РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО
ИСТОРИИ 5 КЛАСС.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Данная рабочая программа разработана на основе:
БУП -2004, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004 г.;
Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
Федеральной примерной программы основного общего образования по истории, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
В рабочей программе отражена специфика преподавания предмета в условия введения нового государственного стандарта и БУПа:
Программа включает материал по истории древнего мира (развитие человечества с первобытных времен и до падения Западной Римской империи). Рассчитана на 70 часов, при 2 часах в неделю
Изучение материала предполагает блочное обучение. Даны 5 блоков, каждый из которых заканчивается проведением контрольного урока.
В планировании сокращено годовое количество учебных часов до 68 (в примерной программе 70 учебных часов в учебном году)
Резервные часы направлены на обеспечение изучения основного содержания распределенного по параграфам учебника. Обязательность включения в учебный план нового модуля «Что изучает история» (8 учебных часа вместо 10), привело к уменьшению количества учебных часов, выделяемых на изучение курса истории Древнего мира.
Модуль «Что изучает история» не обеспечен содержательно и методически, а это означает, что учителю помимо разработки содержательного и методического наполнения уроков необходимо определить конечный результат обучения, выявить объекты контроля. Т.к. включение модуля преследует цель пропедевтической подготовки учащихся к восприятию и усвоению систематического курса истории, формирование начальных умений работы с исторической информацией, представленные в рабочей программе требования к знаниям и умениям учащихся для блока «Что изучает история» разработаны на основе Требований к изучению модуля «Обществознание» в рамках предмета «Окружающий мир» начальной школы, рекомендаций по определению основных объектов контроля исторических знаний и умений учащихся начальной школы
Распределение шестидесяти параграфов учебника по учебным часам привело к объединению некоторых параграфов в отдельных уроках: урок 21, 25, 41, 42, 51. Содержание данных уроков позволяет обобщить материал или вынести часть материала на самостоятельное изучение.
Для постоянного контроля за выполнением требований государственного образовательного стандарта в поурочное планирование встроены разделы стандарта и примерной программы, относящиеся к изучаемой теме.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися в соответствии с обязательным минимумом содержания на данной ступени общего образования (5 класс).
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на видах деятельности, соответствующих психолого-возрастным особенностям учащихся и целям исторического образования на данной ступени (5 класс) общего образования.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, связанные с личностными чертами и мировоззренческими установками учащихся.
УМК:
Учебник Вигасин А.А. «История Древнего мира». 5 кл, М., «Просвещение», 2006 г.
Годер Г.И. и др. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Выпуск 1,2. 5 кл., М., «Просвещение», 2009 г.
Атлас и контурные карты по истории Древнего мира. 5 класс, М., Дрофа, ДИК, 2010 г.
Основные цели курса:
выработки у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом;
развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого, пользуясь приемами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.);
формирование ценностных ориентации и убеждений школьника на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом, восприятие идей гуманизма, уважения прав человека, патриотизма;
развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям национальной культуры, воспитание уважения к истории, культуре своего народа, стремление сохранять и приумножать культурные достижения своей страны;
изучая историю родного края, вызвать у учащихся любовь к своей малой Родине, чувство сопричастности со всем происходящим в городе, крае, стране.
СОДЕРЖАНИЕ.
блок «Что изучает история» (12 ч.)
Что изучает история? Источники знаний о прошлом. Вспомогательные исторические дисциплины. Генеалогия. Родословная моей семьи. Геральдика. Гербы, флаги, гимны государств . Российская государственная символика. Хронология. Летоисчисление. Географические названия - свидетели прошлого Историческая карта. Урок повторения и обобщения по теме «Что изучает история»
блок «Первобытный мир» (6 ч.)
Древнейшие люди. Родовые общины охотников и собирателей. Религия и искусство в первобытном мире. «Неолитическая революция». Возникновение земледелия и скотоводства. Появление неравенства и знати Урок повторения и обобщения по теме «Первобытный мир».
блок «Древний Восток» (17 ч.)
Древний Египет: природные условия, население. Как жили земледельцы и ремесленники в Египте. Жизнь египетского вельможи. Военные походы фараонов. Религия древних египтян. Культура Древнего Египта Древнее Двуречье. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. Финикия. Палестина. Ассирийская держава Персидская держава. Природа и люди Древней Индии. Индийские касты. Природа и люди Китая. Конфуций
Государство в Древнем Китае. Урок повторения и обобщения «Древние цивилизации Азии»
блок «Древняя Греция» (17 ч.)
Греки и критяне. Микены и Троя. Религия древних греков. Аттика: развитие земледелия, ремесла, торговли Зарождение демократии в Афинах. Древняя Спарта. Греческая колонизация. Олимпийские игры. Грекоперсидские войны. Древнегреческие города: Пирей, Афины. Афинские школы. В театре Диониса. Афинская демократия при Перикле. Возвышение Македонии. Создание и распад державы Александра Македонского. В древней Александрии Египетской. Урок повторения и обобщения по теме «Цивилизация Древней Греции».
блок «Древний Рим» (17 ч.)
Древнейший Рим. Возникновение Римской республики. Пунические войны. Завоевание Римом Восточного Средиземноморья. Рабство в Древнем Риме. Земельный закон братьев Гракхов. Восстание Спартака. Падение республики в Риме. Установление империи в Риме. Соседи Римской империи в 1-е вв.. В Риме при императоре Нероне. Возникновение и распространение христианства в Римской империи. Жизнь в Римской империи. «Вечный город» и его жители. Поздняя Римская империя. Разделение империи. Падение Западной Римской империи. Урок повторения и обобщения по теме «Цивилизация древних римлян». Повторение (2 ч.)
«Семь чудес света». Итоговое повторение по курсу истории древнего мира.
Основные умения учащихся, которыми они должны овладеть после изучения курса:
- работать с исторической картой, читать ее, использовать как источник знаний;
- определять хронологию событий, соотносить событие с веком, эпохой;
- изучать исторические источники, извлекать из них новые знания, в том числе путем сопоставления информации;
- анализировать исторические факты, раскрывая причинно-следственные связи, сравнивая явления и события, определяя их основные характеристики;
- давать оценку отдельным явлениям культуры;
- составлять связный и четкий рассказ по тексту учебника и другим источникам знаний (на основе простого плана);
- составлять характеристику исторических деятелей;
- участвовать в обсуждении, формировать собственное мнение, давать отзыв на ответы других учащихся.
Литература:
Брандт М.Ю. История древнего мира. Тесты. 5 кл.:учебно-метод.пособие.-М: Дрофа, 2000.-224 с.
Камышанова З.А., Камышанов К.А. 300 вопросов и ответов по истории и культуре древнего мира- Ярославль: «Академия развития», 1998.-240 с., ил. Контрольноизмерительные материалы. История России: 6 класс. В 2-х частях / Сост. К.В.Волкова. - М.: ВАКО, 2010.-64 с.
Северина О.А. История древнего мира. 5 кл: поурочные планы по учебнику «История древнего мира. 5 класс» Вигасина А.А. Часть 1, 2.-Волгоград:«Учитель-аст», 2003.-144 с.
Мюррей А. Кто есть кто в мифах и легендах, перевод с англ. А.Н.Степановой.-М.:000 «ТД изд-во Мир книги», 2006.-352 с., ил.
Годер Г.И. Задания и задачи по истории древнего мира: пособие для учителя.-М: Просвещение: учеб.дит., 1996.-144 с., ил.
Бахтина О.И. Задания для самостоятельной работы по истории древнего мира: пособие для учителя.-М: Просвещение, 1998.-95 с.
Арасланова О.В. История древнего мира. 5 класс: поурочные разработки к учебникам А.А.Вигасина, Г.И.Годера, И.С.Свенцицкой, Ф.А.Ммихайловского.-М.:ВАКО, 2005.-304 с.
Борухович В.Г. Хрестоматия по истории древнего мира.- Саратов:изд-во саратовского университета, 1973.-414 с.
6 КЛАСС.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Настоящая рабочая программа основана на Федеральном компоненте Государственного стандарта основного общего образования и Примерной программе основного общего образования по истории МО РФ 2004г. и авторских программах:
В.А.Ведюшкин «История Средних веков»- М., Просвещение, 2006;
А.А.Данилов., Л.Г. Косулина «История России 6-9 классы»- М., Просвещение, 2006.
Данная программа рассчитана на изучение дисциплины «история», в которую включены два курса:
1) Всеобщая история (история Средних веков),
2) история России ( с древнейших времён до конца XVI века). Программа курса «Всеобщая история» охватывает период с конца V по XVвв., от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. Курс даёт возможность проследить огромную роль средневековья в складывании основ современного мира, уделяя внимание тем феноменам истории Средних веков, которые вошли в современную цивилизацию.
Задача курса- показать самобытные черты средневековья, его непохожесть на современный мир. Помочь ученикам понять и с уважением отнестись не только к своим, но и чужим традициям. Курс построен по проблемно-хронологическому принципу, что позволяет уделить внимание наиболее важным сквозным проблемам средневековья, а также проследить динамику исторического развития и выделить в рамках средневековья его основные этапы. Курс включает изучение истории Европы, Азии, Африки, Америки.
Учебник- История Средних веков: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений/ В.А. Ведюшкин; под ред. А.О.Чубарьяна. М., Просвещение 2006.
Основные цели курса:
- сформировать у учащихся целостное представления об истории Средних веков как закономерном и необходимом периоде всемирной истории;
- осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие основных регионов мира, показать их общие черты и различия;
- охарактеризовать наиболее яркие личности средневековья, их роль в истории и культуре;
- показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека (монархия, республика, законы, парламент, нормы морали);
- уделить особое внимание истории мировых религий (христианство, ислам, буддизм).
Программа курса рассчитана на 28 часов.
Программа курса «история России» включает материал по истории России с древнейших времён до конца XVI века, со времён мирной колонизации восточных славян, первого упоминания о Руси, установления династии Рюриковичей до правления Ивана IV.
Задача курса- познакомить с историей возникновения и развития русского государства. Показать особый, самобытный путь России. Показать связь истории зарубежных стран с историей России. Проследить динамику исторического развития русского народа его основные этапы.
Учебник- История России: С древнейших времён до конца XVI века: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений/ А.А. Данилов, Л.Г.Косулина- М., Просвещение, 2009г.
Основные цели курса:
- сформировать у учащихся представление об истории России как закономерном и необходимом процессе всемирной истории;
-осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие Руси-России;
-охарактеризовать наиболее яркие личности, их роль в истории страны.
Программа курса рассчитана на 40 часов. Место предмета в базисном учебном плане- Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ отводит для обязательного изучения учебного предмета «история» на базисном уровне 68 часов из расчета 2 ч. в неделю. Технологии: квест, обучение в сотрудничестве, информационно-коммукативная, проблемное обучение, развитие творческого мышления. Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации: самостоятельные работы, тестирование, обобщающие уроки. Учитывая возрастную специфику учащихся, проводить обобщающие уроки в форме «урок-игра».
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ. История средних веков (28 ч) Понятие «средние века». Хронологические рамки средневековья
Западная и Центральная Европа в V-XIII вв.
Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских королевств. Расселение франков, занятия, общественное устройство.Роль христианства в раннем средневековье. Христианизация Европы. Аврелий Августин. Иоанн Златоуст.
Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европе. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания. Ранние славянские государства. Просветители славян – Кирилл и Мефодий.
Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор.
Византия и арабский мир.
Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии.
Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе. Культурное наследие Византии.
Особенности средневековой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия.
Средневековое европейское общество.
Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская.
Образование двух ветвей христианства – православия и католицизма. Римско-католическая церковь в средневековье. Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения.
Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения.Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян. Средневековый город. Жизнь и быт горожан. Цехи и гильдии.
Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов. Начало Реконкисты на Пиренейском полуострове.
Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя.
|