Программа учебно-ознакомительной практики «санкт-петербург и пригороды»





Скачать 397.43 Kb.
НазваниеПрограмма учебно-ознакомительной практики «санкт-петербург и пригороды»
страница1/2
Дата публикации02.03.2015
Размер397.43 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > История > Программа
  1   2
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(РГГУ)

ФАКУЛЬТЕТ ИСТОРИИ ИСКУССТВА

Кафедра всеобщей истории искусств

ПРОГРАММА
УЧЕБНО-ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГ И ПРИГОРОДЫ»

Направление подготовки
035400 ИСТОРИЯ ИСКУССТВ

Квалификация выпускника
БАКАЛАВР

Форма обучения
ОЧНАЯ

Москва 2013


УЧЕБНО-ОЗНАКОМИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА II САНКТ-ПЕТЕРБУРГ И ПРИГОРОДЫ

Рабочая программа


Составитель:

канд. иск., доц. Е.Ю. Хлопина

преп. Н.В. Проказина


Рабочая программа утверждена

на заседании кафедры Всеобщей истории искусств

…… 2011, протокол № …

© Российский государственный гуманитарный университет, 2011

Оглавление

Предисловие……………………………………………………………………….............................

Аннотация рабочей программы……………………………………………………………………

Пояснительная записка……………………………………………………………............................

Структура дисциплины (тематический план)……….……………………………………………

Содержание дисциплины………………………………………………………………………….

Образовательные технологии……………………………………………………...………………

Система текущего и промежуточного контроля знаний студентов……………………………...

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины……………………………………………………………………..

Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов……………………

ПРЕДИСЛОВИЕ
Рабочая программа «Учебно-ознакомительной практики II Санкт-Петербург и пригороды» предназначен для направления подготовки № 035400 – История искусств. Курс является составной частью программы по всеобщей истории искусств и представляет собой неотъемлемый компонент профессионального искусствоведческого образования.

Рабочая программа включает в себя материалы, необходимые для успешного освоения данной дисциплины — программу практики с аннотацией, пояснительной запиской, тематическим планом и содержанием дисциплины, образовательные технологии, оценочные средства для текущего контроля успеваемости и аттестации по итогам освоения дисциплины, контрольные вопросы по курсу, а также список литературы.

Структура курса методически нацелена на комплексное ознакомление студентов с памятниками архитектуры Санкт-Петербурга, скульптуры, живописи и графики в музеях города и является необходимым дополнением к основным лекционным курсам по зарубежному и русскому искусству.
АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Учебно-ознакомительная практика II Санкт-Петербург и пригороды является частью общепрофессионального цикла дисциплин подготовки студентов по направлению подготовки 035400 – История искусств. Дисциплина реализуется на факультете кафедрой Всеобщей истории искусств ФИИ РГГУ. Содержание дисциплины охватывает круг вопросов, связанных с историей и теорией искусства.

Дисциплина направлена на формирование следующих компетенций выпускника: ОК-3, ОК-4, ОК-5, ОК-7, ОК-11, ОК-12, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-10В, ПК-11, ПК-11В, ПК-12, ПК-12В, ПК-13, ПК-13В, ПК-14, ПК-14В, ПК-15, ПК-16В, ПК-21В.

Программой предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль успеваемости в форме аналитических заданий, контрольных работ, промежуточный контроль в форме итоговой письменной работы.

Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 3 зачетных единицы.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Цели и задачи практики.
Целями данной учебно-ознакомительной практики являются:
- познакомить студентов с выдающимися памятниками архитектуры, градостроительными и дворцовыми ансамблями Санкт-Петербурга и его окрестностей разных эпох в рамках 18-20 веков, с историей интерьера, с образцовыми загородными усадьбами этого времени;

- сформировать у обучающихся представление о творчестве наиболее ярких мастеров, о программных произведениях в истории русской живописи и скульптуры 18-20 веков, а также в западноевропейском изобразительном искусстве 15-20 веков на материале крупных художественных собраний Государственного Эрмитажа и Государственного Русского музея.

- освоить материал, связанный с историей формирования важнейших коллекций.
Уникальный опыт непосредственного контакта с памятниками позволяет поставить и реализовать следующие задачи:
- выделить основные этапы развития русского зодчества 18 – начала 20 веков, дать общее представление о его связях с социокультурным контекстом, рынком, заказчиками, в совокупности влияющими на становление типологии архитектурных построек (церковь, дворец, дворцово-парковый ансамбль, доходный дом и т.д.) и на их стилевые, технологические, конструктивные особенности;

- проследить появление и развитие архитектурных стилей: петровского барокко, аннинского барокко, зрелого барокко эпохи императрицы Елизаветы, всех стадий развития классицизма: от его внедрения на русскую почву, прохождения стилем стадий раннего и зрелого классицизма в эпоху правления Екатерины II до формирования художественного языка позднего классицизма (или ампира) и далее становление идей романтизма, эклектики, модерна и начала конструктивизма в архитектуре Санкт-Петербурга и пригородов;

- выявить взаимосвязь русской и западноевропейской архитектуры 18-н.20 веков: в частности, с французской, итальянской, английской школами;

- разобрать систему градостроительных решений на месте, понять принципы формирования парковых ансамблей (например, парка регулярного, пейзажного);

- представить творчество наиболее известных и крупных мастеров архитектуры в развитии, изменении их художественных приемов и методов;

- привить навыки формального и пластического анализа памятников архитектуры с целью проанализировать: связь памятника с реальным окружающим его ландшафтом (приемы включения его в городскую среду, их соотнесение с масштабами города его рек и каналов); особенности решения объемно-пространственных задач (выделить доминанты ансамбля, принципы соподчинения и взаимосвязи его частей); структуру фасада, роль ордера, а благодаря возможности посетить постройки и рассмотреть исторические интерьеры, понять логику организации здания изнутри, отразить конструкцию архитектурного памятника на плане, а также ощутить масштаб, размер, получить реальные тактильные впечатления;

- оценить роль скульптуры как градостроительного объекта (монумент на площади), роль рельефа в организации ордерного и безордерного членения плоскостей фасада;

- рассмотреть и проанализировать произведения круглой скульптуру в движении при обходе, иметь возможность пережить ее как объем в реальном пространстве на примере произведений из коллекций Государственного Эрмитажа, Государственного Русского музея и др. собраний;

- проиллюстрировать историю формирования коллекций западноевропейского и русского искусства и становления исторических экспозиций на примере залов Государственного Эрмитажа, Русского музея, дворцов пригородов Санкт-Петербурга;

- охарактеризовать историю художественных эпох, стилей и жанров, школ и мастерских в становлении западноевропейского и русского искусства;

- получить информацию о том, какими произведениями представлено творчество наиболее выдающихся мастеров живописи. На базе непосредственного знакомства с произведениями живописи описать и всесторонне их проанализировать стилевые и иконографические особенности, выявить роль размера, формата, характер композиционного построения, свойства рисунка, колорита.

- рассмотреть и проанализировать произведения декоративно-прикладного искусства, в особенности китайского и японского фарфора на примере коллекций Ораниенбаума, Гатчины, Царского Села.
2. Место практики в структуре основной образовательной программы.

Учебно-ознакомительная практика II «Санкт-Петербург и его окрестности» входит в базовую часть профессионального цикла ФГОС по направлению «искусствоведение» (бакалавр).

Данная практика осуществляется после второго курса обучения. Предпосылкой для успешного ее прохождения является хорошее владение знаниями предшествующих гуманитарных и профессиональных дисциплин: История Нового и Новейшего времени, История России до 19в, История России в Новое и Новейшее время, Введение в историю искусства, Основы искусства Древнего Востока, искусства Рима, искусства Западной Европы в Средние века, искусства эпохи Ренессанса, Мифологические и библейские темы и сюжеты в искусстве, Христианская иконография, Анализ и описание памятников искусства, Техники изобразительного искусства, Компьютерные технологии в музее
Требования к результатам освоения дисциплины:
Умение осваивать и применять в последующей профессиональной деятельности знания, получаемые во время прохождения учебно-ознакомительной практики, связаны со следующими общекультурными компетенциями, которые должны быть уже в достаточной степени сформированы у студентов в ходе двух лет обучения и прохождения учебно-ознакомительной практики I:

- готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе; владеет знанием принципов и методов организации и управления малыми коллективами (ОК-3);

- владеет способностью находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готов нести за них ответственность (ОК-4);

- владеет умением использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);

- способен критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7);

- способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, осознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-11);

- владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации; навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-12).
Знания и навыки, полученные на практике, становятся важной и необходимой базой для последующего освоения таких дисциплин профессионального цикла, как: Основы русского искусства 18 века, 19 века, Русское искусство 18-19 веков, Основы русского искусства 20 века, Искусство эпохи Ренессанса, Основы зарубежного искусства 17-18 веков, зарубежного искусства 19 века, зарубежного искусства 20 века, История садово-паркового искусства, История декоративно-прикладного искусства, Основы консервации и реставрации памятников искусства, Музееведение, Экспозиционная и выставочная деятельность, Менеджмент в искусстве, Охрана культурного наследия,
3. Формы проведения практики.
Выездная учебно-ознакомительная практика.

4. Место и время проведения практики.
Учебно-ознакомительная практика проходит в городе Санкт-Петербурге и в расположенных вокруг него дворцово-парковых комплексах, таких как Петергоф, Ораниенбаум, Царское село, Павловск, Гатчина. В Санкт-Петербурге осмотр архитектурных памятников непосредственно в городе сопровождается работой в музеях: Государственном Эрмитаже, Государственном Русском музее и его филиалах – Инженерном замке, Летнем дворце. Время проведения практики – вторая половина августа.
5. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения практики.
Процесс знакомства с памятниками архитектуры и музеями Санкт-Петербурга и его пригородов направлен на формирование следующих навыков и профессиональных компетенций:

* в научно-исследовательской деятельности

- способен к использованию специальных знаний, полученных в рамках профилизации или индивидуальной образовательной траектории (ПК-8);

- способен к работе в музеях, галереях, художественных фондах, архивах, библиотеках, владеет навыками поиска необходимой информации в электронных каталогах и в сетевых ресурсах (ПК-9);

- способен к составлению обзоров, аннотаций, рефератов и библиографии по тематике проводимых исследований (ПК-10);

- способен к оформлению и презентации результатов научных исследований (ПК-10В);
* в педагогической деятельности

- способен применять полученные знания в педагогической деятельности по преподаванию курсов мировой художественной культуры, всеобщей истории искусства, истории отечественного искусства в общеобразовательных учреждениях (ПК-11);

- способен к реализации в преподавании мировой художественной культуры, истории искусства следующих основных задач: воспитание патриотизма, уважения к истории, культуре, истории искусства и традициям нашей страны, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни, к сохранению отечественного и мирового художественного наследия; формирование у учащихся ценностных ориентиров (ПК-11В);

* в организационно-управленческой деятельности

- способен к работе с информацией для принятия решений органами государственного управления, местного, регионального и республиканского самоуправления (ПК-12);

- способен применять в организационно-управленческой деятельности современный уровень знаний и представлений об искусстве, социальной роли и функциях художественного наследия (ПК-12В);

- способен к работе с базами данных и информационными системами (ПК-13);

- способен в организационно-управленческой деятельности к применению основ действующего законодательства в сфере культуры, в том числе в сфере охраны историко-культурного наследия (ПК-13В);
* в культурно-просветительской деятельности

- способен к разработке информационного обеспечения историко-культурных, историко-краеведческих, искусствоведческих аспектов, а также проблем, связанных с сохранением памятников архитектуры и искусства, художественного наследия, в тематике деятельности организаций и учреждений культуры (ПК-14);

- способен к утверждению и пропаганде социальной и научной значимости культурного наследия, памятников искусства в средствах массовой информации, готов к культурно-просветительской деятельности в музеях (ПК-14В);
* в экспертно-аналитической деятельности

- способен к работе с информацией для обеспечения деятельности аналитических центров, общественных и государственных организаций, средств массовой информации (ПК-15);

- владеет основами атрибуции, способен к перспективному анализу комплектования музейных коллекций (ПК-16В)
* производственно-технологической деятельности

- владеет культурой пространственного мышления и основами знаний по эволюции структуры и принципов оформления экспозиции (дизайна) (ПК-21В)

По итогам прохождения практики обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:
Знать:

- периодизацию истории русского (18-20вв) и зарубежного (15-20вв) искусства;

- суть и специфику эпохальных стилей и стилевых направлений в русском и западноевропейском искусстве Нового и Новейшего времени;

- выдающиеся для того или иного периода, школы, направления русского (18-20вв) и зарубежного искусства (15-20вв) произведения архитектуры, изобразительного искусства, расположенные в Санкт-Петербурге и пригородах и в художественных коллекциях этого региона;

- творчество наиболее значимых для каждого периода мастеров архитектуры, скульптуры, живописи;

- историю формирования и произведения таких музеев, как Государственный Эрмитаж и Государственный Русский музей.
Уметь:

- сопоставлять периодизацию русского и западноевропейского искусства, выявлять сходство и различие в стадиях их развития;

- выявлять стилевые признаки того или иного стиля, эпохи при анализе памятников архитектуры и изобразительного искусства, соотносить их с тем или иным историческим периодом развития искусства;

- самостоятельно проводить атрибуцию памятников архитектуры скульптуры, живописи, вычленять характерные для того или иного мастера приемы и методы в работе с материалом и пространством.
Владеть:

- понятийным аппаратом искусствоведа-специалиста; архитектурными терминами, в частности знаниями ордера и ордерных элементов; навыками восприятия и анализа крупных архитектурных ансамблей, принадлежащих к разным стилям: барокко, классицизм, ампир, модерн, их роли в организации городского пространства;

- основами пространственного мышления при составлении архитектурных планов, проектов экспозиций, решения интерьерных пространств;

- основами стилевого, иконографического и пластического анализа произведений живописи и скульптуры; навыками по описанию и анализу произведений искусства в реальном контакте с памятниками.
6. Структура и содержание практики.
6.1. Содержание разделов.


п/п

Наименование раздела

Содержание раздела

1.


Раздел 1.

Установочные лекции.
Тема 1. Коллекция Государственного Эрмитажа.


История формирования коллекции Государственного Эрмитажа. Основные этапы сложения западноевропейской живописной традиции 15-20 вв.

Тема 2. Введение в историю русского искусства.

Основные этапы и периоды в развитии русской архитектуры.


Тема 3. Практическое занятие.


Правила заполнения синхронистических таблиц.

Навыки рисования архитектурных планов.

2.



Раздел 2. Занятия по русской архитектуре Санкт-Петербурга
Тема 1. Комплекс Петропавловской крепости.

История закладки (причины основания нового города) и этапы развития (градостроительные концепции) Санкт-Петербурга при Петре I, принципы петровской архитектуры (типология построек, проблема стилевого определения, заимствований, вопрос взаимоотношения западноевропейской и древнерусской архитектуры, технологии строительства), мастерские, основные мастера, роль вкусов самого императора в формировании облика новой столицы.

Особенности оборонительной архитектуры и композиция крепости.

Петровские ворота – параллели с западноевропейской архитектурой эпохи барокко, связь с барочными фасадами, в частности фасадом Иль-Джезу в Риме. Рельеф (К.Оснер) и скульптура (Минерва и Беллона) Петровских ворот.

Невские ворота (Н.Львов).

Петропавловский собор с колокольней (Д.Трезини – идея градостроительной вертикали шпиля, кристаллизация нового типа церковной постройки на стыке принципов базилики и древнерусского храма-корабля 17 века, купол и его роль во внешнем и внутреннем убранстве), интерьер Петропавловского собора (барочный алтарь И.Зарудного)

Тема 2. Васильевский остров.


Ансамбль стрелки Васильевского острова – функции данного места, история сложения комплекса, стилевые приемы позднего классицизма (ампира на русской почве), главные постройки: здание Биржи (арх-р Ж.Тома де Томон), ростральные колонны, пакгаузы (проект А.Д.Захарова), здание Таможни.

Памятники петровской архитектуры (типология построек, стилевая характеристика): Кунсткамера, здание Двенадцати Коллегий (совр.СПБГУ), Дворец Петра II, Дворец Меньшикова, особенности застройки набережной, предложенной Д.Трезини. Здание Академии наук (Дж.Кваренги) как пример зрелого классицизма и палладианства. Здание Академии художеств (Ж.-Б.-М.Валлен-Деламот, А.Кокоринов) – проблема раннего классицизма и французских влияний в русской архитектуре. Горный институт (А.Н.Воронихин): градостроительное решение, влияние открытий древнегреческой архитектуры (ансамбль Пестума) и ее форм на практику неоклассиков.




Тема 3. Архитектура трех площадей.

Дворцовая площадь: история формирования, Зимний дворец Растрелли и проблема барокко в русской архитектуре; здание Генштаба и Министерств Росси: градостроительная функция, роль триумфальной арки, особенности стиля ампир в русской архитектуре, применение новых технологий; Александровская колонна Монферрана и история ее создания. Ансамбль Адмиралтейства: история строительства, градостроительная роль, влияния французской архитектуры на проект Захарова, скульптура Адмиралтейства и ее функция. Сенатская площадь Росси: особенности места расположения и градостроительная роль, проблема единообразия фасадов, скульптурные композиции,

Тема 4. Архитектура Дворцовой набережной.

Набережные Невы как центральный градостроительный ансамбль. Малый Эрмитаж Валлен-Деламота, Старый (Большой) Эрмитаж Фельтена: их функции, роль в ансамбле и особенности раннего классицизма. Эрмитажный театр Кваренги: связь функции и формы в архитектуре, ориентация на театр Олимпико Палладио и особенности строгого классицизма в России, декоративные элементы и их прототипы. Мраморный дворец Ринальди: градостроительное значение, особенности планировки и объемно-пространственных решений, декорация интерьеров и роль скульптуры Шубина и Козловского.

Тема 5. Архитектура Невского проспекта.


История сложения главной перспективы города, градостроительные решения (трехлучевая система), функции данной магистрали, история ее застройки.

Главные памятники: Строгановский дворец (экстерьер как пример классического языка барокко и творчества главного архитектора стиля – Ф.Б.Растрелли; интерьеры А.Н.Воронихина – результат перестройки интерьеров Ф.Б.Растрелли, взаимодействие двух стилей, характерные особенности стиля ампир);

Казанский собор (с осмотром интерьеров собора) – выдающийся пример градостроительного решения, организации площади перед и пространства вокруг храма (особенности позднего классицизма в архитектуре А.Н.Воронихина, западноевропейские источники (площадь св.Петра в Риме)), проблема входа в храм, оформление бокового фасада как главного.

Памятники М.И. Кутузову, М.Б. Барклаю-де-Толли – иконография, пластические решения.

Храм Воскресения Христова (Спас на Крови) – пример стиля эклектики.

Здание компании «Зингер» - пример искусства модерна в архитектуре Санкт-Петербурга.

Костел св. Екатерины (Валлен-Деламот, Ринальди) и

Армянская церковь св. Екатерины (Ю.Фельтен) – образцы раннего классицизма – особенности ордерного решения (интерес к дополняющим декоративным деталям), проблема соотношения храма и главной магистрали Невского проспекта (боковой фасад как главный).

Воронцовский дворец (Ф.Б.Растрелли) – выдающийся памятник елизаветинского барокко, особенности планировки городской усадьбы. Мальтийская капелла (Дж.Кваренги) – хорошо сохранившееся здание и интерьер как пример зрелого строгого классицизма.

Аничков дворец (колоннада кабинета Дж.Кваренги).

Скульптура П.К. Клодта на Аничковом мосту.

Дворец Белосельских-Белозерских – стиль необарокко, пример подражания формам предыдущих эпох в период эклектики вп.п.19 века.

Тема 6. Архитектура Александро-Невской лавры.


История основания комплекса. План Д.Трезини и последующая трансформация ансамбля.

Архитектура петровского времени (Благовещенская церковь, здания корпусов и их планировка).

Троицкий собор (И.Старов) – памятник раннего классицизма, влияния французского классицизма. Роль скульптуры Ф.Шубина и его мастерской в экстерьере и интерьере здания.

Музей городской скульптуры, в котором представлены надгробные памятники выдающихся скульпторов 19 века. Некрополи Александро-Невской лавры с сохранившимися на своем месте с 18 века памятниками надгробной пластики. Типология и традиция скульптурного надгробия.




Тема 7. Архитектура классицизма. С.И.Чевакинский.


Гостиный двор (Валлен-Деламот) – план постройки как отражение особенностей участка и функций торгового здания. Проблема раннего классицизма в разработке форм, деталей, роли и пластических решений ордера.

Ассигнационный банк (Дж.Кваренги). Тема палладианства в архитектуре классицизма.

Ансамбль Александринского театра (К.И.Росси). Градостроительное решение эпохи ампира – комплекс двух площадей, улица Росси, здание театра как главное звено в развитии архитектурной сценографии. Роль ордера и скульптуры в оформлении построек позднего классицизма.

Комплекс Новой Голландии (Валлен Деламот). Особенности промышленной архитектуры, тема раннего классицизма. Арка.

Никольский Морской собор (С.И.Чевакинский) – тема барокко на русской почве, интерпретация барочных приемов Ф.Б.Растрелли

Тема 8. Архитектура Смольного монастыря

Замысел Растрелли и его не полное осуществление. Сочетание черт древнерусского зодчества и светской дворцовой архитектуры. Черты барокко и элементы декорации. Александровский институт Фельтена: особенности планировки и оформления фасадов, влияния западно-европейского классицизма. Смольный институт Кваренги: элементы палладианства и черты строгого классицизма

Тема 9. Летний дворец и окрестности.


История создания и развития ансамбля. Голландский сад. Дворец как пример петровской архитектуры (с осмотром интерьеров). Более поздние постройки Летнего сада. Скульптура Летнего сада.

Решетка Летнего сада.

Ансамбль Михайловского (Инженерного) замка. Вопрос авторства, роль вкусов императора Павла I в планировке, строительстве и отделке дворца. В.Бренна и приемы позднего классицизма (элементы романтизма в архитектуре).

Памятник Петру I (Б.К.Растрелли) – иконография, пластические приемы.

Церковь Св.Пантелеймона (И.Коробов), Церковь свв.Симеона и Анны – примеры аннинского барокко (до эпохи Ф.Б.Растрелли).

Тема 10.

Чесменский дворец и Чесменская церковь.

Комплекс Чесменского дворца и Чесменской церкви (Ю.Фельтен) как пример неоготической архитектуры в эпоху классицизма

3.

Раздел 3. Архитектура пригородов Санкт-Петербурга

Тема 1. Петергоф.




История создания ансамбля. Петр I и идея морской резиденции (роль воды в планировке всего комплекса). Особенности планировки и ориентир на французский Версаль. Большой Дворец. Павильоны Эрмитаж, дворец Монплезир.

Принципы регулярного парка (на примере Верхнего и Нижнего парков). Павильоны Нижнего парка – Вольер, Оранжерея, фонтаны - «Солнце», «Пирамида», «Самсон», «Нептун», «Шахматная горка».

Парк «Александрия» и его сооружения – Готическая капелла (пример неоготического стиля), дворец «Коттедж».





Тема 2. Ораниенбаум.


Сочетание элементов рококо и классицизма. Большой Меншиковский дворец.

Петерштадт. Дворец Петра III. Ворота крепости Петерштадт.

Верхний парк. Дворец Каменный зал. Павильон «Катальная горка» и Китайский дворец: черты рококо в русской архитектуре. Китайская кухня

Тема 3. Дворцово-парковый музей-заповедник «Царское село».

История создания, основные владельцы и заказчики комплекса. Екатерининский дворец как пример зрелого барокко (Ф.Б.Растрелли). Регулярный парк.

Ансамбль Холодных бань, Агатовых комнат и «Камероновой галереи» (пример зрелого классицизма и влияний идей палладианства – творчество Ч.Камерона и его связь с английским неоклассицизмом 18 века).

Система парков – сочетание голландского, регулярного и пейзажного парков. Система павильонов (Грот, Эрмитаж, Эрмитажная кухня, Адмиралтейство и др.), парковых строений (Палладиев мост, Башня-Руина, Готические ворота, Большой каприз), колонн и обелисков (Чесменская и Морейская колонны, Кагульский обелиск). Храм дружбы. Павильон «Кухня-руина».

Александровский дворец (Дж.Кваренги) – памятник зрелого классицизма.

Александровский парк. Китайская деревня. Большой китайский мост. Драконов мост. Китайский театр. Большой и малый каприз.

Тема 4. Павловск.


Павловский дворец: история строительства, черты палладианства, особенности декорации интерьеров.

Парковые павильоны и разнообразие интерпретаций классицизма. Павильон «Трех граций». Кентавров мост. Колоннада Аполлона. Павильон холодных бань. Вольер. Храм дружбы. Молочня. Беседка Росси. Памятник родителям и особенности неоклассического надгробия в творчестве Мартоса. Пиль-башня. Колонна «Конец света». Мавзолей «Супругу-победителю» как пример позднего классицизма или ампира. Розовый павильон.

Тема 5. Гатчина.


Гатчинский дворец. История строительства.

Пейзажный парк и его павильоны, постройки (Портал «Маска» и Березовый домик, Чесменский обелиск, восьмигранный колодец, павильон Венеры, павильон Птичник, парк Сильвия).

Приоратский дворец (Н.Львов). Функции, особенности конструкции и технологии строительства дворца, творчеств архитектура Н.Львова.

4.


Раздел 4. Занятия в Государственном Эрмитаже.

Тема 1. Искусство Возрождения: живопись Италии.



История формирования коллекции и экспозиция произведений итальянских мастеров 13 – начала 16 веков, мастеров высокого Возрождения, венецианской и флорентийской школы живописи эпохи позднего Ренессанса (Леонардо, Рафаэль, Микеланджело, Джорджоне, Тициан, П.Веронезе, Понтормо, Россо Фьорентино). Специфика кватроченто по сравнению с Высоким Ренессансом, проблемы мастерской и школы, особенности венецианского колоризма, эволюция индивидуального стиля Тициана.

Тема 2.

Искусство Италии 17–18 веков

Живопись Караваджо и братьев Карраччи, представителей болонской академии: фундамент живописной традиции 17 века. Пейзажная живопись в Италии: творчество С.Розы, А.Маньяско, венецианцев: А.Каналетто, Ф.Гварди. Творчество Дж.Б.Тьеполо: проблема монументальной и камерной картины.

Тема 3.

Искусство Нидерландов.


Собрание Нидерландской живописи 15 – 16 веков. Р. Кампен (мастер из Флемаля), Р. ван дер Вейден и проблемы северного Ренессанса – ars nova.

Тема 4. Искусство Голландии 17 века.


Утрехтский караваджизм – Х.Тербрюгген, Д. Бабюрен, Г. Хонтхорст. Пейзажная живопись: Ян ван Гойен, С. и Я. Рейсдали, М, Хоббема. Школа натюрморта – П. Клас, В. Хеда, В. Кальф, А. Беерен. Портретная живопись – Ф. Хальс. Жанровая живопись и ее особенности: П. де Хох, Терборх, Метсю, А.ван Остаде.

Тема 5. Творчество Рембрандта.


Коллекция произведений художника в собрании ГЭ и история ее формирования. Эволюция и основные проблемы творчества мастера.

Тема 6. Искусство Фландрии 17 века.


Творчество П.П. Рубенса в собрании Эрмитажа и фламандская живопись 17 века: А. ван Дейк, Я. Йорданс, Ф. Снайдерс




Тема 7.

Искусство Франции 16-17 веков.


Караваджизм во Франции и живопись Белланжа. Основная проблематика творчества братьев Лененов. Искусство эпохи Людовика XIV. Классицизм во французской живописи: творчество Н.Пуссена, его эволюция, темы, сюжеты работ, особенности живописной техники; творчество К.Лоррена.

Тема 8. Искусство Франции 18 века.


История формирования коллекции французской живописи 18 века в ГЭ и ее изучения. Произведения А.Ватто, Ф. Буше, Ж.-Б. Греза, Г. Робера, С. Шардена, Ж.-О. Фрагонара в собрании Эрмитажа.

Коллекция французской скульптуры 18 века Э.М. Фальконе, М.А. Колло, Ж.А. Гудон и другие мастера этого периода

Тема 9. Искусство Франции 19 века.


Творчество Ж.-Л. Давид и художников его школы: А. Гро, Ж.-О.-Д. Энгр, Жироде. Романтизм и Э. Делакруа. Особенности пейзажной живописи: барбизонцы и К. Коро, Ж.-Ф. Милле, О. Домье. Г. Курбе и Э. Мане.

Французское искусство конца 19 века – начала 20 века. Импрессионисты (К. Моне, А. Сислей, К. Писсаро. О. Ренуар, Э. Дега) и постимпрессионисты (П.Сезанн, П. Гоген, В. ван Гог). А.Руссо, Ж.Сера. О. Редон

Собрание французской скульптуры 19 века в Эрмитаже

Тема 10. Искусство Франции 20 века.


Основные направления в искусстве первой половины 20 века и их представители: А. Матисс и фовисты (А.Марке, А. Дерен, М. Вламинк, Ж. Руо); кубизм в творчестве Пикассо и Брака; группа «Наби» (М. Дени, П. Боннар, Э. Вюйар).

Эволюция стиля А. Матисса и П. Пикассо на примере коллекции Эрмитажа.

Тема 11. Искусство Испании 16-19 веков.

Картины Эль Греко, Веласкеса, Ф. Гойи в собрании Эрмитажа

Тема 12. Английская живопись 18 века.

Т. Гейнсборо, Дж. Рейнольдс и другие мастера английской школы в собрании ГЭ.

5.

Раздел 5. Занятия в Государственном Русском музее.
Тема 1. Искусство 18 века.

Русская живопись первой половины 18 века. Петровские пенсионеры – И.Н.Никитин, А.Матвеев в собрании ГРМ: проблема адаптации языка западноевропейской живописи русскими художниками. Живопись середины 18 века и проблема портрета: И.Я. Вишняков, А.П. Антропов, И.П. Аргунов. Россика: роль западноевропейских художников в сложении русской школы масляной живописи (И.Г. Таннауэр, Г. Гзель, Л. Каравакк; П. Ротари, Г.Х. Грот, Л. Токке).

Живопись второй половины 18 века. Появление Санкт-Петербургской Академии и ее роль. Историческая картина (А.П. Лосенко, П.И. Соколов, Г.И. Угрюмов) и ее особенности. Искусство портрета: Ф.И. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский: типология и стилистические особенности.

Скульптура 18 века. Работы Б.К. Растрелли, А.-М. Колло, Ф.И. Шубина, Ф.Г. Гордеева, М.И. Козловского, Ф.Ф. Щедрина, И.П. Прокофьева в коллекции Русского музея.

Тема 2. Искусство п.п.19 века.


Историческая живопись первой половины 19 века. Произведения К.П. Брюллова, А.А. Иванова в ГРМ.

Стилистические особенности живописи О. Кипренского и В.А. Тропинина. А.Г. Венецинов и его школа (Г.В. Сорока, Н.С. Крылов, А.В. Тыранов, С.К. Зарянко и др.).

Искусство пейзажа конца 18 века – первой половины 19 века. Семен Ф. Щедрин, Ф.М. Матвеев, Ф. Алексеев, Сильвестр Ф. Щедрин




Тема 3. Искусство вт.п.19 века.


Жанровая живопись 19 века в собрании ГРМ. П.А. Федотов, В.Г. Перов. Художники-жанристы второй половины 19 века: В.М. Максимов, Г.Г. Мясоедов, К.А. Савицкий, Н.А. Ярошенко, В.Е. Егоров и др. Развитие жанра у поздних передвижников (С.К. Коровин, А.Е. Архипов, А.П. Рябушкин, Ф.А. Малявин, М.П. Нестеров).

Академия и салон второй половины 19 века и творчество Г.И. Семирадского. Развитие исторической картины, новые идеи и сюжеты передвижников. И.Н. Крамской, Н.Н. Ге, В.В. Верещагин, И.Е. Репин, В.И. Суриков, В.М. Васнецов, В.Д. Поленов.

Пейзаж второй половины 19 века. А.К. Саврасов, Л.Л. Каменев, Ф.А. Васильев, И.И. Шишкин, И.К. Айвазовский, А.И. Куинджи, И.И. Левитан.

Скульптура 19 века. Произведения И.П. Мартоса, М.М. Антокольского, А.М. Опекушина, Е.А. Лансере и др. в ГРМ. Рубеж веков: П.П. Трубецкой, А.С. Голубкина, А.Ф. Матвеев

Тема 4. Искусство рубежа 19 века – 20 века.



Живопись конца 19 – начал 20 века. Разнообразие направлений, основные их представители и произведения в коллекции ГРМ. Художники «Мир искусства» (А.Н. Бенуа, К.А. Сомов, Л.С. Бакст и др.). Русские импрессионисты К.А.Коровин, В.А. Серов и «Союз русских художников» (И.Э. Грабарь, К.Ф. Юон, А.А. Рылов и др.). В.Э. Борисов-Мусатов и художники «Голубой розы» (П.В. Кузнецов, М.С. Сарьян, Н.Н. Сапунов, С.Ю. Судейкин). М.А. Врубель.

Коллекция искусства авангарда в ГРМ. М.Ф. Ларионов, Н.С. Гончарова. К.С. Малевич и его школа (Л. Попова, О. Розанова, Н. Удальцова и др). В.В. Кандинский.

Художники «Бубнового валета», их произведения в собрании ГРМ. И.И. Машков, П.П. Кончаловский, А.В. Лентулов, Р.Р. Фальк и др
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа учебно-ознакомительной практики «санкт-петербург и пригороды» iconСанкт- петербург и пригород
Видовой фильм, самая полная трехчасовая видеоэкскурсия. Пригороды: Царское Село, Ораниенбаум, Кронштадт; Петергоф; Стрельня; Павловск;...
Программа учебно-ознакомительной практики «санкт-петербург и пригороды» iconПрограмма по организации и проведению учебно-ознакомительной практики
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на учебной практике
Программа учебно-ознакомительной практики «санкт-петербург и пригороды» iconНовые поступления 2 Сельское хозяйство 2 Общие вопросы сельского хозяйства 2
Агрофизический научно-исследовательский институт (Санкт-Петербург). Материалы координационного совещания Агрофизического института,...
Программа учебно-ознакомительной практики «санкт-петербург и пригороды» iconСпециальная /коррекционная/ общеобразовательная школа (VII вида)...
Субъект Российской Федерации Санкт-Петербург, в лице Комитета по Образованию Санкт-Петербурга. Место нахождения Учредитель -1: 190000,...
Программа учебно-ознакомительной практики «санкт-петербург и пригороды» iconЭкскурсионные туры в карелию
Санкт- петербург приозерск – ладожское озеро валаам – сортавала – парк «рускеала» олонец александро-свирский монастырь старая ладога...
Программа учебно-ознакомительной практики «санкт-петербург и пригороды» iconDhl открывает новое сервисное отделение в Санкт-Петербурге Санкт-Петербург, 20 марта 2008 г
Санкт-Петербург, 20 марта 2008 г. Компания dhl, мировой лидер в области экспресс-доставки и логистики, расширяет свое присутствие...
Программа учебно-ознакомительной практики «санкт-петербург и пригороды» iconМетодическое пособие для врачей Санкт-Петербург 2007
В. Г. Беспалов, д м н., старший научный сотрудник, руководитель группы химиопрофилактики рака фгу "нии онкологии им. Н. Н. Петрова...
Программа учебно-ознакомительной практики «санкт-петербург и пригороды» iconРабочая программа и методические указания по прохождению практикума...
Цель и задачи практикума учебного ознакомительного (учебной ознакомительной практики)
Программа учебно-ознакомительной практики «санкт-петербург и пригороды» iconПрограмма практики Направление подготовки 190901. 65 Системы обеспечения...
Целями ознакомительной (учебной) практики являются закрепление и углубление теоретической подготовки обучающегося и приобретение...
Программа учебно-ознакомительной практики «санкт-петербург и пригороды» iconРеферата «г. Санкт-Петербург, как символ новой культуры, великое...
Актуальность темы. Санкт-Петербург один из основных смысловых образов русской культуры. Это город-программа, город-концепция, имеющий...
Программа учебно-ознакомительной практики «санкт-петербург и пригороды» iconПрограмма научно-методической работы школы на 2013-2014 год Санкт-Петербург
Научно-методическая деятельность школы является системой мер, основанной на современных достижениях науки и практики, направленная...
Программа учебно-ознакомительной практики «санкт-петербург и пригороды» iconПатентам и товарным знакам (19)
Санкт-Петербург, ул. Политехническая, 29, Санкт-Петербургский гту (цпи), С. В. Козыреву
Программа учебно-ознакомительной практики «санкт-петербург и пригороды» iconРеальное и виртуальноЕ в медиапространстве современности
Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов, г. Санкт-Петербург, Россия
Программа учебно-ознакомительной практики «санкт-петербург и пригороды» iconЗа 2011 год Санкт-Петербург 2011г
Показатели административных правонарушений по районам Санкт-Петербурга в 2010 году 47
Программа учебно-ознакомительной практики «санкт-петербург и пригороды» iconУчебно-методический комплекс Специальность: 080801. 65 (351400) Прикладная...
С 56 Современная информационная культура: Учебно-методи­ческий комплекс / авт сост. С. Б. Голубцов – спб.: Ивэсэп, 2010. – 42 с
Программа учебно-ознакомительной практики «санкт-петербург и пригороды» iconУчебно-методический комплекс по направлению 521500 «менеджмент» Санкт-Петербург
Овчинников Г. П. Макроэкономика: Учебно-методический комплекс. Спб.: Ивэсэп, 2005 13 с


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск