Конфликтология в социальной работе





Скачать 392.16 Kb.
НазваниеКонфликтология в социальной работе
страница1/3
Дата публикации05.03.2016
Размер392.16 Kb.
ТипУчебно-методическое пособие
100-bal.ru > История > Учебно-методическое пособие
  1   2   3


Министерство образования и науки Российской Федерации

Сибирский федеральный университет


КОНФЛИКТОЛОГИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

Учебно-методическое пособие

для семинарских занятий, самостоятельной работы, контрольных работ

специалистов и бакалавров очной и заочной форм обучения

Красноярск

СФУ

2012

УДК 364.4(07)

ББК 60.953.7я73

К652

Составитель Черкашина, Е.Ю.
Конфликтология в социальной работе: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. Е.Ю. Черкашина. Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2012. 30 с.
Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной работы, контрольных работ предназначено для студентов очной и заочной форм обучения по специальности «Социальная работа» (040101.65 специалист) и направлению «Социальная работа» (040100.62 бакалавр)

© Сибирский

федеральный

университет, 2012

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Уважаемые студенты!
При подготовке к семинарским занятиям от студента требуется:


  • Углубленное изучение и презентация тем с использованием разнообразных форм (доклады, проблемно-деловые игры, групповая работа, дискуссии и др.).

  • Обязательное выполнение всех контрольных письменных работ.

  • Привлечение новейшей научной литературы и нормативных актов при самостоятельной подготовке студентов к практическим занятиям.

  • Написание реферата по одной из тем и защита его на семинарском занятии в группе.


Условные обозначения, используемые в данном тексте:
 – домашняя работа, которую необходимо выполнить письменно к семинару.



– работа, которая будет выполняться письменно на семинаре.
Практические занятия




п/п

№ раздела

дисциплины

Наименование практических занятий,

объем в часах

1

1

История развития конфликтологических идей (6 часов)

1. Эволюция научных воззрений на конфликт: древнее время, средние века, новое время.

2. Современные концепции конфликта (взгляды Т.Парсонса, Л.Козера, Р.Дарендорфа).

3. История отечественной конфликтологии. Отрасли отечественной

конфликтологии.

4.История зарубежной конфликтологии. Проблема конфликта в зарубежной психологии. Западная социология конфликта.

Методы исследования и диагностики конфликтов (2 часа).

1.Методологические принципы исследования конфликтов.

2. Системный подход к изучению конфликтов.

3. Универсальная понятийная схема описания конфликта (А.Я.Анцупов).

4. Этапы конфликтологического исследования.

5.Применение методов психологии в конфликтологии:

экспериментальные исследования конфликта в лабораторных условиях; эксперименты с провоцированием конфликтов в естественных условиях; изучение специфических форм взаимодействия как моделей конфликта; тестовые и опросные методы.

Литература

  1. Аг А. Введение в теорию конфликтов. // Политология вчера и сегодня. М., 1991. Вып.3.

  2. Андреев В.И. Конфликтология: Искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов. Казань, 1992.

  3. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: теория, история, библиография. М.,1996.

  4. Атватер И. Я вас слушаю. М., 1988.

  5. Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта. // Социс. 1994. № 5.

  6. Дергачева Л.А., Кроз М.В., Липатов С.А. Исследование основных линий конфликтного взаимодействия в организации. // Конфликт в конструктивной психологии. Красноярск, 1990.

  7. Диксон Ч. Конфликт. СПб.,1997.

Дмитриев А.В. Конфликт на российском распутье. // Социс. 1993. №9.

  1. Ершов А.А. Социально-психологические аспекты конфликтов. // Социальная психология и социальное планирование. Л., 1973.

  2. Зиммель Г. Конфликт современной культуры. // Культурология. ХХ век. М.,1995.

  3. Запрудский ЮГ. Социальный конфликт: Политический анализ. Ростов-на-Дону: издательство Ростовского университета, 1992.

  4. Зеркин П.Д. Основы конфликтологии: Курс лекций. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998.

  5. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. М., 1996.

13.Конфликтология / под ред.А.С.Кармина. СПб.,1999.


2

2

Структурное описание конфликта (2 часа)

  1. Стороны (участники) конфликта;

  2. Условия конфликта;

  3. Предмет конфликта;

  4. Действия участников конфликта

  5. Исход (результат) конфликта.

Динамические характеристики конфликта (2 часа)

1. Стадии и фазы конфликтного процесса: предконфликтная ситуация, инцидент, эскалация, кульминация, завершение конфликта, постконфликтная ситуация.

2. Формы и механизмы конфликтного противоборства сторон.

3. Последствия конфликта.

Причины возникновения конфликтов (12 часов)

1.Объективно-субъективная природа конфликтов.

2. Социально-психологические причины конфликтов.

3. Организационно-управленческие причины конфликтов.

4. Личностные особенности и конфликт.

Литература

  1. Зеркин П.Д. Основы конфликтологии: Курс лекций. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998.

  2. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. М., 1996.

  3. Кандыбо В.И., Басков В.П. Введение в конфликтологию. Ярославль, 1993.

  4. Кичанова И.М. Конфликт: за и против. М.,1978.

  5. Коновалов В.В. Конфликт. Л., 1988.

  6. Конфликтология / под ред.А.С.Кармина. СПб.,1999.

  7. Кудрявцев В. Юридический конфликт. // Государство и право. 1995. № 9.

  8. Кудрявцев С.В. Конфликт и насильственное преступление. М., 1991.

  9. Лефевр В.А., Смолян Г.Л. Алгебра конфликта. М., 1968.

  10. Маецкий З. Социальные конфликты. М.,1974.

  11. Международные конфликты. М.,1972.

  12. Олейник А.Н. Основы конфликтологии. Психологические средства деятельности сотрудников органов внутренних дел в ситуации конфликтов. М.,1992.

  13. Основы конфликтологии. / под ред. В.Н.Кудрявцева. М.,1997.

  14. Петровская Л.А. О понятийной схеме социально-психологического конфликта. // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. М.: МГУ, 1977.

  15. Преториус Р. Теория конфликта. // Полис. 1991. № 5.

  16. Сергоманов П.А., Хасан Б.И. Кто такой посредник? // Бюллетень клуба конфликтологов. Красноярск, 1991. Вып. 1.

  17. Скворцов В.В. Способы разрешения конфликтов. М.,1986.

  18. Стойко Н.Г., Попов А.Н. Конфликт норм и целей уголовно-процессуальной деятельности в России: актуальность поиска новой модели уголовного процесса. // Бюллетень клуба конфликтологов. Красноярск, 1995. Вып. 4.

  19. Тексты, эксперименты, игровые процедуры для изучения конфликта. / Сост. Б.И.Хасан. Красноярск, 1990.

  20. Теория и методология социальной работы. М., 1994.

  21. Усс А.В. Вторичное нормирование как средство сдерживания социальных конфликтов. // Бюллетень клуба конфликтологов. Красноярск, 1991. Вып. 1.

  22. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения. М., 1992.

  23. Фишер Р., Эртель Д. Подготовка к переговорам. М.,1996.

  24. Хасан Б.И. К разработке прикладной психологии конфликта. // Методологические проблемы оснований науки. Киев, 1986.

  25. Хасан Б.И. Конструирование и организация конфликтов в обучении. // Развитие прикладных психологических исследований и разработок. Тезисы докладов и сообщений на научно-практической конференции 26 -–28 августа 1986 г. М., 1986.

  26. Хасан Б.И. Экстериоризация внутреннего конфликта при решении коммуникативных задач. // Интеллектуальные системы и имитация. Новосибирск, 1985.

  27. Хасан Б.И. Операции рефлексивной коррекции в конфликтном взаимодействии. // Проблемы логической организации рефлексивных процессов. Тезисы докладов и сообщений к научно-методической конференции 2-4 декабря 1986г. Новосибирск, 1986.

  28. Хасан Б.И. Конструирование продуктивного конфликта – необходимый компонент в технологии обучения. // Современные технологии образования. Красноярск: КрасГУ, 1994.

  29. Хасан Б.И. Психотехнические стратегии в прикладной конфликтологии. // Бюллетень клуба конфликтологов. Красноярск, 1991. Вып. 1.

  30. Хасан Б.И. Природа и механизмы конфликтофобии. // Конфликт в конструктивной психологии. Красноярск, 1990.

  31. Хасан Б.И. Психотехника конфликта. Красноярск, 1995.

  32. Юридическая конфликтология./ Отв. ред. В.Н.Кудрявцев. М.,1994.




3

3

Разрешение конфликтов: конфликтологическая традиция (4 часа)

Теоретические вопросы:

  1. Основные понятия управления конфликтами.

  2. Работа с конфликтами.

  3. Участие третьей стороны.

  4. Типология конфликтных личностей.

Работа с конфликтами: психологическая традиция (4 часа)

Теоретические вопросы:

  1. Психотерапия.

  2. Психологическое консультирование.

  3. Групповая психотерапевтическая работа.

Посредничество психолога в разрешении конфликта (4 часа)

Теоретические вопросы:

  1. Работа терапевта с реальными ситуациями межличностных отношений.

  2. Принципы психологического посредничества.

  3. Барьеры коммуникации в конфликте и возможность взаимопонимания

Процесс психологического посредничества.

Литература

  1. Аг А. Введение в теорию конфликтов. // Политология вчера и сегодня. М., 1991. Вып.3.

  2. Андреев В.И. Конфликтология: Искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов. Казань, 1992.

  3. Анцупов А.Я. Социально-психологические проблемы предупреждения и разрешения межличностных конфликтов во взаимоотношениях офицеров. М., 1992.

  4. Атватер И. Я вас слушаю. М., 1988.



  5. Беркли-Ален М. Забытое искусство слушать. СПб.,1997.

  6. Гласс Л. Вредные люди. СПб.,1997.

  7. Горелик В.А., Горелов А.Ф., Кононенко А.Ф. Анализ конфликтных ситуаций в системе управления. М., 1991.

  8. Гришина Н.В. К вопросу о предрасположенности к конфликтному поведению.// Психические состояния. Л.:ЛГУ, 1981.

  9. Гришина Н.В. Давайте договоримся. СПб.,1993.

  10. Громова О.Н. Конфликтология. М.,1993.

  11. Дональдсон М.К., Дональдсон М. Умение вести переговоры для чайников. Киев-Москва, 1998.

  12. Дэна Д. Преодоление разногласий. СПб,1994.

  13. Емельянов Ю.Н. Обучение паритетному диалогу. Л.,1991.

  14. Каррас Ч.Л. Искусство ведения переговоров. М., 1997.

  15. Ковачик П., Малиева Н. Предупреждение и разрешение конфликтов. М., 1994.

  16. Корнелиус Х., Фэйер Ш. Выиграть может каждый. М.: Стрингер, 1992.

  17. Курс ведения переговоров с установкой на сотрудничество. / Под ред. Е.Н. Ивановой. Рига-СПб.,1995.

  18. Мастенбрук В. Переговоры. Калуга, 1993.

  19. Скворцов В.В. Способы разрешения конфликтов. М.,1986.

  20. Скотт Д. Конфликты. Пути их преодоления. Киев, 1991.

  21. Советы психолога менеджеру./ под ред. М.К. Тутушкиной. СПб.,1994.

  22. Стойко Н.Г., Попов А.Н. Конфликт норм и целей уголовно-процессуальной деятельности в России: актуальность поиска новой модели уголовного процесса. // Бюллетень клуба конфликтологов. Красноярск, 1995. Вып. 4.

  23. Стюарт Я., Джойнс В. Современный транзактный анализ. СПб.,1996.

  24. Тексты, эксперименты, игровые процедуры для изучения конфликта. / Сост. Б.И.Хасан. Красноярск, 1990.

  25. Теория и методология социальной работы. М., 1994.

  26. Усс А.В. Вторичное нормирование как средство сдерживания социальных конфликтов. // Бюллетень клуба конфликтологов. Красноярск, 1991. Вып. 1.

  27. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения. М., 1992.

  28. Фишер Р., Эртель Д. Подготовка к переговорам. М.,1996.


Методическое обеспечение самостоятельной работы
и контрольных работ для студентов очной
и заочной формы обучения



  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Самостоятельная работа студентов в рамках учебного курса «Конфликтология в социальной работе» включает в себя:

  • самостоятельное изучение теоретического материала и подготовку к семинарским занятиям, повторение и осмысление изученного материала, изучение новейшей научной литературы при самостоятельной подготовке студентов к практическим занятиям (30 часов);

  • подготовку к промежуточному и итоговому тестовому контролю (14 часов);

  • выполнение контрольной работы (реферата объемом не менее 10 страниц) на предложенную тему (20 часов).

Задания на самостоятельную работу можно получить у методиста кафедры теории и методики социальной работы. Методические материалы, необходимые для самостоятельной работы находятся в методическом кабинете по проблемам теории и практики социальной работы на полке «Конфликтология» и в библиотеке на студенческом абонементе.
Темы рефератов

  1. Основные направления в разработке теории конфликта.

  2. Социологическое направление в разработке теории конфликта.

  3. Психологическое направление в разработке теории конфликта.

  4. Конфликтология в системе социальных дисциплин.

  5. Конфликтология и социальная работа.

  6. Понятие конфликта. Подходы к определению понятия конфликта.

  7. Конфликт и конфликтная ситуация. Критерии выявления.

  8. Структура конфликта. Основные элементы структуры конфликта.

  9. Функции конфликта, их классификация. Практическое использование знаний об основных функциях конфликта в деятельности социального работника.

  10. Типология конфликтов, ее значение для практической деятельности социального работника.

  11. Конфликт как социальный феномен.

  12. Конфликт и социальное противоречие.

  13. Детерминация конфликта. Классификация причин конфликта и ее практическое использование в деятельности социального работника.

  14. Возникновение конфликта.

  15. Этапы развития конфликта, их основное содержание. Критерии выявления этапа развития конфликта.

  16. Модели завершения конфликта. Критерии завершения и результаты.

  17. Понятие конфликтофобии. Природа и механизмы конфликтофобии.

  18. Конфликтофобия как причина и следствие психологических и социальных явлений. Способы выявления степени конфликтофобии у клиентов социального работника.

  19. Связанные с конфликтом явления.

  20. Влияние уровня образования и специфики мировоззрения участников на разрешение конфликта.

  21. Внутриличностный конфликт, типология. Специфика разворачивания, работа с ним социального работника.

  22. Межличностный конфликт, типология. Специфика разворачивания, работа с ним социального работника.

  23. Социальные конфликты, их типы, специфика разворачивания и работы с ними социального работника.

  24. Возможности практической работы с конфликтом.

  25. Формально-правовые способы работы с конфликтом.

  26. Психотехнические стратегии в прикладной конфликтологии.

  27. Переговоры как способ разрешения конфликта.

  28. Посредничество в разрешении конфликта.

  29. Процедура проведения переговоров между конфликтующими сторонами.

  30. Роль письменного договора в разрешении конфликта.


Литература для самостоятельной работы над рефератом
Рекомендуемая литература (дополнительная):


  1. Аг А. Введение в теорию конфликтов. // Политология вчера и сегодня. М., 1991. Вып.3.

  2. Андреев В.И. Конфликтология: Искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов. Казань, 1992.

  3. Анцупов А.Я. Социально-психологические проблемы предупреждения и разрешения межличностных конфликтов во взаимоотношениях офицеров. М., 1992.

  4. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: теория, история, библиография. М.,1996.

  5. Атватер И. Я вас слушаю. М., 1988.

  6. Баев О.Я. Конфликты в деятельности следователя. Воронеж, 1981.

  7. Белкин А.С., Жаворонков В.Д., Зимина И.С. Конфликтология: наука о гармонии. Екатеринбург, 1995.

  8. Беркли-Ален М. Забытое искусство слушать. СПб.,1997.

  9. Берн Э. Игры, в которые играют люди. СПб.-М.,1997.

  10. Бойко В.В., Ковалев А.Г. Конфликты в трудовом коллективе и пути их разрешения. // Психологический журнал. 1983. Т.4. № 3.

  11. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб.,1997.

  12. Бюллетень клуба конфликтологов. Красноярск, 1991-1999. Вып. 1-9.

  13. Воронин Г. Конфликты в школе. // Социс. 1994. №3.

  14. Гласс Л. Вредные люди. СПб.,1997.

  15. Горелик В.А., Горелов А.Ф., Кононенко А.Ф. Анализ конфликтных ситуаций в системе управления. М., 1991.

  16. Гришина Н.В. К вопросу о предрасположенности к конфликтному поведению.// Психические состояния. Л.:ЛГУ, 1981.

  17. Гришина Н.В. От подавления к признанию или золотой век конфликтологии. // Бюллетень клуба конфликтологов. Красноярск, 1991. Вып. 1.

  18. Гришина Н.В. Я и другие. Л.,1990.

  19. Гришина Н.В. Давайте договоримся. СПб.,1993.

  20. Громова О.Н. Конфликтология. М.,1993.

  21. Диксон Ч. Конфликт. СПб.,1997.

  22. Дмитриев А.В. Конфликт на российском распутье. // Социс. 1993. № 9.

  23. Дмитриев А., Кудрявцев В., Кудрявцев С. Введение в общую теорию конфликта. // Юридическая конфликтология. М., 1993. Ч.1.

  24. Дональдсон М.К., Дональдсон М. Умение вести переговоры для чайников. Киев-Москва, 1998.

  25. Дружинин В.В., Конторов Д.С., Конторов М.Д. Введение в теорию конфликта. М., 1989.

  26. Дубовик О.Л., Кудрявцев В.Н. и др. Юридический конфликт: сферы и механизмы. М., 1994.

  27. Дэна Д. Преодоление разногласий. СПб,1994.

  28. Емельянов Ю.Н. Обучение паритетному диалогу. Л.,1991.

  29. Ершов А.А. Социально-психологические аспекты конфликтов. // Социальная психология и социальное планирование. Л., 1973.

  30. Зайцев А.К. Социальный конфликт на предприятии. Калуга, 1993.

  31. Запрудский ЮГ. Социальный конфликт: Политический анализ. Ростов-на-Дону: издательство Ростовского университета, 1992.

  32. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. М., 1996.

  33. Здравомыслов А.Г. Фундаментальные проблемы социологии конфликта и динамика массового сознания. // Социс. 1993. № 8.

  34. Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. М.,1997.

  35. Зиммель Г. Конфликт современной культуры. // Культурология. ХХ век. М.,1995.

  36. Желтухин А. Социологическая концепция конфликта. // Социс. 1994. № 4.

  37. Иванова Е.Н. Эффективное общение и конфликты. СПб.-Рига, 1997.

  38. Кандыбо В.И., Басков В.П. Введение в конфликтологию. Ярославль, 1993.

  39. Каррас Ч.Л. Искусство ведения переговоров. М., 1997.

  40. Киселев Й.М. Конфликт в художественном произведении. Киев, 1962.

  41. Кичанова И.М. Конфликт: за и против. М.,1978.

  42. Ковачик П., Малиева Н. Предупреждение и разрешение конфликтов. М., 1994.

  43. Козлова О. Развитие идеологии и социальные конфликты. // Социс. 1993. № 3.

  44. Коновалов В.В. Конфликт. Л., 1988.

  45. Конфликт в конструктивной психологии. / Тезисы докладов и сообщений II научно-практической конференции по конструктивной психологии. Красноярск, 1990.

  46. Конфликт сложных систем. / Под ред. А.А.Пунтуса. М.,1995.

  47. Конфликт: сущность и преодоление. Метод. материалы. М.,МГИУ, 1990.

  48. Конфликтология / под ред.А.С.Кармина. СПб.,1999.

  49. Конфликты в школьном возрасте. Пути их преодоления и предупреждения. М., 1986.

  50. Корнелиус Х., Фэйер Ш. Выиграть может каждый. М.: Стрингер, 1992.

  51. Котарбинский Т. Трактат о хорошей работе. М., 1975.

  52. Крогиус Н.В. Личность в конфликте. Саратов, 1976.

  53. Кроз М.В. Особенности межорганизационных конфликтов в административно-бюракратической хозяйственной системе. // Бюллетень клуба конфликтологов. Красноярск, 1991. Вып. 1.

  54. Крупенин А.Л., Крохина И.М. Экономико – психологическая среда и производственные конфликты. // Конфликт в конструктивной психологии. Красноярск, 1990.

  55. Кудрявцев В. Юридический конфликт. // Государство и право. 1995. № 9.

  56. Кудрявцев С.В. Конфликт и насильственное преступление. М., 1991.

  57. Курс ведения переговоров с установкой на сотрудничество. / Под ред. Е.Н. Ивановой. Рига-СПб.,1995.

  58. Ламм А.А. В разрешении конфликта необходим посредник. // Бюллетень клуба конфликтологов. Красноярск, 1991. Вып. 1.

  59. Левин К. Типы конфликтов. // Психология личности. Тексты. М., 1982.

  60. Левинсон Г. Что делать с «шершавым» сотрудником. // Не повторить ошибок. М.,1998.

  61. Лефевр В.А. Конфликтующие структуры. М., 1973.

  62. Лефевр В.А., Смолян Г.Л. Алгебра конфликта. М., 1968.

  63. Лоренц К. Агрессия. М.,1994.

  64. Маецкий З. Социальные конфликты. М.,1974.

  65. Майерс Д. Социальная психология. СПб.,1997.

  66. Мастенбрук В. Переговоры. Калуга, 1993.

  67. Международные конфликты. М.,1972.

  68. Мицич П. Как проводить деловые беседы. М., 1987.

  69. Насырова В. Посредничество в урегулировании правовых споров в США. // Государство и право. 1997. № 5.

  70. Нечипоренко Л.А. Буржуазная «социология конфликта». М., 1982.

  71. Ниренберг Д., Калеро Г. Как читать человека, словно книгу. М.,1988.

  72. Ниренберг Д. Маэстро переговоров. Минск, 1996.

  73. Олейник А.Н. Основы конфликтологии. Психологические средства деятельности сотрудников органов внутренних дел в ситуации конфликтов. М.,1992.

  74. Основы конфликтологии. / под ред. В.Н.Кудрявцева. М.,1997.

  75. Петровская Л.А. О понятийной схеме социально-психологического конфликта. // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. М.: МГУ, 1977.

  76. Пиз А. Язык телодвижений. Новгород, 1992.

  77. Преториус Р. Теория конфликта. // Полис. 1991. № 5.

  78. Проблема конфликта в западной социологии. /Отв. ред. А.Г. Здравомыслов. Нижний Новгород, 1994.

  79. Пронин С.В., Давыдов А.П. и др. Социальные конфликты в современном обществе. М.,1993.

  80. Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития ребенка. М.,1988.

  81. Руткевич М. Социальный конфликт: философское измерение. // Вестник Российской Академии Наук. Июнь 1994. Т. 64. № 6.

  82. Рюкле Х. Ваше тайное оружие в общении. М.,1996.

  83. Саати Т. Математические модели конфликтных ситуаций. М.,1977.

  84. Самоукина Н. Педагогический конфликт.// Народное образование. 1993. №4.

  85. Сергоманов П.А., Хасан Б.И. Кто такой посредник? // Бюллетень клуба конфликтологов. Красноярск, 1991. Вып. 1.

  86. Скворцов В.В. Способы разрешения конфликтов. М.,1986.

  87. Скотт Д. Конфликты. Пути их преодоления. Киев, 1991.

  88. Советы психолога менеджеру./ под ред. М.К. Тутушкиной. СПб.,1994.

  89. Стойко Н.Г., Попов А.Н. Конфликт норм и целей уголовно-процессуальной деятельности в России: актуальность поиска новой модели уголовного процесса. // Бюллетень клуба конфликтологов. Красноярск, 1995. Вып. 4.

  90. Стюарт Я., Джойнс В. Современный транзактный анализ. СПб.,1996.

  91. Тексты, эксперименты, игровые процедуры для изучения конфликта. / Сост. Б.И.Хасан. Красноярск, 1990.

  92. Теория и методология социальной работы. М., 1994.

  93. Усс А.В. Вторичное нормирование как средство сдерживания социальных конфликтов. // Бюллетень клуба конфликтологов. Красноярск, 1991. Вып. 1.

  94. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения. М., 1992.

  95. Фишер Р., Эртель Д. Подготовка к переговорам. М.,1996.

  96. Хасан Б.И. К разработке прикладной психологии конфликта. // Методологические проблемы оснований науки. Киев, 1986.

  97. О понятийной схеме и особеностях конфликта в деятельности по расследованию преступлений. // Проблемы психологии следственной деятельности. Красноярск: КрасГУ, 1986.

  98. Хасан Б.И. Конструирование и организация конфликтов в обучении. // Развитие прикладных психологических исследований и разработок. Тезисы докладов и сообщений на научно-практической конференции 26 -–28 августа 1986 г. М., 1986.

  99. Хасан Б.И. Экстериоризация внутреннего конфликта при решении коммуникативных задач. // Интеллектуальные системы и имитация. Новосибирск, 1985.

  100. Хасан Б.И. Операции рефлексивной коррекции в конфликтном взаимодействии. // Проблемы логической организации рефлексивных процессов. Тезисы докладов и сообщений к научно-методической конференции 2-4 декабря 1986г. Новосибирск, 1986.

  101. Хасан Б.И. Конструирование продуктивного конфликта – необходимый компонент в технологии обучения. // Современные технологии образования. Красноярск: КрасГУ, 1994.

  102. Хасан Б.И. Психотехнические стратегии в прикладной конфликтологии. // Бюллетень клуба конфликтологов. Красноярск, 1991. Вып. 1.

  103. Хасан Б.И. Природа и механизмы конфликтофобии. // Конфликт в конструктивной психологии. Красноярск, 1990.

  104. Хасан Б.И. Психотехника конфликта. Красноярск, 1995.

  105. Ходжсон Дж. Переговоры на равных. Минск, 1998.

  106. Черняк Е. Вековые конфликты. М., 1988.

  107. Чистякова Т.А. Педагогический конфликт и способы его преодоления. М.,1987.

  108. Чумиков А. Управление конфликтом и конфликтное управление как новые парадигмы мышления и действия. // Социс. 1995. № 9.

  109. Шостром Э. Анти-Карнеги, или человек-манипулятор. М.,1994.

  110. Шуман С.Г., Шуман В.П. Семейные конфликты. Брест, 1992.

  111. Эриксон Э. Идентичность. Юность и кризис. М.,1996.

  112. Юри У. Преодолевая «нет», или Переговоры с трудными людьми. М.,1993.

  113. Юридическая конфликтология./ Отв. ред. В.Н.Кудрявцев. М.,1994.

  114. Юридический конфликт: сферы и механизмы. // Юридическая конфликтология. М., 1994. Ч.2.

Минимальные технические требования к оформлению реферата
Выбор темы реферата осуществляется в течение первых двух недель семестра и согласуется с преподавателем, ведущим семинары в группе.

Реферат сдается в печатном виде на листах формата А 4. Объем реферата не менее 10 страниц, максимальный объем – 20 страниц. Оформление списка литературы, сносок и титульного листа производится в соответствии с текущим ГОСТом.

Сдача реферата производится студентами очной формы обучения преподавателю, ведущему семинары в группе не позднее, чем за месяц до начала текущей зачетной сессии.

Сдача реферата производится студентами заочной формы обучения методисту кафедры теории и методики социальной работы не позднее, чем за две недели до начала текущей зачетной сессии.
Методические рекомендации по написанию реферата
Реферат по учебному курсу – это письменная работа объемом 10-20 печатных страниц, выполняемая студентом в течение длительного срока (от одной недели до месяца). Реферат (от лат. referrer – докладывать, сообщать) – краткое точное изложение сущности какого-либо вопроса, темы на основе одной или нескольких книг, монографий или других первоисточников. Реферат является важной составной частью самостоятельной работы студента. При написании реферата студент приобретает навыки научного изложения материала и умения обобщать факты и делать на их основе теоретические и практические выводы. В последующем эти навыки и умения пригодятся студенту при написании курсовых и дипломных работ.

Реферат должен содержать основные фактические сведения и выводы по рассматриваемому вопросу. То есть реферат отвечает на вопрос: что содержится в данной публикации (публикациях). Однако реферат – это не механический пересказ работы, а изложение ее существа. Написание реферата на 4 курсе облегчает то, что связанные с данным видом работы умения (поиск научной и учебной литературы, работа с каталогами, работа с правовыми базами, поиск информации в сети ИНТЕРНЕТ, анализ и конспектирование текстов) уже были ранее во многом сформированы в школе и на младших курсах. Реферат на старших курсах в вузе отличается лишь уровнем рассматриваемого материала и более высокими требованиями к его анализу и обобщению.

Написание реферата предполагает основательную самостоятельную работу студентов, которая способствует более глубокому усвоению наиболее сложных теоретических проблем курса и перевод их в практическую плоскость. В данном случае реферат можно определить как доклад на заданную тему, сделанный отдельным студентом на основе изучения монографической, периодической литературы и других источников, – доклад весьма содержательный и полезный для сокурсников, для их будущей профессиональной деятельности.

Работа над рефератом начинается с выбора темы исследования. Как правило, тему реферата предлагает преподаватель. Не выбирайте тему, в которой вам знакомо только «одно слово». Лучше заранее иметь представление о том, о чём вы будете писать. А самое главное – тема должна быть интересна вам. Заинте­ресованность автора в проблеме определяет качество проводимого исследо­вания и соответственно успешность его защиты. Помните, что реферат – это не курсовая и не диплом, на его подготовку отводится не так уж много времени, и необходимую литературу придется искать достаточно оперативно. Вместе с тем сам студент может конкретизировать или самостоятельно сформулировать тему в рамках проблематики модуля, по которому выполняется реферат. Однако в таком случае тема должна быть согласована с преподавателем.

Работу над рефератом можно условно подразделить на три этапа:

  1. Подготовительный этап, включающий изучение предмета исследования на лекционных и семинарских занятиях и при самостоятельной работе;

  2. Изложение результатов изучения в виде связного текста;

  3. Защита реферата – устное сообщение по теме реферата в виде доклада и ответы на вопросы аудитории.

Подготовительный этап работы. Подготовительная работа над рефератом начинается с формулировки темы.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конфликтология в социальной работе iconЭкзаменационные вопросы по курсу «Конфликтология в социальной работе»...
Конфликтология в социальной работе: Рабочая программа / составитель А. Н. Гончарова. Красноярск: Красноярский государственный университет,...
Конфликтология в социальной работе iconВопросы для подготовки к зачету для слушателей заочного обучения по курсу «Конфликтология»
Конфликтология в социальной работе: Рабочая программа / составитель А. Н. Гончарова. Красноярск: Красноярский государственный университет,...
Конфликтология в социальной работе iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Методы исследований...
Целью освоения дисциплины «Методы исследования в социальной работе» является формирование целостной системы знаний об основных общенаучных...
Конфликтология в социальной работе iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «методика исследований...
Цель освоения дисциплины Методика исследований в социальной работе дать студенту целостное теоретическое представление об основных...
Конфликтология в социальной работе iconЛитература: Анцупов А. В шепилов А. И "Конфликтология" москва 2004 год
Степанов Е. С. "отечественная конфликтология: современные задачи и состояние" // конфликтология теория и практика. Стр. 7-13
Конфликтология в социальной работе iconРабочая программа учебной дисциплины «Конфликтология в социальной работе»
Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 декабря 2009 года №709 и в соответствии с рабочим учебным планом направления...
Конфликтология в социальной работе iconВопросы по философии к вступительным экзаменам в аспирантуру в 2013 году
Цель освоения дисциплины Методика исследований в социальной работе дать студенту целостное теоретическое представление об основных...
Конфликтология в социальной работе iconПсихотехнологии в социальной работе
Сборник статей представляет обзор теоретических и экспериментальных работ по социальной работе и психологии
Конфликтология в социальной работе iconПсихотехнологии в социальной работе
Сборник статей представляет обзор теоретических и экспериментальных работ по социальной работе и психологии
Конфликтология в социальной работе iconВопросы для подготовки к кандидатскому экзамену по «Истории и философии науки»
Цель освоения дисциплины Методика исследований в социальной работе дать студенту целостное теоретическое представление об основных...
Конфликтология в социальной работе icon1. 3 Философские основания социальной работы
Объект, предмет и категории теории социальной работы, ее интегративно-комплексный характер. Соотношение фундаментального и прикладного...
Конфликтология в социальной работе icon1. 3 Философские основания социальной работы
Объект, предмет и категории теории социальной работы, ее интегративно-комплексный характер. Соотношение фундаментального и прикладного...
Конфликтология в социальной работе iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Конфликтология»
Конфликтология, ее предмет и задачи, история становления как науки. Формирование отечественной школы конфликтологии
Конфликтология в социальной работе iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Конфликтология»
Конфликтология, ее предмет и задачи, история становления как науки. Формирование отечественной школы конфликтологии
Конфликтология в социальной работе iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Организация, управление...
Основные задачи курса «Организация, управление и администрирование в социальной работе»
Конфликтология в социальной работе iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «технология социальной...
Технологический процесс в социальной работе: его сущность, содержание и особенности


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск