Скачать 163.75 Kb.
|
Урок истории по теме "Расцвет дворянской империи" ( 10-й класс) Цель занятия: закрепление и углубление исторических знаний учащихся по истории России второй половины XYIII в., анализ противоречий внутренней политики России во время правления Екатерины II. Задачи занятия: а) образовательные – обобщение, систематизация изученного ранее фактического материала, попытка определить, каким образом субъективные качества российских самодержцев влияли на жизнь государства. б) воспитательные – посредством изучения истории Отечества формировать гражданскую позицию, пытаться найти компромисс, стать толерантнее друг к другу. в) развивающие – развитие навыков самостоятельной творческой и поисковой работы индивидуально и в группе, развитие исторического мышления, умений сопоставлять и сравнивать, проявлять актерские способности, находить и критически осмысливать информацию из разных источников. ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, проектор, экран, учебник «История России» часть 2, иллюстрации, исторические документы, дидактический материал. ПОНЯТИЯ: Просвещенный абсолютизм, Уложенная Комиссия, Наказ, Жалованная грамота. ДАТЫ: 1762 – 1796 г. г – правление Екатерины II; 1767 г. – созыв Комиссии для составления нового Уложения; 1785 г. – Жалованная грамота дворянству. 1. ИЗУЧЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ Слово учителя: (музыкальный фон, классика, первые 10 секунд громко, затем приглушённо) Увеселяя всюды взоры В благополучьи ваших дней, Составьте, Россы, громки хоры Царице, матери своей. 2. Из тмы Россию восхищати — Петра Великаго труды; Россию солнцем освещати — Екатеринины плоды. 3. Где только взор она являет, Чертог там слава зиждет свой; Везде величество сияет, Везде с ней царь или герой. (по окончании музыка на 10 секунд усиливается, затем тише) Екатерина II: (Слайд с портретом Екатерины II) Здравствуйте, господа, присаживайтесь говорить буду с вами по очень важному делу. Получила я из Сената один очень интересный документ. Просят меня сенаторы от имени всего нашего народа принять титул Великой, однако не могу Я единолично принять нужное решение. Поэтому собрала вас, дабы выслушать, имею ли я право на то, что до меня в России носил един лишь человек – отец империи Петр Алексеевич Великий. Прошу Вас господа высказываться без страха и откровенно. Ведь немка я по рождению при крещении получила имя Софья Фредерика Августа. Слушаю вас господа не робейте. Суворов: (Слайд с портретом А.В. Суворова) (Кланяется) Вашей милости, Вашей чести, Вашей премудрости моё почтение. Смилуйся матушка Я человек простой, военный, к придворному политесу не приучен, поэтому скажу прямо отринь сомнения, волей твоей приросла Россия многими землями в короткий срок – и Польша, и Таврида, и хладная далёкая Аляска. Армия и флот Российский сильнейшие в мире, без твоего слова не в России, не за её пределами не делается ничего. Блаженства Росского причина Царица душ и наша Мать! Ликуй, ликуй, Екатерина! Сподобясь мир воспринимать! Екатерина II: Спасибо тебе, Александр Васильевич, на добром слове. Однако же ты граф то же не скромничай, если бы не твои чудо-богатыри и не твоя «Наука побеждать» не бывать у нас побед при Фокшанах, при Рымнике, а уж Измаил наверняка был бы ещё турецким. А, что скажешь ты, друг любезный, Григорий Александрович? Князь Потёмкин - Таврический: (Слайд с портретом Потёмкина) Матушка, громкие победы и военные успехи не отвлекли внимание твоего от внутренних государственных дел. Сама избираешь судей, ежедневно просматриваешь судебные решения. Заботу проявляешь о нищих, калеках, убогих людях. Нашли он приют в богадельнях, больницах, о которых прежде никто и не слыхивал в России. Города возникают по твоей воле в землях до тебя не обжитых. Панин Н.И.: (Слайд с портретом Панина Н.И.) Позволь Матушка и мне сказать. Не было до тебя в России бумажных денег. Ходили деньги металлические. Делали их из золота, из серебра, из меди. Хороши, надежны такие деньги, но есть один недостаток – тяжелы. И удобны и неудобны они в обращении. В других странах уже были деньги, изготовленные из бумаги. Захотела ты ввести такие же. Но не все с тобой согласились были и такие, которые по скудоумию своему шли против твоей воли. Но прошло несколько лет, вспомни,. быстро развивалась торговля в России. И вспомнили купцы о деньгах бумажных. Придумали для них и название – ассигнации. Дашкова Е.Р.: (Слайд с портретом Дашковой Е.Р.) Плохо было в России в прошлые времена. Не щадили людей разные болезни. Особенно: холера, чума, оспа. Вспомни, императрица, страшную чуму в Москве. Погибли тысячи людей. Если бы не граф Орлов, совсем было бы худо. Только ты одна знала, что в зарубежных странах найдено лекарство – вакцина для борьбы с оспой. Сделай прививку от оспы – и минует тебя болезнь. Решила ты пригласить к нам в страну иностранных врачей. Привезли они вакцину, да не верили люди заморским лекарям, боялись. И тогда ты сама решила, первой привиться, и если бы не светлейший князь Потёмкин, точно сделала бы это. И начали прививать жителей России, а первый смельчак тобой был графским титулом одарен. До сих пор живёт в Петербурге граф Оспин. Сделали всем прививки. После Петербурга разъехались доктора по разным местам России. Хотя и здесь все не сразу гладко пошло. Были и страхи. Были и слезы. Однако постепенно успокоились люди. Фальконе Э.: (Слайд с портретом Фальконе) А вспомните Ваше императорское величество сколько Вы сделали для культуры Российской, как решили Вы решили памятник своему Великому предшественнику поставить. Через полгода памятник был готов, однако забраковали Вы его: громоздкий, лошадь огромная, Петр мрачный, угрюмый. И тогда по совету своего друга Дидро вызвали вы из Парижа меня - . Этьена Фальконе. Только здесь в Петербурге я понял что такое величие Российской империи. И всё своё умение использовал на дело, и теперь каждый может видеть (слайд «Медный всадник») - сидит Петр I верхом на коне. Конь вздыблен. На земле под копытами коня лежит поверженная змея. И слова твои на памятнике выбиты: «Петру Первому – Екатерина Вторая». Памятник легок, величествен и красив. А в нём, государыня, величие и красота России. Екатерина II: Спасибо вам, господа, за добрые слова ваши. Однако же сейчас, прошу вас, идите, мне необходимо подумать и принять единственное, но правильное решение. Слишком велика тяжесть Величия. Что ещё скажут потомки. (по окончании музыка на 10 секунд усиливается, затем тише) (слайд «Екатерина – Правосудие») Учитель: Екатерина II - неординарная фигура в истории России, и, прежде всего, в истории политико-правовой мысли и государственного управления. Тридцать четыре года (1762 – 1796) она находилась на вершине российской государственной власти – больше, чем все царствовавшие особы как до (за исключением Ивана Грозного), так и после нее, включая генеральных секретарей ЦК КПСС. Ей принадлежит важная роль в появлении в нашей стране идеологии «просвещенного абсолютизма». Екатерина II выступила продолжательницей дела Петра I в реформировании российского общества и государства, их возвеличивании. Заслуживает ли она титула “великая” - вопрос скорее личных пристрастий, личного восприятия этой фигуры, чем возможной объективной оценки. Скорее нет, чем да, хотя в целом ее деятельность можно оценить положительно. Задача урока: Наша с Вами задача в ходе работы с помощью исторических документов, дополнительных источников попробовать разобраться, что сделала Екатерина 2 для российского государства, чему была инициатором, чему дала толчок, что позволяет называть годы ее правления «Эпохой Екатерины II» в истории России, «Золотым веком русского дворянства». По инициативе императрицы фактически началась дискуссия на тему “власть – общество – закон”. Эта дискуссия актуальна и сейчас. Обращение к прошлому важно для современного человека не только с точки зрения исторического и политологического знания, но и правильного понимания сегодняшних насущных проблем. В исследовании этого вопроса нам помогут исторические документы, дополнительные материалы, карта урока, которая станет результатом вашей попытки ответить на наш проблемный вопрос. Появление Екатерины на престоле предшествовала эпоха дворцовых переворотов, (слайд) Ваша задача разделить указанные даты на две группы и вписать в представленную вам карту урока, задание № 1. 2. Промежуточный контроль.Учитель: (Раздаются индивидуальные карты урока) 17301711171817101727174117221725171417561762175417551709
(слайд с правильными ответами) ученик озвучивает даты эпохи дворцовых переворотов (слайд Екатерина годы правления) Учитель: Эпоха переворотов закончилась с восшествие на престол Екатерины 2 4. Разделение класса на группы, каждой из которой дается пакет документов.(слайд с заданиями для групп) Учитель: Я предлагаю вам выяснить в своих группах Какова была политическая обстановка в России накануне и в первые годы правления Екатерины II, Что подразумевается под термином «Просвещённый абсолютизм» Екатерины II В чём заключается реформаторская деятельность Екатерины II Каково было положение крестьянства в эпоху Екатерины II Результаты внести в карту урока – задание № 2 Во время работы групп учитель подходит к каждой группе Почему правление Екатерины II называлось «Золотым веком русского дворянства».
Релаксация Учитель: Эпоха Екатерины - время подъёма русской культуры, и я предлагаю вам образно прикоснуться к памятникам культуры Петровской и Екатерининской эпох (слайды) 1,5 минуты Учитель: Теперь когда группы закончили исследование своего материала, попробуем ответить на вопрос: Почему правление Екатерины II называлось «Золотым веком русского дворянства», во время выступления представителей групп Вы индивидуально заполняете все колонки таблицы, чтобы получить полную картину исследуемого вопроса. Какова была политическая обстановка в России в первые годы правления Екатерины II (выступление 1 группы) заполнение таблицы учеником. Что подразумевается под термином «Просвещённый абсолютизм» Екатерины II (выступление 2 группы) заполнение таблицы учеником. В чём заключается реформаторская деятельность Екатерины II (выступление 2 группы) заполнение таблицы учеником. Каково было положение крестьянства в эпоху Екатерины II (выступление 2 группы) заполнение таблицы учеником. Выступление групп 1 группа Политическая обстановка в начале правления Екатерины II Группа получает задание: (работа с учебником)
В течение 8-10 минут группа готовит:
«Золотой век» русского дворянства
2 группа «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II Группа получает задание: (работа с документами)
В течение 8-10 минут группа готовит устное выступление по вопросам
«Золотой век» русского дворянства
3 группа Реформаторская деятельность Петра I и Екатерины II Группа получает задание: (работа с дополнительными материалами)
В течение 8-10 минут ответить на вопросы:
«Золотой век» русского дворянства
4 группа Положение крестьян и работных людей при Екатерине II Группа получает задание: (работа с источником)
«Золотой век» русского дворянства
Учитель: (после групповых ответов слайд с заполненной полностью таблицей) СХЕМА (слайд) Ученик: (Вывод делается подготовленным сильным учеником) Таким образом внутренняя политика Екатерины II, проводимая в интересах помещиков – социальной опоры самодержавия, не могла не вызвать недовольства бедных слоев населения. Однако, если мы ставим главным вопросом благополучие державы, то она сделала очень многое: формировала гражданское общество, расширила державу, увеличила бюджет. Да, существовало неудовлетворение политикой Екатерины. Все вспоминают Радищева, когда говорят о ней. В этом тоже тайна политики. Она хотела не ломать Россию через колено, а менять ее. Она понимала, что только авторитаризм, только монархия могут существовать в России. Только Великие понимают, что коренные перемены изменят, а может и погубят государство. Все забывают о том, что они Великие, сделали. Никто не вспомнил о ее женских слабостях. Но спустя два с лишним столетия мы говорим сегодня о ее деяниях. Значит Екатерина II – Великая! И эпоху её правления можно поистине назвать золотым веком русского дворянства.
Учитель: Коллеги, для закрепления изученного материала предлагаю вам выполнить следующие задания: ответить на вопросы теста, задание № 3, и соотнести понятия и определения, задание № 4 карты урока. После чего я попрошу вас сдать карты урока мне. Задание № 3
1) присоединение Крыма к России; 2) открытие Московского университета; 3) восстание Е.И. Пугачёва; 4) разделы Польши; 5) учреждение министерств; 6) восстание Кондратия Булавина. 4. Какой термин более всего подходит для характеристики системы правления Екатерины II? 1) сословно – представительная монархия; 2) деспотическое самодержавие; 3) просвещённый абсолютизм; 4) конституционная монархия. 5. К какому веку относится правление Екатерины II? 1) XVI; 2) XVII; 3) XVIII; 4) XIX. Учитель: предлагаю проверить правильность выполнения здания, оценить результат вашей работы на уроке. Слайд с правильными ответами) Критерии самооценки теста:
Задание № 4
ЗаключениеЧтение стихотворения учеником (Потёмкин) на фоне музыки. Слайд Екатерина Правосудие Ты рождена «простой принцессой», Судьба прославила тебя. Была ты раньше бедной немкой, Теперь Россия вся твоя. Екатерина – императрица, Ты правишь Русью своим умом. Абсолютизм и злые лица С тобою рядом вершат закон. Ты окружила себя мечтами, Ты фаворитов набрала двор. Они сменяют друг друга сами, И ими движет к тебе покор. Екатерина – моя царица, Ты правишь Русью, не зная бед. Екатерина – императрица, Не слушай гениев злых полный бред. Екатерина II: Я желаю только добра стране, куда Бог меня привёл, слава страны составляет мою собственную – вот мой принцип. Была бы я очень счастлива, если б мои идеи могли этому способствовать. Домашнее задание: (слайд)
В ходе сегодняшнего занятия такие-то учащиеся проявили актерские способности, 2 группа учащихся проявила себя как исследователи, весь класс активно работал в течение урока. ВСЕМ СПАСИБО! |
Урока Урок истории по теме "Расцвет Руси при Ярославе Мудром". 6-й класс Учебник Данилов А. А., Данилов Д. Д., Клоков В. А., Тырин С. В. Российская история с древнейших времён до конца XVI века. Учебник... | Белым Наталья Федоровна Учитель истории мбоу сош №50 г. Краснодара... Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №50 | ||
Расцвет души. Самиздат. Группа Расцвет Души. 2011 Темы группы Сильно коррелированные низкоразмерные электронные системы. Теория ферми-жидкости Ландау. Латинжеровская жидкость | Урок конференция. Доклады и выступления учащихся по следующим темам Расцвет реализма в литературе, живописи, музыке, театральном искусстве. Урок лекция с элементами беседы | ||
Урок по истории в 6 классе. Тема : повторительно- обобщающий урок по теме «Киевская Русь» Воспитывать у учащихся интерес к истории нашей страны, любовь и уважение к прошлому нашего народа | Урока истории в 6 классе по теме: «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром» В классе 19 учеников: из них 6 мальчиков. Класс способный, с большим учебным потенциалом. Класс обычно работает в быстром режиме,... | ||
Лекция с элементами беседы Цели: 1 Урок Тема: Расцвет классицизма в литературе и искусстве. Ж. Б. Мольер. Краткий биографический очерк | Пояснительная записка. Поурочные разработки по теме «Образование... Поурочные разработки по теме: «Образование Российской Империи. Эпоха Петра Великого» | ||
Урок на тему: «Император Освободитель» Данный урок завершает раздел «Времена Российской империи» и посвящён эпохе «Великих реформ» во время правления Александра II. Урок... | Гибель Римской Империи Он не смог сражаться и перенёс столицу на захваченную греческую землю. И вскоре произошел распад Римской Империи на Западную Римскую... | ||
Урок по теме : «Крымская война 1853-1856г г.» Изучить причины, ход и последствия Крымской войны, показать, что война оказала влияние на развитие международных отношений, обнажила... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: повторение пройденного материала, закрепление знаний учащихся по теме «Расцвет Средневековья» | ||
Урок Русская литературно-критическая и философская мысль второй половины... Рабочая программа по предмету «Литература» в 10 классе создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного... | Урок – последний урок в теме. Учебный предмет Урок входит в тематический блок "Россия первой четверти XVIII века", проводимый урок – последний урок в теме | ||
6 класс Урок-обобщение по истории Средних веков Восточной Римской империи до открытия Америки норманнами. Первое государство франков зародилось в Центральной Европе при Карле Великом.... | Урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков по теме «Русь в хш ху вв.» Открытый урок по истории Отечества «кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!» |