Скачать 182.25 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова" Факультет наук о материалах УТВЕРЖДАЮ _______________________ зам.декана ФНМ МГУ В.И. Путляев « ___» _____________ 20___г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «История и методология науки о материалах» НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ 020100 «Химия» Квалификация (степень) выпускника магистр Форма обучения очная Одобрена на заседании Ученого Совета ФНМ МГУ протокол___ от « »__________20 г по представлению методической комисии ФНМ МГУ Москва 2011 Программа дисциплины «История и методология науки о материалах» составлена в соответствии с требованиями ОС МГУ к структуре и результатам освоения основных образовательных программ магистратуры по профессиональному циклу по направлению подготовки «Химия» в магистратуре, а также задачами, стоящими перед Московским государственным университетом имени М.В.Ломоносова по реализации Программы развития МГУ. Лектор (составитель) Доктор химических наук, доцент, Дроздов Андрей Анатольевич, кафедра неорганической химии химического факультета МГУ, e-mail: drozdov@inorg.chem.msu.ru, телефон (495)939-38-36. Аннотация В курсе «История и методология науки о материалах» изложена история науки о материалах как часть материаловедения и смежных дисциплин и как часть истории культуры, содержание и основные особенности современного материаловедения; методологические проблемы материаловедения, фундаментальные понятия естественных наук и их эволюция, представление об этапах развития естественных наук, классификация методов исследования материалов; научные достижения наиболее выдающихся зарубежных и российских ученых-материаловедов, знание ведущих современных центров материаловедения в России и за рубежом. Дисциплина «История и методология наук о материалах» относится к базовой части учебного плана. Кратко излагаются сведения об общих вопросах истории естественных наук, ставших фундаментом материаловедения, и о истории материаловедения. Основной акцент, однако, сделан на изучение студентами развития естествознания и материаловедения как его части в нашей стране. Отдельно рассматриваются вопросы методологии научного исследования и применения различных методов, включая системный анализ, к изучению материалов Дисциплина изучается на 1 году магистратуры в 1 семестре. 1. Цели и задачи освоения дисциплины. Цель освоения дисциплины – показать обобщающее значение истории науки, историческую и логическую взаимосвязь основных событий и открытий в естественных науках, научить основам историко-материаловедческих знаний и их применению в будущей профессиональной деятельности слушателей. Задачи освоения дисциплины – ознакомить с важнейшими фактами и событиями в истории естественных наук и материаловедения в частности, видными учеными-материаловедами, их достижениями и ролью в развитии отдельных областей материаловедения. . 2. Место дисциплины в структуре образовательной программы
Естественнонаучные дисциплины в объеме бакалавриата.
Научно-исследовательская практика, подготовка и защита магистерской диссертации. 3. Требования к результатам освоения содержания дисциплины: 3.1. Компетенции, необходимые для освоения дисциплины. способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-1); использует основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применяет методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-6); владеет развитой письменной и устной коммуникацией, включая иноязычную культуру (ОК-11); способностью в условиях развития науки и техники к критической переоценке накопленного опыта и творческому анализу своих возможностей (ОК-15); владеет основами теории фундаментальных разделов химии (прежде всего неорганической, аналитической, органической, физической, химии высокомолекулярных соединений, химии биологических объектов, химической технологии) (ПК-2); способностью применять основные законы химии при обсуждении полученных результатов, в том числе с привлечением информационных баз данных (ПК-3);представляет основные химические, физические и технические аспекты химического промышленного производства с учетом сырьевых и энергетических затрат (ПК-5); 3.2. Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины: Способность анализировать и оценивать философские проблемы при решении социальных и профессиональных задач (М-ОНК-1); понимание философских концепций естествознания, роли естественных наук (химии в том числе) в выработке научного мировоззрения (М-ОНК-2); знание основных этапов и закономерностей развития химической науки, понимание объективной необходимости возникновения новых направлений, обладание представлениями о системе фундаментальных химических понятий и методологических аспектов химии, форм и методов научного познания, их роли в общеобразовательной профессиональной подготовке химиков (М-ПК-2) 3.3. Требования к результатам освоения содержания дисциплины В результате освоения дисциплины учащийся должен: В результате освоения дисциплины студент должен Знать основные этапы развития естественных наук и характеризовать вклад отдельных ученых в развитие науки; описывать важнейшие достижения в материаловедении и в области естественных наук, смежных с материаловедением Уметь применять знания по планированию и организации исследования, моделированию, системному анализу к своей научной работе Владеть понятийным аппаратом в области системного анализа 4. Содержание и структура дисциплины. Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов, из них 36 часа – лекции и 72 часа – самостоятельная работа
Содержание разделов дисциплины
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ План занятий
5. Образовательные технологии • дискуссии, • круглые столы, • использование средств дистанционного сопровождения учебного процесса, • преподавание дисциплин в форме авторских курсов по программам, составленным на основе результатов исследований научных школ МГУ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ Помимо домашних заданий каждый студент готовит реферат и защищает его перед группой. Примеры тем рефератов: Развитие микроскопии (оптической и электронной) Развитие фазового анализа, построение диаграммы Fe-C (Розенбаум, Курдюмов) Развитие черной металлургии в XVIII – XX вв (производство чугуна и стали) История полупроводникового материаловедения Современные керамические материалы Современные ударопрочные пластики История развития синергетики Наночастицы в стеклах Композитные материалы – история создания Вискеры – прошлое, настоящее, будущее Создание материалов для авиационной техники Суперсплавы МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТА В процессе самостоятельной работы должны формироваться самостоятельность мышления, способности к саморазвитию, умения по поиску и использованию справочной и специальной литературы, а также других источников информации. В течение семестра студенты пишут контрольные работы. Максимальная оценка каждой работы - 4 балла. Реферат оценивается в 30 баллов. Если в конце семестра студент набирает определенную сумму баллов (которая объявляется преподавателями за месяц до конца семестра), то он получает экзамен-автомат. Все остальные студенты сдают письменный зачет по билетам во время зачетной сессии. Экзаменационные билет включает в себя два вопроса. 6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации Вопросы рубежного контроля Контрольные вопросы к экзамену:
7.Учебно-методическое обеспечение дисциплины Основная литература
8.Материально-техническое обеспечение дисциплины Помещения: аудитория Оборудование: доска, медиапроектор, ноутбук Иные материалы: мел/маркер Стр. из |
Рабочая программа учебной дисциплины б. 4 «история и методология юридической науки» Рабочая программа предназначена для преподавания учебной дисциплины «история и методология юридической науки» студентам всех форм... | Рабочая программа дисциплины История и методология рыбопромышленной... Дисциплина «История и методология рыбопромышленной науки и производства» является дисциплиной базовой части профессионального цикла... | ||
Учебно-методическое пособие «История и методология юридической науки» «История и методология юридической науки» разработчика Медведева Валентина Григорьевича, предназначенного для магистрантов, обучающихся... | Рабочая программа дисциплины «История и методология физики» Целями освоения дисциплины История и методология физики в формате ооп впо являются | ||
Аннотация примерной программы учебной дисциплины б 9 «История и методология... Дисциплина «История и методология прикладной математики и информатики» содействует формированию у студентов научного мировоззрения,... | Рабочая программа дисциплины «История и методология химии» Дисциплина "История и методология химии" должна сыграть объединяющую и централизующую роль в системе химических дисциплин, составляющих... | ||
Рабочая программа дисциплины методы научного исследования Кореквизиты современные проблемы науки туристской индустрии, История и методология науки туристской индустрии | Рабочая программа дисциплины история и философия науки «История науки» Рабочая программа составлена в соответствии с Программой-минимум кандидатского экзамена по истории и философии науки «история науки»,... | ||
Е. Н. Яркова история и методология Е. Н. Яркова. История и методология юридической науки: учебное пособие. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета,... | Программа учебной дисциплины История и методология науки Направление подготовки Знания по истории и методологии науки необходимы в практике научных исследований | ||
Рабочая программа дисциплины в. Од. 2 Методология науки и методы... Целью освоения дисциплины «Методология науки и методы научных исследований» является формирование у магистрантов углубленных знаний... | В. М. Марков история и методология Рабочая программа учебной дисциплины «История и методология дизайн-проектирования» предназначена для студентов направления 072500.... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) Изучение данной дисциплины базируется на освоении магистрантами дисциплин «Современные проблемы науки и образования», «Методология... | Я. С. Ядгаров история и философия науки История и философия науки: история экономической науки. Рабочая программа дисциплины для аспирантов и соискателей, обучающихся по... | ||
Рабочая программа дисциплины (модуля) Философия и методология науки... В конечном итоге формирование методологической культуры магистра, его интеллектуальной культуры в целом | Рабочая программа по дисциплине дн(М). Ф. 2 История и методология... Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры «Автоматизация полиграфического производства» 16. 06. 11, протокол №10 |