Методическая разработка урока. Обществознание, 6-й класс. Тема: повторительно обобщающий урок





Скачать 74.11 Kb.
НазваниеМетодическая разработка урока. Обществознание, 6-й класс. Тема: повторительно обобщающий урок
Дата публикации08.09.2014
Размер74.11 Kb.
ТипМетодическая разработка
100-bal.ru > Военное дело > Методическая разработка
Методическая разработка урока.

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 6-й класс.

ТЕМА: ПОВТОРИТЕЛЬНО – ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК

«Проблема сохранения традиций в современном мире. ДЕТИ И ВОЙНА».

Цели:

- рассмотреть правила и нормы поведения в обществе;

- рассмотреть проблему сохранения традиций в современном мире;

- на примере истории Второй мировой войны, Великой Отечественной войны, судьбах конкретных людей показать, какие ценности сохраняются в обществе и имеют значение для человека в трудное для страны и для него время;

-познакомить учащихся с понятием Холокост, охарактеризовать его основные черты, рассказать о судьбе детей в годы катастрофы;

- развивать умение учащихся отстаивать свою позицию;

- развивать учебно – исследовательские умения учащихся, критическое мышление;
Оборудование урока:

- Пособие «Три куклы», автор Ирит Абрамская, Яд Вашем. 2007

- «Чтобы знали и помнили», Память о Катастрофе в Яд Вашем, Яд Вашем, 2007

- Набор плакатов «И дал им Память и Имя…»

- Презентация «Дети и война»

- Карта «Вторая мировая война» (с вставкой «Концлагеря, созданные фашистами на территории оккупированных стран»).
План урока:

1.Что такое социальные нормы?

2.Дети и война.

3. Судьба детей в годы Катастрофы. Три куклы.

4.Подведение итогов урока.
Актуализация знаний:

На наших последних уроках мы говорили о социальной структуре общества.

Человеческое общество – это не сумма людей, а система. Общество имеет сложное строение.

Общество можно представить в виде целостного социального организма, где каждая его сфера (сторона) выполняют особую функцию.

ВОПРОС: Назовите 4 главные сферы общественной жизни?

(Политическая, экономическая, духовная и социальная)

ВОПРОС: Что составляет социальную сферу общества?

(Наше общество представляет собой совокупность социальных групп. Взаимодействие людей в таких группах и между собой составляет социальную сферу общества.).

ВОПРОС: Что такое социальная группа?

(Социальная группа – это совокупность людей, выделенных по социально значимым признакам. Например, по возрасту, по половому признаку, по профессиональной деятельности, по месту жительства, по этнической принадлежности (нации, народности)
Человек и общество не могут существовать без определённых правил и норм. Нормы поведения, принятые в обществе, обычаи, нравы, религия, законы сплачивают общество и поддерживают общественный порядок.

ВОПРОС: Что такое социальные нормы?

(Социальные нормы – это правила, установленные в обществе и регулирующие поведение человека. Некоторые из них пришли с глубокой древности. Тогда складывались у человека представления о том, что одобряется, а что осуждается другими людьми. Например, запрещалось убийство людей своего племени, людоедство. Нарушители подвергались суровым карам, избиению, изгнанию из племени).
Мы знаем, что в обществе существуют множество видов социальных норм.
ВОПРОС: Какие разновидности социальных норм вы знаете?

(Обычаи и традиции, привычки, манеры, этикет, обряды, нравы и ценности, религиозные нормы и правовые нормы).

ВОПРОС: Что такое обычай? Приведите примеры.

(Обычаи, привычки закрепляют привычные образцы поведения. Это схема поведения в определённых ситуациях).
ВОПРОС: Есть привычки и обычаи, которые переходят от одного поколения к другому, они превращаются в традиции. Что такое традиция? Приведите примеры.

(Традиция – это всё то, что унаследовано от предшественников, от предыдущих поколений. Встречи ветеранов, выпускников школы, минута молчания и т.д.).
ВОПРОС: Латинское слово «норма» обозначает буквально правило, образец. Нравы особенно оберегаются обществом. Что такое нравы и ценности?

(Нравы – это обычаи имеющие моральное значение, формы поведения людей, которые бытуют в данном обществе и могу быть нравственно оценены. Например, безнравственно обижать слабого, оскорблять старших, унижать инвалида).

ВОПРОС: Нравственность опирается на систему ценностей. Что такое ценности?

(Ценности – это социально одобряемые и принимаемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, гражданственность. Они служат эталоном, образцом для всех людей).

ВОПРОС: НАЗОВИТЕ, какие нравственные идеалы и ценности вам кажутся наиболее важными?

(Справедливость, оказание помощи нуждающимся, уважение старших, доброта, гуманное отношение к людям, любовь к родине, забота о младших, слбых).

ВОПРОС: Поведение людей в обществе регулируется также и с помощью правовых норм. Давайте вспомним, где закреплены правовые нормы, кем они охраняются? Легко ли следовать нормам морали?

(Правовые нормы закреплены в законах, они охраняются государством. Законы общества защищают самые дорогие и почитаемые ценности: жизнь человека, человеческие права, человеческое достоинство, собственность.).

2. Дети и война. Читает учитель:

Играют дети всей земли в войну,
Но разве о войне мечтают дети?
Пусть только смех взрывает тишину
На радостной безоблачной планете!
Над вьюгами и стужами седыми
Вновь торжествует юная весна
И как огонь с водой
Несовместимы,
Несовместимы
Дети и война!

Мы пушки сохраним, чтоб дать салют,
Стволы их станут трубами органа,
И в дружном хоре голоса сольют
Под мирным небом в песне мира страны!

Чтоб без войны все в мире жить могли,
Пусть льдины злобы и вражды растают!
Дружить давайте, дети всей земли!
Пусть наша дружба с нами вырастает!

Великая Отечественная война 1941-1945 гг… Сегодня тех, кто прошел через ту войну осталось немного. Они посвятили свои жизни нам, детям, потому что сражались за будущее своей страны. А как же их дети? Дети, оставленные без отцов и матерей, вечно голодные и несогретые… Дети, которым война оставила глубокую рану в сердце.
Дети войны…Сейчас у них уже есть внуки, есть дом и все, чего так не хватало в годы войны. Но у них есть и воспоминания о жестоком времени, которое не щадило людей. В это время прошло их детство… Дети войны не любят вспоминать об этом периоде своей жизни. Слишком больно, слишком много жертв и потерь. Но и молчать об этом невозможно…
Кроме страшного голода в памяти остался внутренний ужас смерти.

Из воспоминаний ветерана войны: « тогда, еще ребенком, я увидел в детдоме, как умирал мальчик. Врачей у нас не было… Его кровать стояла рядом с моей. Вечером мы с ним еще разговаривали. Ночью он все стонал, и от этого стона невозможно было уснуть. А под утро его уже не было. Я всю свою жизнь вижу смерти, но эта смерть до сих пор вызывает какой-то страх. Это невозможно передать словами…»
Дети, подростки, взрослые – им всем было тяжело во время войны. Тяжело жить и выживать, терять близких и любимых.

Я помню, что когда началась война, мы, дети, как-то мгновенно повзрослели и по-другому стали относиться ко всему. Война сделала нас серьезнее, будто закалила. Сейчас, спустя многие годы, иногда думаешь: «Неужели это было с нами? Господи! Спасибо за то, что сегодня мы живем без войны, без голода и страха! Наши дети, они счастливы, у них все есть, у них есть счастливое детство!». Счастье детей – вот что самое главное, вот ради чего гибли люди…».

3. Учитель:

Темой нашего урока является одна из малоизученных страниц Второй мировой войны - история Холокоста и Холокост в судьбе ветеранов войны, проживающих в Кондопожском районе. Через изучение Холокоста можно уяснить для себя, что демократические ценности в обществе не поддерживаются автоматически. Они нуждаются в защите.

В русском языке слово «холокост», употребляется как термин, обозначающий политику преследования и уничтожения 6 000000 евреев нацистами и их пособниками после прихода Гитлера к власти в Германии и до окончания Второй мировой войны.

Отличительными чертами Холокоста были:

Преднамеренная попытка полного истребления целой нации, включая мужчин, женщин и детей, приведшая к уничтожению 60% евреев Европы и примерно 35% еврейского населения мира.

Во время Второй мировой войны на оккупированных Германией территориях были построены лагеря смерти, предназначенные для убийства миллионов людей;

Жестокие и часто приводящие к смерти антигуманные медицинские эксперименты, которые проводили нацисты над жертвами холокоста.
Задание учащимся: назвать и показать на карте концлагеря, созданные фашистами в годы войны на территории оккупированных стран.

.

В музее Холокоста Яд Вашем (Yad Vashem) в Иерусалиме хранятся персональные документы о примерно 3 миллионах жертв.

Сегодня мы говорим о судьбе детей в годы Катастрофы. Это одна из самых тяжёлых страниц истории. Вряд ли найдётся на свете ребёнок, у которого не было бы любимой игрушки, чего-то, что всегда занимает особое место в памяти детства.

Сегодня нам предстоит познакомиться с тремя куклами, принадлежавшими трём маленьким девочкам из еврейских семей. Три девочки – три судьбы. Три истории, три жизни, из которых властной и жестокой рукой войны была вычеркнута самая счастливая пора - детство. Дети войны… Их чуткое сердце навсегда сохранило боль потерь...

Далее учащиеся знакомятся с тремя куклами.

(С сообщениями выступают Пылаева Элина, Тромза Арина, Елесова Ксения). В основе- текст пособия «Три куклы»,

рассказ сопровождается презентацией.

После каждого рассказа детям предлагается ответить на вопросы, предложенные авторами Пособия.

Например, после рассказа о кукле Клодин, «Почему так важно человеку оставаться самим собой?» (стр.12 пособия), после рассказа о кукле Джерте –«Какие ценности были главными в этой семье?»., «Как вы понимаете фразу «впервые в жизни нам с Джертой пришлось утешать маму?».

СЛОВО предоставляется бывшей малолетней узнице Торгонской Александре Ивановне, которая в годы войны находилась вместе со своей мамой в концлагере Грифенбрайх, на границе Германии и Франции. (Она рассказывает о том «новом» порядке, который фашисты установили на оккупированной территории.

Из воспоминаний ТАРГОНСКОЙ АЛЕКСАНДРЫ ИВАНОВНЫ, проживающей в п.Берёзовка Кондопожского района, 1939 года рождения, бывшей несовершеннолетней узницы концлагеря в г.Грифенбрайх (Германия):

«Когда началась война, наша семья проживала в Белоруссии, в Гомельской области. Со слов мамы я знаю, что все люди еврейской национальности, проживавшие в нашем местечке, наши соседи, были арестованы и расстреляны в первые же недели немецкой оккупации…»

Завершает своё выступление ветеран тем, что говорит о нравственных качествах, которые помогали людям и в войну оставаться людьми: взаимопомощь, желание помочь ближнему, поддержка, доброта, любовь родных и близких…
Вывод:

Человек и общество не могут существовать без определённых правил и норм.

Нормы поведения, принятые в обществе, обычаи, нравы, религия, законы сплачивают общество и поддерживают общественный порядок.

Каждый из нас ценит такие простые, казалось бы, само собой разумеющиеся вещи, как дом, семья, школа и общество сверстников – всё, чего насильственно были лишены ваши ровесники в годы войны.

И через 65 лет после окончания самой страшной войны мир нуждается в защите. Будем беречь мир!
ДОМА: подумать и написать мини-сочинение на тему:

«ПОЧЕМУ именно дети нуждаются в защите своих прав со стороны общества и государства?»
Автор:

Остапчук Галина Юрьевна, учитель истории

МОУ СОШ № 7 г.Кондопога Республики Карелия

06.02.09 г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическая разработка урока. Обществознание, 6-й класс. Тема: повторительно обобщающий урок iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тип урока: Повторительно-обобщающий урок по теме “Генетика и здоровье человека ”. 10 класс
Методическая разработка урока. Обществознание, 6-й класс. Тема: повторительно обобщающий урок iconУрока: Образовательные
Повторительно-обобщающий урок по теме Механическая работа, мощность, энергия в 7 классе
Методическая разработка урока. Обществознание, 6-й класс. Тема: повторительно обобщающий урок iconТема урока: Великая Отечественная война глазами современников и потомков....
Арм (автоматизированное рабочее место) учителя – класс («один ко многим») – фронтальная работа
Методическая разработка урока. Обществознание, 6-й класс. Тема: повторительно обобщающий урок iconУрок Цели урока
Урок по русскому языку в 9 классе по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными и местоименно-определительными....
Методическая разработка урока. Обществознание, 6-й класс. Тема: повторительно обобщающий урок iconУрок – пара Тип урока
Тип урока: Комбинированный урок: повторительно обобщающий с элементами проверки знаний
Методическая разработка урока. Обществознание, 6-й класс. Тема: повторительно обобщающий урок iconУрок математики. 8 класс. Тип урока : урок изучения нового материала....
Методическая разработка урока математики, учитель математики Стратий Е. Г., Мбоу сош №25
Методическая разработка урока. Обществознание, 6-й класс. Тема: повторительно обобщающий урок iconУрока: Повторительно-обобщающий урок по теме «Глагол»
Цель урока: Обобщить полученные знания, уметь применить их на практике, привить любовь к родному краю
Методическая разработка урока. Обществознание, 6-й класс. Тема: повторительно обобщающий урок iconРазработка урока по теме «Welcome to my house!» («Добро пожаловать...
Гоу детский сад №2519 имеет «Устав ( редакция №2)», принятый Советом педагогов детского сада №2519, Протокол №2 от 22. 06. 2009г
Методическая разработка урока. Обществознание, 6-й класс. Тема: повторительно обобщающий урок iconКонспект урока практика: Возникновение цивилизаций в Египте и Месопотамии...
Повторительно-обобщающий урок после изучения темы: «Западная Азия в древности». Урок 24
Методическая разработка урока. Обществознание, 6-й класс. Тема: повторительно обобщающий урок iconУрок по истории в 6 классе. Тема : повторительно- обобщающий урок по теме «Киевская Русь»
Воспитывать у учащихся интерес к истории нашей страны, любовь и уважение к прошлому нашего народа
Методическая разработка урока. Обществознание, 6-й класс. Тема: повторительно обобщающий урок icon«Строение вещества. Механическое движение. Плотность вещества» Повторительно-обобщающий...
Цель урока: закрепить полученные знания о строении вещества, механическом движении тела и плотности вещества; показать практическое...
Методическая разработка урока. Обществознание, 6-й класс. Тема: повторительно обобщающий урок iconКонспект урока по биологии. Тема: «Закономерности наследования признаков,...
Сегодня у нас повторительно – обобщающий урок по теме «Основы генетики» это Эра генетики. Процесс познания: через историю к теории,...
Методическая разработка урока. Обществознание, 6-й класс. Тема: повторительно обобщающий урок iconУрок географии и культуры еврейского народа, 8класс
Повторительно-обобщающий урок после изучения темы: «Западная Азия в древности». Урок 24
Методическая разработка урока. Обществознание, 6-й класс. Тема: повторительно обобщающий урок iconУрок русского языка в 11 классе Тема: «Повторительно-обобщающий урок...
Автор: Васина Юлия Владимировна, учитель русского языка и литературы высшей категории
Методическая разработка урока. Обществознание, 6-й класс. Тема: повторительно обобщающий урок iconКиевская Русь IX – первая четверть XII века. 6 класс
Тип урока: повторительно-обобщающий, проводится с использованием информационно коммуникационных технологий (Интернет, мультимедийный...
Методическая разработка урока. Обществознание, 6-й класс. Тема: повторительно обобщающий урок iconТема урока: Профессии
Методическая разработка урока к учебнику Кузовлева В. П. Английский язык. 4 класс


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск