Программа учебного курса для основной школы. Пояснительная записка





Скачать 235.73 Kb.
НазваниеПрограмма учебного курса для основной школы. Пояснительная записка
Дата публикации12.08.2015
Размер235.73 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > История > Программа
История Пензенского края

с древнейших времен до середины XIX века
Программа учебного курса для основной школы.
Пояснительная записка

Образовательная программа МБО СОШ с.Кижеватово среднего обшего образования по истории родного края составлена на основе регионального базисного учебного плана.Коренное обновление школьного образования, осуществляемое в стране, затронуло все аспекты преподавания истории. Процесс этот усложняется отсутствием единой концепции, но у него есть приоритетные направления:

  1. освоение духовных ценностей, выработанных человечеством, и формирование личностного отношения к ним;

  2. понимание специфики исторических закономерностей и связей;

  3. формирование умения оценивать исторические явления, понимать диалектику их развития, прогнозировать ход исторических событий;

  4. воспитание гражданственности, гуманизма, политической культуры, уважения к личности, правам человека, формирование национального самосознания.

Решению этих задач, без сомнения, будет содействовать изучение истории родного края.

Учебный курс "История Пензенского края" является частью регионального компонента содержания образования и, в соответствии с региональным базисным учебным планом, предназначен для изучения в 8 и 9 классах основной школы. Программа может послужить основой для факультативных занятий по краеведению.

Программа курса рассчитана на 68 часов (при 1 часе в неделю).

Задачи курса:

  1. обеспечивать учащимся возможность овладеть знаниями об историческом пути Пензенского края, его роли в истории страны, общности судеб с Отечеством и особенностях развития;

  2. формировать у школьников умения оперировать полученными знаниями, развивать способности критического анализа и оценивания фактов, явлений, процессов;

  3. приобщать подрастающее поколение к социальному опыту, духовным и нравственным ценностям предшествующих поколений земляков;

  4. воспитывать чувство уважения к многовековой истории края, помочь осознать необходимость служения своей великой и "малой" Родине;

- развивать стремление приумножать культурное наследие своего края и всей страны.

Программа базируется на концепции исторического образования, изложенной во временном государственном стандарте.

В основе курса лежат следующие методологические положения.

История края – неотъемлемая часть отечественной истории. История страны и история Пензенского края соотносятся как философские категории общего и особенного.

Своеобразие края, его роль в отечественной истории рассматриваются с учетом природно-географических особенностей, этнического состава населения, длительного окраинного положения.

Курс "История Пензенского края" призван показать учащимся развитие условий жизни и быта людей, населяющих родной край в разные периоды истории, их потребности, интересы, мотивы действий, эволюцию трудовой деятельности, развитие материального производства, изменение характера общественных отношений. Школьники получат представление о развитии этнических общностей в крае, динамике развития социальных слоев, классов, социальных движений, системы управления. Важной составляющей курса является раскрытие истории духовной культуры края, его вклада в культурное богатство Родины.

Курс предоставляет учащимся возможность узнать даты важнейших событий края, научиться работать с историческими краеведческими картами, получить знания о различных сторонах общественной жизни в крае и умения соотносить их с общеисторическим процессом.

Программа делится на разделы, соответствующие главам учебника: "Введение", "Первобытное общество", "Начало феодальной эпохи", "Развитие феодализма", "Вхождение Пензенского края в состав Русского государства", "Пензенский край в XVII веке", "Расцвет феодализма в XVIII веке", "Закат крепостной эпохи в первой половине XIX века" Пензенский край во второй половине XIX века.

Пензенский край в начале XX века.

"Мы наш, мы новый мир построим".

Суверенная Россия. Новая страница в жизни края.

В программе выделены рубрики:

Содержание исторического материала.

Проблемы для обсуждения, вопросы и задания.

Источники.

В программе выделены:

1. Содержание исторического материала.

2. Важнейшие умения и навыки учащихся.

3. Проблемы для обсуждения, основные виды вопросов и заданий.
1.Содержание исторического материала.

Введение

Место и роль Пензенского края в истории страны. Основные этапы и особенности истории края. Источники, формы и методы изучения. Значение изучения истории родного края.

Первобытное общество

Ледниковый период. Ископаемые животные. Заселение Волга-Донья в эпоху палеолита. Изменение климата. Начало заселения края. Мезолитические стоянки. Бродячие охотники-собиратели к производящему хозяйству. Неолит. Изобретение новых орудий труда, глиняной посуды. Стоянки. Контактная зона племен и их взаимоотношения. Энеолит. Возникновение комплексного хозяйства (охота, собирательство, рыболовство). Появление долговременных жилищ. Первое общественное разделение труда. Неравномерность развития степной и лесной зоны. Проникновение оседлых скотоводов в пределы края. Племена культуры боевых топоров. Племена срубной культуры. Бронзолитейное производство. Савроматы. Городища Пензенского края. Изготовление железных орудий труда. Племена конных охотников-фиссагетов. Коллективы первобытных людей. Предпосылки появления неравенства. Первобытные верования и искусство.
Начало феодальной эпохи

Переход от военной демократии к государственности. Хазарский каганат: территория, хозяйство, управление, верования, отношения с соседями. Население края и каганата.

Волжская Булгария. Вхождение Верхнего Посурья в состав Волжской Булгарии. Экономическая жизнь. Политическое устройство. Строительство городов и крепостей. Внешняя политика.

Возникновение Буртасского княжества. Взаимоотношения с Русью. Влияние Волжской Булгарии на развитие Пензенского края.

Этнические общности на территории края. Формирование мордовского этноса. Военные союзы мордовских племен. Борьба с внешними врагами. Возникновение феодальных образований. Хозяйственная жизнь, быт, верования.

Буртасы. Места расселения. Общественное устройство, образ жизни, духовные представления.

Мещера. Расселение мещеры в Пензенском крае. Основные занятия. Мещерская культура. Топонимика.

Сходство и различие в развитии Пензенского края и Руси в период раннего средневековья.
Развитие феодализма

Развитие края в X-XVI веках. Буртасское княжество. Социально-политическое устройство. Строительство городов и крепостей. Земледелие. Скотоводство. Ремесла. Торговля. Взаимоотношения с Русью, булгарами, мордвой.

Военная экспансия державы кочевников Великой Степи. Походы монгол на Волжскую Булгарию. Переправа через Волгу. Нузла. Стоянка Батыя. Разгром буртас и мордвы. Легенда о Нарчатке. Поход на Русь. Обезлюдение территории Пензенского края.

Возникновение Золотой Орды. Названия. Территория. Население. Столица. Социально-политическое устройство. Строительство городов. Экономика. Распад Золотой Орды. Формирование татарского народа. Своеобразие золотоордынского периода в истории Пензенского края. Золотоордынский улус Мохши. Наручадь. Нуриджан. Мохши – столица улуса. Расцвет города. Архитектура. Ремесла. Торговля. Деньги. Борьба ханов за власть. Гибель Мохши.

Возникновение Казанского ханства. Хан Улу-Мухаммед. Территория. Население. Экономическое развитие. Общественно-политический строй. Взаимоотношения с Русским государством.

Развитие культуры в X-XVI веках. Особенности развития культуры Пензенского края. Единство и своеобразие в развитии культуры разных народов края. Влияние религий на развитие культуры. Зодчество. Декоративно-прикладное искусство. Художественные ремесла. Устное народное творчество.
Вхождение Пензенского края в состав Русского государства

Русская колонизация XV-XVII веков. Причины и направления колонизации. Походы Василия III и Ивана IV. Пути движения войск. Строительство городов и сел. Присоединение края к Руси. "Дикое поле". Учреждение дозорной службы. Сторожи. Станицы. М.И.Воротынский. Засечные черты XVI-XVII веков. Набеги крымских и ногайских татар. Строительство острогов, городов. Заселение края.

Основание Пензы. Ю. Е. Котранский. Е. П. Лачинов. Гипотезы о происхождении названия Пензы. Превращение Пензы из военной крепости в провинциальный город Российской империи. Положение населения Пензенского края.
Пензенский край в XVII веке

Административно-территориальное деление. Военно-административное деление. Топонимика. Освоение края в первой половине XVII века. Экономическое развитие края. Складывание вотчинного хозяйства. Усиление эксплуатации населения края. Участие населения края в крестьянской войне под предводительством Степана Разина. М. Харитонов. В. Федоров. М. Дмитриев. Расправа над восставшими. Освоение Пензенского края в 70-80 годы XVII века. Строительство Пензенской засечной черты. Состав населения к концу XVII века.

Культура Пензенского края XVII века. Особенности развития культуры края, ее единство с общероссийской культурой. Язык. Декоративно-прикладное искусство. Быт. Архитектура края. Троице-Сканов монастырь. Распространение грамотности.


Расцвет феодализма в XVIII веке

Изменения в административно-территориальном делении Пензенского края. Экономическое положение. Дворянское землевладение. Дальнейшее закрепощение крестьян. Развитие сельского хозяйства. Рост феодальных повинностей. Промышленность. Торговля. Пензенский край – крупный очаг крестьянской войны под предводительством Е.И. Пугачева. Манифест Пугачева. Создание крестьянских отрядов. Е. Пугачев в Пензе. Петр Евстафьев. Яков Иванов. Действия восставших в крае. Подавление восстания.

Культура XVIII века – звено в развитии общероссийской культуры. Своеобразие культуры края. Христианизация местного населения. Просвещение. Архитектура. Помещичьи усадьбы. Декоративно-прикладное искусство. Театр. Быт народа.
Закат крепостной эпохи в первой половине XIX века

Система управления в крае. Пенза – губернский город. Пензенские губернаторы. Господство феодальных отношений. Новые направления в развитии экономики. Начало промышленного переворота в крае. Развитие рынка. Сельское хозяйство – основная отрасль экономики. Положение населения.

Пензенский край в годы войны 1812 года. Рост патриотических настроений. Сбор пожертвований. Участие пензенцев в военных действиях. Создание народного ополчения. Участие в заграничных походах.

Социальное движение в крае. Выступление крестьян и рабочих. Декабристы-пензенцы. Огарев и Сатин.

Исторические условия развития культуры в первой половине XIX века. Культура сельского населения края. Просвещение. Издательская деятельность. Театр. Зарождение живописной школы. Великие земляки: Ф. И. Буслаев, М. Ю. Лермонтов, В. Г. Белинский, М. Н. Загоскин.

Пензенский край во второй половине XIX века.

Крестьянская реформа

Пензенский край накануне великих реформ. Отражение противоречий экономического и политического положения страны в жизни края. Пензенский губернский дворянский комитет. Его проект крестьянской реформы. "Выкупной проект" либерального меньшинства губернского комитета. Требования крестьян. Отмена крепостного права.

Реализация реформы 1861 года. Размеры наделов. Четвертные наделы. Отрезки. Чересполосица и дальноземелье. Формы ликвидации крестьянского малоземелья: распашка целины, аренда и покупка земли. Выкупные платежи. Недоимки по выкупным платежам. Положение недоимщиков. Понижение выкупных платежей.

Взаимоотношения между дворянами и крестьянами. Отношение пензенских крестьян к реформе. Восстания крестьян, их требования. Другие формы крестьянского протеста против реформы 1861 года: отказ от подписания уставных грамот, требование четвертного надела, отказ от внесения выкупных платежей, отказ от наделов, требование возвращения отрезков, отказ от выполнения барщины, отказ от уплаты недоимков.

Итоги и значение реализации крестьянской реформы в Пензенском крае. Положение крестьян и дворян после реформы. Новые формы хозяйствования. Изменения в традиционном образе жизни.

Дворянское и крестьянское хозяйства. Техника обработки земли. Крестьянские промыслы. Ценностные ориентации жителей деревни Пензенского края. Судьба "дворянских гнезд".

Либеральные реформы второй половины XIX века

Земская реформа 1861 года и выборы в земские учреждения Пензенской губернии. Губернские и уездные земские собрания и земские управы: время образования, состав, деятельность. Финансовое положение земских органов. Земство в структуре управления губернией. Его роль в диалоге города и деревни. Вклад лучших представителей пензенской интеллигенции в работу земских учреждений и их деятельность в области народного просвещения, здравоохранения.

Осуществление судебной, городской, военной, финансовой и других реформ в крае.

Расцвет Пензенского предпринимательства

Особенности развития Пензенской губернии в пореформенный период. Противоречивое влияние реформ на промышленное развитие. Кризис промышленности, основанной на труде крепостных крестьян. Замена дворянских мануфактур фабриками купцов. Возникновение новых отраслей промышленности. Купцы и купеческие династии. Промышленники. Банкиры. Сельское предпринимательство. Строительство железных дорог в губернии. Увеличение числа рабочих, их положение. Изменение облика Пензы и малых городов. Быт, нравы, социальная психология населения края.

Общественное развитие Пензенского края

Охранители, либералы, народники и марксисты: поиски путей преобразования России. Отражение этих процессов в истории края. Лучшие представители пензенской интеллигенции пореформенной России и их духовные искания.

Культура Пензенского края второй половины XIX века

Демократизация культуры. Роль губернской интеллигенции в развитии образования. Земская школа, публичная библиотека – новые элементы провинциальной жизни. Значение провинциальной культуры для развития российской науки. Выдающиеся ученые-земляки П.Н. Яблочков, Н.Н. Бекетов, Г.А. Захарьин, Н.Ф. Филатов, А.А. Татаринов, Ф.И. Буслаев, В.О. Ключевский. Художественная культура Пензенской губернии. Литературная жизнь. Творчество В.А. Слепцова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, К.С. Лескова. Оживление театральной жизни. Создание народного театра в Пензе. Развитие музыкальной культуры. Открытие отделения Императорского русского музыкального общества. Музыкальные классы в Пензе. Первый киносеанс. Первый общедоступный художественный музей имени Н.Д. Селиверстова. Художественное училище. Характерные черты культурной жизни губернии второй половины XIX века.

Взаимодействие народов Пензенского края. Религия

Национальный состав населения Пензенского края. Быт и формы социальной жизни. Обычаи и культурные ценности русских, татар, мордвы, чувашей и представителей других народностей. Религиозные конфессии. Влияние религии на духовную и общественную жизнь.
Пензенский край в начале XX века

Пензенский край накануне революции

Наследие XIX века и новые явления в развитии края.

Промышленность края. Особенности индустриального роста в губернии. Признаки появления монополий (Русское общество спичечной торговли – РОСТ). Увеличение числа предприятий и рабочих.

Положение в деревне. Земельный вопрос в губернии. Помещичье и крестьянское хозяйство. Отработочная система. Трехпольное и монопольное хозяйство. Хозяйственно-предпринимательская деятельность помещиков. Рост бессословного землевладения. Купля-продажа и аренда земли. Крестьянская община. Дифференциация крестьянства. Отходничество. Крестьянское земледелие. Ярмарки.

Революционный кризис в России 1905-1907 годов и Пензенский край

Влияние революционных событий в стране на Пензенский край. Забастовочное движение пензенских рабочих. Крестьянские выступления. Отношение к революции пензенской интеллигенции. Выступления учащихся. "Рузаевская республика". Пензенцы-участники революционных выступлений на броненосце "Потемкине", декабрьского вооруженного восстания в Москве и др. Последствия революции, ее влияние на общественное сознание.

Столыпинская аграрная реформа в Пензенской губернии

Проведение реформы в Пензенском крае. Два пути укрепления надельной земли в личной собственности. Новые формы хозяйствования. Отруба и хутора. Преобладание в губернии принудительного выхода крестьян из общины.

Деятельность Пензенского отделения Крестьянского поземельного банка по реализации реформы. Продавцы и покупатели земли. Переселение крестьян.

Социально-экономические итоги реформы. Причины незавершенности столыпинской аграрной реформы. Отношение к реформе крестьян-общинников и крестьян-собственников.

Становление многопартийности и парламентаризма

Крупнейшие политические партии и их деятельность в Пензенском крае. Депутаты Пензенской губернии в I, II, III, IV Государственных Думах. Политизация населения.

Пензенский край накануне великих потрясений

Рост социальной напряженности. Жизнь представителей различных слоев общества нашего края в условиях первой мировой войны. Пензенцы на фронтах войны.

1917 год...

Политическая обстановка в Пензенской губернии после свержения самодержавия. Упразднение старых органов власти. Двоевластие. Создание органов власти Временного правительства. Губернский и уездный комиссары. Образование губернского Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов и уездных советов. Расстановка политических сил в губернии: эсеры, меньшевики, большевики и их борьба за массы. I, II губернские крестьянские съезды. Рабочее движение. Антивоенные выступления солдат гарнизона. Установление советской власти в Пензе и губернии. Союз большевиков и левых эсеров. Преобразования в хозяйственной сфере.

Культура начала XX века

Многообразие культурной жизни провинции. Образование. Земская библиотека. Культурно-просветительская деятельность губернской интеллигенции. Лермонтовское общество. Общество любителей естествознания И.И. Спрыгина. Развитие кинематографа. Наш земляк – великий актер русского немого кино И.И. Мозжухин. Театральная жизнь. В.Э. Мейерхольд в Пензе.

Литературная жизнь. А.И. Куприн, А.М. Ремезов, Р.Б. Гуль. Изобразительное искусство. Диалог столицы и провинции. Подвижническая деятельность К.А. Савицкого, Н.Ф. Петрова, И.С. Горюшкина-Сорокопудова. Художественные выставки. Проблема традиции и новаторства в живописи. Художники-авангардисты: А.В. Лентулов и В.Е. Татлин.

Музыкальная жизнь губернии. Музыкальная школа в Пензе. Хоровая культура. Деятельность А.А. Архангельского, А.В. Касторского.

Провинция – мощный духовный потенциал русской культуры "серебряного века".

Пензенский край в период гражданской войны

Начало гражданской войны в крае. Мятеж чехословацкого корпуса. Бой за Пензу. Пензенский край – база для формирования и обеспечения частей Красной Армии Восточного фронта. М.Н. Тухачевский. 1-я армия Восточного фронта. Мобилизация в Красную Армию. 20-я Пензенская пехотная дивизия. Пензенская губерния в прифронтовой полосе. Создание Пензенского укрепленного района. Помощь фронту. Антоновское движение на территории Пензенского края. Пензенцы-участники гражданской войны. Понятие "героизм" применительно к участникам гражданской войны. Гражданская война по оценкам участников и современников.
"Мы наш, мы новый мир построим")

Политика "военного коммунизма" и ее результаты

Милитаризация экономики губернии. Установление контроля над промышленными предприятиями. Работа предприятий на оборону. Трудовые повинности. Продовольственная диктатура и борьба за ее осуществление в Пензенском крае. Продотряды и комбеды. Крестьянские восстания. Продразверстка и ее результаты. Пензенский хлеб – Красной Армии и центральным промышленным губерниям. Кризис политики "военного коммунизма".

Пензенский край в годы нэпа

Переход к новой экономической политике и реализация основных ее направлений в экономической и социально-политической жизни края. Нэп в оценке современников. Итоги нэпа.

Индустриальное развитие Пензенского края в 1926-1941 годах

Необходимость продолжения дореволюционной модернизации экономики. Причины замедленных темпов восстановления промышленности в крае в 20-е годы. Индустриальная отсталость края. Условия и ход индустриального развития края, его особенности. Социально-психологическая обстановка. Лучшие производственники. Духовная энергия масс – один из ресурсов созидания. Итоги индустриализации.

Коллективизация

Пензенская деревня накануне "великого перелома". Начало коллективизации, ускорение ее темпов. Создание первой МТС. Создание Пензенского и Кузнецкого окружных боевых штабов для проведения раскулачивания: их функции, деятельность и ее последствия. Трагические судьбы раскулаченных семей. Первые колхозы и колхозники. Итоги коллективизации.
Общественно-политическая жизнь Пензенского края в 1930-е годы

Становление директивной экономики. Изменения в психологии и сознании людей. Складывание административно-командной системы. Репрессии. Идеологизация общественных организаций. Энтузиазм и страх глазами современников-пензенцев.

Культура 20-30-х годов

Преобразования Советской власти в области культуры. Элементы духовного раскрепощения в начале 1920-х годов. Народное творчество: ремесла, художественные промыслы. Зарождение физической культуры. Театр. Кино. Музыкальная культура. Изобразительное искусство. Литература. Раскол в среде интеллигенции. Отношение к религии. Образ жизни людей: материальные условия, нравственная и политическая культура, общественное сознание. Основные черты культуры 20-30-х годов: новые веяния, достижения, успехи и утраты.

Власть и церковь.

Пензенский край в годы Великой Отечественной войны

Мобилизация на территории области. Участие пензенцев в оборонительных боях летом и осенью 1941 года. Формирование соединений и частей Красной Армии в 1941 -1942 годах (10-я армия, 338-я и 354-я стрелковые дивизии и др.). Подготовка военных специалистов в пензенских училищах и учебных полках.

Перевод экономики области на военные рельсы. Размещение эвакуированных промышленных предприятий, учреждений и населения на территории области. Пензенская промышленность – фронту. Трудовые почины 1942-1945 годов. Всенародная помощь фронту. Пензенцы в боях за Сталинград, на Курской дуге и других боевых операциях 1942-1944 годов. Пензенцы-участники завершающих сражений Великой Отечественной войны. Цена победы. Участники о Великой Отечественной войне.

Послевоенные годы (1945-1953)

Перевод экономики на "мирные рельсы". Трудности первых послевоенных лет в подъеме индустрии. Реконструкция и новое строительство предприятий. Новые отрасли промышленности. Выход продукции пензенских заводов за рубеж.

Достижения и проблемы развития транспорта, строительства, связи. П.И. Паршин, М.П. Дворников, В.И. Джанполадов – крупные организаторы подъема промышленности Пензенской области. Передовики производства.

Диспропорции в развитии промышленности и сельского хозяйства. Образ жизни трудящихся. Нарастание критических настроений. Смерть И. В. Сталина и пензенцы.

От "оттепели" к "застою"

Начало демократизации общественной жизни. Новые подходы к народно-хозяйственным проблемам. Непоследовательность и противоречивость реформ 1960-х годов. Н. С. Хрущев в памяти наших земляков.

Основные направления развития промышленности. Новые промышленные объекты и отрасли индустрии. Рост количества НИИ и конструкторских бюро. Производство товаров народного потребления. Меры по улучшению условий труда и быта рабочих. Строительный бум в городах, повышение культуры градостроительства. Организаторы производства. Урбанизационные процессы в области, их негативные последствия.

Усиление ВПК в экономике области. Проблемы продовольственного обеспечения городов во второй половине 70-х годов.

Рост творческой активности народа. Общественные организации и молодежные объединения. Начало телевещания.

"Брежневщина" и ее последствия в духовной жизни общества. Начало кризисных явлений в общественно-политической и духовной сферах. Необходимость кардинальных перемен. Появление духовной оппозиции.

Пензенский край в 1980-е годы

Назревшая необходимость перемен. Курс на ускорение социально-экономического развития и его провал. Перемены в развитии экономики области. Спад производства. Сокращение жилищного строительства. Рост цен. Приватизация государственных предприятий. Изменение отраслевой структуры экономики области. Реорганизация колхозов и совхозов. Создание фермерских хозяйств. Курс на рыночные преобразования. Ошибки, просчеты, успехи в осуществлении экономической политики. Новые реалии в политической сфере в связи с реформой политической системы общества.

Партии и общественные движения. Эволюция взглядов на идею "перестройки" и концепцию "социализма с человеческим лицом". Сдвиги в массовом сознании. Отношение наших земляков к переменам.

Культура 50-80-х годов

Успехи в развитии народного творчества. Деревянное зодчество. Братья Сорокины. Народная мастерица и поэтесса Е. К. Медянцева. Развитие художественной самодеятельности. Пензенские спортсмены. Успехи Пензенского драматического театра. Художники Пензенской области. Организация отделения Союза писателей в Пензе и его деятельность. Пензенская проза и поэзия. Противоречивость культурной жизни края. Осознание частью народа необходимости "жить не во лжи".

. Суверенная Россия. Новая страница в жизни края

Пензенский край в 90-е годы

Отношение жителей Пензы и области к событиям 19-20 августа 1991 года. Начало радикальной экономической реформы и ее последствия для промышленного производства области. Новые направления в аграрной политике. Изменения в структуре местного управления.

Политические партии и их лидеры. Споры о перспективах и направлениях дальнейшего реформирования страны.

Духовная жизнь общества

Противоречивость культурного процесса: свобода творчества, отсутствие цензуры и партийного контроля, переосмысление исторического прошлого – с одной стороны, падение общекультурного уровня – с другой. Социальная поляризация общества, ее влияние на нравственную атмосферу в обществе. Споры о духовной жизни провинции: возрождение или регресс? Нерешенные проблемы культурной жизни Пензенского края.
Важнейшие умения и навыки учащихся

Организация педагогического процесса при изучении истории края должна обеспечить учащимся возможность узнать хронологию края, ступени развития общества, получить представление о заселении края, хозяйственной деятельности людей, их образе жизни, культуре, научить характеризовать события политической и социальной истории, понять взаимодействие народов, заселявших Пензенский край, их связи с внешним миром. Для этого необходимо сформировать у учащихся умения и навыки, обеспечивающие восприятие, понимание, осознание и закрепление в памяти учебного материала. К таковым относятся следующие умения:

  1. соотносить события и процессы истории родного края с определенным периодом, работать с хронологическими и синхронистическими таблицами, соотнося однотипные процессы и события истории края и отечественной истории;

  2. извлекать из исторической краеведческой карты сведения о процессах и событиях истории Пензенского края;

  3. устанавливать влияние географического фактора на характер исторического развития;

  4. анализировать и обобщать исторические факты и явления, определяя их сущность и причины, оценивая значение, давая характеристику историческим явлениям, выдающимся личностям (на основе изучения текста учебника, документов, иллюстраций, дополнительных сведений, полученных из литературы, экскурсий и пр.);

  5. характеризовать социально-хозяйственный уклад края на разных этапах развития, отмечать своеобразие социально-экономического развития края;

  6. излагать основные события политической истории, определять их причины и следствия;

  7. прослеживать изменения в этническом составе и социальной структуре Пензенского края;

  8. описывать крупнейшие социальные движения, происходящие в крае; объяснять причины, результаты, значение социальных движений, характеризовать их основных участников и лидеров, определять цели; понимать социальную основу восстаний;

  9. характеризовать религиозные верования разных народов;

  10. выделять основные достижения культуры народов края, характеризовать и оценивать памятники культуры, рассказывать об исторических условиях развития культуры, отмечать общие тенденции и своеобразие духовного и культурного развития Пензенского края и его народов, видеть процесс взаимопроникновения и взаимовлияния культур разных народов;

  1. на конкретных примерах характеризовать черты быта, обычаи, культуру народов края;

  2. работать с историческими документами, научно-популярной и справочной литературой, сопоставлять информацию разных источников, содержащиеся в них оценки событий и людей, обосновывать свое отношение к ним;

  3. составлять план-конспект параграфа учебника, фрагмента исторического источника, готовить доклад и выступать с ним, рецензировать доклады учащихся;

  4. участвовать в обсуждении, аргументировано высказывать свое мнение;

  5. применять исторические знания при анализе различных проблем развития Пензенского края.

ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ

на заседании педагогического совета Директор МБОУ СОШ с. Кижеватово

МБОУ СОШ с. Кижеватово В.В. Крюков

Протокол № от Приказ № от

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА МУЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ с.КИЖЕВАТОВО СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ИСТОРИЯ РОДНОГО КРАЯ
СОСТАВИТЕЛЬ: САМУШКИН П.Г.
с. Кижеватово 2012г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа учебного курса для основной школы. Пояснительная записка iconПояснительная записка исходными документами для составления рабочей...
Региональная программа учебного курса «Историческое краеведение» для учащихся 7-9 классов основной общеобразовательной школы
Программа учебного курса для основной школы. Пояснительная записка iconПояснительная записка Ведение рабочая программа по биологии для основной...
Истика учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета биология; описание ценностных ориентиров содержания учебного...
Программа учебного курса для основной школы. Пояснительная записка iconПояснительная записка Ведение рабочая программа обществознанию для...
Чебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Обществознание»; описание ценностных ориентиров содержания учебного...
Программа учебного курса для основной школы. Пояснительная записка iconПояснительная записка исходными документами для составления рабочей...
Программа предназначена для учащихся старшей школы, не занимающихся по программе профильного курса экономики
Программа учебного курса для основной школы. Пояснительная записка iconПояснительная записка содержание тем учебного курса учебно-тематический план
Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного...
Программа учебного курса для основной школы. Пояснительная записка iconПояснительная записка 1 Общая характеристика учебного предмета
России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего...
Программа учебного курса для основной школы. Пояснительная записка iconПояснительная записка. Основное содержание. Требования к уровню подготовки...
Курс является предметно-ориентированным. Для освоения курса необходимы базовые знания по курсу планиметрии основной школы. Содержание...
Программа учебного курса для основной школы. Пояснительная записка iconПояснительная записка Цель курса
Цель курса: создать условия для реализации минимума стандарта содержания образования за курс основной школы; отработать навыки решения...
Программа учебного курса для основной школы. Пояснительная записка iconПояснительная записка предлагаемая программа «Природоведение»
«Природоведение» предназначена для изучения в 5 классе основной общеобразовательной школы и является продолжением курса «Окружающий...
Программа учебного курса для основной школы. Пояснительная записка iconРабочая программа учебного плана по новой истории и истории России...
Данное тематическое планирование курса «История» состоит из 2 частей: «Новая история,1800 – 1917 гг.» и «История России 1800 – 1917...
Программа учебного курса для основной школы. Пояснительная записка iconПояснительная записка Кому адресована программа : рабочая программа...
При составлении программы использовалась «Программа базового курса «Информатика и икт» для основной школы» (авторы: И. Г. Семакин,...
Программа учебного курса для основной школы. Пояснительная записка iconПояснительная записка Предлагаемая программа представляет содержание...
Программа предназначена для изучения обществознания в 7 классе в течение 34 часов
Программа учебного курса для основной школы. Пояснительная записка iconПояснительная записка Данная рабочая программа составлена в соответствии...
В основе курса лежит концентрический принцип построения обучения. Изучение биологии в 6-9 классах обеспечивает базовый уровень подготовки...
Программа учебного курса для основной школы. Пояснительная записка iconРабочая учебная программа по изобразительному искусству. Пояснительная записка
Пояснительная записка (цели и задачи курса изобразительное искусство, общая характеристика учебного предмета, место предмета в учебном...
Программа учебного курса для основной школы. Пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе: Федерального...
Босова Л. Л. Программа курса информатики для основной общеобразовательной школы // Программы для общеобразовательных учреждений:...
Программа учебного курса для основной школы. Пояснительная записка iconРабочая программа учебного курса по Основам безопасности жизнедеятельности...
Рабочая учебная программа «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 8 класса представляет собой часть образовательной...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск