| Литературно-
этнографический курс
"Культура народов Поволжья"
|
|
Тема 1. Введение Знакомство с целями и задачами курса, предметом изучения этнографии и фольклора. Народы, проживающие на берегах Волги сегодня. Специфика местности (краткий обзор географического положения, растительного и животного мира). Крупные города, края, автономии. Фольклор как форма познания и эстетического восприятия окружающего мира. Мифы, легенды, предания, сказания. Пословицы и поговорки. Страшилки. Дразнилки. Былички. Сказки.
Тема 2. Предания волгарей Мы родом с Волги. Легенды и предания о великой русской реке. Сколько названий у Волги. Что такое Среднее Поволжье? Предания, записанные М. Ежовым "Как вас прозывают", "Первый силач Волги", "Машинист", "Лоцман", В.Н.Марохиным "Городецкие мастера", "Про Никитушку Ломова", "Медвежий парад", "Потаённое подземелье", Г. Шенеманом "Пароход на лугу" (по выбору учителя). Возможно использование других преданий, имеющихся у учителя. "Ковыли" - легенда о происхождении ковыля. Структура легенды. Использование языковых средств для создания образа. Творческая работа. Создание легенды о происхождении растения, произрастающего в вашей местности.
Тема 3.Топонимика. Что изучает топонимика? Район, область, где мы живём. Короткий исторический экскурс в историю населённого пункта, в котором проживают учащиеся, области, в которой находится населённый пункт. Место моей семьи в истории родного края и на карте области. Предания о родном городе. Литературные произведения о родном городе. Творческая работа. Предание, сказание, легенда, миф о происхождении города, в котором живёшь. Экскурсии: 1. Экскурсия по улицам города "О чём рассказывают названия улиц и районов населённого пункта?" 2. Экскурсия в местный краеведческий музей "История города" 3. Экскурсия в областной краеведческий музей (если есть такая возможность).
Тема 4. Моя родословная. Принципы и правила составления родословной. Практическое занятие. Творческая работа. Моя родословная (с привлечением иллюстративного материала, собранного ребятами в семье, характерного для каждого поколения). Выступления учащихся (по желанию).
Тема 5.Обитатели Древней Волги. Народы, жившие на Волге в глубокой древности. Легенды, предания. Аттила. Дочь булгарского хана. Князь Святослав и хазарское иго. Народы района, в котором проживает школьник. Предания и легенды о народах, проживающих в вашем крае. Творческая работа. Литературно-изобразительный проект "Мы на карте области" ( оформление мини-карты в сопровождении с литературными цитатами о народностях, заселяющих область, район) Экскурсии. 1. Экскурсия в местный краеведческий музей "Народы нашего края". 2. Экскурсия в областной краеведческий музей (если есть такая возможность). 3. Экскурсия в Саратовский музей этнографии "Народы Саратовского Поволжья".
Тема 6 Сербы. Сербы на Волге. Историческая справка. Интересные обычаи. Устройство дома. Этикет гостеприимства. Этикет семейной жизни. Национальный костюм. Национальная кухня. Календарно - праздничный цикл. Сербские сказки. Сюжеты и герои разных сказок. Их построение. Особенности манеры их исполнения. Нравственные идеалы в сказках. "Рубаха счастливого человека", "Сливы за сор", "Кто не работает, тот не ест", "Правда и кривда", "Счастье и ум", "Век живи - век учись". Творческая работа. Образ автора сербских сказок (сочинение-коллаж из цитат сербских сказок).
Тема 7 Татары Татары на Волге. Историческая справка. Интересные обычаи. Устройство дома. Этикет гостеприимства. Этикет семейной жизни. Национальный костюм. Национальная кухня. Календарно - праздничный цикл. Быт и обычаи в татарских легендах. Близость нравственных идеалов, утверждаемых в сказках, легендах, преданиях. Отражение действительности в легендах и сказках. "Предания о Казани", "Завещание", "Правда спасает, а неправда подводит" "О кривой берёзе". Творческая работа. Народы разные, а мораль… (сочинение на основе анализа сказок "Правда и кривда" и "Правда спасает, а неправда подводит"). Экскурсии. Возможна экскурсия на раскопки в районе Увека и в областной краеведческий музей на выставку, рассказывающую об Увеке. Возможна экскурсия в школы татарских сёл, изучающих историю своего народа (Усть - Уза, Татаро-Пакаевка).
Тема 8 Чуваши. Чуваши на Волге. Историческая справка. Интересные обычаи. Устройство дома. Этикет гостеприимства. Этикет семейной жизни. Национальный костюм. Национальная кухня. Календарно - праздничный цикл. Быт и обычаи в чувашских мифах и легендах. Мифы как форма познания и эстетического восприятия мира. Яркость поэтического представления об окружающей природе Отражение действительности в мифах. Чувашские мифологические персонажи - Улып-Великан. "Земля Улыпа", "Гора Чабырлы", "Мост Азамата", "Отчего ласточка двухвостая", "Почему сосна и ель вечно зелёные", "Как ловили луну". Экскурсии. Возможна экскурсия в краеведческий музей районного центра Новые Бурасы. Творческая работа. Сочинение мифа о каком-либо явлении природы, характерного для нашей местности.
Тема 9 Мордва Историческая справка. Интересные обычаи. Устройство дома. Этикет гостеприимства. Этикет семейной жизни. Национальный костюм. Национальная кухня. Календарно - праздничный цикл. Быт и обычаи в мифах и легендах мордвы. Средства художественной выразительности. Герои. Сюжеты. "Ехал по Волге князь Мурза", "Волга-Рав и Каспий", "Алтырь и Инсар", "Как кузнец соседа подковал". Творческая работа. Сочинение мифа о происхождении города, посёлка, деревни района, в котором проживает школьник (обязательное условие - учитывать исторические факты). Экскурсии. Возможна экскурсия в школы мордовских сёл, изучающих историю своего народа (Ново-Захаркино, Савкино).
Тема 10 Русские (3 часа) Историческая справка. Интересные обычаи. Устройство дома. Этикет гостеприимства. Этикет семейной жизни. Национальный костюм. Национальная кухня. Календарно - праздничный цикл. Что значит быть русским? Быт и обычаи, история страны в преданиях княжеской Руси. Обрядовая поэзия. "Про град Китеж", "Легенды о граде Китеже", "Утёсы над Волгой", "Воцарение Ивана Грозного", "Наказание Волги", "Свеча". Творческая работа. Сочинение о происхождении русского народа (жанр выбирают учащиеся).
Тема 11 Немцы (2часа) Историческая справка. Интересные обычаи. Устройство дома. Этикет гостеприимства. Этикет семейной жизни. Национальный костюм. Национальная кухня. Календарно - праздничный цикл. Немецкие колонии на Волге. Б.Пильняк "Немецкая история". Роль фольклорных вставок в произведении. Сказания о немцах Поволжья. Творческая работа. Как немцы на Волгу попали (жанр выбирают учащиеся). Экскурсии: 1. Экскурсия в областной краеведческий музей (если есть такая возможность) на выставку "Из истории немцев Поволжья" 2. Возможна экскурсия в краеведческий музей города Маркса, Энгельса.
Тема 12 Казахи (2 часа) Быт и обычаи казахского народа в сказаниях и легендах. Сюжет, герои. "Сказания об орлах", Легенда о Ер-Каптагае. Творческая работа. Волжские просторы в легендах казахского народа. Возможно сочинение "О чём поёт ветер?" (жанр выбирают учащиеся, обосновывая свой выбор).
Тема 13 Украинцы (2 часа) "Откуда есть пошла украинская земля?" Обычаи и быт малороссов. Обрядовая поэзия. "Иван-да-Марья". Творческая работа. Сочинение сказки.
Тема 14. Калмыки (2 часа) Историческая справка. Интересные обычаи. Устройство дома. Этикет гостеприимства. Этикет семейной жизни. Национальный костюм. Национальная кухня. Календарно - праздничный цикл. Легенды и предания калмыков. "Лотос", "Как ленивый старик работать стал", "Три мудреца".
Тема 15. Создание итогового проекта "Мы разные, но мы вместе - Россия" или подготовка фольклорного праздника. (3 часа) Инсценирование сказок, представление национальных костюмов (элементов национальных костюмов), национальных блюд, конкурсы, викторины на знание сказок, пословиц, поговорок, отгадывание загадок и т. д.
Тема 16. Защита проектов или фольклорный праздник (2 часа)
Тема 17. Резерв (желательно использовать на экскурсии) (4 часа)
Пояснительная записка
(35 ч, 1 час в неделю)
Саратовская земля не мыслима без упоминания о Волге. В каком бы районе области не жили наши земляки, все они с гордостью называют себя волжанами.
Предлагаемый курс отличается от традиционного курса литературы. Специфика его - двойственная природа, соединение литературы как искусства слова с этнографией. Поэтому курс сохраняет среди своих целей воспитание художественного вкуса и воспитание читателей, с другой стороны, предполагает углубление представлений о Саратовском Поволжье и людей его населяющих.
Необходимость введения курса "Культура народов Поволжья" продиктована следующими факторами. В нашей области живут представители разных национальностей: русские, татары, чуваши, мордва, немцы, украинцы, казахи. Эти народы издавна проживают рядом друг с другом, их культуры постоянно взаимодействуют, сохраняя при этом неповторимый национальный колорит. Данный курс будет включать в себя фольклорные и литературные произведения разных народов Поволжья, а также этнографические сведения о национальных костюмах, особенностях жилища, некоторых интересных обычаях.
Целью курса "Культура народов Поволжья" является формирование у учащихся представления о богатой народной культуре данного региона, знакомство с этнографией и фольклором народов, населяющих Саратовскую область. Этот курс призван сформировать одну из ключевых компетенций - толерантность, которая означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего края, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.
Главная цель вводимого курса - пробуждение и углубление чувства любви к своей малой родине, чувства своего кровного родства с её прошлым и настоящим. Для достижения этой цели выдвигаются конкретные задачи:
Просветительская (приобщение к истории культуры и устному народному творчеству народов Саратовского Поволжья).
Агитационная (увлечь школьников пафосом литературно-краеведческого поиска).
Эстетическая (раскрыть школьникам богатство мира идей и образов сказаний и легенд народов Поволжья).
Лингво-коммуникативная (обогатить устную и письменную речь школьников).
Обучающая (Овладение начальными навыками музейно-экскурсионной работы, библиографического описания, классификации печатных и рукописных материалов).
Материал для осмысления подбирается из сборников сказаний и легенд народов, живущих на Волге. Богатый материал представлен в книге "Мифы древней Волги. Мифы, легенды, сказания, быт и обычаи народов, обитавших берега великой реки с древнейших времён до наших дней". - Саратов: "Надежда". - 1996. Нами отобраны в отдельный сборник сказания и легенды народов, населяющих Саратовскую область. В центре занятий находится работа над бытом, обычаями и произведениями фольклора какого-либо поволжского народа, отрабатываются теоретические понятия, раскрываемые на материале изучаемых произведений. Используются в работе также и термины, характеризующие краеведческую сторону курса. Проведение факультатива предполагает сочетание различных видов деятельности школьника и учителя. 1. Учебная: 1) классная работа (уроки различных типов, в том числе лекции, проведение литературно-краеведческих викторин, олимпиад, элементы фольклорного и литературно-краеведческого театра, заочные путешествия по Саратовской земле с использованием литературной карты). 2) внеклассная работа с книгой (чтение и изучение легенд и сказаний, отыскивание справок в словарях и справочной литературе, энциклопедиях; вырезание нужных материалов из периодических изданий, их классификация и т.д.). 3) развитие устной и письменной речи (классное и внеклассное) формирование богатой, интонационно и лексически насыщенной речи, в которой отражается история и бытие народа, отдельного человека. Формы работы: устное рассказывание о своих впечатлениях, изложение текстов легенд и сказаний, сочинения разных жанров и форм и т.д.
2.Эвристическая (участие в читательских конференциях, экскурсиях в музеи областного и районного города).
3. Творческая (выпуск специальных стенных газет, бюллетеней, альманахов, инсценирование сказок и легенд, проведение литературно-краеведческих вечеров, подготовка заметок и статей в стенные газеты, в местные и областные газеты, подготовка докладов, работа над проектами).
Курс связан с родственными учебными дисциплинами - основным курсом литературы, курсом русского языка, отечественной истории, географии.
"Культура народов Поволжья"
Тематическое планирование
| дата
| коррект
|
Введение - 1 час
|
|
| Предания волгарей - 2 часа
|
|
| Топонимика. История в названиях - 2 часа
|
|
| Моя родословная - 1 час
|
|
| Обитатели Древней Волги - 2 часа
|
|
| Сербы на Волге. Сербские сказки - 2 часа
|
|
| Татары на Волге. Татарские легенды - 2 часа
|
|
| Чуваши. Мифы и легенды чувашей - 2 часа
|
|
| Мордва. Мифы и легенды мордвы - 2 часа
|
|
| Русские. Предания княжеской Руси - 2 часа
|
|
| Сказания о немцах Поволжья - 2 часа
|
|
| Казахи. Мифы и легенды казахов - 2 часа
|
|
| Украинцы на Волге. Предания о волжских малороссах - 2 часа
|
|
| Калмыки. Легенды и предания калмыков - 2 часа
|
|
| Создание итогового проекта "Мы разные, но мы вместе - Россия"или подготовка фольклорного праздника - 3 часа
|
|
| Защита проектов или фольклорный праздник - 2 часа
|
|
| Резерв (желательно использовать на экскурсии) - 4 часа
|
|
| Всего -34 часа
|
|
|
Литература
Литература для учащихся 1 Волжские сказки. - Саратовское издательство: "Надежда", 1993. 2. Фольклор Саратовской области. - Саратовское областное издательство, 1946. 3. Серия "Сказки народов мира". 4. Волга - река русская. - Саратовское книжное издательство, 1954. 5. Сказки Саратовской области. - Саратовское областное издательство, 1937. 6. Мифы, легенды, сказания, быт и обычаи народов, проживавших на берегах великой реки с древнейших времен до наших дней /Сост. В.И. Вардугин. - Саратов: "Надежда", 1996.
Литература для учителя 1. Мифы, легенды, сказания, быт и обычаи народов, проживавших на берегах великой реки с древнейших времен до наших дней /Сост. В.И. Вардугин. - Саратов: "Надежда", 1996. 2. Саратовский вестник. Выпуск 5. Костюм, 1995. 3. Фольклор Саратовской области. 4. Материалы музеев краеведения и этнографии. 5. Культура и искусство Поволжья: Межвузовский сборник научных статей. - Саратов. Государственная консерватория им. Л.В. Собинова, 2002. 6. К.Д. Зеленин Восточнославянская этнография. Москва. 1995г.
Интернет ресурсы
http://www.rustrana.ru/article.php?nid=86&sq=19,23,118,896,525&crypt - Сайт Русская цивилизация. http://www.troyka3.ru/openbook/chuistova/ch4.htm Древние Мордвы (летописи) http://nskazki.nm.ru/chuv/glav.html История о народе http://www.chuvsu.ru/chuvashia/obryid.htm Народная религия http://safety.spbstu.ru/book/hrono/hrono/etnosy/chuvashi.html Историческая энциклопедия http://www.4tatar.ru/post.php Национальный традиционный театр http://gov.mari.ru/gsdl/cgi/library?e=d-000-00---0folk--00-0-0-0prompt-14-Document--4-0-1l--1-ru-50---20-about---001-001-1-0windowsZz-1251-0-home---00001-001-1-0windowsZz-1251-0&a=d&cl=CL1 Марийский фольклор http://nskazki.nm.ru/mar/glav.html Кратко о народе http://www.sokolovaja.nm.ru/index.htm Соколова гора http://pedsovet.perm.ru/library/index.php Пермский виртуальный педсовет http://www.ruzgd.ru/saratov/100.shtml Современный Саратов на фотографиях http://www.kazakh.ru/photo/clothes/ Казахи http://www.nvsaratov.ru/default.php?go=show&id=4445&paper_id=189 Новые времена.
|
2
|