раздел II. Развитие криминалистики в первом десятилетии XX века: Западная Европа, Россия, страны Африки. Тема II.1. Общие тенденции развития криминалистической техники. Зарождение, формирование и развитие дактилоскопии и дактилоскопической регистрации. Роль и содержание дактилоскопических исследований Генри, Вучетича, Дэвиса. Возникновение дактилоскопической экспертизы и дактилоскопической регистрации. Разработка эмпирических основ трасологии в работах ученых криминалистов. Начальные исследования Э. Локара в области исследований системы почерковых движений. Профессор Рейс и его работы в данной области. С.Н. Трегубов – первый российский ученый – криминалист. Сборник его лекций (1912г). Основание С.Н. Трегубовым государственной экспертизы. Раздел III. Развитие криминалистики в первой половине 20- ого века. Тема III.1. Развитие криминалистики в СССР (1917-1950г.г.). Роль, содержание и значение работ первого профессора криминалистики послереволюционной России И.Н. Якимова (1922, 1924, 1925 года). Понимание содержания объекта и предмета криминалистики в работах И.Н. Якимова и других ученых. Создание профессорам С.М. Потаповым теории криминалистической идентификации. Криминалистика как наука доказательственного права. Первые научные работы в области криминалистической методики профессора В.И. Громова. Его понимание криминалистической технологии. Работа профессора Бокариуса и Симановского, развития ими понятия объекта и предмета криминалистики. Пути развития криминалистических учений. Развития криминалистики учеными В.А. Шевченко, Б.Я. Комаринцем, Б.Г.Грановским. Мысли и идеи Б. Шавера, указавшие на закономерности, изучаемые криминалистикой. Раздел IV. Развитие криминалистики в СССР во второй половине XX века. Тема IV.1. Новые направления в криминалистических исследованиях в СССР (1950-1990 годы). Криминалистика, как наука о методах и средствах познания в деятельности по выявлению и раскрытию преступлений. Работы профессоров И.М. Лузгина, и А.А. Эйсмана. Деятельность человека и криминалистика. Работы профессоров Г.Г. Зуйнова и Г.А. Самойлова. Дискуссии о содержании объекта и предмета криминалистики. Содержание и сущность движения за формирование новой отрасли научного знания: судебная экспертиза. Тема IV.2. Категория «Отражение», как материалистическая платформа теории криминалистики. Р.С. Белкин и его работы по созданию общей теории криминалистики на основе понимания содержания категории «отражение». Работы Р.С. Белкина по исследованию проблемы связи общей теории криминалистики и системы ее частных теорий. Становление нового категориального аппарата криминалистики. Тема IV 3 Системно – деятельностный подход в криминалистике. Горьковская школа криминалистики профессора М.К. Каминского (проф. В.Д. Грабовский, А.Ф. Лубин, Н.Н. Лысов). Криминалистика как наука, изучающая взаимосвязь ПД И ДВРП. Методологический и фазовый анализы в системно - деятельностном подходе. Тема IV 4. Криминалистика и судебная экспертиза. Работы профессора А.И. Винберга и С. Малаховского в области экспертизы. Обоснование науки судебная экспертиза в работах профессоров Т.В. Аверьяновой, Е.Р. Россинской; Н. Мехлис. Современное состояние и пути развития науки судебная экспертиза. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСАДЛЯ МАГИСТРОВ
2. ЛИТЕРАТУРАОсновная литература:
Дополнительная литература:
3. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов. 3.1. ПРОГРАММА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ С МЕТОДИЧЕСКИМИ УКАЗАНИЯМИ.Раздел I. Социальные детерминанты возникновения научно-криминалистических знаний и их консолидация в науку криминалистики. Тема 1.2. Формирование криминальных полиций в странах Западной Европы в начале 19 века и их деятельность по борьбе с преступностью. 1.Социально – экономические и политические предпосылки смены правовой системы в странах Западной Европы в 18-19 веках. 2. Специфические задачи в области судопроизводства, связанная с принципом персонификации уголовного наказания. 3. История возникновения подразделения криминальной полиции в странах Западной Европы и России. Методические указания: При самостоятельной подготовке к занятиям следует иметь в виду, что овладение темой требует знаний исторического характера, в частности, истории становления капиталистических отношений в странах Западной Европы. Общие закономерности становления капитализма должны выступать фоном, на котором разворачивается кризис господствовавшей системы права и сыска. Тема 1.3. Первые научно-криминалистические разработки 19 века.
Методические указания: Следует уделить особое внимание тому обстоятельству, что новая сыскная деятельность неизбежно породила ряд принципиально новых задач, например, потребность в идентификации, которые, в силу отсутствия специальных наук, разрешались отдельными энтузиастами. Тема 1.4. Возникновение науки криминалистики. 1. Условия, предпосылки и закономерности возникновения новой науки в процессе развития социума.
Методические указания: Основной идеей является та, что любая наука возникает и развивается по общим законам развития социума и криминалистика – не исключение. Следует сформулировать те задачи, вставшие перед обществом, которые и привели, в конечном итоге, к зарождению науки криминалистики. Тема 3.1. Развитие криминалистики в СССР (1917-1950г.г.).
Методические указании: При подготовке к занятиям следует учитывать решающий вклад в теорию криминалистики советскими и российскими учеными. Следует продумать вопрос о причинах этого явления. Тема 4.2. Развитие криминалистики в СССР (1917-1950г.г.).
Методические указания: Следует четко понимать место и роль методологии в частнонаучных исследованиях, в частности, объективировать методологический базис криминалистики, а в нем место и роль категории «отражение». Тема 4.3. Системно – деятельностный подход в криминалистике Горьковская школа криминалистики профессора М.К. Каминского (проф. В.Д. Грабовский, А.Ф. Лубин, Н.Н. Лысов).
Методические указания: Следует уяснить место и роль системно – деятельностного подхода в общей теории криминалистики как методологического базиса этой науки, а так же место и роль в развитии науки научной школы. Тема 4.4. Криминалистика и судебная экспертиза.
Методические указания: Следует исходить из диалектического принципа развития науки. 3.2.Методические указания по самостоятельной работе: рефераты Требования, предъявляемые к выполнению реферата Реферат является наиболее простой формой студенческой научно-исследовательской работы. Он должен представлять собой достаточно краткое, но ясное и четкое изложение определенного вопроса или проблемы. Для его написания потребуется изучение наряду с учебной литературой нескольких научных статей или монографий, посвященных заявленной тематике. Обычно для подготовки реферата используется от 3 до 5 научных работ, рассматриваемых автором реферата в качестве основных. Это способствует более глубокому по сравнению с изложением в учебной литературе уяснению отдельного вопроса. Поэтому использовать только учебную литературу для написания реферата не рекомендуется. Она играет лишь роль того теоретического фундамента, который позволяет разобраться и проанализировать соответствующие научные работы. В ходе изучения тем учебного курса студент выбирает наиболее заинтересовавший его вопрос для написания реферата. Содержание реферата представляет собой изложение конкретного вопроса, вынесенного в качестве его названия, поэтому текст обычно не разбивается на разделы и параграфы. Объем реферата колеблется от 12 до 20 страниц. Оформляется реферат на отдельных листах (формат А-4), сшитых (или прочно скрепленных) между собой. Титульный лист реферата оформляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к научно-исследовательским студенческим работам. Страницы реферата должны быть пронумерованы. На цитируемую литературу должны быть сделаны сноски, оформленные одним из допустимых способов. Завершается текст реферата списком используемой при написании литературы, оформленным соответствующим образом. Поскольку в реферате излагается, как правило, конкретный вопрос, то текст: а) может не разбиваться на параграфы, допустимым является выделение отдельных вопросов прямо в тексте жирным шрифтом или курсивом; б) при разделении текста реферата на параграфы, «оглавление» содержания реферата (план) следует выносить на отдельный лист; в) «введение» и «заключение»как отдельные разделы работы выделять необязательно, вступление и заключительные выводы могут содержаться непосредственно в тексте рассматриваемого вопроса; г) список, используемой литературы (библиография) обязательно приводится в конце текста с новой страницы, оформленный в соответствии с общими правилами любого научного исследования. Тематика реферативных работ.
4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ. При чтении данного курса следует исходить из диалектического понимания истории, где история видится не как перечень хронологии событий, а как попытка выяснить те закономерности, тенденции социально – экономического развития общества, которые одни и вызывают конкретные события. Следует понимать, что овладение обучаемыми данным курсом невозможно без элементарного знания курса истории и экономической теории, поэтому рассмотрение каждой темы следует начинать собственно историческим очерком рассматриваемого периода. |
Учебно-методический комплекс по дисциплине Концепции современного... Учебно-методический комплекс по дисциплине «Концепции современного естествознания» составлен в соответствии с требованиями Государственного... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы неврологии» Целью освоения учебной дисциплины является формирование у студентов современного естественнонаучного о неврологических симптомах,... | ||
Учебно-методический комплекс обсужден на кафедре правосудия, прокурорского... Учебно-методический комплекс составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Культурология» разработан... Усенко Н. М. Концепции современного естествознания: Учебно-метод комплекс. Ростов н/Д.: Изд-во рсэи, 2011 | ||
Ю. М. Плотинский Динамика развития социальной информатики История криминалистики: учебно-методический комплекс по специальности: 030501 – «Юриспруденция» / авт сост. А. Б. Ефремов. – Киров:... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «История языка (французский язык)» Основные этапы исторического развития изучаемого языка. Становление национального литературного языка в связи со становлением нации.... | ||
Учебно-методический комплекс по специальности: 030501 «Юриспруденция» История криминалистики: учебно-методический комплекс по специальности: 030501 – «Юриспруденция» / авт сост. А. Б. Ефремов. – Киров:... | Тенденции развития современного русского языка Задание № Напишите реферат на тему «Тенденции развития современного русского языка» | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История языка» для специальности... Основные этапы исторического развития изучаемого языка. Становление национального литературного языка в связи со становлением нации.... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Пути и средства решения... Данный магистерский курс имеет своей целью способствовать свободной ориентации будущих магистров в современной системе задач дврп,... | ||
Учебно-методический комплекс ростов-на-Дону 2009 Учебно-методический... Учебно-методический комплекс по дисциплине «Адвокатская деятельность и адвокатура» разработан в соответствии с образовательным стандартом... | Учебно-методический комплекс дисциплины «Концепции современного естествознания» Учебно-методический комплекс составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Концепция современного естествознания» Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Искусствоведение» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Макроэкономика» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «судебная медицина» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации... |