МБОУ «Хормалинская средняя общеобразовательная школа»
Ибресинского района Чувашской Республики
Игра - КВН «В единстве сила народная»
Автор
методической разработки -
учитель истории
Тарасова Елена Михайловна
с. Хормалы – 2011
Форма проведения внеклассного мероприятия: игра- КВН. Пояснительная записка.
Игра КВН «В единстве сила народная» является массовым мероприятием приуроченная государственному празднику - Дню народного единства и проводится в познавательно-игровой форме. Тема актуальна в связи недавним ее введением в список государственных праздников. Сейчас многие исторические события переосмыслены, получили переоценку. Родители не всегда могут грамотно объяснить суть данного праздника, ее ценностную ориентацию, поэтому приглашение родителей на классный час имеет еще и просветительскую направленность.
Цель проводимого мероприятия:
Формировать правильную гражданскую позицию о государственных праздниках и днях воинской славы России, как у подрастающего поколения, так и у родителей, способствовать духовному, нравственному и патриотическому воспитанию учащихся, направленному на формирование и развитие личности, обладающей важными качествами гражданина- патриота России.
Задачи:
способствовать закреплению и обогащению базовых школьных знаний по истории России периода Смутного времени, расширению кругозора, развитию интереса к историческому прошлому российского народа;
активизировать деятельность учащихся через различные методы воспитания, направив ее на развитие интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей учащихся;
способствовать укреплению связи учителя с учащимися.
Метод проведения мероприятия:
Коллективное творческое дело (КТД) отдельных групп.
Игра рассчитана на учащихся 8-11 классов, которые имеют базовые знания по истории данного периода, т.е. периода Смутного времени.
Оборудование:
Компьютер с проектором, экран проекторный, карточки с заданиями для конкурса «Логические цепочки», демонстрационные таблички с цифрами (1,2,3) для ответов, ручки, маркеры или фломастеры, бумага для письменных ответов, половинки листов ватмана для изображения эмблем к празднику.
Оформление:
Плакат «4 ноября - День народного единства».
Методические советы на подготовительный период:
К данной игре викторине учащиеся готовятся за неделю, разделившись на несколько команд. Количество команд зависит от количества учеников в классе. Им даются задания:, изучение и повторение истории данного периода, придумать название команды, девиз и приветствие связанные с темой классного часа. Если в классе есть учащиеся имеющие способности вести мероприятие, то создается инициативная группа. Учитель только корректирует подготовку и проведение данного мероприятия. Приглашаются члены жюри, которыми могут быть учащиеся из другого класса, педагоги данной школы, а также родители.
План проведени внеклассного мероприятия.
1.Вступительное слово учителя. (2 мин.)
2.Представление и приветствие команд.(5 - 10 мин.)
3.Разминка. (5 мин.)
4.Видеовикторина «Люди и события Смутного времени». (5 -7 мин.)
5. Решение логических цепочек. (3 мин.)
6. Видеовикторина «Смутное время в памятниках материальной культуры». (5-7 мин.)
7. Мозговой штурм. Основные понятия периода Смутного времени. (3-5 мин.)
8. Конкурс презентаций о Лжедитрии 1 и 2
9. Творческое задание.
Создание символики праздника «День народного единства». (5-10 мин.)
10.Подведение итогов, награждение. (5- 7 мин.)
Ход проведения игры :
На экране проецируется памятник К.Минину и Д. Пожарскому.
Вступительное слово учителя:
Сегодня мы собрались провести классный час «В единстве сила народная», которая посвящена государственному празднику «День народного единства». Истоки данного праздника восходят к славным и героическим событиям 1612 года. Почти четыре столетия назад 4 ноября народное ополчение во главе с купцом Кузьмой Мининым и воеводой Дмитрием Пожарским прогнало польских интервентов из Москвы и положило начало конца так называемому Смутному времени. Ополчение Минина и Пожарского уникально тем, что это единственный пример в русской истории, когда судьбу страны решил сам народ, продемонстрировав образец героизма и сплоченности вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе. Суть праздника в том, что народ смог сохранить государственную целостность, когда соседние государства организовали интервенцию. Российский народ смог собрать все силы, чтобы изгнать врагов. Впервые произошло объединение всего российского народа против общей беды, когда они выступили как настоящие патриоты страны. Именно народное единство спасло Россию от исчезновения, как государства. И сегодня наше государство, оценивая важность роли народа в истории страны, отмечает эту дату в государственном масштабе. 6 декабря 2004 Госдума РФ приняла одновременно в трех чтениях поправки в федеральный закон "О днях воинской славы" (Победных днях России). Одной из поправок было введение нового праздника День народного единства и фактическое перенесение государственного выходного дня с 7 ноября (День Согласия и Примирения) на 4 ноября. С 2005 года 4 ноября в России государственный выходной. В этот день в разных городах нашей страны политические партии и общественные движения организуют митинги, шествия и концерты, благотворительные акции и спортивные мероприятия. Кстати, мало кто знает, что еще в 1649 году указом царя Алексея Михайловича день Казанской иконы Божией Матери (22 октября по старому стилю и 4 ноября по новому) был объявлен государственным праздником. (На экране проецируется икона Казанской Божией Матери). Позже, из-за революции 1917 года и последующих за ней событий, традиция отмечать освобождение Москвы от польско-литовских интервентов прервалась.
Что еще примечательно, наш Хормалинский храм назван в честь Казанской Божией Матери. (На экран проецируется фотоснимок Хормалинского храма). Все село и даже жители других деревень в этот день приходят в наш храм, чтобы духовно обогатится. Таким образом, можно сказать, что "День народного единства" совсем не новый праздник, а возвращение к старой традиции.
После вступления учитель начинает основные конкурсы.
Учитель: К сегодняшнему дню готовилось две команды, которые сейчас представятся.
И так приветствие команд.
(Команды выступают поочередно. Жюри оценивает оригинальность представления и приветствия. Максимальное количество баллов – 5).
Ведущий: Перед тем как начать основные конкурсы проведем разминку.
/ Ведущий задает по одному или два вопроса каждой команде по очереди. Время на обсуждение 10 сек. Ответ дается в устной форме. Ответы жюри не оценивает /.
Как называется государственной праздник, который впервые отмечался в России 4 ноября 2005г? (День народного единства).
Под каким названием вошло в историю начало 17в. в России? (Смутное время).
О ком историк В.О.Ключевский сказал: «Он был только испечен в польской печке, а заквашен в Москве»? (Лжедмитрий 1).
Под каким названием вошли в историю воззвания Лжедмитрия 1 к народу России в период его борьбы за русский престол? (Прелестные письма).
Назовите прозвище Лжедмитрия 2? (Тушинский вор).
Михаил Скопин-Шуйский был полководец или царь? (полководец).
Как называлось войско, создаваемое на добровольных началах? (Народное ополчение).
Как назывался орган управления Первым и Вторым ополчение, в который вошли представители различных слоев населения? ( Совет всей земли).
Учитель: Были лихие года конца 16 и начала 17 века, когда династия Рюриковичей прервалась, а новая еще не воцарилась. Шла жестокая война и за престол российский и за земли русские. Была угроза уничтожения российской государственности. Поляки, литовцы, шведы стали захватывать и разорять западные наши земли. Народ голодал, экономика страны расшатана, казна была пуста. Перед народом стоял выбор. Многие перебежали к врагам, предали страну. Но нашлись герои, которые подняли народ на защиту страны.
Начинаем видеовикторину «Люди и события Смутного времени». ( печатный вариант видеовикторины – Приложение 1.)
/Каждый вопрос адресован всем командам одновременно. На экран проецируется вопрос, который зачитывается ведущим. Время на обсуждение -30 сек. Ответ пишется на листе бумаги. По сигналу ведущего команды одновременно показывают жюри ответ. За правильный ответ – 1 балл/.
Учитель: Приступаем к следующему заданию «Логические цепочки».
/Всем командам раздаются карточки с одинаковыми заданиями, команды должны узнать, по какому принципу образованы ряды. Время выполнения задания 3 мин. Ответ пишется на листе бумаги. По сигналу ведущего команды одновременно показывают жюри ответ. За каждый правильный ответ – 1 балл, максимальное количество баллов - 3/. (Приложение 2.)
Учитель: Народ не стер из памяти эти тяжелые годы, потому что это наша история. Об этих событиях мы узнаем через памятники культуры. Следующая видеовикторина называется «Смутное время в памятниках материальной культуры». (Печатный вариант видеовикторины – Приложение 3.)
/Каждый вопрос адресован всем командам одновременно. На экране – вопрос и три варианта ответа. Ведущий зачитывает вопрос. Время на обсуждение – 30 сек. По сигналу ведущего команды одновременно поднимают таблички с номером выбранного варианта ответа. За правильный ответ – 1 балл./
Учитель: Мозговой штурм – следующее испытание лежащее на пути команд.
/ Командам нужно написать десять слов-понятий, которые конкретно относятся к Смутному времени. Время выполнения – 3 мин. Письменный вариант выполненного задания сначала зачитывается, а затем сдается жюри. За каждое правильное слово – 1 балл. /
Учитель: В период Смуты в нашей стране появились Лжедмитрии. Слушаем рассказ о них.
( Конкурс на лучший рассказ об исторических личностях. Оценивается точность, краткость и оригинальность. Оценивается максимум на 5 баллов)
Учитель: Сегодня вы работаете сплоченно, дружно и уверенно добиваетесь результатов. Сейчас у вас есть возможность проявить свои творческие способности.
Каждый праздник имеет свою символику.
Придумайте эмблему, которая могла бы стать символом праздника «День народного единства».
/Команды рисуют эмблему. Время выполнения – 5 мин. Показывают эмблему и комментируют. Жюри оценивает оригинальность и связь с темой. Максимальное количество баллов – 5/.
Ведущий: Пришло время выступить жюри. Награды ждут победителей.
/ Жюри объявляют результаты проведенных конкурсов. Членам команды, набравшим больше всех количество баллов, выдаются грамоты /. Использованная литература:
1. Школьная энциклопедия «Русика» История России (15-17вв. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2004.
2. Всемирная история. Энциклопедия, в 14 т. Т. 11. – М.: ОЛМА Медиа Групп; ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2007.
3. История России. Конец 16-18вв. 7 класс: дидактический материал (контрольные задания, тесты, кроссворды)/ Авт.-сост. Н.Ю.Колесниченко. Волгоград: Учитель, 2005.
4. Пашков Б.Г. Русь – Россия – Российская Империя. Хроника правлений и событий 862-1917гг. 2-е издание. М.: ЦентрКом, 1997.
5. Электронное учебное издание Энциклопедия истории России.862 – 1917 гг.
Автор разработки – Тарасова Елена Михайловна, учитель истории
Место работы - МБОУ «Хормалинская средняя общеобразовательная школа»
Ибресинского района Чувашской Республики
Приложение № 1
Видеовикторина « Люди и события Смутного времени».
№ п/п
| Вопрос
| Ответ
| 1.
| Этот царь в истории России был избран на престол Земским собором. Многие его начинания прерваны голодом, имевшим катастрофические последствия для страны.
| Борис Годунов
| 2
| На картине К.Лебедева изображено вступление в Москву 20 июня 1605г. известного исторического лица. О ком идет речь?
| Лжедмитрий 1
| 3
| Человек, появление которого на исторической сцене в 1608г. Послужило созданию следующей ситуации: «Почти два года Россия имела две столицы, двух царей, двух Патриархов».
| Лжедмитрий 2.
|
4
|
Фамилия его происходит от названия городка Погорелово. Вместе с Кузьмой он возглавил освободительную борьбу русского народа против польско-литовских и шведских интервентов, завершившуюся изгнанием захватчиков из Кремля в 1612 году. Кто он?
|
Дмитрий Пожарский
| 5
| Историк В.О.Ключевский заметил по поводу избрания этого человека на царство: «Хотели выбрать не способнейшего, а удобнейшего». О ком идет речь?
|
Михаил Романов
|
Приложение № 2 Задания к конкурсу «Логические цепочки». 1. Путивль, Кромы, Тула, Москва. 2. Чернигово, Новгорд-Северский, Кромы, Орел, Мценск, Тула, Тушино.
.
3. Бояре Федор Мстиславский, Иван Романов, Василий Голицын, Борис Лыков, Федор Шереметьев, Андрей Трубецкой, Иван Воротынский.
Приложение № 3
Видеовикторина «Смутное время в памятниках материальной культуры»
№ п/п
| Вопрос
| Ответ
| 1
| В память об изгнании с нашей земли польско-литовских и шведских оккупантов были сооружены три храма. Один из них был возведен на деньги Д.Пожарского на углу Красной площади и Никольской улицы в Москве. Как называется этот храм?
1.Храм Покрова, что на рву;
2.Казанский собор;
3.Благовещенский собор?
| Казанский собор
| 2
| В память о героических событиях 1612г. В Москве в 1818г. По проекту И.П.Мартоса был построен первый в нашей столице скульптурный памятник, на котором высечено: «Гражданину Минину и Пожарскому благодарная Россия». На постаменте сидящим изображен: 1. К. Минин; 2. Д. Пожарский
| Дмитрий Пожарский
| 3
| В каком городе установлен памятник Ивану Сусанину? 1.В Нижнем Новгороде; 2.В Москве; 3. В Костроме
| В городе Костроме
| 4
| Картина К.Е.Маковского называется «Воззвание Кузьмы Минина …» К кому К.Минин обратился? 1. К москвичам; 2. К нижегородцам; 3.К россиянам
| Воззвание Кузьмы Минина к нижегородцам.
|
5
|
Опера М.Глинки «Иван Сусанин» имеет первое название «Жизнь за царя». Какой царь имеется в виду? 1. Василий Шуйский; 2. Борис Годунов; 3. Михаил Романов
|
Михаил Романов
|
Приложение № 4 Таблица - экран результатов
подсчитывания баллов по конкурсным заданиям
по игре- викторине « В единстве сила народная».
№
п/п
| Название
конкурсов
| Критерии
оценивания
| Названия команд участников
|
|
| 1
| Приветствие
| Выступление
не больше 2 мин.
(Макс. оценка-5б.)
Оценивается оригинальность, связь названия команды и девиза с темой игры
|
|
| 2
| Разминка
| Не оценивается
|
|
| 3
| Видеовикторина
«Люди и события Смутного времени»
| Обсуждение вопроса 30 сек.
Правильные ответы: (по 1б.)
1.Б.Годунов
2. Лжедмитрий 1
3. Лжедмитрий 2 4. Д.Пожарский
5.Михаил Романов
|
|
| 4
| Логические цепочки
| Правильные ответы: (по 1б.)
1.Наступление войск Лжедмитрия 1;
2. Действия войск Лжедмитрия 2;
3.Состав Семибоярщины.
|
|
| 5
| Видеовикторина «Смутное время в памятниках материальной культуры»
| Обсуждение вопроса 30 сек.
Правильные ответы: (по 1б.)
1. Казанский собор;
2. Д.Пожарский;
3. В г.Костроме;
4.Воззвание Кузьмы Минина
к новгородцам;
5. Михаил Романов.
|
|
| 6
| Мозговой штурм.
| За каждое правильное слово1б.
|
|
| 7
| Конкурс «Исторические личности»
| Точность 2 б,
краткость 2б, оригинальность 2б
|
|
| 8
| Создание эмблемы к празднику
| Оригинальность, точное объяснение символических рисунков
макс. оценка -5б
|
|
| Анкета – опрос
по игре викторине «В единстве сила народная»
1. Класс-
2. Пол (подчеркнуть) муж жен 3. Понравилась ли тебе игра «В единстве сила народная»?
Если да, то почему?
Если нет, то почему? 4. Узнали ли вы что – нибудь новое из игры? 5. Помогла ли тебе игра научиться работать в команде? 6. Был ли ты рад присутствию родителей? 7. Хотелось бы тебе, чтобы в классе проводились такие познавательно- развлекательные мероприятия?
Спасибо, что отвечали честно! |