Сибирский федеральный университет





Скачать 47.53 Kb.
НазваниеСибирский федеральный университет
Дата публикации23.06.2013
Размер47.53 Kb.
ТипОсновная образовательная программа
100-bal.ru > История > Основная образовательная программа
УДК 378.078
ДИСЦИПЛИНА ЭРГОНОМИКА - КАК НЕОБХОДИМЫЙ КОМПОНЕНТ В ИНЖЕНЕРНОМ И ДИЗАЙН ОБРАЗОВАНИИ

Вековенко Е.А.

научный руководитель Кайгородова Д.В.

Сибирский федеральный университет



С современным развитием науки и техники возникла необходимость изучать трудовую деятельность человека в системе «человек-техника-среда» с целью обеспечения ее эффективности, безопасности и комфорта. Для реализации этой цели создана отрасль науки – эргономика, которая изучает трудовую деятельность человека в процессе взаимодействия с техническими системами и в условиях существенного влияния на него факторов внешней среды.

Для осуществления эффективной проектно-конструкторской деятельности студенты обучающиеся на инженерных и других технических специальностях обязательно должны знать основы эргономического анализа систем. Тем не менее к сожалению во многих основных образовательных программах инженерных специальностей и направлений изучение эргономики не предусмотрено.

В связи с переходом на новый стандарт образования, давно зревшая необходимость в предмете Эргономика стала еще острее. Теперь в ВУЗах внедряют данную дисциплину в учебный процесс, выстраивая учебную программу и методическое обеспечение исходя из специфики специальности, делая упор на различные факторы: факторы психологического восприятия, факторы воздействия внешней среды, факторы расположения объектов в окружающей среде человека, анатомические факторы и пр.

Дисциплина «Эргономика» была введена и в институте педагогики, психологии и социологии Сибирского федерального университета в рамках обучения по направлению «Профессиональное обучение», профилю «Декоративно-прикладное искусство и дизайн».

Бакалавр по направлению подготовки 051000 Профессиональное обучение (по отраслям) готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

  • Учебно-профессиональная;

  • Научно исследовательская;

  • Образовательно-проектировочная;

  • Организационно-технологическая;

  • Проектно-конструкторская.

Конкретные виды профессионально-педагогической деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, должны определять содержание его образовательной программы, разрабатываемой высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей. (стандарт)

Основная образовательная программа бакалавриата «Профессиональное обучение», профиль «Декоративно-прикладное искусство и дизайн» в ИППС предусматривает изучение следующих учебных циклов дисциплин:

гуманитарный, социальный и экономический циклы;

математический и естественнонаучный циклы;

профессиональный цикл.

Эргономика является базовой самостоятельной обязательной дисциплиной и относится к профессиональному циклу дисциплин.

Материалы данной дисциплины опираются на разделы учебных дисциплин, составленных на основе государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования направления 051000.62.14 Профессиональное обучение (по отраслям), профиль подготовки - Декоративно-прикладное искусство и дизайн, вышедшего в 2009 году. Ранее, в предыдущих ОПП Эргономики как самостоятельной дисциплины не существовало.

Это привело к необходимости создания методического обеспечения данной дисциплины исходя из специфики обучения на данному направлению, т. е. рассмотрения эргономики как неотъемлемого и регламентирующего компонента при проектировании и конструировании объектов окружающего пространства человека.

Согласно учебному плану для направления «Профессиональное обучение», профиля «Декоративно-прикладное искусство и дизайн» дисциплина Эргономика изучается в 5 семестре. Содержание рабочей программы данной учебной дисциплины должна выстраиваться исходя из межпредметных связей в учебном плане и специфики направленности обучения по данному профилю.

В результате межпредметного анализа было установлено, что материал данной дисциплины логически и эмпирически связан с теоретическими знаниями и практическими умениями, полученными при изучении дисциплин «Информатика», «Формообразование», «История и теория дизайна», «Техническая эстетика», а также служит основой для дальнейшего изучения таких дисциплин как «Проектирование», «Визуальная культура», «Дизайн интерьера». При выполнении практической части учебного материала студент должен опираться на знания из дисциплин «Материаловедение», «Основы инженерно-технологического обеспечения дизайна», «История техники», «Геометрическое моделирование».

Анализ учебного плана и направленности обучения профессионального цикла дисциплин данного направления и профиля показал, что вектором обучения является проектирование и совершенствование окружающей среды человека, а точнее – окружающих его объектов. Главной задачей является научение студентов проектировать объекты окружающей среды человека и применять дизайнерские приемы исходя из потребности индивидуального потребителя, учитывая все психические, физиологические и вкусовые характеристики. Наука Эргономика наилучшим образом подходит для решения данной задачи, так как изучает динамику взаимодействия человека с техникой и средой.

Эргономика как учебная дисциплина в большинстве своем рассматривается с позиции психофизиологии или безопасности труда. Но учитывая специфику обучения данного направления дисциплину нужно ориентировать в практическое русло, а именно «склонять» к проектированию объектов окружающей среды человека.

В связи с вышесказанным требуется разработать специализированное методическое обеспечение дисциплины: рабочую программу, курс лекций, методические указания к выполнению практических заданий, средства контроля знаний.

В учебной программе дисциплины должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в ограниченной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретенными компетенциями в целом по ООП. Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору).

Содержание рабочей программы по дисциплине Эргономика должно быть составлено с учетом уровня знаний обучающихся, полученных на предыдущих курсах, и служить базой и помощью в изучении других дисциплин профессионального цикла.

Методические указания для выполнения практических заданий по Эргономике представляют собой сборник практических заданий и упражнений для проведения практических занятий, предназначенных для закрепления теоретического материала. Они должны способствовать развитию образного и логического мышления и профессиональных компетенций в области проектирования и конструирования предметов и пространственной организации окружающей среды человека.

Ожидается, что в результате внедрения дисциплины Эргономика в процесс подготовки студентов – педагогов-дизайнеров, возрастет качественное понимание ими комплексной проектной деятельности по обеспечению комфортной среды жизнедеятельности человека.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Сибирский федеральный университет iconДипломного проекта/работы
В соответствии с Уставом фгоу впо «Сибирский федеральный университет» и Положением об итоговой государственной аттестации выпускников...
Сибирский федеральный университет iconРоссийской Федерации Сибирский федеральный университет экологическая биофизика водных экосистем
Э400 Экологическая биофизика водных экосистем: учебно-методические указания для самостоятельной работы / сост. М. И. Гладышев – Красноярск:...
Сибирский федеральный университет iconРоссийской Федерации Сибирский федеральный университет экологическая биофизика водных экосистем
Э400 Экологическая биофизика водных экосистем: учебно-методические указания для семинарских занятий / сост. М. И. Гладышев – Красноярск:...
Сибирский федеральный университет iconСибирский федеральный университет
А. Н. Борисевич, Л. В. Границкий, Л. В. Кашкина, В. Б. Кашкин, Г. Г. Никифорова, Т. В. Рублева К. В. Симонов, А. И. Сухинин
Сибирский федеральный университет iconСибирский федеральный университет
Поддержка одарённых детей, создание условий для реализации их творческих способностей
Сибирский федеральный университет iconИсследования и пути совершенствования вращательно-подающих систем...
Южно-Российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт)
Сибирский федеральный университет iconСибирский федеральный университет
Обучающая цель – совершенствовать навык работы в группе при выборе правильного ответа
Сибирский федеральный университет iconСибирский федеральный университет
Л. В. Границкий, Л. В. Кашкина, В. Б. Кашкин, В. М. Мясников, Г. Г. Никифорова, Н. Ю. Романова, Т. В. Рублева., Петраковская Э. А....
Сибирский федеральный университет iconСибирский федеральный университет
«Квалификационные методы испытаний и мониторинг смазочных материалов»«производство и применение технических жидкостей и специальных...
Сибирский федеральный университет iconВысшего профессионального образования «Сибирский федеральный университет» утверждаю
Охватывает всё содержание данной дисциплины, установленное соответствующим ос впо
Сибирский федеральный университет iconСибирский Федеральный университет
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология», магистерская программа «Микробиология...
Сибирский федеральный университет iconТ. Г. Волова фгаоу впо сибирский федеральный университет
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной итоговой аттестации студентов д/о и з/о
Сибирский федеральный университет iconСибирский федеральный университет
Рабочая программа составлена на основании рабочего учебного плана по фгос, переутвержденного ученым советом юргту (нпи) протоколом...
Сибирский федеральный университет icon«сибирский федеральный университет» Институт управления бизнес-процессами и экономики утверждаю
Компетенции выпускника ооп магистратуры, формируемые в результате освоения магистерской программы
Сибирский федеральный университет iconОбщие положения
Институтом цветных металлов и материаловедения фгаоу впо «Сибирский Федеральный Университет» (далее – Университет) и зао «русал глобал...
Сибирский федеральный университет icon«сибирский федеральный университет»
Тема урока: «Биология – наука о живой природе. Царства живой природы. Среды обитания организмов»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск