Скачать 62.65 Kb.
|
Статья из сборника статей Тамбовского государственного университета им. Державина, медицинского факультета. Секция «Немедикаментозное воздействие на функциональное состояние ЦНС и высшие функции мозга» 2010 г. (принята к опубликованию). Новый взгляд на методики восстановления речи у больных с сенсорными афазиями Щербакова М.М. Городская клиническая больница №13 Восстановление речи при афазии представляет собой одну из наиболее актуальных проблем современной нейрореабилитации постинсультных больных. Актуальность работы обусловлена острой необходимостью преобразования методик коррекции задних, сенсорных форм афазий (акустико-гностической, акустико-мнестической, семантической афазии), в связи с пересмотром подхода к механизмам их протекания и способам реабилитации [3, 4, 5, 6 и др.]. Модификация традиционных методик, применяемых в логопедической практике, создавалась с учетом современных научных данных. Было изучено 275 источников литературы. В основу модифицируемых методик восстановления речи для больных с сенсорными афазиями легла методика Бейн Э.С., Бурлаковой М.К., Визель Т.Г. 1982. Преобразованные методики были разделены по степеням тяжести на три части. Каждая часть состояла из трех этапов, дифференцируемых как по принципу нарастания усложнения речевого материала, так и необходимости активизации тех или иных психических процессов в определенный момент времени в процессе восстановления речевой системы. В первой части применялся обходной путь восстановления, заключающийся как в привлечении сохранных возможностей субдоминантного полушария, так и в подготовке к стимуляции и растормаживанию угнетенного доминантного полушария. Например, при акустико-гностической афазии с помощью глобального чтения проводилась коррекция устной речи; при акустико-мнестической афазии с помощью зрительного восприятия восстанавливалась предметная отнесенность слова, а при семантической афазии методом показа предметных картинок корригировались нарушение зрительного гнозиса и трудности называния предметов. Во второй части использовался прямой путь восстановления, задачей которого служила перестройка функции, то есть привлечение запасных афферентаций в сочетании со стимуляцией и растормаживанием. При этом, для каждой из сенсорных форм афазий помимо традиционных методов восстановления были введены новые. Так, например при акустико-гностической афазии введены такие методические приемы как: преобразование слов, дифференциация слов-омофонов, омографов, анализ грамматических искажений. При акустико-мнестической афазии введены методические приемы: объяснение функциональных назначений предметов, рисование предмета по памяти, составление рассказа по серии сюжетных картинок, подбор антонимов и синонимов к словам, запоминание адресов и номеров телефонов, дифференциация омонимов. При семантической афазии добавлены следующие методические примы: чтение текста, написанного в вертикальном направлении, дифференциация предложно-падежных конструкций, анализ возвратных конструкций, решение математических задач, составление предложения с заданными словами, интерпретация пословиц, пересказ текста, дифференциация омонимов. В третьей части также применялся прямой путь восстановления с целью закрепления восстановленной речи, дальнейшего ее стимулирования и растормаживания. При акустико-гностической афазии были включены такие методы и приемы как: введение в контекст, разгадывание кроссвордов, подбор синонимов, антонимов к словам, нахождение ошибок, допущенных в тексте, довершение логико-грамматических оборотов, пересказ текста, письменные сочинения. При акустико-мнестической афазии добавлены следующие методические приемы: составление предложений из отдельных слов, исправление грамматических ошибок, составление рассказа, решение математических и логических задач, толкование стойких речевых выражений, выявление логических ошибок, допущенных в тексте. При семантической афазии включены в восстановительную работу такие методы, как: выявление причинно-следственных связей, толкование стойких речевых выражений, подбор предлогов, исправление грамматических ошибок, допущенных в тексте, дифференциация слов-омографов, решение логических задач и выявление логических ошибок. Основному, речевому этапу восстановительной работы предшествовал предварительный этап - внеречевая работа, которая проводилась с целью установления контакта с больными, имеющими грубую степень речевого расстройства, граничащую с тотальным нарушением речи. Новизна модифицированных методик заключается в следующих аспектах:
3.1. опора на сохранные звенья: 1) низшие уровни мозговой организации, отвечающие за речевую деятельность: субдоминантное полушарие и подкорку (обходной путь восстановления); 2) высшие уровни мозговой организации речевой деятельности: передние отделы коры головного мозга (лобные отделы, отвечающие за регуляцию и контроль вербальной информации [7, 8,9,10,11 и др.]); 3.2. избирательная активность определенных областей головного мозга при решении тех или иных речевых задач (фонологической, семантической, грамматической, лексической); 3.3. взаимосвязь полушарий – принципы их взаимодействия: комплементарность и реципрокность (торможение либо активизация субдоминантного полушария, т.к. при грубой степени тяжести прогноз зависит от того, способно ли правое полушарие временно взять на себя функцию левого).
Внедрение разработанных методик в практику показало их высокую эффективность. Методики были применены на практике в ГКБ №13 г. Москвы в течение двух лет (с августа 2008 по август 2010) с больными, имеющими акустико-гностическую афазию (всего 58 человека), акустико-мнестическую афазию (12 человек), семантическую афазию (12 человек). Из них практическое восстановление и значительное улучшение наблюдалось у: 42 человек при акустико-мнестической афазии (75%), 8 человек при акустико-мнестической афазии (67 %), 9 человек при семантической афазии (80 %). Однако ни одна методика не может быть универсальной. В каждом отдельном случае требуется индивидуальный подход. Задача данной работы – поиск и создание наиболее оптимального и эффективного пути восстановления задних (сенсорных) афазий с учетом всех вышеперечисленных факторов. Цель – восстановление коммуникативной функции речи. Поэтому на протяжении всей восстановительной работы автор старался воздействовать на всей компоненты речевой системы. Литература:
|
Методика восстановления речи у больных с акустико-гностической афазией Роль педагогического коллектива по успешному завершению учебного года и задачи по подготовке к новому учебному году /Казанфаров И.... | Ховард Зер Восстановительное правосудие: Новый взгляд на преступление... Восстановительное правосудие: новый взгляд на преступление и наказание: Пер с анг./Общ ред. Л. М. Карнозовой. Коммент. Л. М. Карнозовой... | ||
Учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) Методики восстановления в спорте. Меры профилактики и предупреждения травматизма | Сборник материалов ... | ||
«Новый взгляд на историю лицея №11» (Копия диплома прилагается) П всероссийский конкурс исторических исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории. Россия. ХХ век» | Новый подход к лечению больных с переломами проксимального отдела... «Новоубеевская основная общеобразовательная школа» Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан | ||
Конспект по методике развития речи Тема занятия: «Предмет методики... Охватывает все перечисленные функции, стороны и связи слова | Курсовая работа на тему: «Проектирование технологических процессов... Определение экономической целесообразности и эффективности восстановления деталей | ||
Реферат «Новый взгляд на использование атомной энергетики» На сегодняшний день ядерная энергия является самым концентрированным источником энергии, в миллионы раз превосходящим все другие... | Альберто Виллольдо – Исправление прошлого и исцеление будущего с... И мы не можем утверждать, что смогли разобраться в полной мере. Законодательство региона объемное, но, на наш взгляд, малопонятное.... | ||
Конкурс Новый взгляд на школьный предмет. Тема исследовательской... Место работы: мбоу «Средняя общеобразовательная школа №2» г. Сосногорска, Республика Коми | Положение о проведении республиканского этапа четвертого Всероссийского... Рабочая программа составлена на основании рабочего учебного плана по фгос утвержденного ученым советом юргту(нпи) протоколом №4 от... | ||
Рабочая программа дисциплины «Стратегическое управление человеческими ресурсами» Текущие экономические и политические реформы в России предопределили новый взгляд на ключевую составляющую, как бизнеса, так и политических... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Под Новый год, под Новый год Мечта и быль встречаются. Под Новый год, под Новый год Чудеса случаются | ||
Олег Георгиевич Маркеев Тотальная война Серия: Странник (Маркеев) 4 Leo’s Library Новый роман Олега Маркеева продолжает сюжетную линию романа «Странник: Оружия возмездия». Противостояние Максима Максимова и магистра... | Конспект занятия для детей подготовительной к школе группы с общим недоразвитием речи Для создания рабочей обстановки, давайте выполним упражнения для восстановления дыхания.( Приложение 1) |