Власть и Русская Православная Церковь на Дону





Скачать 453.36 Kb.
НазваниеВласть и Русская Православная Церковь на Дону
страница1/3
Дата публикации22.01.2015
Размер453.36 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > История > Автореферат
  1   2   3


На правах рукописи

Горбачев Дмитрий Алексеевич

Власть и Русская Православная Церковь на Дону 1917-1923 гг.

Специальность 07.00.02. - «Отечественная история»

Автореферат

Диссертации на соискание ученой степени кандидата

исторических наук

Ростов-на-Дону- 2006


Диссертация выполнена на кафедре истории Отечества и кавказоведения Института повышения и переподготовки кадров Ростовского государственного университета.
Научный руководитель: доктор философских наук, профессор

Шевелев В.Н.
Официальные оппоненты: доктор исторических наук, профессор

Киселева Н.В.

кандидат исторических наук, доцент

Вартанян В.Г.
Ведущая организация: Новочеркасская мелиоративная академия.

Защита состоится 22 сентября 2006 года в 14-00 на заседании диссертационного совета Д.212.208.08. по историческим наукам при Ростовском государственном университете по адресу: 344 006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская ,160, аудитория № 34.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Ростовского государственного университета по адресу: 344 006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 148.

Автореферат разослан 22 августа 2006 г.
Учёный секретарь диссертационного совета

Доктор исторических наук

Профессор В.А. Сущенко


Актуальность исследования. Помимо острой необходимости объективного прочтения истории налицо очевидная актуальность проблемы взаимоотношений власти и Церкви. Перемены в государственно-политическом строе России после распада СССР существенно повлияли на место и роль религии и Церкви в общественной жизни страны.

В современной России происходит исторический процесс формирования новой политической системы, и поэтому необходимо осмыслить роль и место в ней религиозных объединений, определить их правовую и идеологическую составляющую в отношении государства к религии и конфессиональным объединениям. Особенное значение приобретает поиск диалога и сотрудничества власти и Церкви в ХХІ веке с целью построения демократического гражданского общества, способного защитить интересы носителей любой религии.

Поскольку в России наиболее многочисленной и доминирующей конфессией является Русская Православная церковь (РПЦ), то именно отношения с ней власти и является образцом государственного курса в религиозном вопросе. От характера этих отношений во многом зависит, установится ли диалог между обществом и властью, следовательно, гражданский мир и согласие. Оптимальная модель государственной политики в сфере отношений с религиозными конфессиями позволит новой российской государственности расширить свою социальную базу за счет верующих граждан, будет способствовать более гармоничному развитию всего общества. Игнорирование проблем взаимоотношений светской власти и Церкви, а также неразумное отношение к урокам истории (особенно советского периода 1917 –1991гг.) чревато социальными потрясениями, гражданскими войнами и разрушением единой целостности России. К тому же РПЦ в настоящее время проявила с новой силой свой духовно – нравственный и политический потенциал, превратившись в важный социальный институт, с которым активно взаимодействует государственная власть.

История России свидетельствует, что Церковь способствовала развитию государственности и ее укреплению, а также нередко содействовала ослаблению социальных и политических конфликтов в обществе.

Немаловажную значимость отношения власти и Церкви имеют для Ростовской области, где расположена столица ЮФО – Ростов-на-Дону. Ростовская область, как «ворота Северного Кавказа», представляет собой крайне разнообразный в религиозном и конфессиональном отношении регион России. Из-за этого религиозный и конфессиональный вопрос приобретает здесь особое значение для нормального функционирования государственных структур и социальных отношений. Поиск оптимальной модели государственной политики в сфере отношений с церковью – это действительно насущная потребность современной России.

ИСТОРИОГРАФИЯ

Историография проблемы исследования прошла в своем развитии два основных этапа: советский и постсоветский. Отдельно рассмотрена зарубежная историография.

Советский. В советской историографии проблемы взаимоотношений власти и церкви вплоть до середины 80-х гг. укладывались в идеологически выверенную схему. Любая Церковь рассматривалась не иначе, как идеологический враг государства, имеющий антисоветскую сущность. Согласно этим воззрениям отношения государства к Церкви строились на принципе противостояния двух систем. Деятельность РПЦ и прочих конфессий подвергалась постоянной и некорректной критике. Политика же государственных органов в отношении Церкви была вне всякой критики и обсуждению не подлежала. Методы работы ВЧК – ОГПУ – НКВД – КГБ огласке не подлежали, а деятельность РКП (б) и КПСС была канонизирована и незыблема со стороны исследователей. Сам взгляд на историю Церкви был сильно искажен. Репрессивные меры в отношении религии со стороны властей в данный период были заретушированы. Преследования духовных лиц и вандализм в отношении храмов представлялся «стихийным движением масс», а роль коммунистической партии в этом процессе умалчивалась. Преследования верующих отрицались, а изъятия церковных ценностей представлялись в виде меры, необходимой для борьбы с голодом. Священники однозначно представлялись как злостные противники изъятия ценностей, равнодушные к смерти голодающих людей. Суды над священниками представлялись в образе судов над контрреволюционными реакционерами и расхитителями церковных ценностей. Сама РПЦ была прочно записана в царскую, самодержавную, реакционную структуру, всемерно поддерживающую систему эксплуатации, проводимую царем, помещиками и капиталистами.

Первыми авторами работ по данной проблеме были высокопоставленные члены партии большевиков, исполняющие политический заказ советского руководства: И.И. Скворцов - Степанов, В.Д. Бонч -Бруевич, Е.М. Ярославский, П.А. Красиков, Н.К. Крупская, А.В. Луначарский.1 Эти авторы выполняли личное поручение Ленина, имеющее задачу создания и планирования государственной церковной политики. Стиль и содержание этих работ носили весьма поверхностный и околонаучный характер. Прежде всего, акцент делался на идеологический и демонстративный характер разоблачения «религиозного обмана». Здесь было мало серьезных теологических исследований, но много ярких и пестрых сатирических нападок на религию. Большую часть работ составляли так называемые «жареные факты», выполненные в духе желтой прессы, и откровенно безнравственные и хулиганские статьи, не имеющие этических рамок.. Верующие и духовенство открыто назывались оскорбительными эпитетами типа «дураки», «кликуши», «фанатики», «шайка», «хищные вороны» и т.п. Деяния Советской власти по отношению к Церкви рассматривались только положительно и идеологически безупречно. Красной нитью проходила идея о том, что Советская власть освобождает людей от «религиозного дурмана» и диктатуры «попов». Для этих работ характерны такие недостатки, как:

_____________________________________________________

1Скворцов-Степанов И.И. Религиозная контрреволюция 1918-1920 гг. и интервенция (очерки и материалы).- М. 1930; Бонч-Бруевич В.Д. Избранные произведения. 3 Т. М.: Изд-во Акад. Наук СССР ,1959; Он же. «Живая церковь» и пролетариат.- М. 1927;Ярославский Е.М. Против религии и церкви. Собрание сочинений. 5 Т.- М., 1935; Он же. О религии. М., 1958; Красиков П.А. На церковном фронте (1918-1923).- М., 1923; Крупская Н.К. Из атеистического наследия - М, Наука ,1964-307 с.; Луначарский А.В. Об атеизме и религии.- М.: Мысль,1972-509 с. Он же. Почему нельзя верить в Бога? - М, Наука,1965; Луначарский А.В. Христианство или коммунизм. Диспут А.В. Луначарского с митрополитом А.Введенским.- М., 1926.
малая источниковедческая база, поверхностный анализ, отсутствие плюрализма мнений, повышенная идеологизация и т.н., «бытовуха» - пересуды, слухи и явно нереальные истории (описание якобы имеющего место регулярного пьянства, дебошей, драк, внебрачных связей священников и т.п.). К примеру, из одного издания в другое кочевали рассказы о драках священников друг с другом при дележе ценностей или денег прихода. Либо не менее стойкий миф о том, что попы расставляли пулеметы на колокольнях и стреляли из них в красноармейцев. Настойчиво внедрялся образ священника в виде карикатурной личности: полный, с большой бородой и волосами, неопрятный, малограмотный и алчный. Внушалась идея о том, что поп – это злейший враг Советской власти, который всегда был и будет им по определению. Таким образом, историография 20-х годов носила поверхностный и крайне нарицательный характер. Работы носили более агитационный и полемический характер, нежели глубокую научную основу. Важно заметить, что в начале 20-х гг. было крайне малое количество работ по истории РПЦ, и те носили более идеологический, нежели исторический характер.

Наиболее значимыми были работы авторов: М. Горева, Н.М. Лукина,  Л.П. Дьякова, В. Рожицина, Б.В. Титлинова.1

В связи с активным ростом и развитием обновленческого движения в России появилась потребность в его идеологическом оправдании. Для этого один из лидеров раскола А.И. Введенский получил политический заказ на разработку научной концепции обновленчества, как новой ступени в эволюции православия. Таким образом требовалось доказать естественный процесс перехода от реакционной монархическо-буржуазной Церкви к новой фазе эволюции - коммунистической церкви. В своих работах Введенский попытался обосновать причины ареста и низложения Патриарха Тихона, а также раскрыть контрреволюционную сущность курса РПЦ.

Идеология работ Введенского была полностью разработана усилиями сотрудников ОГПУ и РКП (б), несмотря на то, что сам автор был весьма способным мыслителем и оратором.2

В 30-х гг. в советской историографии произошли перемены. Во-первых, работы начали носить научный и аналитический характер. Начался период фундаментальных исследований с использованием работ зарубежных исследователей проблем атеизма таких как: Ф. Энгельса, К. Маркса, Л. Фейербаха, Б. Спинозы, Д. Дидро, К. Гельвеция, Ж. Ламетри, С. Морешаля, П. Вольнея, Ж. Мелье. В 1932 году в СССР издавалось 10 антирелигиозных газет и 23 религиозных журнала, не считая различных брошюр, агитационных листовок и монографий.
___________________

1 Горев М. Голод и церковные богатства.- М.: , 1922.; Лукин Н.М. Революция и государство.- М.:, 1922; Он же. Церковь и государство.- М.:, 1922; Он же. О делах тихоновских.- М., 1922;  Дьяков Л.П. Советские законы о церкви.- Л., 1926; Рожицин В. Тихоновцы, обновленцы и контрреволюция. -М.:, 1926; Титлинов Б.В. Церковь во время революции.- М.:, 1923.

2 Введенский А.И. Церковь и революция. Пг.,1922; Он же. За что лишили сана бывшего патриарха Тихона. М., 1923; Он же. Церковь и государство: Очерк взаимоотношений церкви и государства 1918-1922 гг. М.,1923; Он же. Церковь патриарха Тихона, М.,1923.

Наибольшую известность получили исследования по истории Православной Церкви работы Н.К. Амосова, Н.М. Никольского, Б.П. Кандидова, Б.Д. Грекова.1 Этим работам так же отводилась роль выработки концепции государственной политики по отношению к Церкви и верующим. Авторы попытались изложить все противоречия между религией и наукой, чтобы показать тем самым несостоятельность религиозных воззрений. Религия изображалась все более в виде архаичных пережитков, заблуждений и суеверий, не имеющих реальной основы. Стандартные представления о государственном курсе в отношении РПЦ для того периода историографии были изложены в работах историка и публициста Б.П. Кандидова. РПЦ рассматривалась им как «оплот контрреволюции», а каждый священник как «агент и шпион». Отношение же Советского государства к РПЦ было в трактовке Кандидова безупречно справедливым и беспристрастным.

Среди крестьян и малограмотного пролетариата особое распространение получили стихи и частушки весьма грубой сатирической формы, высмеивающие религию и Церковь в СССР. В их текстах часто использовались ненормативная лексика и прямые оскорбления Церкви и духовенства.

В конце 1930-х годов появилась работа бывшего обновленца, митрополита Н.Ф. Платонова 2. Книга восхваляла религиозную политику Советского государства и носила явно заказной характер. Несмотря на все попытки автора убедить читателя в естественности появления и развития обновленчества в России между строк просматривался явно срежиссированный Советской властью оправдательный памфлет.

В 1938 году в Москве вышел сборник «Двадцатилетие отделения Церкви от государства» составленный из статей Ярославского Е.М., Шейнмана М., Путинцева. Ф. и других авторов, где были сформулированы основные положения взаимоотношений Советской власти и Церкви, выработанные за двадцать лет. Церковь представлялась в образе верного союзника монархии Романовых, которая призывалась последними для борьбы с вольнодумством и инакомыслием в России. Революция 1917 года была встречена РПЦ крайне враждебно, а вскоре духовенство полностью перешло на сторону контрреволюционных сил. Авторы полагали, что в борьбе с революцией все религии и конфессии сплотились в единую силу, забыв о внутренних разногласиях. Изъятия церковных ценностей рассматривались как естественная мера борьбы с голодом, а суды над священниками - как справедливое возмездие за поддержку Белой армии. Обновленчество представлялось в виде революционного преобразования в лоно Церкви, идущего от стремления народа и прогрессивного

_________________________________

1 Амосов Н.К. Октябрьская революция и церковь.- М.,1937; Он же. Антирелигиозная работа на пороге второй пятилетки.- М.,1932; Никольский Н.М. История русской церкви.- М., 1931; Кандидов Б.П. Религиозная контрреволюция 1917 - 1920 гг. и интервенция.- М.,1930; Он же. Церковно-белогвардейский Собор в Ставрополе в мае 1919 года.- М., 1930; Он же. Церковь и Гражданская война на юге.- М., 1931; Церковь и Октябрьская революция.- М.,1933; Он же. Голод в 1921 году и Церковь.- М., 1932; Греков Б.Д. Избранные труды.- М.: Изд-во Акад. Наук СССР, 1957-т.1-4.

2 Платонов Н.Ф. Православная церковь в 1917 – 1935 гг. // Ежегодник музея истории религии и атеизма. Т. 5., М. -Л.. 1961. 

духовенства иметь действительно справедливую Церковь с социалистическими догматами. Расстрелы духовных лиц, грубые изъятия церковных ценностей с вандализмом категорически отрицались как клеветнические измышления противников Советской власти. Позиция духовенства в годы Гражданской войны была расценена как крайне контрреволюционная и реакционная. Авторы не скрывали, что В.И. Ленин и большевики открыто, признавали Церковь своим противником, с которым они решили бороться всеми доступными средствами.

Период 1941 – 1945 гг. для советской историографии по данной теме был очень сложным. РПЦ в этот период рассматривалась как союзник Советской власти, и поэтому вся атеистическая пропаганда была приостановлена. Однако эту тему взялись активно разрабатывать германские оккупационные власти и советские граждане, перешедшие на сторону фашистов. Воинствующий атеизм большевиков стал весомым козырем в руках противников советской власти на Дону. В периодических изданиях оккупантов: «Голос Ростова», «Таганрогский вестник», , « Освобождение» (Миллерово) и прочих газетах и журналах регулярно печатались статьи о разрушениях церквей, убийствах священников и репрессиях верующих в СССР. Издатели сопровождали статьи фотографиями и иллюстрациями на данную тему. Пропаганда велась на высочайшем уровне, с привлечением талантливых авторов из местного населения. Издания активно пропагандировали курс германского командования направленный на сохранение и развитие РПЦ на оккупированных территориях СССР. Однако характер публикаций имел двойственный характер. С одной стороны авторы описывали действительно имевшие место факты воинствующего атеизма Советской власти. С другой стороны эти факты порой часто искажались и фальсифицировались. Несмотря на то, что большую роль в антисоветской пропаганде на Дону играли казаки-эммигранты во главе с П.Н. Красновым, в конечном итоге пропаганда строилась на позициях атеистического германского национал - социализма. Интересы РПЦ полностью игнорировались, и использовались оккупационными властями в своих интересах.

В послевоенный период, особенно после смерти Сталина, началась новая волна репрессий в отношении РПЦ, продолжавшаяся вплоть до времен Перестройки второй половины 80-х гг. ЦК Политбюро потребовало свернуть прежние отношения государства с РПЦ и взять курс она продолжение построения атеистического государства. Произошла реставрация репрессивного курса в отношении религии в духе 20-30 – х. гг. ХХ съезд КПСС и Пленум ЦК КПСС в июнь 1957 года постановили о начале новой кампании борьбы с религией в СССР. В связи с этим началась активизация исследований в области атеизма и взаимоотношений РПЦ и Советской власти в СССР. В это время было выпущено большое количество атеистической литературы, в том числе посвященной и Донскому региону, однако, на период 1917-1923 гг. было наложено табу. Тема фактически была закрыта для изучения по причине особой остроты и драматизма. Доступ к архивным документам был практически запрещен, а сама тема была явно «не политкоррекктной и не актуальной».

Из общесоюзных следует отметить работы С.В. Бахрушина, Е.С. Варичева, Ф.И. Гарковенко,  Н.С. Гордиенко,  Б.Д. Грекова, К. Зайцева В.Ф. Зыбковца, А.И. Иванова, И.К. Лобазова, И.А. Крывелева, В.А. Куроедова, И.А. Макатова, Р.Ю. Плаксина. 1

Авторы использовали в своих работах идеологически выверенные за предыдущие десятилетия шаблоны и штампы советской историографии, не вводя в научный оборот архивные источники и новый фактический материал.

Характер церковно-государственных отношений грубо искажался и фальсифицировался, а РПЦ по сложившейся традиции рассматривалась только как реакционная и контрреволюционная организация.

Активно использовался тезис об «антинародной сущности» РПЦ и полного кризиса её авторитета в народном сознании. Положительным аспектом того периода стало изучение обновленческого раскола, как левой оппозиции внутри РПЦ и вопросов атеизма в СССР в региональном аспекте, что выразилось в написании целого ряда научных работ.

Таким образом, к началу Перестройки в советской историографии наметился явный всплеск интереса к данной тематике. В 1988 году после празднования тысячелетия крещения Руси и начала диалога М.С.Горбачёва с патриархом Пименом начался новый этап взаимоотношений власти и РПЦ в СССР. Заявленный правительством курс на гласность и плюрализм мнений побудил исследователей к изучению данной проблематики без прежних идеологических штампов. Однако, отсутствие доступа к архивам не позволило сделать прорыв в изучении проблем отношений власти и Церкви. Положительным явлением стало прекращение противостояния Советской власти и РПЦ, и начало активного поиска путей диалога между ними. Основным достижением стало признание особой роли РПЦ в СССР, имеющей

___________________________________

1 Бахрушин С.В. Научные труды. - М.: Изд-во АН СССР,1955-т.1-4.; Варичев Е.С. Православная Церковь. История и социальная сущность – М.:Сов.Россия,1982-192 с.; Гарковенко Ф.И. Внутрицерковная и междуцерковная борьба в православии в период социальной революции // Религия и идеологическая борьба.- М.:, 1974; Гордиенко Н.С. Эволюция русского православия. 20-80-е годы ХХ столетия.- М.:,1984. Он же. Современное православие.- М.:1968; Он же. Чему учат с амвона?- Л.,1975;  Греков Б.Д. Избранные труды. - М.: Изд-во Акад. Наук СССР,1957-т.1-4; Зайцев К. (протоиерей) Время святителя Тихона.- М.:,1969; Зыбковец В.Ф. Национализация монастырских имуществ в Советской России (1917-1921).-М.:,1975; Иванов А.И., Лобазов И.К. Политика Советского государства по вопросам религии и церкви.- М.:, 1973.; Крывелев И.А. Русская Православная Церковь в первой четверти ХХ века.- М.: Знание,1982-64с., 1982; Куроедов В.А. Религия и Церковь в Советском государстве.- М.:  1984; Макатов И.А. Советское государство и религия.- Махачкала.:, 1962; Плаксин Р.Ю. Церковная контрреволюция 1917-1923 гг. и борьба с ней. – М.:, Наука, 1968-192 с.; Он же. Тихоновщина и её крах: Позиция православной церкви в период Великой октябрьской революции и Гражданской войны. - М.:Наука,1968-192 с. 

для истории советского государства важнейшее значение. Это подтвердилось прекращением любых преследований со стороны КПСС и КГБ, что привело к массовому росту числа верующих в СССР. Отношения ученых разделились на несколько течений. Одни продолжали по инерции преподносить деятельность РПЦ как антисоветскую и реакционную, вторые рискнули кардинально пересмотреть историю взаимоотношений власти и Церкви в СССР, воспользовавшись периодом перемен. Однако, большая часть исследователей заняла выжидательную позицию, ограничиваясь изучением либеральной темы крещения Руси и её итогов. По этой причине вклад в изучение данной темы в период 1985 - 1991 гг. был весьма скромным, за исключением роста интереса к истории РПЦ. Лишь в некоторых работах того времени затрагивались глубинные процессы отношений власти и церкви в 1917-1923 гг. Наиболее характерными работами того периода были работы Гордиенко Н.С., Вострышева М.И., Барменкова А.И., Бабинова Ю.А., Алексеева В.А., Одинцова М.И., Емелях Л.И.1

Подводя итоги, отметим, что за весь период существования советского государства не было создано монументального и обобщающего исследования на тему взаимоотношений власти и церкви на Дону в период 1917 - 1923 гг. ,
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Власть и Русская Православная Церковь на Дону iconУчебно-методический комплекс дисциплины «История мировой и отечественной культуры»
Формирование изоляционизма в сознании русских людей. Золотая Орда и православная церковь. Литературная деятельность Серапиона. Русская...
Власть и Русская Православная Церковь на Дону iconПрограмма элективного курса предпрофильной подготовки «Русская Православная...
Приложение Программа элективного курса предпрофильной подготовки «Русская Православная Церковь в истории России». Автор-составитель...
Власть и Русская Православная Церковь на Дону iconРусская православная церковь и власть в годы гражданской войны в...
Целью дисциплины является повышение уровня нравственной просвещенности, разобраться в сложностях внутреннего «Я», приобщиться к опыту...
Власть и Русская Православная Церковь на Дону iconКофанов Л. Л. Дигесты Юстиниана
Васильева О. Ю., Кудрявцев И. И., Лыкова Л. А. Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. Сборник...
Власть и Русская Православная Церковь на Дону iconЦерковь и государство в конце XV начале XVI века
Она поддерживала гибкую политику вынужденного союза с Золотой Ордой Александра Невского, вдохновляла Дмитрия Донского на Куликовскую...
Власть и Русская Православная Церковь на Дону icon«Власть и церковь. Церковный раскол»
...
Власть и Русская Православная Церковь на Дону iconТема Власть и церковь. Церковный раскол
Прочти пункт «Усиление разногласий между церковной и светской властью» и запиши основную суть этих разногласий
Власть и Русская Православная Церковь на Дону iconПлан. Первые Романовы. Утверждение самодержавия и крепостного права....
Боярская дума, приказы, Соборное уложение, крепостничество, самодержавие, старообрядчество, церковная реформа, мануфактура, барокко,...
Власть и Русская Православная Церковь на Дону iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сегодня – 25 января, Татьянин день! Сегодня Православная церковь чтит память святой мученицы Татьяны Крещенской
Власть и Русская Православная Церковь на Дону iconРусская православная Церковь Отдел религиозного образования и катехизации...
Преподавание православной культуры в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации: сборник материалов и документов — М.:...
Власть и Русская Православная Церковь на Дону iconУчебному предмету "православная культура" учителя истории и обществознания...
«Православная культура» для 7 классов (далее Рабочая программа) разработана на основе авторской программы В. Д. Скоробогатова, Т....
Власть и Русская Православная Церковь на Дону iconУчебному предмету "православная культура" учителя истории и обществознания...
«Православная культура» для 5 классов (далее Рабочая программа) разработана на основе авторской программы В. Д. Скоробогатова, Т....
Власть и Русская Православная Церковь на Дону iconУчебному предмету "православная культура" учителя истории и обществознания...
«Православная культура» для 6 классов (далее Рабочая программа) разработана на основе авторской программы В. Д. Скоробогатова, Т....
Власть и Русская Православная Церковь на Дону iconУчебному предмету "православная культура" учителя русского языка...
«Православная культура» для 6 классов (далее Рабочая программа) разработана на основе авторской программы В. Д. Скоробогатова, Т....
Власть и Русская Православная Церковь на Дону iconУчебному предмету «православная культура» учителя русского языка...
Рабочая программа по учебному предмету «Православная культура» для 9 класса разработана на основе Учебной программы «Православная...
Власть и Русская Православная Церковь на Дону iconУчебно-методический комплекс дисциплины по выбору сд. В1 «Российское...
Цель дисциплины по выбору – познакомить студентов с историей Русской православной церкви в контексте ее взаимоотношений с государственной...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск