Пояснительная записка исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются





Скачать 134.78 Kb.
НазваниеПояснительная записка исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются
Дата публикации07.10.2014
Размер134.78 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Экономика > Пояснительная записка
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:

  • федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 г. № 1089;

  • примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;

  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004 г.

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.

Программа по экономике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.

Программа предназначена для учащихся старшей школы, не занимающихся по программе профильного курса экономики.

Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по темам курса, определён минимальный набор самостоятельных и практических работ, выполненных учащимися.

Программа включает три раздела: пояснительную записку, основное содержание с распределением учебных часов по темам курса, требования к уровню подготовки выпускников. Программа предлагает логическую последовательность изучения экономических вопросов.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по экономике представляет комплекс знаний по экономике, минимально необходимый современному гражданину России. Он включает общие представления об экономике, как хозяйстве и науке, об экономике семьи, фирмы и государства, в том числе международной сфере. Основные содержательные линии:

  • человек и фирма;

  • человек и государство;

  • экономика семьи.

Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят навыки, умения и ключевые компетентности, необходимые для социализации в экономической сфере.

Программа ориентирована на изучение российскими школьниками базовых экономических понятий, формирование у школьников общих, и в тоже время, достаточно цельных представлений о процессах, связанных с экономикой, бизнесом и предпринимательской деятельностью.

Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путём углубленного изучения прежде всего экономики фирмы и государства. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.

Освоение нового содержания осуществляется опорой на межпредметные связи с другими разделами обществознания, с курсами математики, истории, географии, литературы и др.

Цели:

Изучение экономики в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • развитие гражданского образования, экономического образа мышления; потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин; способности к изучению самоопределения и самореализации;

  • воспитание ответственности за экономические решения; уважения к труду и предпринимательской деятельности;

  • освоение системы знаний об экономической деятельности и об экономике России для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;

  • овладение умениями получать и критически осмыслить экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства;

  • формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач; освоения экономических знаний для будущей работы в качестве наёмного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.

МЕСТО ПРЕДМЕТА В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений России отводит 34 часа для обязательного изучения учебного предмета «Экономика» на этапе среднего (полного) общего образования или раздела экономики в предмете «Обществознание». Рекомендуется изучать экономику в 10 и 11 классах в течение одного полугодия из расчёта 1 час в неделю.

Программа рассчитана на 34 учебных часа. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объёме 4 часов для реализации авторских подходов, использованных форм организации учебного процесса, внедрения обучения и педагогических технологий.

ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ, НАВЫКИ И СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Экономика» на этапе среднего (полного) общего образования являются:

  • объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;

  • решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;

  • применение полученных знаний для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

  • умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;

  • поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

  • выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  • работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;

  • самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

  • участие в проектной деятельности, владение приёмами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдёт, если…»);

  • пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

  • владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

Результаты изучения курса «Экономика» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и экономически оправданного подхода к решению жизненных задач; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в экономической среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив.

Рубрика «Знать / понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и осознанно воспроизводится учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в т.ч. творческой: характеризовать, анализировать, объяснять, раскрывать на примерах, осуществлять поиск социальной информации, оценивать, формулировать собственные суждения и т.д.

В рубрике «Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач. Эти требования, как и некоторые другие результаты обучения, связанные с реализацией целей воспитания и развития личности учащихся, могут быть определены как прогнозируемые и не подлежат непосредственной проверке.

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ, ЛАБОРАТОРНЫЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ, ВЫПОЛНЯЕМЫЕ УЧАЩИМИСЯ

Не менее 25% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:

  • работу с источниками экономической информации, с использованием современных коммуникации (включая ресурсы Интернета);

  • критическое осмысление актуальной экономической информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;

  • решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;

  • освоение типичных экономических ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни (в школе, общественных местах и т.п.);

  • применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения;

  • аргументированную защиту своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;

  • написание творческих работ по экономическим вопросам.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

В результате изучения экономики на базовом уровне ученик должен

Знать / понимать:

  • функции денег, банковскую систему, причины различий в уровне оплаты труда, основные виды налогов, организационно-правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста.

Уметь:

приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, внешних эффектов, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем;

характеризовать: уровень заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики;

объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, причины международной политики.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности в повседневной жизни для:

  • получения оценки экономической информации;

  • составления семейного бюджета;

  • оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина.

УМК:

Учебник: Липсиц И.В. Экономика: В 2 кн. Кн. 1. Учебник для 10-11 кл. – М.: Вита-Пресс, 2008.

Для учителя: 1) Савицкая Е.В. Уроки экономики в школе: В 2 кн. Кн. 1. Пособие для учителя. – М.: Вита-Пресс, 2002.

2) Травин Е.Н. Уроки экономики в школе. Пособие для учителей экономики и обществознания – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2003.

3) Заиченко Н.А. Опорный конспект школьника по экономике: Пособие для учителя. – М.: Вита-Пресс, 2004.

4) Савицкая Е.В., Серегина С.Ф. Рабочая тетрадь по экономике: Для 10 кл. – В 2-х частях. Ч. 1. – М.: Вита-Пресс, 2004.

5) Равичев С.А., Григорьев С.Э., Протасевич Т.А., Свахин А.С. Сборник задач по экономике. (8 – 11 классы) – М.: МЦЭБО – Вита-Пресс, 2001.

6) Свеженец Ю.Н. Рабочая программа. Тематическое и поурочное планирование по экономике к учебнику И. Липсица «Экономика» (10 – 11-е классы). Серия «Здравствуй, школа!». – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.

Для учащихся:

Савицкая Е.В. Рабочая тетрадь по экономике № 1, 2. – М.: Вита-Пресс, 2005.

Тематическое планирование по курсу «Экономика» 10 класс

урока

Тема, урок

Кол-во часов

Дата

Основные знания и умения

Виды и формы контроля, КИМы

Дом. задание


1.

Тема 1. Понятие об экономике и её роли в жизни общества

Что такое экономика


1






Экономика как система хоз. жизни общества. Экономика как наука о закономерностях хоз. жизни общества. Понятие о микро- и макроэкономике и круг изучаемых ими проблем.



Вопросы




П. 1 в. Вопросы письменно в тетради.

2.

Основы хозяйственной жизни человечества

1




Даровые и эконом. блага. Специализация как способ увеличения производства эконом. благ. Типы специализации. Понятие о производительности труда. Причины возникновения торговли и её эконом. значение.

Терминологический диктант, решение задач

П. 2 в.

Сообщения о Г. Форде и А. Смите

3.

Ограниченность эконом. ресурсов и порождаемые ею проблемы


1




Потребности людей и их виды. Понятие об абсолютной и относительной ограниченности ресурсов. Основные виды. Неизбежность выбора при использовании ограниченных производственных ресурсов. Неизбежность выбора при использовании ограниченных ресурсов и его цена.

Решение задач

П. 3 в.

4.

Главные вопросы экономики

1




Главные вопросы эконом. жизни общества. Понятие о границе произв-х возможностей и описывающей её кривой. Проблемы при поиске ответов на основные эконом. вопросы.

Тестирование, решение задач

П. 4 в.


5.

Тема 2. Типы экономических систем и различия между ними

Понятие об эконом. системах. Традиционная, командная система

1






Понятие об эконом. системах и основные критерии их разграничения. Традиционная эконом. система. Командная система: особенности и дефекты.



Вопросы к семинару



П. 5, 7 в.

6.

Рыночная и смешанная система

1




Частная собственность как основа рыночной эконом. системы. Роль механизма цен как ориентира для продавцов и покупателей. Причины возникновения смешанной эконом. системы. Основные признаки. Роль рыночных механизмов в смешанной системе.

Заполнение таблицы, тестирование

П. 6, 8 в. Таблица


7.

Тема 3. Спрос и предложение как проявление эконом. интересов покупателей и продавцов

Что такое спрос



1





Понятие о спросе. Факторы формирования величины спроса. Эластичность спроса и её значение для продавцов.


Решение задач, термины и законы


П. 9 в.

8.

От чего зависит предложение товаров

1




Понятие о предложении. Факторы формирования величины предложения. Различия в мотивах рыночного поведения покупателей и продавцов.

Решение задач, термины и законы

П. 10 в.

9.

Тема 4. Рынок как механизм согласования интересов покупателей и продавцов

Формирование рыночных цен. Как достигается рыночное равновесие


1





Типы рыночных ситуаций: дефицит, затоваривание и равновесие. Понятие о равновесном кол-ве товаров и равновесной цене. Механизмы формирования рыночного равновесия.


Тестирование, решение задач



П. 11 – 13 в.



10.

Тема 5. Основы денежного механизма

Причины возникновения, формы и функции денежной массы



1






Причины изобретения денег. Виды денег. История возникновения бумажных денег. Понятие об эмиссии денег. Соврем. структура денежной массы. Функции денег в экономике. Роль денег как средства обмена, сбережения. Понятие об активах и их ликвидности. Понятие о бартере.



Решение экономических ситуаций



П. 14 – 17 в. Творческая работа



11.

Тема 6. Закономерности денежного обращения

Факторы формирования величины денежной массы



1






Факторы, определяющие необходимую стране массу денег. Понятие о скорости обращения денег и метод её определения. Закон обмена и его использование для анализа ситуации в денежном хозяйстве страны.



Решение задач, терминологический диктант




П. 18 в.

12.

Причины и виды инфляции

1




Причины возникновения инфляции и влияние на покупательскую способность денег. Виды инфляции. Эконом. последствия гиперинфляции.

Тестирование, решение задач

П. 19 в.


13.

Тема 7. Рынок труда

От чего зависит спрос на рынке труда. Факторы формирования предложения на рынке труда


1





Продавцы и покупатели на рынке труда. Что такое рабочая сила. Особенности труда как товара. Факторы, формирующие спрос на труд. Понятие о производ. характере спроса на рынке труда. Связь уровня оплаты труда с его производительностью и ценами изготавливаемой продукции. Закон спроса на рынке труда. Факторы, формирующие предложение на рынке труда. Закон предложения на рынке труда.


Решение задач, термины и законы

П. 20 – 21 в.



14.

Тема 8. Социальные проблемы рынка труда

Профсоюзы и трудовые конфликты



1






Профсоюзы как представители коллективных интересов продавцов труда. Закономерности развития профсоюзного движения. Основные направления деятельности профсоюзов. Влияние их деятельности на уровни занятости и заработной платы.



Решение экономических ситуаций



П. 26, 27 в.



15.

Тема 9. Проблемы безработицы

Что такое безработица. Виды безработицы



1





Понятие о безработице и критерии признания человека безработным. Расчёт уровня безработицы. Виды безработицы и причины её возникновения. Неполная занятость в России.


Тестирование, решение задач


П. 31, 32, 34 в.



16.

Тема 10. Роль фирм в эконом. жизни страны

Зачем создаются фирмы. Виды фирм



1






Причины возникновения фирм. Эконом. задачи фирмы. Виды фирм по российскому законодательству. Сравнительные характеристики различных видов фирм. Акционерное общество



Термины, экономический рассказ



П. 35 – 37 в.



17.


Тема 11. Фирмы и конкуренция

Виды прибыли и затрат фирмы и их эконом. значение



1





Понятие о внешних и внутренних ресурсах и затратах фирмы. Разница между бухгалтерскими и эконом. затратами фирмы. Понятие о нормальной прибыли владельца фирмы.


Тестирование, решение задач


П. 38 – 41 в.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются iconПояснительная записка Исходными документами для составления рабочей...
А. А. Летягин. География. Программы для общеобразовательных учреждений. 6-11 кл. – М.::«Вентана Граф» 2008г
Пояснительная записка исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются iconПояснительная записка Исходными документами для составления рабочей...
А. А. Летягин. География. Программы для общеобразовательных учреждений. 6-11 кл. – М.::«Вентана Граф» 2008г
Пояснительная записка исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются iconПояснительная записка исходными документами для составления рабочей...
Региональная программа учебного курса «Историческое краеведение» для учащихся 7-9 классов основной общеобразовательной школы
Пояснительная записка исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются iconПояснительная записка Исходными документами для составления рабочей...
...
Пояснительная записка исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются iconПояснительная записка. Исходными документами для составления рабочей...
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ №1312 от 09. 03....
Пояснительная записка исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются iconПояснительная записка Исходными документами для составления рабочей...
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Министерства образования РФ от 05. 03. 2004...
Пояснительная записка исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются iconПояснительная записка Исходными документами для составления рабочей...
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ №1312 от 09. 03....
Пояснительная записка исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются iconПояснительная записка Исходными документами для составления рабочей...
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ №1312 от 09. 03....
Пояснительная записка исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются iconПояснительная записка Исходными документами для составления рабочей...
Примерная программа среднего (полного) образования по географии. 10-11 классы. Базовый уровень (В. И. Сиротин, И. И. Душина, Е. М....
Пояснительная записка исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются iconПояснительная записка Данная программа составлена на основе примерной...
...
Пояснительная записка исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются iconПояснительная записка Данная программа составлена на основе примерной...
...
Пояснительная записка исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются iconПояснительная записка. Данная программа составлена на основе примерной...
...
Пояснительная записка исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются iconПояснительная записка исходными документами для составления рабочей...
Примерные программы, созданные на основе федерального компонента Государственного образовательного минимума
Пояснительная записка исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются iconПояснительная записка 7 класс Данная программа составлена на основе...
...
Пояснительная записка исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются iconПояснительная записка Программа составлена на основе федерального...
...
Пояснительная записка исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются iconПояснительная записка Данная программа составлена на основе примерной...
Программа предназначена в основном для учащихся, не планирующих в дальнейшем специализироваться в области географии и связывать...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск