Скачать 397.43 Kb.
|
МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (РГГУ) ФАКУЛЬТЕТ ИСТОРИИ ИСКУССТВА Кафедра всеобщей истории искусств ПРОГРАММА УЧЕБНО-ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГ И ПРИГОРОДЫ» Направление подготовки 035400 ИСТОРИЯ ИСКУССТВ Квалификация выпускника БАКАЛАВР Форма обучения ОЧНАЯ Москва 2013 УЧЕБНО-ОЗНАКОМИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА II САНКТ-ПЕТЕРБУРГ И ПРИГОРОДЫ Рабочая программа Составитель: канд. иск., доц. Е.Ю. Хлопина преп. Н.В. Проказина Рабочая программа утверждена на заседании кафедры Всеобщей истории искусств …… 2011, протокол № … © Российский государственный гуманитарный университет, 2011 Оглавление Предисловие………………………………………………………………………............................. Аннотация рабочей программы…………………………………………………………………… Пояснительная записка……………………………………………………………............................ Структура дисциплины (тематический план)……….…………………………………………… Содержание дисциплины…………………………………………………………………………. Образовательные технологии……………………………………………………...……………… Система текущего и промежуточного контроля знаний студентов……………………………... Оценочные средства для текущего контроля успеваемости промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины…………………………………………………………………….. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов…………………… ПРЕДИСЛОВИЕ Рабочая программа «Учебно-ознакомительной практики II Санкт-Петербург и пригороды» предназначен для направления подготовки № 035400 – История искусств. Курс является составной частью программы по всеобщей истории искусств и представляет собой неотъемлемый компонент профессионального искусствоведческого образования. Рабочая программа включает в себя материалы, необходимые для успешного освоения данной дисциплины — программу практики с аннотацией, пояснительной запиской, тематическим планом и содержанием дисциплины, образовательные технологии, оценочные средства для текущего контроля успеваемости и аттестации по итогам освоения дисциплины, контрольные вопросы по курсу, а также список литературы. Структура курса методически нацелена на комплексное ознакомление студентов с памятниками архитектуры Санкт-Петербурга, скульптуры, живописи и графики в музеях города и является необходимым дополнением к основным лекционным курсам по зарубежному и русскому искусству. АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ Учебно-ознакомительная практика II Санкт-Петербург и пригороды является частью общепрофессионального цикла дисциплин подготовки студентов по направлению подготовки 035400 – История искусств. Дисциплина реализуется на факультете кафедрой Всеобщей истории искусств ФИИ РГГУ. Содержание дисциплины охватывает круг вопросов, связанных с историей и теорией искусства. Дисциплина направлена на формирование следующих компетенций выпускника: ОК-3, ОК-4, ОК-5, ОК-7, ОК-11, ОК-12, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-10В, ПК-11, ПК-11В, ПК-12, ПК-12В, ПК-13, ПК-13В, ПК-14, ПК-14В, ПК-15, ПК-16В, ПК-21В. Программой предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль успеваемости в форме аналитических заданий, контрольных работ, промежуточный контроль в форме итоговой письменной работы. Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 3 зачетных единицы. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Цели и задачи практики. Целями данной учебно-ознакомительной практики являются: - познакомить студентов с выдающимися памятниками архитектуры, градостроительными и дворцовыми ансамблями Санкт-Петербурга и его окрестностей разных эпох в рамках 18-20 веков, с историей интерьера, с образцовыми загородными усадьбами этого времени; - сформировать у обучающихся представление о творчестве наиболее ярких мастеров, о программных произведениях в истории русской живописи и скульптуры 18-20 веков, а также в западноевропейском изобразительном искусстве 15-20 веков на материале крупных художественных собраний Государственного Эрмитажа и Государственного Русского музея. - освоить материал, связанный с историей формирования важнейших коллекций. Уникальный опыт непосредственного контакта с памятниками позволяет поставить и реализовать следующие задачи: - выделить основные этапы развития русского зодчества 18 – начала 20 веков, дать общее представление о его связях с социокультурным контекстом, рынком, заказчиками, в совокупности влияющими на становление типологии архитектурных построек (церковь, дворец, дворцово-парковый ансамбль, доходный дом и т.д.) и на их стилевые, технологические, конструктивные особенности; - проследить появление и развитие архитектурных стилей: петровского барокко, аннинского барокко, зрелого барокко эпохи императрицы Елизаветы, всех стадий развития классицизма: от его внедрения на русскую почву, прохождения стилем стадий раннего и зрелого классицизма в эпоху правления Екатерины II до формирования художественного языка позднего классицизма (или ампира) и далее становление идей романтизма, эклектики, модерна и начала конструктивизма в архитектуре Санкт-Петербурга и пригородов; - выявить взаимосвязь русской и западноевропейской архитектуры 18-н.20 веков: в частности, с французской, итальянской, английской школами; - разобрать систему градостроительных решений на месте, понять принципы формирования парковых ансамблей (например, парка регулярного, пейзажного); - представить творчество наиболее известных и крупных мастеров архитектуры в развитии, изменении их художественных приемов и методов; - привить навыки формального и пластического анализа памятников архитектуры с целью проанализировать: связь памятника с реальным окружающим его ландшафтом (приемы включения его в городскую среду, их соотнесение с масштабами города его рек и каналов); особенности решения объемно-пространственных задач (выделить доминанты ансамбля, принципы соподчинения и взаимосвязи его частей); структуру фасада, роль ордера, а благодаря возможности посетить постройки и рассмотреть исторические интерьеры, понять логику организации здания изнутри, отразить конструкцию архитектурного памятника на плане, а также ощутить масштаб, размер, получить реальные тактильные впечатления; - оценить роль скульптуры как градостроительного объекта (монумент на площади), роль рельефа в организации ордерного и безордерного членения плоскостей фасада; - рассмотреть и проанализировать произведения круглой скульптуру в движении при обходе, иметь возможность пережить ее как объем в реальном пространстве на примере произведений из коллекций Государственного Эрмитажа, Государственного Русского музея и др. собраний; - проиллюстрировать историю формирования коллекций западноевропейского и русского искусства и становления исторических экспозиций на примере залов Государственного Эрмитажа, Русского музея, дворцов пригородов Санкт-Петербурга; - охарактеризовать историю художественных эпох, стилей и жанров, школ и мастерских в становлении западноевропейского и русского искусства; - получить информацию о том, какими произведениями представлено творчество наиболее выдающихся мастеров живописи. На базе непосредственного знакомства с произведениями живописи описать и всесторонне их проанализировать стилевые и иконографические особенности, выявить роль размера, формата, характер композиционного построения, свойства рисунка, колорита. - рассмотреть и проанализировать произведения декоративно-прикладного искусства, в особенности китайского и японского фарфора на примере коллекций Ораниенбаума, Гатчины, Царского Села. 2. Место практики в структуре основной образовательной программы. Учебно-ознакомительная практика II «Санкт-Петербург и его окрестности» входит в базовую часть профессионального цикла ФГОС по направлению «искусствоведение» (бакалавр). Данная практика осуществляется после второго курса обучения. Предпосылкой для успешного ее прохождения является хорошее владение знаниями предшествующих гуманитарных и профессиональных дисциплин: История Нового и Новейшего времени, История России до 19в, История России в Новое и Новейшее время, Введение в историю искусства, Основы искусства Древнего Востока, искусства Рима, искусства Западной Европы в Средние века, искусства эпохи Ренессанса, Мифологические и библейские темы и сюжеты в искусстве, Христианская иконография, Анализ и описание памятников искусства, Техники изобразительного искусства, Компьютерные технологии в музее Требования к результатам освоения дисциплины: Умение осваивать и применять в последующей профессиональной деятельности знания, получаемые во время прохождения учебно-ознакомительной практики, связаны со следующими общекультурными компетенциями, которые должны быть уже в достаточной степени сформированы у студентов в ходе двух лет обучения и прохождения учебно-ознакомительной практики I: - готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе; владеет знанием принципов и методов организации и управления малыми коллективами (ОК-3); - владеет способностью находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готов нести за них ответственность (ОК-4); - владеет умением использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5); - способен критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7); - способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, осознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-11); - владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации; навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-12). Знания и навыки, полученные на практике, становятся важной и необходимой базой для последующего освоения таких дисциплин профессионального цикла, как: Основы русского искусства 18 века, 19 века, Русское искусство 18-19 веков, Основы русского искусства 20 века, Искусство эпохи Ренессанса, Основы зарубежного искусства 17-18 веков, зарубежного искусства 19 века, зарубежного искусства 20 века, История садово-паркового искусства, История декоративно-прикладного искусства, Основы консервации и реставрации памятников искусства, Музееведение, Экспозиционная и выставочная деятельность, Менеджмент в искусстве, Охрана культурного наследия, 3. Формы проведения практики. Выездная учебно-ознакомительная практика. 4. Место и время проведения практики. Учебно-ознакомительная практика проходит в городе Санкт-Петербурге и в расположенных вокруг него дворцово-парковых комплексах, таких как Петергоф, Ораниенбаум, Царское село, Павловск, Гатчина. В Санкт-Петербурге осмотр архитектурных памятников непосредственно в городе сопровождается работой в музеях: Государственном Эрмитаже, Государственном Русском музее и его филиалах – Инженерном замке, Летнем дворце. Время проведения практики – вторая половина августа. 5. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения практики. Процесс знакомства с памятниками архитектуры и музеями Санкт-Петербурга и его пригородов направлен на формирование следующих навыков и профессиональных компетенций: * в научно-исследовательской деятельности - способен к использованию специальных знаний, полученных в рамках профилизации или индивидуальной образовательной траектории (ПК-8); - способен к работе в музеях, галереях, художественных фондах, архивах, библиотеках, владеет навыками поиска необходимой информации в электронных каталогах и в сетевых ресурсах (ПК-9); - способен к составлению обзоров, аннотаций, рефератов и библиографии по тематике проводимых исследований (ПК-10); - способен к оформлению и презентации результатов научных исследований (ПК-10В); * в педагогической деятельности - способен применять полученные знания в педагогической деятельности по преподаванию курсов мировой художественной культуры, всеобщей истории искусства, истории отечественного искусства в общеобразовательных учреждениях (ПК-11); - способен к реализации в преподавании мировой художественной культуры, истории искусства следующих основных задач: воспитание патриотизма, уважения к истории, культуре, истории искусства и традициям нашей страны, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни, к сохранению отечественного и мирового художественного наследия; формирование у учащихся ценностных ориентиров (ПК-11В); * в организационно-управленческой деятельности - способен к работе с информацией для принятия решений органами государственного управления, местного, регионального и республиканского самоуправления (ПК-12); - способен применять в организационно-управленческой деятельности современный уровень знаний и представлений об искусстве, социальной роли и функциях художественного наследия (ПК-12В); - способен к работе с базами данных и информационными системами (ПК-13); - способен в организационно-управленческой деятельности к применению основ действующего законодательства в сфере культуры, в том числе в сфере охраны историко-культурного наследия (ПК-13В); * в культурно-просветительской деятельности - способен к разработке информационного обеспечения историко-культурных, историко-краеведческих, искусствоведческих аспектов, а также проблем, связанных с сохранением памятников архитектуры и искусства, художественного наследия, в тематике деятельности организаций и учреждений культуры (ПК-14); - способен к утверждению и пропаганде социальной и научной значимости культурного наследия, памятников искусства в средствах массовой информации, готов к культурно-просветительской деятельности в музеях (ПК-14В); * в экспертно-аналитической деятельности - способен к работе с информацией для обеспечения деятельности аналитических центров, общественных и государственных организаций, средств массовой информации (ПК-15); - владеет основами атрибуции, способен к перспективному анализу комплектования музейных коллекций (ПК-16В) * производственно-технологической деятельности - владеет культурой пространственного мышления и основами знаний по эволюции структуры и принципов оформления экспозиции (дизайна) (ПК-21В) По итогам прохождения практики обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования: Знать: - периодизацию истории русского (18-20вв) и зарубежного (15-20вв) искусства; - суть и специфику эпохальных стилей и стилевых направлений в русском и западноевропейском искусстве Нового и Новейшего времени; - выдающиеся для того или иного периода, школы, направления русского (18-20вв) и зарубежного искусства (15-20вв) произведения архитектуры, изобразительного искусства, расположенные в Санкт-Петербурге и пригородах и в художественных коллекциях этого региона; - творчество наиболее значимых для каждого периода мастеров архитектуры, скульптуры, живописи; - историю формирования и произведения таких музеев, как Государственный Эрмитаж и Государственный Русский музей. Уметь: - сопоставлять периодизацию русского и западноевропейского искусства, выявлять сходство и различие в стадиях их развития; - выявлять стилевые признаки того или иного стиля, эпохи при анализе памятников архитектуры и изобразительного искусства, соотносить их с тем или иным историческим периодом развития искусства; - самостоятельно проводить атрибуцию памятников архитектуры скульптуры, живописи, вычленять характерные для того или иного мастера приемы и методы в работе с материалом и пространством. Владеть: - понятийным аппаратом искусствоведа-специалиста; архитектурными терминами, в частности знаниями ордера и ордерных элементов; навыками восприятия и анализа крупных архитектурных ансамблей, принадлежащих к разным стилям: барокко, классицизм, ампир, модерн, их роли в организации городского пространства; - основами пространственного мышления при составлении архитектурных планов, проектов экспозиций, решения интерьерных пространств; - основами стилевого, иконографического и пластического анализа произведений живописи и скульптуры; навыками по описанию и анализу произведений искусства в реальном контакте с памятниками. 6. Структура и содержание практики. 6.1. Содержание разделов.
|
Санкт- петербург и пригород Видовой фильм, самая полная трехчасовая видеоэкскурсия. Пригороды: Царское Село, Ораниенбаум, Кронштадт; Петергоф; Стрельня; Павловск;... | Программа по организации и проведению учебно-ознакомительной практики Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на учебной практике | ||
Новые поступления 2 Сельское хозяйство 2 Общие вопросы сельского хозяйства 2 Агрофизический научно-исследовательский институт (Санкт-Петербург). Материалы координационного совещания Агрофизического института,... | Специальная /коррекционная/ общеобразовательная школа (VII вида)... Субъект Российской Федерации Санкт-Петербург, в лице Комитета по Образованию Санкт-Петербурга. Место нахождения Учредитель -1: 190000,... | ||
Экскурсионные туры в карелию Санкт- петербург приозерск – ладожское озеро валаам – сортавала – парк «рускеала» олонец александро-свирский монастырь старая ладога... | Dhl открывает новое сервисное отделение в Санкт-Петербурге Санкт-Петербург, 20 марта 2008 г Санкт-Петербург, 20 марта 2008 г. Компания dhl, мировой лидер в области экспресс-доставки и логистики, расширяет свое присутствие... | ||
Методическое пособие для врачей Санкт-Петербург 2007 В. Г. Беспалов, д м н., старший научный сотрудник, руководитель группы химиопрофилактики рака фгу "нии онкологии им. Н. Н. Петрова... | Рабочая программа и методические указания по прохождению практикума... Цель и задачи практикума учебного ознакомительного (учебной ознакомительной практики) | ||
Программа практики Направление подготовки 190901. 65 Системы обеспечения... Целями ознакомительной (учебной) практики являются закрепление и углубление теоретической подготовки обучающегося и приобретение... | Реферата «г. Санкт-Петербург, как символ новой культуры, великое... Актуальность темы. Санкт-Петербург один из основных смысловых образов русской культуры. Это город-программа, город-концепция, имеющий... | ||
Программа научно-методической работы школы на 2013-2014 год Санкт-Петербург Научно-методическая деятельность школы является системой мер, основанной на современных достижениях науки и практики, направленная... | Патентам и товарным знакам (19) Санкт-Петербург, ул. Политехническая, 29, Санкт-Петербургский гту (цпи), С. В. Козыреву | ||
Реальное и виртуальноЕ в медиапространстве современности Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов, г. Санкт-Петербург, Россия | За 2011 год Санкт-Петербург 2011г Показатели административных правонарушений по районам Санкт-Петербурга в 2010 году 47 | ||
Учебно-методический комплекс Специальность: 080801. 65 (351400) Прикладная... С 56 Современная информационная культура: Учебно-методический комплекс / авт сост. С. Б. Голубцов – спб.: Ивэсэп, 2010. – 42 с | Учебно-методический комплекс по направлению 521500 «менеджмент» Санкт-Петербург Овчинников Г. П. Макроэкономика: Учебно-методический комплекс. Спб.: Ивэсэп, 2005 13 с |