Учебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры «утверждаю» Проректор по ур





НазваниеУчебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры «утверждаю» Проректор по ур
страница1/4
Дата публикации02.03.2015
Размер0.64 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > История > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4



СМОЛЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА


Учебно-методический комплекс

обсужден на заседании кафедры «УТВЕРЖДАЮ»


Проректор по УР

Грибкова Л.П.

«___»______________2008 г. ________________________ Завкафедрой Ефременков К.Н. «____»____________2008 г.

__________________________

ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС


Специальность 032101.65 «Физическая культура и спорт»;

Специальность 032103.65 « Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм»; 050104.65 «Безопасность жизнедеятельности с дополнительной специальностью»

(для студентов дневной и заочной форм обучения)

Курс – 1

Семестр - 1

Итоговая форма контроля – экзамен

Комплекс разработали:

Кандидат педагогических наук Коновалова Г.Н.,

Кандидат исторических наук, профессор Селиванов А.С.,

Преподаватель Мухина Э.В.
_______________ 2008г.

СОДЕРЖАНИЕ


  1. Пояснительная записка………………………………………………..…3-8

    1. 1.1. Краткая характеристика основной образовательной программы …..3

1.2. Выписка из образовательного стандарта……………………………..4-8

  1. Рабочая учебная программа дисциплины………………………….9-45

2.1.Цель и задачи изучения дисциплины…………………………..……9-10

2.2.Содержание, структурированное по разделам…………………..….11-12

2.3. Содержание дисциплины по видам занятий…………………….13-26

2.3.1.Содержание аудиторных занятий………………………………13-21
2.3.2. Самостоятельная работа студентов ...........................................22-26
2.4. Требования к уровню освоения программы…………….…….....27-45
2.4. 1. Основные требования, предъявляемые к специалисту…………27
2.4.2. Формы текущего, промежуточного и итогового контроля……...28-45

  1. Учебно-методическое обеспечение дисциплины………46-51

3.1.Перечень основной и дополнительной литературы………….…46-47

3.2. Методические рекомендации преподавателю……………….…48-49

3.3.Методические рекомендации студенту………………………….…50

3.4. Технические средства обучения……………………………………51

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    1. Краткая характеристика основной образовательной программы.

Государственный образовательный стандарт, концепция преподавания отечественной истории призваны дать студенту достоверное представление о роли исторической науки в познании прошлого, раскрыть основные этапы и содержание истории Отечества с древнейших времен до наших дней, показать органическую взаимосвязь российской и мировой истории и научить его использовать опыт, накопленный человечеством.

При составлении данного тематического плана и учебной рабочей программы учитывалось следующее. Во-первых, необходимость соответствия требованиям государственного образовательного стандарта. Во-вторых, для молодежи, в том числе студентов, переживающих сегодня переломный период в развитии государства, как никогда ранее, важно и необходимо хорошо знать историю своей Родины, понимать ее национальные особенности и интересы. Ведь именно на плечи молодого поколения скоро ляжет основной груз по возрождению, и главное, дальнейшему развитию России. В-третьих, когда сегодня идет речь о конкретных возможных путях этого возрождения, и дальнейшего развития возникает немало вопросов: как органически совместить общемировой опыт с особенностями развития страны? Должна ли будет Россия продолжать путь, пройденный до 1991 года, или использовать западноевропейские модели?

Разобраться в этих вопросах студентам, гражданам России поможет рабочая программа и преподавание курса отечественной истории ориентированые на то, чтобы показать историю Отечества во всем ее многообразии, противоречиях, способствовать подготовке всесторонне развитых, творчески и критически мыслящих специалистов, личностей, обладающих высоким чувством патриотизма, уважительно относящихся к историческому прошлому своего народа и народов других стран, способных к целостному видению и анализу путей развития общества, умеющих обосновывать и отстаивать свою гражданскую позицию в студенческие годы и в годы последующей трудовой деятельности.

Данный материал состоит из тематического плана, учебной рабочей программы, списка литературы, вопросов и заданий для контрольных работ по отечественной истории, тем рефератов, тестов, вопросов для экзамена. Представлен также региональный компонент.

1.2.Выписка из образовательного стандарта (дидактические единицы)


Индекс

Наименование дисциплины и ее основные дидактические единицы

Всего часов на усвоение учебного материала

ГЭС.Ф. 05

Сущность, формы и функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторических источников. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и история исторической науки. История России – неотъемлемая часть всемирной истории.

Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления государственности. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Принятие христианства. Распространение ислама. Эволюция восточнославянской государственности в ХХI-ХII вв. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния. Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специфика формирования единого российского государства. Возвышение Москвы.

Формирование сословной системы организации общества. Реформы Петра I. Век Екатерины. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия.

Особенности и основные этапы экономического развития России. Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Крепостное право России. Мануфактурно-промышленное производство. Становление индустриального общества в России ХIХ в. Реформы и реформаторы в России. Русская культура ХIХ в. И ее вклад в мировую культуру.

Роль ХХ столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема экономического роста и модернизации. Революции и реформы. Социальная трансформация общества. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма.

Россия в начале ХХв. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века. Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика.

Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. Революция 1917 г. Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия. Российская эмиграция. Социально-экономическое развитие страны в 20-е годы. НЭП. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е годы. Внешняя политика.

Курс на строительство социализма в одной стране и ее последствия. Социально-экономические преобразования в 30-е годы. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму. СССР накануне и в начальный период Второй мировой войны. Великая Отечественная война.

Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война. Попытки осуществления политических и экономических реформ.

НТР и ее влияние на ход общественного развития.

СССР в середине 60-80-х годов: нарастание кризисных явлений. Советский союз в1985-1991 гг. Перестройка. Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993г.

Становление новой российской государственности (1993-1999гг.). Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. Культура в современной России. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической обстановки.

Всего 70 часов


ГСЭ.Ф.05. Отечественная история

Сущность, формы, функции исторического знания.

Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки. История России - неотъемлемая часть всемирной истории Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления государственности. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Принятие христианства. Распространение ислама. Эволюция восточнославянской государственности в Х1-ХП вв. Социально-политические изменения в русских землях в ХШ-ХУ вв. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния. Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специфика формирования единого российского государства. Возвышение Москвы. Формирование сословной системы организации общества. Реформы Петра I. Век Екатерины. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссия о генезисе самодержавия

Особенности и основные этапы экономического развития России. Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Крепостное право в России. Мануфактурно-промышленное производство. Становление индустриального общества в России: общее и особенное. Общественная мысль и особенности общественного движения России XIX в. Реформы и реформаторы в России. Русская культура XIX в. и ее вклад в мировую культуру

Роль XX столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема экономического роста и модернизации. Революция и реформы. Социальная трансформация общества. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма

Россия в начале XX в.. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века. Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика. Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. Революция 1917 г. Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия. Российская эмиграция. Социально-экономическое развитие страны в 20-е годы. НЭП. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е годы. Внешняя политика Курс на строительство социализма в одной стране и ее последствия. Социально-экономические преобразования в 30-е годы. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму. СССР накануне и в начальный период Второй мировой войны. Великая Отечественная война Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура. Внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война Попытки осуществления политических и экономических реформ. НТР и ее влияние на ход общественного развития

СССР в середине 60-80-х гг.: нарастание кризисных явлений. Советский Союз в 1985-1991 гг. Перестройка. Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993 г.

Становление новой российской государственности (1993-1999 гг.). Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. Культура в современной России. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации

2. Рабочая учебная программа по курсу «Отечественная история».
2.1. Цель и задачи изучения дисциплины.
Цель курса: сформировать целостное представление об исторических этапах формирования и развития российского государства.

Задачи:

  1. ознакомить с основными историческими этапами развития российского государства (историческими фактами, явлениями, процессами);

  2. раскрыть проблемы и противоречия, сопутствовавшие процессу становления и развития российского государства;

  3. способствовать формированию научного мировоззрения молодых специалистов отрасли физическая культура и спорт;

  4. повысить уровень гражданского сознания через понимание причинно-следственных связей исторического процесса.

Место курса в профессиональной подготовке:

Курс «Отечественной истории» помогает студентам:

  • осознать закономерности исторического развития, проявляющиеся во взаимосвязи событий прошлого, настоящего и будущего;

  • разобраться в существующих проблемах современности;

  • суметь найти и верно трактовать исторические факторы, обуславливающие современное состояние российского общества и государства;

  • обеспечить высокий уровень российского гуманитарного образования в системе вузовской и послевузовской профессиональной подготовки.

Основными видами занятий по данному курсу являются лекции, семинары, самостоятельная работа. Контроль за уровнем и качеством освоения материала осуществляется путем проведения выборочного опроса, проведением письменных контрольных работ, а также тестированием.

