Рабочая программа учебной дисциплины «Конфликтология в социальной работе»





НазваниеРабочая программа учебной дисциплины «Конфликтология в социальной работе»
страница1/14
Дата публикации24.11.2017
Размер2.09 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Право > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

МЕДИКО-СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. А.И.ЕВДОКИМОВА

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ




«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по учебной работе

профессор С.Т.Сохов

________________________


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
КОНФЛИКТОЛОГИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

Направление подготовки

39.03.02 Социальная работа (бакалавр)
Профиль подготовки

медико-социальная работа с населением
Квалификация (степень) выпускника

бакалавр
Форма обучения

очная



Москва 2014 г.

Рабочая программа учебной дисциплины «Конфликтология в социальной работе» составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки "Социальная работа" (квалификация (степень) "бакалавр"), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 декабря 2009 года № 709 и в соответствии с рабочим учебным планом направления подготовки 39.03.02, утвержденным ректором МГМСУ им. А.И.Евдокимова проф.О.О.Янушевичем.

Составитель: М.А.КОРОЛЁВ, старший преподаватель кафедры социальной медицины и социальной работы.

Рецензенты: И.Е.ЛУКЬЯНОВА, профессор кафедры социальной медицины и социальной работы, доктор медицинских наук.

С.П.БУРЦЕВ, доцент кафедры социальной медицины Московского гуманитарного университета, кандидат медицинских наук.

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры социальной медицины и социальной работы

« » ______ 2014 года Протокол № __

Зав. кафедрой, член-корр. РАО, профессор ______________ А.В.Мартыненко

Рабочая программа рассмотрена на заседании методической комиссии по направлению подготовки «Социальная работа»

« » _____________ 2014 года Протокол № ___

Председатель методической комиссии, член-корр. РАО, профессор

___________________ А.В. Мартыненко

Рабочая программа одобрена на заседании Центрального методического совета МГМСУ

« » _______________ 2014 года Протокол № ___

Председатель ЦМС, член-корр. РАМН, профессор

_____________________Э.В. Луцевич


  1. Цели и задачи дисциплины

Основной целью курса «Конфликтология в социальной работе» является знакомство студентов с существующими подходами к работе с проблемными социальными ситуациями, деятельность по разрешению которых входит в компетенцию социальных работников.

В рамках изучения программы раскрывается природа возникновения, структура, динамика, функции конфликтов в области социальной работы. Студент овладевает стратегиями поведения участников конфликтов, осваивает современные технологии по разрешению конфликтов в социальной сфере.

Будущий бакалавр в процессе изучения программы овладевает основными методами и процедурами по диагностике конфликтов, их прогнозированию, проектированию работы по минимизации негативных последствий конфликтов и их коррекции.

Программой предусматривается проведение анализа трудового и межличностного конфликта, а также конфликтного отношения между клиентом и социальным работником.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Конфликтология в социальной работе» относится к профессиональному циклу (базовой части) – Б.3.2, изучаемая в шестом семестре.

Данная дисциплина является одной из базовых дисциплин, на основе изучения которой, формируются целостные представления о месте социальной работы в обществе.

Преподавание дисциплины опирается на знание студентами истории социальной работы, социологии, обществознания, мировой и отечественной истории, культурологии, философии.

Знания, полученные при изучении данной дисциплины, помогут студентам наиболее полно усвоить профессиональный цикл курса социальной работы.

3.Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины



Способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность.

ОК-4

Умение критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков

ОК-7

Готовность к обеспечению социальной защиты, помощи и поддержки, предоставлению социальных услуг отдельным лицам и социальным группам

ПК-4

Способность к компетентному использованию законодательных и других нормативных актов федерального и регионального уровней

ПК-11

Соблюдение профессионально-этических требований в процессе осуществления профессиональной деятельности

ПК-12


В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:


ЗНАТЬ

- понятия, факторы, структуру и типологию конфликтов в социальной работе;

- этапы развития конфликта;

- модели управления развития конфликтов в социальной работе;

- принципы и задачи конфликтологии на современном этапе развития общественных наук и их специфику в области социальной работы

ОК 4

УМЕТЬ

- объяснить природу возникновения и развития конфликта в области социальной работы, стили межличностного взаимодействия участников конфликта, стратегии контакта и выхода из конфликтной ситуации;

- использовать информацию в ситуациях производственного, межличностного конфликта, конфликтного взаимодействия социального работника и клиента

ОК 7

ВЛАДЕТЬ

- навыками определения собственного стиля поведения в конфликтах и предупреждения конфликтов в межличностном общении;

- методами психологической защиты в общении с конфликтными людьми;

- технологией посредничества при регулировании и разрешении конфликтов.

ПК 4,11, 12,

БЫТЬ КОМПЕТЕНТНЫМ

в области основ теории и практики конфликтологии в сфере социальной работы

ПК 11



4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы – 144 часа.

Аудиторные занятия – 63 ч., в т.ч. лекций – 20 ч., семинаров – 43 ч..

Интерактивных форм обучения – 20 часов.

Самостоятельная работа – 80 ч.




п/п

Тема

Виды учебной работы,

трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

всего

Самост-ная работа

Аудиторные занятия

всего

Лекцион.

Групповые (семинары, практич.)

Лабораторные

Контр. раб.

Реферат/ эссе

Курс. Раб./проект

Расчетно-графич.

зачет

экзамен

Контр.точки по мод.-рейтинг

Модуль 1: Теоретико-методологические подходы к пониманию феномена конфликта




1

1. Формирование современных парадигм о природе социального конфликта

14

8

6

2

4




+

+













+

Модуль 2: Анализ и управление социальным конфликтом




2

2.Субъекты конфликта и их характеристики, объект и предмет конфликта.

14

8

6

2

4




+



















3

3.Структурный анализ конфликта: потребности, интересы и позиции сторон

14

8

6

2

4




+



















4

4.Динамический анализ конфликта: формирование конфликтной ситуации.

14

8

6

2

4




+



















5

5.Социальная напряженность как индикатор конфликтности социальной сферы: понятие и способы диагностики

12

6

6

2

4




+

+
















6

6.Динамический анализ конфликта: стадия открытого конфликта

8

4

4




4




+



















7

7.Способы предупреждения, основные модели завершения социальных конфликтов

12

6

6




6




+

+













+_

Модуль 3: Социальные конфликты и социальная работа




8

8.Межличностные и межгрупповые процессы

14

8

6

2

4




+

+
















9

9. Модели управления конфликтом в социальной работе

14

8

6

2

4




+

+
















10

10. Особенности деятельности посредника и основы эффективного посредничества

14

8

6

2

4




+



















11

11. Конфликты в России и перспективы социальной работы

14

8

6




6




+

+













+


5. Содержание дисциплины:


№ п/п

Наименование разделов и тем дисциплин

Содержание темы

Тема 1

Формирование современных парадигм о природе социального конфликта

Г.Спенсер – основоположник конфликтологической концепции. Социал-дарвинистское понимание социальных конфликтов (Л. Гумплович, Ф. Теннис, У. Самнер, А. Смол). Интерпретация национальных и классовых конфликтов социологами-расистами (Х. Чемберлен, Ж. Габино, Ж.В. де Лапуж, Л. Вольтман, О. Аммон).

Диалектические концепции конфликта, их общие черты и основные варианты (К. Маркс, Р. Дарендорф).

Конфликтный функционализм (Г. Зиммель, Л. Козер).

Конфликтологические идеи дореволюционных российских социологов (П.А. Сорокин, В.М. Бехтерев, А.С. Звоницкая).

Тема 2

Субъекты конфликта и их характеристики, объект и предмет конфликта.

Объект конфликта как некая ценность (духовная или материальная). Реалистический и нереалистический объект. Проблема неделимости объекта. Мнимый или иллюзорный объект. Предмет конфликта как зона разногласий. Участники конфликта: их роли, статусы, ранги, потенциалы. Субъективные характеристики сторон конфликта: потребности, мотивы, притязания, интересы, позиции, образы конфликтной ситуации. Формы неадекватного отражения конфликтной ситуации участниками конфликта и их влияние на конфликтную ситуацию.

Тема 3

Структурный анализ конфликта: потребности, интересы и позиции сторон

Типология интересов и потребностей в конфликте и методы работы с позициями и интересами сторон в конфликте. Метод анализа конфликта «Луковица». Метод картографии конфликта.

Роль структуры конфликта в анализе конфликтных ситуаций

Тема 4

Динамический анализ конфликта: формирование конфликтной ситуации.

Понятие этапов развития конфликта. Потенциальный конфликт или конфликтная ситуация. Сигналы конфликта (Х.Корнелиус, Ш.Фейр). Источники осознания конфликта. Типы фрустраторов. Инцидент, виды инцидентов. Эскалация конфликта. Симметричный схизмогенез (Г.Бейтсон) как механизм эскалации. Типичные формы эскалации. Признаки эскалации конфликта. Психологические и структурные изменения во время эскалации конфликта.

Тема 5

Социальная напряженность как индикатор конфликтности социальной сферы: понятие и способы диагностики

Понятие психической и социальной напряженности. Социальная напряженность: понятие и типология. Этапы развития социальной напряженности. Диагностика, мониторинг социальной напряженности. Методы исследования социальной напряженности.

Тема 6

Динамический анализ конфликта: стадия открытого конфликта

Инцидент. Этапы течения конфликта. Углубление и расширение границ конфликтной ситуации. Возможности, причины и последствия смещения объекта конфликта. Условия сохранения объекта конфликта.

Формы конфликта: насильственные и ненасильственные. Агрессия и насилие в конфликте. Динамические взаимосвязи конфликта и насилия. Основные причины насильственного поведения. Конфликтогенный фон и истоки агрессивности.

Тема 7


Способы предупреждения, основные модели завершения социальных конфликтов

Этап баланса сил или тупик конфликта. Понятие цены конфликта. Завершение конфликта и его варианты: угасание, устранение, урегулирование, разрешение конфликта. Условия для разрешения конфликта. Постконфликтная стадия. Конструктивный и деструктивный путь развития конфликтов.

Понятие «модель решения конфликта». Зависимость выбора модели решения конфликта от его диагноза.

Стили поведения в конфликте. Содержательная характеристика стилей поведения в конфликте. Особенности их применения в различных ситуациях.

“Силовая” модель, условия ее применения, возможности и ограничения. Компромисс как модель решения конфликта. Интегративная модель, ее универсальность, эффективность и сложность. Предупреждение конфликта. Изменение позиций участников. Устранение причин. Институциализация отношений. Учет традиций и ритуалов. Консенсус – оптимальная форма разрешения конфликта. Условия консенсуального решения проблем делового общения.

Стратегии и концепции переговоров. Особенности мягкого, жесткого и принципиального подходов к ведению переговоров.

Сущность конфликтологического посредничества. Формы посредничества и общие требования к ним.

Консультативное посредничество, его суть и специфика.

Арбитражная форма посредничества, его особенности и предназначения.

Тема 8

Межличностные и межгрупповые процессы

Сотрудничество, компромисс, конкуренция; конструктивная дискуссия; проблема коммуникации в конфликтных ситуациях; проблема принятия решения во время конфликта; саморегуляция социального работника в процессе разрешения конфликта; моббинг-конфликт;

Тема 9

Модели управления конфликтом в социальной работе

Управление конфликтом; конструктивные и деструктивные последствия конфликта; урегулирование и разрешение конфликта; подходы к управлению развитием конфликтов;

Тема 10

Особенности деятельности посредника и основы эффективного посредничества

Медиация (посредничество): процесс и стадии; разновидности ролей посредника; особенности деятельности посредника и основы эффективного посредничества; первоначальный контакт с конфликтующими сторонами и выбор стратегии медиации; отношения между посредником и субъектами конфликта и влияние их на принятие решения; методы сбора данных о конфликте: интервью, анализ конфликта и создание плана медиации.

Тема 11

Конфликты в России и перспективы социальной работы

Проблема развития конфликта в контексте российской истории. Истоки современного российского кризиса. Внутренние конфликты советского общества и их трансформация в постсоветском пространстве. Проблемы преодоления иррационализации сознания. Конфликты переходного общества. Демократизация как форма преодоления конфронтационности и перехода к цивилизованной конфликтности Основные сферы развертывания конфликта в современном Российском обществе и их влияние на формирование социальной политики и системы социальной работы.



6. Планы групповых занятий и образовательные технологии
Семинар.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины «Конфликтология в социальной работе» iconЭкзаменационные вопросы по курсу «Конфликтология в социальной работе»...
Конфликтология в социальной работе: Рабочая программа / составитель А. Н. Гончарова. Красноярск: Красноярский государственный университет,...
Рабочая программа учебной дисциплины «Конфликтология в социальной работе» iconКонфликтология в социальной работе
Конфликтология в социальной работе: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. Е. Ю. Черкашина. Красноярск: Сиб федер ун-т, 2012....
Рабочая программа учебной дисциплины «Конфликтология в социальной работе» iconВопросы для подготовки к зачету для слушателей заочного обучения по курсу «Конфликтология»
Конфликтология в социальной работе: Рабочая программа / составитель А. Н. Гончарова. Красноярск: Красноярский государственный университет,...
Рабочая программа учебной дисциплины «Конфликтология в социальной работе» iconРабочая программа учебной дисциплины конфликтология
Конфликтология. Пособие по изучению дисциплины и планы семинарских занятий для студентов 5 курса дневного обучения специальности...
Рабочая программа учебной дисциплины «Конфликтология в социальной работе» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Методы исследований...
Целью освоения дисциплины «Методы исследования в социальной работе» является формирование целостной системы знаний об основных общенаучных...
Рабочая программа учебной дисциплины «Конфликтология в социальной работе» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «методика исследований...
Цель освоения дисциплины Методика исследований в социальной работе дать студенту целостное теоретическое представление об основных...
Рабочая программа учебной дисциплины «Конфликтология в социальной работе» iconПрограмма дисциплины дпп. Ф. 02 История социальной педагогики (указывается...
Целью учебной дисциплины «История социальной педагогики» является формирование представлений об собенностях становления в обществе...
Рабочая программа учебной дисциплины «Конфликтология в социальной работе» iconВопросы по философии к вступительным экзаменам в аспирантуру в 2013 году
Цель освоения дисциплины Методика исследований в социальной работе дать студенту целостное теоретическое представление об основных...
Рабочая программа учебной дисциплины «Конфликтология в социальной работе» iconПрограмма по дисциплине «Конфликтология» (наименование учебной дисциплины) для специальности
«Конфликтология», во-вторых, уложить изучаемый материал и основные дидактические единицы курса в единую логическую схему, и, в-третьих,...
Рабочая программа учебной дисциплины «Конфликтология в социальной работе» iconВопросы для подготовки к кандидатскому экзамену по «Истории и философии науки»
Цель освоения дисциплины Методика исследований в социальной работе дать студенту целостное теоретическое представление об основных...
Рабочая программа учебной дисциплины «Конфликтология в социальной работе» iconРабочая программа учебной дисциплины (рпуд) Психология в социальной...
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Рабочая программа учебной дисциплины «Конфликтология в социальной работе» iconРабочая программа учебной дисциплины (рпуд) Квалитология в социальной...
Рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего...
Рабочая программа учебной дисциплины «Конфликтология в социальной работе» iconРабочая программа учебной дисциплины «Делопроизводство в социальной работе»
Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 декабря 2009 года №709 и в соответствии с рабочим учебным планом направления...
Рабочая программа учебной дисциплины «Конфликтология в социальной работе» iconРабочая программа учебной дисциплины «Молодежное добровольческое движение»
Рабочая программа учебной дисциплины «Молодежное добровольческое движение» подготовлена Горловой Натальей Ивановной, к и н., доцентом...
Рабочая программа учебной дисциплины «Конфликтология в социальной работе» iconЛитература: Анцупов А. В шепилов А. И "Конфликтология" москва 2004 год
Степанов Е. С. "отечественная конфликтология: современные задачи и состояние" // конфликтология теория и практика. Стр. 7-13
Рабочая программа учебной дисциплины «Конфликтология в социальной работе» iconРабочая программа учебной дисциплины «Управление в социальной работе»
Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 декабря 2009 года №709 и в соответствии с рабочим учебным планом направления...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск