Хроника культурной и литературной жизни Среднего и Южного Урала





Скачать 463.41 Kb.
НазваниеХроника культурной и литературной жизни Среднего и Южного Урала
страница1/5
Дата публикации18.04.2015
Размер463.41 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы
  1   2   3   4   5
Часть 1
Хроника культурной и литературной жизни Среднего и Южного Урала

XIV в. — 1916 г.

XIV в.
Около 1340
В Великом Устюге родился Стефан — епископ Пермский, создатель пермской азбуки и переводчик богослужебных книг на зырянский язык, возможный автор Поучения против стригольников. Зырянский (пермский) язык, по-видимому, знал с детства. Изобрел азбуку для язычников-зырян, использовав при этом значки, вырезавшиеся зырянами на тонких четырехугольных палочках, служивших им в качестве денег (так называемые «пасы»). Перевел на их язык и записал новоизобретенными знаками основные богослужебные тексты, по всей вероятности — Часослов, Псалтырь и Служебник — тексты литургии, заутрени и вечерни. Осуществляя христианизацию Перми, Стефан распространил там сеть школ, организовал переписку книг, продолжил перевод книг со славянского и с греческого на зырянский, приспособил церковное пение к зырянскому языку, основал дома для престарелых и странников и ряд монастырей (два Архангельских — в Усть-Выми и Яренске, Спасский и Стефановский — в районе Усть-Сысольска). Умер в 1396 (Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л. : Наука, 1989. Вып. 2, ч. 2; Лит. процесс).
XV в.
1390-е — начало XV в.
Епифаний Премудрый (2-я пол. XIV — 1-я четв. XV в.), инок Троице-Сергиева монастыря, автор житий и произведений других жанров — создает «Слово о житии и учении святаго отца нашего Стефана, бывшаго в Перми епископа» — основной источник сведений о Стефане Пермском. Будучи выдающимся произведением по своим литературным качествам, Слово о Стефане Пермском является также ценнейшим историческим источником. Наряду со сведениями о личности Стефана Пермского оно содержит важные материалы этнографического, историко-культурного и исторического характера о тогдашней Перми, о ее взаимоотношениях с Москвой, о политическом кругозоре и эсхатологических представлениях самого автора и его окружения (Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л. : Наука, 1988. Вып. 2, ч. 1).
XVII в.
1-я пол. XVII в.
Деятельность Саввы Есипова — дьяка Тобольского архиерейского дома, автора Есиповской летописи. Происхождение его неизвестно. Должность дьяка Тобольского архиерейского дома он занимал при архиепископах Макарии (1625–1640; возможно, именно с ним Есипов и приехал в Сибирь), Нектарии (1636–1640), Герасиме (1641–1650). В известных документах упоминается впервые в 1635, последнее упоминание относится к 1643. Литературная деятельность Есипова тесно связана с предпринятой Нектарием пропагандой христианской идеологии. В Тобольске им создана Есиповская летопись (1636), подписанная его именем, а также, возможно, ранняя редакция Сказания о явлении Абалацкой иконы Богородицы (1641) и предположительно Повесть о городах Таре и Тюмени (между 1636 и 1642) (Словарь книжников и книжности Древней Руси. СПб. : Наука, 1992. Вып. 3, ч. 1).
1630–1670-е
Летопись Строгановская («О взятии Сибирской земли, како благочестивому государю царю и великому князю Ивану Васильевичу всеа Руси подарова Бог сибирское государство обладати ему государю и победити Муртазелиева сына Кучюма салтана сибирскаго и сына его царевича Маляткула взятии жива…») — памятник русского летописания XVII в., введенный в оборот Н. М. Карамзиным и названный им по списку, принадлежащему Строгановым. В основной редакции изложены события 1558–1585. Составлена в вотчине Строгановых — Соли Вычегодской. О времени написания существует несколько точек зрения: около 1600 (Н. М. Карамзин), 30-е XVII в. (А. А. Введенский, В. Н. Сергеев), 70-е XVII в. (А. М. Ставрович, А. И. Андреев, Д. С. Лихачев). На протяжении XVII–XVIII вв. списки дополнялись различными материалами. В одном из списков XVIII в. в Строгановскую летопись вставлен текст песни о Ермаке (Словарь книжников и книжности Древней Руси. СПб. : Наука, 1993. Вып. 3, ч. 2).
1636
Создана Есиповская летопись («О Сибири и сибирском взятии», «О Сибирстей стране, како изволением Божиим взята бысть от русскаго полка, собраннаго и водимаго атаманом Ермаком Тимофеевым и своею храброю предоброю дружиною и со единомысленнею», «О Сибирстей стране и о взятии Сибири», «Списание о Сибирской земле», «Описание о Сибирской земле», «Описание известительное о Сибирской стране, как изволение Божиим взято бысть православными христианы у бесерменских царей», «Сказание о Сибирской стране», «Сказание о взятии царства Сибирского от донского атамана Ермака с товарищи в 7088 г., о присылке на воеводство князя Семена Волконского и о поставлении града Тобольска»), повествующая об истории присоединения Сибири к России. Начинается рассказом о появлении казаков в сибирских пределах, на реке Тавде, завершается известием о гибели хана Кучума, об основании Тобольской епархии и о приезде в Сибирь первого архиепископа — Киприана (Словарь книжников и книжности Древней Руси. СПб.: Наука, 1992. Вып. 3, ч. 1).
1642
В Тобольске в семье потомственных сибирских служилых людей родился Ремезов Семен Ульянович (ум. после 1720) — тобольский дворянин, картограф, историк и этнограф Сибири. Поступил на государеву службу в 1682. С 1682 по 1696 выполнял поручения по всей Сибири. В 1696 был привлечен к составлению чертежей сибирских земель. В 1697–1698 принял участие в составлении плана реконструкции Тобольска. Занимался проектированием и руководил строительством Тобольского кремля. Создал три сборника чертежей и рисунков: «Чертежную книгу Сибири» (1701), «Хорографическую чертежную книгу» (1697–1711) и «Служебную чертежную книгу» (1702–1703). Последнее упоминание о Ремезове относится к 1720–1721 (Словарь книжников и книжности Древней Руси. СПб. : Наука, 1998. Вып. 3, ч. 3).
1660-е
Создается Житие Трифона Вятского — памятник агиографии, посвященный видному церковно-политическому деятелю XVI — начала XVII в., основателю нескольких монастырей в пермской и вятской землях — Успенского монастыря на реке Чусовой, Успенского Богородичного монастыря в г. Хлынове (Вятке), Богоявленского монастыря в г. Слободском. Написано не ранее 1663 (Словарь книжников и книжности Древней Руси. СПб. : Наука, 1992. Вып. 3, ч. 1).
2-я пол. XVII в.
Летопись Кунгурская («Летопись Сибирская краткая Кунгурская») — памятник сибирского летописания XVII в. Введена в научный оборот Г. Ф. Миллером. Рассказывает о покорении Сибири Ермаком. Текст летописи Кунгурской дошел до нас в составе единственного списка «Истории Сибирской» С. У. Ремезова. Самостоятельность летописи Кунгурской была впервые обоснована С. В. Бахрушиным (она механически вставлена в текст «Истории Сибирской» и легко из нее вычленяется). О времени составления существует несколько точек зрения: 1592–1593 (В. И. Сергеев), 20–40-е XVII в. (Е. И. Дергачева-Скоп), 2-я пол. XVII в. (С. В. Бахрушин), 1709–1710 (Л. А. Гольденберг). Содержит много географических и этнографических данных о Сибири XVI–XVII вв. Источники многообразны: предания, легенды, письменные памятники, но основой послужили «отписки» и «сказки» землепроходцев (Словарь книжников и книжности Древней Руси. СПб. : Наука, 1993. Вып. 3, ч. 2).
Конец XVII в.
Предполагаемое время создания Ремезовской летописи. Названа так ее первооткрывателем Г. Ф. Миллером по имени предполагаемого автора. Единственная сибирская летопись, украшенная рисунками. Текст летописи разделен на 157 (154) глав, каждая страница делится на две неравные части: одна десятая часть заполнена текстом, остальную часть занимает рисунок. В рукописи Библиотеки Академии наук имеется два киноварных заголовка: «История Сибирская» и «Летопись Сибирская, краткая Кунгурская». Источники Ремезовской летописи разнообразны — это устные рассказы, «скаски» сведущих людей, летопись Саввы Есипова, предания, песни (Словарь книжников и книжности Древней Руси. СПб. : Наука, 1998. Вып. 3, ч. 3).

Конец XVII — начало XVIII в.
Создается Житие Симеона Верхотурского — произведение, составленное из частей, принадлежащих разным авторам. Начинается рассказом Тобольского митрополита Игнатия (Римского-Корсакова), одного из крупнейших церковных писателей и публицистов последней четверти XVII в., об освидетельствовании мощей Симеона Верхотурского в 1694 в с. Меркушино. Житие распадается на две части: одна составлена при митрополите Игнатии в 1699–1700, другая написана в Николаевском Верхотурском монастыре после перенесения туда мощей при митрополите Филофее Лещинском в 1704. Симеон Верхотурский представляет известный в русской агиографии тип святого-юродивого (Словарь книжников и книжности Древней Руси. СПб. : Наука, 1992. Вып. 3, ч. 1).

1720–1723
Первый визит на Урал капитана артиллерии В. Н. Татищева. В экспедициях этих лет Татищев исследует архив Чердыни, библиотеки Пыскорского и Далматовского монастырей. Результатами стали находки памятника урало-сибирского летописания ХVIII в. «Истории Сибирской», авторство которой приписывается ротмистру Станкевичу; списка ХV в. Новгородской 1-й летописи младшего извода; Раскольничьего летописца — летописи двух поколений киевских князей середины ХII в. из рода Мстиславичей. Впоследствии многочисленные цитаты из этих летописей были включены Татищевым в «Историю Российскую».
1721
В. Н. Татищев приступает к устройству при казенных заводах начальных образовательных школ для детей заводских рабочих и служащих. Он открывает в Уктусском заводе две школы: словесную, где обучались письму, и арифметическую, где изучали арифметику и геометрию. В 1722–1723 школу в Уктусском заводе активно поддерживал и развивал В. де Геннин.
17341737
Второй визит В. Н. Татищева на Урал. В течение 1735–1736, занимаясь розыском староверов, укрывшихся в окрестностях частных Демидовских заводов и в скитах недалеко от Черноисточинска, он собирает рукописные и старопечатные книги.
1737
При отъезде из Екатеринбурга В. Н. Татищев дарит свою библиотеку (ок. 1000 книг) Горному училищу. В середине ХVIII в. она считалась лучшей в России.
Ок. 1768–1770
В с. Ташла Тюльганского у. Оренбургской губ. родился Тимофей Савельевич Беляев (ум. не позднее 1846). Был дворовым человеком оренбургского помещика и уфимского губернского прокурора Н. И. Тимашева, исполнял обязанности воспитателя его сына Василия. Н. И. Тимашев находился в переписке с Г. Р. Державиным и посылал ему произведения своего крепостного. В 1812 в Казани была напечатана повесть Беляева «Куз-Курпич». В 1813 в журнале «Чтение в Беседе любителей русского слова» (кн. 5, чтение 13) была опубликована «Песнь Курайча Рифейских гор» с примечанием «Прислано с Урала», очевидно, доставленная Тимашевым Г. Р. Державину (Урал. лит.).
1780-е
По инициативе А. Демидова составлен рукописный сборник былин и песен, бытовавших на горнозаводском Урале, — «Сборник Кирши Данилова», мастерового Нижнетагильского завода. 1-е издание, подготовленное А. Ф. Якубовичем, — 1804, 2-е, подготовленное К. Ф. Калайдовичем и носившее название «Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым», — 1818. С 1739 по 1756 Кирша Данилов жил и работал на Нижнетагильском заводе (Лит. Урала; Лит. процесс).
1783
В Малороссии родилась Надежда Андреевна Дурова (ум. 1866), знаменитая кавалерист-девица, в 1806–1816 служившая в русской армии, в конном строю сначала под именем Александра Соколова, затем Александра Александрова. 9 марта 1816 уволена в отставку в чине штаб-ротмистра. Автор книги мемуаров «Записки Н. А. Дуровой» (1836).
1789, сентябрь — август; 1791, январь — декабрь
В Тобольске в типографии В. А. Корнильева выходит журнал «Иртыш, превращающийся в Ипокрену», первый урало-сибирский литературно-художественный и общественно-политический журнал, созданный при поддержке наместника края А. В. Алябьева при Тобольском главном народном училище. Его редактором и постоянным автором был ссыльный поэт и журналист П. П. Сумароков (1765–1814), внучатый племянник А. П. Сумарокова, за подделку 100 руб. ассигнациями сосланный на 15 лет в Тобольск. Кроме него, в журнале постоянно сотрудничали поэт-сатирик Иван Иванович Бахтин (1755–1818), с 1788 — губернский прокурор в Тобольске, в 1791–1794 надворный советник, наиболее профессиональный автор «Иртыша»; бывший крепостной князей Голицыных поэт Николай Семенович Смирнов (1764–1800), летом 1785 отправленный солдатом в Тобольск, в 1788–1796 преподававший в солдатских училищах (в 1797 переведен в Иркутск). В Тобольске П. П. Сумароков издавал также «Исторический журнал» (1790) и «Библиотеку ученую, экономическую, нравоучительную, историческую, увесилительную» (1793–1794) (ОРЛС; Лит. процесс).
1790
7 декабря Писатель А. Н. Радищев (1749–1802), сосланный в Сибирь за книгу «Путешествие из Петербурга в Москву», прибыл в Екатеринбург и прожил в городе 9 дней. «Приехали в Екатеринбург 7 декабря ввечеру. Город построен по обе стороны реки Исети, которая течет в крепком каменном грунте. Примечания достоин в рассуждении своего положения, монетного двора, приисков каменьев, шлифовальни, гранильного искусства и мраморного дела. Медные и железные поделки дороги. Торг хлебом для городских жителей, рыба из Сибири. Мясом ведет больше торг в Вятскую и Пермскую губернию» (Радищев А. Н. Записки путешествия в Сибирь. Записки путешествия из Сибири // Полн. собр. соч. : в 3 т. М. ; Л. : АН СССР, 1952. Т. 3).
1791
20 сентября В г. Уфе родился Сергей Тимофеевич Аксаков (ум. 1859). Детство провел в Оренбургской губ. в с. Аксаково.
1791(?)
Неподалеку от Казани родился Василий Тихонович Феонов (ум. в 1835), впоследствии известный в Перми поэт-сатирик. Окончил Казанский университет, в 1820-е был учителем логики и риторики в Пермской гимназии.
1796
Родился Павел Емельянович Размахнин (ум. в 1834/35?), уральский поэт, учитель Оренбургской и Пермской гимназий. Публиковался в журнале «Заволжский муравей», издававшемся в Казани в 1832–1834.
1797 (?)
В Верхнеуральске в семье отставного военного родился Петр Михайлович Кудряшов (ум. в 1827), уральский поэт и писатель. Служил аудитором в Оренбургском гарнизоне, с 1821 был секретарем Оренбургского тайного общества. Автор многих произведений на местную, национальную тематику. Печатался в журналах «Вестник Европы», «Отечественные записки», «Благонамеренный», альманахах и сборниках 1820-х (Урал. лит.).
1802
Открытие в городе казенной библиотеки (Екатеринбург. С. 682).
1803
Екатеринбургская типография изготовила первую продукцию (Екатеринбург. С. 682).
1806 (1807)
На Верх-Исетском заводе родился Андрей Васильевич Лоцманов (ум. после 1832), сын крепостного заводского служащего, автор недописанной повести «Негр, или Возвращенная свобода», инициатор, составитель, один из авторов сборника «Переводы и сочинения в прозе» (М., 1823). В 1827 был арестован за попытку создать на Верх-Исетском заводе тайное общество «ревнителей свободы». Был обвинен по делу декабристов и сослан в Бобруйскую крепость (Астафьев А. В. «Ревнитель свободы» А. В. Лоцманов // Проблемы русской литературы. Ярославль : Ярослав. пед. ин-т, 1966. Вып. 1 ; Вогау В. Андрей Лоцманов // Урал. следопыт. 1993. № 4; Урал. лит.).
1807
В Санкт-Петербурге выходит в свет поэтический сборник И. И. Варакина «Пустынная лира забвенного сына природы». Иван Иванович Варакин (1759/60? — после 1824) — крепостной князей Голициных, управлял соляными заводами на Урале, в Петербурге занимался юриспруденцией. Первые стихи были опубликованы И. А. Крыловым в журнале «Зритель» (1792, апрель, июнь) (Лит. процесс).
1815
22 февраля В с. Безруково Ишимского у. Тобольской губ. родился Петр Павлович Ершов (ум. в 1869), автор сказки «Конек-Горбунок» (1834), нескольких поэм и ряда стихотворений.

1824
4 февраля В семье горного чиновника родился Наркиз Константинович Чупин, первый историк города Екатеринбурга (Екатеринбург. С. 682).
12 ноября В г. Гурьеве, в семье урядника родился Иоасаф Игнатьевич Железнов (ум. 1863). В 1836 в Уральске был отдан в войсковое училище, которое окончил в 1841, был произведен в хорунжие. Стал бытописателем уральского казачества, в 1850-е публиковался в журналах «Москвитянин», «Отечественные записки», «Русский вестник».
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Хроника культурной и литературной жизни Среднего и Южного Урала iconХроника культурной и литературной жизни Среднего и Южного Урала
Архангельских — в Усть-Выми и Яренске, Спасский и Стефановский — в районе Усть-Сысольска). Умер в 1396 (Словарь книжников и книжности...
Хроника культурной и литературной жизни Среднего и Южного Урала iconСодержание программы (35 часов) Введение. Краса и гордость Южного Урала (2 час)
Комплексное географическое районирование Челябинского Южного Урала. Природные и историко-культурные особенности Южно-зауральского,...
Хроника культурной и литературной жизни Среднего и Южного Урала iconАрхитектурно-градостроительное наследие южного урала
Охватывает цикл историко-теоретических дисциплин и работу с дипломниками. Он апробирован диссертантом в научно-педагогической практике....
Хроника культурной и литературной жизни Среднего и Южного Урала iconГорным и иным инженерам ( Из книги "Хроника одной жизни") «Созвездие Гончих Псов»
Пять лет в кги" это не отдельная книга, это годы, на которые пришлось моё обучение в Кемеровском горном институте, взятые из книги...
Хроника культурной и литературной жизни Среднего и Южного Урала iconКурса
Развитие навыков написания научно-исследовательских работ в ходе изучения народов Южного Урала
Хроника культурной и литературной жизни Среднего и Южного Урала iconУрок для 8- го класса «Принятие ислама на Южном Урале»
Способствовать формированию исторических понятий общего представления о религиозных верованиях народов Южного Урала X – XIII в в
Хроника культурной и литературной жизни Среднего и Южного Урала iconПараметрические критерии генетических особенностей и технологических...
Специальность 25. 00. 11 – «Геология, поиски и разведка твердых полезных ископаемых, минерагения»
Хроника культурной и литературной жизни Среднего и Южного Урала iconРабочая программа учебной дисциплины «история южного урала в древности и средневековье»
Хисамутдинова Р. Р., д и н., проф., зав кафедрой истории и методики преподавания истории и обществознания
Хроника культурной и литературной жизни Среднего и Южного Урала iconXvi международном совещании по кристаллохимии и рентгенографии минералов
Совещание будет проводиться на базе Института минералогии Уро ран, в пансионате на берегу озера Тургояк – жемчужины Южного Урала,...
Хроника культурной и литературной жизни Среднего и Южного Урала iconАвтобусные экскурсии по городу Челябинску и пригороду
Обзорное путешествие по столице Южного Урала. Осмотр основных достопримечательностей с выходом из автобуса в запланированных маршрутом...
Хроника культурной и литературной жизни Среднего и Южного Урала iconСинтаксономия лесов Южного Урала как теоретическая основа развития системы их охраны
...
Хроника культурной и литературной жизни Среднего и Южного Урала iconКультурно-исторические процессы в степях Южного Урала и Казахстана...
Работа выполнена в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Челябинский государственный...
Хроника культурной и литературной жизни Среднего и Южного Урала iconТемы Вашего учебного проекта
Проект актуален, так как помогает изучить природные богатства Южного Урала, расширяет представления о топонимическом, ойконимическом...
Хроника культурной и литературной жизни Среднего и Южного Урала iconПрограмма по краеведению Челябинского Южного Урала раскрывает содержание...
«Краеведение» (по 35 часов в каждом классе, по 1 ч в неделю) 6 8 класс 2013 – 2014 учебный год
Хроника культурной и литературной жизни Среднего и Южного Урала iconГеологическое строение и перспективы нефтегазоносности Зилаирского синклинория Южного Урала
Защита диссертации состоится «25» декабря 2008 года в 13. 30 часов на заседании диссертационного совета д 212. 208. 15 Государственного...
Хроника культурной и литературной жизни Среднего и Южного Урала iconПовышение продуктивности лесов Южного Урала
Пи¸енер (Пизенеры), Анаткас (Анаткасы), Юнтапа (Яндоба), Чулка¸ (Челкасы), Якунька (Ягунькино), Т=в=ш (Тушкасы), +ěнкас (Синкасы),...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск