Примерная программа основного общего образования истории мо РФ 2004 г Пчелов Е. В. «Программа курсов «История России с древнейших времён до конца XVIII века. 6-7 классы»





Скачать 491.43 Kb.
НазваниеПримерная программа основного общего образования истории мо РФ 2004 г Пчелов Е. В. «Программа курсов «История России с древнейших времён до конца XVIII века. 6-7 классы»
страница1/4
Дата публикации04.04.2015
Размер491.43 Kb.
ТипПримерная программа
100-bal.ru > История > Примерная программа
  1   2   3   4
Обсуждено на МО Рассмотрено на педсовете Утверждено приказом директора

«24» августа 2013 г. № 1 от «26» августа 2013 г. МОУ «Сусоловская ООШ»

Ворошниной Н. В.

Муниципальное образовательное учреждение

«Сусоловская основная общеобразовательная школа»

Рабочая программа учебного курса по истории России

7 класс

Учитель: Козлова Марина Александровна

п. Сусоловка

2013 год.

Пояснительная записка.
Основу рабочей программы составляют следующие документы:

  • Федеральный компонент государственного стандарта (основного) общего образования;

  • Примерная программа основного общего образования истории МО РФ 2004 г

  • Пчелов Е.В. «Программа курсов «История России с древнейших времён до конца XVIII века. 6-7 классы» -М.:ООО «Русское слово-учебник», 2013.

Курсы «История России с древнейших времён до конца XVIII века» в 6—7 классах общеобразовательных учреждений являются началом системного изучения учащимися отечественной истории. Они охватывают большой исторический период — от древнейших времён до конца XVI II века. Таким образом, в программу курсов входит изложение всей русской средневековой истории и начала истории России Нового времени.

Программа курсов рассчитана на преподавание в 6—7 классах основной школы по учебникам:

1. Пчелов Е.В. История России с древнейших времён до конца XVI века. М.: Русское слово, 2010. 2. Пчелов Е.В. История России. XVII—XVIII века. М.: Русское слово, 2010.

Материал учебников соответствует государственному минимуму содержания образования по отечественной истории. Учебники входят в перечень учебных изданий, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации для преподавания в основной школе.

Общая характеристика предмета.
Главная цель настоящих курсов состоит в формировании у учащихся целостного представления об истории нашей Родины рассматриваемого периода, приобщении их к культурным достижениям и национальным традициям России, воспитании патриотизма.

В рамках этой цели в процессе обучения учащиеся овладевают необходимым комплексом исторической информации, знакомятся с новыми историческими понятиями и терминами, получают представление об истории как одной из отраслей научного знания. В конечном итоге всё это способствует также и развитию гуманитарной культуры учащихся, росту их гражданского самосознания, повышению общеобразовательного уровня.

Задачи изучения истории России в 7 классе:

– продолжение формирования ориентиров для этнонациональной и культурной самоидентификации на основе усвоения исторического опыта

народов России;

– овладение учащимися основными знаниями по истории России XVII-XVIII вв., понимание ими места и роли Московского царства XVII в. и

Российской империи XVIII в. во всемирно-историческом процессе, значения наследия этих периодов для современного общества;

– воспитание учащихся в духе уважения к истории России XVII-XVIII вв. и гордости за героические свершения предков;

– развитие способности учащихся анализировать информацию, содержащуюся в исторических источниках по истории России XVII-XVIII вв.

К важнейшим личностным результатам изучения истории России в 7 классе относятся следующие убеждения и качества:

– осознание своей идентичности как гражданина страны – исторической преемницы Русского царства и Российской империи;

– осмысление социально-нравственного опыта России XVII-XVIII вв.;

– уважение к культуре допетровской и послепетровской России.

В основу курсов положен комплексный подход в изложении отечественной истории. Автор стремился не выделять какую-либо из сторон жизни общества — политическую, экономическую, культурную и т.д., а рассматривать, по возможности, все их в совокупности.

Для многих школьных учебников такого же плана было и остаётся характерным преобладание социально-экономической истории, которая выступает в качестве основы всего исторического процесса. Такой подход исходил из концепции о смене «общественно-экономических формаций», когда экономическое развитие и хозяйственные связи оказывались главной движущей силой истории. Автор склонен скорее рассматривать историю России в рамках «цивилизационных» моделей, когда только взаимное сочетание различных факторов позволяет представить исторический процесс во всей его полноте и многообразии и выявить характерные особенности российской цивилизации.

В данных курсах большое внимание уделяется политической истории, поскольку она во многом определяет развитие самой российской государственности, формирует яркий событийный ряд и представлена наиболее запоминающимися лицами, и истории культуры (в широком смысле этого слова), т.е. духовной, интеллектуальной и эмоциональной жизни людей.

