Уровневый подход к проверке знаний по истории учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида





Скачать 68.61 Kb.
НазваниеУровневый подход к проверке знаний по истории учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида
Дата публикации15.08.2013
Размер68.61 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы
Уровневый подход к проверке знаний по истории учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида

О.Ю. Вишневская

(г. Киров)

В условиях личностно ориентированной направленности школьного образования к числу проблем можно отнести систему проверки знаний по истории учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида. Учитывая неоднородность состава учащихся и разные возможности усвоения ими исторических знаний, необходимо использовать уровневый подход к проверке знаний по предмету.

Учащиеся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида (далее СКОШ) знакомятся с историей России в 7 – 9 классах. В преподавании этого предмета учитель испытывает следующие объективные трудности:

- отсутствие пропедевтической подготовки по истории как самостоятельной учебной дисциплины (пропедевтика осуществляется на базе разных учебных предметов во 2 – 6 классах, но в задачу пропедевтического периода не входит формирование определённой системы исторических знаний);

- большой по объёму и иногда сложный для восприятия учениками материал учебника;

- линейный принцип построения программы по истории, не предусматривающий повторение изученного в 7 – 8 классах в последующие годы обучения (в отличие от концентрического расположения учебного материала по другим предметам).

В результате учитель вынужден отводить на изучение нового материала значительную часть учебного времени. Это сказывается на качестве проверки знаний учащихся. Традиционные формы проверки не всегда эффективны. Обозначенную проблему помогает решить уровневый подход к проверке знаний по истории методом тестирования. Целесообразно использовать систему уровней обученности, разработанную П.И. Третьяковым. Система включает пять уровней: различение, запоминание, понимание, умений и навыков, перенос. Однако умственно отсталым детям, имеющим недоразвитие высших форм мышления в качестве основного дефекта, недоступен четвёртый и пятый уровень обученности. Поэтому в СКОШ возможно применение трёх уровней: различение, запоминание, понимание.

Уровень обученности ученика (реально усвоенные знания, умения, навыки) определяется с помощью заданий в тестовой форме. Задание состоит из трёх частей: 1) инструкции, которая устанавливает порядок и способ выполнения задания, даётся детям перед его выполнением; 2) текста задания;

3) правильного (верного) ответа, который используется для проверки знаний ученика.

По мнению Г.Н. Подчалимовой правильно составленные тесты учебных достижений (обученности) должны удовлетворять определённым требованиям. Они должны быть краткосрочными, однозначными, правильными, краткими, информационными, удобными, стандартными и т.д.

В СКОШ тесты с заданиями желательно сделать: краткосрочными - без больших затрат времени на выполнение заданий; правильными, исключающими многозначные ответы; краткими, требующими сжатых ответов; стандартными, пригодными для выявления уровня обученности учащихся всего класса.

Задания в тестовой форме используются на уроках проверки и оценки знаний в качестве контрольной работы (25 – 30 минут на выполнение 9 – 12 заданий). Такие уроки целесообразно проводить после изучения каждого раздела учебника "История России". Задания располагаются по мере возрастания трудности – от самого лёгкого до самого трудного, что является атрибутом настоящего теста (Г.Н. Подчалимова). Возможно применение отдельных заданий в тестовой форме на различных этапах урока: проверка выполнения домашнего задания, первичная проверка понимания (до 3 заданий).

Большие по объёму задания (таблицы) рекомендуем использовать на уроках систематизации и обобщения.

Примерные задания в тестовой форме

I уровень обученности "различение"

Ученик знает и распознаёт исторические термины, может отличить объект или процесс по наиболее существенным, видимым признакам от их аналога. Тесты: сравни, выбери, найди лишнее, подчеркни, сопоставь.

1. Подчеркни одинаковые по смыслу слова

век и а) десятилетие

б) столетие

в) тысячелетие

Верно: столетие

2. Выбери (подчеркни) нужное

Как называлась наша страна в 1941-1945 годах?

Русь, Россия, РСФСР, СССР, РФ

Верно: СССР

3. Найди (вычеркни) лишнее

1223г. 1237г. 1242г. 1380г.

Верно: 1380г.

4. Соедини правильно стрелками (буквами, цифрами)


а, 1 Петр I



князь в, 3

б, 2 Иван IV



император а, 1

в, 3 Рюрик



царь б, 2











5.Распредели (выпиши) правильно в 2 столбика

монголо - татары




русские

Для вставки: хан, изба, юрта, Сарай, Москва, князь Верно:

хан юрта Сарай изба Москва князь



II уровень обученности "запоминание"

Ученик может пересказать содержание текста, называет (перечисляет) основные понятия, даты, события. Но это не является доказательством его понимания, т. к. это только воспроизведение. Тесты: воспроизведи, вспомни, напиши, допиши, выпиши по – порядку.

1. Напиши дату Ледового побоища

Верно: 5 апреля 1242г.

2. Вспомни, что или кто это?

Что такое вече?

Верно: народное собрание

прочитано учителем

3. Воспроизведи по памяти или

записано на доске

Великая Отечественная война Советского Союза с фашистской Германией 1941 – 1945 годов.

4. Впиши или допиши пропущенное

Век – это … лет

Верно: 100 (сто)

5. Расположи (выпиши) в правильной последовательности

Николай I, Александр II, Александр I, Александр III

Верно: Александр I, Николай I, Александр II, Александр III

III уровень обученности "понимание"

Ученик может устанавливать причинно-следственные связи явлений, исторических событий, фактов. Тесты: почему, зачем, обобщи, исправь ошибки в тексте, выполни по аналогии, по образцу. Для выполнения заданий этого уровня необходимо понятийное мышление. Справляются с заданиями учащиеся, которые относятся к первой группе по возможностям обучения; они могут мыслить понятиями, обучаются по истории на оценку пять.

Это наиболее высокий уровень обученности учащихся СКОШ VIII вида.

1. Обобщи по существенным признакам

Монголо - татары и крестоносцы – это …

Рязань и Владимир – это …

Чингисхан и Батый – это …



Верно: завоеватели русских земель

города, захваченные монголо - татарами

монгольские ханы

2. Допиши по аналогии


1812г.

?

Россия

?

Временное правительство

Советское правительство

?

поражение

февраль

?







Верно:



победа Франция 1917г. октябрь

3. Продолжи мысль

Война с Францией 1812 года считается Отечественной, потому что… Верно: весь народ России поднялся на защиту Родины (Отечества).

4. Найди (подчеркни) и исправь ошибки в тексте

14 декабря 1826 года в Москве на Сенатской площади было восстание декабристов. Царь Александр I приказал стрелять в восставших.

Верно: 1825, Санкт-Петербурге, Николай I

5. Выполни (заполни) по образцу

Дата

Событие

Значение

Деятель

4 октября

1957г.

Запуск первого искусственного спутника Земли (ИСЗ)

Начало освоения космоса

Королев С. П.













Перечисляются даты, события, их значение, деятели изученного периода без определённого порядка; нужно правильно выбрать и внести в таблицу.

Уровневый подход к проверке знаний позволяет ученику реализовать право выбора заданий любого уровня, развивает навыки самооценки, способствует формированию мотивации и познавательного интереса к предмету. Учитель приобретает ориентир в преподавании истории, так как в задания включены базовые понятия курса, основные даты и события отечественной истории. Появляется возможность проверить знания у всех учащихся класса одновременно и определить уровень обученности каждого ученика. При этом учитываются индивидуальные и личностные особенности ребёнка, осуществляется дифференцированный подход.

Такая система работы была востребована учителями истории СКОШ г. Кирова и Кировской области. В Кировском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования на кафедре коррекционной педагогики работает творческая лаборатория по проблеме "Уровневые тестовые задания по истории для учащихся 7 – 9 классов специальных (коррекционных) школ VIII вида" под руководством профессора Мозгового В.М. При составлении заданий использован материал учебников для 7 – 9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида «История России». Авторы: Б.П. Пузанов, О.И. Бородина, Л.С. Сековец, Н.М. Редькина. (М.: ВЛАДОС, 2003)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Уровневый подход к проверке знаний по истории учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида iconПоложение об итоговой аттестации выпускников 9 класса гбоу специальной...
Министерства образования РФ «О порядке проведения экзаменов по трудовому обучению выпускников специальных (коррекционных) общеобразовательных...
Уровневый подход к проверке знаний по истории учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида iconУрок рисования, 6 класс по программе специальной (коррекционной)...
Урок рисования, 6 класс по программе специальной (коррекционной) школы VIII вида
Уровневый подход к проверке знаний по истории учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида iconРабочая программа по «Чтению и развитию речи»
Оу о рабочей программе, базисного учебного плана, учебного плана оу, типовой программы специальной (коррекционной) школы VIII вида:...
Уровневый подход к проверке знаний по истории учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида iconЗакрепление сложения и вычитания в пределах второго десятка у учащихся...
Изучение математики в школе VIII вида является одним из средств коррекции и социальной адаптации учащихся, подготовки их к овладению...
Уровневый подход к проверке знаний по истории учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида iconПрограмма логопедических занятий для учащихся 1-7 классов специальной...
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии (протокол от 20 г. № )
Уровневый подход к проверке знаний по истории учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида iconКонспект открытого урока по истории в 8 классе специальной (коррекционной)...

Уровневый подход к проверке знаний по истории учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида iconПротокол №4 Приказом директора школы
Министерства образования РФ «О порядке проведения экзаменов по трудовому обучению выпускников специальных (коррекционных) общеобразовательных...
Уровневый подход к проверке знаний по истории учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида iconИнструкция об организации проведения
Министерства образования РФ «О порядке проведения экзаменов по трудовому обучению выпускников специальных (коррекционных) общеобразовательных...
Уровневый подход к проверке знаний по истории учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида iconТематическое планирование уроков чтения в 8 классе по государственной...
Данный учебный предмет входит в образовательную область коррекционной педагогики
Уровневый подход к проверке знаний по истории учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида iconУчреждения
Пушкинской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида
Уровневый подход к проверке знаний по истории учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида iconРабочая программа составлена в соответствии с содержанием программы...
Современный период исторического образования дает воз­можность осмысления целей и задач преподавания истории в специальной (коррекционной)...
Уровневый подход к проверке знаний по истории учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида iconОпыт работы кафедры "физические проблемы материаловедения" мифи по...
Министерства образования РФ «О порядке проведения экзаменов по трудовому обучению выпускников специальных (коррекционных) общеобразовательных...
Уровневый подход к проверке знаний по истории учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида iconРабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых...
Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями...
Уровневый подход к проверке знаний по истории учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида iconРабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых...
Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями...
Уровневый подход к проверке знаний по истории учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида iconУтверждено приказом №154 от 15. 06. 2011г. Положение о порядке проведения...
Министерства образования РФ «О порядке проведения экзаменов по трудовому обучению выпускников специальных (коррекционных) общеобразовательных...
Уровневый подход к проверке знаний по истории учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида icon1. Место предмета в структуре образовательной программы специальной...
Место предмета в структуре образовательной программы специальной (коррекционной) школы VIII вида под редакцией И. М. Бгажноковой


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск