Скачать 261.26 Kb.
|
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия № 22 города Калининграда Рабочая программа «История» для 6 класса уровень базовый один год обучения Количество часов по учебному плану: в неделю 2 часа в год 70 часов, из них резервных – 2 Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО), на основе рабочей программы «Программы основного общего образования 5-9 классы по истории» Авторы: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, Е.В. Агибалова, Г.М. Донской, издательство «Просвещение» , 2011 г. Адрес в интернете www.drofa.ru. Пояснительная записка Рабочая программа предназначена для изучения истории в основной школе гимназистами 6 класса, соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /Стандарты второго поколения / М.: «Просвещение», 2011). Сроки реализации программы: 2013-2014 год (6 класс). Программа составлена на основе примерной программы по учебным предметам. История 5 - 9 классы (Примерная программа по учебным предметам. История 5-9 классы/ Стандарты второго поколения/ М.: Просвещение, 2010. – стр. 94). В основу программы заложено два курса: «История России» (40 часов) и «Всеобщая история» (28 часов). В рамках курса «Истории России» программа разработана применительно к учебной программе: История России.6-9 классы / авт.-сост. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина – М. «Просвещение». 2011, рекомендованной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, реализуется по УМК А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной:
Относительно курса «Всеобщая история» программа ориентирована на линию учебников по Всеобщей истории:
Структура рабочей программы соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /Стандарты второго поколения /М.:«Просвещение»,2011). Разделы: «Содержание учебного предмета» (5-9 классы) и «Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности. Цели и задачи изучения истории в школе на ступени основного общего образования формулируются в виде совокупности приоритетных для общества ценностных ориентаций и качеств личности, проявляющихся как в учебном процессе, так и в широком социальном контексте. Главная цель изучения истории в современной школе – образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся. Таким образом, учитывая: главную цель изучения истории в основной школе определена цель программы (согласно, Примерной программе по учебным предметам. История 5-9 классы/ Стандарты второго поколения/ М.: Просвещение, 2010.): - овладение учащимися знаниями об основных этапах развития развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе. Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся класса и специфики классного коллектива. Реализация программы началась в сентябре 2013 года с учащимися 6 -х классов. Важным фактором психического развития в подростковом возрасте является общение со сверстниками, выделяемое в качестве ведущей деятельности этого периода. Отношения в группе сверстников, ее ценности играют большую роль в развитии подростка. Стремление подростка занять удовлетворяющее его положение среди сверстников сопровождается повышенной конформностью к ценностям и нормам этой группы. Поэтому характеристики этой группы, формирование коллектива класса и других групп, в которые входит подросток, имеют существенное значение. Учитывая перечисленные особенности важно организовать продуктивную работу учащихся в парах и группах. В работе с детьми будет применяться индивидуальный подход как при отборе учебного содержания, адаптируя его к интеллектуальным особенностям детей, так и при выборе форм и методов его освоения, которые должны соответствовать их личностных и индивидным особенностям: дефицит внимания, медленная переключаемость внимания, недостаточная сформированность основных мыслительных функций (анализ, сравнение, выделение главного), плохая память. С учётом этих особенностей в содержание уроков включён материал повышенного уровня сложности, предлагаются дифференцированные задания как на этапе отработки УУД, так и на этапе контроля. Общая характеристика учебного предмета Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Отбор учебного материала для содержания программы осуществлен с учетом целей и задач истории в основной школе, его места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся 6 классов, особенностей их социализации, а также ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета. Основу школьных курсов истории составляют следующие содержательные линии: 1.Историческое время – хронология и периодизация событий и процессов. 2.Историческое пространство - историческая карта России и мира, ее динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества. 3.Историческое движение:
Главная (сквозная) содержательная линия курса – человек в истории. В связи с этим особое внимание уделяется характеристике условий жизни и быта людей в прошлом, их потребностям, интересам, мотивам действий, картине мира, ценностям. Содержание учебного предмета «История» для 6 классов изложено в виде двух курсов «История России» (занимающего приоритетное место по объему учебного времени) и «Всеобщая история». Курс «История России» дает представление об основных этапах исторического пути Отечества. Важная мировоззренческая задача курса заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории. В курсе «Всеобщая история» рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в рамках цивилизации, прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого. Описание места учебного предмета в учебном плане Предмет «История» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 6 классах в общем объеме 70 часов, по 2 часа в неделю. Примерная структура каждого типа урока по фГОС 1. Структура урока усвоения новых знаний: 1) Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3) Актуализация знаний. 4) Первичное усвоение новых знаний. 5) Первичная проверка понимания 6) Первичное закрепление. 7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 8) Рефлексия (подведение итогов занятия) 2 Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления). 1) Организационный этап. 2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний. 3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 4) Первичное закрепление в знакомой ситуации (типовые) в изменённой ситуации (конструктивные) 5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания) 6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 7) Рефлексия (подведение итогов занятия) 3. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения) 1) Организационный этап. 2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач. 3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 4) Актуализация знаний. с целью подготовки к контрольному уроку с целью подготовки к изучению новой темы 5) Применение знаний и умений в новой ситуации 6) Обобщение и систематизация знаний 7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. 8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 9) Рефлексия (подведение итогов занятия) 4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений 1) Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3) Актуализация знаний. 4) Обобщение и систематизация знаний Подготовка учащихся к обобщенной деятельности Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы). 5) Применение знаний и умений в новой ситуации 6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. 7) Рефлексия (подведение итогов занятия) Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу 5. Структура урока контроля знаний и умений 1) Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика). Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура 4) Рефлексия (подведение итогов занятия) 6. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков. 1) Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений. В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения. 4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 5) Рефлексия (подведение итогов занятия) 7. Структура комбинированного урока. 1) Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3) Актуализация знаний. 4) Первичное усвоение новых знаний. 5) Первичная проверка понимания 6) Первичное закрепление 7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. 8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 9) Рефлексия (подведение итогов занятия) В результате изучения курса истории учащиеся должны уметь:
При проведении уроков применяются технологии поддерживающего обучения (традиционное обучение), игровые, личностно- ориентированные, информационные (компьютерные). Методы обучения: частично – поисковый, беседа, обсуждение, игра, работа с источниками и другие. Дозирование домашнего задания соответствует возрастным особенностям обучающихся. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества:
Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах:
Предметные результаты изучения истории учащимися 6 классах включают:
Методы, приемы, формы организации учащихся на уроках истории На уроках истории используются современные технологии обучения: педагогика сотрудничества, тестовые технологии, личностно-ориентированное обучение, информационно-коммуникативное обучение. Методы: словесные, наглядные, практические, методы контроля и самоконтроля; поисковые, индуктивные, дедуктивные, проектный метод обучения Приемы: чтение текста учениками, беседа, дискуссия по проблеме, разработка проекта в рамках освоения нового материала. Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, самостоятельная работа. Виды уроков: Уроки теоретического разбора темы по заданному алгоритму; Урок с элементами лекции; Уроки-зачеты; Уроки- практикумы; Уроки изучения нового материала с мультимедийным сопровождением; Уроки обобщения и закрепления изученного материала; Уроки контроля знаний. Формы контроля: виды разбора, устные сообщения, зачеты, письменные работы, тестирование, сочинения разнообразных жанров. Темы рефератов и докладов по истории средних веков 1. Личность Хлодвига. 2. Как жили в монастыре. 3. Каким был Карл Великий. 4. Что ели средневековые люди? 4. Военные походы викингов. 5. Юстиниан I. 6. Ремесло и искусство Византии. 7. Как одевались в ср/в? 8. Арабское войско. 9. Брак согласно шариату. 10. Жизнь в деревне в раннее средневековье. 11. Мода средневековой Европы. 12. Ледовое побоище – часть крестового похода. 13. Филипп IV Красивый. 14. Итальянские города-государства 15. О начале столетней войны Темы проектов «Образ прекрасного рыцаря – верен ли он?» « Образованный и культурный человек сегодня и в средние века - одно и то же? » Темы рефераов, докладов, сообщений по истории России 1. Александр Невский – великий полководец. 2. Битва на Куликовом поле. 3. Верования древних славян. 4. Влияние ордынского владычества на русскую культуру. 5. Грюнвальдская битва. 6. Княгиня Ольга – первая княгиня на Руси. 7. « Москва – Третий Рим ». 8. Опричнина 9. Особенности культуры Древнерусского государства. 10. Русские оборонительные укрепления от набегов кочевников. 11. Нравственные качества русских людей. 12. Центры политической жизни Руси в XIII веке. 13. Чингисхан – Великий хан. УМК Учебно-методический комплект для обучающегося: 1.Учебник Е.В.Агибалова, Г.М.Донской. «История средних веков» 6 класс, М., Просвещение, 2012 г. 2. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. С древнейших времен до конца XVI века. Учебник. М., 2010. 3. Симонова Е.В. История государства и народов России. Методическое пособие к учебнику А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной. М., 2005. 4. Серов Б.Н., А.М. Гаркуша, М.В. Лескинен. Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс. М., 2006. Дополнительная литература: 1. Всемирная история. История средних веков. Учебное пособие. Сост. Журавлёва И.А. ТулГУ, 2007. 2. История средних веков. Под ред. Н.Ф. Колесницкого. М., 1986. 3. История средних веков. В 2-х томах. Под ред. Карпова С.П. М., 2000. 4. История Средних веков. Кн.1. От падения Западной Римской империи до Карла Великого (476-768 гг.) Сост. Стасюлевич М.М. М, 2001. 5. История Средних веков. Кн.2. От Карла Великого до Крестовых походов (768–1096 гг.) Сост. Стасюлевич М.М. М, 2001. 6. История Средних веков. Кн.3. Крестовые походы (1096-1291 гг.) Сост. Стасюлевич М.М. М., 2001. 7. Йегер Оскар Всемирная история. В 4-х томах. М., 2001-2002. 8. Поляк Г.Б., Маркова А.Н. Всемирная история. Учебник для вузов. М., 2000 9. Хлевов А. Краткая история Средних веков. Эпоха, государства, сражения, люди. М., 2008.
|
Рабочая программа по математике 2 ступень, базовый уровень, 5 класс... Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе по математике для общеобразовательных школ. Рабочая программа... | Рабочая программа учебного курса по Изобразительное искусство для... М.: Просвещение, 2009. Рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта 2010года.... | ||
Рабочая программа курса экологии в 7 классе Авдеенко И. В., учитель... Рабочая программа предназначена для изучения экологии в 7-х классах основной школы | Рабочая программа по курсу обществознание 9 класс Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта... | ||
Пояснительная записка рабочая программа учебного курса русского языка... Рабочая программа предназначена для изучения русского языка на базовом уровне. В связи с тем, что учебный план школы предусматривает... | Рабочая учебная программа по математике 7 Рабочая учебная программа учебного предмета «Математика» (далее Рабочая учебная программа) составлена на основании сборника нормативно-правовых... | ||
Рабочая программа по внеурочной деятельности направление художественное творчество Рабочая программа проектной видеостудии «Сам себе режиссер» разработана с учетом Программы воспитания и социализации обучающихся... | Рабочая программа по биологии для 7 класса на 2014 2015 учебный год «Животные», авторы Константинов В. М., Кучменко В. С., Пономарева И. Н рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов. В ней предусмотрено... | ||
Рабочая программа по обществознанию 9 класс Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта... | Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями гос впо... Н. А. Балюк. Организация транспортного сервиса: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 100100.... | ||
Рабочая программа педагога эрдыниева александра жаргаловича II квалификационная... Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта... | Рабочая программа «биология. Бактерии. Грибы. Растения» 6 класс. Пояснительная записка Рабочая программа составлена с учётом примерной программы основного общего образования по биологии, учебному плану маоу партизанская... | ||
Рабочая программа учебного предмета «История» предназначена для 9-го... Данная рабочая программа и поурочное планирование курса геометрии для одиннадцатых классов отражает практику работы в классах старшей... | Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ:... ... | ||
Рабочая программа по музыке 8-9 класс «Музыка» разработана на основе программы «искусство. Музыка 5—9 классы. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений». Авторы:... | Рабочая программа ориентирована на решение следующих учебно-методических... Предлагаемая рабочая программа по географии адресована 6-7 классам основной школы. Рабочая программа опирается на государственный... |