Для развития и стимулирования творческих способностей и инициативы студентов на семинарах активно используются такие методы, как дискуссии, обмен мнениями по проблемам исторического развития российского государства, обсуждение рефератов, докладов и сообщений.

Итоговый контроль проводится в форме экзамена.

2.2. Содержание, структурированное по разделам, темам, по видам учебных занятий с указанием их объемов


Разделы и

темы(модули)

Виды учебных работ

Всего

Лекции

Семинарские занятия

Методи-ческие занятия

Практи-

ческие

занятия

Самостоя тельная работа

1

2

3

4

5

6

7

Тема 1. Отечественная история как наука. История России - неотъемлемая часть всемирной истории.

13

2

2

2




2

Тема 2. Древняя Русь: основные этапы становления государственности.




2

2








4

Тема 3. Возвышение Москвы. Формирование единого Российского государства.




2

4








4

Тема 4. Российская империя в XVIII в.




2

2








4

Тема 5. Россия в XIX в.




2

4








4

Тема 6. Россия в годы войн и революций начала XX в.





2

4








4

Тема 7. Советский Союз в годы второй мировой войны.




2

2







4

Тема 8. Советский Союз и Россия во второй половине XX- начале XXI века




2

4







4

Итого:




16

24







30


2.3 Содержание дисциплины по видам занятий

2.3.1 Содержание аудиторных занятий

ЛЕКЦИОННЫЙ КУРС

Тема 1. Отечественная история как наука. История России - неотъемлемая часть всемирной истории.

Сущность, формы, функции исторического знания.

Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника.

Отечественная историография в прошлом и настоящем.

Общее и особенное в историческом пути России.

Тема 2. Древняя Русь: основные этапы становления государственности.

Восточные славяне и образование Древнерусского государства.

Социально-политический строй, экономика и культура Руси.

Русь и сопредельные народы.

Раздробленность Руси и её последствия.

Тема 3. Возвышение Москвы. Формирование единого российского государства.

Социально-экономический и политический строй Руси второй половины XIII -первой половины XV в.

Начало объединения русских земель.

Великое княжество Литовское в XIII - первой половине XV в.

Русь в конце XIV - середине XV в. Последняя феодальная война.

Тема 4. Российская империя в XVIII в.

Предпосылки и начало преобразований Петра Великого.

Оформление абсолютизма.

Преобразования в области культуры и быта.

Россия при Екатерине И.

Тема 5. Россия в XIX в.

Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX в.

Общественная мысль и особенности общественного движения в России
XIX в.

Россия в эпоху реформ и контрреформ второй половины XIX в.

Тема 6. Россия в годы войн и революций начала XX в.

Социально-политический строй и экономическое развитие России в конце
XIX - начале XX в.

Первая российская революция 1905-1907 гг.

Участие России в первой мировой войне.

Октябрьская революция и гражданская война, их результаты и последствия.

Тема 7. Советский Союз в годы второй мировой войны.

СССР накануне и в начальный период второй мировой войны.

Великая Отечественная война 1941-1945 гг. - часть второй мировой
войны.

Битва за Москву.

Коренной перелом в войне.

Освобождение территории СССР и европейских стран. Капитуляция
фашистской Германии.

Разгром Японии. Окончание второй мировой войны.

Тема 8. Советский Союз и Россия во второй половине XX начале XXI вв.

Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь,
культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. «Холодная
война».

Замедление темпов экономического развития. Усиление командно-административных методов управления народным хозяйством, государством и обществом.

Провозглашение начала перестройки в развитии государства и общества, её ход и результаты.

Распад СССР. Становление новой российской государственности (1993- 1999 гг.).
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема 1. Древнерусское государство (IX-XIIIвв)

План семинарского занятия:

  1. Киевская Русь. Политическое и социально-экономическое устройство древнерусского государства.

  2. Феодальная раздробленность в русских землях.

  3. Монгольское нашествие на Русь, установление монголо-татарского ига на Руси и его последствия.

  4. Куликовская битва и её значение для судьбы России.

Литература:

  1. История России с древнейших времен до начала XXI века. Под ред. А.Н. Сахарова. М., 2006.

  2. Россия в мировой истории. 2-е изд., испр. и доп. Под общей ред. В.С. Порохнина. М.,2003.

  3. История России. Под ред. М.Н.Зуева и А.А. Чернобаева. М., Высшая школа, 2000.

  4. Греков Б.Д. Киевская Русь. М.,1959.

  5. Юшко А.А. Московская земля IX-XIV вв. М.,1991.


Тема 2. Укрепление Российского государства в XVI в.

План семинарского занятия:

  1. Завершение политического объединения Руси во второй половине XV - первой трети XVI в.

  2. Внутренняя и внешняя политика Российского государства второй половины XVI в. опричнина.

  3. Итоги правления Ивана Грозного.

  4. Культура и быт эпохи формирования Русского национального государства.

  5. Юшко А.А. Московская земля IX-XIV вв. М.,1991.

Литература:

  1. История России с древнейших времен до начала XXI века. Под ред. А.Н. Сахарова. М., 2006.

  2. Россия в мировой истории. 2-е изд., испр. и доп. Под общей ред. В.С. Порохнина. М.,2003.

  3. История России. Под ред. М.Н.Зуева и А.А. Чернобаева. М., Высшая школа, 2000.


Тема 3. Россия в эпоху Петра I. Век Екатерины II,

План семинарского занятия:

  1. У истоков преобразований.

  2. Административные реформы.

  3. Церковная реформа.

  4. Внешняя политика.

  5. Просвещение. Научные знания. Новшества в быту.

  6. Уложенная комиссия 1767-1768 гг.

Литература:

  1. История России с древнейших времен до начала XXI века. Под ред. А.Н. Сахарова. М., 2006.

  2. Россия в мировой истории. 2-е изд., испр. и доп. Под общей ред. В.С. Порохнина. М.,2003.

  3. История России. Под ред. М.Н.Зуева и А.А. Чернобаева. М., Высшая школа, 2000.

  4. Анисимов Е.В. Время петровских реформ.Л.,1989.

  5. Буганов В.И. Петр Великий и его время. М.,1989.

  6. Борзаковский П.К. Императрица Екатерина Вторая Великая. М.,1991.


Тема 4. Особенности и основные этапы социально-экономического развития России в XIX в.

План семинарского занятия:

  1. Государственное устройство и социально-экономическое развитие России.

  2. Общественно-политическое развитие страны. Внешняя политика.

  3. Реформы 60-70х годов.

  4. Развитие культуры России в Х1Хв.

Литература:

  1. История России с древнейших времен до начала XXI века. Под ред. А.Н. Сахарова. М., 2006.

  2. Россия в мировой истории. 2-е изд., испр. и доп. Под общей ред. В.С. Порохнина. М.,2003.

  3. История России. Под ред. М.Н.Зуева и А.А. Чернобаева. М., Высшая школа, 2000.

  4. Мироненко СВ. Самодержавие и реформы. Политическая борьба в России в начале XIX в. М.,1989.


Тема 5. Россия в начале XX в. Революции и реформы.

План семинарского занятия:

  1. Экономическое и социально-политическое развитие страны на рубеже XIX-XX веков.

  2. Первая российская революция 1905-1907 гг. Многопартийность: генезис, классификация, программы.

  3. Аграрная реформа П.А.Столыпина.

  4. Россия в первой мировой войне.

Литература:

  1. История России с древнейших времен до начала XXI века. Под ред. А.Н. Сахарова. М., 2006.

  2. Россия в мировой истории. 2-е изд., испр. и доп. Под общей ред. В.С. Порохнина. М.,2003.

  3. История России. Под ред. М.Н.Зуева и А.А. Чернобаева. М., Высшая школа, 2000.

  4. Верт Н. История Советского государства. М.,1992.



Тема 6. Победа Октябрьской революции. Первые годы советской власти.

План семинарского занятия:

  1. Февральская революция. Классы и партии после Февраля.

  2. Приход большевиков к власти. Первые декреты Советской власти.

  3. Причины и начало гражданской войны в России.

  4. Итоги гражданской войны, её последствия.

Литература:

  1. История России с древнейших времен до начала XXI века. Под ред. А.Н. Сахарова. М., 2006.

  2. Россия в мировой истории. 2-е изд., испр. и доп. Под общей ред. В.С. Порохнина. М.,2003.

  3. История России. Под ред. М.Н.Зуева и А.А. Чернобаева. М., Высшая школа, 2000.

  4. История России. XX век. Отв.ред. В.П. Дмитренко. М., 1996.

  5. Верт Н. История Советского государства. М.,1992.

  6. Рабинович А. Большевики приходят к власти. Революция 1917 г. В Петрограде. М.,1989.

  7. Шевоцуков П.А. Страницы истории гражданской войны. М.,1992.


Тема 7. Советское общество в 30-е годы.

План семинарского занятия:

  1. Противоречия и «кризис нэпа».

  2. Индустриализация и коллективизация.

  3. Сталинизм как политическая система. Сопротивление сталинизму.

  4. Внешняя политика СССР.

Литература:

  1. История России с древнейших времен до начала XXI века. Под ред. А.Н. Сахарова. М., 2006.

  2. Россия в мировой истории. 2-е изд., испр. и доп. Под общей ред. В.С. Порохнина. М.,2003.

  3. История России. Под ред. М.Н.Зуева и А.А. Чернобаева. М., Высшая школа, 2000.

  4. История России. XX век. Отв.ред. В.П. Дмитренко. М., 1996.

  5. Верт Н. История Советского государства. М.,1992.

  6. Они не молчали: о сопротивлении в годы культа личности Сталина. М.,1991.

  7. Ханин Г. Как скончался нэп,- «Родина», 1989, № 7.


Тема 8. Советский Союз накануне и в начальный период второй мировой войны. Великая Отечественная война 1941-1945 гг.

План семинарского занятия:

  1. Накануне войны.

  2. Первый период Великой Отечественной войны.

  3. Битва за Москву.

  4. Коренной перелом в войне.

  5. Завершающий этап Великой Отечественной войны.

  6. Источники и цена Победы советского народа в. Великой Отечественной войне.

Литература:

  1. История России с древнейших времен до начала XXI века. Под ред. А.Н. Сахарова. М., 2006.

  2. Россия в мировой истории. 2-е изд., испр. и доп. Под общей ред. В.С. Порохнина. М.,2003.

  3. История России. Под ред. М.Н.Зуева и А.А. Чернобаева. М., Высшая школа, 2000.

  4. История России. XX век. Отв.ред. В.П. Дмитренко. М., 1996.

  5. Верт Н. История Советского государства. М.,1992.

  6. Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. 10-е изд. В 3-х т. М.,1990.


Тема 9. Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы.

План семинарского занятия:

  1. Восстановление промышленности.

  2. Сельское хозяйство в первые послевоенные годы.

  3. Сталинизм после войны.

  4. СССР на международной арене. «Холодная война».

Литература:

  1. История России с древнейших времен до начала XXI века. Под ред. А.Н. Сахарова. М., 2006.

  2. Россия в мировой истории. 2-е изд., испр. и доп. Под общей ред. В.С. Порохнина. М.,2003.

  3. История России. Под ред. М.Н.Зуева и А.А. Чернобаева. М., Высшая школа, 2000.

  4. История России. XX век. Отв.ред. В.П. Дмитренко. М., 1996.

  5. Верт Н. История Советского государства. М.,1992.

  6. Они не молчали: о сопротивлении в годы культа личности Сталина. М.,1991.


Тема 10. СССР в середине 60- х – 80-е годы ХХв.

План семинарского занятия:

  1. Экономические реформы и их результаты.

  2. Общественно-политические движения в СССР в период «застоя».

  3. Внешняя политика СССР.

  4. Нарастание кризисных явлений во внутренней и внешней политике.

Литература:

  1. История России с древнейших времен до начала XXI века. Под ред. А.Н. Сахарова. М., 2006.

  2. Россия в мировой истории. 2-е изд., испр. и доп. Под общей ред. В.С. Порохнина. М.,2003.

  3. История России. Под ред. М.Н.Зуева и А.А. Чернобаева. М., Высшая школа, 2000.

  4. История России. XX век. Отв.ред. В.П. Дмитренко. М., 1996.

  5. Верт Н. История Советского государства. М.,1992.

  6. Медведев Р.А. Личность и эпоха. Политический портрет Л.И.Брежнева. М.,1991.

  7. Опенкин Л.А. Оттепель: как это было? (1953-1955). М.,1991.


Тема 11. Перестройка в СССР (1985-1991 гг.) Распад Советского Союза и его последствия.

План семинарского занятия:

  1. Поиски путей преодоления кризиса.

  2. Реформирование политической системы СССР в период перестройки.

  3. Внедрение элементов нового хозяйственного механизма в экономике.

  4. Противостояние реформаторов и консерваторов. Распад СССР.

  5. Советская политика «нового мышления» на международной арене.

Литература:

  1. История России с древнейших времен до начала XXI века. Под ред. А.Н. Сахарова. М., 2006.

  2. Россия в мировой истории. 2-е изд., испр. и доп. Под общей ред. В.С. Порохнина. М.,2003.

  3. История России. Под ред. М.Н.Зуева и А.А. Чернобаева. М., Высшая школа, 2000.

  4. История России. XX век. Отв.ред. В.П. Дмитренко. М., 1996.

  5. Верт Н. История Советского государства. М.,1992.


Тема 12. Становление новой российской государственности (1993-1999 гг.) и социально-экономическая модернизация страны в современных условиях.

План семинарского занятия:

  1. Государственно-политическое развитие современной России.

  2. Общественно-политическая жизнь в Российской Федерации.

  3. Социально-экономическое развитие России. Реформы российской
    экономики по методам «шокотерапии» и их провал.

  4. Основные направления внешней политики России в условиях новой
    геополитической ситуации.

Литература:

  1. История России с древнейших времен до начала XXI века. Под ред. А.Н. Сахарова. М., 2006.

  2. Россия в мировой истории. 2-е изд., испр. и доп. Под общей ред. В.С. Порохнина. М.,2003.

  3. История России. Под ред. М.Н.Зуева и А.А. Чернобаева. М., Высшая школа, 2000.

  4. История России. XX век. Отв.ред. В.П. Дмитренко. М., 1996.

  5. Верт Н. История Советского государства. М.,1992.

2.3.2.Самостоятельная работа студентов
Тема 1. Древнерусское государство (IX-XIIIвв)

Вопросы для самостоятельной работы

  1. Проблема этногенеза восточных славян.

  2. Основные этапы становления государственности. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи.

  3. Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности.

  4. Принятие христианства. Распространение ислама.

  5. Эволюция восточнославянской государственности в Х1-ХП вв.

  6. Социально-политические изменения в русских землях в ХШ-ХУ вв.

  7. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния.

  8. Россия и средневековые государства Европы и Азии.


Тема 2. Укрепление Российского государства в XVI в.

Вопросы для самостоятельной работы

  1. Специфика формирования единого российского государства.

  2. Возвышение Москвы.

  3. Идеологическое обоснование возвышение Москвы. Идея старца Филофея : «Москва – третий Рим».

  4. Формирование сословной системы организации общества.

  5. Последняя феодальная война.

  6. Внешняя политика Российского государства второй половины XVI в.

  7. Культура и быт эпохи формирования Русского национального государства.

  8. Начало закрепощения крестьян в России.



Тема 3. Россия в эпоху Петра I. Век Екатерины II.

Вопросы для самостоятельной работы

  1. Модернизация в России, ее объективные и субъективные причины.

  2. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссия о генезисе самодержавия.

  3. Дворцовые перевороты и дворяновластие.

  4. Особенности и основные этапы экономического развития России.

  5. Эволюция форм собственности на землю и структура феодального землевладения.

  6. Особенности российского мануфактурно-промышленного производства.

  7. Апогей крепостнической системы.


Тема 4. Особенности и основные этапы социально-экономического развития России в XIX в.

Вопросы для самостоятельной работы

  1. Тайные общества и восстание декабристов.

  2. Общественная мысль и особенности общественного движения России XIX в.

  3. Реформы и реформаторы в России.

  4. Становление индустриального общества в России: общее и особенное.

  5. Рабочее движение и распространение марксизма в России.

  6. Русская культура XIX в. и ее вклад в мировую культуру


Тема 5. Россия в начале XX в. Революции и реформы.

Вопросы для самостоятельной работы

  1. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века.

  2. Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика.



Тема 6. Победа Октябрьской революции. Первые годы советской власти.

Вопросы для самостоятельной работы

  1. Становление советской политико-экономической системы.

  2. Российская эмиграция.

  3. Социально-экономическое развитие страны в 20-е годы.

  4. Образование СССР.

  5. Формирование однопартийного политического режима.

  6. Культурная жизнь страны в 20-е годы.

  7. Внешняя политика - курс на строительство социализма в одной стране и ее последствия.



Тема 7. Советское общество в 30-е годы.

Вопросы для самостоятельной работы

  1. Социально-экономические преобразования в 30-е годы.

  2. Первые пятилетки: успехи и проблемы социалистического строительства.

  3. Сталинизм как политическая система. Сопротивление сталинизму.

  4. Внешняя политика СССР.


Тема 8. Советский Союз накануне и в начальный период второй мировой войны. Великая Отечественная война 1941-1945 гг.

Вопросы для самостоятельной работы

  1. Накануне войны.

  2. Первый период Великой Отечественной войны.

  3. Битва за Москву.

  4. Коренной перелом в войне.

  5. Завершающий этап Великой Отечественной войны.

  6. Источники и цена Победы советского народа в. Великой Отечественной войне.


Тема 9. Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы.

Вопросы для самостоятельной работы

  1. Восстановление промышленности.

  2. Сельское хозяйство в первые послевоенные годы.

  3. Апогей сталинизма в послевоенные годы: «Ленинградское дело», «Дело врачей».

  4. «Холодная война».


Тема 10. СССР в середине 60-х – 80-е годы ХХ в.

Вопросы для самостоятельной работы

  1. НТР и ее влияние на ход общественного развития

  2. Экономические реформы середины 60-х. Причины незавершенности.

  3. Инакомыслие в СССР в период «застоя».

  4. Кризисы внешней политики СССР.

  5. Нарастание кризисных явлений во внутренней политике.



Тема 11. Перестройка в СССР (1985-1991 гг.) Распад Советского Союза и его последствия.

Вопросы для самостоятельной работы

  1. Поиски путей преодоления кризиса.

  2. Реформирование политической системы СССР в период перестройки.

  3. Внедрение элементов нового хозяйственного механизма в экономике.

  4. Распад СССР. Беловежские соглашения.

  5. Советская политика «нового мышления» на международной арене.


Тема 12. Становление новой российской государственности (1993-1999 гг.) и социально-экономическая модернизация страны в современных условиях.

Вопросы для самостоятельной работы

  1. . Общественно-политическая обстановка в Российской Федерации осенью 1993 года.

  2. Принятие Конституции, формирование органов новой власти в России.

  3. Социально-экономическое развитие России. Реформы российской экономики по методам «шокотерапии».

  4. Основные направления внешней политики России в условиях новой геополитической ситуации.

  5. Государственно-политическое устройство современной России.



  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры «утверждаю» Проректор по ур iconУчебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры «Гражданское...
Учебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры «Гражданское право и процесс»
Учебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры «утверждаю» Проректор по ур iconУчебно-методический комплекс дисциплины «основы психотерапии»
Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры клинической и специальной психологии
Учебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры «утверждаю» Проректор по ур iconУчебно-методический комплекс дисциплины «психическая саморегуляция»
Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры клинической и специальной психологии
Учебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры «утверждаю» Проректор по ур iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «рынок услуг связи»
Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры Экономики и управления бизнесом
Учебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры «утверждаю» Проректор по ур iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «русский язык и культура речи»
Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден и утвержден на заседании кафедры прикладной лингвистики и образовательных технологий...
Учебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры «утверждаю» Проректор по ур iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «таможенное дело»
Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры мировой экономики (протокол №16 от 18 мая 2009 г.)
Учебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры «утверждаю» Проректор по ур iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «коммерческая логистика»
Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры логистики и коммерции (протокол №8 от 23 марта 2009 г.)
Учебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры «утверждаю» Проректор по ур iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «семьеведение»
Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры социологии и социальной работы (протокол №1 от 31 августа...
Учебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры «утверждаю» Проректор по ур iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «электронный бизнес»
...
Учебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры «утверждаю» Проректор по ур iconУчебно-методический комплекс дисциплины «психопатология»
Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры клинической и специальной психологии
Учебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры «утверждаю» Проректор по ур iconУчебно-методический комплекс дисциплины «психогенетика»
Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры клинической и специальной психологии
Учебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры «утверждаю» Проректор по ур iconУчебно-методический комплекс дисциплины «невропатология»
Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры клинической и специальной психологии
Учебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры «утверждаю» Проректор по ур iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Налоги и налогообложение»
...
Учебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры «утверждаю» Проректор по ур iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры клинической и специальной психологии
Учебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры «утверждаю» Проректор по ур iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры психологии развития и инноваций
Учебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры «утверждаю» Проректор по ур iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры клинической и специальной психологии


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск