Кафедра всеобщей и отечественной истории Программа дисциплины





Скачать 309.83 Kb.
НазваниеКафедра всеобщей и отечественной истории Программа дисциплины
страница1/3
Дата публикации20.02.2015
Размер309.83 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > История > Программа дисциплины
  1   2   3
Министерство экономического развития и торговли

Российской Федерации

Государственный университет - Высшая школа экономики

Факультет прикладной политологии


Кафедра всеобщей и отечественной истории
Программа дисциплины

ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВРЕМЕННЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ

для направления 030200.62 «Политология» подготовки бакалавра)

Автор: д. и. н., проф. Рябинин А.Л.

Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры


по истории всеобщей и отечественной истории

Председатель Зав. кафедрой

Поляков Л.В. Васильев Л.С.

_____________________________ ________________________________

«_____» __________________ 200 г. «____»_____________________ 200 г

Утверждена УС факультета

Прикладной политологии

Ученый секретарь

Орлов И.Б.

_________________________________

« ____» ___________________200 г.

Москва 2008


. Пояснительная записка:

Актуальность курса состоит в том, что различные политические конфликты обусловлены совершенно различными причинами: экономическими, конфессиональными, геополитическими, цивилизационными и т. д. И если некоторые из таких конфликтов, например, обусловленные экономическими причинами, с изменением экономической ситуации, в принципе имеют решение, то конфессиональные, а тем более цивилизационные противостояния – имеют стойкий, длительный характер, а иногда (например, палестинский конфликт) – в принципе не разрешимы. Хотя бы приблизительная типологизация политических конфликтов с точки зрения их исторической обусловленности, с точки зрения коренных исторических противоречий, которые они затрагивают, даст возможность слушателям этого курса лучше ориентироваться в происходящих политических событиях и понимать возможности, трудности, а в некоторых случаях и принципиальную невозможность разрешения различных типов конфликтов.

Новизна курса состоит в том, что в нем в систематизированном виде и в комплексе впервые рассматриваются исторические основы современных политических конфликтов.

Целью курса является обретение у студентов навыков ориентации в степени сложности современных политических конфликтов и понимание трудностей их разрешения.

Курс рассчитан на студентов второго курса факультетов политологии, журналистики и социологии.

Место курса в образовательном процессе в ВШЭ определяется его связью с читаемыми на факультетах учебными дисциплинами исторического, политологического и социологического профиля.

Связь с другими курсами обеспечивается широким привлечением конкретного исторического материала, который может быть использован в преподавании этих предметов.

В результате изучения курса «Исторические основы современных политических конфликтов»

студент должен:

знать учебный материал, предусмотренный данной программой, обязательную литературу историческим основам современных политических конфликтов,

по истории повседневности в новое время, тенденции социального развития народов Запада и Востока в новое время;

иметь представления об основных направлениях развития науки об истории повседневности на современном этапе;

уметь искать и систематизировать найденный материал по истории повседневности в новое время, а также оперировать полученными в процессе усвоения данного курса знаниями;

обладать навыками написания письменных реферативных работ, анализа и критики источников, теорий и концепций по истории повседневности.

Тематический план учебной дисциплины:

Курс объемом 216 часов читается для студентов 1-и 2 курсов. Он составляет 88 аудиторных часов и рассчитан на два модуля, включая лекционные (60 часов) и семинарские занятия (28 часов) Формы рубежного контроля и структура итоговой оценки:
Текущий контроль, помимо опросов на семинарских занятиях, включает подготовку докладов и их обсуждение, а также написание реферата объемом 10 тыс. знаков (5-6 страниц машинописного теста, набранного 12 кеглем с полуторным интервалом). Студентам предлагается написать работу по проблемам истории повседневности различных народов в новое время.

Обязательные требования к тексту:


  • ясность изложения;

  • отсутствие логически несовместимых утверждений;

  • полнота раскрытия темы;

  • богатство фактологического материала;

  • четкая структурированность материала

  • грамотное оформление научно-справочного аппарата:


Итоговый контроль представляет собой сдачу устного зачета в конце модуля.

Итоговая оценка по факультативу складывается из своевременной сдачи студентом всех форм промежуточного контроля и оценки за устный зачет.

Структура итоговой оценки составляет:

1) устный зачет – 50%;

2) написание реферата – 30%;

3) посещение и работа на семинарах – 20%.





Название темы

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Семинар. занятия

1

Палестинский конфликт и его исторические основания

14

4

0

10

2

Ирано-иракский конфликт и его исторические основы

12

2

2

8

3

Курдская проблема и ее исторические основы

12

2

2

8

4

Индо-пакистанский конфликт и его исторические основы

14

4

2

8

5

Мусульманско-христианский (анимистский) конфликт в Судане и его исторические основы

14

4

2

8

6

Католико-протестантский конфликт в Белфасте и его исторические основы

14

4

2

8

7

Валлоно-фламанский конфликт и его исторические основы

14

4

2

8

8

Квебекский конфликт и его и исторические основы

14

4

2

8

 

Всего

108

28

14

66



Тема №1.
Палестинский конфликт и его исторические основы
До-еврейское население в Палестине: хананейцы и аморейцы. Нашествие филистимлян. Расселение 12 еврейских «колен» на территории Палестины.

Царство Давида и Соломона. Разделение единого государства Давида-Соломона в 926 г. на два небольших государства – южное, Иудейское и северное, Израильское. Уничтожение в 722 г. до х.э. ассирийским царем Саргоном II Израильского царства, а в 587 г. до х.э. вавилонским царем Навуходоносором II – Иудейского царства. Иудея в составе державы Ахеменидов. Палестина в эллинистическо-римский период. Создание государства Хасмонеев в результате Маккавейской войны 167-142 гг. до х.э.

Вхождение Иудеи, сохранившей внутреннюю автономию, в состав Римского государства в 63 г. до х.э. Преобразование Иудеи в 6 г. до х.э. в императорскую провинцию. Восстание зелотов 66 г. х.э. и Иудейская война 66-73 гг. Разрушение Храма и Города. Политика Адриана по искоренению иудейской обособленности. Вторая Иудейская война. Выселение евреев из Иерусалима и окрестностей в 135 г. и запрет приближаться к Городу чаще, чем 1 раз в году. Основание в Иерусалиме римской колонии Элиа Капитолина и возведение на месте разрушенного иудаистского Храма –

- храма Юпитера Капитолийского. Рассеяние еврейского народа по Римской империи. Переименование императором Константином Великим в IV в., после признания христианства, римской колонии Элии Кипитолины в город Иерусалим, ставший священным гордом, не только для Иудеев, но и для христиан. Иерусалим в составе Византийской (Восточно-Римской) империи.

Захват Иерусалима в 638 г. арабами в результате договора с горожанами-

-христианами. Проникновение в Палестину арабских кочевников и организация арабского общества на племенной основе. Поощрение ранними Умайадами возвращения евреев в Иерусалим и Палестину и гонения евреев поздними Умаяадами. Усиление гонений евреев (и христиан) при Аббасидах.

Улучшение полония евреев при Фатимидах (969-1099). Взятие Иерусалима крестоносцами и массовое «избиение» горожан (погибло – 20-30 тыс. чел.), как мусульман, так и иудеев. Первоначальный террор крестоносцев по отношению к еврейскому и мусульманскому населению (изгнание евреев из Иерусалима) и смягчение политики крестоносцев по мере упрочения власти крестоносцев. Призыв Салах-ад-Дина к евреям после завоевания Иерусалима в 1187 г. вернуться в Священный город. Провозглашение крупнейшим талмудистом Нахманидом (вторая половина XIII в.) поселение в Эрец-Исраэль священным долгом каждого еврея. Проведение политики религиозной нетерпимости в период правления мамлюков (1291-1516), увеличение в Палестине численности мусульман, основание новых медресе¸ и в то же время – с охранение еврейской иммиграции из Европы, особенно – после падения Константинополя. Благоприятная политика первых Османов в отношении евреев в Палестине (во второй половине XVI в. – их насчитывалось около 30 тыс. чел.). Усиление гонений в отношении евреев в XVII – XVIII вв. Усиление местных правителей Палестины и их противостояние Стамбулу. Переселение ими евреев из Иудеи в Галилею. Поход Наполеона из Египта в Палестину и возрождение внимания Европы к этой стране. Ухудшение положения ашкеназийской общины в связи с прекращением материальной поддержки со стороны российских и польских евреев во время наполеоновских войн. Малочисленность еврейского населения Палестины в начале XIX в. (5 тыс. евреев, преимущественно сефардов¸25 тыс. христиан и 270 тыс. мусульман – сунитов - из 300 тыс. – на 1800 г.). Удвоение численности евреев (10 тыс.) - к середине XIX в. Покровительство европейских держав различным конфессиям в Палестине: Россия – православным, Франция – католикам, Англия – евреям. Увеличение численности населения в Палестине: к 1880 г. из 450 тыс. – 24 тыс. – евреи. Строительство железной дороги Иерусалим – Яффа в 90-х гг. XIX в. и приток европейцев в Палестину. 1 алия: 1882-1903 гг. – восточно-европейская и русская, доведшая численность евреев в Палестине до 50 тыс. чел. 2 алия:1904-1914 гг. – социалистическая и сионистская восточно-европейская и русская, создавшая еврейский рабочий класс, кредитные, потребительские и производственные кооперативы, профессиональные союзы рабочих и отряды самообороны, увеличившая численность евреев в Палестине до 85 тыс. чел.; в этот же период в Палестине развертывается арабское националистическое движение, связанное, прежде всего, с выборами в парламент Османской империи в 1908 г., а также – усиливаются арабо-еврейские столкновения. 1-ая мировая война: соглашение Мак-Магона – Хусейна, соглашение Сайкс-Пико, декларация Бальфура; уменьшение еврейского населения в Палестине до 56 тыс. чел. 3 алия: 1919-1923 гг.- восточноевропейская социалистическая и сионистская молодежь – еврейское население увеличилось до 108 тыс. чел. в 1925 гг.. 4-ая алия: 1924-1928 – в основном, польская молодежь, увеличила еврейское население Палестины до 160 тыс. чел.; 5-ая алия: 1928-1939 гг. – в страну прибыло около 240 тыс. евреев, спасавшихся от Гитлера, в связи с чем еврейское население Палестины достигло в 1936 г. приблизилось к 400 тыс. чел., составляя около 30 % всего населения страны. Использование иерусалимским муфтием Хаджом Амином ал-Хусейном спора между евреями и арабами о праве евреев молиться у Западной стены (Стены Плача), входившей в религиозный комплекс аль-Акса, для разжигания межконфессиональной ненависти. Столкновения 1929 -1931 гг., 1936-1938 гг. Арабское восстание 1937-1938 гг. Планы раздела странны и их провал. Ограничение иммиграции. Нелегальная иммиграция во время Второй Мировой войны. Решение Генеральной Ассамблеи 29 ноября 1947 г. о разделе Палестины. 6 арабо –израильских войн и две антифады – результата неразрешимого цивилизационого конфликта мусульманской и иудаистской цивилизаций.

Основная литература.

  1. История Востока, т. 1. Восток в древности. С. 351-369, 490-504, 562-577., М., Издательская фирма «Восточная литература», РАН, 1997.

  2. История Востока, т. 2. Восток в Средние века. С. 113-131, 222-225,239-250, М., Издательская фирма «Восточная литература», РАН, 1995.

  3. История Востока, т. 3, Восток на рубеже Средневековья и Нового времени, с. 399-403, М., Издательская фирма «Восточная литература», РАН, 1999.

  4. Новейшая история арабских стран, С. 199-222.


Дополнительная литература.



  1. Краткая еврейская энциклопедия, т. 3. Общество по исследованию еврейских общин. Центр по исследованию и документации восточноевропейского еврейства. Еврейский Университет в Иерусалиме. Репринтное издание. Полиграфическая фирма «Красный пролетарий», М. 1996.

  2. Джонсон, П. Популярная история евреев. М., «Вече» 200

  3. Тюменев, А. Евреи в древности ив средние века.


Тема №2.
Ирано-иракский конфликт и его исторические основы
Суннизм и шиизм как религиозные течения внутри ислама. Очаги шиитского влиянии внутри халифата Аббасидов. Распад Аббасидского халифата и образование государства Сельджукидов. Монгольское завоевание Ирана и образование государства Хулагуидов. Распад государства Хулагуидов и образование на его месте государств Джелаиридов, Музафаридов и Куртов.

Осанский бейлик и образование суннитской империи Османов. Создание шиитского государства Сефевидов. Борьба за Ирак между суннитской империей Османов и шиитским государством Сефевидов в XVI-XVII вв.

Мамлюкский Ирак в XVIII в. и его борьба с послесефевидскими правителями Ирана за приграничные территории. Восстания кочевых полунезависимых племен в Ираке и поддержка их иранскими правителями. Восстановление в 1831 г. власти Стамбула над Ираком. Борьба между Османской империей и Ираном за обладание приграничными территориями.

Захват персами Кербелы и ответная резня Османами кербельских шиитов. Образование Ирака как подмандатной английской территории и особенности нового государства. Революция 1906-1911 гг. в Иране и приход к власти Реза-шаха. Ирак под английским протекторатом и формальное обретение независимости в 1932 г. Националистические и проанглийские режимы в Ираке. Персидский национализм Резы-шаха. Правительство «Золотого квадрата» в Ираке и повторный захват английскими войсками в 1941 г. Свержение режима Резы-шаха в 1941 г. и захват Ирана советскими и английскими войсками. Послевоенные национальны проблемы в Ираке и Иране и война 1980-1988 гг. Последующее поражение правительства Саддама Хусейна в двух войнах в Заливе и проблема разделения Ирака на три части.

Основная литература.

  1. История Востока, т. 2. Восток в Средние века. С. 222-225, 268-283, 431-442, М., Издательская фирма «Восточная литература», РАН, 1995.

  2. История Востока, т. 3, Восток на рубеже Средневековья и Нового времени, с. 46-99, 375-390, 395-396, М., Издательская фирма «Восточная литература», РАН, 1999.

  3. История Востока, т. 4 (2). Восток в Новое время. С. 46-52, 70-83, 350-360. М., Издательская фирма «Восточная литература», РАН, 2005.

  4. История Востока, т. 5. Восток в Новейшее время. С. 175-186, 271-291, 350-360. М., Издательская фирма «Восточная литература», РАН, 2006.

Дополнительная литература.
Новейшая история арабских стран Азии, Издательство «Наука», Главная редакция Восточной литературы, С. 269-336.


  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Кафедра всеобщей и отечественной истории Программа дисциплины iconКафедра всеобщей и отечественной истории Программа дисциплины «Всеобщая история»
Итоговый контроль представляет собой сдачу устного экзамена в конце четвертого модуля
Кафедра всеобщей и отечественной истории Программа дисциплины iconКафедра всеобщей и отечественной истории
Основные тенденции развития стран Европы и Америки во второй половине ХХ – начале XXI вв
Кафедра всеобщей и отечественной истории Программа дисциплины iconПрограмма курса «Россия между Востоком и Западом» Автор: д и. н....
Требования, предъявляемые к студентам: Знать историю России в пределах школьной программы и иметь представление о том, что отечественная...
Кафедра всеобщей и отечественной истории Программа дисциплины iconРабочая программа по «Всеобщей истории и истории России»
Цель обучения истории: приобретение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической...
Кафедра всеобщей и отечественной истории Программа дисциплины iconПояснительная записка Предлагаемая рабочая программа по Всеобщей...
Нове Примерной программы, разработанной Министерством образования. Раздел по Всеобщей истории составлен на основе «Рабочей программы...
Кафедра всеобщей и отечественной истории Программа дисциплины iconПредлагаемая рабочая программа по Всеобщей истории и истории России...
Основе Примерной программы, разработанной Министерством образования. Раздел по Всеобщей истории составлен на основе «Рабочей программы...
Кафедра всеобщей и отечественной истории Программа дисциплины iconТест по культурологии
Исходный уровень знаний и умений студента, приступающего к изучению данной дисциплины, должен соответствовать программе средней школы...
Кафедра всеобщей и отечественной истории Программа дисциплины iconКафедра российской истории
Государственного стандарта и ставит своей целью изучение отечественной культуры с учётом её места во всемирном культурно-историческом...
Кафедра всеобщей и отечественной истории Программа дисциплины iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рекомендуется объединенное изучение вопросов истории международных отношений и внешней политики России (ссср), сочетание материала...
Кафедра всеобщей и отечественной истории Программа дисциплины iconКурс, группа 1 3 1 Учебный процесс: с 03 февраля по 11 июня Зачетная сессия
Актуальные проблемы изучения отечественной истории/ всеобщей истории/ археологии и этнологии (уирс)
Кафедра всеобщей и отечественной истории Программа дисциплины icon«23» августа 2013г. «26» августа 2013 года Приказ № от
Образовательного государственного стандарта среднего (полного) общего образования по истории (базовый уровень) и базисного учебного...
Кафедра всеобщей и отечественной истории Программа дисциплины iconФгбоу впо «Санкт-Петербургский государственный университет»
Исходный уровень знаний и умений студента, приступающего к изучению данной дисциплины, должен соответствовать программе средней школы...
Кафедра всеобщей и отечественной истории Программа дисциплины iconКультурология как наука. Место культурологии в системе современных наук
Исходный уровень знаний и умений студента, приступающего к изучению данной дисциплины, должен соответствовать программе средней школы...
Кафедра всеобщей и отечественной истории Программа дисциплины iconФедеральное агентство по образованию государственное образовательное...
Исходный уровень знаний и умений студента, приступающего к изучению данной дисциплины, должен соответствовать программе средней школы...
Кафедра всеобщей и отечественной истории Программа дисциплины iconПрограмма дисциплины Универсальные механизмы культуры для направления...
Исходный уровень знаний и умений студента, приступающего к изучению данной дисциплины, должен соответствовать программе средней школы...
Кафедра всеобщей и отечественной истории Программа дисциплины iconТематическое планирование по Всеобщей истории и Истории России 9 класс
Тематическое планирование по истории России и Всеобщей истории для 8 класса составлено на основе содержания Федерального компонента...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск