Тематический план изучения дисциплины. 23 Приложения I. Организационно-методический раздел Целью курса «История религии»





НазваниеТематический план изучения дисциплины. 23 Приложения I. Организационно-методический раздел Целью курса «История религии»
страница1/5
Дата публикации29.02.2016
Размер0.5 Mb.
ТипТематический план
100-bal.ru > История > Тематический план
  1   2   3   4   5




Содержание

СОДЕРЖАНИЕ .3

I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ .4

II.СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ .6

  1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ .12

  2. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ, ИНФОРМАЦИОННОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ .12

  3. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА .15

  4. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ .23

ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………………………………….. 27

I. Организационно-методический раздел

Целью курса «История религии» является формирование знаний о религиозных явлениях и процессах, систематизация знаний студентов о мировых религиях, их роли, мировоззренческих и этических установках, модернизации теологических концепций.

Задачи курса:

  • Дать понятие религии, как духовной культуры и социального института;

  • Рассмотреть проблемы происхождения религий.

  • Рассмотреть основные конфессии, этапы их развития и трансформации идеологической и культовой практики;

  • Выявить связь различных историко-религиозных явлений с социокультурными особенностями тех или иных стран и регионов.

  • Разъяснить позицию государства в религиозном вопросе.

Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Курс «История религии» является одним из курсов по выбору студента цикла общегуманитарных и социально-экономических дисциплин. Настоящая программа включает материал по истории религий с древнейших времен до сегодняшнего дня.

Религия является составной частью общества. В современных условиях продолжает возрастать интерес к религии, как к богатому культурному наследию человечества. Представления личности о научных, философских и религиозных картинах мироздания, назначении и смысле жизни человека, многообразии форм знаний и особенностях их функционирования в XXI в. являются определяющими тенденциями в развитии интеллекта людей. Это, в свою очередь, является важным фактором устойчивого развития общества. Моральные, материальные и эстетические ценности в творчестве и повседневной жизни подвергаются изменению в зависимости от конкретной социально-экономической среды, социокультурного пространства и времени. Тем не менее, основные постулаты религии, морально-этические установки и мировоззренческие концепции сохраняют преемственность с истоками тысячелетней мудрости, что вызывает интерес к их рассмотрению.

В современных условиях информационного и технократического развития ведущих стран мира, обладание их мощным ядерным потенциалом, усиливающейся тенденцией глобализации финансовых структур и транснациональных корпораций важным фактором является образование человека и формирование личности. В становлении интеллектуальной личности решающую роль играет наука, религия, социум, в котором происходит самореализация индивида. Обращение к духовному наследию прошлого, гуманистическим принципам формирования человека, имеющего религиозные или индифферентные воззрения на мир и осознания своего места в обществе, имеет большое значение для решения глобальных проблем человечества.

1.3. Требования к уровню освоения дисциплины

В ходе изучения дисциплины студенты должны получить комплексные знания о происхождении религии в человеческом обществе; основных этапах развития донацинальных, национальных, мировых религий; уметь анализировать источники, исторический материал с использованием общегуманитарных, специальных и вспомогательных методов; приобрести навыки логического мышления, постижения причинно-следственных связей процесса трансформации религиозного мировоззрения.

В результате успешного освоения данного курса студент должен обладать следующими компетенциями:

ОК – 1 владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения

ОК – 2 умением логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, способностью свободно владеть литературной и деловой письменной и устной речью на русском языке, навыками публичной и научной речи; создавать и редактировать тексты

ОК – 5 готовностью к выполнению гражданского долга и проявлению патриотизма

ОК – 6 стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, умением критически оценивать свои достоинства и недостатки, способностью намечать пути и выбирать средства развития своих достоинств и устранения недостатков

ОК – 10 способностью анализировать исторические факты, философские проблемы

Формы контроля освоения студентами дисциплины:

Текущий контроль (осуществляется лектором и преподавателем, ведущим семинарские занятия):

  • микроконтрольные работы;

  • контрольные работы;

  • письменные домашние задания;

  • подготовка докладов, рефератов, выступлений;

  • написание эссе;

  • промежуточное тестирование по отдельным разделам дисциплины.

Промежуточная аттестация экзамен/зачет в устной форме

Результаты текущего контроля и промежуточной аттестации формируют рейтинговую оценку работы студента. Распределение баллов при формировании рейтинговой оценки работы студента осуществляется в соответствии с «Положением о рейтинговой системе оценки успеваемости и качества знаний студентов в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова».

II. Содержание дисциплины «История»

Содержание разделов дисциплины



Тема

Содержание

Формируемые компетенции

Самостоятельная работа студентов

Образовательные технологии

1.

2.

3.




6.

7.



Тема 1. Понятие и сущность религии. Религия и исторический процесс

Предмет, задачи, методы исследования, терминология учебной дисциплины « история религий».

Теологический и научный подходы к определению религии. Основные концепции религии в отечественной и зарубежной науке. Уровни, формы, специфика религиозного сознания.

Религия и исторический процесс. Религиозный фактор в становлении цивилизационных типов.

Определение понятия «религиозный комплекс». Исторические условия как фактор специфичности религиозных комплексов.

Основные составляющие религиозного комплекса. Специфика религиозного сознания. Виды религиозной деятельности.

ОК-1,

ОК-2

ОК-5

ОК-6

ОК-10


Конспектирование, чтение основной и дополнительной литературы

Лекции, семинары, обсуждение докладов, эссе,

самостоятельная работа, консультации преподавателей



Тема 2. Исторические условия зарождения религии. Религии древних цивилизаций.

Исторические условия зарождения религии. Понятие «донациональная религия». Ранние формы религиозности в человеческом обществе. Фетишизм. Тотемизм, Магия. Анимизм. Источники изучения ранних религиозных верований.

Сущность политеизма. Влияние религии на эволюцию общественных отношений. Роль мифа в развитии религиозных верований.

Этапы развития и специфика цивилизации Древнего Египта. Эволюция древнеегипетских верований.

Религиозные верования античности. Религия в древнегреческой, древнеримской цивилизациях.

Религиозные культы кельтов, древних скандинавов, древних славян.

ОК-1,

ОК-2

ОК-5

ОК-6

ОК-10


Конспектирование, чтение основной и дополнительной литературы

Лекции, семинары, обсуждение докладов, эссе,

самостоятельная работа, консультации преподавателей



Тема 3. Национальные религии: генезис, типы, роль в мировом историческом процессе.

Понятие «национальная религия». Исторические условия возникновения и развития национальных религий. Историко-цивилизационные типы национальных религий.

Особенности индуистского типа цивилизации. Древнейшие верования Веды и Упанишады. Сущность брахманизма. Классический индуизм: генезис, основные положения, влияние на социальный строй общества.

Исторические условия возникновения и сущность даосизма. Даосизм в истории Востока.

Конфуцианство: основы вероучения, социально-политические идеалы, влияние на восточную цивилизацию.

История возникновения, основные положения иудаизма.

ОК-1,

ОК-2

ОК-5

ОК-6

ОК-10


Конспектирование, чтение основной и дополнительной литературы

Лекции, семинары, обсуждение докладов, эссе,

самостоятельная работа, консультации преподавателей



Тема 4. Буддизм как мировая религия: история возникновения и развития.

Понятие «мировая религия». Исторические предпосылки возникновения мировых религий. Особенности генезиса мировых религий и их влияния на мировой исторический процесс.

Социальные предпосылки, история возникновения буддизма. Происхождение, состав, основное содержание священных книг буддизма.

Основы буддийского вероучения: четыре истины, концепция страдания и др. Социальные аспекты буддизма.

Буддийский культ, образ жизни, правовые и нравственные нормы. Сущность и пути развития основных течений в буддизме. Хинаяна. Махаяна. Ваджраяна. Ламаизм.

Влияние буддизма на мировую историю и культуру.

ОК-1,

ОК-2

ОК-5

ОК-6

ОК-10


Конспектирование, чтение основной и дополнительной литературы

Лекции, семинары, обсуждение докладов, эссе,

самостоятельная работа, консультации преподавателей



Тема 5. Ислам как мировая религия: зарождение, основные течения, эволюция.


Исторические условия возникновения, проблема происхождения ислама в современной науке.

Основы исламского вероучения. Священные книги ислама как исторические источники. Коран. Сунна.

Особенности организации религиозной жизни. Мусульманские обряды и предписания. Шариат и особенности мусульманского права. Политические идеалы ислама. Социальные аспекты мусульманского вероучения.

Культ. Праздники. Обряды. Специфика исламской культуры.

Исторические предпосылки и генезис направлений в исламе. Суннизм. Шиизм. Суфизм.

Ислам в царской России и в СССР.

Модернизация ислама в современную эпоху. Исламские международные организации.

ОК-1,

ОК-2

ОК-5

ОК-6

ОК-10


Конспектирование, чтение основной и дополнительной литературы

Лекции, семинары, обсуждение докладов, эссе,

самостоятельная работа, консультации преподавателей



Тема 6. Христианство как мировая религия: общественно-исторические условия возникновения, этапы распространения в мире.

Исторические и социально-политические условия возникновения христианского учения. Личность Иисуса Христа в трактовках мифологической и исторической школ.

Священные тексты христиан.

Первые христианские общины. Раннее христианство и ереси. Первые Вселенские соборы.

Исторические условия возникновения конфессий в христианстве. Раскол 11 века. Образование православной и католической конфессий. Православие и католицизм: различия в канонах, культовой практике, церковной организации, отношениях с государственной властью.

Исторические предпосылки Реформации. Сущность, мировоззренческие ососбенности, исторический путь протестантизма. Виды протестантизма.

Христианство в современном мире.

ОК-1,

ОК-2

ОК-5

ОК-6

ОК-10


Конспектирование, чтение основной и дополнительной литературы

Лекции, семинары, обсуждение докладов, эссе,

самостоятельная работа, консультации преподавателей



Тема 7. Исторический путь российского православия.

Социально-политические особенности развития Древнерусского государства. Религиозные реформы князя Владимира. Причины введения православной веры. Конфессиональная специфика православия. Влияние христианизации на развитие цивилизации Древней Руси.

Политическое и правовое положение русской православной церкви в средние века. Роль православной церкви в борьбе с завоевателями и становлении единого российского государства. Борьба с ересями. Идейно-политическая сущность иосифлянства. Нестяжательство. Введение патриаршества. Церковные раскол XVII века: причины, сущность, последствия.

Церковные реформы Петра I. Православная церковь и российское самодержавие в XVIII - начале XX вв. Теория кесарепапизма.

Положение русской церкви после октябрьской революции 1917 г. «Обновленчество». Эволюция государственной политики по отношению к церкви в 1930-е – 1980-е гг.

Основные понятия и термины. Иосифлянство. Нестяжательство. Кесарепапизм. Обновленчество.

ОК-1,

ОК-2

ОК-5

ОК-6

ОК-10


Конспектирование, чтение основной и дополнительной литературы

Лекции, семинары, обсуждение докладов, эссе,

самостоятельная работа, консультации преподавателей



Тема 8. Религиозная ситуация в мире и России в 20 – начале 21 вв.

Кризис религиозного сознания в начале XX.Свободомыслие как цивилизационный феномен. Формы свободомыслия.

Религия в условиях постиндустриального общества и глобализации. Свобода совести как неотъемлемая часть социально-культурных прав человека. Традиционные мировые и национальные религии в современном мире. Нетрадиционные учения и культы: причины распространения, классификация, пути влияния на общественное сознание.

Становление новой модели взаимоотношений государства и православной церкви в Российской Федерации в 1990-е – начале 2000-х гг. Современная русская православная церковь: правовое положение, структура, иерархия.

Конфессиональное многообразие в современной России. Типология нетрадиционных религий. Проблемы деструктивных религиозных организаций и религиозного экстремизма.

ОК-1,

ОК-2

ОК-5

ОК-6

ОК-10


Конспектирование, чтение основной и дополнительной литературы

Лекции, семинары, обсуждение докладов, эссе,

самостоятельная работа, консультации преподавателей



Обеспечение содержания дисциплины

  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тематический план изучения дисциплины. 23 Приложения I. Организационно-методический раздел Целью курса «История религии» iconТематический план изучения дисциплины 24 Тематический план изучения...
Рекомендации по использованию Интернет-ресурсов и других электронных информационных источников 18
Тематический план изучения дисциплины. 23 Приложения I. Организационно-методический раздел Целью курса «История религии» iconТематический план изучения дисциплины 22 Тематический план изучения...
Рекомендации по использованию Интернет-ресурсов и других электронных информационных источников 16
Тематический план изучения дисциплины. 23 Приложения I. Организационно-методический раздел Целью курса «История религии» iconВопросы к экзамену: 15 VI. Тематический план изучения дисциплины...
Место дисциплины в структуре ооп впо (основной образовательной программы высшего профессионального образования) 4
Тематический план изучения дисциплины. 23 Приложения I. Организационно-методический раздел Целью курса «История религии» iconТематика курсовых работ 16 Вопросы к зачету: 16 VI. Тематический...
Место дисциплины в структуре ооп впо (основной образовательной программы высшего профессионального образования) 5
Тематический план изучения дисциплины. 23 Приложения I. Организационно-методический раздел Целью курса «История религии» iconТематика курсовых работ 17 Вопросы к зачету: 17 VI. Тематический...
Место дисциплины в структуре ооп впо (основной образовательной программы высшего профессионального образования) 5
Тематический план изучения дисциплины. 23 Приложения I. Организационно-методический раздел Целью курса «История религии» iconТематический план изучения дисциплины VII. Приложения приложение...
Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины
Тематический план изучения дисциплины. 23 Приложения I. Организационно-методический раздел Целью курса «История религии» iconВопросы к экзамену 19 Примеры тестов для контроля знаний 20 VI. Тематический...
Рекомендации по использованию Интернет-ресурсов и других электронных информационных источников 16
Тематический план изучения дисциплины. 23 Приложения I. Организационно-методический раздел Целью курса «История религии» iconТематика курсовых работ 14 Вопросы к зачету: 15 VI. Тематический...
Место дисциплины в структуре ооп впо (основной образовательной программы высшего профессионального образования) 5
Тематический план изучения дисциплины. 23 Приложения I. Организационно-методический раздел Целью курса «История религии» iconРабочая программа дисциплины Антропология религии
«Философия», «История философии», «История религии», «Психологией религии», освоение которых представляет собой необходимую базу...
Тематический план изучения дисциплины. 23 Приложения I. Организационно-методический раздел Целью курса «История религии» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «История религии»
Целью данного курса является ознакомительное, сугубо светское изучение феномена религии, начиная с возникновения ее архаичных форм...
Тематический план изучения дисциплины. 23 Приложения I. Организационно-методический раздел Целью курса «История религии» iconРабочая программа дисциплины Специальность 032301. 65 «Регионоведение»
Программа дисциплины предназначена для студентов специальности 032301. 65 «Регионоведение» ивключает в себя организационно-методический...
Тематический план изучения дисциплины. 23 Приложения I. Организационно-методический раздел Целью курса «История религии» iconI. организационно-методический раздел цель дисциплины
Целью изучения дисциплины является формирование у студентов системы практических знаний и навыков в области финансового налогового...
Тематический план изучения дисциплины. 23 Приложения I. Организационно-методический раздел Целью курса «История религии» iconУчебно-методического комплекса дисциплины I. Рабочая учебная программа...
Целью изучения дисциплины является овладение студентами знаний о различных формах делового общения, позволяющих достигать конструктивного...
Тематический план изучения дисциплины. 23 Приложения I. Организационно-методический раздел Целью курса «История религии» iconРабочая учебная программа дисциплины Организационно методический раздел Цели и задачи дисциплины
...
Тематический план изучения дисциплины. 23 Приложения I. Организационно-методический раздел Целью курса «История религии» iconРабочая программа дисциплины специальности 080103 «Национальная экономика»
Рабочая учебная программа предназначена для студентов специальности 080103 «Национальная экономика» ивключает в себя организационно-методический...
Тематический план изучения дисциплины. 23 Приложения I. Организационно-методический раздел Целью курса «История религии» iconТематический план дисциплины тематический план изучения дисциплины
Модуль Методология статистической оценки и анализ развития международного и внутреннего туризма


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск