Скачать 286.72 Kb.
|
О ПРОВЕДЕНИИ ЭКЗАМЕНА ПО ИСТОРИИ ДЛЯ ПОСТУПАЮЩИХ НА ОТДЕЛЕНИЕ СПО ФГБОУ «РГЭУ (РИНХ)» 1. Форма экзамена по истории Вступительные испытания по истории проводятся в форме тестирования. Тест состоится из трех блоков: история средних веков, история нового времени, история новейшего времени. Объем теста – 200 единиц, которые объединены по четыре в 50 тестовых заданий. В каждом тестовом задании могут быть правильными 1-4 ответа. 2. Процедура экзамена. На выполнение работы отводится 60 минут. За это время абитуриент должен заполнить тест и перенести ответы в прилагаемый бланк. 3. Нормы оценок тестов. Преподавателем проверяется только бланк ответа, прилагаемый к тесту. Тестовое задание считается невыполненным, если содержит хотя бы одну ошибку. Тест оценивается по стобалльной системе. Каждое тестовое задание приравнивается к 2 баллам. От 0 до 49 баллов соответствует оценке «2». Отделение СПО РГЭУ (РИНХ) Программа вступительных испытаний по дисциплине «История» на базе 9 классов I. История средних веков. Происхождение и ранняя история восточного славянства. Образование древнерусского государства. Древняя Русь X - начала XII веков. Государственная раздробленность Древней Руси. Экономические и политические причины феодальной раздробленности Руси. Феодальное землевладение. Развитие городов. Княжеская власть и боярство. Политический строй в различных русских землях и княжествах. Борьба народов Руси за независимость в XIII в. Образование раннефеодального Монгольского государства. Чингисхан и объединение монгольских племен. Связь социально-экономических и политических структур и военной организации монгольского общества. Завоевание монголами земель соседних народов, северо-восточного Китая, Кореи, Средней Азии. Вторжение в Закавказье и южнорусские степи. Битва на реке Калке. Походы Батыя. Разгром Волжской Болгарии. Покорение народов степи. Нашествие на Северо-Восточную Русь. Разгром южной и юго-западной Руси. Походы Батыя в Центральную Европу. Борьба Руси за независимость и ее историческое значение. Агрессия немецких феодалов в Прибалтике. Разгром шведских войск на Неве и немецких рыцарей в Ледовом побоище. Александр Невский. Объединение русских земель и образование Московского государства. Складывание крупных политических центров на Руси и борьба между ними за великое княжение Владимирское. Образование Тверского и Московского княжеств. Иван Калита. Строительство белокаменного Кремля. Дмитрий Донской. Куликовская битва, ее историческое значение. II. История Нового времени. Страны Европы в XVI - XVIII веках. Понятие Новое время. Реформация. Контрреформация. Абсолютизм в Европе. Европейские революции XVI - XVIII веков: причины, ход, послбдствия. Россия в XVI — XVII веках. Реформы Ивана Грозного. Политика опричнины. Ливонская война. «Смутное» время: причины, суть, последствия. Борьба за власть в период правления Федора Ивановича. Борис Годунов. Внутренняя и внешняя политика. Установление патриаршества. Ликвидация последствий смуты. Земский собор 1613 г. Воцарение Романовых. Царь Михаил Федорович. Россия в XVII - XVIII веках. Социально-экономическое развитие. Реформы Петра I. Северная война. Внутренняя политика во второй половине XVIII века. Причины дворцовых переворотов. Борьба дворянских группировок за власть после смерти Петра Великого. "Золотой век русского дворянства". Просвещенный абсолютизм Екатерины Великой. Законодательство первых лет царствования. Секуляризация церковных имуществ. Уложенная комиссия 1767-1768 гг. Страны Европы и Северной Америки в XIX веке. Индустриальное развитие стран Запада. Политическое развитие западного мира. Развитие культуры в странах Западной Европы и США. Россия в XIX веке. Павел I. Отмена петровского указа о престолонаследии. Указ о трехдневной барщине. Раздача крестьян и земель. Административные реформы. Административно-территориальное деление России в первой половине XIX в. Социальная структура населения. Развитие производительных сил. Хозяйственная специализация районов страны и развитие внутреннего рынка. Город в дореформенной России. Его место и роль в социально-экономическом развитии страны. Развитие сельского хозяйства. Втягивание помещичьего хозяйства в товарно-денежные отношения. Особенности этого процесса в различных регионах страны. Разложение феодально-крепостнической системы. Развитие промышленности России в первой половине XIX в. Становление капиталистических отношений. Отечественная война 1812г. Декабристы. Общественно-политическое движение в 30-50 гг. XIX века. Реформы 60-70 годов XIX века. Русская культура и ее вклад в развитие мировой культуры. Политическая реакция 80-90-х годов XIX в. Эпоха контрреформ. III. Мировое сообщество в первой половине XX века. Мир в 1900-1914гг. Социально-экономическое развитие России в начале XX века. Административно-территориальное деление России в начале XX в. Население страны. Рост и движение населения. Социальная структура. Рабочий класс. Крестьянство. Буржуазия. Дворянство. Общая характеристика российской промышленности в начале XX в. Российский монополистический капитализм и его особенности. Экономический кризис и депрессия 1900-1908 гг. Промышленный подъем 1908-1913 гг. Сельское хозяйство. Общие условия его развития в начале XX в. Помещичье хозяйство. Крестьянское хозяйство. Россия в 1905-1917гг: Революция 1905-1907гг. Россия на пути реформаторской альтернативы (1907-1916гг.). Первая мировая война. Убийство в Сараево. Происхождение и характер войны. Вступление России в войну. Россия в 1917г. Причины поражения и значение революции. Выход из мировой войны. Переговоры со странами германского блока. Разногласия в советском руководстве и в партии большевиков по вопросу о мире. Брестский мирный договор, его условия и значение. Страны Западной Европы и США в 1918-1939гг. Революционный подъем, западные демократии, общемировой кризис 1929-1933гг. Наступление фашизма и усиление угрозы мировой войны. СССР в 1918-1941гг. Гражданская война: причины, ход, итоги. Экономический и политический кризисы. Переход от политики «военного коммунизма» к НЭПу. Сущность НЭПа. Индустриализация, коллективизация. Разработка и осуществление первых пятилетних планов. Становление тоталитарного режима в СССР в 30-е гг. Советская культура в 20-30-е гг. Преобразования в сфере культуры. Пропаганда и насаждение коммунистической идеологии и нравственности. Ликвидация массовой неграмотности. Строительство советской общеобразовательной школы. Школьная реформа 30-х годов. Переход ко всеобщему обязательному образованию. Внешняя политика СССР в 30-е гг. Англо - франко - советские переговоры 1939 г. Пакт о ненападении и договор о дружбе и границах между СССР и Германией. Пакт о нейтралитете между СССР и Японией. Вхождение Западной Украины и Западной Белоруссии в СССР. Советско -финская война. Включение республик Прибалтики и других территорий в состав СССР. Укрепление дальневосточных границ. Вторая мировая война. Великая Отечественная война советского народа. Периодизация Великой Отечественной войны. Начальный этап войны. Превращение страны в военный лагерь. Военные поражения 1941-1942 гг. и их причины. Московская битва. Коренной перелом в ходе войны. Сталинградская и Курская битвы. Битва за Днепр. Освобождение страны от немецко-фашистских захватчиков. Военные операции вооруженных сил СССР в Восточной и Центральной Европе. Битва за Берлин. Капитуляция фашистской Германии. Участие СССР в войне с Японией. IV. Мир во второй половине XX века. Страны Западной Европы и США во второй половине XX века. Особенности послевоенного восстановления. Реформизм 60-х гг. «Консервативная волна». СССР в 1945-1991гг. Советское общество в послевоенный период. Апогей сталинского тоталитаризма (1945-1953гг). Внутриполитическое развитие страны в 1953-1964гг. Социально-экономическое развитие страны в 1953-1964гг. Социально-экономическое и политическое развитие СССР в 1964-9185гг. Советское общество второй половины 80-х до начала 90-х годов. Развал СССР. Попытки обновления социализма и причины неудач. Августовский переворот 1991г. СССР и Запад: международные отношения. «Холодная война». События 1989-1991гг в Европе. Внешняя политика: договор о нераспространении ядерного оружия. Закрепление послевоенных границ в Европе. Московский договор с ФРГ. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Советско-американские договоры 70-х годов. Советско-китайские отношения. Ввод советских войск в Чехословакию и Афганистан. Обострение международной напряженности и СССР. Усиление советско-американского противостояния в начале 80-х годов. Россия в 1991-2008 гг. Внутренняя политика: "Шоковая терапия" в экономике: либерализация цен, этапы приватизации торгово-промышленных предприятий. Октябрьские события 1993 г. Конституция РФ 1993 г. Формирование президентской республики. Национальные конфликты на Северном Кавказе. Парламентские выборы 1995 г. Президентские выборы 1996 г. Власть и оппозиция. Финансовый кризис августа 1998 г. Стабилизация и рост национальной экономики. "Вторая чеченская война". Парламентские выборы 1999 г. и досрочные президентские выборы 2000 г. Современная ситуация в стране. Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации. Международные отношения и мировая политика в конце XX -начале XXI в. Развитие европейской политики. Европейский Союз. Глобализация. Отношения со странами «ближнего» и «дальнего» зарубежья. Участие РФ в борьбе мирового сообщества с международным терроризмом. Примерные тесты по истории 1. 14 июля 1789 году произошла буржуазная революция: А) В Англии. Б) В Голландии. В) В Испании. Г) Во Франции.
А) 1699 г. Б) 1695 г. В) 1710 г. Г) 1696г.
А) Сторонников короля. Б) Левое крыло Конвента. В) Правое крыло конвента. Г) Национальную гвардию.
А) 62 дня. Б) 82 дня. В) 72 дня. Г) 92дня. 5. 2 марта 1711 года Петром 1 было учреждено высшее правительственное учреждение: А) Коллегия. Б) Конвент. В) Парламент. Г) Сенат.
А) Политика лавирования Б) Философское учение. В)Идеология французской буржуазии. Г) Идеология французского крестьянства.
А) Перемирие между Севером и Югом. Б) Рабов свободными. В) Об избрании президента. Г) О введении нового налога на нужды войны.
А) Норвежцы. Б) Шведы. В) Французы. Г)Турки.
А) Сторонники короля. Б) Политическая партия. В) Войсковая единица. Г) Служители церкви.
А) 1635 г. Б) 1625 г. В) 1645 г. Г) 1655 г.
А) 1843 - 1846 гг. Б) 1853 - 1856 гг. В) 1863 - 1866гг. Г) 1842 - 1845 гг.
А) 1851 г. Б) 1841 г. В) 1871 г. Г) 1861 г.
А) Короля. Б) Церкви В) Горожан. Г) Парламента.
А) Кронштадта. Б) Ревеля. В) Петербурга. Г) Риги.
А) Людовик XVII. Б) Фридрих II. В) Александр I. Г) Наполеон Бонапарт.
А) Карл I. Б) Генерал Монк. В) О.Кромвель. Г) Лорд Ферфакс. 17. Парламент, проработавший всего две недели, был назван в истории Англии: А) «Коротким». Б) «Долгим». В) Пуританским. Г) «Средним».
А) 400 лет. Б) 200 лет. В) Более 300 лет. Г) Более 500 л.
А) Дантон. Б) Марат. В) Шометт. Г) Робеспьер.
А) В июле 1789 г. Б) В июле 1791 года. В) В июле 1793 года. Г) B июле 1792 года.
А) Алексей. Б) Александр I. В) Иван IV. Г) Петр.
А) Джентри. Б) Левеллерами. В) Пуританами. Г) Кальвинистами.
А) 1810 г. Б) 1805 г. В) 1815 г. Г) 1807 г.
А) 1816 г. Б) 1814 г. В) 1815 г. Г)1817r.
А) Бессарабию. Б) Крым. В) Валахию. Г) Северный Кавказ.
А) Сервенты Б) Скваттерство В) Фригольдеры Г) Квитрента.
Б) Низший слой людей, посланных в колонию по контракту В) Самовольное занятие колонистами нераспаханных земель Г) Заселение колоний.
А) Индустриализация. Б) Секуляризация. В) Модернизация. Г) Урбанизация.
А) Традиционным Б) Современным. В) Индустриальным Г) Постиндустриальным
А) О его роспуске. Б) О его созыве. В) Что парламент уходит в отпуск. Г) Гражданскую войну.
А) Х в. Б) ХП в. В) XII в. Г) XIV в.
Б) получению Россией выхода в Балтийское море
Г) потере Россией Великого Новгорода
Б) провозглашением России империей
Г) принятием «Соборного уложения 34 Утверждение «Священство выше царства» связано с
Б) событиями конфликта царя Алексея Михайловича и патриарха. Никона
Г) ликвидацией патриаршества в России в начале XVIII в. 35. В годы Смуты переворот 1610 г., в результате которого был свергнут Василий Шуйский, привел к власти
Б) Бориса Годунова
Г) Михаила Романова 36. Прочтите отрывок из исторического источника и укажите, о каком церковном деятеле в нем идет речь. «А великодержавный князь... достохвальный и победоносный великий Дмитрий... пришел к святому, ибо большую веру имел к старцу, чтобы спросить его, повелит ли ему выступить против безбожных, так как знал, что [он] добродетелен и обладает даром пророчества. И святой, выслушав великого князя, благословил его, вооружил молитвой и сказал: «Победишь и с великой славой живым возвратишься в свое отечество».
Б) патриархе Никоне
Г) Иосифе Волоцком
Б) 1863-1906 гг.
Г) 1894-1905 гг.
Б) С.О. Макаров
Г) А.Н. Куропаткин
Б) земствами
Г) министерствами
Б) кризис
Г) застой
А) эссеры Б) кадеты В) октябристы Г) черносотенцы
Б) основой денежной системы стал серебряный рубль
Г) было восстановлено обращение бумажных денег
Б) отрезки В) зубатовщина Г) отруб 44. Прочтите отрывок из доклада И.В. Сталина «О работе апрельского объединенного пленума ЦК и ЦКК» и укажите год, когда прозвучал этот доклад. «...Мы имеем врагов внутренних. Мы имеем врагов внешних ... Мы имели заготовительный кризис, который уже ликвидирован. Заготовительный кризис знаменовал собой первое серьезное в условиях нэпа выступление капиталистических элементов деревни против Советской власти». А) 1917 г. Б) 1920 г. В) 1928 г. Г) 1937 г.
Б) битва на Орловско-Курской дуге
Г) Висло - Одерская операция
«30 июня 1941 г. был создан чрезвычайный орган — во главе с И.В. Сталиным. Он стал авторитетным органом руководства обороной страны, сосредоточившим в своих руках всю полноту власти. Гражданские, партийные, советские организации были обязаны выполнять все его постановления и распоряжения... На заседания приглашались народные комиссары, которым предстояло принять участие в обеспечении операций».
Б) Государственный Комитет Обороны
Г) Совет Труда и Обороны 47. Какое из названных событий 1940—1950-х гг. произошло позднее всех других?
Б) смерть И.В. Сталина
Г) «ленинградское дело» 48. Какой из названных документов был принят в СССР в период перестройки?
Б) «О культе личности и его последствиях»
Г) «Об аренде и арендных отношениях в СССР»
А) необходимости мирного сосуществования двух противоположных систем Б) переходе к политике гласности В) переходе к рыночным отношениям Г) необходимости принятия новой Конституции СССР
Б) соблюдение прав человека в СССР
Г) принятие «доктрины Брежнева» Рекомендуемая литература.
4. Барабанов В.В., Николаев И.М., Рожков Б.Г. История России с древнейших времен до конца XX века. М.,2003. 5. Орлов А.С., Полунов А.Ю. и др. Пособие по истории Отечества для поступающих в вузы. М.,2005.
Отделение СПО РГЭУ (РИНХ) Программа вступительных испытаний по дисциплине «История» на базе 11 классов На вступительном экзамене по истории абитуриент должен руководствоваться программой курса, определенной Министерством образования РФ. Абитуриент должен иметь квалифицированное (в пределах требований государственного стандарта для выпускников полной средней школы) представление об основных этапах, событиях и исторических личностях отечественной истории и продемонстрировать знание следующих проблем: Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятия и классификация исторического источника. История России - неотъемлемая часть всемирной истории. Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления государственности. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Принятие христианства. Эволюция восточнославянской государственности в XI - XII вв. Социально-политические изменения в русских землях в XIII -XV вв. Политическая раздробленность. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния. Специфика формирования единого российского государства. Возвышение Москвы. Формирование сословной системы организации общества. Реформы Петра I. Эпоха дворцовых переворотов. Век Екатерины. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Особенности и основные этапы экономического развития России в период феодализма. Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Крепостное право в России. Крестьянское движение. Мануфактурно-промышленное производство. Становление индустриального общества в России. Общественная мысль и особенности общественного движения России XIX в. Реформы и реформаторы в России. Русская культура XIX века и ее вклад в мировую культуру. Роль XX столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема экономического роста и модернизации. Революции и реформы. Социальная трансформация общества. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма. Россия в начале XX в. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Революция 1905 - 1907 гг. Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика. Третьеиюнъская политическая система. Аграрная реформа П. А. Столыпина. Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. Революция 1917 г. Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия. Социально-экономическое развитие страны в 20-е гг. НЭП. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е гг. Внешняя политика. Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Социально-экономические преобразования в ЗО-е гг. Индустриализация. Коллективизация. Культура и образование. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму. СССР накануне и в начальные период второй мировой войны. Внешняя политика СССР в 1939-1941 гг. Великая Отечественная война: причины, характер, основные этапы, крупнейшие битвы, экономика в войне, партизанское движение. Роль СССР в войне и историческое значение Победы. Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. "Холодная война" (1945-1953 гг.). Политические и экономические преобразования в СССР в 1953 -1964 гг. СССР в середине 60 - середине 80-х гг.: нарастание кризисных явлений. Советский Союз в 1985 - 1991 гг. Перестройка. Экономические, социальные, политические, культурные преобразования. Межнациональные отношения. Распад СССР. Беловежские соглашения. Внешняя политика СССР в 1985-1991 гг. Октябрьские события 1993 г. Становление новой российской государственности (1993 - 2007 гг.). Россия на пути радикальной социально-политической модернизации. Экономика России на рубеже XX-XXI в. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации. Социальные отношения и культура современной России. Экзамен по истории проводится в форме теста. На выполнение экзаменационной работы по истории отводится 2 часа (120 мин.). Работа состоит из двух частей. Часть А содержит несколько ответов на каждый вопрос, из которых только один верный. Часть В предусматривает развернутый ответ на два проблемных вопроса. ВАРИАНТ примерного задания вступительного испытания |
Литература (тест) Порядка приема в вузы, информация о приоритетности вступительных испытаний при ранжировании списков поступающих по результатам вступительных... | Программа вступительных испытаний по дисциплине литература (отделение... ... | ||
3. вопросы вступительных испытаний Целью вступительных испытаний является отбор наиболее квалифицированных абитуриентов имеющих высшее образование для поступления в... | Программа вступительных испытаний по дисциплине литература (отделение... Брякова И. Е. – д п н., профессор кафедры русской классической литературы и методики преподавания литературы огпу | ||
Программа вступительных испытаний в аспирантуру по специальности... ... | Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 220700... Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №76 | ||
Программа вступительных испытаний по обществознанию для поступающих... Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по обществознанию. Цель... | Структура и содержание программы вступительных испытаний для поступления в магистратуру раздел I Целями вступительных испытаний является определение готовности выпускника-«бакалавра» или «дипломированного специалиста» к продолжению... | ||
Iii вопросы к собеседованию: Информатика Целью вступительных испытаний является отбор наиболее квалифицированных выпускников бакалавриата и специалитета для поступления в... | Программа вступительного испытания по специальной дисциплине Основная... Программа предназначена для организации вступительных испытаний по специальной дисциплине (Теория и история культуры) при приёме... | ||
Программа вступительного испытания по специальной дисциплине Основная... Программа предназначена для организации вступительных испытаний по специальной дисциплине (История России) при приёме в аспирантуру... | Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 030300. 68 «Психология» Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 030300. 68 «Психология» («Общая психология, история психологии и... | ||
Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению подготовки... ... | В аспирантуру, проводимых академией Прием на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре осуществляется по результатам вступительных... | ||
Программа вступительного экзамена по дисциплине «История» Цели вступительных испытаний – предоставление возможности абитуриенту продемонстрировать уровень знаний и подтвердить соответствие... | Программа вступительных испытаний по специальности Программа вступительных испытаний при приеме на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре сформирована... |