Именно поэтому, с одной стороны, внимание автора сосредоточено на личностях российских правителей и их конкретной деятельности, а с другой, в особые главки выделены не только такие «традиционные» вопросы истории культуры, как литература, архитектура и т. д., но и бытовая жизнь человека средневековой Руси и Российской империи, а также история Церкви.

При этом говорится не только о православной церкви, существование которой является одной из существеннейших основ российской цивилизации. Уделено внимание также другим религиям народов нашей страны.

В истории культуры также особо выделен вопрос об истории русской письменности и книжности, поскольку именно письменность представляет собой своего рода стержень культуры, дающий ей полноценную жизнь и сохраняющий народную память о прошлом.

История нашей страны рассматривается в контексте общемирового исторического процесса. Подчёркиваются международные связи России, даются сопоставления с событиями других стран. Поскольку наше государство занимает обширную территорию и включает множество народов различных этнических и языковых семей, в курсах в отдельные разделы вынесены сведения о государственных образованиях, существовавших на территории современной России — Волжской Булгарии, Хазарского каганата. Золотой Орды и других.

Истории Золотой Орды уделено существенное внимание прежде всего потому, что это государство оказало огромное влияние на весь ход истории России, а распад его вызвал к жизни целый ряд современных народов Российской Федерации. Упомянуты, конечно же, и балтские, и финно-угорские этнические и языковые компоненты российской истории.

Всё это позволяет подчеркнуть уникальное положение российской цивилизации, где переплелись различные элементы западных и восточных культур, показать «встречу» Запада и Востока в рамках отечественной истории. При рассмотрении истории XVII века автор стремился показать связь её событий с другими странами, и прежде всего с Речью Посполитой, а по XVIII веку — со Швецией и Османской империей.

Изложение истории автор счёл возможным начать не с происхождения восточных славян, а с первобытной эпохи, когда на территории нашей страны появились первые люди. Говорится также и об античном наследии, и о тех народах Восточно-Европейской равнины, которые были известны древним авторам и оставили археологическое наследие. Эти разделы не только расширяют исторический кругозор учащихся, но и помогают им соотнести российскую историю с общемировой, прежде всего историей Древнего мира.

К сожалению, в некоторых учебниках, где уже присутствуют разделы о других государствах российского региона, кроме собственно Руси, выпадают разделы о тех русских княжествах, территории которых теперь относятся к Белоруссии и Украине, и при изложении удельного периода основное внимание сосредоточено на Новгородском и прежде всего Владимиро-Суздальском регионах.

Автор полагает, что говорить о формировании украинского и белорусского народов можно только с XIV века, и поэтому прерывать историю Киевского княжества, а равно и опускать историю Галицко - Волынской или Черниговской Руси нецелесообразно.

Кроме того, автор стремился избежать и повсеместной «владимиро-» и «москвоцентричной» схемы истории русских земель. Именно поэтому в программе присутствует раздел об истории Великого княжества Литовского, сыгравшего громадную объединительную роль для земель Южной, Юго-Западной и Западной Руси. Литва долгое время была важнейшим соседом Владимирской, а затем и Московской Руси, отношения с которой определяли многие исторические процессы.

Раздел о «собирании земель» вокруг Москвы при первых московских князьях построен по принципу соотнесения московской и тверской политики, упомянуты и другие княжества Северо-Восточной Руси. Показано, что первенствующая роль Москвы на северо-востоке окончательно утвердилась только при Дмитрии Донском, а до этого центром объединительных тенденций могли быть и Тверь, и Нижний Новгород.

События первых десятилетий правления Василия II характеризуются как борьба за Московский престол между двумя ветвями московской династии, а не как борьба сторонников и противников централизации, в соответствии с этим они обозначены не как «большая феодальная война», а как княжеская усобица Московского Дома.

В дальнейшем история западных и южных земель бывшего Древнерусского государства также не выпадает из поля зрения автора. Отдельный раздел посвящен присоединению Украины к России. При изучении внешней политики времён правления Екатерины II обращено внимание и на разделы Речи Посполитой как факт возвращения древнерусского наследия России.

В целом, в основе курсов лежит представление о системообразующей роли государства в истории России. Изложение событий даётся, по возможности, объективно, без выделения той или иной историографической концепции.

Материал курсов направлен и на воспитание у подрастающего поколения чувства патриотизма, гордости за свою страну и уважения её исторического прошлого.

Усвоению учащимися материала призван помочь иллюстративный ряд учебников, схемы, карты, генеалогические таблицы, именные указатели. Выдержки из источников способствуют формированию навыков работы с историческими документами, позволяют лучше понять те или иные исторические процессы, почувствовать рассматриваемую эпоху.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 340 часов для обязательного изучения учебного предмета «История» на этапе основного общего образования. Программа рассчитана на 39 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю. Обобщающих уроков- 3 часа. Итоговая аттестация –1 час.

Требования к подготовке учащихся

В результате изучения истории ученик должен:

1) знать основные этапы и ключевые события истории России и мира в XVI - XVIII в. и выдающихся деятелей истории;

2) знать важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

3) знать изученные виды исторических источников;

4) уметь определять последовательность и длительность важнейших событий новой истории;

5) уметь использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

6) уметь читать историческую карту и показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

7) владеть навыками устной и письменной речи, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, формулировать вопрос, сжато давать ответ;

8) уметь рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников в связной монологической форме;

9) использовать приобретенные знания при написании творческих работ, сообщений, докладов, рефератов, рецензий;

10) выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;

11) объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов;

12) уметь анализировать исторические явления, процессы факты;

13) группировать исторические явления и события по заданному признаку;

14) уметь дать на основе конкретного материала научные объяснения сущности фактов и связей между ними;

15) выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;

16) определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

17) объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и мира в XVI - XVIII в., достижениям культуры;

18) использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

- высказывания собственных суждений (в споре, дискуссии и т.п.) об историческом наследии народов мира;

- объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

- использования знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности;

19) уметь осуществлять самоконтроль и самооценку.

Содержание предмета.
Структурно курс разделён на шесть разделов:

I. Смутное время.

II. Россия при первых Романовых.

III. Эпоха реформ Петра Первого.

IV. Россия после Петра Великого.

V. «Золотой век» Екатерины Великой.



Введение (1 час)

РАЗДЕЛ I. СМУТНОЕ ВРЕМЯ (6 часов)

Раздел посвящен периоду между пресечением московской династии Рюриковичей и восшествием на престол первого царя из династии Романовых. Эту эпоху традиционно называют в историографии Смутным временем. Материал раздела даёт представление о причинах и предпосылках Смуты, об основных событиях Смутного времени — переворотах и войнах, народных движениях, иноземных вторжениях. Большое внимание уделено личностям наиболее ярких деятелей Смуты. Учащиеся узнают о путях выхода страны из кризиса, о восстановлении государства и последствиях «великого разорения».

История Смутного времени позволяет понять, что даже в самые сложные и тяжёлые годы, когда перед страной стояла угроза потери независимости, представители разных сословий народа смогли объединиться для возрождения государственности.

Тема 1. В преддверии Смуты

Экономические и политические причины Смуты. Кризис власти. Нарастание противоречий в обществе. Проблема престолонаследия. Гибель царевича Дмитрия. Пресечение московской династии Рюриковичей. Избрание Бориса Годунова на царство. Его политика. Опала Романовых. Великий голод. Причины самозванства.

Тема 2. Лжедмитрий I

Легенда о спасшемся царевиче Дмитрии. Личность первого самозванца. Отрепьев в Речи Посполитой. Начало похода Лжедмитрия I. Неудачи и успехи. Смерть Бориса Годунова. Царь Фёдор Борисович. Гибель династии Годуновых. Лжедмитрий I — московский царь. Политика Лжедмитрия I, её противоречивый характер. Причины недовольства новым царём. Заговор Василия Шуйского. Гибель Лжедмитрия I.

Тема 3. Царь Василий Шуйский

Избрание Василия Шуйского царём. «Крестоцеловальная запись». Личность царя Василия. Его политика. Болотников. Причины его движения. Основные цели и задачи болотниковцев. Участники движения и его характер. Ход войны Болотникова с царём Василием Шуйским. Лжепётр. Причины поражения Болотникова. Разгром движения.

Тема 4. Лжедмитрий II

Появление Лжедмитрия II, происхождение и личность самозванца. Его поддержка поляками. Состав участников его движения. Тушинский лагерь. Вера народа в «доброго» и «справедливого» царя. Появление новых самозванцев. Договор России со Швецией. Начало., открытого вторжения войск Речи Посполитой на территорию России. Осада Смоленска. Князь М.В. Скопин-Шуйский. Поражение царских войск у Клушино.

Тема 5. Междуцарствие

Свержение царя Василия Шуйского. Семибоярщина. Договор о призвании на русский трон польского принца Владислава. Гибель Лжедмитрия И. «Ворёнок». Развал Семибоярщины. Роль Русской православной церкви в отпоре врагам. Деятельность патриарха Гермогена. Формирование Первого ополчения. Деятельность «Совета всей земли». Начало освобождения Москвы. Развал Первого ополчения. Результаты его деятельности. Авантюра Лжедмитрия III. Присяга «Совета всей земли» новому «царю».

Тема 6. Второе ополчение и освобождение Москвы

Положение России. Захват шведами Новгорода. Угроза потери независимости. Возникновение Второго ополчения. Личности князя Пожарского и Кузьмы Минина. Освобождение Москвы. Земский собор для выборов царя. Основные кандидаты и группировки. Избрание Михаила Романова на царство. Судьба Михаила Романова во время Смуты. Подвиг Ивана Сусанина. Приезд Михаила в Москву и его венчание на царство. Начало династии Романовых.

Повторение и проверка знаний (1 час)

РАЗДЕЛ II. РОССИЯ ПРИ ПЕРВЫХ РОМАНОВЫХ (8 часов)

В разделе рассматривается история России при первых царях династии Романовых- Михаиле Фёдоровиче и Алексее Михайловиче. Учащиеся приобретают знания по следующим проблемам: а) пути преодоления Смуты и возрождения российского государства; б) основные направления и задачи внешней политики России и пути их реализации; в) внутриполитическая ситуация, законодательство, народные движения; г) экономическое развитие; д) раскол в Русской православной церкви; е) развитие русской культуры, новые тенденции в ней.

Тема 1. Правление Михаила Фёдоровича

Пути выхода страны из кризиса. Объединение государства. Территориальные потери. Экономическое положение. Развитие торговли. Земские соборы. Деятельность патриарха Филарета. Личность Михаила Фёдоровича. Смоленская война. Азовское взятие. Основные результаты внешней политики при Михаиле Фёдоровиче.

Тема 2. Царь Алексей Михайлович

Личность царя. Причины Соляного бунта, состав участников. Последствия бунта — начало работы над новым Уложением.

Разработка и принятие Соборного Уложения 1649 года. Его основные положения. Значение царской власти. Окончательное оформление крепостного права. Положение посадских. Соборное Уложение — свод законов нового Московского царства.

Тема 3. Россия в XVII веке

Территория страны. Население. Города. Административно-территориальное деление. Государственное управление. Царская власть. Боярская дума. Земские соборы. Приказы. Местное управление. Армия. Стрелецкое войско. «Полки нового строя».

Положение сельского хозяйства. Ремесленное производство. Складывание всероссийского рынка. Торговля. Развитие промышленности. Мануфактуры. Приписные крестьяне.

Тема 4. Присоединение Украины к России

Положение украинцев в Речи Посполитой. Национальные и религиозные отношения. Казачество. Запорожская Сечь, её самоуправление. Гетман Богдан Хмельницкий. Причины его выступления. Борьба Хмельницкого с Речью Посполитой. Обращение к России. Переяславская Рада. Присоединение Украины к России и его условия. Война с Речью Посполитой. Война со Швецией. Политика украинских гетманов. Результаты войны с Речью Посполитой. Значение вхождения Украины в состав Московского царства.

Тема 5. Раскол в Русской православной церкви

Причины церковных реформ. Никон, его личность. Сущность и ход проводимых им реформ. Возникновение старообрядчества. Личность протопопа Аввакума. Деятельность старообрядцев. Соловецкое восстание. Дальнейшая судьба старообрядчества.

Тема 6. Народные волнения в 1660-1670-е годы

Медный бунт. Его причины, характер, участники. Донское казачество. Его жизнь, занятия и порядки. Степан Разин, его личность. Начало движения Разина. Его ход, характер, движущие силы. Цели восставших. Разинское движение в Поволжье. Подавление восстания. Его место в истории России.

Тема 7. Сибирь в XVII веке

Территория и климатические условия. Народы Сибири, их занятия и быт. Начало колонизации Сибири. Её причины, участники этого процесса. Формы зависимости народов Сибири от России. Ясак. Система управления Сибирью. Значение освоения Сибири для России и для сибирских народов. Иван Москвитин и открытие русскими Тихого океана. Экспедиция Семёна Дежнёва и Федота Попова. Исследования Камчатки В.В. Атласовым. Освоение Приамурья и Приморья В.Д. Поярковым и Е.П. Хабаровым. Значение открытий русских землепроходцев.

Тема 8. Просвещение и литература в XVII веке

Распространение грамотности среди различных слоев населения. Значение книгопечатания. Рукописная книга. Столбцовое делопроизводство в приказах. Система образования. Буквари, грамматики. Училища. Славяно-греко-латинская академия. Традиционные и новые жанры литературы. Хронографы и летописи. Исторические сказания и повести. Народно-бытовые повести. Поэзия. Симеон Полоцкий. Первая газета «Куранты». Зарождение русского театра при Алексее Михайловиче.

Тема 9. Культура и быт в XVII веке

Основные черты русской архитектуры XVII века. Деревянное зодчество. Дворец в Коломенском. Каменное строительство. Теремной и Потешный дворцы. «Московское барокко». Появление реалистических черт в иконописи. Новые направления изобразительного искусства. Деятельность Симона Ушакова. Парсуны. Повседневная жизнь различных слоев общества. Одежда. Пища. Дома. Семья. Труд и отдых.

Повторение и проверка знаний (1 час)

РАЗДЕЛ III. ЭПОХА РЕФОРМ ПЕТРА I (8 часов)

Материалы данного раздела рассматривают сложный и переломный исторический период, когда преобразования, начатые Петром I, затронули практически все сферы жизни тогдашнего общества. В темах раздела охарактеризованы реформы в области экономики и государственного управления, военного дела и культуры, быта. Показано сопротивление проходившим изменениям, представлена сложность и неоднозначность реформационного процесса.

Внимание учащихся обращено на следующие вопросы: а) причины и предпосылки петровских преобразований; б) пути и методы проведения реформ; в) значение реформ Петра I в „ истории России.

 Тема 1. Наследники Алексея Михайловича

Семья Алексея Михайловича. Правление Фёдора Алексеевича. Внешняя и внутренняя политика. Уничтожение местничества.

Династический кризис. Стрелецкие бунты. Правление царевны Софьи. «Вечный мир» с Речью Посполитой. Крымские походы.

Тема 2. Начало правления Петра I

Жизнь Петра в Преображенском. Формирование его личности. Военные забавы. Немецкая слобода. Влияние европейцев. Переворот 1689 года. Сподвижники Петра. Азовские походы и строительство флота в Воронеже. «Великое посольство». Пётр в Голландии и Англии. Стрелецкий бунт 1698 года. Расправа со стрельцами.

Тема 3. Начало Северной войны

Складывание антишведской коалиции. Начало Северной войны. Личность Карла XII. Поражение под Нарвой. Преобразование армии. Рекрутская система. Создание регулярных частей. Первые победы. Основание Петербурга.

Тема 4. Перелом в войне

Разгром Карлом XII армии Августа П. Карл поворачивает на Украину. Измена гетмана И.С. «Мазепы. Битва при Лесной. Полтавское сражение. Военное искусство Петра I. Разгром армии Карла XII. Значение Полтавской победы. Захват Прибалтики. Прутский поход Петра.

Тема 5. Конец Северной войны

Вторжение в Финляндию. Морские победы России. Ништадтский мир. Его значение. Превращение России в империю. Принятие Петром императорского титула. Каспийский поход и его результаты.

Тема 6. Государственные преобразования Петра I

Причины петровских реформ. Их ход, методы проведения. Учреждение Сената. Образование коллегий. Упразднение патриаршества и учреждение Синода. «Генеральный регламент». Формирование системы абсолютизма. Образование губерний. Местные органы власти. Введение подушной подати. Ревизии. Указ о единонаследии. Табель о рангах. Система российских сословий.

Тема 7. Экономика при Петре I

Экономический подъём и его причины. Рост мануфактурного производства. «Берг-привилегия». Работные люди. Приписные и посессионные крестьяне. Характер труда на промышленных предприятиях. Новые порты и торговые пути. Рост внутренней и внешней торговли. Таможенный тариф. Политика протекционизма.

Тема 8. Народные движения при Петре I

Причины народного недовольства в разных слоях общества. Восстание в Астрахани. Положение казачества при Петре I. Причины движения Булавина. Ход восстания, его разгром и последствия.

Тема 9. Преобразования в области культуры

Развитие системы образования. Начальное обучение. Подготовка специалистов. Введение гражданского шрифта, современных цифр, реформа летосчисления. Новые учебные пособия. Газета «Ведомости». Первая публичная библиотека. Кунсткамера. Указ о создании Академии наук. Новые веяния в живописи, скульптуре, архитектуре. Появление светской живописи. Творчество Ивана Никитина и Андрея Матвеева. Бартоломео Карло Растрелли. Доменико Трезини. Архитектура петровского времени. Изменения в быту. Новые обычаи. Ассамблеи. «Юности честное зерцало». Быт дворянства и быт других сословий.

Тема 10. Династия Романовых в первой четверти XVIII века

Семья Петра I. Личность царевича Алексея. Причины разлада с отцом. Сыск по делу об измене царевича. Его гибель. Причины принятия «Устава о наследии престола», его сущность, последствия. Новый порядок престолонаследия — один из факторов политической жизни последующей эпохи.

Повторение и проверка знаний (1 час)

РАЗДЕЛ IV.  РОССИЯ ПОСЛЕ ПЕТРА ВЕЛИКОГО (5 часов)

В данном разделе рассматривается период, условно именуемый в историографии эпохой дворцовых переворотов. Трудности изучения этого периода обусловлены частой сменой лиц, стоявших во главе государства, и сложностью династической ситуации в то время. Учащиеся ориентируются на освоение следующих проблем: а) причины и сущность государственных переворотов; б) внутренняя и внешняя политика в тот период; в) развитие культуры и науки в середине XVIII века, достижения в этой области.

Особо выделяется значение петровских реформ как залог поступательного развития государства — изменения в этом развитии или, наоборот, возвращение к петровскому наследию.

Тема 1. Наследники Петра I

Правление Екатерины I. Положение Меншикова. Верховный тайный совет. Правление Петра II. Падение Меншикова. Долгорукие. Смерть Петра II и пресечение рода Романовых. Приглашение на престол Анны Иоанновны. Кондиции. Попытка ограничения самодержавия.

Тема 2. Правление императрицы Анны Иоанновны

Ликвидация кондиций и упразднение Верховного тайного совета. Восстановление самодержавия. Окружение императрицы. Внутренняя политика. Кабинет министров. Заговор Волынского. Внешняя политика. Вмешательство в войну за «польское наследство». Война с Турцией, возвращение Азова. Результаты внешней политики.

Тема 3. Брауншвейгское семейство

Завещание Анны Иоанновны. Брауншвейгское семейство. Иоанн Антонович. Регентство Бирона. Регентство Анны Леопольдовны. Елизавета Петровна. Переворот 25 ноября 1741 года. Судьба Брауншвейгского семейства. Заточение и гибель Иоанна Антоновича.

Тема 4. Императрица Елизавета Петровна

Личность императрицы. Её влияние на политику страны. Внутренняя политика. Возвращение к «петровским традициям». Деятельность Шуваловых и Разумовских. Внешняя политика. Участие России в Семилетней войне. Победы русского оружия. Выход России из войны, её результаты.

Тема 5. Русская культура в середине XVIII века

Наука и просвещение. Петербургская Академия наук. Деятельность Ж. Делиля, Л. Эйлера и других учёных. «История» В.Н. Татищева. Основание Московского университета. Географические открытия. Экспедиция Беринга и Чирикова. Великая Северная экспедиция. Русская литература. Поэзия. А.Д. Кантемир, В.К. Тредиаковский, А.П. Сумароков. Ф.Г. Волков и основанный им театр. Творчество В.В. Растрелли. Основание Академии художеств. Жизнь и труды М.В. Ломоносова. Многогранность его личности. Значение всего, им сделанного для российской и мировой науки и культуры.

РАЗДЕЛ V. «ЗОЛОТОЙ ВЕК» ЕКАТЕРИНЫ ВЕЛИКОЙ (8 часов)

Раздел посвящен эпохе правления Екатерины И. Существенное внимание в материалах раздела сосредоточено на основных направлениях внешней и внутренней политики её царствования, отведено место и личности самой императрицы, её влиянию на политический, экономический и культурный курс. Важное значение имеют и темы, рассматривающие науку и культуру того времени, обогатившиеся многими выдающимися открытиями и творениями. Учащиеся получают представление: а) о реформах в области внутренней жизни; б) о достижениях внешней политики; в) о развитии науки и культуры.

Раздел заканчивается главой о правлении Павла I, где основное внимание уделено, с одной стороны, непоследовательности его политики, а с другой — военным подвигам А.В. Суворова и Ф.Ф. Ушакова.

Тема 1. Император Пётр III

Происхождение и личность Петра III» Его женитьба на Екатерине. Правление Петра III: Манифест о вольности дворянства, выход России из Семилетней войны, попытка секуляризации. Причины недовольства Петром III и его политикой. Происхождение Екатерины И. Её жизнь в России. Переворот 1762 года. Свержение Петра III и его гибель.

Тема 2. Екатерина II — личность и эпоха

Личность императрицы. Влияние идей французских просветителей. Первые годы правления. Уложенная комиссия и её работа. «Наказ» Екатерины. Роспуск Уложенной комиссии, её значение. Сподвижники Екатерины. Принципы общения Екатерины с людьми, «работа с кадрами». Личность и дела Г.А. Потёмкина.

Тема 3. Внешняя политика при Екатерине II

Задачи внешней политики. Война с Турцией 1768—1774 годов. Кючук -Кайнарджийский мир. Присоединение Крыма. Путешествие Екатерины в Новороссию. Выход России к Чёрному морю. Русско-турецкая война 1787—1791 годов. Взятие Измаила. Ясский договор и его условия. Внутренний строй Речи Посполитой. Причины разделов Речи Посполитой. Первые два раздела. Война с Т. Костюшко. Взятие Варшавы. Третий раздел Речи Посполитой. Земли, присоединённые к России.

Тема 4. Движение Е.И. Пугачёва

Причины восстания. Фактор самозванства. Начало движения. Осада Оренбурга. Состав участников восстания. Внутреннее управление повстанцев. Их цели, призывы, идеология. Отход на Урал. Новое наступление. Взятие поволжских городов. Крестьянская война. Манифест Пугачёва об отмене крепостного права. Причины поражения восстания. Арест Пугачёва, расправа над ним и его сторонниками. Значение Пугачёвского движения.

Тема 5. Внутренняя политика Екатерины II

Причины реформ. Губернская реформа. Рост числа городов. Жалованная грамота дворянству. Жалованная грамота городам.

Сельское хозяйство. Помещичье землевладение. Положение крестьян. Развитие промышленности. Торговая политика. Выпуск ассигнаций.

Влияние французской революции на события в России. Изменение политического курса. Последние годы правления Екатерины II.

Тема 6. Правление Павла I

Личность императора. Противоречивость его характера. Новый закон о престолонаследии. Указ о трёхдневной барщине. Активность законотворчества. Регламентация и усиление дисциплины. Положение в армии. Непредсказуемость действий Павла I. Рост дворянского недовольства. Переворот 1801 года. Борьба с влиянием идей Французской революции. Вступление России в антифранцузскую коалицию. Военные победы Ушакова. Итальянский и Швейцарский походы Суворова. Значение их побед. Полководческое искусство Суворова и Ушакова — вершина военного искусства России.

Тема 7. Просвещение и наука во второй половине XVIII века

Политика государства в области просвещения. Создание новых учебных заведений. Народные училища. Русская наука и её достижения. Русские астрономы и их открытия. Развитие химии и медицины. Гуманитарная мысль. Князь М.М. Щербатов. Русские механики-самоучки И.И. Ползунов и И.П. Кулибин, их изобретения. Вклад русских учёных в мировую науку.

Тема 8. Литература и искусство во второй половине XVIII века

Классицизм как направление в литературе и искусстве, его основные черты. Литература. Творчество Г.Р. Державина. Русская драматургия того времени. Начало сентиментализма. Российская Академия. Первый толковый словарь русского языка. Русская опера. Другие музыкальные жанры. Творчество Д.С. Бортнянского. Русский театр. Крепостные театры. П.С. Ковалёва-Жемчугова. Классицизм в архитектуре. В.И. Баженов. М.Ф. Казаков. Петербургское зодчество. Э.-М. Фальконе, М.И. Козловский. Творения Ф.И. Шубина. Классицизм в живописи. А.П. Лосенко. Начало русского пейзажа — С.Ф. Щедрин и Ф.Я. Алексеев. Портретное искусство. Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский. Основание Эрмитажа. Значение русской культуры второй половины XVIII века.

Повторение и проверка знаний (1 час)


Тематическое планирование учебного материала


История России





урока

Тема

Кол-во

часов

Дата проведения

Раздел 1. Смутное время( 6 ч.)




1

В преддверии Смуты.

1




2

Лжедмитрий 1.

1




3

Царь Василий Шуйский. Движение Болотникова.

1




4

Лжедмитрий 2.

1




5

Междуцарствие. Формирование Первого ополчения.

1




6

Второе ополчение и освобождение Москвы.

1





7


Обобщающий урок «Смутное время. Наш край».


1




Раздел 2. Россия при первых Романовых. (8 ч.)




9

Правление царя Михаила Фёдоровича.

1




10

Царь Алексей Михайлович.

1




11

Россия в 17 веке.

1




12

Присоединение Украины к России.

1




13

Раскол в русской православной церкви.

1




14

Народные волнения в 1860-1870 гг.

1




15

Сибирь в 17 веке.

1




16

Просвещение и литература 17 века. Быт 17 века.

1





17


Обобщающий урок «Россия при первых Романовых».


1




Раздел 3. Эпоха реформ Петра I (8 ч.)




18

Наследники Алексея Михайовича.

1




19

Начало правления Петра I

1




20

Начало северной войны.

1




21

Перелом в войне. Конец Северной войны.

1




22

Государственные преобразования Петра I.

1




23

Экономика при Петре I Петра I.

1




24

Преобразования в области культуры.

1




25

Народные движения при Петре I. Династия Романовых в 1 четверти 18 века.

1






26



Обобщающий урок «Эпоха реформ Петра I»




1





Раздел 4. Россия после Петра Великого (5 ч.)

27

Наследники Петра I.

1




28

Правление Анны Иоановны.

1




29

Брауншвейгское семейство.

1




30

Императрица Елизавета Петровна.

1




31

Русская культура в середине 18 века.

1




Раздел 5. «Золотой век» Екатерины великой (8 ч.)




32

Император Петр 3.

1




33

Екатерина 2-личность и эпоха.

1




34

Внешняя политика при Екатерине 2.

1




35

Движение Е. И. Пугачёва.

1




36

Внутренняя политика Екатерины 2.

1




37

Правление Павла 1.

1




38

Просвещение и наука, литература и искусство во второй половине 18 века.


1




39

Итоговый урок.

1



  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Примерная программа основного общего образования истории мо РФ 2004 г Пчелов Е. В. «Программа курсов «История России с древнейших времён до конца XVIII века. 6-7 классы» iconРабочая программа учебного курса «История России с конца XVI в по XVIII в.»
Программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории мо РФ 2004 г и программы курсов Пчелова...
Примерная программа основного общего образования истории мо РФ 2004 г Пчелов Е. В. «Программа курсов «История России с древнейших времён до конца XVIII века. 6-7 классы» iconПояснительная записка настоящая программа по истории для основной...
Мо РФ от 19. 05. 98. №1236), программ общеобразовательных учреждений по истории 6 класс к учебному комплексу для 6 класса (авторы...
Примерная программа основного общего образования истории мо РФ 2004 г Пчелов Е. В. «Программа курсов «История России с древнейших времён до конца XVIII века. 6-7 классы» iconРабочая программа учебного курса «История»
Пояснительная записка к рабочей программе по Всеобщей истории с древнейших времен до конца XIX в., Истории России с древнейших времен...
Примерная программа основного общего образования истории мо РФ 2004 г Пчелов Е. В. «Программа курсов «История России с древнейших времён до конца XVIII века. 6-7 классы» iconПрограмма по курсу «История России с древнейших времен до конца XVI века»
РФ, Образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по истории, учебника А. А. Данилов,Л. Г. Косулина «История России...
Примерная программа основного общего образования истории мо РФ 2004 г Пчелов Е. В. «Программа курсов «История России с древнейших времён до конца XVIII века. 6-7 классы» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования мо РФ 2004 г и авторской программы курсов Пчелова...
Примерная программа основного общего образования истории мо РФ 2004 г Пчелов Е. В. «Программа курсов «История России с древнейших времён до конца XVIII века. 6-7 классы» iconРабочая программа по истории средних веков и истории России с древнейших...
Данная рабочая программа написана на основе федерального компонента Государственного стандарта (основного) общего образования 2004...
Примерная программа основного общего образования истории мо РФ 2004 г Пчелов Е. В. «Программа курсов «История России с древнейших времён до конца XVIII века. 6-7 классы» iconКалендарно-тематическое планирование курса истории россии. История...
Программа: Сахаров А. Н., Боханов А. Н., Козленко С. И. «История России с древнейших времен до конца 19 в.» для 10 класса средних...
Примерная программа основного общего образования истории мо РФ 2004 г Пчелов Е. В. «Программа курсов «История России с древнейших времён до конца XVIII века. 6-7 классы» iconПрограммно-компьютерное обеспечение по предметам
Ория России» в 8 классе является логическим продолжением курса «История России с древнейших времен до конца XVIII века». Курс истории...
Примерная программа основного общего образования истории мо РФ 2004 г Пчелов Е. В. «Программа курсов «История России с древнейших времён до конца XVIII века. 6-7 классы» iconПрактикум по истории СССР. С древнейших времен до конца XVIII века....
Блок первый: Генезис феодализма у восточных славян и образование раннефеодального Древнерусского государства
Примерная программа основного общего образования истории мо РФ 2004 г Пчелов Е. В. «Программа курсов «История России с древнейших времён до конца XVIII века. 6-7 классы» iconОбразовательная программа Муниципального
Ория России» в 8 классе является логическим продолжением курса «История России с древнейших времен до конца XVIII века». Курс истории...
Примерная программа основного общего образования истории мо РФ 2004 г Пчелов Е. В. «Программа курсов «История России с древнейших времён до конца XVIII века. 6-7 классы» iconПрограмма информатизации школы
Ория России» в 8 классе является логическим продолжением курса «История России с древнейших времен до конца XVIII века». Курс истории...
Примерная программа основного общего образования истории мо РФ 2004 г Пчелов Е. В. «Программа курсов «История России с древнейших времён до конца XVIII века. 6-7 классы» iconХанты-мансийского автономного округа-югра
Ория России» в 8 классе является логическим продолжением курса «История России с древнейших времен до конца XVIII века». Курс истории...
Примерная программа основного общего образования истории мо РФ 2004 г Пчелов Е. В. «Программа курсов «История России с древнейших времён до конца XVIII века. 6-7 классы» iconШаталов Виктор Федорович Эксперимент продолжается
Ория России» в 8 классе является логическим продолжением курса «История России с древнейших времен до конца XVIII века». Курс истории...
Примерная программа основного общего образования истории мо РФ 2004 г Пчелов Е. В. «Программа курсов «История России с древнейших времён до конца XVIII века. 6-7 классы» iconРабочая программа по курсу новой истории составлена на 12 часов
Ория России» в 8 классе является логическим продолжением курса «История России с древнейших времен до конца XVIII века». Курс истории...
Примерная программа основного общего образования истории мо РФ 2004 г Пчелов Е. В. «Программа курсов «История России с древнейших времён до конца XVIII века. 6-7 классы» iconРабочая программа по истории России с древнейших времен до конца...
Примерной программы основного общего образования по истории 5-9 класс для образовательных учреждений и авторских программ А. А. Данилов...
Примерная программа основного общего образования истории мо РФ 2004 г Пчелов Е. В. «Программа курсов «История России с древнейших времён до конца XVIII века. 6-7 классы» iconПояснительная записка к рабочей программе по истории Средних веков,...
Программы для общеобразовательных учреждений. «История» (5-9 кл.). М., «Просвещение», 2001 г. Курс «История средних веков»; Курс...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск