Г. Ханты – Мансийск 2013г. Часть I. Вопросы и содержание ответов по курсу теории физического воспитания и спорта





НазваниеГ. Ханты – Мансийск 2013г. Часть I. Вопросы и содержание ответов по курсу теории физического воспитания и спорта
страница1/17
Дата публикации16.09.2013
Размер2.2 Mb.
ТипУчебное пособие
100-bal.ru > История > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17


Теория и методика физического воспитания

с основами спортивной физиологии, медицины и гигиены

Учебное пособие для экспресс – подготовки к междисциплинарному выпускному экзамену в училищах и колледжах олимпийского резерва

г. Ханты – Мансийск

2013г.

Часть I. Вопросы и содержание ответов по курсу теории физического воспитания и спорта.

1.Общая характеристика теории и методики физического воспитания

Возникновение физического воспитания относится к самому раннему периоду в истории человеческого общества. В ходе исторического процесса люди обратили внимание на то, что те члены племени, которые вели более ак­тивный и подвижный образ жизни, многократно повторяли те или иные физические действия, проявляли физические усилия, были и более сильными, выносливыми и работоспособными. Это привело к осознанному пониманию людьми явления упражняемости (повторяемости действий). Именно явление упражняемости стало основой физического воспитания.

Таким образом, осознание человечеством явления упражняемости и важности так называемой предварительной подготовки человека к жизни, установление связи между ними послужили истоком появления физического воспитания.

Теория и методика физического воспитания являются одной из основных профилирующих дисциплин в системе профессио­нальной подготовки специалистов с высшим физкультурным об­разованием. Она призвана через свое содержание обеспечить сту­дентам необходимый уровень теоретических и методических зна­ний о рациональных путях, методах и приемах профессиональной деятельности преподавателя физической культуры, раскрыть в структуре и содержании этой деятельности условия успешной ре­ализации образовательных, воспитательных и оздоровительных задач физического воспитания.

Источниками возникновения и развития теории и методики физического воспитания являются: 1. практика общественной жизни и потребность общества в хоро­шо физически подготовленных людях; 2. прогрессивные идеи о содержании и путях воспитания гармонически развитой личности; 3. постановления правительства о состоянии и путях совершен­ствования физической культуры в стране; 4. результаты исследований как в области теории и методики физического воспитания, так и в смежных дисциплинах.

К основным понятиям теории физического воспитания отно­сятся следующие: 1) «физическое воспитание»; 2) «физическая подготовка»; 3) «физическое развитие»; 4) «физическое совер­шенство»; 5) «спорт».

Физическое воспитание. Это вид воспитания, специфическим содержанием которого являются обучение движениям, воспита­ние физических качеств, овладение специальными физкультур­ными знаниями и формирование осознанной потребности в физ­культурных занятиях.

В процессе физического воспитания приобретается широ­кий круг физкультурных и спортивных знаний социологического, гигиенического, медико-биологического и методического содер­жания. Знания делают процесс занятий физическими упражнения­ми более осмысленным и в силу этого более результативным.

Таким образом, физическое воспитание представляет собой процесс решения определенных воспитательно-образовательных задач, которому присуши все признаки педагогического процесса.

Физическая подготовка. Термин «физическая подготовка» под­черкивает прикладную направленность физического воспитания к трудовой или иной деятельности. Различают общую физическую подготовку и специальную.

Общая физическая подготовка направлена на повышение уровня физического развития, широкой двигательной подготовленности как предпосылок успеха в различных видах деятельности.

Специальная физическая подготовка — специализированный процесс, содействующий успеху в конкретной деятельности (вид профессии, спорта и др.), предъявляющей специализирован­ные требования к двигательным способностям человека. Резуль­татом физической подготовки является физическая подготовлен­ность, отражающая достигнутую работоспособность в сформи­рованных двигательных умениях и навыках, способствующих эф­фективности целевой деятельности (на которую ориентирована подготовка).

Физическое развитие. Это процесс становления, формирования и последующего изменения на протяжении жизни индивидуума морфофункциональнътх свойств его организма и основанных на них физических качеств и способностей. Физическое развитие характеризуется изменениями трех групп показателей: 1.Показатели телосложения; 2.Показатели (критерии) здоровья; 3.Показатели развития физических качеств (силы, скоростных способностей, выносливости и др.).

Примерно до 25-летнего возраста (период становления и рос­та) большинство морфологических показателей увеличивается в размерах и совершенствуются функции организма. Затем до 45— 50 лет физическое развитие как бы стабилизировано на опреде­ленном уровне. В дальнейшем, по мере старения, функциональ­ная деятельность организма постепенно ослабевает и ухудшается, могут уменьшаться длина тела, мышечная масса и т.п.

Физическое совершенство. Это исторически обусловленный идеал физического развития и физической подготовленности человека, оптимально соответствующий требованиям жизни.

Конкретными показателями физически совершен­ного человека современности являются:

  1. крепкое здоровье, обеспечивающее человеку возможность безболезненно и быстро адаптироваться к различным, в том чис­ле и неблагоприятным, условиям жизни, труда, быта;

  2. высокая общая физическая работоспособность, позволяю­щая добиться значительной специальной работоспособности;

  3. пропорционально развитое телосложение, правильная осан­ка, отсутствие тех или иных аномалий и диспропорций;

  1. всесторонне и гармонически развитые физические качества, исключающие однобокое развитие человека;

  2. владение рациональной техникой основных жизненно важ­ных движений, а также способность быстро осваивать новые дви­гательные действия;

  3. физкультурная образованности т.е. владение специальными знаниями и умениями эффективно пользоваться своим телом и физическими способностями в жизни, труде, спорте.

Спорт. Представляет собой собственно соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, а также межчело­веческие отношения и нормы, ей присущие

Специальная подготовка к соревновательной деятельности в спорте осуществляется в форме спортивной тренировки.

2.Система физического воспитания в Российской Федерации

Система физического воспитания — это исторически обуслов­ленный тип социальной практики физического воспитания, вклю­чающий мировоззренческие, теоретико-методические, программ­но-нормативные и организационные основы, обеспечивающие фи­зическое совершенствование людей и формирование здорового образа жизни.

1. Мировоззренческие основы. Мировоззрение представляет со­бой совокупность взглядов и идей, определяющих направленность человеческой деятельности. В отечественной системе физического воспитания мировоз­зренческие установки направлены на содействие всестороннему и гармоничному развитию личности занимающихся, реализацию возможностей достижения каждым физического совершенства, укрепление и многолетнее сохранение здоровья, подготовку на этой основе членов общества к профессиональным видам дея­тельности.

  1. Теоретико-методические основы. Система физического воспитания опирается на достижения многих наук. Ее теоретико- методической основой служат научные положения естественных (анатомия, физиология, биохимия и др.), общественных (фило­софия, социология и др.), педагогических (психология, педаго­гика и др.) наук, на основе которых дисциплина «Теория и мето­дика физического воспитания» разрабатывает и обосновывает наи­более общие закономерности физического воспитания.

  2. Программно-нормативные основы. Физическое воспитание осуществляется на основе обязательных государственных программ по физической культуре и спорту (программы для дошкольных учреждений, общеобразовательной школы, средних и высших учебных заведений, армии и т.д.). Эти программы содержат науч­но обоснованные задачи и средства физического воспитания, ком­плексы двигательных умений и навыков, подлежащих усвоению, перечень конкретных норм и требований.

4. Организационные основы. Организационную структуру систе­мы физического воспитания составляют государственные и обще­ственно-самодеятельные формы организации, руководства и уп­равления.

Целью физического воспитания в РФ является оптимизация физичес­кого развития человека, всестороннего совершенствования свой­ственных каждому физических качеств и связанных с ними способностей в единстве с воспитанием духовных и нравственных качеств.

Для того чтобы цель сделать реально достижимой в физиче­ском воспитании, решается комплекс конкретных задач (специ­фических и общепедагогических), которые отражают многогран­ность процесса воспитания, этапы возрастного развития воспи­тываемых, уровень их подготовленности, условия достижения на­меченных результатов.

К специфическим задачам физического воспитания относятся две группы задач: задачи по оптимизации физического развития человека и образовательные задачи.

Решение задач по оптимизации физического развития человека должно обеспечить: оптимальное развитие физических качеств, присущих чело­веку; укрепление и сохранение здоровья, а также закаливание орга­низма; совершенствование телосложения и гармоничное развитие физиологических функций; многолетнее сохранение высокого уровня общей работоспо­собности.

К специальным образовательным задачам относят: формирование различных жизненно важных двигательных умений и навыков; формирование спортивных двигательных умений и навы­ков; приобретение базовых знаний научно-практического харак­тера.

К общепедагогическим относят задачи по формированию лич­ности человека. Эти задачи выдвигаются обществом перед всей системой воспитания как особо значимые. Физическое же воспи­тание должно содействовать развитию нравственных качеств, по­ведению в духе

Общими принципами реализации задач, вытекающих из цели физического воспитания, являются: I) принцип содействия всесто­роннему и гармоническому развитию личности; 2) принцип связи физического воспитания с практикой (прикладности); 3) принцип оздоровительной направленности.

Общими они называются потому, что их действие распространя­ется на всех работников в сфере физической культуры и спорта, на все звенья системы физического воспитания (дошкольные учрежде­ния, школа, средние специальные и высшие учебные заведения и т.п.), на государственные и общественные формы организации (мас­совая физическая культура и спорт высших достижений и т.д.).

Принцип содействия всестороннему и гармоничному развитию лич­ности предполагает обеспечить единство всех сторон воспитания, формирующих гармонически развитую личность и комплексное использование различных факторов физичес­кой культуры для полного общего развития свойственных челове­ку жизненно важных физических качеств и основанных на них двигательных способностей

Принцип связи физического воспитания с практикой жизни (принцип прикладности в наибольшей мере отражает целевое назначение физической культуры: готовить человека к трудовой, а также в силу необходимости к военной деятельности. Принцип при­кладности конкретизируется в следующих положениях.

I. При прочих равных условиях отдавать предпочтение тем средствам (физичес­ким упражнениям), которые формируют жизненно важные двига­тельные умения и навыки непосредственно прикладного характера.

  1. В любых формах физкультурной деятельности необходимо
    стремиться обеспечить приобретение возможно более широкого
    фонда разнообразных двигательных умений и навыков, а также
    разностороннее развитие физических способностей.

  2. Постоянно и целенаправленно связывать культурную деятель­ность с формированием активной жизненной позиции личности на основе воспитания трудолюбия, патриотизма и нравственных



Принцип оздоровительной направленности. Смысл принципа зак­лючается в обязательном достижении эффекта укрепления и совершенствования здоровья человека. Этот принцип обязывает:

  • определяя конкретное содержание средства и метода физи­ческого воспитания, непременно исходить из их оздоровительной ценности, как обязательного критерия;

  • планировать и регулировать тренировочные нагрузки в зависи­мости от пола, возраста, уровня подготовленности занимающихся;

  • обеспечивать регулярность и единство врачебного и педагоги­ческого контроля в процессе занятий и соревнований;

— широко использовать оздоровительные силы природы и гигиенические факторы.

3. Направленное формирования личности в процессе физического воспитания

В возрастном развитии человека очень важная роль принадле­жит физическому воспитанию. Это касается не только содействия нормальному физическому развитию растущего организма и его совершенствование, укрепления здоровья, но и формирования духовных качеств личности. Все это становится возможным и ре­альным при правильной постановке физического воспитания, осуществлении его в органической связи с другими видами вос­питания: умственным, нравственным, трудовым, эстетическим.

Нравственное воспитание в процессе физического воспитания. Нравственное воспитание представляет собой целенаправленное формирование моральных убеждений, развитие нравственных чувств н выработку навыков и привычек повеления человека в обществе. В общей системе воспитания нравственное воспитание имеет ведущее значение.

К средствам нравственного воспитания относят: содержание и организацию учебно-тренировочных занятий, спортивный режим, соревнования (строгое выполнение их правил), деятельность пре­подавателя (тренера) и др.

Методы нравственного воспитания включают в себя:

  • убеждение в форме разъяснения установленных норм пове­дения, сложившихся традиций;

  • беседы при совершении занимающимися какого-либо про­ступка;

  • диспуты на этические темы;

  • наглядный пример (прежде всего достойный пример самого педагога, тренера);

  • практические приучения (суть: постоянно, настойчиво уп­ражнять занимающихся в дисциплинированном, культурном по­ведении, в точном соблюдении спортивных правил, спортивного режима, традиций, пока эти нормы не станут привычными; в перенесении значительных и длительных усилий» каких требуют зачастую тренировочные нагрузки и соревнования);

  • поощрение: одобрение, похвала, объявление благодарнос­ти, награждение грамотой и др.;

  • оказание доверия в выполнении обязанностей помощника преподавателя, начисление команде поощрительного очка при под­ведении итогов соревнований и др.;

  • наказание за совершенный проступок: замечание, выговор,
    обсуждение на собрании коллектива (спортивной команды), вре­менное исключение из состава команды и др.

Умственное воспитание в процессе физического воспитания.

Существует двусторонняя связь умственного и физического воспитания. С одной стороны, физическое воспитание создает лучшие усло­вия для умственной работоспособности и содействует развитию интеллекта; с другой стороны, умственное воспитание повышает эффективность физического воспитания, создавая условия более вдумчивого отношения к нему занимающихся для осознания или сущности решаемых задач и творческих поисков их решения.

Средствами умственного воспитания являются прежде всего физ­культурные занятия. Их содержание и объем определяются про­граммами физического воспитания для общеобразовательных школ, лицеев, колледжей, вузов и др.

Кроме того, к средствам умственного воспитания относят специ­ально организованные проблемные ситуации в процессе занятий физическими упражнениями, разрешение которых требует ум­ственных действий (прием и переработка информации, анализ, принятие решения и т.п.).

К методам умственного воспитания относят: опрос по преподаваемому материалу; наблюдение и сравнение; анализ и обобщение изучаемого материала; критическую оценку и анализ двигательных действий.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Г. Ханты – Мансийск 2013г. Часть I. Вопросы и содержание ответов по курсу теории физического воспитания и спорта iconДоклад о состоянии здоровья населения Ханты Мансийского автономного...
Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни
Г. Ханты – Мансийск 2013г. Часть I. Вопросы и содержание ответов по курсу теории физического воспитания и спорта iconДоклад о состоянии здоровья населения Ханты Мансийского автономного...
Информация о реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №598
Г. Ханты – Мансийск 2013г. Часть I. Вопросы и содержание ответов по курсу теории физического воспитания и спорта iconРоссийской Федерации Карельский государственный педагогический университет...
В 1962 году на факультете физической культуры была создана первая специальная кафедра теоретических основ физического воспитания....
Г. Ханты – Мансийск 2013г. Часть I. Вопросы и содержание ответов по курсу теории физического воспитания и спорта iconПрограмма по плаванию на практике реализует принципы государственной...
Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта плавание, утвержденного приказом Минспорта России от «3» апреля 2013г....
Г. Ханты – Мансийск 2013г. Часть I. Вопросы и содержание ответов по курсу теории физического воспитания и спорта iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ханты-Мансийск ул. Собянина 1, Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры Этнографичес
Г. Ханты – Мансийск 2013г. Часть I. Вопросы и содержание ответов по курсу теории физического воспитания и спорта iconВопросы к экзамену по теории и методике физического воспитания развития детей
Методические материалы для студентов дневного отделения
Г. Ханты – Мансийск 2013г. Часть I. Вопросы и содержание ответов по курсу теории физического воспитания и спорта iconПриказ №224 Ханты-Мансийск
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 10 ноября 2010 года №313-о/42 «Об утверждении Методических рекомендаций по формированию...
Г. Ханты – Мансийск 2013г. Часть I. Вопросы и содержание ответов по курсу теории физического воспитания и спорта icon«центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» Методические...
...
Г. Ханты – Мансийск 2013г. Часть I. Вопросы и содержание ответов по курсу теории физического воспитания и спорта iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Подготовила и провела преподаватель теории и методики физического воспитания и спорта педагогического колледжа г. Петропавловска-...
Г. Ханты – Мансийск 2013г. Часть I. Вопросы и содержание ответов по курсу теории физического воспитания и спорта iconФизическая культура и спорт ■ издательство москва 2009
Ю. Д. Железняк доктор педагогических наук, профессор, за­служенный тренер России и ссср, заведующий кафедрой теории и методики физического...
Г. Ханты – Мансийск 2013г. Часть I. Вопросы и содержание ответов по курсу теории физического воспитания и спорта iconПрограмма кандидатского экзамена по научной специальности 13. 00....
Программа обсуждалась на совместном заседании кафедры теории и методики физического воспитания и адаптивной физической культуры и...
Г. Ханты – Мансийск 2013г. Часть I. Вопросы и содержание ответов по курсу теории физического воспитания и спорта iconГосударственный комитет по охране окружающей среды ханты-мансийского...
Государственным Комитетом по охране окружающей среды Ханты-Мансийского автономного округа при участии территориальных специально...
Г. Ханты – Мансийск 2013г. Часть I. Вопросы и содержание ответов по курсу теории физического воспитания и спорта iconГосударственный комитет по охране окружающей среды ханты-мансийского...
Государственным Комитетом по охране окружающей среды Ханты-Мансийского автономного округа (Хантымансийскгоскомэкологией) при участии...
Г. Ханты – Мансийск 2013г. Часть I. Вопросы и содержание ответов по курсу теории физического воспитания и спорта iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Место и значение лыжного спорта в системе физического воспитания. Классификация лыжного спорта
Г. Ханты – Мансийск 2013г. Часть I. Вопросы и содержание ответов по курсу теории физического воспитания и спорта iconРеферат построен следующим образом: первая часть посвящена становлению...
Маркелова Нина Константиновна заведующая отделом истории Полярных Олимпиад государственного учреждения культуры
Г. Ханты – Мансийск 2013г. Часть I. Вопросы и содержание ответов по курсу теории физического воспитания и спорта iconРеферат по теории физического воспитания и спорта является одной...
При выполнение реферата осуществляется подбор публикаций, относящихся к выбранной студентом теме, анализ, систематизация и по возможности...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск