Скачать 90.73 Kb.
|
Программа элективного «Эпизодического курса философии истории, человека и общества» Пояснительная записка Данный курс в рамках профильного курса по обществознанию предназначен для ознакомления учащихся 10-х классов с важнейшими идеями философии, рассматривающими развитие человека и общества. В основном выдерживается принцип "что могут прочитать сами ученики, не следует пересказывать на лекциях". Лекции посвящаются большей частью обобщениям, наиболее сложным и тонким вопросам, а также изложению материала, не изложенного подробно в школьных учебных пособиях. В то же время материал укладывается в базовую программу, помогая тем самым использовать полученные знания при написании экзаменационного эссе. При этом учитывается, что десятиклассники за учебный год проходят разделы «Общество», «Человек», «Познание» и «Духовная культура». Практические занятия посвящаются работе с раздаточными материалами, по форме похожими на текстовые задания в рамках ЕГЭ, а по содержанию способствующими лучшему усвоению и практическому применению ранее полученного знания. Тема 1.Современное понимание проблем философии истории Философия истории и запросы мировоззрения в меняющемся мире. Факторы роста интереса к проблемам философии истории. "Презентизм", описательство историографии. «Футурофобия». Основные проблемы философии истории. Движущие силы и механизмы исторических процессов. Структура исторического времени. Цель или смысл истории. Место человека в истории. Литература: Бестужев-Лада И. В. Социальное прогнозирование. Курс лекций. – М., 2002 Ильин В. В. Философия: учебник. В 2 т. Т. 2. – Ростов н/Д, 2006. Тема 2. Направленность исторического развития ЦикличностьКосмогонии учениях Древней Индии. Смена веков у Гесиода. Исторические мифы у Платона."Платоновский век." Иудейский монотеизм: идея творения, отношение между Богом и человеком, исход, конец времен. История и эсхатология в книге пророка Даниила. Структура исторического времени в Ветхом Завете. Основные черты исторического самосознания в эпоху Просвещения. Идейные основания учения о прогрессе. Механизм прогресса по Фонтенелю. Периодизация истории, прогресс разума у Тюрго и Кондорсе. "Истоки истории и ее цель" К.Ясперса. Понятие осевого времени. Периодизация истории. Цель и смысл исторического развития по Ясперсу. Литература: . 1. Гесиод. Труды и дни. 109-201 / Греческая литература в избранных переводах. Сост. В.О.Нилендер. М.: Советский писатель, 1939. С.45-47. 2. Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х тт. М.:Советская энциклопедия, 1980. 3. Библия. 4. Бестужев-Лада И. В. Социальное прогнозирование. Курс лекций. – М., 2002 5. Ильин В. В. Философия: учебник. В 2 т. Т. 2. – Ростов н/Д, 2006. 6. Ясперс К. Истоки истории и ее цель / К.Ясперс. Смысл и назначение истории. М.:Прогресс,1991. С.28-287. Тема 3. Локально-цивилизационный подход Цивилизация как стадия (после варварства или культуры) и цивилизация как культурное единство обществ. "Закат Европы" О.Шпенглера. Культура и цивилизация. Первофеномены. Понимание цикличности. Характеристика "фаустовской культуры". "Исследование истории" А.Тойнби. Механизм "вызов-ответ" и объяснение фаз жизненного цикла цивилизаций. Роль элиты и массы, внешнего и внутреннего пролетариата. Концепция церкви как "куколки". Религиозная концепция прогресса. "Конец и вновь начало" Л.Н.Гумилева. Понятие этноса. Пассионарность. Объяснение фаз жизненного цикла. Литература: Гумилев Л. Н. Конец и вновь начало: Популярные лекции по народоведению. СПБ., 2002. Тойнби А. Постижение истории. М.:Прогресс,1991. Шпенглер О. Закат Европы.Т.1.Новосибирск: Наука,1993. Тема 4. Социалистические утопии «Утопия» Томаса Мора. «Город Солнца» Т. Кампанеллы. Р. Оуэн, А. Сен-Симон, Ш. Фурье. Особенности социалистического учения. «Манифест Коммунистической партии», «Капитал» Маркса. Ф. Энгельс: «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Становление научного коммунизма. Формационный подход. Издержки формационности. Литература: Ильин В. В. Философия: учебник. В 2 т. Т. 2. Ростов н/Д, 2006. Приведенные в программе произведения Тема 5. Линейно-цивилизационный подход Исторические, политические и экономические условия формирования парадигмы технического прогнозирования во второй половине ХХ века. Категории стран концепция будущего по Г. Кану и А. Винеру. «Противоречия культуры капитализма» и «Постиндустриальное общество: эволюция идей» Д. Белла. «Футурошок». «Антифутурологические волны» А. Тоффлера. Римский клуб и его роль в исследовании проблематики будущего. «Пределы роста» Д. Мероуза. Литература: Бестужев-Лада И. В. Социальное прогнозирование. Курс лекций. – М., 2002 Тема 6. Современный этап развития исследований будущего Глобалистика. Глобальные проблемы человечества. «Экопессимисты» и «технооптимисты». Ф. Фукуяма и А. Печчеи. Альтернативистика: идея радикального изменения системы ценностей. Литература: Бестужев-Лада И. В. Социальное прогнозирование. Курс лекций. – М., 2002 Дилигентский Г.Г."Конец истории" или смена цивилизаций // Вопр.филос.1991, № 3. С.29-42 Тема 7. Осмысление места России в мире Проблематика философии истории в России. "Философические письма" П.Я.Чаадаева. Западники и славянофилы."Россия и Европа" Н.Я.Данилевского, понятие культурно-исторического типа и законы исторического развития. «Евроазийство». Понятие «лимитрофного» положения России. Современное положение России. Столкновение панидей. Литература: Ильин В. В. Философия: учебник. В 2 т. Т. 2. – Ростов н/Д, 2006. Розов 1997а - Розов Н.С. Три направления мирового развития: Россия на перепутье // Философия и общество, 4, 1997, с.161-199. Тема 8. Философская антропология Человек в мире. Проблема антропогенеза. Антропосфера. Экзистенция. Ареалы экзистенции. Экология человека. Коммуникация. Топография самости человека. Литература: Гуревич П.С. Философия человека. - Ч. 2. М., 2001. Ильин В. В. Философия: учебник. В 2 т. Т. 2. – Ростов н/Д, 2006. Фромм Э. Иметь или быть. М. , 1990. Франкл В. В поисках смысла. М., 1990. Тема 9. Нашумевшие теории о человеке З. Фрейд и начало психоанализа. Id, Ego, Superego. Роль бессознательного в человеке. Защитные механизмы. Продолжатели: К. Г. Юнг и Э. Берн. Идея сверхчеловека Ф Ницше. Теория мотивации А. Маслоу. Базовые потребности. Самоактуализированные люди. Любовь и самоактуализация. Литература: Маслоу А. Мотивация и личность. М., 2001. Берн Э. Люди, которые играют в игры. Игры, в которые играют люди. Ницше Ф. Сочинения в двух томах: -- Пер. с нем. – Составления и примечания К. А. Свасьяна. – М. : «РИПОЛ КЛАССИК», 1998. Тема 10. Социальная философия Социогенез. Социализация и аккультурация. Рычаги аккультурации. Индивидуализация. Самооценка. Отчуждение. Социальная ориентация личности: конформизм, тоталитаризм, апологетизм, гуманизм. Аутизм. Социальная рефлексия. Гуманитарная парадигма. Литература: Гуревич П.С. Философия человека. - Ч. 2. М., 2001. Ильин В. В. Философия: учебник. В 2 т. Т. 2. Ростов н/Д, 2006. Тема 11. Гносеология. Гносеология и ее предмет. Античный скептицизм: Гераклит, Парменеид, Сократ. Рационализм и скептицизм Р. Декарта и Д Юма. Сенсуализм и идеализм Д. Беркли. Д. Локк как представитель эмпиризма. Границы познаваемости мира по И. Канту. Литература: Гудинг Д., Леннокс Дж. Мировоззрение: Человек в поисках истины и реальности. Ярославль, 2004. Ильин В. В. Философия: учебник. В 2 т. Т. 1. – Ростов н/Д, 2006. Тема 12. Аксиология. Предмет аксиологии. Ценностное сознание. Этос. Обосновании гуманитарных норм. Мир ценностей. Ценности жизни. Ценностный акт. Деонтология. Классификация ценностей африканской, мусульманской, восточной, западной культур и черной культуры Америки. Литература: Гуревич П.С. Философия человека. - Ч. 2. М., 2001. Ильин В. В. Философия: учебник. В 2 т. Т. 2. Ростов н/Д, 2006. Тема 13. Основы мировых религий Происхождение. История развития. Ареал распространения. Основы вероучения. Религиозные книги. Основные праздники и обряды. Основные направления и их особенности. Литература: Гараджа В.И. Религиоведение. Пособие для студентов пед. вузов. – М.: 1994. – 388 с. Тема 14. Эпистемология Предмет эпистемологии. Генезис науки. Статус науки. Критерии научности. Ареалы науки: протонаука, архаика, классика, не классика, неонеклассика. Динамика науки. Литература: Ильин В. В. Философия: учебник. В 2 т. Т. 1. Ростов н/Д, 2006. В результате изучения обществознания на профильном уровне ученик должен знать/понимать
уметь
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
В ходе изучения курса учащиеся должны приобрести опыт познавательной и практической деятельности:
Автор программы – учитель обществознания МОУ «Гимназия №1», сетевой учитель Ядринского УМО Сергеев С. Д. |
Учебно-методический комплекс специального курса «Проблема человека в Древнегреческой философии» Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры истории философии факультета философии и культурологии юфу от 28. 12. 06 (протокол... | Элективный курс «Историческая личность» пояснительная записка программа... Ловечества. Учитывая сложность вопроса об исторических личностях, их роли в истории, учащимся полезно будет разобраться, чем объясняется... | ||
Программа элективного курса по биологии "Здоровье человека и окружающая среда" Лекционная и практическая части курса предполагают широкое использование видеофильмов, слайдов, сети Интернет, наглядных пособий.... | Программа элективного курса «Проблемы безопасности на современном этапе» Учитывая, что социально-экономическое развитие общества приводит к появлению новых видов опасностей, как для здоровья общества в... | ||
Программа элективного курса по истории для 11 класса Составитель:... Программа элективного курса «Современная Россия на рубеже XX – начала XXI века» предназначена для учащихся 11-х классов, стремящихся... | Программа элективного курса «Питание и здоровье» (10-11 кл.) Поэтому формирование у учащихся правильного представления о природе питания человека одна из главных задач биологии. Наиболее систематично... | ||
Методические рекомендации и планы семинарских занятий раскрывают... «человек – природа (Космос)», «человек – общество», «человек государство», «человек – человек». И очень важно подчеркнуть, что жизненное... | 1. Философия, её предмет и предназначение. Роль философии в жизни... Будь осторожен, мой мальчик. Помни на каждом шагу печальный исход предыдущей экспедиции | ||
Паспорт рабочей программы элективного курса стр. 4 Структура и содержание элективного курса Рабочая программа элективного курса Введение в профессию является частью образовательной программы спо, входящей в состав укрупненной... | Рабочая программа составлена на основе элективного курса «Основы генетики человека» Рабочая программа составлена на основе элективного курса «Основы генетики человека» / авт. Г. П. Подгорнова. М.: Дрофа, 2006 | ||
Программа элективного курса предпрофильной подготовки «Русская Православная... Приложение Программа элективного курса предпрофильной подготовки «Русская Православная Церковь в истории России». Автор-составитель... | Программа элективного курса «Ключи к тайнам Клио». Разработана учителем... Цель курса: повысить интерес учащихся к истории как науке, добиться более углубленного ее изучения | ||
Движение new age как квазирелигиозная субкультура современного общества: религиоведческий анализ Работа выполнена на кафедре истории философии факультета философии и культурологии фгаоу впо "Южный федеральный университет" | Рабочая учебная программа элективного курса по биологии для 9 класса «Биосфера и человек» Целью курса является профилизация предмета биологии. В курсе отражены основные задачи биологических наук сохранение окружающей среды... | ||
Программа семинарских занятий по курсу философии. Под ред зав каф... В процессе изучения философии происходит знакомство с основными историческими типами философии и основной философской проблематикой,... | Рабочая программа элективного курса по биологии «экология человека» Программа элективного курса содержит новые понятия и материалы, не содержащиеся в изучении предмета экология. Программа включает... |