Скачать 62.25 Kb.
|
Конспект урокаУчитель: Артемьева Наталья Викторовна. Предмет: Литература. Класс: 5 класс. Тема: «Герои сказок Г.Х. Андерсена». Цели: а) Закрепить понятие литературный герой, б) Выявить художественное своеобразие героев сказок Г.Х. Андерсена, в) Развивать творческие способности учащихся. Дидактические материалы: 1) сказки Г.Х. Андерсена, 2) презентация в Power Point, 3) карточки с именами героев. Ход урока
Сегодня на уроке мы с вами выявим своеобразие сказочных героев Г.Х. Андерсена.
« Там сверкали бенгальским огнем стены снежных дворцов, дикие лебеди летели над морем, в котором, как лепестки цветов, отражались розовые облака и оловянные солдатики стояли на часах на одной ноге, сжимая длинные ружья» - писал К.Г. Паустовский, передавая детские впечатления от знакомства с чудесным миром сказок Г.Х. Андерсена. Сегодня у нас особый день: нас ожидает путешествие в Сказочную страну и встреча со многими героями Андерсена (звучит песня Н.Королёвой «Маленькая страна»). Вы прочитали много сказок. Сейчас вам нужно вспомнить всех тех героев, какие живут в стране Андерсена. У вас на столах лежит конверт с карточками-именами различных сказочных персонажей. Отложите в сторону тех героев, которые не связаны со сказками Андерсена.
Работа в парах (5 минут) Ребята, назовите героев, которые не живут в стране датского сказочника Г.Х. Андерсена. (князь Гвидон, госпожа Метелица, Маленький Мук, Белоснежка, Калиф-Аист, Золотой петушок, Щелкунчик, Карлик-Нос)
Теперь мы можем оправиться в путь по страницам произведений Андерсена.
Рассказывает от лица Андерсена подготовленный ученик: «С первых лет своей жизни я поражал людей своей внешностью. Рос я долговязым, нескладным, худущим мальчуганом. Все, кому не лень, издевались над моим непомерно длинным носом, крохотными, словно щёлки, глазами. Товарищи не воспринимали меня серьёзно. А я в ответ на все их придирки добродушно щурил свои глазки и терпел, терпел, терпел. Живя в своём маленьком родном городе Оденсе, я не раз пытался вырваться из замкнутого круга бедности и унижений. Но даже родная мать уговаривала меня не мечтать о высоком полёте, стать обыкновенным портным. «Нет, мама, - отвечал ей я, - надо много-много терпеть, а потом станешь знаменитым». В 14 лет с маленькой суммой денег и небольшим узелком я отправился в Копенгаген, чтобы из столицы датского королевства начать покорение всего мира. Известной личностью я стал благодаря своей потрясающей настойчивости: я стучался в лучшие дома Копенгагена, прося, а то и требуя внимания к своей особе. Я просил богатых и влиятельных людей столицы дать мне денег для учебы в гимназии. И странное дело, в большинстве случаев мне не отказывали. Вначале я хотел стать танцовщиком, певцом, актером. Но всюду я терпел неудачу. И, наконец мой гений раскрылся в нескольких сказках. И даже самые зловредные литературные критики признали меня мастером. Ни одному датчанину не выпадала такая слава! Когда-то в детстве гадалка предсказала, что я стану знаменитым и в моем родном городе устроят фейерверк. Все сбылось. Весь Оденсе вышел меня встречать и устроил мне факельное шествие. Мои сказки издавали сумасшедшими тиражами, хотя и платили мало. Меня зазывали к себе властелины и знаменитости Европы, а датский король однажды добивался у меня… приёма». Ребята, а как вы думаете жизнь Андерсена похожа на сказку и почему? А какого героя он нам напоминает? ( слайд 5) Верно, это сказка «Гадкий утенок». Как вы понимаете слова из этой сказки: «Не беда появиться на свет в утином гнезде, если ты вылупился из лебединого гнезда»? ( слайд 6) (постепенно появляются герои-птицы) Итак, первый герой, который нам встретился – это гадкий утенок. Запишите в тетрадь его имя и скажите, в кого он в конце сказки превращается. В лебедя. «И старые лебеди склонили перед ним голову». Прочитайте, каким он стал. В сказках Г.Х. Андерсена героями оказывались различные птицы или животные Вспомните, о ком идет речь: «Они вынуждены были жить на чужбине, лишь раз в год им позволено было возвращаться и проводить на родине всего 11 дней, колдовскими чарами были лишены человеческого облика». (Дикие лебеди) «Его принимали за корову и даже за лягушку». (Соловей) «Всю зиму прожила в подземелье, оказала большую услугу маленькой героине» (Ласточка). «Умел говорить по-человечески, был очень умен, знал всё, что происходит в королевстве, хотел жениться на принцессе, но был уже помолвлен» (Ворон из сказки «Снежная королева»). Запишите в тетрадь в 1 столбик всех героев-птиц. Своеобразие сказок Андерсена заключается в представлении разных героев, даже неодушевленных, предметов и вещей, которые ему встречались в жизни. (слайд 7) «Часто мне кажется, будто каждый дощатый забор, каждый цветок говорит мне: «Ты только взгляни на меня, и тогда моя история перейдет к тебе». И стоит мне захотеть, как у меня тотчас появляются истории» (Г.Х. Андерсен). - Ребята, а вы догадались, какие истории имел в виду сказочник? ( «Оловянный солдатик», «Сундук-самолет», «Ромашка», «Штопальная игла», «Огниво», «Старый уличный фонарь», «Калоши счастья», «Старый дом», «Снеговик», «Серебряная монетка» и другие сказочные истории). (слайд 8) (Постепенно появляются иллюстрации к сказкам (ребята комментируют). В сказочном городе Андерсена есть уникальный музей. Давайте заглянем в него. В музее хранится один удивительный предмет. Отгадаем? (слайд 9)
(Горошина)
(Старый уличный фонарь) (Слайд 10)
Олицетворение – явление или предмет неживой природы, а также животные и растения наделяются качествами человека (речью, смехом, мыслями, переживаниями). Конечно, основными героями сказок Андерсена являются люди. Огонь трещит в печке, к сказочнику приходит Муза, рассказывает множество сказок и приводит к нему героев из обыденной, окружающей среды. Она говорит ему: «Погляди на этих людей, ты их знаешь, нарисуй их, они должны жить»! (слайд 11)
Ребятам дается задание описать героя от 1 лица (5 минут) Свои рассказы читают 2-3 ученика, а остальные определяют, о ком идет речь. 5. Обобщение изученного на уроке (слайд 13).
Герои-птицы, животные, Герои-«живые предметы», Герои-люди. В сказочном мире, созданном писателем, его герои сражались со своими противниками – богачами, придворными, королями – и побеждали их. Андерсен высмеивал чванство, пустоту и ничтожность, жадность и самодовольство. Защищал слабых и маленьких, но храбрых и самоотверженных. Это прослеживается даже в сказках, где действуют разные вещи, цветы и явления природы, птицы, насекомые и звери. Андерсен научит вас разбираться в людях, поможет понять, что такое Справедливость, Красота и Любовь, научит ненавидеть ложь и несправедливость. |
Тема внеклассного мероприятия «Созвездие сказок Андерсена» «короле сказок». Королем сказок по праву считают Ганса Христиана Андерсена. Он сочинял обаятельные сказки. Сказочник писал о причудливых... | Урок чтения во втором классе Тема урока: Творчество Х. К. Андерсена Х. К. Андерсена; содействовать развитию у школьников умений выделять главное в произведении; способствовать развитию речи, навыкам... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Г. Х. Андерсена; проверка умения анализировать характеры героев, определять главную мысль произведения; самостоятельное изучение... | Урок-квн «Мы любим сказки». Обобщающий урок литературы в 5 классе Оборудование: выставка книг любимых сказок, стенд с иллюстрациями к сказкам, детские игрушки-герои любимых сказок | ||
Классный час утренник Тема: "Сказка-Родина чувств" (по творчеству Г. Х. Андерсена) ... | Знаешь ли ты сказки Г. Х. Андерсена? Актовый зал оформляется портретом Андерсена, выставкой его книг, иллюстрациями. Внеклассное мероприятие проводится в форме просматривания... | ||
Виртуальная бытийность сказки в культуре Охватывают в андерсеновских сказках весь мир. В виртуальном мире сказок Андерсена господствует суровый нравственный закон. Ведь недаром... | Урок-Викторина Тема: «Волшебные сказки» Цели урока: формировать умение отличать волшебные сказки от сказок другого содержания; приобщить ребят к чтению сказок, вызвать интерес... | ||
Литература в 5 классе Урок-обобщение. Тема «Добро побеждает зло в... Урок-обобщение. Тема «Добро побеждает зло в сказке Х. К. Андерсена «Снежная королева» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Очень интересно сравнивать героев русских сказок и греческих мифологических героев. Мне нравятся такие герои, как Геракл, Тесей,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Дикие лебеди”, окутывает морозом “Снежная королева”; сказка о преданности и любви. В двенадцать – тринадцать читают “Калоши счастья”,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Данный вопрос в 5 классе была проведена игра- конкурс «знатоки сказок». Играли две команды: «Умники и умницы» и «Головастики». Ребята... | ||
Тема урока: Атмосфера, ее строение. Атмосферное Задача: продолжить знакомство с творчеством Г. Х. Андерсена и со сказкой как жанром литературного произведения | Конспект урока по литературному чтению Тема: Сказки Г. Х. Андерсена Цель: активизировать читательский интерес путём включения детей в коллективную творческую деятельность | ||
Самый лучший знаток и рассказчик сказок это Кто? Назовите составителя известнейшего сборника «Народные русские сказки», разработавшего классификацию сказок, которая была принята... | Конспект урока Предмет: литературное чтение Класс: 3 Тема: Г. Х. Андерсен «Ромашка» Задача: продолжить знакомство с творчеством Г. Х. Андерсена и со сказкой как жанром литературного произведения |