На уроках истории и обществознания как фактор повышения качества знаний





Скачать 246.49 Kb.
НазваниеНа уроках истории и обществознания как фактор повышения качества знаний
Дата публикации01.05.2015
Размер246.49 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > История > Урок
Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Боброводворская средняя общеобразовательная школа»

Активизация познавательной деятельности учащихся

на уроках истории и обществознания как фактор

повышения качества знаний

Автор опыта:

Панарина Любовь Михайловна,

учитель истории и обществознания

Губкинский район

2010

СОДЕРЖАНИЕ:



  1. Информация об опыте……………………………………….3




  1. Технология опыта…………………………………………….7




  1. Результативность опыта…………………………………….13




  1. Библиографический список…………………………………16




  1. Приложение к опыту………………………………………...17



  1. Информация об опыте


Идет активный поиск путей, стимулирующих самостоятельность учащихся в рамках оптимизации всего учебного процесса. Основное внимание уделяется анализу познавательных способностей учащихся, способам развития у них интереса к истории, раскрываются пути решения этой проблемы. Лишь с учетом познавательных возможностей учащихся и их интереса к предмету возможны отбор содержания исторического материала, плодотворная совместная деятельность учителя и учащихся на уроках истории. Она включает в себя приемы по изучению теоретического и фактического материала, хронологии и картографии, письменных источников. Это и определило выбор темы моего педагогического опыта: «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания как фактор повышения качества знаний», так как считаю, что познавательная деятельность учащегося обусловливает интеллектуальное, эмоциональное и волевое развитие. Это важный элемент процесса обучения, представляющий собой целенаправленное, систематически организованное и управляемое извне взаимодействие учащегося с окружающей действительностью, результатом которой является овладение им на уровне воспроизведения или творчества системой научных знаний и способами деятельности.

Условие возникновения, становления опыта. Коренные преобразования в обществе создали реальные предпосылки для обновления всей системы российского образования и привели механизм саморазвития школы. Выявление источников саморазвития образовательных учреждений – творческой научно-исследовательской деятельности учителя - отразилось в разработке и внедрении нового содержания образования, новых образовательных технологий. Учитель является главным действующим лицом любых изменений в системе просвещения. Процессы кардинальных преобразований в современной школе требуются от учителя переориентации его деятельности на новые педагогические ценности, адекватные характеру научного творчества, что в свою очередь, высвечивает одну из основных проблем высшего образования – формирование научно-исследовательской культуры учителя. Используя, инновационную деятельность в своей работе учитель не только развивает творческий потенциал учащихся, но и собственные потенциалы. Перед учителем в этом случае, по нашему мнению стоят данные задачи:

- не только передавать знания учащимся, но и раскрыть потенциальные возможности;

- задействовать эмоциональный механизм, вызывать положительные эмоции в процессе обучения.

В образовательном процессе познавательная деятельность учащихся играет ведущую роль, так как посредством неё осуществляется усвоение содержания обучения. Исследования Л.П. Буевой, В.В. Давыдова, А.В. Маргулиса, A.M. Матюшкина, И.Ф. Харламова, Т.И. Шамовой и др. показывают, что улучшению результативности и качества образовательного процесса в целом способствует повышение уровня самостоятельности познавательной деятельности школьников через её активизацию.

Актуальность опыта. Согласно Концепции модернизации современного образования, основным результатом деятельности образовательного учреждения должен стать набор ключевых компетентностей, обеспечивающих успешность ребенка в той или иной деятельности, формирование его активной жизненной позиции. Проблема поиска новых более эффективных форм и технологий обучения существовала всегда, но, не смотря на свой «возраст», эта проблема остается актуальной в наши дни. Поиск новых технологий образования путем их интеграции представляется широким полем исследования для каждого педагога. Практика показывает, что, совершенствуя формы, методы и средства обучения, можно добиться высокой эффективности не только в усвоении учащимися знаний, но и в активизации их познавательной деятельности.

Результат обучения определяется не столько учебником, сколько учителем, его позицией в преподавании, его методами обучения, его профессионализмом, той атмосферой, которая создается в классе, отношением между учителем и учениками, и многим другим. От позиции учителя зависит его роль, его место на уроке и, конечно, функции учащихся, виды их деятельности. Чтобы процесс шел результативно, необходимо подвести школьников к осознанию противоречия между возникшей познавательной потребностью и возможностью ее удовлетворения с помощью имеющихся знаний. Именно на базе возникшей потребности формируется мотив деятельности, а активное учение всегда связано с его мотивом. На наш взгляд, каждый педагог должен помнить, что если нет мотива, то нет, и не может быть деятельности. Это закон, нарушение которого приводит к бесплодности всей работы. При овладении системой знаний и способами деятельности школьник может проявлять познавательный интерес на разных уровнях: в виде любознательности, эпизодического осознанного стремления познать новое, расширить и углубить имеющиеся знания, устойчивого стремления к постоянной умственной деятельности.

За последние годы в опыт учителей вошло много оправдавших себя приемов формирования у школьников потребности к активной познавательной деятельности. Можно назвать такие приемы, как опора на жизненный опыт учащихся, связь с жизнью, использование информационных технологий. Познавательная деятельность школьников эффективна также и при наличии проблемных ситуаций, поискового процесса, осуществляемого самим учащимся, создания в процессе обучения творческой обстановки. Считаем, что нужно совершенствовать методы обучения и дополнять ранее применявшиеся формы организации учебных занятий новыми, в рамках которых возможно было бы успешно развивать мышление учащихся, умение самостоятельно приобретать знания из разных источников, воспитывать творческую личность.

Деятельность учащихся и учителя связана с противоречиями в развитии мышления учащихся. Так в данном случае, по мере деятельности, направленной на управление успешного обучения учащихся, были выявлены общие противоречия между:

- содержанием общего среднего образования и потребностями общества в трудовых резервах;

- требованиями к качеству подготовки абитуриентов, предъявляемыми вузами, и итоговой подготовкой выпускников средних учебных заведений;

- необходимостью формирования целостного восприятия истории и заранее определенным содержанием обучения, сдерживающим свободу выбора видов деятельности учащихся;

- необходимостью все время увеличивать объем информации, включаемой в образование, и возможностью ее усвоения;

- ориентацией нового содержания образования на развитие творческих способностей учащихся и традиционными методами и формами обучения, ориентированными на передачу готовых знаний;

- уникальностью каждой личности, ее стремлением быть услышанной и понятой, и авторитарной методикой обучения с ее набором педагогических штампов.

Эти противоречия выявляют необходимость использования в учебно-воспитательном процессе инновационных образовательных технологий, что позволит обеспечить:

- интенсификацию всех уровней учебно-воспитательного процесса;

- многоаспектное развитие школьника;

- подготовку выпускников школы к жизни в условиях информационного общества.

На данном этапе коллектив нашей школы считает целесообразным сформировать единое, открытое, доступное педагогам, ученикам и их родителям, целостную информационную среду, комплексно отражающую деятельность школы, состоящую в профилизации, индивидуализации, информатизации и гуманизации образования.

Объект исследования - познавательная деятельность обучающихся. Предмет исследования — учебные инновации и их влияние на активизацию познавательной деятельности учащихся 7-11 классов.

Гипотеза - активизация познавательной деятельности подростков в области гуманитарных дисциплин возможна при реализации следующих педагогических условий:

- личностно-ориентированного подхода, обеспечивающего повышение уровня самостоятельности учащихся;

- направленности педагогического взаимодействия на развитие основных сторон познавательной деятельности: собственно познавательной, ценностно-ориентационной, коммуникативной, эстетической;

- использование комплекса учебных инноваций, систематизированных в соответствии с основными сторонами познавательной деятельности.

Новизна и практическая значимость заключается в том, что:

1.Соотнесены цели педагогического взаимодействия, обеспечивающего активизацию познавательной деятельности подростков, с её основными сторонами.

2. Разработаны педагогические условия активизации познавательной деятельности подростков при изучении истории:

- личностно-ориентированный подход, обеспечивающий повышение уровня самостоятельности учащихся;

- направленность педагогического взаимодействия на развитие основных сторон познавательной деятельности: собственно познавательной, ценностно-ориентационной, коммуникативной, эстетической;

- использование комплекса учебных инноваций, систематизированных в соответствии с основными сторонами познавательной деятельности.

Ведущая педагогическая идея опыта состоит в том, что опыт даёт возможность обучать всех учащихся в зависимости от их способностей. Позволяет активизировать работу учащихся, пробудить интерес к знаниям, развить достаточно высокий уровень мышления, сформировать интеллектуальные умения учащихся.

Сущность опыта заключается в том, что создание оптимальных условий для развития познавательного интереса учащихся при изучении истории на уроке позволяет активизировать работу учащихся. Пробуждает интерес к изучению истории, способствует развитию достаточно высокого уровня мышления и речи, формирует интеллектуальные умения учащихся, повышает его эффективность, играет весомую роль в подготовке учащихся к их дальнейшей трудовой деятельности, что необходимо для любого человека, независимо от того, в какой области он будет работать после окончания школы.

Оптимальность опыта состоит в том, что при минимальной затрате времени на уроке включаются в работу все ученики, достигается более высокая результативность.

Стабильность опыта подтверждается тем, что обучающиеся могут применить полученные знания в любой ситуации. Стабильность опыта прослеживается в динамике устойчивых положительных результатов на протяжении трех лет.

Диапазон опыта охватывает отдельные ситуации на уроках до разработанной системы уроков. Разработана система внеклассной работы по истории.

Теоретическая база опыта. Методологической основой опыта работы явились теория познавательной деятельности, идеи личностно-ориентированного подхода в подготовке учащихся.

Опыт работы существенным образом опирается на педагогические аксиомы развития личности, сформулированные Ш.А. Амоношвили, такие как модернизация образования на современном этапе. Идеи В.В. Фирсова (уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов), И.С.Якиманской (личностно ориентированное обучение), И.Б.Никитина (игровые технологии), информационные технологии, работы Ю.К.Бабанского, Т.И.Шаламова, М.Я.Лернера, М.Н.Скаткина и др., передовой педагогический опыт ведущих учителей района, города, области).

Учебные инновации рассматриваются в опыте работы как основа активизации познавательной деятельности подростков, поэтому значительное влияние на опыт работы оказала концепция инновационного обучения (М.В. Кларин, В.Я. Ляудис и др.) и труды об инновационной деятельности (М.М. Поташник, А.И. Пригожий, В.Е. Шукшунов и др.).

2.Технология опыта

Технологическая сторона моего опыта «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания как фактор повышения качества знаний», предполагает постановку следующей целей:

- приобретение ЗУН;

- создание условий на уроках истории для развития познавательных и творческих способностей личности;

и решение следующих задач:

- обеспечить прочное и осознанное усвоение учебного материала;

- сформировать у учащихся понимание исторического прошлого в связи с тенденцией современного развития России и мира;

- воспитывать современное историческое сознание и развивать самостоятельное, персонифицированное мышление;

- развивать способности учащихся, осмысливать события и явления истории на основе исторического анализа, творчески применять исторические знания;

- обучать самоконтролю через тестирование и навыкам самостоятельной работы;

- совершенствовать навыки коммуникативного общения.

Для решения поставленных задач необходимо соблюдать принципы педагогической деятельности, основой которых является идея личностно ориентированного подхода, т.е. создание благоприятных условий для развития и саморазвития ученика, выявление и активное использование его индивидуальных способностей.

Активизация познавательной деятельности предполагает определенную стимуляцию, усиление процесса познания. Самопознание можно представить как последовательную цепь, состоящую из восприятия, запоминания, сохранения, осмысления, воспроизведения и интерпретации полученных знаний. Очевидно, что активизация может осуществляться одновременно на всех последовательных этапах, но может возникнуть и на каком-то одном. На наш взгляд, стимулирует, активизирует познание, прежде всего учитель. Вот некоторые принципы педагогической деятельности:

1. Активизация результатов обучения, предполагающая применение на практике приобретенных знаний, умений и навыков.

2. Учет индивидуальных способностей, интересов и возможностей класса в целом, групп учащихся и каждого ученика в отдельности.

3. Организация совместной работы учителя и учащихся, предполагающая планирование, реализацию и оценивание процесса и результата обучения на основе взаимоуважения.

4. Развитие активности как качества деятельности личности (неотъемлемое условие и показатели реализации любого принципа обучения).

5. Креативность обучения, предполагающая реализацию творческих возможностей учителя и ученика.

Конечно, не все учащиеся творчески активные, зачастую нам приходится работать с учащимися, которые пассивны, слабо реагирует на требования учителя, не проявляют заинтересованности ни в совместной, ни в индивидуальной работе. У них не развиты эмоциональные, интеллектуальные и поведенческие навыки для обучения во взаимодействии. Тактика учителя в данном случае основана на создании такой атмосферы занятий, которая снимала бы у школьника чувство страха, зажатости.

Для этого необходимо определить систему работы по активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории:

1. Перспективное планирование активизации познавательной деятельности каждого ученика с учетом следующих факторов:

а) опора на достижения учащихся ;

б) позитивный настрой учителя на успех;

в) дифференцированный подход к постановке целей обучения с учетом личностных качеств ученика.

2. Создание оптимальных условий для активной познавательной деятельности каждого ученика, используя следующие средства:

а) нетрадиционные формы проведения уроков (семинары, диспуты и др.);

б) использование тестирования, дидактических игр, видеоматериалов и компьютерной техники, кроссвордов, карточек с датами и др.;

в) организация внеурочной учебно-познавательной деятельности.

3. Планирование учебного процесса с учетом развития активности через систему уроков.

4. Оценка и анализ эффективности работы учителя по активизации познавательной деятельности на основе данных и выводов о результативности.

При работе с учащимися не жду немедленного включения в работу, так как активность учащихся может возрастать постепенно. Не предлагаю им учебных заданий, требующих быстрого перехода с одного вида деятельности на другой. Даю время на обдумывание ответа, поскольку им трудно даются импровизации. Не сбиваю во время ответа, задавая неожиданные и каверзные вопросы. Такое возможно благодаря особой атмосфере уроков, ориентированной на психологическое раскрепощение и эмоциональное включение школьников в общую деятельность. Тогда рождается цепочка: состояние комфортности, открытости, снятие страха перед совместной работой, готовность включиться в сотрудничество с педагогом или одноклассниками, ожидание и эмоциональная готовность к освоению нового типа познавательной активности.

Но в классе есть и такие учащиеся, у которых проявление интереса и активности возникают лишь в определенных ситуациях (интересное содержание урока, необычные приемы преподавания), что, скорее, связано с эмоциональной возбудимостью, часто не подкрепленной наработанными навыками к самостоятельной работе. Во время урока эти ученики предпочитают объяснение нового материала повторению; легко подключаются к новым видам работы, однако при затруднениях также легко могут потерять интерес. Они могут удивлять учителя быстрыми правильными ответами, но такое происходит лишь эпизодически. Здесь неоценима помощь учителя, способного при необходимости помочь снять интеллектуальную усталость, преодолеть волевую апатию, стимулировать интерес.

Основная задача в данном случае здесь, это стимулирование познавательного интереса к истории преданию учебной работе проблемного творческого характера, выход за рамки школьных учебников, дополнение и углубление их содержания посредством системы методов:

а) дебаты и дискуссии;

б) игровые технологии;

в) видео технологии развивающего обучения и компьютерные программы;

г) проблемно-модульная технология;

д) тестирование и др.

Вот несколько примеров активизации. Остановимся на таком виде работы по активизации обучения как дебаты и дискуссии.

Без дебатов и дискуссий при работе над любой исторической проблемой не обойтись. Именно дебаты и дискуссии развивают важные личностные качества: умение противопоставить аргументам хорошую интеллектуальную привычку не высказывать мнение, не выслушав всех аргументов, правила поведения во время дискуссий, умение аргументировано высказывать свою точку зрения нате или иные исторические события. Здесь, главное заключается в том, что умение вести дебаты пригодятся в жизни. Они помогут в развитии критического мышления, смотреть на вещи с разных точек зрения, подвергать сомнению факты и идеи, способствовать понимать политические события и отстаивать свою точку зрения.

Для организации дискуссий и дебатов я использую следующую тематику:

«Петровские реформы были вредны для России» (сторонники и противники Петра 1);

«Россия имеет особенный путь развития» (славянофилы и западники);

«Раскол в РСДРП был неизбежен?»;

«Альтернативы послевоенного развития СССР» (См. Приложение № 1);

Современные средства связи «За» и «Против». Дебаты. (См. приложение № 2) и другие.

Результативность данного вида работы вижу в создании условий для принятия учениками многообразия действительности, признания множественности подходов, вариативности содержания, а так же наличия взаимосвязей изучаемых событий и явлений, умении критически мыслить, излагать и аргументировать собственную точку зрения, а так же умением работать сообща ради достижения общей цели.

Важное место в работе по активизации познавательного процесса на уроке занимают игровые технологии, так как позволяют сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и при усвоении фактов, дат, имен.

Эмоциональность игрового действия активизирует все психические процессы и функции ребенка. Таким образом, усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.

Игра, как и история, содержит элементы драмы, трагедии и комедии, парадокс и тайну. В игре реализуется фантазия и воображение, которые играют колоссальную роль в изучении истории. Игра позволяет достичь более глубокого проникновения в быт изучаемой эпохи, понимания этических норм, почувствовать специфику того или иного исторического периода.

Игры отбираются и конструируются в соответствии с содержанием изучаемой темы, с целями и задачами уроков; используются в сочетании с другими формами, методами и приемами, эффективными при изучении, закреплении и повторении исторического материала. Например, для закрепления и повторения темы «Древние Афины» использую игру – путешествие, так как именно игра способствует вовлечению каждого ученика в активную работу (См. приложение №3).

В игре происходит внутреннее раскрепощение, когда исчезает робость и возникает ощущение «я тоже могу». Такой результат дала игра «Что? Где? Когда?» по теме: «Россия второй половины ХУШ века» (См. приложение №4). В этой игре появился особый стиль взаимоотношений, при котором овладение знаниями стало уникальным условием сплачивания сверстников, условием обретения интереса и уважения друг другу.

Элементами урока, правда не частыми являются познавательные игры «Счастливый случай», «Поле чудес» и др., а также составление и отгадывание кроссвордов. Кроссворды использую небольшие, сравнительно легкие как в составлении, так и в отгадывании. Такие кроссворды нравятся учащимся, и они с ними активно работают.

Актуальность игры в настоящее время повышается из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Важной задачей школы становится развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Игры развивают подобные умения и способствуют активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории и во внеурочное время.

Каждый педагог – практик в своей повседневной работе непрерывно сталкивается с необходимостью оперативного обновления учебной информации, заставляющий вносить те или иные коррективы в содержание обучения.

Компьютеры и коммуникационные технологии активно входят в процесс обучения и способствуют адаптации школы к современному миру. Видеотехника в современной школе используется все чаще и чаще. В своей работе компьютерные материалы «Мультимедиа курс истории России ХХ век» (авторы А. Данилов и Л.Косулина). Использование компьютерных программ позволяет значительно усовершенствовать процесс учебной деятельности. Ребята не просто воспринимают интересные сведения, они ищут и находят. Идет исследовательская работа. Изучаем Великую Отечественную войну. Учащиеся находят в компьютере различные типы и виды вооружения, сравнивают с немецким. Задание: «Сравнить оружие к началу войны и к коренному перелому». Учащиеся не просто видят разницу, у них возникает чувство гордости за свое Отечество. Такие уроки не только исследовательские и творческие, но и воспитывают патриотизм.

В процессе активного усвоения конкретного материала идет интенсивное умственное развитие учащихся, зарождается и совершенствуется познавательная самостоятельность. Компьютер в большей степени, чем традиционные средства наглядности, способен создать иллюзию соприсутствия, сопереживания, а также сможет повысить эффективность учебного процесса, сделать его более интересным и активизировать познавательную деятельность учащихся. В качестве примера воспользуемся презентацией урока обществознания в 9 классе «Права ребенка» (См. Приложение №5).

Для подготовки презентации ученик должен провести огромную научно-исследовательскую работу, использовать большое количество источников информации, что позволяет избежать шаблонов и превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества. Ученик при создании каждого слайда в презентации превращается в компьютерного художника (слайд должен быть красивым и отражать внутреннее отношение автора к излагаемому вопросу). Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у ученика логическое мышление. Ранее бесцветные, порой не подкрепляемые даже иллюстрациями, выступления стали превращаться в яркие и запоминающиеся. В процессе демонстрации презентации ученики приобретают опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится в их дальнейшей жизни. Включается элемент соревнования, что позволяет повысить самооценку ученика, так как умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодежной культуры.

История занимает особое место среди школьных дисциплин. Предмет история формирует творческие способности учащихся, их мировоззрение и убеждения, т.е. способствует воспитанию высоконравственной личности. При подготовке к урокам я учитываю степень подготовленности учащихся. Каждому ученику определена своя линия успешности. Практика показала, что уже через несколько уроков-модулей группа учеников, работающих с заданиями низкого уровня, значительно редеет. Следует заметить, что во всех трех уровнях урока – модуля обязательно присутствуют задания репродуктивного характера, направленные на более эффективное усвоение дат, имен, терминов, географических названий, т.е. всего того, что является основой понятийного аппарата урока истории. Одновременно это помогает сохранять важный прием взаимообучения в паре, как раз, используемый при постановке заданий репродуктивного характера.

Проблемно – модульное обучение позволяет стимулировать активность ребенка, способствует превращению его в полноправного субъекта обучения. В качестве примера приведем учебный модуль по теме «Россия после 1905 года – исторический выбор?» в курсе История России ХХ век (См. Приложение № 6). Продуктивность такого модульного урока возрастает. Школьники постоянно работают с заданиями повышенной сложности, связанными с применением знаний, оценкой и обобщением полученной информации.

Тестирование. Первоначально использую при составлении тестовых заданий готовые образцы, затем перебрасываю тестовые задания из различных публикаций в соответствии с основной методикой и наконец, самостоятельно создаю систему тестовых заданий по данной теме. В основном применяю тесты закрытой и открытой формы на определение соответствия и установление правильной последовательности.

Основное требование конструирования закрытых тестовых заданий -включение в задание ответа в виде утверждения (приложение № 7).

Тесты могут строиться по различным принципам:

  • построение заданий вокруг ядра (ядро - ответ - возможный вариант);

  • тестовые задания на определение соответствия;

  • на установление правильной последовательности.

Очень важным считаю анализ результатов тестирования и работы над ошибками, что является логическим завершением данного этапа работы над решением исторической проблемы.

Самостоятельное изучение нового материала в режиме модульного обучения не исключает урок – лекции, краткий вводный рассказ учителя. К примеру, при изучении сложных тем, прежде, чем раздать ребятам модули, часто использую известный прием пресс–конференции. Этот прием заключается в том, что учитель представляет развернутый план изучения нового материала. Затем предлагаю ученикам своеобразную небольшую пресс-конференцию. Ребята должны сформулировать и задать учителю вопросы по новому материалу. Педагог кратко отвечает на вопросы, подводит итоги, а затем призывает учеников приступить к работе над модулем.

Обобщающие уроки проходят в виде семинаров, на которых ученики учатся применять полученные знания в ходе устного изложения (доклада, реферата, сообщения).

Организация письменной самостоятельной работы является логическим продолжением заложенного дифференцированного разно-уровневого подхода. Заканчивая изучение большой темы, я представляет ученикам для итогового контроля ряд заданий. Каждый из вопросов оценивается в зависимости от степени сложности определенным количеством баллов. Ученик сам выстраивает путь к успеху. Он выбирает или три сложных задания стоимостью 5 баллов, или 5-6 более простых и также набирает максимальную сумму. Такая организация самостоятельной работы является своеобразной диагностикой деятельности учителя, который сможет проанализировать, какие вопросы оказались затруднительными для учеников.

На уроках обществознания и права широко использую метод моделирования типичных жизненных ситуаций. Объясняю, что умения и навыки для любого человека важны и обязательны, пригодятся в изучении других школьных предметов и вообще в жизни. Любой человек может со временем что-то забыть, но человек, умеющий работать самостоятельно, если он что-то забыл, может, используя свои умения, найти материал и восстановить забытое.

При изучении всех курсов стремлюсь индивидуализировать процесс обучения, предлагая различные задания: одному подготовить сообщения на определенную тему, другому найти в словарях объяснение непонятных слов, третьему написать эссе.

Свою задачу вижу в максимальной активизации процесса восприятия учеником новых знаний с использованием логических умений и навыков. Большую помощь в решении данных задач оказывают опорные сигналы, наглядные пособия. Привлечение наглядных пособий «вынуждает» ученика осмыслить изображаемое.

Все перечисленные педагогические технологии способствуют активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории и во внеурочной деятельности, которая характеризуется:

  1. Устойчивым познавательным интересом к урокам истории, о чем свидетельствует анкетирование учащихся.

  2. Реализацией принципов гуманитаризации и личностной ориентированности учебного процесса.

3. Формированием у учащихся системы умений и навыков поисковой и исследовательской работы, о чем свидетельствуют творческие проекты учащихся.

4. Повышением уровня качества знаний учащихся в тех классах, где применяется представленный опыт.

3.Результативность опыта

Работая над опытом по теме: «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания как фактор повышения качества знаний» позволил добиться определённых результатов :

- в стабильности уровня обученности, повышения качества знаний обучающихся и усвоения стандартов образования;

- в повышении уровня познавательной активности учащихся;

- у учащихся сформировалось позитивное отношение к учебному предмету.

Мониторинг качества знаний по истории при 100 процентной успеваемости составил:

2007/2008 учебный год – 50%

2008/2009 учебный год – 53 %

2009/2010 учебный год – 62%


Мониторинг качества знаний по обществознанию при 100 процентной успеваемости составил:

2007/2008 учебный год – 50%

2008/2009 учебный год – 52 %

2009/2010 учебный год – 53%

Мониторинг качества знаний ЕГЭ по истории и обществознанию при 100% успеваемости составил от 62% до 72%.

Мои учащиеся участвуют в районных олимпиадах по истории и обществознанию и в областных и всероссийских конкурсах:

2007/2008 учебный год Рослякова Александра, ученица 9 класса заняла 3 место по истории;

2007/2008 учебный год Рослякова Александра, ученица 9 класса заняла 1 место по обществознанию.

2008/2009 учебный год победителями Всероссийского конкурса «Золотое руно» стали:

- ученики 10 класса Ровенских Дмитрий и Толмачев Сергей.

2009/2010 учебный год победителями Всероссийского конкурса «Золотое руно» стали:

- Волкова Маргарита и Селезнева Рита ученицы 5 класса и др. и

- Ровенских Дмитрий ученик 11 класса.

Участником областного заочного тура знатоков истории, посвященный 65-летию победы в ВОВ стал:

- ученик 11 класса, Толмачев Сергей 11.

Призером конкурса исследовательских работ по истории в разделе «Наши земляки» стала ученица 10 класса Сидунова Татьяна.

Более 30% моих выпускников выбирают социально-гуманитарные профессии и успешно обучаются в ВУЗах г. Белгорода, г. Воронежа.

Опытом работы по проблеме делилась с учителями школ города (района), выступая на заседании ГМО и РМО по теме: «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания как фактор повышения качества знаний».

Были даны открытые уроки на муниципальном уровне:

2007/2008 учебный год – открытый урок на муниципальном уровне по православной культуре «Сказание о чудесах Владимирской иконы Божей Матери» в 8 классе.

2008-2009 учебный год – семинар районного управления образования по профильному обучению, открытый урок по обществознанию. Тема: «Современные средства связи «За» и «Против». Дебаты.

2010 год – принимала участие в городской (районной) научно - практической конференции, посвященной Дню города по теме: «Город мой у сердца КМА».

2008 год – опубликован урок по теме: «Древние Афины». Сборник «Такие разные уроки», Губкин, 2008.

Активно принимаю участие в работе городского и районного методических объединений, выступаю с сообщениями и докладами, в том числе и по теме «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания как фактор повышения качества знаний».

Продолжая совершенствовать систему своей работы, я изучаю все методические новинки, педагогические технологии, материалы СМИ и передовой педагогический опыт ведущих учителей школ города, района, страны.

4.Библиографический список


  1. Бутузов И.Т. Дифференцированное обучение – важное дидактическое средство эффективного обучения школьников./ И.Т.Бутузов. М., 1968

  2. Грибов B.C. Углубленное изучение истории. /В.С.Грибов. М, 1993г.

  3. Гузик Н.П. Учить учиться./Н.П.Гузик. М., 1994г.

  4. Кабанова — Меллер Е.Н. Формирование приёмов умственной деятельности и умственное развитие учащихся./Е.Н.Кабанова-Меллер. М., 1968.

  5. Каратаева Е.И. Типы учебной активности: педагогическая тактика и стратегия./Е.И.Каратаева. Уральский госуниверситет, 2002.

  6. Кирсанов А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. А.А.Кирсанов, Казань, 1982.

  7. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. /Е.А.Климов. Казань, 1969.

  8. Махмутов М.И. Современный урок: вопросы теории. /М.И.Махмутов. М. 1981г.

  9. Мерлин B.C. Формирование индивидуального стиля деятельности в процессе обучения. /В.С. Мерлин, М., 1999.

  10. Никитин Б.П. Игровые технологии. /Б.П.Никитин. М., 1989.

  11. Урок в современной школе. МЛ, 1990г.

12. Якиманская И. С. Личностно-ориентированное развивающее обучение. /И.С.Якиманская. М.: Просвещение, 1995.

13. Якунина О.С. Подготовка и проведение личностно-ориентированных уроков. /О.С.Якунина // Взрослые и дети в образовательном пространстве: научно-методический сборник. М., 2001.
5. Приложение


  1. Приложение № 1. Альтернативы послевоенного развития СССР (урок – дискуссия в 11 классе).

  2. Приложение № 2. Современные средства связи «За» и «Против». Дебаты.

  3. Приложение № 3. Путешествие в Древние Афины (урок в 5 классе).

  4. Приложение № 4. Урок – игра. «Что? Где? Когда?».

  5. Приложение № 5. «Права человека» (презентация).

  6. Приложение № 6. Россия после 1905 года – исторический выбор (урок в 9 классе).

  7. Приложение № 7. Приложение № 6. Итоги развития СССР в 1928-1938 годах (урок – зачет).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

На уроках истории и обществознания как фактор повышения качества знаний iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методическая тема. Формирование и развитие общеучебных универсальных умений и навыков как способ повышения качества знаний учащихся...
На уроках истории и обществознания как фактор повышения качества знаний iconДоклад по теме: «Использование икт на уроках истории и обществознания»
Основная идея: повышение мотивации и качества знаний учащихся через использование икт на уроках истории и обществознания
На уроках истории и обществознания как фактор повышения качества знаний iconСамостоятельная работа обучающихся наиболее важный фактор, обеспечивающий...
...
На уроках истории и обществознания как фактор повышения качества знаний iconТема опыта: «Историческое краеведение как средство повышения качества...
Автор опыта: Сошенко Светлана Викторовна, учитель истории и обществознания муниципального общеобразовательного учреждения «Подолешенская...
На уроках истории и обществознания как фактор повышения качества знаний icon«Формирование общепредметных и предметных компетенций на уроках истории и обществознания»
Ивановна, учитель истории и обществознания высшей категории мбоу сош№3 городского округа Стрежевой Томской области. Проект реализуется...
На уроках истории и обществознания как фактор повышения качества знаний iconДоклад «Информационно-коммуникационные технологии, как фактор повышения...
«Информационно-коммуникационные технологии, как фактор повышения качества обучения в школе I ступени»
На уроках истории и обществознания как фактор повышения качества знаний iconМасленникова Маргарита Александровна учитель биологии высшей квалифи-кационной...
Элективные курсы, как фактор повышения качества знаний и профессиональной направленности обучающихся (из опыта работы)
На уроках истории и обществознания как фактор повышения качества знаний iconМетодическая разработка на тему: «Проектная деятельность на уроках...

На уроках истории и обществознания как фактор повышения качества знаний iconАнализ состояния преподавания информатики в 7 11 классах в 2012/2013учебном год
Использование интерактивных модулей как средство повышения качества знаний на уроках физики
На уроках истории и обществознания как фактор повышения качества знаний iconНаучно-исследовательская работа На тему: письменные творческие работы...
...
На уроках истории и обществознания как фактор повышения качества знаний iconПлан проведения районного семинара учителей истории и обществознания...
Цель: формирование готовности учителей к использованию цифровых образовательных ресурсов, обеспечение нового качества образования,...
На уроках истории и обществознания как фактор повышения качества знаний iconИкт на уроках истории и обществознания
Учитель истории и обществознания моу «Вечерняя сменная общеобразовательная школа №1» г о. Электросталь- островская Л. Т
На уроках истории и обществознания как фактор повышения качества знаний iconПрограмма стажерской практики Мероприятия Место проведения Кто проводит
Стажерская площадка «Кадровый ресурс как ведущий фактор повышения качества образования»
На уроках истории и обществознания как фактор повышения качества знаний iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Школьное методическое объединение учителей истории, обществознания, права и истории, культуры Башкортостана работает над темой «Личностно-ориентированный...
На уроках истории и обществознания как фактор повышения качества знаний iconРеализация деятельностного подхода на уроках истории и обществознания
Комаровских Элла Евгеньевна, Почетный работник общего образования рф, учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории,...
На уроках истории и обществознания как фактор повышения качества знаний iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Образовательные технологии системно-деятельностного подхода как фактор повышения качества образовательного процесса


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск