Учебно-методическое пособие полевая этнологическая практика Принят на заседании кафедры археологии и этнологии протокол №





Скачать 254.66 Kb.
НазваниеУчебно-методическое пособие полевая этнологическая практика Принят на заседании кафедры археологии и этнологии протокол №
Дата публикации15.03.2015
Размер254.66 Kb.
ТипУчебно-методическое пособие
100-bal.ru > Культура > Учебно-методическое пособие

КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ




УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

Полевая этнологическая практика


Принят на заседании кафедры археологии и этнологии

(протокол № 5от "19" января 2012г.)

Заведующий кафедрой археологии и этнологии
__________ Ситдиков А. Г.

Утвержден Учебно-методической комиссией Института истории КФУ
(протокол №___ от "__"__________200__ г.)

Председатель комиссии
_________ Мягков Г.П.

Методические указания (пояснительная записка)
Учебно-методическое пособие «Полевая этнологическая практика»

Предназначено для студентов-бакалавров 1 курса

по направлению: 030600.62История
АВТОРЫ: д.и.н., профессор Титова Т. А., к.и.н. Козлов В.Е.

КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ
Предметом изучения этнологической науки являются материальная, социо- нормативная и духовная культура народов, их семейный, общественный и хозяйственный быт в их историческом развитии.

В сфере материальной культуры этническую нагрузку несут, в первую очередь, жилище, хозяйственные постройки, одежда (в том числе головные уборы, обувь, украшения), пища (как повседневная, так и праздничная), утварь, орудия труда и средства передвижения.

В сфере социо- нормативной культуры этнологами традиционно изучаются структура и формы семьи, главенство в семье, взаимоотношения различных половозрастных групп в рамках семейного коллектива, брачно-семейные нормы, общественный быт, традиции воспитания детей.

В сфере духовной культуры этнологи детально изучают обычаи, обряды, традиции и ритуалы как повседневные, так и праздничные, религиозные и мифологические представления, поверья и приметы, народный календарь, традиционные знания, народную музыку и хореографию, устно-поэтическое творчество и игры.

Этнологи тщательно собирают все данные, сохранившиеся по материальной, социо- нормативной и духовной культуре народов, относящиеся к традиционному периоду (XIX – начало XX вв.), чтобы составить полное представление о традиционном образе жизни народов. На основе этих материалов составляются этнографические атласы, реконструируются отдельные стороны традиционной культуры.

Основными методами этнологического изучения бытовой культуры являются наблюдение и интервью. Этнологи выезжают в экспедиции (в поле), где собирают полевые материалы. Это могут быть записи наблюдений и бесед с местным населением, рисунки, чертежи, визуальный материал (фото- и видеоматериалы), фиксирующие как предметы материальной культуры, так и стороны и явления социо- нормативной и духовной культур. По возможности, в поле собираются бытовые предметы, становящиеся в перспективе этнографическими экспонатами в музеях.

Все собранные полевые материалы тщательно паспортизируются, чтобы каждая запись, рисунок, фото- или видеоматериал и др. не утратили своей значимости для дальнейшей исследовательской и музейной работы.

Этнологи также исследуют все этнографические материалы, которые были собраны в поле их предшественниками и хранящиеся в настоящее время в коллекциях этнографических музеев или профильных отделах иных музеев. Нередко этнологи обращаются и к материалам, собранным исследователями, работающими в смежных областях (фольклористике, истории, археологии, географии, социологии, психологии, демографии, искусствоведении и антропологии), а также к неопубликованным источникам, хранящимся в архивохранилищах.

Комплекс требований по фиксации и паспортизации собираемых полевых материалов развивает у практикантов аккуратность, систематичность и методичность. Воспитание данных качеств во время полевой практики достигается тем, что необходимо показать значение качества записей и другой информации для исследователей всех категорий, которые в будущем могут обращаться к материалам, собранным данной экспедицией. Особое внимание практикантов следует обратить на то, что специфика полевой этнографической работы заключается в получении необходимых материалов при непосредственных контактах с населением. В этих контактах наибольший успех имеют люди, обладающие высокими коммуникативными характеристиками, культурой поведения, принятой в среде местного населения (в том числе, правилами ношения одежды), поскольку они быстро располагают к себе население и соответственно могут собрать больше материала и лучшего качества. Соблюдение норм культуры внешнего поведения (опрятность в одежде, приветливость, вежливость, мимика, жесты и др.) значительно облегчают сбор этнографических материалов.

Цель учебной полевой практики по этнологии (этнографии):

-ознакомить студентов-практикантов с наиболее распространенными методами полевой научно-исследовательской работы на основе знаний, полученных при изучении теоретического курса этнологии и социальной антропологии.

Задачами учебной практики являются :

- выявление основных закономерностей развития материальной, социальной и духовной культуры (на примере народов Среднего Поволжья);

- овладение методами сбора и практическими навыками анализа и обобщения этнографических и социоантропологических материалов.

- научиться навыкам практической ориентации и профессиональной коммуникации в условиях полиэтничного региона;

По структуре учебная практика складывается из трех этапов:

  1. Подготовительный

  2. Полевой

  3. Камеральный.

  4. Контроль усвоения знаний и навыков

Первый этап включает в себя, главным образом, ознакомление с предметом исследования, постановку задач перед практикантами, определяется объект исследования, готовится материальная база и разрабатывается форма отчетности. Непосредственно перед выездом в поле студенты проходят инструктаж и получают необходимый инструментарий.

Полевой этап практики заключается в сборе конкретного этнографического материала в соответствии с программой учебной практики.

Камеральный этап включает проверку и первичную обработку полученных материалов (записей, рисунков, чертежей, фото- и видеоматериалов и др.), а также индивидуальный отчет о ходе полевых исследований.
В результате прохождения данной учебной практики обучающийся должен приобрести следующие практические навыки, умения, универсальные и профессиональные компетенции:

в научно-исследовательской деятельности:

- способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области археологии и этнологии

- способностью понимать, критически анализировать и использовать базовую историческую информацию

- способностью к работе в архивах и музеях, библиотеках, владением навыками поиска необходимой информации в электронных каталогах и в сетевых ресурсах

- способностью к составлению обзоров, аннотаций, рефератов и библиографии по тематике проводимых исследований

в организационно-управленческой деятельности:

- способностью к работе с информацией для принятия решений органами государственного управления, местного, регионального и республиканского самоуправления

в культурно-просветительской деятельности:

способностью к разработке информационного обеспечения историко-культурных и историко-краеведческих аспектов в тематике деятельности организаций и учреждений культуры

в экспертно-аналитической деятельности:

способностью к работе с информацией для обеспечения деятельности аналитических центров, общественных и государственных организаций, средств массовой информации.
Структура и содержание учебной практики
Общая трудоемкость учебной практики составляет 2 зачетные единицы 72 часа.




п/п

Разделы (этапы) практики

Виды учебной работы, на практике включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

Формы текущего контроля






















1

Вводная часть. Ознакомление с содержанием и порядком учебной практики. План и программа учебной практики.

1










собеседование


2

Первичный инструктаж по технике безопасности работы в поле

1










собеседование

3.

Инструктаж по технике безопасности работы в поле на рабочем месте (индивидуальный)

1










собеседование

4.

Работа в поле (выезд в населенные пункты с целью сбора эмпирических материалов под руководством преподавателя).

42










ежедневный контроль выполненных работ в форме собеседования

5.

Обработка и систематизация собранных материалов самостоятельно (при необходимости с консультациями преподавателя)

18










Предоставление базы данных

6.

Подготовка и обсуждение отчета.

6










отчет

7.

Подведение итогов практики.

3















СТРУКТУРА ОТЧЕТА

  1. Место, сроки проведения практики (населенные пункты);

  2. Этнический состав населенных пунктов;

  3. Генеральная и выборочная совокупности;

  4. Использованные методы сбора этнографического материала;

  5. Использованные методы анализа и обобщения собранного этнографического материала;

  6. Использованные методы налаживания психологического контакта с респондентами;

  7. Содержательная характеристика полученных эмпирических материалов.

Образец оформления титульного листа реферата


Казанский (Приволжский) федеральный университет

Институт истории

Кафедра археологии и этнологии

Отчёт о прохождении полевой этнологической практики

студента 1 курса

Иванова Ивана Ивановича
Преподаватель

д.и.н., профессор Куприянов М. А.
Казань – 2012


Форма контроля: текущий контроль осуществляется в форме собеседований и написания отчёта по практике. Учебная программа предусматривает итоговый контроль по дисциплине в форме зачета по окончании практики.



Распределение баллов по видам занятий



Текущая контроль (работа с инструментарием, использование теоретических знаний)

30

Отчет по практике

30

Зачет

40

Общее количество баллов по практике на одного студента

100


Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной практики:

СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература:

  1. Бусыгин Е.П. Общая этнография (этнология) – М., 2001.

  2. Громов М.М. Методы сбора этнографического материала. – М., 1966.

  3. Этнография и смежные дисциплины. – М., 1998.

  4. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. – М., 1989.

  5. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. – М.: Наука,1976

  6. Сикевич З.В. Социология и психология национальных отношений.- Спб., 1999.

  7. Титова Т.А. Этнические меньшинства в Татарстане: статус, идентичность, культура. – Казань, 2007.

  8. Народы России: Энциклопедия/Глав. Редактор В.А. Тишков – М.: Большая Российская энциклопедия, 1994.

  9. Столярова Г.Р. Феномен межэтнического взаимодействия: опыт постсоветского Татарстана. – Казань, 2004.

  10. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций// Полис . – 1994. –№ 1.


Дополнительная литература:

1. Коровушкин Д.Г. Программа сбора материала по орудиям пассивной охоты коренного и русского населения Западной Сибири // Программы и вопросники по изучению материальной культуры: В помощь участникам этнографических практик и экспедиций. Омск, 1989. С. 32–39.

2. Липинская В.А. Программа сбора материалов по теме «Русские сельские поселения Западной Сибири» // Программы и вопросники по изучению материальной культуры: В помощь участникам этнографических практик и экспедиций. Омск, 1989. С. 3–15.

3. Липинская В.А. Сельское жилище и хозяйственные постройки (руководство по сбору материалов) // Программы и вопросники по изучению материальной культуры: В помощь участникам этнографических практик и экспедиций. Омск, 1989. С. 16–28.

4. Марков Г.Е. История хозяйства и материальной культур в первобытном и раннеклассовом обществе. М, 1979.

5. Новикова Н.И. Программа сбора материалов по теме «Религия народов Западной Сибири // Вопросники и программы по духовной культуре. Омск, 1990. С. 37–39.

6. Новикова Н.И. Религия народов Западной Сибири (программа сбора этнографических сведений) // Программы и вопросники по этнографии. Омск, 1979. С. 16–26.

7. Попов А.А. Плетение и ткачество у народов Сибири в XIX в. и первой четверти XX столетия // Сборник Музея антропологии и этнографии . М.–Л, 1955. Т. XVI. С. 41–146.

8. Проблемы комплектования, научного описания и атрибуции этнографических памятников. Л.:, 1987.

9. Типология основных элементов культуры. М., 1984.

10. Токарев С.А. Ранние формы религии. М., 1990.

11. Традиции в современном обществе: Исследование этнокультурных процессов. М., 1990.
Основные сайты :

На русском языке:

  1. http://visant.etnos.ru/- центр визуальной антропологии МГУ имени М.В.Ломоносова. Сайт содержит информация о центре, предстоящих конференциях, подробно освещен Московский международный фестиваль антропологических фильмов, представлена библиотека, фотогалерея, видеофонд.

  2. http://www.ethnobs.ru - Этнографическое Бюро Независимое творческое объединение этнографов, дизайнеров, кинорежиссеров. На сайте представлена информация об Этнографическом бюро, проводимым им Форуме, публикациях, видеопродукции.

  3. http://www.rusnations.ru – сайт проекта «Лица России». Содержит информацию о народах России – общие сведения, этногенез, информацию о культуре. Интересным является фотогалерея и видео фрагменты по каждому из народов.

  4. http://www.norfest.ru – Сайт Кочующего северного кинофестиваля: программа фестиваля, участники, архив, каталог видеокартин.

  5. http://www.rfaf.ru – Российский фестиваль антропологических фильмов: информация о фестивале, фильмах и авторах, также содержит раздел «Тексты. Книги».

  6. http://www.kogni.narod.ru – Русская антропологическая школа Российского Государственного Гуманитарного Университета. Сайт содержит информацию об антропологи в целом, и визуальной антропологии в частности.

  7. http://www.ethnograf.ru - Сайт посвящен социальной антропологии, содержит раздел по этнографии и визуальной антропологии, большую коллекцию фотографий по народам мира, и фрагменты некоторых этнографических фильмов.

  8. http://www.kamwa.ru – Пермский параллельный проект Этнофутуристический фестиваль "КАМВА". Сайт содержит информацию о прошедших и предстоящих фестивалях, представлены публикации, фото, галереи, музыка.

На иностранном языке:

  1. www.visualanthropology.net – Сайт обеспечивает он-лайн ресурс по ВА, содержащий научные журналы, новости, курсы, семинары, а также ссылки на полезные сайты.

  2. www.people.virginia.edu/~ds8s/VAR - Ссылки на веб-сайты, представляющие интерес для визуальной антропологии.

  3. www.societyforvisualanthropology.org – Сайт американской Антропологической ассоциации содействия изучению визуального представления, а также средств массовой информации.

  4. http://www.gold.ac.uk/visual-anthropology - Центр визуальной антропологии: информация о центре, программы, фотографии, кино, музей антропологии.

  5. http://ethnographicfilms.blogspot.comСайт посвящен изобразительному исследованию человеческих культур.


Методические рекомендации и задания практикантам.

1. СБОР МАТЕРИАЛА О ЖИЛИЩЕ

Современное городское жилище полностью, а сельское – частично строятся, как правило, по проектам профессиональных архитекторов. Однако не более 70 – 8-ти лет назад крестьянское жилище, а в значительной части и городское индивидуальное (особенно в малых и средних городах) строились по канонам народного зодчества с традиционным декором жилых и хозяйственных помещений. Поэтому сохранившиеся и функционирующие и в наши дни индивидуальные жилища являются воплощением традиций народной архитектуры, народного искусства в области декора жилых и хозяйственных построек.

Возведенные в XIX – начале XX вв. и последующие периоды эти разнообразно украшенные здания отражают развитие традиционного жилища.

Декор индивидуального жилища как в XIX – первой половине XX вв., так и в наши дни развивается в непосредственных взаимовлияниях с декором профессионально спроектированных зданий, относящихся по времени их возведения к различным периодам истории и соответственно к разным архитектурным стилям.

Пропорции традиционного жилища, число и размеры окон, высота кровли (для каждого из его видов) – все заложено в традициях народного зодчества, которыми владеют и в рамках которых творчески варьируют свои сооружения плотники-умельцы. Например, любой из них всегда точно сказал бы, какой высоты должна быть крыша для дома определенных габаритов. Лишь одна высота крыши будет пригодной. Остальные будут нехороши: либо «сплюснуты», либо «торчком стоять». При расчете высоты крыши плотники находили золотую середину, создающую такой угол ската, при котором снег и дождь не задерживаются на крыше, однако без лишней ее высоты, утяжеляющей кровлю и усиливающей ее давление на сруб.

Высокое крыльцо, светелка, навесы во дворе или крыша, укрывающая двор, – все повышает комфортабельность традиционного жилища, все гармонично, пропорционально и все украшено. В народном жилище оптимально сочетание утилитарности с декоративным решением, так как это отшлифовано вековым опытом.

Облик жилища, как и других элементов традиционной культуры, сложившийся в процессе длительной адаптации народа к природной среде, эстетически совершенен.

В этом проявляется определенная закономерность: эстетические потребности, свойственные человеку, удовлетворяются им путем создания микросреды обитания – жилища по законам красоты. Об этом нельзя забывать, говоря о единстве утилитарного и декоративного начала, свойственном народному искусству и в частности народному зодчеству. Эстетическое, декоративное начало в традиционной культуре порой духовно утилитарно, т.к. служит удовлетворению конкретных потребностей. В другой области духовной культуры, хотя и в ином плане, были утилитарны мифологические образы, запечатленные в искусстве и имевшие для людей, их создавших, магическое значение, т.к. они, по их представлениям, выполняли совершенно определенные функции в хозяйственных занятиях, семейном и общественном быту. Поэтому, употребляя термины «утилитарно-декоративные» и «чисто декоративные» элементы декора жилища, мы имеем ввиду условность понятия утилитарности, лишь как видимой сейчас материальной полезности в традиционном.
Задание практикантам

Запишите общие сведения о поселении: примерное число жителей и домов, наличие путей сообщения (железной или шоссейной дороги, судоходной реки), удаленность от ближайшего города, наличие клуба, школы, почтового отделения, электрофицированность, наличие газа, телефонной связи. Укажите, каков тип поселения: однорядная застройка (дома в один ряд, вдоль реки, по берегу озера), двурядная (улица из двух рядов домов, обращенных фасадами друг к другу) или другие типы застройки.

Если возможно, сделайте план селения, указав, как оно ориентировано по отношению сторон света. Сфотографируйте поселение; соберите материал о жилище и хозяйственных постройках (амбар, хлев, рига и т.п.), сооруженных в разные периоды. О типичных (чаще всего встречающихся) для каждого периода домах и хозяйственных постройках соберите следующий материал:

1) выясните и запишите, когда построен дом или к какому периоду относится;

2) сфотографируйте дом или хозяйственное строение с угла, чтобы лучше можно было представить общий вид. Желательно сделать дополнительно еще ряд фотографий: показать детали строительной техники (соединения бревен на углах срубного жилища, кирпичную и каменную кладку, соединения блоков в шлакоблочном доме и т. п.), показать украшения жилища (резные наличники, их детали, лепные украшения, роспись стен, штамповку по сырой штукатурке и др.), сфотографировать или зарисовать фасад так, чтобы было видно, где и в каком порядке размещены украшения.

Составьте опись (фотографий). В описи укажите полное географическое название места, где сделан снимок (область, район, село), напишите фамилию хозяина дома, дату фотографирования, дату (или период) строительства дома и название экспедиции, собиравшей материал.

Узнайте и запишите:

- кем был первый хозяин дома по социальному положению (бедный или богатый крестьянин, торговец или ремесленник, священник или чиновник и т. п.). Укажите его национальность;

- сам хозяин строил дом или мастера. Какие мастера (плотники, каменщики, кровельщики) строили дом. Были ли они местными жителями или пришлыми отходниками и откуда они приходили;

- из какого материала построены стены дома (срубные, т. е. из бревен, каркасные, глинобитные, саманные, каменные, кирпичные и др.). Какова форма крыши (двускатная, четырехскатная и др.). Чем покрыта крыша (железом, шифером, камышом и т. п.). Каков пол дома (дощатый или глинобитный). Отметьте, имеет ли дом подполье – вырытое под домом углубление для хранения продуктов или подклет – хозяйственное (в редких случаях – жилое) помещение, являющееся как бы нижним этажом, размещенным под домом;

- спросите и запишите, сколько (примерно) человек жило в доме, когда он был построен;

- строился дом по традициям народного зодчества (т. е. по правилам, усвоенным мастерами от их отцов, дедов, старших товарищей) или по проекту специалиста-архитектора;

- запишите старинные названия жилого комплекса (как назывались столбы ворот, конструкции, поддерживающие крышу, отопительная система и т. п.) жилища, хозяйственных построек, отдельных помещений (например, подполья), деталей;

- соберите материал о старинной мебели, изготовлявшейся не фабричным способом (кроватях, шкафах, сундуках, ларях, лавках, колыбелях, стульях, полках для посуды); сфотографируйте или зарисуйте все предметы старинной меблировки и укажите, когда и где они изготовлены или куплены;

- опишите и сфотографируйте внутренние украшения дома: роспись стен, резные детали у печки, на потолке и т. п., элементы убранства дома, изготовленные не фабричным способом: вышитые полотенца, пологи, занавеси, ковры, скатерти, покрывала и т. п. Опишите современную мебель и внутреннее убранство: занавеси на окнах, скатерть, салфетки, комнатные цветы, прикроватные ковры (какого производства), статуэтки или игрушки на комоде, зеркала, фотографии на стенах и т. п. Отметьте, имеют ли кровати подзоры (кружевные или вышитые полосы материи, натянутые между ножками кровати внизу и закрывающие пространство под кроватью), как уложены подушки («углом», «на ребре», или «плашмя»), чем покрыты подушки и кровать, из какого материала сделаны, наволочки (цветной ситец или белый материал), есть ли на них вышивки (ручной или машинной работы). Опишите интерьер кухни и каждой из комнат;

- напишите, чем отапливается дом: русская печь, плита, очаг, центральное отопление, газовое – местное и т. п. Сделайте фотографию или рисунок традиционного отопления.

Желательно снять план дома, хотя бы схематичный, указав его основные размеры: длину, ширину, высоту (если дом двухэтажный, то делается план каждого этажа). Указать на плане, где расположена мебель, кто из членов семьи, где спит.
2. СБОР МАТЕРИАЛА ОБ УТВАРИ

Утварь имеет специфические черты у каждого этноса, что обусловлено, в первую очередь, типом хозяйственных занятий и образом жизни. Значительная часть утвари была связана с хлебопечением и традиционной пищей в целом. Традиционно хлеб пекли в каждой семье и по рассказам важно установить, какой утварью пользовались для размола зерна, для дробления крупы, для замешивания теста и т. п. И сейчас еще можно увидеть не употребляемые, но хранимые ручные мельницы, ступы, лопаты для посадки хлеба в печь и т. д.

Широкое распространение имела посуда молочная. В прошлом это – глиняные крынки, туеса из бересты, деревянные сосуды. Всю эту сохранившуюся посуду надо описать, сфотографировать, зарисовать, а современную, используемую как посуду молочную (бидоны, бутылки, миски и пр.) перечислить так же, как приспособления для современного домашнего печения пирогов, тортов, плюшек и т.п. Традиционная посуда для варки (горшки, чугуны) или хранения пищи (бондарная и долбленая) из дерева, берестяная, металлическая и глиняная для принятия пищи (столовая, чайная) – все представляет большой интерес для этнографа и требует точной фиксации (современная посуда, известная всем, перечисляется). Большое значение в прошлом имела утварь для сбора ягод и грибов (корзины, лукошки, набирушники и т. д.), для ношения воды и ее хранения (ведра, ушаты, кадки), для переноса тяжестей (пестери – тип рюкзака и др.). Если что-то из традиционной утвари изготавливается и употребляется сейчас, надо описать процесс, зафиксировать его, по возможности, подробно и записать биографии мастеров.
Задание практикантам

Разыщите старинную посуду: для принятия пищи (чашки, ложки, миски, кружки и т. п.); для приготовления пиши (чугуны, горшки, ковши, сковороды, квашни для теста, корытца для рубки мяса, овощей и т. п., ступы, ухваты, чапельники и т. д.); для хранения и переноски пищи и воды (крынки, жбаны, бочки, кадки, ведра, коромысла и т. п.), для обработки продуктов (ручные мельницы, мутовки и т. п.);

Узнайте, в праздничные дни или повседневно употреблялась эта утварь и предметы хозяйственного обихода.

Отберите утварь, служившую при стирке и глажении белья: корыта, «буки» (бочки, в которых отстирывалось белье), вальки, рубели, при помощи которых стирали или разглаживали белье, прокатывая его, намотанное на скалку рубелем, и т. п.; опишите утварь, употреблявшуюся при кормлении скота и птицы (корыта, лохани, особые ведра и т. п.).

Сфотографируйте или зарисуйте эти предметы, укажите их размеры, местные названия и подробно опишите, для чего они употреблялись. Расспросите, где и кем предметы утвари изготовлялись. Если изготовляются сейчас, найдите, где и что именно. Опишите процесс кустарного производства утвари.
3. СБОР МАТЕРИАЛА ОБ ОДЕЖДЕ – ТРАДИЦИОННОМ НАРОДНОМ КОСТЮМЕ

Традиционная народная одежда была чрезвычайно разнообразной даже у отдельных групп одного народа. Иногда достаточно четко выраженные особенности костюма имеют даже отдельные селения.

Народный костюм включает в свой комплект верхнюю и нижнюю одежду (зимнюю и летнюю), белье, обувь, головные уборы, украшения (бусы, серьги, кольца, броши и т. п.).

Очень важны сведения о материалах, из которых создавался костюм, и об их изготовлении, особенно, если они производились в своем хозяйстве (ткачество – описать процесс, выделка кожи для обуви – написать воспоминания мастеров или их потомков).

Разнообразны способы изготовления костюма: в рамках семьи вся одежда шилась, обувь тачалась, плелась, каталась или были свои сельские ремесленники (портные, сапожники, пимокаты), или приходили «бродячие» мастера, т. е. отходники. Подробное описание костюма, фиксация его покроя (снятие выкройки), зарисовка и фотографирование позволят представить объект изучения.
Задание практикантам

Выясните у представителей старшего поколения, у кого в селении есть старинная одежда (мужская, женская, детская). Сфотографируйте ее на человеке (в трех видах: спереди, сзади и сбоку), фиксируя затем отдельно каждую деталь костюма. Опишите, когда, из какого материала, кем (хозяином или мастером) она была изготовлена, в какое время года ее надевали, была ли она праздничной или повседневной. Выясните, какие возрастные группы какую одежду носили (включая головной убор и обувь): дети, юноши и девушки до вступления в брак, взрослые семейные у мужчины и женщины, старики и старухи. Также выясните, что символизировали отдельные элементы одежды, особенно вышивка и украшения.

Отдельно сфотографируйте украшения одежды (вышивку, тканые узоры, пришитые металлические или иные украшения), а также украшения, которые не являлись частью данной одежды, но входили в комплект традиционного костюма (бусы, серьги, браслеты и т. п.). На всех фотографиях указывайте место, где предмет найден, место и время его изготовления (хотя бы предполагаемое), имя, возраст и адрес владельца одежды. Если в настоящее время изготовляется традиционная одежда, указать мастеров, сфотографировать их за работой.
3. СБОР МАТЕРИАЛА ПО ФОЛЬКЛОРУ

Устно-поэтическое творчество народов – сокровищница народной мудрости, хранилище этических норм народов. В настоящее время многие из жанров фольклора не бытуют, оставаясь достоянием нашего культурного наследия (например, былины), но некоторые жанры развиваются (например, частушки), а другие возрождаются (например, хороводные песни).

Изучая фольклор, следует не только искать его хранителей, как одиночек-информаторов, но и ознакомиться с местными фольклорными ансамблями. Однако надо, подготовившись до выезда в экспедицию по теме, отнестись научно-критически к репертуару этих ансамблей, а также к костюмам, в которых они выступают, сверяя наблюдения с местными художественными традициями в области фольклора, в том числе музыкального.

Желательно помимо записей текстов и наблюдений вести параллельно записи как индивидуального исполнения, так и лучших произведений, исполняемых фольклорными ансамблями.

Обратите внимание на «былички» – рассказы о тех или иных бывших или якобы бывших случаях из жизни жителей этого селения или соседних сел или бывших «где-то», «когда-то». Зафиксируйте их.
Задание практикантам

Выясните, какие песни поют люди разных поколений (пожилые, молодые, дети). Запишите их репертуар. Укажите, когда, где (в праздники, будние дни, дома, на «улице», на свадьбе) и какие песни поют.

Запишите песни, частушки, сказки, легенды, пословицы, поговорки, сказы-причеты (желательно не только в тетради, но и на диктофон).

Узнайте и запишите предания о том, когда и как образовалось данное селение и как объясняют местные жители происхождение его названия. Выявите предания об окружающих селениях, горах, реках, озерах, старинных зданиях и т. п.

Разыщите лучших сказочников, песенников, частушечников и узнайте, каков их репертуар. Запишите их биографии, указав, у кого они учились мастерству песенника или сказочника, от кого услышали старинные песни и сказки, сфотографируйте их в процессе исполнения. При записывании текстов сохраняйте особенности местных говоров, не «олитературивайте» тексты.

Запишите историю фольклорного ансамбля, узнайте его организаторов, укажите лучших певцов.
4. СБОР МАТЕРИАЛА О ТРАДИЦИОННЫХ СРЕДСТВАХ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ

В настоящее время параллельно техническому прогрессу все более увеличивается интерес к традиционным средствам передвижения народов мира. Путешествия на плотах, лодках, в старинных экипажах, употреблявшихся в сельской местности, все шире распространяются в форме соревнований, туристских выездов в форме отдыха. Для нашей страны с огромными водными артериями и разнообразными сухопутными путями характерно обилие форм и конструкций самых разных средств передвижения. Выяснить, какие средства перевозки грузов бытовали в той или иной местности в зимнее и летнее время, записать ответы на вопросы, разыскать старинные и изготовляемые в наши дни по их образцам или с использованием их элементов современные средства передвижения.
Задание практикантам

Выясните наличие в селе водных и сухопутных средств передвижения (плотов, лодок, телег, саней и др.), сделанных не фабричным способом; установите, для каких целей и когда (хотя бы приблизительно) они сделаны, пользуются ими в настоящее время или нет. Расспросите и запишите, какие были традиционные средства передвижения; сфотографируйте или зарисуйте различные средства передвижения, произведите обмеры (в целом и отдельных деталей), запишите местные названия предмета и его деталей. Выясните, в какое время года и для каких целей использовались те или другие средства передвижения.

Выявите и зафиксируйте (фото, рисунок, обмер) средства переноски тяжестей: сумки, заплечные корзины и короба, туеса и т. п. Узнайте фамилии мастеров, которые их изготовляли, запишите их биографии. Опишите весь производственный процесс, начиная с заготовки материала;

Выясните, если в данном селе средства передвижения не изготовлялись, где они заказывались или покупались. Перечислите современные средства передвижения, имеющиеся в селе.
5. СБОР МАТЕРИАЛА О ТРАДИЦИОННЫХ ОРУДИЯХ ТРУДА

Изучение традиционных орудий труда, особенно касающихся земледелия, задача первостепенной важности. Появившиеся за последние десятилетия отрицательные явления в сельскохозяйственном производстве, связанные с полным отказом от традиционных форм хозяйствования повышают наш интерес к традиционным орудиям труда.

Задание практикантам

Выявите сельскохозяйственные орудия, сохранившиеся в селе: сохи, бороны, вилы, лопаты для веяния зерна и другие орудия для традиционного сельскохозяйственного производства. Для чего каждое из них предназначалось? Опишите процесс создания сельскохозяйственных орудий, указав, из каких пород дерева или из какого металла изготовлялись те или иные детали. Расспросите представителей старшего поколения, как они объясняют наличие именно этих типов орудий в их селе, почему им отдают предпочтение (какие качества данного орудия позволяли лучше обрабатывать почвы данного рельефа, отвечали особенностям пахотных земель) и т. п.

Попытайтесь найти орудия по обработке льна, конопли, шерсти, других волокнистых веществ (прялки, веретена, гребни, щетки, ступы, мялки, трепала, ткацкие и ковровые станы, орудия по перемотке ниток и т. п.).

Выявите орудия по обработке овчин и кожи, орудия гончарного производства (ручной и ножной гончарный круг), обработке металлов и дерева (оборудование кузницы, плотницкой мастерской, инструмент кузнеца, плотника, пильщика, столяра). Сфотографируйте или зарисуйте изучаемые орудия. Запишите их размеры и местные названия. Выясните, кто изготовлял эти орудия (если возможно, запишите биографии мастеров). Запишите весь процесс обработки шерсти, льна, глины и пр. Перечислите современные орудия производства.
Контрольные вопросы и задания практикантам:

  1. Опишите пример повседневного и праздничного ритуалов, проведите их сравнительно-сопоставительный анализ.

  2. Опишите комплекс требований по фиксации и паспортизации полевых
    материалов.

  3. Опишите традиции народного зодчества и внутреннего убранства дома у изучаемого народа с точки зрения единства утилитарного и духовного начала.




  1. Опишите полный комплекс народного костюма у изучаемого народа.




  1. Какие фольклорные жанры бытуют в настоящее время у исследуемого народа?




  1. Сделайте рисунки различных видов традиционных
    сельскохозяйственных и других орудий
    труда: сохи, бороны, вил, прялки, ступы, стана и др. Для чего каждое из них предназначалось?






Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методическое пособие полевая этнологическая практика Принят на заседании кафедры археологии и этнологии протокол № iconПримерная программа наименование практики полевая практика по ботанике...
Учебно-методическое объединение по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов росии
Учебно-методическое пособие полевая этнологическая практика Принят на заседании кафедры археологии и этнологии протокол № iconУчебно-методическое пособие дисциплины «Введение в профессию»
Учебно-методическое пособие одобрено (рассмотрено) на заседании кафедры «Финансы и кредит»
Учебно-методическое пособие полевая этнологическая практика Принят на заседании кафедры археологии и этнологии протокол № iconУчебно-методическое пособие дисциплины «Введение в профессию»
Учебно-методическое пособие одобрено (рассмотрено) на заседании кафедры «Финансы и кредит»
Учебно-методическое пособие полевая этнологическая практика Принят на заседании кафедры археологии и этнологии протокол № iconУчебно-методическое пособие для студентов специальностей «История»...
Шинаков Е. А., Поляков Г. П., Чубур А. А. Основы восточноевропейской археологии (учебно-методическое пособие). – Брянск, рио бгу,...
Учебно-методическое пособие полевая этнологическая практика Принят на заседании кафедры археологии и этнологии протокол № iconУчебно-методическое пособие Глазов 2010 ббк63. 3(2)я73 о-82 Утверждено...
Утверждено на заседании кафедры «Естественно-научные и гуманитарные дисциплины» гиэи (филиала) гоу впо ижгту, протокол №1 от 19....
Учебно-методическое пособие полевая этнологическая практика Принят на заседании кафедры археологии и этнологии протокол № iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов
Рассмотрено на заседании кафедры археологии, истории Древнего мира и Средних веков игн от 12. 04. 2011, протокол № Соответствует...
Учебно-методическое пособие полевая этнологическая практика Принят на заседании кафедры археологии и этнологии протокол № iconМетодическое пособие по дисциплине «Экономика общественного сектора»
Обсуждена на заседании кафедры макроэкономики и экономической теории 22. 05. 08, протокол №9
Учебно-методическое пособие полевая этнологическая практика Принят на заседании кафедры археологии и этнологии протокол № iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Рассмотрено на заседании кафедры археологии, истории Древнего мира и Средних веков от 12. 04. 2011 г., протокол № Соответствует требованиям...
Учебно-методическое пособие полевая этнологическая практика Принят на заседании кафедры археологии и этнологии протокол № iconАктуальные вопросы этнокультурологии
Рассмотрено на заседании кафедры археологии, истории Древнего мира и Средних веков 01 июня 2011 г. (протокол №8)
Учебно-методическое пособие полевая этнологическая практика Принят на заседании кафедры археологии и этнологии протокол № iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Полевая практика по методике преподавания биологии занимает важное место среди всех форм организации подготовки будущего учителя...
Учебно-методическое пособие полевая этнологическая практика Принят на заседании кафедры археологии и этнологии протокол № iconУчебно-методический комплекс соответствует требованиям к дисциплине...
Учебно-методический комплекс рассмотрен и одобрен на заседании кафедры Гражданско-правовых дисциплин протокол №
Учебно-методическое пособие полевая этнологическая практика Принят на заседании кафедры археологии и этнологии протокол № iconСловарь русско-латинский А
Шинаков Е. А., Поляков Г. П., Чубур А. А. Основы восточноевропейской археологии (учебно-методическое пособие). – Брянск, рио бгу,...
Учебно-методическое пособие полевая этнологическая практика Принят на заседании кафедры археологии и этнологии протокол № iconМетодическое пособие для студентов геолого-географического факультета...
Учебно-методическое пособие разработано доцентом кафедры общей географии, краеведения и туризма В. Г. Еременко
Учебно-методическое пособие полевая этнологическая практика Принят на заседании кафедры археологии и этнологии протокол № iconМетодическое пособие по практике устной и письменной речи английского...
Методическое пособие обсуждено и утверждено на заседании кафедры английской филологии факультета филологии и журналистики Ростовского...
Учебно-методическое пособие полевая этнологическая практика Принят на заседании кафедры археологии и этнологии протокол № iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Краеведение» предназначен...
Методическое пособие утверждено на заседании кафедры общегуманитарных и естественнонаучных дисциплин
Учебно-методическое пособие полевая этнологическая практика Принят на заседании кафедры археологии и этнологии протокол № iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методическое пособие обсуждено и утверждено на заседании кафедры романо-германской филологии факультета филологии и журналистики...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск