Скачать 134.62 Kb.
|
Ф.И.О. автора: Маханова Ирина Александровна Тема: Трагическая страница Второй мировой войны Группы 1-2 курсов отделения СПО Цель мероприятия: Сформировать представление обучающихся о наиболее вопиющих преступлениях, совершенных фашистами против еврейского народа. Задачи мероприятия:
Форма проведения: тематическое заключительное мероприятие к недели толерантности Оборудование: компьютер с выходом в Internet; мультимедийный проектор, колонки, экран, раздаточный материал Прилагаемые медиаматериалы: видеофрагменты 1,2,3; аудиозаписи (1-Распоряжение об окончательном решении вопроса, 2- Отрывок из секретного циркуляра, 3- Книга А.Гитлера Моя борьба, 4-Еврейская_музыка-Медленная) Подготовительная работа к проведению мероприятия: конкурс эссе, рефератов и сочинений, плакатов, подготовка обучающимися выступления по материалам Виктора Френкеля «Человек в поисках смысла» Время проведения: 2 часа Межпредметные связи: история, литература, география, музыка, ИЗО. Литература:
Ход мероприятия “Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями”. И. Бауэр Учитель: Добрый день! Сегодня наше мероприятие является заключительным этапом недели толерантност. Каждый из вас работал над творческим заданием, направленным на формирование гуманного мировоззрения у подрастающей молодежи. Терпимое отношение к не такому, как ты – один из самых трудных уроков для человечества. Сегодня мы познакомимся с той страницей человеческой истории, которая носит название «Холокост», или «Катастрофа». Тема мероприятия «Холокост: помнить, чтобы не повторилось!» (слайд). По ходу мероприятия вам необходимо делать записи в индивидуальных картах, которая имеется у каждого на столах (Приложение 1). Мир сегодня – это мир открытых границ, мир свободных перемещений и мир взаимодействия с людьми разных этносов, культур, религий. Казалось бы, это подразумевает естественную открытость, готовность общаться, узнавать, понимать, принимать. Но не всё так просто. Как и сотни лет назад, люди подвержены ксенофобии, экстремизму и расизму. Давайте обратимся к словарю и посмотрим значение этих слов (слайд + раздатка) (Приложение 2). Вопрос: Что вам известно о Катастрофе под названием «Холокост»? Холокост – это Катастрофа еврейского народа в период Второй мировой войны, когда человека уничтожали только за то, что он родился евреем. Случилось это в период прихода к власти фашистов в Германии и получило продолжение во время войны по всей Европе (слайд). Вопрос: 1. Каким образом нацистской партии удалось прийти к власти в Германии в 1933 году? (поражение в Первой мировой войне, тяжёлые условия Версальского мирного договора, экономические трудности, безработица, гиперинфляция, неустойчивость власти демократов) 2. Какие главные задачи ставили нацисты, планируя начать мировую войну и распоряжаться завоёванными территориями? (уничтожение евреев, превращение захваченных земель в колонии, а жителей – в рабов) 3. Какая политическая доктрина была основой для осуществления этих задач? (нацистская теория о расовом превосходстве германской расы над всеми остальными и о неполноценности любой другой расы). Учитель: Да, именно антисемитская идеология была положена в основу программы Национал-социалистической рабочей партии Германии. Ее лидером был Адольф Гитлер, пропагандирующий расистскую теорию. Задание 1: Давайте обратимся к аудиозаписи отрывка из книги А.Гитлера «Mеin Kampf» («Моя борьба») и проанализируем его, сделав записи в индивидуальную карту (слайд + раздатка+аудиозапись) (Приложение 3). (В своей книге он утверждал, что евреи не способны к продуктивной деятельности, не могут создать своего государства, а потому используют творческую энергию других наций). Учитель: Нацисты не удовлетворились одной только пропагандой, они начали активно выживать евреев из всех областей жизни: экономики, политики, культуры. Требовали исключить еврейских учеников и студентов из школ и университетов. Арийское происхождение постепенно становилось условием для поступления на работу по ряду специальностей. 15 сентября 1935 года были приняты Нюрнбергские законы «О защите немецкой крови и немецкой чести». 14 ноября нацисты приняли «Положение о национальном гражданстве» (слайд + раздатка). Так, геноцид еврейского народа стал государственной политикой, узаконенным делом. Задание 2: Перед вами отрывок из Нюрнбергских законов «Положение о национальном гражданстве» (Приложение 4). Прочтите и выполните следующее: 1) В трех первых трех абзацах трижды повторяются слова "арийская кровь". Какое значение имеет данное высказывание? 2) Объясните значение наложенных на евреев запретов. 3) Объясните значения данных евреям "прав". Учитель: Приступим к обсуждению. Молодцы, ребята. Вы хорошо справились с заданием. Задание 3: Перед вами отрывок из Нюрнбергских законов «О защите немецкой крови и немецкой чести» (Приложение 5). Прочтите и выполните следующее: 1) Подчеркните прямой чертой предложение, свидетельствующее о расовом характере "Закона о гражданстве". 2) Обведите слова, в которых говорится о том, чего лишены те, кто не являются гражданами Рейха. 3) В нескольких фразах подведите итоги отрывка, касающиеся евреев Германии. Учитель: Приступим к обсуждению. Молодцы, ребята. Вы хорошо справились с заданием. Учитель: Что же такое «Холокост»? Обратимся к информационному ресурсу сети Интернет – «Википедии» и запишем данное определение в индивидуальную карту урока (слайд). Холокост (Шоа́) – в переводе с греческого слово с двумя толкованиями: «всесожжение», «жертвоприношение с помощью огня» (слайд). Это трагедия еврейского народа периода Второй мировой войны, когда было уничтожено 6 миллионов человек – почти треть еврейского народа. Холокост отличается от остальных известных истории случаев массовых убийств людей в первую очередь не по числу убитых, а по злодейскому намерению уничтожить всех евреев, по масштабу планирования преступлений, по изощренности убийств. Учитель: В ночь с 9 на 10 ноября 1938 года по всей Германии организованные банды со свастикой на рукавах громили магазины, принадлежавшие евреям, жгли синагоги, грабили еврейские дома и квартиры. Около 100 евреев было убито, тысячи ранено, до 30 тысяч арестовано. Битое стекло, усеявшее тротуары, дало название погрому - «ночь битого хрусталя» или «Хрустальная ночь». Запишем эту дату в индивидуальную карту. Так закончился экономический Холокост и начался Холокост всесожжения (слайд). Вопрос: Как вы считаете, была ли «Хрустальная ночь» спонтанной акцией или этот погром был хорошо спланированной акцией? Действительно, эти погромы не были спонтанной реакцией, они были спланированы заранее и проведены под руководством верхушки СС, которое интенсивно проводило политику полной эмиграции евреев из Германии. В сентябре 1939 года немецкая армия вторглась в Польшу (слайд). 21 сентября 1939 года в Берлине состоялось секретное совещание, в результате которого Рейнгард Гейдрих - командир службы безопасности - передал командирам специальных групп, эйнзацгрупп - передовых частей СС секретный документ. Этот циркуляр содержал дополнительный приказ о концентрации евреев Польши в гетто ради некоей, пока не определенной "конечной цели". (Просмотр видеофрагмента 1) Задание 4: Давайте обратимся к аудиозаписи отрывка из секретного циркуляра (слайд + раздатка+аудиозапись) (Приложение 6). Проанализируйте его и напишите, какова его главная идея. Учитель: Приступим к обсуждению. Молодцы, ребята. Вы хорошо справились с заданием. Учитель: Первое еврейское гетто - часть города, отведенная для принудительного поселения людей - было создано в октябре 1939 года. Здесь в нечеловеческих условиях содержались тысячи человек, царили голод, нищета, болезни, эпидемии (слайд). В соответствии с приказом Гейдриха началось выселение евреев из деревень и местечек Центральной Польши в большие города. Этот период первых высылок послужил подготовкой и тренировкой перед большими выселениями 1942 года в концентрационные лагеря. Нацисты постепенно приобрели навыки массовых депортаций (слайд). Задание 5: Давайте обратимся к аудиозаписи распоряжения Геринга Гейдриху от 23 июля 1941 г. Этот документ является важным этапом в осуществлении "окончательного решения". Как вы думаете, почему? (слайд + раздатка+аудиозапись) (Приложение 6). Учитель: Приступим к обсуждению. Молодцы, ребята. Вы хорошо справились с заданием. Учитель: 20 января 1942 г. в предместье Берлина, Ванзее, был вынесен смертный приговор всему еврейскому населению. Для полного уничтожения евреев на территории Польши (в Хелмно, Собибори, Майданеке, Треблинке, Бельжеце и Освенциме) создали концентрационные лагеря смерти, оборудованные газовыми камерами и крематориями для сжигания трупов (слайд), просмотр Видеофрагмента 2. Задание 6: Давайте обратимся к карте расположения концентрационных лагерей (слайд + раздатка) (Приложение 7). 1. Попытайтесь объяснить концентрацию этих лагерей в Польше? 2. Как вы думаете, почему Холокост невозможен был без железных дорог? (Лагеря строились на местах, удаленных от населенных пунктов, но в то же время расположенных вблизи железнодорожных станций и восточной границы Польши. В эти лагеря по немецким железным дорогам, опоясывавшим всю Европу, систематически свозились евреи из центральных и западных её регионов). Учитель: Первый лагерь смерти был организован в Хелмно, который начал функционировать, используя выхлопные газы грузовиков (слайд). Крупномасштабное убийство газом началось в Освенциме, в котором для этой цели произвели монтаж машины массового уничтожения. В Освенциме каждая камера вмещала 2000 человек. Используя кристаллы газа «Циклон-Б», пять камер Освенцима могли умертвить 60 000 мужчин, женщин и детей в сутки. Работало также 5 огромных печей, в 50 топках которых можно было сжигать 10 тысяч тел за сутки. За годы войны здесь погибло 1,5 млн. человек. Скорость, с которой работали газовые камеры, была ужасающей. В Треблинке их было 10, каждая из них принимала 200 человек за один раз. С марта 1942 по октябрь 1943 года в лагерях смерти Бельжец, Собибор и Треблинка были убиты около 1,7 млн. человек. Настоящая индустрия смерти! Заслушаем эссе победителя конкурса «Мое отношение к нечеловеческой жестокости» на тему: «Не все жертвы нацизма были евреями. Но все евреи были жертвами нацизма» (ученица зачитывает эссе). Учитель: Все эти лагеря были частью операции, направленной на уничтожение еврейского населения и присвоение его имущества, конфискованного у жертвы до ее заключения в концентрационный лагерь. Ничто не должно было пропасть, поэтому у жертв не только отбирали одежду, деньги и личные вещи, но даже срезали волосы и вырывали золотые коронки. Вопрос: Как вы думаете, почему Холокост - это не только физическое уничтожение людей, но и самый крупный и изощренный грабеж? Задание 7: Сопоставьте документы (слайд + раздатка) (Приложение 8): 1) Циркуляр начальника группы Главного хозяйственного управления СС группенфюрера Рихарда Глюкса «По вопросу об использовании срезанных волос» от 6 августа 1942 г. 2) Фотографии советского военного корреспондента, обнаружившего в освобожденном лагере тюки аккуратно упакованных волос. 3) Справку об удалении золотых зубов у заключенных. 4) Сообщение о ценностях, награбленных при проведении операции «Рейнгард». Исследуйте вопрос о том, какую прибыль приносили узники Третьему Рейху? Учитель: Приступим к обсуждению. Молодцы, ребята. Вы хорошо справились с заданием. Учитель: Программа истребления евреев до капитуляции Германии была выполнена на две трети. Нехватка рабочей силы и одновременно экономически бессмысленное убийство миллионов людей вызвали в 1943—1944 гг. сомнения у нацистской верхушки в правильности подхода к «окончательному решению». В 1943 г. Гиммлер отдал приказ об использовании труда уцелевших евреев в интересах ведения войны. Так, концентрационные лагеря начали использоваться в качестве источника рабского труда для военных нужд. Прибыль от труда узников, составлявшая сотни миллионов рейхсмарок, была одним из главных источников дохода СС. Вопрос: Как вы думаете, можно ли евреев назвать рабами рейха? Бесчеловечные условия труда способствовали полному истощению сил узников, после чего их отправляли в крематорий. И даже от промышленного использования трупов фашисты получали доход. Учитель: Заслушаем отрывок из сочинения участника конкурса «Мое отношение к нечеловеческой жестокости» на тему: «Это – пресечение древа жизни. Это гибель корней, а не только веток и листьев. Это убийство души и тела народа…Это уничтожение нации». Ученик: «…В лагерях узники подвергались страшным издевательствам: охранники-немцы тренировались в стрельбе, избрав мишенью какую-нибудь часть тела узника, травили их собаками, срезали кожу для абажуров, ставили на них страшные медицинские опыты и т.п. Попадавший в лагерь утрачивал все связи с внешним миром и все признаки своей индивидуальности: он лишался имени, социального положения, профессии, имущества, даже волос. С того момента, как он входил в ворота лагеря, он становился номером. День узника состоял из торопливого подъема на рассвете, утренней поверки, выхода на работу и работы. Узнику предоставлялись короткие перерывы для принятия скудной пищи, которая лишь разжигала его постоянный голод, и короткие часы сна. Крайне негигиенические условия и отсутствие воды способствовали распространению болезней. Лагерный врач часто умерщвлял больных смертельными инъекциями. Малейшее нарушение лагерных правил влекло за собой жестокое наказание: не менее 25 ударов, погружение головы в воду (вплоть до удушья), смертную казнь через повешение…» (просмотр видеорагмента 3) Вопрос: Как вы думаете, на что были рассчитаны условия жизни узников в концентрационных лагерях и лагерях уничтожения? (Условия жизни в лагерях были рассчитаны на то, чтобы притупить чувства, терроризировать узников и лишить их человеческого облика. В концентрационных лагерях господствовали страх и голод. Многие узники кончали жизнь самоубийством, бросаясь на лагерную проволоку, по которой проходил электрический ток). Учитель: Заслушаем выступления обучающихся, которые прочтут нам отрывки из документальных источников Виктора Френкеля «Человек в поисках смысла». Ученики: (Зачитывают отрывки из документальных источников Виктора Френкеля «Человек в поисках смысла») (Приложение 9). Задание 8: Заслушав отрывки из документальных источников Виктора Френкеля «Человек в поисках смысла», охарактеризуйте борьбу за выживание, которую вели заключённые в концлагерях (слайд). Для этого используйте форму, данную в индивидуальной карте. Учитель: Приступим к обсуждению. Молодцы, ребята. Вы хорошо справились с заданием. Итог урока: Весной 1945 г. закончились ужасы войны. По всей Европе люди праздновали победу. Но один народ не принимал участия во всеобщем ликовании: для евреев победа пришла слишком поздно. Самая большая община в Европе – душа и основа всего народа – была почти полностью истреблена, вознеслась к небу дымом крематориев. Треть мирового еврейства были стерты с лица земли. 11 апреля — отмечается как Международный день освобождения узников фашистских концлагерей (слайд). Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 27 января - Международным днём памяти жертв Холокоста. И сегодня мы почтим память жертв Холокоста минутой молчания. Учитель: (Рефлексия) Вот и подошел к концу наш урок на тяжелую тему – трагедия Холокоста. Закончить урок я предлагаю, написав пожелания своему сверстнику в открытки, используя пять слов: небо, солнце, люди, жизнь, будущее. Мир ХХI века полон трудностей. Но когда над тобой светлое небо, яркое солнце, когда рядом с тобой твои любимые и дорогие сердцу люди, когда вокруг спокойно и безмятежно, хочется жить. И за всё это нужно сказать Большое Человеческое Спасибо тебе, Человек Великой Победы! Ты много потерял в этой борьбе, но ты сохранил для новых поколений свет, помогающий жить и любить жизнь (звучит еврейская народная музыка). Израильский специалист по истории Холокоста Иегуда Бауэр высказал замечательную мысль: “Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями”. Именно так мы обязаны заявить нынешним и будущим поколениям: никто не может и не имеет права быть равнодушным к антисемитизму, ксенофобии, другим проявлениям расовой или религиозной нетерпимости. Учитель: Спасибо за работу ребята! |
Регламент Начало утренних заседаний 10: 00 Международного конгресса «Уничтожение городов и деревень в Европе в годы Второй мировой войны» и международной научно-практической... | 1. Последствия Первой мировой войны Геополитические, социально-экономические,... Цель курса – изучение истории международных отношений в период между двумя мировыми войнами и на начальном этапе Второй мировой войны... | ||
Урок по конкурсу «Учитель года 2012» (11 класс). Тема: «На фронтах Первой мировой войны» Познакомить учащихся с причинами Первой мировой войны, с международными событиями, приведшими к началу мировой войны | 100-летие Первой мировой войны методическая консультация Второй мировой войны в 1939 году. В российской империи её также называли «Великой войной», «Большой войной», «Второй Отечественной»,... | ||
Методическая разработка урока. Обществознание, 6-й класс. Тема: повторительно обобщающий урок Второй мировой войны, Великой Отечественной войны, судьбах конкретных людей показать, какие ценности сохраняются в обществе и имеют... | Принцип работы и классификация реактивных двигателей Русско-Балтийском заводе еще в начальный период первой мировой войны самолет-истребитель рбвз-16 обладал максимальной скоростью полета... | ||
Ссср в 1950 – 1970-е годы Международная обстановка после второй мировой войны. Ссср в условиях холодной войны | М еждународная научно-просветительская конференция Адлерских чтений – международной научно-просветительской конференции «Проблемы национальной безопасности России: уроки истории и... | ||
Конспект музейного урока по истории России ХХ века. 9 класс. Тема... Изучить этапы Сталинградской битвы, доказать, что эта битва положила начало коренному перелому в ходе Второй мировой войны, показать... | Конспект урока истории для 9 «А» класса Тема: «Итоги Второй мировой войны. Оон» Цель урока: закрепить основные понятия, рассматриваемые в законах механики Ньютона | ||
Второй мировой войны вынуждены сейчас по-новому оценивать материал,... Т. о., моя тема – одна из актуальных и спорных тем в современной истории, так как | Международные отношения накануне и в начале Второй мировой войны.... Вопрос 48. Развитие партизанского движения и подполья в Беларуси в годы Великой Отечественной войны | ||
Виталий Иванович Масловский с кем и против кого воевали украинские... Виталий Масловский: «С кем и против кого воевали украинские националисты в годы Второй мировой войны» | Советско-германские экономические отношения накануне и в начальный период второй мировой войны | ||
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Древней Греции на рубеже V-IV вв до н э. «того, что можно уже с большой определенностью назвать пражурналистской деятельностью»1,... | Родился в семье судьи Отто Гильберта, в городке Велау близ Кёнигсберга... Родился в семье судьи Отто Гильберта, в городке Велау близ Кёнигсберга в Пруссии (после второй мировой войны — российский посёлок... |