Скачать 309.83 Kb.
|
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации Государственный университет - Высшая школа экономики Факультет прикладной политологииКафедра всеобщей и отечественной истории Программа дисциплины ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВРЕМЕННЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ для направления 030200.62 «Политология» подготовки бакалавра) Автор: д. и. н., проф. Рябинин А.Л. Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедрыпо истории всеобщей и отечественной истории Председатель Зав. кафедрой Поляков Л.В. Васильев Л.С. _____________________________ ________________________________ «_____» __________________ 200 г. «____»_____________________ 200 г Утверждена УС факультета Прикладной политологии Ученый секретарь Орлов И.Б. _________________________________ « ____» ___________________200 г. Москва 2008. Пояснительная записка: Актуальность курса состоит в том, что различные политические конфликты обусловлены совершенно различными причинами: экономическими, конфессиональными, геополитическими, цивилизационными и т. д. И если некоторые из таких конфликтов, например, обусловленные экономическими причинами, с изменением экономической ситуации, в принципе имеют решение, то конфессиональные, а тем более цивилизационные противостояния – имеют стойкий, длительный характер, а иногда (например, палестинский конфликт) – в принципе не разрешимы. Хотя бы приблизительная типологизация политических конфликтов с точки зрения их исторической обусловленности, с точки зрения коренных исторических противоречий, которые они затрагивают, даст возможность слушателям этого курса лучше ориентироваться в происходящих политических событиях и понимать возможности, трудности, а в некоторых случаях и принципиальную невозможность разрешения различных типов конфликтов. Новизна курса состоит в том, что в нем в систематизированном виде и в комплексе впервые рассматриваются исторические основы современных политических конфликтов. Целью курса является обретение у студентов навыков ориентации в степени сложности современных политических конфликтов и понимание трудностей их разрешения. Курс рассчитан на студентов второго курса факультетов политологии, журналистики и социологии. Место курса в образовательном процессе в ВШЭ определяется его связью с читаемыми на факультетах учебными дисциплинами исторического, политологического и социологического профиля. Связь с другими курсами обеспечивается широким привлечением конкретного исторического материала, который может быть использован в преподавании этих предметов. В результате изучения курса «Исторические основы современных политических конфликтов» студент должен: знать учебный материал, предусмотренный данной программой, обязательную литературу историческим основам современных политических конфликтов, по истории повседневности в новое время, тенденции социального развития народов Запада и Востока в новое время; иметь представления об основных направлениях развития науки об истории повседневности на современном этапе; уметь искать и систематизировать найденный материал по истории повседневности в новое время, а также оперировать полученными в процессе усвоения данного курса знаниями; обладать навыками написания письменных реферативных работ, анализа и критики источников, теорий и концепций по истории повседневности. Тематический план учебной дисциплины: Курс объемом 216 часов читается для студентов 1-и 2 курсов. Он составляет 88 аудиторных часов и рассчитан на два модуля, включая лекционные (60 часов) и семинарские занятия (28 часов) Формы рубежного контроля и структура итоговой оценки: Текущий контроль, помимо опросов на семинарских занятиях, включает подготовку докладов и их обсуждение, а также написание реферата объемом 10 тыс. знаков (5-6 страниц машинописного теста, набранного 12 кеглем с полуторным интервалом). Студентам предлагается написать работу по проблемам истории повседневности различных народов в новое время. Обязательные требования к тексту:
Итоговый контроль представляет собой сдачу устного зачета в конце модуля. Итоговая оценка по факультативу складывается из своевременной сдачи студентом всех форм промежуточного контроля и оценки за устный зачет. Структура итоговой оценки составляет: 1) устный зачет – 50%; 2) написание реферата – 30%; 3) посещение и работа на семинарах – 20%.
Тема №1. Палестинский конфликт и его исторические основы До-еврейское население в Палестине: хананейцы и аморейцы. Нашествие филистимлян. Расселение 12 еврейских «колен» на территории Палестины. Царство Давида и Соломона. Разделение единого государства Давида-Соломона в 926 г. на два небольших государства – южное, Иудейское и северное, Израильское. Уничтожение в 722 г. до х.э. ассирийским царем Саргоном II Израильского царства, а в 587 г. до х.э. вавилонским царем Навуходоносором II – Иудейского царства. Иудея в составе державы Ахеменидов. Палестина в эллинистическо-римский период. Создание государства Хасмонеев в результате Маккавейской войны 167-142 гг. до х.э. Вхождение Иудеи, сохранившей внутреннюю автономию, в состав Римского государства в 63 г. до х.э. Преобразование Иудеи в 6 г. до х.э. в императорскую провинцию. Восстание зелотов 66 г. х.э. и Иудейская война 66-73 гг. Разрушение Храма и Города. Политика Адриана по искоренению иудейской обособленности. Вторая Иудейская война. Выселение евреев из Иерусалима и окрестностей в 135 г. и запрет приближаться к Городу чаще, чем 1 раз в году. Основание в Иерусалиме римской колонии Элиа Капитолина и возведение на месте разрушенного иудаистского Храма – - храма Юпитера Капитолийского. Рассеяние еврейского народа по Римской империи. Переименование императором Константином Великим в IV в., после признания христианства, римской колонии Элии Кипитолины в город Иерусалим, ставший священным гордом, не только для Иудеев, но и для христиан. Иерусалим в составе Византийской (Восточно-Римской) империи. Захват Иерусалима в 638 г. арабами в результате договора с горожанами- -христианами. Проникновение в Палестину арабских кочевников и организация арабского общества на племенной основе. Поощрение ранними Умайадами возвращения евреев в Иерусалим и Палестину и гонения евреев поздними Умаяадами. Усиление гонений евреев (и христиан) при Аббасидах. Улучшение полония евреев при Фатимидах (969-1099). Взятие Иерусалима крестоносцами и массовое «избиение» горожан (погибло – 20-30 тыс. чел.), как мусульман, так и иудеев. Первоначальный террор крестоносцев по отношению к еврейскому и мусульманскому населению (изгнание евреев из Иерусалима) и смягчение политики крестоносцев по мере упрочения власти крестоносцев. Призыв Салах-ад-Дина к евреям после завоевания Иерусалима в 1187 г. вернуться в Священный город. Провозглашение крупнейшим талмудистом Нахманидом (вторая половина XIII в.) поселение в Эрец-Исраэль священным долгом каждого еврея. Проведение политики религиозной нетерпимости в период правления мамлюков (1291-1516), увеличение в Палестине численности мусульман, основание новых медресе¸ и в то же время – с охранение еврейской иммиграции из Европы, особенно – после падения Константинополя. Благоприятная политика первых Османов в отношении евреев в Палестине (во второй половине XVI в. – их насчитывалось около 30 тыс. чел.). Усиление гонений в отношении евреев в XVII – XVIII вв. Усиление местных правителей Палестины и их противостояние Стамбулу. Переселение ими евреев из Иудеи в Галилею. Поход Наполеона из Египта в Палестину и возрождение внимания Европы к этой стране. Ухудшение положения ашкеназийской общины в связи с прекращением материальной поддержки со стороны российских и польских евреев во время наполеоновских войн. Малочисленность еврейского населения Палестины в начале XIX в. (5 тыс. евреев, преимущественно сефардов¸25 тыс. христиан и 270 тыс. мусульман – сунитов - из 300 тыс. – на 1800 г.). Удвоение численности евреев (10 тыс.) - к середине XIX в. Покровительство европейских держав различным конфессиям в Палестине: Россия – православным, Франция – католикам, Англия – евреям. Увеличение численности населения в Палестине: к 1880 г. из 450 тыс. – 24 тыс. – евреи. Строительство железной дороги Иерусалим – Яффа в 90-х гг. XIX в. и приток европейцев в Палестину. 1 алия: 1882-1903 гг. – восточно-европейская и русская, доведшая численность евреев в Палестине до 50 тыс. чел. 2 алия:1904-1914 гг. – социалистическая и сионистская восточно-европейская и русская, создавшая еврейский рабочий класс, кредитные, потребительские и производственные кооперативы, профессиональные союзы рабочих и отряды самообороны, увеличившая численность евреев в Палестине до 85 тыс. чел.; в этот же период в Палестине развертывается арабское националистическое движение, связанное, прежде всего, с выборами в парламент Османской империи в 1908 г., а также – усиливаются арабо-еврейские столкновения. 1-ая мировая война: соглашение Мак-Магона – Хусейна, соглашение Сайкс-Пико, декларация Бальфура; уменьшение еврейского населения в Палестине до 56 тыс. чел. 3 алия: 1919-1923 гг.- восточноевропейская социалистическая и сионистская молодежь – еврейское население увеличилось до 108 тыс. чел. в 1925 гг.. 4-ая алия: 1924-1928 – в основном, польская молодежь, увеличила еврейское население Палестины до 160 тыс. чел.; 5-ая алия: 1928-1939 гг. – в страну прибыло около 240 тыс. евреев, спасавшихся от Гитлера, в связи с чем еврейское население Палестины достигло в 1936 г. приблизилось к 400 тыс. чел., составляя около 30 % всего населения страны. Использование иерусалимским муфтием Хаджом Амином ал-Хусейном спора между евреями и арабами о праве евреев молиться у Западной стены (Стены Плача), входившей в религиозный комплекс аль-Акса, для разжигания межконфессиональной ненависти. Столкновения 1929 -1931 гг., 1936-1938 гг. Арабское восстание 1937-1938 гг. Планы раздела странны и их провал. Ограничение иммиграции. Нелегальная иммиграция во время Второй Мировой войны. Решение Генеральной Ассамблеи 29 ноября 1947 г. о разделе Палестины. 6 арабо –израильских войн и две антифады – результата неразрешимого цивилизационого конфликта мусульманской и иудаистской цивилизаций. Основная литература.
Дополнительная литература.
Тема №2. Ирано-иракский конфликт и его исторические основы Суннизм и шиизм как религиозные течения внутри ислама. Очаги шиитского влиянии внутри халифата Аббасидов. Распад Аббасидского халифата и образование государства Сельджукидов. Монгольское завоевание Ирана и образование государства Хулагуидов. Распад государства Хулагуидов и образование на его месте государств Джелаиридов, Музафаридов и Куртов. Осанский бейлик и образование суннитской империи Османов. Создание шиитского государства Сефевидов. Борьба за Ирак между суннитской империей Османов и шиитским государством Сефевидов в XVI-XVII вв. Мамлюкский Ирак в XVIII в. и его борьба с послесефевидскими правителями Ирана за приграничные территории. Восстания кочевых полунезависимых племен в Ираке и поддержка их иранскими правителями. Восстановление в 1831 г. власти Стамбула над Ираком. Борьба между Османской империей и Ираном за обладание приграничными территориями. Захват персами Кербелы и ответная резня Османами кербельских шиитов. Образование Ирака как подмандатной английской территории и особенности нового государства. Революция 1906-1911 гг. в Иране и приход к власти Реза-шаха. Ирак под английским протекторатом и формальное обретение независимости в 1932 г. Националистические и проанглийские режимы в Ираке. Персидский национализм Резы-шаха. Правительство «Золотого квадрата» в Ираке и повторный захват английскими войсками в 1941 г. Свержение режима Резы-шаха в 1941 г. и захват Ирана советскими и английскими войсками. Послевоенные национальны проблемы в Ираке и Иране и война 1980-1988 гг. Последующее поражение правительства Саддама Хусейна в двух войнах в Заливе и проблема разделения Ирака на три части. Основная литература.
Дополнительная литература. Новейшая история арабских стран Азии, Издательство «Наука», Главная редакция Восточной литературы, С. 269-336. |
Кафедра всеобщей и отечественной истории Программа дисциплины «Всеобщая история» Итоговый контроль представляет собой сдачу устного экзамена в конце четвертого модуля | Кафедра всеобщей и отечественной истории Основные тенденции развития стран Европы и Америки во второй половине ХХ – начале XXI вв | ||
Программа курса «Россия между Востоком и Западом» Автор: д и. н.... Требования, предъявляемые к студентам: Знать историю России в пределах школьной программы и иметь представление о том, что отечественная... | Рабочая программа по «Всеобщей истории и истории России» Цель обучения истории: приобретение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической... | ||
Пояснительная записка Предлагаемая рабочая программа по Всеобщей... Нове Примерной программы, разработанной Министерством образования. Раздел по Всеобщей истории составлен на основе «Рабочей программы... | Предлагаемая рабочая программа по Всеобщей истории и истории России... Основе Примерной программы, разработанной Министерством образования. Раздел по Всеобщей истории составлен на основе «Рабочей программы... | ||
Тест по культурологии Исходный уровень знаний и умений студента, приступающего к изучению данной дисциплины, должен соответствовать программе средней школы... | Кафедра российской истории Государственного стандарта и ставит своей целью изучение отечественной культуры с учётом её места во всемирном культурно-историческом... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рекомендуется объединенное изучение вопросов истории международных отношений и внешней политики России (ссср), сочетание материала... | Курс, группа 1 3 1 Учебный процесс: с 03 февраля по 11 июня Зачетная сессия Актуальные проблемы изучения отечественной истории/ всеобщей истории/ археологии и этнологии (уирс) | ||
«23» августа 2013г. «26» августа 2013 года Приказ № от Образовательного государственного стандарта среднего (полного) общего образования по истории (базовый уровень) и базисного учебного... | Фгбоу впо «Санкт-Петербургский государственный университет» Исходный уровень знаний и умений студента, приступающего к изучению данной дисциплины, должен соответствовать программе средней школы... | ||
Культурология как наука. Место культурологии в системе современных наук Исходный уровень знаний и умений студента, приступающего к изучению данной дисциплины, должен соответствовать программе средней школы... | Федеральное агентство по образованию государственное образовательное... Исходный уровень знаний и умений студента, приступающего к изучению данной дисциплины, должен соответствовать программе средней школы... | ||
Программа дисциплины Универсальные механизмы культуры для направления... Исходный уровень знаний и умений студента, приступающего к изучению данной дисциплины, должен соответствовать программе средней школы... | Тематическое планирование по Всеобщей истории и Истории России 9 класс Тематическое планирование по истории России и Всеобщей истории для 8 класса составлено на основе содержания Федерального компонента... |