Скачать 74.11 Kb.
|
Методическая разработка урока. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 6-й класс. ТЕМА: ПОВТОРИТЕЛЬНО – ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК «Проблема сохранения традиций в современном мире. ДЕТИ И ВОЙНА». Цели: - рассмотреть правила и нормы поведения в обществе; - рассмотреть проблему сохранения традиций в современном мире; - на примере истории Второй мировой войны, Великой Отечественной войны, судьбах конкретных людей показать, какие ценности сохраняются в обществе и имеют значение для человека в трудное для страны и для него время; -познакомить учащихся с понятием Холокост, охарактеризовать его основные черты, рассказать о судьбе детей в годы катастрофы; - развивать умение учащихся отстаивать свою позицию; - развивать учебно – исследовательские умения учащихся, критическое мышление; Оборудование урока: - Пособие «Три куклы», автор Ирит Абрамская, Яд Вашем. 2007 - «Чтобы знали и помнили», Память о Катастрофе в Яд Вашем, Яд Вашем, 2007 - Набор плакатов «И дал им Память и Имя…» - Презентация «Дети и война» - Карта «Вторая мировая война» (с вставкой «Концлагеря, созданные фашистами на территории оккупированных стран»). План урока: 1.Что такое социальные нормы? 2.Дети и война. 3. Судьба детей в годы Катастрофы. Три куклы. 4.Подведение итогов урока. Актуализация знаний: На наших последних уроках мы говорили о социальной структуре общества. Человеческое общество – это не сумма людей, а система. Общество имеет сложное строение. Общество можно представить в виде целостного социального организма, где каждая его сфера (сторона) выполняют особую функцию. ВОПРОС: Назовите 4 главные сферы общественной жизни? (Политическая, экономическая, духовная и социальная) ВОПРОС: Что составляет социальную сферу общества? (Наше общество представляет собой совокупность социальных групп. Взаимодействие людей в таких группах и между собой составляет социальную сферу общества.). ВОПРОС: Что такое социальная группа? (Социальная группа – это совокупность людей, выделенных по социально значимым признакам. Например, по возрасту, по половому признаку, по профессиональной деятельности, по месту жительства, по этнической принадлежности (нации, народности) Человек и общество не могут существовать без определённых правил и норм. Нормы поведения, принятые в обществе, обычаи, нравы, религия, законы сплачивают общество и поддерживают общественный порядок. ВОПРОС: Что такое социальные нормы? (Социальные нормы – это правила, установленные в обществе и регулирующие поведение человека. Некоторые из них пришли с глубокой древности. Тогда складывались у человека представления о том, что одобряется, а что осуждается другими людьми. Например, запрещалось убийство людей своего племени, людоедство. Нарушители подвергались суровым карам, избиению, изгнанию из племени). Мы знаем, что в обществе существуют множество видов социальных норм. ВОПРОС: Какие разновидности социальных норм вы знаете? (Обычаи и традиции, привычки, манеры, этикет, обряды, нравы и ценности, религиозные нормы и правовые нормы). ВОПРОС: Что такое обычай? Приведите примеры. (Обычаи, привычки закрепляют привычные образцы поведения. Это схема поведения в определённых ситуациях). ВОПРОС: Есть привычки и обычаи, которые переходят от одного поколения к другому, они превращаются в традиции. Что такое традиция? Приведите примеры. (Традиция – это всё то, что унаследовано от предшественников, от предыдущих поколений. Встречи ветеранов, выпускников школы, минута молчания и т.д.). ВОПРОС: Латинское слово «норма» обозначает буквально правило, образец. Нравы особенно оберегаются обществом. Что такое нравы и ценности? (Нравы – это обычаи имеющие моральное значение, формы поведения людей, которые бытуют в данном обществе и могу быть нравственно оценены. Например, безнравственно обижать слабого, оскорблять старших, унижать инвалида). ВОПРОС: Нравственность опирается на систему ценностей. Что такое ценности? (Ценности – это социально одобряемые и принимаемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, гражданственность. Они служат эталоном, образцом для всех людей). ВОПРОС: НАЗОВИТЕ, какие нравственные идеалы и ценности вам кажутся наиболее важными? (Справедливость, оказание помощи нуждающимся, уважение старших, доброта, гуманное отношение к людям, любовь к родине, забота о младших, слбых). ВОПРОС: Поведение людей в обществе регулируется также и с помощью правовых норм. Давайте вспомним, где закреплены правовые нормы, кем они охраняются? Легко ли следовать нормам морали? (Правовые нормы закреплены в законах, они охраняются государством. Законы общества защищают самые дорогие и почитаемые ценности: жизнь человека, человеческие права, человеческое достоинство, собственность.). 2. Дети и война. Читает учитель: Играют дети всей земли в войну, Но разве о войне мечтают дети? Пусть только смех взрывает тишину На радостной безоблачной планете! Над вьюгами и стужами седыми Вновь торжествует юная весна И как огонь с водой Несовместимы, Несовместимы Дети и война! Мы пушки сохраним, чтоб дать салют, Стволы их станут трубами органа, И в дружном хоре голоса сольют Под мирным небом в песне мира страны! Чтоб без войны все в мире жить могли, Пусть льдины злобы и вражды растают! Дружить давайте, дети всей земли! Пусть наша дружба с нами вырастает! Великая Отечественная война 1941-1945 гг… Сегодня тех, кто прошел через ту войну осталось немного. Они посвятили свои жизни нам, детям, потому что сражались за будущее своей страны. А как же их дети? Дети, оставленные без отцов и матерей, вечно голодные и несогретые… Дети, которым война оставила глубокую рану в сердце. Дети войны…Сейчас у них уже есть внуки, есть дом и все, чего так не хватало в годы войны. Но у них есть и воспоминания о жестоком времени, которое не щадило людей. В это время прошло их детство… Дети войны не любят вспоминать об этом периоде своей жизни. Слишком больно, слишком много жертв и потерь. Но и молчать об этом невозможно… Кроме страшного голода в памяти остался внутренний ужас смерти. Из воспоминаний ветерана войны: « тогда, еще ребенком, я увидел в детдоме, как умирал мальчик. Врачей у нас не было… Его кровать стояла рядом с моей. Вечером мы с ним еще разговаривали. Ночью он все стонал, и от этого стона невозможно было уснуть. А под утро его уже не было. Я всю свою жизнь вижу смерти, но эта смерть до сих пор вызывает какой-то страх. Это невозможно передать словами…» Дети, подростки, взрослые – им всем было тяжело во время войны. Тяжело жить и выживать, терять близких и любимых. Я помню, что когда началась война, мы, дети, как-то мгновенно повзрослели и по-другому стали относиться ко всему. Война сделала нас серьезнее, будто закалила. Сейчас, спустя многие годы, иногда думаешь: «Неужели это было с нами? Господи! Спасибо за то, что сегодня мы живем без войны, без голода и страха! Наши дети, они счастливы, у них все есть, у них есть счастливое детство!». Счастье детей – вот что самое главное, вот ради чего гибли люди…». 3. Учитель: Темой нашего урока является одна из малоизученных страниц Второй мировой войны - история Холокоста и Холокост в судьбе ветеранов войны, проживающих в Кондопожском районе. Через изучение Холокоста можно уяснить для себя, что демократические ценности в обществе не поддерживаются автоматически. Они нуждаются в защите. В русском языке слово «холокост», употребляется как термин, обозначающий политику преследования и уничтожения 6 000000 евреев нацистами и их пособниками после прихода Гитлера к власти в Германии и до окончания Второй мировой войны. Отличительными чертами Холокоста были: Преднамеренная попытка полного истребления целой нации, включая мужчин, женщин и детей, приведшая к уничтожению 60% евреев Европы и примерно 35% еврейского населения мира. Во время Второй мировой войны на оккупированных Германией территориях были построены лагеря смерти, предназначенные для убийства миллионов людей; Жестокие и часто приводящие к смерти антигуманные медицинские эксперименты, которые проводили нацисты над жертвами холокоста. Задание учащимся: назвать и показать на карте концлагеря, созданные фашистами в годы войны на территории оккупированных стран. . В музее Холокоста Яд Вашем (Yad Vashem) в Иерусалиме хранятся персональные документы о примерно 3 миллионах жертв. Сегодня мы говорим о судьбе детей в годы Катастрофы. Это одна из самых тяжёлых страниц истории. Вряд ли найдётся на свете ребёнок, у которого не было бы любимой игрушки, чего-то, что всегда занимает особое место в памяти детства. Сегодня нам предстоит познакомиться с тремя куклами, принадлежавшими трём маленьким девочкам из еврейских семей. Три девочки – три судьбы. Три истории, три жизни, из которых властной и жестокой рукой войны была вычеркнута самая счастливая пора - детство. Дети войны… Их чуткое сердце навсегда сохранило боль потерь... Далее учащиеся знакомятся с тремя куклами. (С сообщениями выступают Пылаева Элина, Тромза Арина, Елесова Ксения). В основе- текст пособия «Три куклы», рассказ сопровождается презентацией. После каждого рассказа детям предлагается ответить на вопросы, предложенные авторами Пособия. Например, после рассказа о кукле Клодин, «Почему так важно человеку оставаться самим собой?» (стр.12 пособия), после рассказа о кукле Джерте –«Какие ценности были главными в этой семье?»., «Как вы понимаете фразу «впервые в жизни нам с Джертой пришлось утешать маму?». СЛОВО предоставляется бывшей малолетней узнице Торгонской Александре Ивановне, которая в годы войны находилась вместе со своей мамой в концлагере Грифенбрайх, на границе Германии и Франции. (Она рассказывает о том «новом» порядке, который фашисты установили на оккупированной территории. Из воспоминаний ТАРГОНСКОЙ АЛЕКСАНДРЫ ИВАНОВНЫ, проживающей в п.Берёзовка Кондопожского района, 1939 года рождения, бывшей несовершеннолетней узницы концлагеря в г.Грифенбрайх (Германия): «Когда началась война, наша семья проживала в Белоруссии, в Гомельской области. Со слов мамы я знаю, что все люди еврейской национальности, проживавшие в нашем местечке, наши соседи, были арестованы и расстреляны в первые же недели немецкой оккупации…» Завершает своё выступление ветеран тем, что говорит о нравственных качествах, которые помогали людям и в войну оставаться людьми: взаимопомощь, желание помочь ближнему, поддержка, доброта, любовь родных и близких… Вывод: Человек и общество не могут существовать без определённых правил и норм. Нормы поведения, принятые в обществе, обычаи, нравы, религия, законы сплачивают общество и поддерживают общественный порядок. Каждый из нас ценит такие простые, казалось бы, само собой разумеющиеся вещи, как дом, семья, школа и общество сверстников – всё, чего насильственно были лишены ваши ровесники в годы войны. И через 65 лет после окончания самой страшной войны мир нуждается в защите. Будем беречь мир! ДОМА: подумать и написать мини-сочинение на тему: «ПОЧЕМУ именно дети нуждаются в защите своих прав со стороны общества и государства?» Автор: Остапчук Галина Юрьевна, учитель истории МОУ СОШ № 7 г.Кондопога Республики Карелия 06.02.09 г. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тип урока: Повторительно-обобщающий урок по теме “Генетика и здоровье человека ”. 10 класс | Урока: Образовательные Повторительно-обобщающий урок по теме Механическая работа, мощность, энергия в 7 классе | ||
Тема урока: Великая Отечественная война глазами современников и потомков.... Арм (автоматизированное рабочее место) учителя – класс («один ко многим») – фронтальная работа | Урок Цели урока Урок по русскому языку в 9 классе по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными и местоименно-определительными.... | ||
Урок – пара Тип урока Тип урока: Комбинированный урок: повторительно обобщающий с элементами проверки знаний | Урок математики. 8 класс. Тип урока : урок изучения нового материала.... Методическая разработка урока математики, учитель математики Стратий Е. Г., Мбоу сош №25 | ||
Урока: Повторительно-обобщающий урок по теме «Глагол» Цель урока: Обобщить полученные знания, уметь применить их на практике, привить любовь к родному краю | Разработка урока по теме «Welcome to my house!» («Добро пожаловать... Гоу детский сад №2519 имеет «Устав ( редакция №2)», принятый Советом педагогов детского сада №2519, Протокол №2 от 22. 06. 2009г | ||
Конспект урока практика: Возникновение цивилизаций в Египте и Месопотамии... Повторительно-обобщающий урок после изучения темы: «Западная Азия в древности». Урок 24 | Урок по истории в 6 классе. Тема : повторительно- обобщающий урок по теме «Киевская Русь» Воспитывать у учащихся интерес к истории нашей страны, любовь и уважение к прошлому нашего народа | ||
«Строение вещества. Механическое движение. Плотность вещества» Повторительно-обобщающий... Цель урока: закрепить полученные знания о строении вещества, механическом движении тела и плотности вещества; показать практическое... | Конспект урока по биологии. Тема: «Закономерности наследования признаков,... Сегодня у нас повторительно – обобщающий урок по теме «Основы генетики» это Эра генетики. Процесс познания: через историю к теории,... | ||
Урок географии и культуры еврейского народа, 8класс Повторительно-обобщающий урок после изучения темы: «Западная Азия в древности». Урок 24 | Урок русского языка в 11 классе Тема: «Повторительно-обобщающий урок... Автор: Васина Юлия Владимировна, учитель русского языка и литературы высшей категории | ||
Киевская Русь IX – первая четверть XII века. 6 класс Тип урока: повторительно-обобщающий, проводится с использованием информационно коммуникационных технологий (Интернет, мультимедийный... | Тема урока: Профессии Методическая разработка урока к учебнику Кузовлева В. П. Английский язык. 4 класс |