Р. В. Григорьева методика выполнения научной студенческой работы по истории





Скачать 383.29 Kb.
НазваниеР. В. Григорьева методика выполнения научной студенческой работы по истории
страница1/3
Дата публикации01.08.2015
Размер383.29 Kb.
ТипУчебное пособие
100-bal.ru > История > Учебное пособие
  1   2   3

Министерство образования и науки Республики Казахстан



Павлодарский государственный университет

им. С. Торайгырова

Р.В. Григорьева




МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ НАУЧНОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ИСТОРИИ

Учебное пособие

для студентов исторических специальностей

Павлодар



УДК 378 ( 075)

ББК 74.58.63я75

Г83
Рекомендовано Ученым советом ПГУ им. С. Торайгырова
Рецензенты:

кандидат исторических наук, профессор Захаренко А.Л.

кандидат исторических наук, доцент Зозуля Т.Н.
Составитель Р.В. Григорьева
Г83 Методика выполнения научной студенческой работы по истории

/ сост. Григорьева Р.В. – Павлодар, 2006. – 29 с.

В учебном пособии рассмотрены основные методы выполнения научных студенческих работ начиная с младших курсов, кончая выпускным сочинениям, от выбора темы исследования до его защиты.


УДК 378 ( 075)

ББК 74.58.63я75
Григорьева Р.В., 2006

Павлодарский государственный университет

им. С. Торайгырова, 2006




Введение



Одним из обязательных видов работы студентов исторических факультетов, начиная с первого курса, является выполнение научных исследований, которые могут представлять итог работы семинаров по изучаемым на всех курсах специальным дисциплинам или по специальной тематике, разработанной на кафедре.

Тематика научных исследований, а к ним относятся курсовые и дипломная работы должна соответствовать профилю специальности и обеспечивать выполнение задач научного сочинения. Тема всех студенческих исследований должна быть конкретной и актуальной, по возможности иметь практическое значение и соответствовать современному состоянию и перспективам развития исторической науки.

Научное исследование должно выполняться на основе глубокого изучения литературы по специальности и направлению подготовки (учебников, учебных пособий, монографий, периодической литературы, лекционных курсов, нормативно- технической документации и т.д.).

Студенческое исследование должно иметь в соответствии с заданием разработку теоретических или практических вопросов, в краткой форме работа должна раскрывать творческий замысел автора, обоснование используемых методов исследования, цели и задачи выполняемой работы.

Объем исследования должен быть определен в зависимости от формы сочинения (курсовая на младших курсах, как правило, выполняется значительно меньшим объемом, чем на старших курсах от 15 до 30-40 страниц машинописного текста, дипломная работа выполняется объемом в 90-100 страниц рукописного текста или 70-80 страниц машинописного). Список использованной литературы и приложения в указанный объем не включаются.

Данное методическое пособие предназначается студентом университета, специализирующихся по истории, и призвано помочь им в подготовке курсового и дипломного сочинения , дать советы по его оформлению и защите . При этом представляется , что некоторые положения , направленные на формирование у студента навыков исторического исследования , могут оказаться полезными и при последующей работе молодого специалиста.




1 Курсовая работа



Научная студенческая работа – это важнейший этап подготовки специалистов историков в стенах высшего учебного заведения. Начиная с первого курса, одним из обязательных видов работы является выполнение курсовых сочинений, которые чаще всего представляют итог работы семинаров в течение всего учебного года. В стандартах различных лет, например, 2002 . 2003 годов указано, что такие работы готовятся по истории древнего мира на первом курсе, на втором – по истории средних веков, на третьем – по истории Казахстана – Новое время и на четвертом курсе по новейшей истории Европы и Америки.

Если студент не написал курсовую работу, то он как не выполнивший учебный план, не допускается к экзаменам и не может быть переведен на следующий курс.

Курсовая работа – это настоящее студенческое исследование. Поскольку пишется она по специальному предмету или по выбранной студентом специализации. Главная цель курсовой работы состоит в том, чтобы привить студентам навыки самостоятельной научно-исследовательской работы, что предполагает овладение основной методологической базой исторических исследований, приобретения умения работать с различными историческими источниками, осмысленно читать и критически воспринимать научную литературу, научиться четко, ясно, убедительно излагать свои мысли.

Курсовые работы студентов первого курса существенно отличаются по уровню и глубине рассмотрения темы от работ студентов последующих курсов обучения. Перед студентами второго и третьего курса ставятся более сложные задачи. Студенты старшекурсники обладают уже определенными навыками и приемами научного исследования, приобретенными на младших курсах. Усложнение задач, стоящих перед старшекурсниками, сопровождается повышением уровня требований к курсовой работе и критериев её оценки. Но эти изменения не меняют общих задач курсовой работы, и её места в подготовке квалифицированного специалиста.

Значение и правильное определение задач и характера курсовой работы резко возрастает в связи с тем, что для всех студентов университетов установлена обязательность выполнения дипломной работы. А она может быть полноценной только в том случае, если ей предшествуют курсовые работы, выполненные в предшествующие годы обучения.

Сложно писать курсовые сочинения студентам первого курса, так как они не обладают навыками исследовательской работы, не умеют работать с историческими источниками и научной исторической литературой. Поэтому целесообразно рассмотреть общие принципы подготовки и оформления курсовых сочинений на примере первого курса из опыта преподавания истории древнего мира.

Подготовка курсовых сочинений начинается с подготовки докладов и обсуждения их на занятиях семинара. Студенческие доклады готовятся по определенной, предложенной руководителем семинара, утвержденной кафедрой тематике. После обсуждения доклада, когда выявлены слабые и сильные его стороны студент приступает к переработке доклада в курсовую работу.

Продолжая свою творческую работу, студент в процессе доработки учитывает высказанные на семинаре замечания, привлекает новые документы и литературу.

Использование докладов в качестве основы для курсовых работ студентов первого курса может быть различным. Их выбор должен осуществляться строго индивидуально. Главная задача преподавателя в данном случае сводится к определению возможностей того или иного студента, степени сложности вопросов, которые он в силах решить. Курсовая работа даже на первом курсе должна представлять собой самостоятельное научное исследование студента и поэтому всегда следует оставлять известный простор авторской инициативе. Преподаватель должен помочь студенту найти и определить главное направление его дальнейшей работы.

Одним из путей переработки семинарского доклада в курсовую работу предусматривает сохранение прежней темы без существенных изменений. В этом случае студентам, успешно справившимся с докладом, полезно рекомендовать при переработке его в курсовую работу расширить круг источников и литературы по избранной теме, затронуть те её аспекты, которые в докладе не рассматривались. При этом источники могут быть более разнообразными по характеру или более сложными по составу, а в список литературы должны быть внесены исследования авторов, взгляды которых требуют критического подхода.

Студенты, доклады которых имели существенные недостатки, при переработке их в курсовую должны, прежде всего, их устранить. Одним из них требуется глубоко проработать методологическую и специальную литературу, другим - внимательно проанализировать источники, расширить фактический материал темы, третьим - дать более развернутые выводы и т.д.

Другой возможный путь для курсовой работы – изменение по сравнению с докладом прежней темы, её расширение. При таком варианте тема должна быть поставлена так, чтобы содержание доклада органически включалось в курсовую работу как одна из её составных частей. Этот путь также предполагает расширение круга привлекаемых источников и литературы.

Тема курсового сочинения практически намечается одновременно с темой доклада, чтобы студент имел ясную перспективу работы. Это позволяет ему рационально планировать свое время. При утверждении темы курсовой работы преподаватель учитывает обеспеченность её необходимыми источниками и литературой.

Качество курсовой работы зависит от того, каковы индивидуальные способности и степень подготовленности студента, его умение тщательно и систематически работать над историческими источниками, быстрота, с которой он усваивает новые приёмы работы, глубина его восприятия литературы и т.д.

Оценивая курсовую работу, следует исходить из того, насколько студент усвоил основные положения исторической науки, каковы его навыки в работе с историческими источниками и с исторической литературой. Курсовое сочинение ни в коей мере не должно быть компиляцией, построенной на сводке различных данных из монографий, учебников и т.д. К нему предъявляются более строгие по сравнению с семинарским докладом требования, прежде всего по практическому применению полученных знаний.

Уже на первом и тем более на последующих курсах курсовые сочинения должны базироваться на анализе исторических источников. Анализ фактического материала источников в курсовой работе должен осуществляться на основе применения основных методологических положений научной теории. Студенты должны показать, что имеют четкое представление о соответствующей исторической эпохе и специфике отдельных этапов её развития.

Поскольку курсовая работа – это самостоятельное научное исследование, её тема должна быть актуальной с точки зрения современного состояния науки. Актуальность выбранной темы, должна быть убедительно обоснована во введении.

Существуют некоторые различия в требованиях, предъявляемых к курсовым работам различных типов, Если выполненная работа носит теоретический характер, не имеющую выхода в практику, следует соответствующим образом выстроить её структуру. В начале работы помещается глава, в которой будет освещаться состояние отечественной и зарубежной научной литературы по теме исследования, проводиться сравнительный анализ, имеющихся точек зрения, методологий и методик изучения темы. Работа практического характера, как правило, делится на две главы, первая из которых посвящена изложению теоретико-методологических основ исследования, а вторая представляет собой практическую часть

Невзирая на все типологические различия, любая курсовая работа должна строится согласно существующим канонам, и иметь развернутый план-оглавление, введение, основную часть, состоящую обычно из двух глав, и заключение Примерный объем работы в целом должен составлять ориентировочно 15 – 30 печатных страниц. Из этого объема около 10 % обычно занимает введение, от 5 до 10 % - заключение [1].

Введение обязательно начинается с обоснования актуальности темы, и оно не должно быть слишком пространным и многословным. Тем не менее, основная задача студента сделать введение убедительным. Речь может идти не только об актуальности в узконаучном смысле, то есть о сложившейся внутри науки ситуации необходимости именно сейчас разработать эту тему. Можно там где это уместно, подтвердить актуальность выбора темы аргументами социального плана, обосновать её с точки зрения накопившихся социальных проблем.

Далее следует остановиться на описании степени разработанности темы в научной литературе. Здесь необходимо привести названия основных источников, охарактеризовать сложившиеся подходы и методы, отметить и оценить индивидуальный вклад в разработку проблемы различных ученых. Вместе с тем следует показать, что ещё осталось не разработанного в ней, так, чтобы было понятно, с какой целью студент за неё берется. Практика свидетельствует о том, что эти разделы курсовой работы представляют для студентов наибольшие трудности. Именно поэтому необходимо добиваться их качественного выполнения. Для студентов первого курса, объем, и содержание этих разделов можно несколько ограничить. Нет никакой необходимости требовать от них полной историографии проблемы. Сложность подобной задачи оказывается не под силу первокурсникам, она лишь толкает их на поиски материала для компиляции. Поэтому необходимо, чтобы студенты давали в своих курсовых работах оценку только изученных ими самими монографий и статей. Но одновременно следует требовать, чтобы эта оценка не носила описательного характера, а содержала обзор основных положений и характеристику, как достоинств, так и недостатков рассматриваемых трудов. Важно также, чтобы студенты, касаясь многоплановых трудов, не ограничивались их общей характеристикой, а выделяли и всесторонне оценивали те разделы, которые имеют непосредственное отношение к теме курсовой работы, показывая, что сделано для её изучения, какие проблемы остаются спорными и малоизученными [2]. Надо добиваться умения ясно выражать и аргументировать собственное мнение по спорным вопросам, оценку использованных ими книг или статей. Уже с первого курса необходимо привыкать к необходимости давать критику устаревших концепций и теорий. При выполнении названных требований характеристика литературы, построенная даже на ограниченном материале, будет, тем не менее, носить самостоятельный характер.

В источниковедческом разделе курсовой работы должны присутствовать не только формально описательные сведения об использованных источниках, но и ответы на вопросы о том, каковы назначение и характер документа, его структура, степень достоверности, содержащихся в нем данных, его особенности [3]. Следует также отметить, какие вопросы темы, он позволяет осветить и по каким вопросам не содержит материала.

Затем необходимо переходить к очень трудному этапу - формулировке целей и задач работы. Эта формулировка должна по возможности быть четкой и краткой. Её назначение – определить стратегию и тактику написания работы. Безусловным требованием к тексту курсовой работы является соответствие сформулированной цели и выполнение поставленных задач.

Наконец, необходимо коснуться методологии и методики исследования. Достаточно их просто будет назвать [4].

Основная часть курсовой работы посвящена решению поставленных во введении задач. Обычно в основной части выделяются две, реже три главы, каждая из которых выполняет свою функцию, в общей логике изложения. Здесь непременно присутствует фактический материал, привлекаемый в качестве аргументов и в качестве иллюстраций отдельных положений автора. Описание разных сторон исторического процесса должно быть конкретным, студент здесь должен показать свое умение строить изложение, исходя из фактов и опираясь на них. Следует отдавать предпочтение главным, решающим фактам, а не мелким деталям, иначе курсовое сочинение превратится в длинную, аморфную цепь второстепенных деталей и, увлекшейся студент не получит необходимых навыков классификации материала. Это может отрицательно сказаться на работе в последующие годы обучения, когда столкнется с цифровыми данными и статистическими материалами, являющимися одним из наиболее важных источников по социально – экономическим темам

Заключение содержит, сделанные автором работы выводы, итоги исследования. Оно должно быть кратким, в нём не нужны повторения и новый фактический материал Неплохо, если автор в конце заключения остановится на дальнейших перспективах исследования этой темы. Это может послужить заделом для написания следующих курсовых и дипломной работы [5].

Обязательное требование к курсовой работе -грамотное оформление научно – справочного аппарата (правильно составленные ссылки, библиография, включающая не только фамилии и инициалы авторов, полные названия монографий, статей и источников, но и точные указания места и года их издания). Сноски даются не только к цитатам, но и при использовании цифровых данных, изложении концепций историков и т. д. В правильно оформленных сносках указываются страницы используемых источников или исследований. Выполнение этих требований совершенно необходимо, так как в противном случае студенты привыкают к небрежности в обращении с источниками и литературой.

Если материал курсовой работы позволяет, то полезно предложить студентам составить именной и географический указатели к ней, что даст им навыки в области научно-вспомогательной работы

В отличие от семинарского доклада и реферата к курсовому сочинению предъявляются требования хотя бы относительной самостоятельности. Имеется в виду не самостоятельность изложения, которая желательна во всех перечисленных случаях, а самостоятельность научной мысли – насколько это допускает уровень профессионализма студента. Студент в своей работе должен продемонстрировать, насколько он овладел начальными навыками научного мышления. Для этого вполне достаточно просто квалифицированно и грамотно поставить проблему, постановка проблемы – это уже первый шаг в науку.

В ходе работы над курсовым сочинением руководитель проводит несколько консультаций и осуществляет контроль за работой студента. После выполнения работы преподаватель даёт на неё отзыв. Задача отзыва – подвести итог самостоятельной работе студента, показать, где автор достиг определенных успехов, а где остались слабые места, каким должен быть путь дальнейшего совершенствования работы. Даже при отличной оценке полезно6 показать, что автор не должен довольствоваться достигнутым, а должен развивать свои возможности, знания и умения

Выполнение курсовых сочинений, давая студентам, необходимые навыки научно-исследовательской работы, содействует приобретению ими педагогического и лекторского мастерства, способствует формированию высококвалифицированных специалистов – историков

Курсовая работа должна быть выполнена на стандартных листах (А-4);

Объём курсовой работы составляет 15–30 страниц машинописного или компьютерного текста;

Курсовая работа открывается титульным листом, (образец имеется на кафедре). На следующей странице план работы.

Каждый раздел курсовой работы начинается с соответствующего названия главы и с нового листа.

Библиография оформляется в следующем порядке:

а) номер библиографической ссылки;

б) фамилия автора, имя, отчество (сокращенно);

в) название книги;

г) подзаголовочные данные (название статьи, том);

д) выходные сведения: место издания, название издательства, год издания, количество страниц в книге.

Порядок защиты курсовой работы: для защиты курсового сочинения студент должен подготовить сообщение (не более 10 минут), в котором необходимо отразить актуальность избранной темы, цели и задачи исследования. Краткий анализ предмета изучения. Студент должен осветить основные проблемы. Сформулировать выводы. Показать значение фактического материала. Предоставляется характеристика – отзыв научного руководителя о курсовой работе. Определяется окончательная оценка.

Основными критериями оценки содержания и защиты курсовой работы являются:

- соответствие её предъявляемым требованиям по структуре, логике изложения и оформления;

- творческий подход к изложению проблемы, наличие навыков научно-исследовательской работы;

- способность студента к логическому мышлению, анализу, умению работать с источниками, научной и учебной литературой;

- уровень знаний студента, умение четко излагать своё мнение и аргументировано отвечать на заданные вопросы.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Р. В. Григорьева методика выполнения научной студенческой работы по истории iconСтуденческой научной
Материалы международной студенческой научной конференции (27 29 февраля 2012 г.) том 2
Р. В. Григорьева методика выполнения научной студенческой работы по истории iconПравила написания рефератов
Реферат представляет собой теоретическое изучение какого-либо понятия или явления. Этот вид студенческой работы является научной...
Р. В. Григорьева методика выполнения научной студенческой работы по истории iconСекция 1 Общественные науки в современном мире: актуальные вопросы...
Победители XVI всероссийской студенческой научной конференции «От творческого поиска к профессиональному становлению»
Р. В. Григорьева методика выполнения научной студенческой работы по истории iconМетодические указания по самостоятельной работе студентов
Методические указания предназначены студентам для выполнения самостоятельной работы по дисциплине «Вторичные метаболиты растений»...
Р. В. Григорьева методика выполнения научной студенческой работы по истории iconВ. В. Галыга Анализируется состояние воспитательной работы с молодежью...
Анализируется состояние воспитательной работы с молодежью в последние десятилетия, рассматриваются деятельность коллектива кафедры...
Р. В. Григорьева методика выполнения научной студенческой работы по истории iconМетодические указания по самостоятельной работе студентов
Методические указания предназначены студентам для выполнения самостоятельной работы по дисциплине «Избранные главы экологической...
Р. В. Григорьева методика выполнения научной студенческой работы по истории iconПравила оформления и представления студенческой научной работы на Открытый конкурс
Отобранные на факультетах для участия в открытом конкурсе студенческие научные работы представляются в управление научных исследований...
Р. В. Григорьева методика выполнения научной студенческой работы по истории iconПрограмма работы международной Студенческой научной конференции «юридическая...
Иншаков О. В. – д э н., профессор, ректор Волгоградского государственного университета, заслуженный работник высшей школы рф, заслуженный...
Р. В. Григорьева методика выполнения научной студенческой работы по истории iconРеферат: особенности выполнения и оформления
Реферат (от лат refero — докладываю, сообщаю), краткое изложение в письменном виде или в форме публичного выступления содержания...
Р. В. Григорьева методика выполнения научной студенческой работы по истории iconПротокол № заседания жюри межвузовской научной студенческой конференции...
Ответ, вероятно, находится в сознании каждого из нас. Для кого-то интуитивные знания побуждают к расширению кругозора и образованию,...
Р. В. Григорьева методика выполнения научной студенческой работы по истории iconПрограмма 47-й научной студенческой конференции 8 апреля 2015 г. Челябинск, 2015
Приглашаем Вас 8 апреля 2015 г принять участие в 47-й конференции по итогам научно-исследовательской работы студентов Челябинской...
Р. В. Григорьева методика выполнения научной студенческой работы по истории icon«И помнит мир спасенный», в котором приняли участие студенты 2-3...
Выступление посла россии в абхазии с. В. Григорьева на международной студенческой конференции, посвященной 65-й годовщине победы...
Р. В. Григорьева методика выполнения научной студенческой работы по истории iconУчебно-методический комплекс по мдк методика триз (теория решения изобретательских задач)
Составитель: Григорьева Александра Николаевна, преподаватель гбоу спо по «Опочецкий индустриально-педагогический колледж»
Р. В. Григорьева методика выполнения научной студенческой работы по истории iconИ 4 статьи, получено: 2 гранта и 184 награды
Факультет традиционно принимает активное участие, организует и проводит университетские мероприятия студенческой научной жизни
Р. В. Григорьева методика выполнения научной студенческой работы по истории iconУтверждена ученым советом факультета истории и археологии
Цель программы – проверка теоретической и научной подготовки поступающих в аспирантуру по дисциплинам всеобщей истории научной профиля...
Р. В. Григорьева методика выполнения научной студенческой работы по истории iconОтчет день студенческой науки в тюменской государственной академии...
Дня студенческой науки в 2011 году по согласованию с директорами институтов и колледжа искусств. Институт архитектуры, дизайна и...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск