Скачать 1.34 Mb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ-НА-КУБАНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММАпо дисциплине «Конфликтология» (наименование учебной дисциплины) для специальности: 031000 «Педагогика и психология» (код и название очная форма обучения курс_______ 4 _____________ семестр ______ 7 _______ Программа составлена: Утверждено на заседании кафедры Юрьевой Г.П., педагогики к.п.н., доцент протокол № ______ от ____________ ______________________ Зав. кафедрой: Морозов М.Р. (подпись) ______________________________ (подпись) Славянск-на-Кубани 2008 г. I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебная программа дисциплины «Конфликтология» составлена для студентов дневного отделения, обучающихся по специальности «Педагогика и психология». Программа составлена таким образом, чтобы, во-первых, дать будущему педагогу-психологу представление об обязательном минимуме и уровне подготовки специалиста по учебному курсу «Конфликтология», во-вторых, уложить изучаемый материал и основные дидактические единицы курса в единую логическую схему, и, в-третьих, сделать максимально продуктивной самостоятельную подготовку студентов по основным конфликтологическим проблемам. Данная учебная программа разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и соответствует этим требованиям. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 031000 ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
Введение. В исторической перспективе общество становится все более сложным и разнообразным. Эта его многоаспектность приводит ко все большей дифференциации потребностей и интересов, мотивов и ценностей разных индивидов и целых социальных групп. Различия между людьми, пусть даже самые тонкие и неуловимые, являются основанием для конфликтных ситуаций. С одной стороны, отличие людей друг от друга приводит к прогрессивному развитию, с другой – к усложнению коммуникации между людьми, а также государственными, коммерческими и общественными организациями. То, что конфликты занимают существенное место в повседневной жизни, сегодня уже признано всеми. Являясь важнейшей детерминантой человеческой активности, они давно обратили на себя внимание психологов. Психологические традиции изучения этого сложнейшего и интереснейшего явления складывались в психоаналитической и социологической школах и включали в себя большой арсенал методов распознавания, описания и исследования. Описатольно-объяснительная психология, в течение длительного времени выполнявшая в основном констатирующие функции, имеет в своем активе интересные, достаточно современные методики, использование которых открывает исследователю важные стороны изучаемого явления. К сожалению, единство мнений, общая социальная база, единая интернациональная культура и иные факторы, позволявшие не замечать разнообразия людей, составлявших советское общество, явились причиной приостановления развития конфликтологии в советской России. За последние годы с отношение к конфликтам отечественных ученых существенно изменилось. Это связано, прежде всего, с координальными изменениями, происходящими в социально-экономической сфере страны. Рыночные условия современной жизни привели к росту разнообразия условий жизни и восприятия этой жизни разными людьми. Чем сильнее представлено разнообразие, тем сложнее личности адаптироваться в социуме, тем сложнее процесс коммуникации. Все эти перечисленные явления обуславливают наличие конфликтов и как следствие обуславливают острую потребность в изучении этого явления, разработки методов и средств предупреждения и урегулирования конфликтов. Управление конфликтами особенно сложным становится в работе современного педагога-психолога, который по роду своей деятельности находится в эпицентре человеческих проблем. Это поле конфликтогенно по своему существу. Следовательно, конфликтологическая компетентность является такой же необходимостью сегодня, как компетентность экономическая или правовая. В связи с этим данный курс призван помочь будущим специалистам понять, что конфликт – такая же норма жизни, как и мирное сосуществование. Осваивая курс, обучаемый получает представление о естественности конфликтных ситуаций в нашей жизни, подобно тому, как естественными нам представляются обстоятельства согласия и гармонии. Способность адаптироваться как к тем, так и к другим – конкурентное преимущество современной личности. Получая инструментарий конфликтологии и ее технологии, будущий специалист научается отличать функциональный конфликт от дисфункционального, определять личные и структурные составляющие конфликта, находить наиболее адекватные разным ситуациям формы регулирования разногласий, разрешать или, напротив, стимулировать конфликты, используя их творческую энергию во благо. Поскольку конфликт – это острая форма развития, то конфликтологическая креативность становится основанием для конструктивного движения, как в личном совершенствовании, так и в организационной коммуникации. 1.1. Назначение дисциплины и ее место в системе подготовки специалиста. Учебная программа дисциплины «Конфликтология» составлена в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки по специальности 031000 «Педагогика и психология». Изучение «Конфликтологии» занимает важное место в системе подготовки будущего специалиста и направлено на формирование у студентов представлений о конфликте, его видах и функциях, структуре и динамике. В процессе изучения дисциплины раскрываются основные теории конфликтов, история развития конфликтологии и основные этапы ее становления. В системе подготовки специалиста конфликтология позволяет рассмотреть стили взаимодействия, особенности конфликтов в организациях, социальные конфликты, познакомить с основами предупреждения конфликтов, профилактики конфликтности, методами разрешения конфликтности. Целью изучения дисциплины является знакомство студентов с основными категориями, понятиями, теориями конфликтологии как науки, современными представлениями о конфликте, его роли и значимости в развитии общества и человека, с практикой предупреждения и разрешения конфликтов, с выработкой толерантного мышления и поведения. Обучение данной дисциплине способствует достижению следующих целей:
Кроме того, освоение содержания данного курса будет способствовать:
Место курса «Конфликтология» в системе подготовки специалиста, характер поставленных целей определяет особенности решаемых задач в рамках курса:
1.2. Требования к знаниям и умениям обучаемого. Эти требования определены государственным стандартом:
Курс Конфликтологии разделен на четыре учебных раздела, которые при всей своей относительной самостоятельности внутри целого взаимосвязаны между собой и предполагают поэтапное изучение каждого из них. 1 учебный раздел. Методология, история и теоретические основания конфликтологии. Введение в курс. Конфликтология как научная и учебная дисциплина, ее предмет и задачи. История развития конфликтологии, этапы становления. 2 учебный раздел. Общая теория конфликта. Понятие конфликта, его необходимые и достаточные условия, содержание конфликта. Основные теории конфликтов. Типология конфликтов. Виды конфликтов. Функции конфликтов. Структура конфликта. Динамика конфликта. Стили конфликта. 3 учебный раздел. Конфликты в организации. Конфликты в организациях, причины их возникновения. Конфликты в деловой и личностно-эмоциональной сфере. Причины и источники стресса на предприятии. Природа социального конфликта. Позитивные и деструктивные функции конфликта. Структурные элементы конфликта. Процесс и динамика социального конфликта. Стадии и фазы развития социального конфликта. 4 учебный раздел. Управление конфликтом. Основы предупреждения конфликтов. Профилактика конфликтности. Методы разрешения конфликтов. Современные методы изучения конфликта. Концепции управляемости конфликта. В целом программа рассчитана на 84 часа аудиторной работы. Из них на лекции отводится 50 часов, на семинарские и практические занятия – 34 часа. Формой контроля является зачет. Усвоение содержания данной программы организуется с преобладанием форм и методов контекстного обучения, моделирующих предметно-технологическое и социальное содержание профессиональных, учебных и жизненных ситуаций: проблемных лекций, деловых, ситуационно-ролевых практических аудиторных занятий и внеаудиторной самостоятельной работы студентов, анализа ситуационных задач, ролевой, деловой или оргдеятельностной игры, тренингов, направленных на отработку практических навыков анализа конфликта, поведения в конфликте и навыков ведения переговоров, а также внеаудиторной самостоятельной работы студентов. 1.4 Рекомендации к применению различных видов учебных занятий. В соответствии с учебным планом специальности педагогика и психология при проектировании рабочей программы дисциплины предусмотрены лекционные и практические занятия, а также формы контроля знаний студентов по изучению основных тем курса. Предусматривается самостоятельная работа студентов, с целью формирования навыков самостоятельной работы с психолого-педагоги-ческой литературой. Вопросы, вынесенные для самостоятельного изучения, характеризуются отсутствием разногласий в научной трактовке и достаточно подробно изложены в учебных пособиях. Формой контроля по курсу «Педагогика» является зачет. 1.5 Методические рекомендации преподавателю. Текущая аттестация качества усвоения знаний Текущая аттестация проводится путем оценки выполнения заданий на семинарских занятиях. Задания представляют собой совокупность задач, отражающих основные требования государственного образовательного стандарта и данной учебной дисциплины. Кроме заданий, позволяющих провести текущую аттестацию качества усвоения знаний, предлагается использование разнообразных методик диагностики профессионального продвижения студента при изучении педагогических дисциплин. Проверка качества усвоения знаний в течение семестра проводится в устной и письменной форме, в том числе в форме тестирования. При выполнении практических заданий индивидуального и группового характера. Кроме заданий, позволяющих провести текущую аттестацию качества усвоения знаний, предлагается использование разнообразных методик диагностики продвижения студента при освоении учебных дисциплин. Итоговая аттестация качества усвоения знаний Завершение изучения учебного курса предполагает зачет, на котором определяется степень осмысления изученного содержания учебного материала; сформированность умений, необходимых педагогу-психологу при осуществлении практической профессиональной деятельности. 1.6 Рекомендации по использованию информационных технологий обучения. В процессе обучения преподаватель использует разработанные презентации. При выполнении самостоятельной работы студенты могут использовать программу курса, лекции преподавателя в электронном виде. Все необходимые материалы представлены в библиотеку вуза. Виды контроля знаний студентов и основные базовые понятия
|
Рабочая программа учебной дисциплины конфликтология Конфликтология. Пособие по изучению дисциплины и планы семинарских занятий для студентов 5 курса дневного обучения специальности... | Программа по дисциплине «История психологии» 4 курс 7 семестр (наименование... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Молекулярная диагностика»... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Рабочая программа По дисциплине «В ысокоуровневые методы информатики... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Программа дисциплины «Конфликтология» для специальности 032401. 65... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/специальности... | Рабочая программа По дисциплине «Биология» (наименование дисциплины)... Фгос-3 впо по направлению подготовки (специальности) «Лечебное дело» (квалификация (степень) «специалист»), утвержденного приказом... | ||
Рабочая программа по дисциплине Нормальная физиология (наименование... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Конфликтология согласовано Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/специальности... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Конфликтология» Конфликтология, ее предмет и задачи, история становления как науки. Формирование отечественной школы конфликтологии | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Конфликтология» Конфликтология, ее предмет и задачи, история становления как науки. Формирование отечественной школы конфликтологии | ||
Рабочая программа дисциплины б. 3 В организационное поведение (указывается... Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Рабочая программа по дисциплине нормальная физиология (наименование... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижегородская государственная медицинская... | ||
Психология конфликта (наименование) Направление подготовки 030300. 62 Психология Задания к контрольной работе и методические указания для ее выполнения по дисциплине «Конфликтология в профессиональной деятельности»... | Литература: Анцупов А. В шепилов А. И "Конфликтология" москва 2004 год Степанов Е. С. "отечественная конфликтология: современные задачи и состояние" // конфликтология теория и практика. Стр. 7-13 | ||
Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине Конфликтология Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Рабочая программа учебной дисциплины од. 01. 06 Физическая культура... Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности... |