Скачать 32.6 Kb.
|
Методика восстановления речи у больных с акустико-гностической афазией Щербакова М.М. сотрудник Городская клиническая больница №13, Москва, Россия mmsch@mail.ru Задача настоящей работы заключалась в попытке преобразования существующих методик восстановления речи у больных с акустико-гностической афазией в связи с пересмотра концепции механизмов восприятия и переработки речевой информации головным мозгом [6,9,10,13,15], компенсаторных перестроек психических функций у больных с локальными поражениями головного мозга [2,3,5,7,11]. В восстановительном процессе также важно учитывать различия раннего и резидуального этапов восстановления. Модифицируемая нами методика была разделена на три части в соответствии со степенями тяжести речевого нарушения. Каждая часть состояла из трех этапов, разделенных как по принципу нарастания усложнения речевого материала, так и необходимости активизации тех или иных психических процессов в определенный момент времени в процессе восстановления речевой системы. В первой части применялся обходной путь восстановления, заключающийся как в привлечении сохранных возможностей субдоминантного полушария, так и в подготовке к стимуляции и растормаживанию доминантного полушария. Восстановление устной речи начиналось с фразы. При этом уже здесь больным были предложены задания, которые направлены на предупреждение развития аграмматизма. Далее был предусмотрен постепенный переход к отдельным словам, составляющим фразу. Лингвистический материал подбирался с учетом последних научных данных [9,10,12, 13, 14], как по принципу частотности, конкретности, образности, семантического наполнения слов, так и с учетом специфики восприятия речи при сенсорной афазии. Параллельно с восстановлением устной речи проводилось работа и по коррекции письменной речи. Таким образом, коррекция этих двух видов речи в модифицируемой методике начиналась уже с раннего периода коррекционно-восстановительной работы. Опорой для восстановления устной речи служило глобальное чтение. Во второй части использовался прямой путь восстановления, задачей которого служила перестройка функции, то есть привлечение запасных афферентаций в сочетании со стимуляцией и растормаживанием. С учетом современных научных данных об особенностях функционирования головного мозга в процессе речевого восприятия [4, 8,12], помимо традиционных методов восстановления, используемых на данном этапе, мы ввели новые методы, которые способствовали расширению семантики слова и его ассоциативных связей, в том числе и в глагольной лексике. Наряду с этим были включены следующие приемы: преобразование одних слов в другие, дифференциация слов-омофонов и слов-омографов, анализ грамматических искажений. В третьей части также применялся прямой путь восстановления с целью закрепления восстановленной речи, дальнейшего ее стимулирования и растормаживания. Для коррекции легкой степени использовались такие новые методические приемы как: разгадывание кроссвордов, подбор синонимов и антонимов к предъявленным словам, фиксация внимания больного на ошибках, допущенных в предъявленном тексте, дифференциация слов-омонимов. Внедрение нашей методики в практику показало ее высокую эффективность. Данная методика была применена на практике в ГКБ № 13 с больными, имеющими акустико-гностическую афазиею. В начале и конце курса с больными выбранной нами группы (47 человек) проводилось нейропсихологическое обследование по бальной системе Ахутиной Т.В. [1]. Значительный регресс речевых нарушений был обнаружен у 85% больных (40 человек). Литература:
|
Новый взгляд на методики восстановления речи у больных с сенсорными афазиями Лагерь должен быть предназначен только для отдыха детей в возрасте до 18 лет. Организация отдыха взрослых и семейного отдыха (взрослых... | Программа по логоритмике в 1 классе Пояснительная записка 1 6 Большое их количество имеют недоразвитие или нарушение речи. Это дети, которые страдают алалией, дизатрией, заиканием, афазией, ринолалией,... | ||
Тема: адгезивная техника. Методика восстановления зубов композитами Технологическая карта самостоятельного изучения теоретического материала (электив) | Курсовая работа на тему: «Проектирование технологических процессов... Определение экономической целесообразности и эффективности восстановления деталей | ||
Конспект занятия для детей подготовительной к школе группы с общим недоразвитием речи Для создания рабочей обстановки, давайте выполним упражнения для восстановления дыхания.( Приложение 1) | Инструкция по химиотерапии больных туберкулезом проект изменений... Проект изменений «Инструкции по химиотерапии больных туберкулезом» приложения №6 к Приказу мз РФ №109 от 21 марта 2003 года «О совершенствовании... | ||
Способ консервативного лечения больных с поясничным остеохондрозом Изобретение относится к медицине, а именно, к вертеброневрологии и может быть использовано при консервативном лечения больных с рефлекторными... | Учебно-исследовательская практика Направление – 050100-Педагогическое... «Философия», «Культура речи», «Информационные и телекоммуникационные технологии в работе учителя», «Общая психология», «Возрастная... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Оборудование: таблица акустико-артикуляционного образа звука, предметные картинки, бумажные снежинки, «пальцеходы» (нашитые на плотный... | Яшина Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников:... Алексеева М. М., Яшина Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб пособие для студ высш и сред, пед... | ||
Министерство здравоохранения и социального развития российской федерации Цель дисциплины приобретение студентами теоретических знаний и практических навыков для раннего распознавания, лечения и профилактики... | О порядке маршрутизации больных эндокринологического профиля в городе Челябинске Порядок маршрутизации больных эндокринологического профиля для оказания первичной специализированной помощи на амбулаторно-поликлиническом... | ||
Рабочий учебный план для студентов IV курса лечебного факультета кгму В 7 семестре студенты курируют больных и пишут академическую историю болезни, в 8 семестре продолжают изучать дисциплину с курацией... | I период До внедрения в клинику принципов интенсивного коронарных больных, аритмии были непосредственной причиной смерти не менее чем в 40%... | ||
I период До внедрения в клинику принципов интенсивного коронарных больных, аритмии были непосредственной причиной смерти не менее чем в 40%... | Структура летальных исходов и патологическая анатомия у больных вич-инфекцией г. Москвы Цель работы состояла в определении частоты вторичных и оппортунистических заболеваний, явившихся причиной летального исхода у больных... |