Методика восстановления речи у больных с акустико-гностической афазией





НазваниеМетодика восстановления речи у больных с акустико-гностической афазией
Дата публикации27.08.2013
Размер32.6 Kb.
ТипЗадача
100-bal.ru > История > Задача
Методика восстановления речи у больных с акустико-гностической афазией

Щербакова М.М.

сотрудник

Городская клиническая больница №13, Москва, Россия

mmsch@mail.ru

Задача настоящей работы заключалась в попытке преобразования существующих методик восстановления речи у больных с акустико-гностической афазией в связи с пересмотра концепции механизмов восприятия и переработки речевой информации головным мозгом [6,9,10,13,15], компенсаторных перестроек психических функций у больных с локальными поражениями головного мозга [2,3,5,7,11].

В восстановительном процессе также важно учитывать различия раннего и резидуального этапов восстановления.

Модифицируемая нами методика была разделена на три части в соответствии со степенями тяжести речевого нарушения. Каждая часть состояла из трех этапов, разделенных как по принципу нарастания усложнения речевого материала, так и необходимости активизации тех или иных психических процессов в определенный момент времени в процессе восстановления речевой системы.

В первой части применялся обходной путь восстановления, заключающийся как в привлечении сохранных возможностей субдоминантного полушария, так и в подготовке к стимуляции и растормаживанию доминантного полушария. Восстановление устной речи начиналось с фразы. При этом уже здесь больным были предложены задания, которые направлены на предупреждение развития аграмматизма. Далее был предусмотрен постепенный переход к отдельным словам, составляющим фразу. Лингвистический материал подбирался с учетом последних научных данных [9,10,12, 13, 14], как по принципу частотности, конкретности, образности, семантического наполнения слов, так и с учетом специфики восприятия речи при сенсорной афазии. Параллельно с восстановлением устной речи проводилось работа и по коррекции письменной речи. Таким образом, коррекция этих двух видов речи в модифицируемой методике начиналась уже с раннего периода коррекционно-восстановительной работы. Опорой для восстановления устной речи служило глобальное чтение.

Во второй части использовался прямой путь восстановления, задачей которого служила перестройка функции, то есть привлечение запасных афферентаций в сочетании со стимуляцией и растормаживанием. С учетом современных научных данных об особенностях функционирования головного мозга в процессе речевого восприятия [4, 8,12], помимо традиционных методов восстановления, используемых на данном этапе, мы ввели новые методы, которые способствовали расширению семантики слова и его ассоциативных связей, в том числе и в глагольной лексике. Наряду с этим были включены следующие приемы: преобразование одних слов в другие, дифференциация слов-омофонов и слов-омографов, анализ грамматических искажений.

В третьей части также применялся прямой путь восстановления с целью закрепления восстановленной речи, дальнейшего ее стимулирования и растормаживания. Для коррекции легкой степени использовались такие новые методические приемы как: разгадывание кроссвордов, подбор синонимов и антонимов к предъявленным словам, фиксация внимания больного на ошибках, допущенных в предъявленном тексте, дифференциация слов-омонимов.

Внедрение нашей методики в практику показало ее высокую эффективность. Данная методика была применена на практике в ГКБ № 13 с больными, имеющими акустико-гностическую афазиею. В начале и конце курса с больными выбранной нами группы (47 человек) проводилось нейропсихологическое обследование по бальной системе Ахутиной Т.В. [1]. Значительный регресс речевых нарушений был обнаружен у 85% больных (40 человек).

Литература:

  1. Ахутина Т.В., Цветкова Л.С., Пылаева Н.М. Методика оценки речи при афазии – М. Изд-во МГУ 1981 (стр. 8, 10, 11,18- 44, 45, 48)

  2. Кроткова О.А. Межполушарное взаимодействие и процессы восстановления функций при очаговых поражениях мозга// Хомская Е.Д., Ахутина Т.В. I Международная конференция памяти Лурия – М. Сб. докладов, фак-т МГУ, 1998

  3. Храковская М. Г. Резервные способы восстановления высших психических функций у больных с афазией// Хомская Е.Д., Ахутина Т.В. I Международная конференция памяти Лурия – М. Сб. докладов, фак-т МГУ, 1998

  4. Черниговская Т.В. Асимметрия полушарий для функций языка и речи// Миневра, гл.7: www/genling.nw/ru/Staff/Chernigo/Minevra/ch 7/content 7htm.

  5. Altschuler EL, Multari A, Hirstein W, Ramachandran VS.Situational therapy for Wernicke's aphasia.// Med Hypotheses. 2006;67(4):713-6. Epub 2006 Jun 5.

  6. Booth J., Burman D., Meyer J. et al. Development of brain mechanisms for processing orthographic and phonologic repregentations// Cogn. Neurosci -2004 – vol. 16, № 7 p. 1234-1249

  7. Breitenstein C, Kramer K, Meinzer M, Baumgärtner A, Flöel A, Knecht S.Intense language training for aphasia. Contribution of cognitive factors // Nervenarzt. 2009 Feb;80(2):149-50, 152-4. Review. German.

  8. Cohen L., Lehericy S., Chocon F. et al. Language specific tuning of visual cortex? Functional properties of the vusiual from area //Brain – 2002 – vol.125 № 5 – p.1054-1069

  9. Damasio A. Nouns and verbs are retrieved with differently distributed neural systems/ Damasio A., Tranel D.//PNAS – 1993 – vol. 90 – p 4957-4960

  10. Halgon E., Dhond P., Christensen N. et al. N 400 like MEG response modulated by semantic content, word frequency and lexical class in sentences/ Neuroimage 2002 – vol. 17, № 3 – p. 10001-1116

  11. Nair K.P.S., Taly A.B. Stroke rehabilitation: traditional and modern approaches// Neurol. India. – 2002. – Vol.50. – p.85-93

  12. Poldrack R., Wagner A., Prull M. et al/ Functional specialization for semantic and phonological processing in the left inferior frontal cortex// Neuroimage 1999 – vol.10, № 1 p. 15-35

  13. Price C.J. The anatomy of language: contritutions from functional neutoimaging// Anat J. 2000 vol.197 pt.3 – p.335-359

  14. Pulvermüller F, Berthier ML. Aphasia therapy on a neuroscience basis // Medical Research Council Cognition and Brain Sciences Unit, Cambridge, UK.// Aphasiology. 2008 Jun;22(6):563-599. Epub 2008 May 21.

  15. Spitsyna G., Warren J., Scott S. et al. Converging language streams in the Human temporal lobe// Neurosci J. 2006 vol. 26 №28 – p. 7328-7336

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методика восстановления речи у больных с акустико-гностической афазией iconНовый взгляд на методики восстановления речи у больных с сенсорными афазиями
Лагерь должен быть предназначен только для отдыха детей в возрасте до 18 лет. Организация отдыха взрослых и семейного отдыха (взрослых...
Методика восстановления речи у больных с акустико-гностической афазией iconПрограмма по логоритмике в 1 классе Пояснительная записка 1 6
Большое их количество имеют недоразвитие или нарушение речи. Это дети, которые страдают алалией, дизатрией, заиканием, афазией, ринолалией,...
Методика восстановления речи у больных с акустико-гностической афазией iconТема: адгезивная техника. Методика восстановления зубов композитами
Технологическая карта самостоятельного изучения теоретического материала (электив)
Методика восстановления речи у больных с акустико-гностической афазией iconКурсовая работа на тему: «Проектирование технологических процессов...
Определение экономической целесообразности и эффективности восстановления деталей
Методика восстановления речи у больных с акустико-гностической афазией iconКонспект занятия для детей подготовительной к школе группы с общим недоразвитием речи
Для создания рабочей обстановки, давайте выполним упражнения для восстановления дыхания.( Приложение 1)
Методика восстановления речи у больных с акустико-гностической афазией iconИнструкция по химиотерапии больных туберкулезом проект изменений...
Проект изменений «Инструкции по химиотерапии больных туберкулезом» приложения №6 к Приказу мз РФ №109 от 21 марта 2003 года «О совершенствовании...
Методика восстановления речи у больных с акустико-гностической афазией iconСпособ консервативного лечения больных с поясничным остеохондрозом
Изобретение относится к медицине, а именно, к вертеброневрологии и может быть использовано при консервативном лечения больных с рефлекторными...
Методика восстановления речи у больных с акустико-гностической афазией iconУчебно-исследовательская практика Направление – 050100-Педагогическое...
«Философия», «Культура речи», «Информационные и телекоммуникационные технологии в работе учителя», «Общая психология», «Возрастная...
Методика восстановления речи у больных с акустико-гностической афазией iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Оборудование: таблица акустико-артикуляционного образа звука, предметные картинки, бумажные снежинки, «пальцеходы» (нашитые на плотный...
Методика восстановления речи у больных с акустико-гностической афазией iconЯшина Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников:...
Алексеева М. М., Яшина Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб пособие для студ высш и сред, пед...
Методика восстановления речи у больных с акустико-гностической афазией iconМинистерство здравоохранения и социального развития российской федерации
Цель дисциплины приобретение студентами теоретических знаний и практических навыков для раннего распознавания, лечения и профилактики...
Методика восстановления речи у больных с акустико-гностической афазией iconО порядке маршрутизации больных эндокринологического профиля в городе Челябинске
Порядок маршрутизации больных эндокринологического профиля для оказания первичной специализированной помощи на амбулаторно-поликлиническом...
Методика восстановления речи у больных с акустико-гностической афазией iconРабочий учебный план для студентов IV курса лечебного факультета кгму
В 7 семестре студенты курируют больных и пишут академическую историю болезни, в 8 семестре продолжают изучать дисциплину с курацией...
Методика восстановления речи у больных с акустико-гностической афазией iconI период
До внедрения в клинику принципов интенсивного коронарных больных, аритмии были непосредственной причиной смерти не менее чем в 40%...
Методика восстановления речи у больных с акустико-гностической афазией iconI период
До внедрения в клинику принципов интенсивного коронарных больных, аритмии были непосредственной причиной смерти не менее чем в 40%...
Методика восстановления речи у больных с акустико-гностической афазией iconСтруктура летальных исходов и патологическая анатомия у больных вич-инфекцией г. Москвы
Цель работы состояла в определении частоты вторичных и оппортунистических заболеваний, явившихся причиной летального исхода у больных...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск