Скачать 0.64 Mb.
|
СМОЛЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА Учебно-методический комплексобсужден на заседании кафедры «УТВЕРЖДАЮ»Проректор по УР Грибкова Л.П. «___»______________2008 г. ________________________ Завкафедрой Ефременков К.Н. «____»____________2008 г. __________________________ ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКССпециальность 032101.65 «Физическая культура и спорт»; Специальность 032103.65 « Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм»; 050104.65 «Безопасность жизнедеятельности с дополнительной специальностью» (для студентов дневной и заочной форм обучения) Курс – 1 Семестр - 1 Итоговая форма контроля – экзамен Комплекс разработали: Кандидат педагогических наук Коновалова Г.Н., Кандидат исторических наук, профессор Селиванов А.С., Преподаватель Мухина Э.В. _______________ 2008г. СОДЕРЖАНИЕ
1.2. Выписка из образовательного стандарта……………………………..4-8
2.1.Цель и задачи изучения дисциплины…………………………..……9-10 2.2.Содержание, структурированное по разделам…………………..….11-12 2.3. Содержание дисциплины по видам занятий…………………….13-26 2.3.1.Содержание аудиторных занятий………………………………13-21 2.3.2. Самостоятельная работа студентов ...........................................22-262.4. Требования к уровню освоения программы…………….…….....27-452.4. 1. Основные требования, предъявляемые к специалисту…………272.4.2. Формы текущего, промежуточного и итогового контроля……...28-45
3.1.Перечень основной и дополнительной литературы………….…46-47 3.2. Методические рекомендации преподавателю……………….…48-49 3.3.Методические рекомендации студенту………………………….…50 3.4. Технические средства обучения……………………………………51 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Государственный образовательный стандарт, концепция преподавания отечественной истории призваны дать студенту достоверное представление о роли исторической науки в познании прошлого, раскрыть основные этапы и содержание истории Отечества с древнейших времен до наших дней, показать органическую взаимосвязь российской и мировой истории и научить его использовать опыт, накопленный человечеством. При составлении данного тематического плана и учебной рабочей программы учитывалось следующее. Во-первых, необходимость соответствия требованиям государственного образовательного стандарта. Во-вторых, для молодежи, в том числе студентов, переживающих сегодня переломный период в развитии государства, как никогда ранее, важно и необходимо хорошо знать историю своей Родины, понимать ее национальные особенности и интересы. Ведь именно на плечи молодого поколения скоро ляжет основной груз по возрождению, и главное, дальнейшему развитию России. В-третьих, когда сегодня идет речь о конкретных возможных путях этого возрождения, и дальнейшего развития возникает немало вопросов: как органически совместить общемировой опыт с особенностями развития страны? Должна ли будет Россия продолжать путь, пройденный до 1991 года, или использовать западноевропейские модели? Разобраться в этих вопросах студентам, гражданам России поможет рабочая программа и преподавание курса отечественной истории ориентированые на то, чтобы показать историю Отечества во всем ее многообразии, противоречиях, способствовать подготовке всесторонне развитых, творчески и критически мыслящих специалистов, личностей, обладающих высоким чувством патриотизма, уважительно относящихся к историческому прошлому своего народа и народов других стран, способных к целостному видению и анализу путей развития общества, умеющих обосновывать и отстаивать свою гражданскую позицию в студенческие годы и в годы последующей трудовой деятельности. Данный материал состоит из тематического плана, учебной рабочей программы, списка литературы, вопросов и заданий для контрольных работ по отечественной истории, тем рефератов, тестов, вопросов для экзамена. Представлен также региональный компонент. 1.2.Выписка из образовательного стандарта (дидактические единицы)
ГСЭ.Ф.05. Отечественная история Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки. История России - неотъемлемая часть всемирной истории Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления государственности. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Принятие христианства. Распространение ислама. Эволюция восточнославянской государственности в Х1-ХП вв. Социально-политические изменения в русских землях в ХШ-ХУ вв. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния. Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специфика формирования единого российского государства. Возвышение Москвы. Формирование сословной системы организации общества. Реформы Петра I. Век Екатерины. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссия о генезисе самодержавия Особенности и основные этапы экономического развития России. Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Крепостное право в России. Мануфактурно-промышленное производство. Становление индустриального общества в России: общее и особенное. Общественная мысль и особенности общественного движения России XIX в. Реформы и реформаторы в России. Русская культура XIX в. и ее вклад в мировую культуру Роль XX столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема экономического роста и модернизации. Революция и реформы. Социальная трансформация общества. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма Россия в начале XX в.. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века. Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика. Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. Революция 1917 г. Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия. Российская эмиграция. Социально-экономическое развитие страны в 20-е годы. НЭП. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е годы. Внешняя политика Курс на строительство социализма в одной стране и ее последствия. Социально-экономические преобразования в 30-е годы. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму. СССР накануне и в начальный период Второй мировой войны. Великая Отечественная война Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура. Внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война Попытки осуществления политических и экономических реформ. НТР и ее влияние на ход общественного развития СССР в середине 60-80-х гг.: нарастание кризисных явлений. Советский Союз в 1985-1991 гг. Перестройка. Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993 г. Становление новой российской государственности (1993-1999 гг.). Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. Культура в современной России. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации 2. Рабочая учебная программа по курсу «Отечественная история». 2.1. Цель и задачи изучения дисциплины. Цель курса: сформировать целостное представление об исторических этапах формирования и развития российского государства. Задачи:
Место курса в профессиональной подготовке: Курс «Отечественной истории» помогает студентам:
Основными видами занятий по данному курсу являются лекции, семинары, самостоятельная работа. Контроль за уровнем и качеством освоения материала осуществляется путем проведения выборочного опроса, проведением письменных контрольных работ, а также тестированием. Для развития и стимулирования творческих способностей и инициативы студентов на семинарах активно используются такие методы, как дискуссии, обмен мнениями по проблемам исторического развития российского государства, обсуждение рефератов, докладов и сообщений. Итоговый контроль проводится в форме экзамена. 2.2. Содержание, структурированное по разделам, темам, по видам учебных занятий с указанием их объемов
2.3 Содержание дисциплины по видам занятий 2.3.1 Содержание аудиторных занятий ЛЕКЦИОННЫЙ КУРС Тема 1. Отечественная история как наука. История России - неотъемлемая часть всемирной истории. Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем. Общее и особенное в историческом пути России. Тема 2. Древняя Русь: основные этапы становления государственности. Восточные славяне и образование Древнерусского государства. Социально-политический строй, экономика и культура Руси. Русь и сопредельные народы. Раздробленность Руси и её последствия. Тема 3. Возвышение Москвы. Формирование единого российского государства. Социально-экономический и политический строй Руси второй половины XIII -первой половины XV в. Начало объединения русских земель. Великое княжество Литовское в XIII - первой половине XV в. Русь в конце XIV - середине XV в. Последняя феодальная война. Тема 4. Российская империя в XVIII в. Предпосылки и начало преобразований Петра Великого. Оформление абсолютизма. Преобразования в области культуры и быта. Россия при Екатерине И. Тема 5. Россия в XIX в. Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX в. Общественная мысль и особенности общественного движения в России XIX в. Россия в эпоху реформ и контрреформ второй половины XIX в. Тема 6. Россия в годы войн и революций начала XX в. Социально-политический строй и экономическое развитие России в конце XIX - начале XX в. Первая российская революция 1905-1907 гг. Участие России в первой мировой войне. Октябрьская революция и гражданская война, их результаты и последствия. Тема 7. Советский Союз в годы второй мировой войны. СССР накануне и в начальный период второй мировой войны. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. - часть второй мировой войны. Битва за Москву. Коренной перелом в войне. Освобождение территории СССР и европейских стран. Капитуляция фашистской Германии. Разгром Японии. Окончание второй мировой войны. Тема 8. Советский Союз и Россия во второй половине XX начале XXI вв. Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. «Холодная война». Замедление темпов экономического развития. Усиление командно-административных методов управления народным хозяйством, государством и обществом. Провозглашение начала перестройки в развитии государства и общества, её ход и результаты. Распад СССР. Становление новой российской государственности (1993- 1999 гг.). ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ Тема 1. Древнерусское государство (IX-XIIIвв) План семинарского занятия:
Литература:
Тема 2. Укрепление Российского государства в XVI в. План семинарского занятия:
Литература:
Тема 3. Россия в эпоху Петра I. Век Екатерины II, План семинарского занятия:
Литература:
Тема 4. Особенности и основные этапы социально-экономического развития России в XIX в. План семинарского занятия:
Литература:
Тема 5. Россия в начале XX в. Революции и реформы. План семинарского занятия:
Литература:
Тема 6. Победа Октябрьской революции. Первые годы советской власти. План семинарского занятия:
Литература:
Тема 7. Советское общество в 30-е годы. План семинарского занятия:
Литература:
Тема 8. Советский Союз накануне и в начальный период второй мировой войны. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. План семинарского занятия:
Литература:
Тема 9. Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. План семинарского занятия:
Литература:
Тема 10. СССР в середине 60- х – 80-е годы ХХв. План семинарского занятия:
Литература:
Тема 11. Перестройка в СССР (1985-1991 гг.) Распад Советского Союза и его последствия. План семинарского занятия:
Литература:
Тема 12. Становление новой российской государственности (1993-1999 гг.) и социально-экономическая модернизация страны в современных условиях. План семинарского занятия:
Литература:
2.3.2.Самостоятельная работа студентов Тема 1. Древнерусское государство (IX-XIIIвв) Вопросы для самостоятельной работы
Тема 2. Укрепление Российского государства в XVI в. Вопросы для самостоятельной работы
Тема 3. Россия в эпоху Петра I. Век Екатерины II. Вопросы для самостоятельной работы
Тема 4. Особенности и основные этапы социально-экономического развития России в XIX в. Вопросы для самостоятельной работы
Тема 5. Россия в начале XX в. Революции и реформы. Вопросы для самостоятельной работы
Тема 6. Победа Октябрьской революции. Первые годы советской власти. Вопросы для самостоятельной работы
Тема 7. Советское общество в 30-е годы. Вопросы для самостоятельной работы
Тема 8. Советский Союз накануне и в начальный период второй мировой войны. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Вопросы для самостоятельной работы
Тема 9. Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. Вопросы для самостоятельной работы
Тема 10. СССР в середине 60-х – 80-е годы ХХ в. Вопросы для самостоятельной работы
Тема 11. Перестройка в СССР (1985-1991 гг.) Распад Советского Союза и его последствия. Вопросы для самостоятельной работы
Тема 12. Становление новой российской государственности (1993-1999 гг.) и социально-экономическая модернизация страны в современных условиях. Вопросы для самостоятельной работы
|
Учебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры «Гражданское... Учебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры «Гражданское право и процесс» | Учебно-методический комплекс дисциплины «основы психотерапии» Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры клинической и специальной психологии | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «психическая саморегуляция» Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры клинической и специальной психологии | Учебно-методический комплекс по дисциплине «рынок услуг связи» Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры Экономики и управления бизнесом | ||
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «русский язык и культура речи» Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден и утвержден на заседании кафедры прикладной лингвистики и образовательных технологий... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «таможенное дело» Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры мировой экономики (протокол №16 от 18 мая 2009 г.) | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «коммерческая логистика» Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры логистики и коммерции (протокол №8 от 23 марта 2009 г.) | Учебно-методический комплекс по дисциплине «семьеведение» Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры социологии и социальной работы (протокол №1 от 31 августа... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «электронный бизнес» ... | Учебно-методический комплекс дисциплины «психопатология» Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры клинической и специальной психологии | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «психогенетика» Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры клинической и специальной психологии | Учебно-методический комплекс дисциплины «невропатология» Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры клинической и специальной психологии | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Налоги и налогообложение» ... | Учебно-методический комплекс дисциплины Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры клинической и специальной психологии | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры психологии развития и инноваций | Учебно-методический комплекс дисциплины Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры клинической и специальной психологии |