Средневековые города на участке Великого Шелкового пути от Тараза до Аспары





Скачать 473.27 Kb.
НазваниеСредневековые города на участке Великого Шелкового пути от Тараза до Аспары
страница1/3
Дата публикации26.10.2015
Размер473.27 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > История > Автореферат
  1   2   3


УДК 903/904/(574) «653» На правах рукописи

НУРЖАНОВ АРНАБАЙ АБИШЕВИЧ


Средневековые города на участке Великого Шелкового пути

от Тараза до Аспары

07.00.06 - археология


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата исторических наук



Республика Казахстан

Алматы. 2010

Работа выполнена в Институте археологии им. А.Х. Маргулана Комитета науки Министерства образования и науки Республики Казахстан

Научный руководитель:

доктор исторических наук,

профессор, академик HAH PK

Байпаков К.М.


Официальные оппоненты:

доктор исторических наук

профессор Жолдасбаев С.Ж.





кандидат исторических наук

Туякбаев М.К.


Ведущая организация:

Карагандинский государственный

университет им. Е.А. Букетова


Защита состоится «27» октября в 14-00 час. на заседании диссертационного совета ОД 53.3.301 по защите диссертации на соискание ученой степени доктора исторических наук при Институте истории и этнологии им. Ч.Ч. Валиханова КН МОН РК (050010, г. Алматы, ул. Шевченко, 28).

С диссертацией можно ознакомиться в рукописном фонде Института истории и этнологии им. Ч.Ч. Валиханова КН МОН РК по адресу: 050010, г. Алматы, ул. Шевченко, 28.

Автореферат разослан «25» сентября 2010 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета

доктор исторических наук




А.Т. Капаева





ВВЕДЕНИЕ
Общая характеристика работы. Исследования средневековых городов Чу-Таласского междуречья носят первостепенное значение в вопросах изучения взаимодействия культур и цивилизации по Великому Шелковому пути, открывает новые возможности в воссоздании взаимовлияния города и степи. На обширном пространстве Центральной Азии сложилось уникальная система взаимодополняющих друг друга цивилизаций – оседло-земледельческая с развитыми городами, ремеслами, религией, письменностью, литературой, торговлей и ирригацией, с одной стороны, и номадная – с другой. На протяжении всей истории кочевники поддерживали тесные связи с городами и оседали в них. Это определило специфику культурно – исторических процессов, происходивших в оседло – земледельческих регионах. Тогда города и оазисы стали своего рода частью кочевого мира. В свою очередь в степи были не менее важной периферией оазисов, городов и оседлых государств. Тесное взаимодействие и взаимопроникновение разных хозяйственно – культурных и цивилизационных комплексов оказывало значительное влияние на процессы генезиса и эволюции государств, народов этноязыковой ситуации, расогенеза и т.д.

В Евразии это стало основой для возникновения динамичной системы, условно называемой «степь – город», которая продолжает существовать вплоть до нового времени. Структурные отношения в ней определили основные аспекты исторического развития континента, в результате чего сформировались многие народы и их система ценностей, мировосприятия, чего находит в современном состояние народов Казахстана и Центральной Азии. Несмотря на происходившие по евразийской оси процессы транскультурации, казахи смогли сохранять самобытность и не потеряли свою этническую территорию, складывавшуюся на протяжении многих веков.

Актуальность исследования. Международная торговля, расцвет ремесла приводят к тому, что интенсивно, особенно в VIII-X веках, развиваются городские поселения – центры экономической и культурной жизни. В VI-VIII вв. одна из ветвей Великого Шелкового пути связала долины рек Чу и Таласа с низовьями Амударьи и Едиля, Китаем, Восточным Туркестаном и Сибирью. Исследуемый регион издревле был связан с земледельческими культурами Средней Азии и Восточного Туркестана с VI-VII вв. и вплоть до монгольских завоеваний, входившими в тюркские государственные образования. Ставки, а затем и столицы каганатов, размещались на территории Жетысу и юга Казахстана. Это – Тараз, Кулан, Мерки, Аспара, Суяб и Баласагун. Эти городские центры расположены в зоне традиционных кочевий, но с использованием многовековых урбанистических традиций оседло-земледельческих народов. В пору раннего средневековья, в V-VII вв. н.э. урбанизационные процессы охватывают всю территорию Жетысу, интенсивно развивается оседлая культура, причем здесь значительную роль играют тюрко- согдийские культурные стандарты, ставшие эталонными для оседлой культуры Средней Азии и Казахстана.

В числе широкого круга проблем, связанных с урбанизацией, важное место занимали вопросы изучения торговых трасс, их изменения на протяжении всего периода средневековья, новой локализации городов, торговли, культурных связей.

П.И. Лерхом, В.В. Бартольдом, Н.Ф. Петровским, В.А. Каллауром, А.Н. Бернштамом, А.Х. Маргуланом, Е.И. Агеевой, Г.И. Пацевичем, К.М. Байпаковым, Л.Б. Ерзаковичем, У.Х. Шалекеновым, М. Елеуовым и др. проделана определенная работа по изучению древних караванных путей на территории Казахстана. Анализ письменных и археологических источников, позволил локализовать многие средневековые города, восстановить направление Великого Шелкового пути, найти другие дороги. Особенно эффективным в решении вопросов направления торговых дорог и локализации на них городов, оказался метод сопоставления китайских и арабских маршрутников (Сюан Цзяна и ибн Хордадбеха). Однако в письменных источниках упоминаются, в основном, главные караванные маршруты и редко – второстепенные, хотя дорог было множество, и их сеть постоянно менялась и расширялась. Определить направление таких путей очень трудно, но необходимо, так как сейчас внутренняя торговля между отдельными городами, городом и сельской округой, городом и степью считается слабоизученной.

Одним из малоисследованных, является район Киргизского хребта, включая известную дорогу от Тараза к городам в верховьях р. Талас. В данное время, нам известно, Киргизский хребет пересекало 8 караванных троп и 11 перевалов. Караваны двигались из степных районов через перевалы южного части хребта и обратно. Археологические исследования подтверждают тезис о взаимосвязи городов и маршрутов торговых связей, в системе которых развитие одного способствовало росту и расцвету другого.

Тесное сосуществование с кочевниками, непосредственным образом сказались на топографии и фортификации поселений. Города созданы по типу поселений, на рубеже VIII-IX вв. обводятся «длинными» валами, а наиболее крупные из них дополняются укреплениями со стороны караванной дороги.

Усиление системы защиты средневековых городов Чу-Таласского междуречья продолжается и X-XII вв.; втрое увеличивается количество укреплений, большая часть из которых, строится теперь в предгорной зоне, создавая линию обороны долин. Вновь построенные в IX-X вв. поселения, как и ранние, окружаются внешними стенами. Крупные города к XII в. имеют уже по два ряда длинных валов и по три – четыре укреплений возле них.

Налаженные торговые связи способствовали росту оседлых поселений и пополнению их новыми группами населения, как кочевого, так и оседлого. Внедрение в городскую среду новых этнических слоев находит отражение в процессе урбанизации исследуемого района.

Степень изученности проблемы. Историография городской культуры Средней Азии и Казахстана в целом, является созданием советской исторической науки, и в своем развитии прошла несколько этапов, начиная с первых рекогносцировочных и комплексных археологических экспедиций 1930-х годов. Итоги этого изучения нашли исчерпывающее отражение в работах советских археологов-востоковедов. Установлено, что древняя и средневековая Средняя Азия и Казахстан относится к системе урбанистических цивилизаций Южной и Западной частей Евразии.

Торговые фактории согдийцев по трассе Великого Шелкового пути, одна из ветвей которого с VI-VII вв. связала долины рек Чу и Талас с низовьями Амударьи и Волги, Южной Сибирью и Китаем, по справедливому заключению В.В. Бартольда стали основой для развития земледельческих поселений и городов. Этих проблем он касается во многих своих работах.

Большой вклад в разработку проблемы внес А.Н. Бернштам, практически первым возглавлявший широкомасштабные разведки и раскопки в Жетысу. Он разработал периодизацию культуры по археологическим комплексам, классификацию средневековой керамики, тюргешских монет, культовых и погребальных памятников согдийцев и тюрков, мусульманских построек и т.д. Ему принадлежит первенство по многим сторонам историко-культурных обобщений, к которым мы не раз будем возвращаться.

Цель исследования проследить процессы возникновения и становления городской культуры в древнетюркских каганатах Жетысу на протяжении шести веков, как интегральной части культуры Центральной Азии, достигается путем последовательного решения задач исследования:

– выявить функциональные элементы городской культуры поры раннего и развитого средневековья Центральной Азии на примере древнетюркских каганатов в Жетысу по имеющимся археологическим, историческим и другим источникам, отражающим ценности и нормы культурной жизни;

– раскрыть внутренние и внешние факторы, определявшие направление и динамику культурных процессов на примере средневековых городов;

– показать насколько возможно, целостную картину духовной жизни тюрков и согдийцев (через элитный пласт культуры), а также конфессиональных субкультур в городах средневекового Жетысу: приверженцев зороастризма, буддизма, манихейства, христианства, ислама;

– проследить линии культурного взаимодействия и сложения синкретической культуры в городах, с выделением археологических комплексов в процессе тюрко-согдийского синтеза;

– ввести в научный оборот накопленные археологические, архитектурные материалы для использования их в пропаганде культурного наследия народов, давно сошедших с исторической арены, синтезировавших опыт прошлых поколений в памятниках истории и культуры Казахстана.

Ставя столь сложные задачи диссертационного исследования, считаем необходимым отметить, что не все стороны культурной жизни этого периода освещены в равной степени. По отдельным отраслям культуры материалов просто нет, и этим объясняется некоторая эскизность картины культурного развития городов Жетысу в период раннего и развитого средневековья.

Предмет исследования заключается в картографировании памятников, выявлении особенностей исторической топографии и периодизации этнокультурной принадлежности.

Становление и развитие исторической топографии средневековых городов Чу и Таласа отражает общий процесс эволюции общества, поэтому изучение их в сопоставлении с материалами соседних регионов позволяет выявить общее и особенности в развитии исследуемого региона.

Объект исследования диссертационной работы «Средневековые города на участке Великого Шелкового пути от Тараза до Аспары» являются средневековые города от Тараза до Аспары.

Хронологические рамки исследования: середина VI – нач. XIII вв. – время становления феодальных отношений в Евразии. В публикациях по Центральной Азии о второй половине I тыс. н.э. принято говорить как об особой «древнетюркской государственности» и «древнетюркской цивилизации» в системе мировых сообществ.

Раннее средневековье (VI-сер. X вв.) отмечено коренными переменами во всех сферах жизни Центральной Азии: идет становление нового общественного строя после тяжелого экономического кризиса в оседлых цивилизациях; возникновение новых политических структур после распада древних кочевых союзов и «великого переселения народов»; массовые миграции на восток племен и народов в связи с арабским завоеванием Средней Азии; бурное развитие ремесла и торговли по трассам Великого Шелкового пути. Коренные изменения произошли в аграрном секторе, в социальной структуре общества, религиозно – церковной организации, в этническом составе населения. Все это не могло, не отразиться на материальных условиях жизни

Развитое средневековье. К XI-XII вв. на всей территории Центральной Азии утвердился феодальный строй. Он определял общественно-экономическую и политическую жизнь государств, в том числе и Караханидского каганата. Глубокие перемены в экономике, в социальном строе, в системе государственного управления, оказывали определяющее влияние на темпы и формы развития городской культуры

Научная новизна. В числе широкого круга проблем, связанных с урбанизацией, важное место занимали вопросы изучения торговых трасс, их изменение на протяжении всего периода средневековья, новой локализацией городов, торговли, культурных связей.

Автором составлены карты древних караванных путей Чу-Таласского междуречья, содержащие полную информацию о состоянии развития городской культуры в долине на разных исторических периодах.

Вкладом в науку являются классификация памятников и периодизация, новизной отличаются методы определения динамики развития и типологии памятников;

Проведена корреляция археолого-топографических исследований памятников с данными письменных источников, картографическим материалом и материалами аэрофотоснимков.

Материалы, вводимые диссертантом в научный оборот, интерпретированы с научной точки зрения, дополняют известные ранее исследования.

Выполненной работы являются: создание археологических карт памятников средневековых городов долины по историческим периодам, классификация памятников по различным параметрам и топографическим данным, метод определения динамики жизни по колебаниям количественного показателя археологических находок, метод типологии памятников на основе топографических, планировочных и функциональных данных.

Впервые введен в научный оборот полный комплекс керамики средневековых городов Юго-Западного Жетысу.

Проведено аэрофотографирование и инструментальное снятие планов и географических координат всех памятников.

Методология и методы исследования. Исследование выявляет общность и традиции закономерностей развития среднеазиатских городов и городских торгово-ремесленных центров на оседло-кочевнических окраинах. Зародышами города становятся феодальные замки или торткули – особый тип городов и поселений. Города образовываются у перекрестков караванных путей, на границе степи и культурных земель. В VI-VIII вв. одна из ветвей Великого Шелкового пути связала долины рек Чу и Таласа с низовьями Амударьи и Едиля, Китаем, Восточным Туркестаном и Сибирью. Исследуемый регион издревле был связан с земледельческими культурами Средней Азии и Восточного Туркестана с VI-VII вв. и вплоть до монгольских завоеваний, входившими в тюркские государственные образования.

Детальные археолого-топографические исследования памятников сочетаются с данными письменных источников, картографическим материалом и аэрофотоснимками. В числе широкого круга проблем, связанных с урбанизацией, важное место занимали вопросы изучения торговых трасс, их изменение на протяжении всего периода средневековья, новой локализацией городов, торговли, культурных связей.

Источниковая база исследования. Основными источниками послужили археологические материалы, полученные в ходе разведочных и раскопочных работ, материалы археологических экспедиций, а также случайные находки в коллекциях музеев региона и результаты исследований, содержащиеся в изданных ранее публикациях. Все это позволяет собрать обширный материал по исследуемой проблеме. Арабо- и персоязычные письменные источники достаточно хорошо проанализированы в многочисленных изданиях и досконально проработаны выдающимися востоковедами нашей эпохи – В.В. Бартольдом, В.Ф. Минорским и др., чьи труды являются «настольными» для нашего исследования. По данным «книг о путях м государствах» классической арабской географической литературы исследована историческая топография городов, локализация их на местности, демографическая ситуация, черты быта горожан IX-X вв. (Ибн Хордадбек, Ибн ал-Факих, ал-Истахри). К этой серии источников относятся и сочинения ал-Мукаддаси «Лучшее разделение для познания климатов», Кудамы ибн Джафара «Книга о земельном налоге», «Записки» Абу Дулафа, «Развлечение истомленного в странствии по областям» ал-Идриси и т.д.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Средневековые города на участке Великого Шелкового пути от Тараза до Аспары iconТема. События периода Великого поста Цели урока
Великом посте как «пути к Пасхе»; рассказать о понятиях «поста духовного» и «поста телесного»; познакомить детей с седмицами Великого...
Средневековые города на участке Великого Шелкового пути от Тараза до Аспары iconСредневековые города и Позднее Средневековье (XVI – нач. XVII вв.)
Цель: сформировать представление учащихся об эпохе Великих географических открытий
Средневековые города на участке Великого Шелкового пути от Тараза до Аспары iconПоложение об учебно-опытном участке Назначение учебно-опытного участка уоу
На пришкольном участке проводится работа учащихся в соответствии с программой по труду и биологии
Средневековые города на участке Великого Шелкового пути от Тараза до Аспары iconИз далекой Индии, страны красот, подвигов духа и великой мысли, шлю...
Ближении нового времени. Каждая эпоха имеет свой призыв, и сила мысли будет зовущим началом Нового Мира. Потому мы зовем вас к усвоению...
Средневековые города на участке Великого Шелкового пути от Тараза до Аспары iconКраткая рабочая программа «Учебно-полевой практик по методики обучения биологии» Курс
Цель: дать навыки работы на пришкольном учеб­но-опытном участке, научить организовать опытническую работу, использовать материалы...
Средневековые города на участке Великого Шелкового пути от Тараза до Аспары iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Например, это провода электрической линии, железнодорожные рельсы на прямолинейном участке пути. Нарушение параллельности рельсов...
Средневековые города на участке Великого Шелкового пути от Тараза до Аспары iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: поставить себя на место нуждающихся в помощи людей первый и самый главный шаг на пути к рождению в сердце великого человеческого...
Средневековые города на участке Великого Шелкового пути от Тараза до Аспары iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поставить себя на место нуждающихся в помощи людей  первый и самый главный шаг на пути к рождению в сердце великого человеческого...
Средневековые города на участке Великого Шелкового пути от Тараза до Аспары iconДревнерусское государство – когда и как
Но много земель восточных славян еще небыло связано с Киевом, а само Древнерусское государство протянулось сравнительно узкой полосой...
Средневековые города на участке Великого Шелкового пути от Тараза до Аспары iconБиологическое загрязнение и безопасность залива петра великого
Цель настоящего реферата – показать опасность бесконтрольного сброса судовых балластных вод и связанную с этим проблему заселения...
Средневековые города на участке Великого Шелкового пути от Тараза до Аспары iconТема: «Средневековые рыцари»
Фио автора – Белоусова Наталья Сергеевна, учитель истории и обществознания Петуховской сош №1
Средневековые города на участке Великого Шелкового пути от Тараза до Аспары iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В апреле нынешнего года отмечалась 150 летняя дата рождения великого реформатора и великого министра Петра Аркадьевича Столыпина....
Средневековые города на участке Великого Шелкового пути от Тараза до Аспары iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Альберта Великого в Кельне. Вступил в орден доминиканцев в 1244 г. В 1252 г вернулся в Париж, занимаясь там преподаванием до 1259...
Средневековые города на участке Великого Шелкового пути от Тараза до Аспары iconРайонная выставка конкурс «Моя лучшая творческая разработка мероприятия,...
Образовательная – расширить знания учащихся о жизни и деятельности великого русского ученого М. В. Ломоносова
Средневековые города на участке Великого Шелкового пути от Тараза до Аспары iconКнига Дж. X. Бреннана лучший способ знакомства с основами, упражнениями...
Высшей магии — к контакту с силами и разумом вселенной. Вы научитесь правильному выполнению Великого Действа, дающего власть над...
Средневековые города на участке Великого Шелкового пути от Тараза до Аспары iconУрок в 8 классе. Тема: «Выбор жизненного пути»
Составитель: Боровкова Татьяна Геннадьевна, учитель истории и обществознания моу-сош №25 города Балаково Саратовской области


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск