Тенденции развития современного русского языка





Скачать 266.7 Kb.
НазваниеТенденции развития современного русского языка
страница1/3
Дата публикации09.06.2015
Размер266.7 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Литература > Реферат
  1   2   3
Задания и методические указания для учащихся по русскому языку

Самостоятельная работа №1. Раздел №1. Лексика и фразеология

Задание № 1. Напишите реферат на тему « Тенденции развития современного русского языка»

Задание № 2. Выполните упражнения

Упражнение 1. Вместо точек вставьте слова, которые наиболее точно выражают мысль; мотивируйте свой выбор. (Слова, которые использовал автор, см. в конце упражнения.)

    Человек … (изобрел, нашел, отыскал, придумал, создал) слова для всего, что обнаружено им … (в мире, во вселенной, на земле). Но этого мало. Он … (назвал, объяснил, определил, указал на) всякое действие и состояние. Он … (назвал, обозначил, объяснил, окрестил, определил) словами свойства и качества всего, что его окружает. Словарь … (воспроизводит, определяет, отображает, отражает, фиксирует) все изменения, … (происходящие, совершающиеся, существующие) в мире. Он … (запечатлел, отразил, сохранил) опыт и мудрость веков и, не отставая, сопутствует жизни, … (движению, прогрессу, развитию) техники, науки, искусства. Он может … (выделить, назвать, обозначить, определить, указать на) любую вещь и располагает средствами для … (выражения, обозначения, объяснения, передачи, сообщения) самых отвлеченных и обобщенных идей и понятий.     (По С. Маршаку.)

Примечание. Нашел, во вселенной, назвал, определил, отражает, происходящие, запечатлел, развитию, назвать, выражения.

Упражнение 2. Попытайтесь восстановить авторский текст, выбирая один из перечисленных в скобках синонимов; мотивируйте употребление устаревших слов (слова, которые использовал автор, см. в конце упражнения).

    1. Скуповатый хозяин, принц Петр с тоской посматривал на шумную ватагу прожорливых (артистов, комедиантов): танцоры поглощали (еду, снедь) и (напитки, пития) с аппетитом голодной саранчи. 2. «Ч-ш-ш… - И царица посунулась к Дашковой. - Закройте ваш… (рот, уста), (эти, сии) стены с ушами. Мне (известно, ведомо) очень, очень многое, даже то, что вы по своей молодости не можете знать». 3. Мой сказ короток, ваше сиятельство. Нам (следует, надлежит) немедля идти врагу навстречу, принудить дать (сражение, баталию) и разбить его в пух и прах. 4. Пугачев (увидел, узрел): от лагеря через лес ведут к (полю сражения, бранному полю) две просеки, но топоров мало, работы хватит на неделю. 5. Великий князь Петр принял графа с распростертыми объятиями, вместе с ним (пьянствовал, бражничал), открыто катался по городу. 6. Русск… (армия, воинство) под (командой, водительством) главнокомандующего, старого графа Апраксина, покинув Польшу, отряд за отрядом, стал… вступать в пределы (Германии, Пруссии). 7. На тряских (повозках, фургонах) по разбитым дорогам раненых увозили в (госпитали, лазареты). 8. Столица торжественно стала праздновать первую над (немцами, пруссаками) (победу, викторию). (Из произведений Шишкова В.)

  Примечание. Комедианты, снедь, пития, уста, сей, ведомо, надлежит, баталия, увидел, бранное поле, бражничал, воинство, водительство, Пруссия, фургон, лазарет, пруссаки, виктория.

Советы по выполнению самостоятельной работы и усвоению теории

тематического раздела №1. Лексика и фразеология

1. Как «подтянуть» русский язык

Истинно интеллигентного и воспитанного человека отличает то, как он владеет родным языком. Недаром Фаина Раневская говорила, что орфографические ошибки в письме подобны пятну на белой блузке. Как подтянуть русский язык, чтобы не смущать окружающих своим неопрятным письмом и неграмотной речью?
Вам понадобится

  • - словари,

  • - учебные пособия по русскому языку,

  • - справочная литература.

1. Пользуйтесь справочной литературой. Хорошо иметь в домашней библиотеке различные словари: орфографические, орфоэпические, толковые, фразеологические. Тогда вы сможете получить достоверную информацию по вопросам правильного написания, произношения слова, а также его происхождения и сочетаемости с другими словами. Если вы не хотите тратить бюджет на книги, то можно пользоваться электронными справочниками и учебной литературой электронной библиотеки по своему индивидуальному адресу.
2. Выполняйте упражнения из школьных учебников. Таким образом, вы сможете проверить себя по ответам, которые обычно приводятся в конце учебного пособия. Также можно воспользоваться интерактивными диктантами, которые вы сможете найти на специализированных сайтах в интернете.
3. Читайте больше классической литературы. Чтение развивает интеллект, а также зрительную память, поэтому в дальнейшем возможно «узнать» трудное слово и написать его правильно.
4. Слушайте образцы хорошей ораторской речи. Грамотный человек не только пишет, но и говорит правильно. В современных СМИ значительно упала культура речи, поэтому не стоит учиться на примерах современного радио или телевидения. В интернете есть сайты, на которых можно послушать записи голосов великих дикторов прошлого, например Левитана.

Начало формы

Конец формы

Полезный совет

Чтобы запомнить сложные правила русской орфографии, используйте специальные "запоминалки". К таким относится, например, классическая уже фраза «цыган встал на цыпочки и цыкнул на цыплёнка», которая помогает запомнить слова-исключения в правиле написания И-Ы после Ц.

2. Как сделать речь культурной

Понятие «культура речи» довольно широкое. Во-первых, это раздел филологической науки, который изучает речевую жизнь общества. Во-вторых, это сама нормативность речи, включающая такие ее качества, как точность, ясность и чистота. В широком смысле слова культурной речи присущи богатство словаря, художественная выразительность и логическая стройность. Культура речи осуществляется в вербальном речевом воздействии.

1. Для эффективности вербального (словесного) общения наибольшее значение имеет то, что вы говорите, какими словами выражаете мысль, насколько логичен строй вашей речи. Важным является умение приводить убедительные аргументы и развернуто выражать мысли.
2. Критерием точности речи является соответствие мыслям пишущего или говорящего, правильный отбор языковых средств для выражения содержания высказывания.
3. Критерий чистоты речи – это ее «незасоренность» внелитературными элементами (диалектной лексикой, просторечиями, жаргонизмами), уместность использования в ней определенных языковых средств в конкретной ситуации речевого общения.
4. Для достижения эффективности речевого воздействия учитывайте, с каким собеседником общаетесь, соблюдайте нормы речевого этикета, нормы произношения, постановки ударения, формообразования и построения словосочетаний и предложений.
5. Культура речи проявляется в различных ситуациях речевого общения: в публичном выступлении, в дискуссии, в сфере профессионального общения, в бытовых взаимоотношениях.
6. Естественное требование к речи в ее письменном оформлении – соблюдение норм орфографии и пунктуации.
7. Художественная выразительность речи как один из показателей речевой культуры включает богатство синонимических рядов, употребление тропов и стилистических фигур, широкое использование других средств выразительности (лексических, фонетических, интонационных и т.д.)
8. Культура речи как раздел лингвистической науки занимается сопоставлением разных форм устной и письменной речи, установлением норм на всех уровнях языковой системы, выявляет тенденции ее развития, способствует реальному воплощению в речевой практике норм литературного языка, проведению целенаправленной языковой политики в государстве.


3. Как оживить слово

В повседневной жизни мы привыкли оперировать стандартным набором слов, иногда очень скудным и серым. Да и эти произносимые нами слова почти не несут никакой окраски, они почти мертвы. Как оживить слово, чтобы оно зазвучало, приобрело смысловую наполненность, яркость?

1. Во-первых, нужно осознанно произносить все то, что вы хотите сказать. С пониманием смысловой нагрузки слова. Добавляя определения к существительному, вы делаете слово живым, выразительным, емким. Используя уменьшительно-ласкательные существительные, вы также вносите оживление в литературный язык.
2. Живое слово – это слово, принадлежащее именно к литературной речи, к миру поэзии, песен. Посмотрите, как прекрасно звучат слова песни:
"Тихо проводит по струнам дождя
осень смычками ветров,
кисти рябин напоследок горят
пламенем - до облаков".
Здесь все живое – осень, кисти рябин. Автором используются интереснейшие приемы оживления слов, изобразительно-выразительные средства языка: метафора, метонимия.

4. Существует и такие средства оживления слова, как литоты (преуменьшения):
"Мой Лизочек так уж мал,
Так уж мал,
Что из листика сирени
Сделал зонтик он для тени
И гулял".
5. И еще немаловажную роль играют гиперболы (преувеличения): "Он был, как каланча пожарная, высок..." Есть также множество других немаловажных средств придания словам яркости, образности, а значит и жизни.
Иногда просто эмоциональный окрас слова способен также оживить его, сделать добрым или злым, приятным или неприятным.
6. Если вы хотите, чтобы ваши слова зазвучали, чтобы они наполнились жизнью, проникнитесь их природой, прочувствуйте их настроение, помогите им раскрыться в своей полной красе. Разнообразьте свою речь, больше читайте красивую художественную литературу, расширяйте свой кругозор.
7. Русские народные пословицы и поговорки - хороший пример оживления речи и входящих в нее слов.
Русский язык – очень богатый и красивый язык, и у него есть в запасе множество средств для того, чтобы сделать слово живым. Только люди, часто, погруженные в суету дней, перестают задумываться о красоте словесной.

































Самостоятельная работа №2. Раздел № 2 . Фонетика и орфоэпия


Задание: выполните упражнения

Упражнение 1.


Прочитайте слова и скажите, сколько букв и сколько звуков в каждом слове. Почему в одних словах букв больше, чем звуков, а в других меньше? Сделайте фонетический разбор слов,
Край, стал, сталь, краями, семья, семя, сильный, смелые, пенка, пенька, бьются, приехать, мой, моя, касса, бюро.

Упражнение 2.

Перепишите, располагая слова по алфавиту, учитывая не только первую букву, но и все последующие.
Портрет, тетрадь, комбайн, веранда, бригада, воин, солдат, фигура,   бюро, авангард, гарнизон, даль, история, лесник, слева, направо, брошюра, парашют, жюри, расчет, Маньчжурия, рассчитать, цыган, цапля, форма,   щавель, юннаты, яблочко, экзамен, юла, ясень, чествовать, чувствовать, чересчур, фарфор, турист, филология, грамматика.
Упражнение 3.

Произнесите несколько раз парные согласные, наблюдая за артикуляцией и силой выхода воздуха: б — л, в — ф, д — т, г — к, ж — ш, з — с.

Прочтите следующие слова с соблюдением правил литературного произношения, обратите вимание на произнесение последних звуков.
Хлеб, дуб, голубь, кровь, любовь, город, сад, дед, сапог, друг, нож, сторож, режь, мороз, грязь, мазь.


Упражнение 4. Работа со словарем.

Найдите данные слова в словаре, сверьте ударение. Выпишите из данного перечня слов те, которые вы произносили с неправильным ударением. Запомните эти слова.
Агент, алфавит, аргумент, арест, аристократия, астроном, баллотировать, баловать, библиотека, буржуазия, вахтер, верба, воры, гектар, гравёр, граждане, демократия, диагноз, диспансер, договор, дозвонится, документ, завидно, заём, закупорить, заржаветь, звонишь, .звонит, звоним, звоните, звонят, злоба, зубчатый, издавна, изобретение, индустрия, инструмент, каталог, катастрофа, каучук, квартал, километр, коклюш, колосс (великан), комбайнер, крапива, красивее, кремень, лыжня, магазин, медикаменты, мельком, металлургия, молодёжь, монолог, намерение, недоимка, некролог, ненависть, новорождённый, обеспечение, облегчить, осведомиться, откупорить, отчасти, паралич, партер, пепелище, планёр, портфель, похороны, на похоронах, премировать, принудить, приобретение, простыня, про цент, псевдоним, рассердился, револьвер, ремень, ржаветь русло, сантиметр, случай, соболезнование, средства, статуя столяр, таможня, усугубить, фарфор, формировать, ханжество характерный (танец), характерный (человек), хлопок, ходатайство, хозяева, цыган, черпать, шофёр, щавель, экскурс, экслибрис, эксперт, экспорт, электрик (цвет, н/с), электрометр, электропривод, электропровод, юнга, юркнуть, юродивый, ясниться

Советы и инструкции по выполнению самостоятельной работы №2

Инструкция №1. Как ставить ударение?

1. Ударение в русском языке кардинально отличается от ударений в некоторых иностранных языках. Если в самом изящном французском языке оно всегда закреплено на последнем слоге, т. е. в конце слова ( например: пардОн, бонжУр), то в русском языке оно свободно может быть как в начале, в конце, так и в середине, никакая гласная буква от него не застрахована.

2. Собственно говоря, ударение – это выделение какого-либо слога, большей силой произношения и увеличения длительности звучания. Естественно, ему подвластны только гласные буквы.

3. Гласный звук слога, на который падает ударение, называется ударным. При образовании форм слова ударение может оставаться неподвижным (вОлк – вОлка – вОлку) или может передвигаться с одного слога на другой (лИст – листА – лИстья).

4. Есть слова, не имеющие ударения, в произношении они присоединяются к предыдущим или последующим ударным словам, обычно это предлоги, союзы, частицы (под горОй, ко мнЕ, принесИ–ка).

5. Для того чтобы определить где поставить ударение в слове, необходимо его просклонять, пример: верблЮд (мужской род, единственное число) – верблЮды (мужской род, множественное число).

6. Чтобы узнать где ставить ударение, прочитайте все предложение, в котором находится это слово и, опираясь на смысл, вы поймете, какой слог акцентировать ("Выходя из лесной чащи я увидел прекрасный зАмок." - "На дверях висел крепкий замОк.").

7. Заметьте, в сложных словах, плюс ко всему бывает и дополнительное ударение, оно обозначается ( ‘ ). Пример: вОдогрЯзелечЕбница, жЕлезнодорОжный.

Инструкция №2. Как сделать фонетический разбор слова

Фонетический (звуко-буквенный) разбор характеризует слоговую и звуковую структуру слова и анализирует его графический состав. Этот анализ делают все школьники, а также студенты, обучающиеся на филологических факультетах. Конечно, в последнем случае, разбор намного труднее. Но, в принципе, нет никакой загадки в том, как сделать звуко-буквенный разбор слова

1. Прежде чем выполнить фонетический разбор слова, необходимо вспомнить буквы русского алфавита. Какие признаки могут их объединять и противопоставлять. Буквы делятся на гласные и согласные. Гласных букв в алфавите -10: а, у, е, ы, о, э, я, и, ю, ё; остальные 23 - согласные. Гласные буквы могут быть ударными и безударными: ударные - когда находятся под ударением. Согласные буквы, как звуки, могут быть глухие и звонкие. Глухие - с, т, ф, п, х, ц; звонкие - й, к, н, г, ш, щ, з, в, р, л, д, ж, ч, м, б. Также согласные звуки могут быть твердыми и мягкими. Мягкие они, когда стоят в слове после звуков: е, я, и, ю, ё; в остальных случаях - твердые.

2. Пример:
Магия – ма-гия – 2 слога
М – {м}- согласный, звонкий, твердый;

А - {а}- гласный, ударный;
Г - {г}- согласный, звонкий, мягкий;
И - {и}- гласный, безударный;
Я - {й}- согласный, звонкий, мягкий;
-{а} – гласный, безударный.

__________________
5 букв, 6 звуков
В данном примере рассматривается случай, когда гласная буква состоит из двух звуков, поэтому букв меньше, чем звуков. Все гласные звуки имеют по одной характеристике, а согласные - по две.

3. Пример:
Дробь - 1 слог
д -|д|-согласный, звонкий, твердый;
р -|р|-согласный, звонкий, твердый;
о -|о|- гласный, ударный;
б -|п|- согласный, глухой, мягкий;
ь - нет звука
_______________________
5 букв, 4 звука.

Этот пример, показывает, что букв может быть больше, чем звуков, так как буква "мягкий знак" не имеет звука и в фонетике служит для смягчения предыдущего согласного звука.

Разбор слова по составу в филологической науке называется «морфемный анализ». Это один из самых сложных видов аналитической работы с лексическими единицами русского языка. Несмотря на то, что морфемы изучают уже в начальной школе, даже у старшеклассников зачастую возникают проблемы с их определением внутри слов. Чтобы правильно провести разбор по составу, необходимо придерживаться определенного алгоритма.

Инструкция №3. Как делать транскрипцию
Чтобы сделать транскрипцию слова, нужно охарактеризовать поочередно все звуки, входящие в состав этого слова. Необходимо также обозначить в транскрипции мягкость согласных специальным знаком и не забыть про то, что написание и произношение в русском языке очень часто не совпадают.
1. Транскрипцию на письме заключают в специальные квадратные скобки. Вы должны не только последовательно записать звуки слова, но и обозначить ударный звук, т.е. находящийся в сильной позиции.

2. Запомните, что буквы «ы», «и», «э», «а», «у» всегда обозначают тот же звук. А вот буква «о» в слабой позиции будет обозначать звук [ а ]. Например, к слову «дорога» нужно составить следующую транскрипцию: [дарога]. Во втором слоге буква «о» находится под ударением, поэтому и соответствует тому же звуку.

3. Кроме того, буква «е» под ударением обозначается звуком [ э ], а в безударном положении - [ и ]. Так, к слову «места» вы должны написать транскрипцию [мэста]. Вы должны также запомнить, что буквы «е», «ю», «я» смягчают впереди стоящий согласный.

4. Буква «я» обозначает звук [ а ], а буква «ю» - [ у ]. Это можно увидеть по транскрипции к слову «мяч». Она будет такой: [мач]. Причем, звук [ м ] будет мягким.

5. Не всегда в словах будет совпадать количество букв и звуков. Это происходит в том случае, если буквы «е», «ю», «я» будут находиться после гласного, после твердого и мягкого знаков, а также в начале слова. Например, в слове «ягода» будет пять букв и шесть звуков, так как буква «я» обозначает два звука [й] и [а].
6.. Меньше букв, чем звуков будет в словах с непроизносимыми согласными. Поэтому, когда вы будете составлять транскрипцию, например, к слову «лестный», то не должны в ней записывать звук к букве «т».

7. Несоответствие букв и звуков может происходить вследствие оглушения или озвончения звуков в слове. Это происходит, когда рядом с парным звонким согласным находится глухой или наоборот, а также в конце слова. Например, к слову «робкий» нужно записать транскрипцию [ропкий]. В этом слове происходит оглушение, т.е. замена на парный глухой согласный.


Самостоятельная работа №3. Раздел №3. Морфемика и словообразование



Задание: определить способ словообразования, записать слово в нужную графу вместе с тем словом, от которого оно образовано.



Способ словообразования

Примеры

Запoлнить таблицу

1

Приставочный

опасный – преопасный





2

Суффиксальный

желтый – желток





3


Приставочно - суффиксальный

нос – переносица





4

Бессуффиксный

заплывать – заплыв





5


Сложение

- слов

- части слов

- букв

- звуков


вечнозеленый

сенокос

МГУ

Вуз





6

Переход из одной части речи в другую

Больной ребенок – больной выздоровел




Слова для самостоятельной работы с таблицей

Преважный, развеселый, нигде, вверх, контратака, учитель, синеть, радист, смелость, вдохновенно, по – весеннему, вверху, сокурсник, заголовок, перелет, заход, заплыв, плащ-палатка, музей-квартира, главврач, компартия, СНГ, МЧС, ЕГЭ, ученый открыл новый закон, когда наступит завтра, докладывает рядовой, кое-кто, ТЮЗ, НТВ, ледоход, разнотравье, развеселиться, затея, раскрасавица, по-умному.

Советы и инструкции по выполнению самостоятельной работы №3
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тенденции развития современного русского языка iconКонспект урока русского языка по теме
Лексические нормы современного русского языка. Богатство лексических средств языка
Тенденции развития современного русского языка iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: способствовать более глубокому осмыслению процессов, явлений и форм современного русского языка с точки зрения их возникновения,...
Тенденции развития современного русского языка iconКонспект урока русского языка
Лексические нормы современного русского языка. Богатство лексических средств языка
Тенденции развития современного русского языка iconФункциональные стили современного русского литературного языка
Целью курса «Концепции современного естествознания» является обеспечение фундаментальности и целостности высшего образования, что,...
Тенденции развития современного русского языка iconРешение заседания кафедры протокол №1 от 30 августа 2013 г г. Аннотированная...
Цель: способствовать более глубокому осмыслению процессов, явлений и форм современного русского языка с точки зрения их возникновения,...
Тенденции развития современного русского языка iconУрок путешествие План конспект открытого урока по русскому языку...
Лексические нормы современного русского языка. Богатство лексических средств языка
Тенденции развития современного русского языка iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Актуальные проблемы современного русского языка»
Контрольный экземпляр находится на кафедре русского языка, литературы и методики преподавания
Тенденции развития современного русского языка iconУрок русского языка в 11 классе
Урок русского языка в 11 классе Фонетика. Орфоэпия. Орфоэпические нормы современного русского языка”. /2 часа
Тенденции развития современного русского языка iconРабочая программа по русскому языку пояснительная записка
Только изучая законы языка, и развивая свою речь, человек становится умнее, мудрее, быстрее постигает современную культуру и открытия...
Тенденции развития современного русского языка iconПояснительная записка Целью данной программы является развитие у...
Открытое заседание мо учителей русского языка «Взаимосвязь уроков географии, природоведения, русского языка»
Тенденции развития современного русского языка iconКонспект №1 (76,78,79,81,84-86)
Лексические нормы современного русского языка. Богатство лексических средств языка
Тенденции развития современного русского языка icon«Имя числительное»
Лексические нормы современного русского языка. Богатство лексических средств языка
Тенденции развития современного русского языка iconКалендарно-тематическое планирование уроков русского языка в 8 классе
Знать роль русского языка как национального языка русского народа, отражение в языке культуры и истории народа; функции русского...
Тенденции развития современного русского языка iconПрограмма дисциплины дпп. Ф. 06 История педагогики и образования
Ведущие тенденции современного развития образовательного процесса в мире и в России
Тенденции развития современного русского языка iconТема : Мотивация учебной деятельности основное условие успешного обучения школьников
Лексические нормы современного русского языка. Богатство лексических средств языка
Тенденции развития современного русского языка iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Лексические нормы современного русского языка. Богатство лексических средств языка


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск