Программа элективного «Эпизодического курса философии истории, человека и общества»





Скачать 90.73 Kb.
НазваниеПрограмма элективного «Эпизодического курса философии истории, человека и общества»
Дата публикации22.01.2015
Размер90.73 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > История > Программа
Программа элективного

«Эпизодического курса философии истории, человека и общества»

Пояснительная записка

Данный курс в рамках профильного курса по обществознанию предназначен для ознакомления учащихся 10-х классов с важнейшими идеями философии, рассматривающими развитие человека и общества. В основном выдерживается принцип "что могут прочитать сами ученики, не следует пересказывать на лекциях". Лекции посвящаются большей частью обобщениям, наиболее сложным и тонким вопросам, а также изложению материала, не изложенного подробно в школьных учебных пособиях. В то же время материал укладывается в базовую программу, помогая тем самым использовать полученные знания при написании экзаменационного эссе. При этом учитывается, что десятиклассники за учебный год проходят разделы «Общество», «Человек», «Познание» и «Духовная культура». Практические занятия посвящаются работе с раздаточными материалами, по форме похожими на текстовые задания в рамках ЕГЭ, а по содержанию способствующими лучшему усвоению и практическому применению ранее полученного знания. 

Тема 1.Современное понимание проблем философии истории


Философия истории и запросы мировоззрения в меняющемся мире. Факторы роста интереса к проблемам философии истории. "Презентизм", описательство историографии.  «Футурофобия».
Основные проблемы философии истории. Движущие силы и механизмы исторических процессов. Структура исторического времени. Цель или смысл истории. Место человека в истории. 

Литература: Бестужев-Лада И. В. Социальное прогнозирование. Курс лекций. – М., 2002
Ильин В. В. Философия: учебник. В 2 т. Т. 2. – Ростов н/Д, 2006.
Тема 2. Направленность исторического развития
ЦикличностьКосмогонии учениях Древней Индии.

Смена веков у Гесиода. Исторические мифы у Платона."Платоновский век." 
Иудейский монотеизм: идея творения, отношение между Богом и человеком, исход, конец времен. История и эсхатология в книге пророка Даниила. Структура исторического времени в Ветхом Завете. 
Основные черты исторического самосознания в эпоху Просвещения. Идейные основания учения о прогрессе. Механизм прогресса по Фонтенелю. Периодизация истории, прогресс разума у Тюрго и Кондорсе.

"Истоки истории и ее цель" К.Ясперса. Понятие осевого времени. Периодизация истории. Цель и смысл исторического развития по Ясперсу. 
Литература: .

1. Гесиод. Труды и дни. 109-201 / Греческая литература в избранных переводах. Сост. В.О.Нилендер. М.: Советский писатель, 1939. С.45-47. 
2. Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х тт. М.:Советская энциклопедия, 1980.
3. Библия.
4. Бестужев-Лада И. В. Социальное прогнозирование. Курс лекций. – М., 2002

5. Ильин В. В. Философия: учебник. В 2 т. Т. 2. – Ростов н/Д, 2006.

6. Ясперс К. Истоки истории и ее цель / К.Ясперс. Смысл и назначение истории. М.:Прогресс,1991. С.28-287. 

Тема 3. Локально-цивилизационный подход


Цивилизация как стадия (после варварства или культуры) и цивилизация как культурное единство обществ. 
"Закат Европы" О.Шпенглера. Культура и цивилизация. Первофеномены. Понимание цикличности. Характеристика "фаустовской культуры". 
"Исследование истории" А.Тойнби. Механизм "вызов-ответ" и объяснение фаз жизненного цикла цивилизаций. Роль элиты и массы, внешнего и внутреннего пролетариата. Концепция церкви как "куколки". Религиозная концепция прогресса. 
"Конец и вновь начало" Л.Н.Гумилева. Понятие этноса. Пассионарность. Объяснение фаз жизненного цикла. 

Литература:
Гумилев Л. Н. Конец и вновь начало: Популярные лекции по народоведению. СПБ., 2002.
Тойнби А. Постижение истории. М.:Прогресс,1991. 
Шпенглер О. Закат Европы.Т.1.Новосибирск: Наука,1993. 

Тема 4. Социалистические утопии
«Утопия» Томаса Мора. «Город Солнца» Т. Кампанеллы. Р. Оуэн, А. Сен-Симон, Ш. Фурье. Особенности социалистического учения.
«Манифест Коммунистической партии», «Капитал» Маркса. Ф. Энгельс: «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Становление научного коммунизма. Формационный подход. Издержки формационности.

Литература: Ильин В. В. Философия: учебник. В 2 т. Т. 2. Ростов н/Д, 2006.

Приведенные в программе произведения
Тема 5. Линейно-цивилизационный подход
Исторические, политические и экономические условия формирования парадигмы технического прогнозирования во второй половине ХХ века.
Категории стран концепция будущего по Г. Кану и А. Винеру. «Противоречия культуры капитализма» и «Постиндустриальное общество: эволюция идей» Д. Белла.
«Футурошок». «Антифутурологические волны» А. Тоффлера.
Римский клуб и его роль в исследовании проблематики будущего. «Пределы роста» Д. Мероуза.

Литература: Бестужев-Лада И. В. Социальное прогнозирование. Курс лекций. – М., 2002
Тема 6. Современный этап развития исследований будущего
Глобалистика. Глобальные проблемы человечества. «Экопессимисты» и «технооптимисты». Ф. Фукуяма и А. Печчеи. Альтернативистика: идея радикального изменения системы ценностей.

Литература: Бестужев-Лада И. В. Социальное прогнозирование. Курс лекций. – М., 2002
Дилигентский Г.Г."Конец истории" или смена цивилизаций // Вопр.филос.1991, № 3. С.29-42
Тема 7. Осмысление места России в мире
Проблематика философии истории в России. "Философические письма" П.Я.Чаадаева. Западники и славянофилы."Россия и Европа" Н.Я.Данилевского, понятие культурно-исторического типа и законы исторического развития. 
«Евроазийство». Понятие «лимитрофного» положения России.
Современное положение России. Столкновение панидей.

Литература: Ильин В. В. Философия: учебник. В 2 т. Т. 2. – Ростов н/Д, 2006.

Розов 1997а - Розов Н.С. Три направления мирового развития: Россия на перепутье // Философия и общество, 4, 1997, с.161-199. 

Тема 8. Философская антропология
Человек в мире. Проблема антропогенеза. Антропосфера. Экзистенция. Ареалы экзистенции. Экология человека. Коммуникация. Топография самости человека.

Литература: Гуревич П.С. Философия человека. - Ч. 2. М., 2001.

Ильин В. В. Философия: учебник. В 2 т. Т. 2. – Ростов н/Д, 2006.
Фромм Э. Иметь или быть. М. , 1990.
Франкл В. В поисках смысла. М., 1990.
Тема 9. Нашумевшие теории о человеке
З. Фрейд и начало психоанализа. Id, Ego, Superego. Роль бессознательного в человеке. Защитные механизмы. Продолжатели: К. Г. Юнг и Э. Берн.

Идея сверхчеловека Ф Ницше.

Теория мотивации А. Маслоу. Базовые потребности. Самоактуализированные люди. Любовь и самоактуализация.

Литература: Маслоу А. Мотивация и личность. М., 2001.

Берн Э. Люди, которые играют в игры. Игры, в которые играют люди.

Ницше Ф. Сочинения в двух томах: -- Пер. с нем. – Составления и примечания К. А. Свасьяна. – М. : «РИПОЛ КЛАССИК», 1998.

Тема 10. Социальная философия
Социогенез. Социализация и аккультурация. Рычаги аккультурации. Индивидуализация. Самооценка. Отчуждение. Социальная ориентация личности: конформизм, тоталитаризм, апологетизм, гуманизм. Аутизм.
Социальная рефлексия. Гуманитарная парадигма.

Литература: Гуревич П.С. Философия человека. - Ч. 2. М., 2001.

Ильин В. В. Философия: учебник. В 2 т. Т. 2. Ростов н/Д, 2006.
Тема 11. Гносеология.
Гносеология и ее предмет. Античный скептицизм: Гераклит, Парменеид, Сократ. Рационализм и скептицизм Р. Декарта и Д Юма. Сенсуализм и идеализм Д. Беркли. Д. Локк как представитель эмпиризма. Границы познаваемости мира по И. Канту.

Литература: Гудинг Д., Леннокс Дж. Мировоззрение: Человек в поисках истины и реальности.

Ярославль, 2004.
Ильин В. В. Философия: учебник. В 2 т. Т. 1. – Ростов н/Д, 2006.
Тема 12. Аксиология.
Предмет аксиологии. Ценностное сознание. Этос. Обосновании гуманитарных норм.
Мир ценностей. Ценности жизни. Ценностный акт. Деонтология.
Классификация ценностей африканской, мусульманской, восточной, западной культур и черной культуры Америки.

Литература: Гуревич П.С. Философия человека. - Ч. 2. М., 2001.

Ильин В. В. Философия: учебник. В 2 т. Т. 2. Ростов н/Д, 2006.
Тема 13. Основы мировых религий
Происхождение. История развития. Ареал распространения. Основы вероучения. Религиозные книги. Основные праздники и обряды. Основные направления и их особенности.

Литература: Гараджа В.И. Религиоведение. Пособие для студентов пед. вузов. – М.: 1994. – 388 с.


Тема 14. Эпистемология
Предмет эпистемологии. Генезис науки. Статус науки. Критерии научности. Ареалы науки: протонаука, архаика, классика, не классика, неонеклассика. Динамика науки.

Литература: Ильин В. В. Философия: учебник. В 2 т. Т. 1. Ростов н/Д, 2006.


В результате изучения обществознания на профильном уровне ученик должен

знать/понимать

  • социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений;

  • закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;

  • основные социальные институты и процессы;

  • различные подходы к исследованию проблем человека и общества;

  • особенности различных общественных наук, основные пути и способы социального и гуманитарного познания;

уметь

  • характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы; проблемы человека в современном обществе;

  • осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);

  • анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); переводить ее из одной знаковой системы в другую;

  • сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы;

  • различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;

  • объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);

  • раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

  • участвовать в дискуссиях по актуальным социальным проблемам;

  • формулировать на основе приобретенных социально- гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

  • оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;

  • подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу, устное выступление;

  • осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике;

  • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;



использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • эффективного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с социальными институтами;

  • ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах;

  • выработки собственной гражданской позиции;

  • оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации;

  • самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации;

  • нравственной оценки социального поведения людей;

  • предвидения возможных последствий определенных социальных действий субъектов общественных отношений;

  • ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;

  • осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.


В ходе изучения курса учащиеся должны приобрести опыт познавательной и практической деятельности:

  • работа с различными педагогически неадаптированными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета);

  • критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений; формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;

  • анализ явлений и событий, происходящих в современной социальной жизни, с применением методов социального познания;

  • решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы социально-гуманитарного знания;

  • участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни;

  • участие в дискуссиях, диспутах, дебатах по актуальным социальным проблемам, отстаивание и аргументация своей позиции; оппонирование иному мнению;

  • осуществление учебно-исследовательских работ по социальной проблематике, разработка индивидуальных и групповых ученических проектов;

  • подготовка рефератов, освоение приемов оформления результатов исследования актуальных социальных проблем;

  • осмысление опыта взаимодействия с другими людьми, социальными институтами, участия в гражданских инициативах и различных формах самоуправления.


Автор программы – учитель обществознания МОУ «Гимназия №1», сетевой учитель Ядринского УМО Сергеев С. Д.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа элективного «Эпизодического курса философии истории, человека и общества» iconУчебно-методический комплекс специального курса «Проблема человека в Древнегреческой философии»
Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры истории философии факультета философии и культурологии юфу от 28. 12. 06 (протокол...
Программа элективного «Эпизодического курса философии истории, человека и общества» iconЭлективный курс «Историческая личность» пояснительная записка программа...
Ловечества. Учитывая сложность вопроса об исторических личностях, их роли в истории, учащимся полезно будет разобраться, чем объясняется...
Программа элективного «Эпизодического курса философии истории, человека и общества» iconПрограмма элективного курса по биологии "Здоровье человека и окружающая среда"
Лекционная и практическая части курса предполагают широкое использование видеофильмов, слайдов, сети Интернет, наглядных пособий....
Программа элективного «Эпизодического курса философии истории, человека и общества» iconПрограмма элективного курса «Проблемы безопасности на современном этапе»
Учитывая, что социально-экономическое развитие общества приводит к появлению новых видов опасностей, как для здоровья общества в...
Программа элективного «Эпизодического курса философии истории, человека и общества» iconПрограмма элективного курса по истории для 11 класса Составитель:...
Программа элективного курса «Современная Россия на рубеже XX – начала XXI века» предназначена для учащихся 11-х классов, стремящихся...
Программа элективного «Эпизодического курса философии истории, человека и общества» iconПрограмма элективного курса «Питание и здоровье» (10-11 кл.)
Поэтому формирование у учащихся правильного представления о природе питания человека одна из главных задач биологии. Наиболее систематично...
Программа элективного «Эпизодического курса философии истории, человека и общества» iconМетодические рекомендации и планы семинарских занятий раскрывают...
«человек – природа (Космос)», «человек – общество», «человек государство», «человек – человек». И очень важно подчеркнуть, что жизненное...
Программа элективного «Эпизодического курса философии истории, человека и общества» icon1. Философия, её предмет и предназначение. Роль философии в жизни...
Будь осторожен, мой мальчик. Помни на каждом шагу печальный исход предыдущей экспедиции
Программа элективного «Эпизодического курса философии истории, человека и общества» iconПаспорт рабочей программы элективного курса стр. 4 Структура и содержание элективного курса
Рабочая программа элективного курса Введение в профессию является частью образовательной программы спо, входящей в состав укрупненной...
Программа элективного «Эпизодического курса философии истории, человека и общества» iconРабочая программа составлена на основе элективного курса «Основы генетики человека»
Рабочая программа составлена на основе элективного курса «Основы генетики человека» / авт. Г. П. Подгорнова. М.: Дрофа, 2006
Программа элективного «Эпизодического курса философии истории, человека и общества» iconПрограмма элективного курса предпрофильной подготовки «Русская Православная...
Приложение Программа элективного курса предпрофильной подготовки «Русская Православная Церковь в истории России». Автор-составитель...
Программа элективного «Эпизодического курса философии истории, человека и общества» iconПрограмма элективного курса «Ключи к тайнам Клио». Разработана учителем...
Цель курса: повысить интерес учащихся к истории как науке, добиться более углубленного ее изучения
Программа элективного «Эпизодического курса философии истории, человека и общества» iconДвижение new age как квазирелигиозная субкультура современного общества: религиоведческий анализ
Работа выполнена на кафедре истории философии факультета философии и культурологии фгаоу впо "Южный федеральный университет"
Программа элективного «Эпизодического курса философии истории, человека и общества» iconРабочая учебная программа элективного курса по биологии для 9 класса «Биосфера и человек»
Целью курса является профилизация предмета биологии. В курсе отражены основные задачи биологических наук сохранение окружающей среды...
Программа элективного «Эпизодического курса философии истории, человека и общества» iconПрограмма семинарских занятий по курсу философии. Под ред зав каф...
В процессе изучения философии происходит знакомство с основными историческими типами философии и основной философской проблематикой,...
Программа элективного «Эпизодического курса философии истории, человека и общества» iconРабочая программа элективного курса по биологии «экология человека»
Программа элективного курса содержит новые понятия и материалы, не содержащиеся в изучении предмета экология. Программа включает...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск