Скачать 2.22 Mb.
|
БАСКЕТБОЛ А.В. Родин, Д.В. Губа в университете Теоретическое и учебно-методическое обеспечение системы подготовки студентов в спортивном клубе Рекомендовано Учебно-методическим объединением по образованию в области физической культуры и спорта в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 032101 - «Физическая культура и спорт» ■ ИЗДАТЕЛЬСТВО Москва 2009 УДК 796.1/3 ББК 75.566 Р60 Рецензенты: Ю. Д. Железняк - доктор педагогических наук, профессор, заслуженный тренер России и СССР, заведующий кафедрой теории и методики физического воспитания и спорта Московского государственного областного университета; О. Е. Лихачев - кандидат педагогических наук, профессор, заслуженный тренер России, заведующий кафедрой теории и методики спортивных игр Смоленской государственной академии физической культуры, спорта и туризма. Родин А. В., Губа Д. В. Р60 Баскетбол в университете: Теоретическое и учебно-методическое обеспечение системы подготовки студентов в спортивном клубе [Текст] : учебн. пособие / А. В. Родин, Д. В. Губа. - М.: Советский спорт, 2009. - 168 с. 15ВК 978-5-9718-0380-5 В учебном пособии излагаются теоретико-методические основы баскетбола, его роль и место в системе физического воспитания студентов вузов, а также основы педагогического управления студенческим спортом, в том числе через создание спортивных клубов. Может быть полезно при проведении учебных и факультативных занятий в вузе, самостоятельной теоретической подготовке студентов, при написании рефератов. Пособие предназначено также для преподавателей и тренеров высших учебных заведений с целью эффективного проведения учебных занятий по курсу «баскетбол» и для формирования и подготовки сборных команд вуза. УДК 796.1/3 ББК 75.566 0380-5 © А. В. Родин, Д. В. Губа, 2009 О Оформление. ОАО «Издательство "Советский спорт"», 2009 ВВЕДЕНИЕ Данное издание в первую очередь направлено на самостоятельное изучение и приобретение знаний в области баскетбола студентами нефизкультурных вузов. Пособие позволит студентам успешно подготовиться к теоретической части учебного процесса по разделу «баскетбол» для сдачи зачетных и экзаменационных требований, а также найти достаточный материал при подготовке и написании рефератов и докладов. Кафедры физической культуры в основном представлены педагогами циклических видов спорта (легкая атлетика, лыжный и конькобежный спорт и т.д.), среди преподавательского состава в высшей школе существует нехватка педагогов, специализирующихся в спортивных играх (в частности - баскетболе). Это пособие может успешно использоваться преподавателями при подготовке к практическим занятиям по баскетболу. Баскетбол уже продолжительное время является одной из главных форм проведения занятий по физической культуре в высших нефизкультурных учебных заведениях, так как это эффективное средство формирования позитивного отношения к здоровому образу жизни, воспитанию физических качеств (выносливость, сила, ловкость), которые необходимы любому специалисту в различных видах профессиональной деятельности. Игровая деятельность формирует волю, стремление быть лучше, креативность мышления, умение реализовывать приобретенные навыки в социокультурной среде. Данное учебное пособие имеет выстроенную, логически обоснованную методологию, позволяющую наиболее успешно решать задачи учебного процесса в рамках предмета физической культуры. В нем освещены основные разделы баскетбола: история развития игры, методики отбора баскетболистов-любителей, техника и тактика игры с методикой обучения, физическая подготовка, педагогический контроль и учет, основы судейства соревнований по баскетболу. При написании учебного пособия использовались современные подходы в теории и методике преподавания баскетбола, которые объективно соответствуют нынешнему этапу развития этого вида спорта. Глава 1 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ СТУДЕНЧЕСКИМ СПОРТОМ И СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ СПОРТИВНОГО КЛУБА 1.1. Сущность студенческого спорта, его педагогические и организационные особенности Спорт от физической культуры отличается тем, что в нем имеется обязательная соревновательная компонента. Спортсмен всегда сравнивает свои достижения в физическом совершенствовании с успехами других спортсменов в очных соревнованиях. Спорт выступает во многих ипостасях: как средство оздоровления, как средство психофизического совершенствования, как действенное средство отдыха и восстановления работоспособности, как зрелище и как профессиональный труд. Современный спорт подразделяется на массовый и спорт высших достижений. Массовый (или базовый) спорт обеспечивает достижение массового уровня, используется для повышения и сохранения общей физической подготовленности. Занятия строятся в зависимости от основной (учебной или производственной) деятельности. Причем затраты времени и сил на него лимитируются тем жестче, чем больше их требует основная деятельность. Этим же лимитируется и уровень спортивных достижений, хотя индивидуально он может быть очень высоким. В рамках массового спорта решаются следующие задачи:
Спорт высших достижений ориентирован на абсолютные параметры спортивных результатов, включая достижения международного масштаба. Именно в этом роль спорта как деятельности, преодолевающей кажущиеся пределы человеческих возможностей. При фактическом воплощении такой установки спортивная деятельность 4 Глава 1 подобна напряженному творческому труду. Она занимает в определенный период жизни спортсмена одно из доминирующих положений и требует особой организации (ежедневная тренировка, строго согласованный с нею режим жизни, регулярное участие в соревнованиях и т.п.). Необходимо отметить, что именно массовый спорт имеет наибольшее распространение в студенческих коллективах. Организация и содержание студенческого спорта в высших учебных заведениях осуществляются кафедрами физического воспитания. Возрастные особенности студенческой молодежи, специфика учебного труда и быта студентов, особенности их возможностей и условий занятий физической культурой и спортом позволяют выделить в особую категорию студенческий спорт. Развитие студенческого спорта способствует подготовке высококвалифицированных спортсменов и сохранению в целостности физкультурно-спортивного движения в период обучения будущих специалистов в вузе, который практически совпадает с периодом достижения наивысших спортивных результатов в избранном виде спорта. Развитие студенческого спорта обеспечивается интеграцией политических, экономических, административных и социально-психологических факторов, однако отсутствие педагогического управления крайне негативно сказывается на гармоничном развитии личности студентов, занимающихся спортом. Организационные особенности студенческого спорта:
Эта система дает возможность каждому практически здоровому студенту сначала познакомиться, а затем выбрать вид спорта для регулярных занятий. 5 Баскетбол в университете Для совершенствования спортивной подготовки в новых условиях необходимо воспитание личности студента, а ее организация невозможна без научно обоснованного педагогического управления развитием студенческого спорта. Педагогическое управление развитием студенческого спорта представляет собой систему целенаправленных взаимодействий научного педагогического знания с соревновательной деятельностью в целях совершенствования социальных, духовных, индивидуальных и телесных качеств студентов. Эффективность педагогического управления развитием студенческого спорта обеспечивается прежде всего методологически, теоретически и практически. Существующие противоречия студенческого спорта:
6 Глава 1 Педагогическое управление развитием студенческого спорта опирается на:
Учебная программа по физической культуре предусматривает свободу выбора видов спорта для студентов основного и спортивного отделений. Спортивная подготовка проводится и в учебном спортивном отделении, куда зачисляются наиболее физически подготовленные и способные студенты заниматься избранным видом спорта. Запись студентов в спортивное отделение добровольная, так как учебно-тренировочные занятия связаны с дополнительной затратой свободного времени. Занятия, как правило, организуются вне общевузовского учебного расписания и в несколько большем объеме, чем это предусмотрено программой по учебной дисциплине «Физическая культура». В процессе занятий избранным видом спорта студенты овладевают специальными теоретическими, методическими и практическими учебными знаниями. Выполняют не только общие для всех зачетные требования и нормативы по общей и профессионально-прикладной физической подготовке, но и специфические спортивно-технические зачетные нормативы и требования по избранному ими виду спорта. 7 Баскетбол в университете Нормативы и требования для основного и спортивного отделений разрабатываются кафедрой физического воспитания каждого вуза исходя из материально-технического обеспечения учебного процесса, особенностей контингента студентов. Эти требования доступны для каждого студента. Чтобы их выполнить, некоторым приходится не только усердно работать в часы учебных занятий, но и заниматься дополнительной самоподготовкой в свободное время. Спортивно-технические тесты несколько выше, чем в группах по этому же виду спорта в основном учебном отделении. Спортивно-технические нормативы и требования в спортивном отделении ориентированы на Единую всероссийскую спортивную классификацию, на обязательное участие в спортивных соревнованиях определенного уровня, на достижение спортивных результатов. Таким образом, спортивные соревнования могут выступать и как средство подготовки, и как метод контроля эффективности учебно-тренировочного процесса. Процесс физического воспитания в вузе в немалой степени обеспечивает система студенческих соревнований. Особенно важно оптимальное планирование системы спортивных соревнований, которое наряду с другими методами может быть осуществлено путем изучения и анализа коллективного мнения специалистов-экспертов - представителей кафедр физического воспитания и спортивных клубов. В период демократизации нашего общества такой подход представляется наиболее обоснованным. Новости о победах отечественных студенческих команд можно узнать на WEB-сайте Российского студенческого спортивного союза по адресу в Интернет www.studsport.ru. Здесь самые последние результаты выступлений наших студентов на российских и международных чемпионатах, материалы об интересных и значимых событиях в студенческом спортивном сообществе. Календарь российских, европейских и мировых первенств позволит следить за главными студенческими стартами сезона, а главное, быть в курсе новых достижений наших спортсменов. 1.2. Условия и особенности создания спортивных клубов на базе высших учебных заведений В сфере физической культуры и спорта наряду с государственными организациями действуют общественные объединения физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности, 8 Глава 1 К которым относятся, студенческие спортивные клубы, имеющие своей миссией развитие физической культуры и спорта, формирование и осуществление здорового образа жизни, ставящие своей целью удовлетворение потребности студентов в занятиях физической культурой и спортом, обеспечение их крепкого здоровья и достижение высоких спортивных результатов. Спортивные клубы являются важным и первичным звеном системы физической культуры и спорта, которое призвано обеспечить активное и всемерное развитие спорта среди студентов. Один из важнейших вопросов перестройки системы клубной работы в рамках физкультурно-спортивного движения в нашей стране - поиск новых направлений этой работы, отвечающих требованиям сегодняшнего дня и способных решить весь комплекс социально-педагогических задач, стоящих перед физкультурно-спортивным движением России в настоящее время. В рамках спортивного движения сложились традиционные виды студенческих спортивных клубов:
От активности внутривузовской общественной организации -спортивного клуба - во многом зависит спортивная жизнь студентов в учебном заведении. Ректорат и кафедра физического воспитания оказывают ему возможную материальную, методическую и практическую помощь как в работе отдельных спортивных секций и групп, так и в организации и проведении соревнований. Организация студенческих спортивных клубов в университете должна осуществляться в контексте «спорта для всех». Клуб должен быть демократичным, экономичным, популярным и многосторонним в плане развития физической культуры. Спортивные клубы должны:
Организация работы в спортивном клубе наиболее эффективна по сравнению с другими формами, так как он ориентирован:
9 Баскетбол в университете
Устав спортивного клуба должен предусматривать:
- права и обязанности членов. Физкультурно-спортивные клубы в рамках массового спорта в первую очередь должны ориентироваться на удовлетворение потребностей различных групп населения: в сохранении и укреплении здоровья, развитии определенных физических качеств и двигательных способностей, улучшении телосложения, в отдыхе и развлечении, общении с другими людьми, получении эстетических эмоций, развитии своих творческих способностей, социальной адаптации и реабилитации и т.д. В связи с изменением политической ситуации, а также изменениями в социально-экономической сфере жизнедеятельности российского общества возникла потребность в новых формах клубной работы, которые способны решить весь комплекс задач, стоящих перед физкультурно-спортивным движением. Когда двигательная активность молодого человека ограничена особенностями деятельности, именно регулярные занятия физическими упражнениями и различными видами спорта помогают раскрыться его природным задаткам и способностям. Неслучайно многие встают перед выбором: чем, какими упражнениями, каким видом спорта и каким образом заняться для укрепления здоровья, физического развития, поддержания и повышения уровня работоспособности. В высшем учебном заведении, где образовательно-профессиональная программа по учебной дисциплине «Физическая культура» предусматривает обязательные учебные занятия со спортивной направленностью с каждым студентом, также возникает проблема выбора. Пять основных критериев выбора студентами вида спорта и системы физических упражнений:
10 Глава 1
Только после этого следует принимать решение о выборе вида спорта или системы физических упражнений - различные виды спорта и упражнения по-разному будут способствовать решению поставленной перед собой задачи. Спортивные игры, в частности баскетбол, характеризуются многосторонним воздействием на занимающихся: развивается и совершенствуется целый комплекс психофизических качеств, двигательных умений и прикладных знаний. Программа спортивного клуба в университете подразумевает выбор конкретного вида спорта или какой-либо системы физических упражнений для регулярных занятий, при этом необходимо иметь представление об их целевой направленности, сопоставимой с собственными индивидуальными особенностями организма (антропометрическими, физиологическими, психофизическими и т.д.). В свою очередь определенный вид спорта в достаточной степени влияет на формирование характера человека, его личностные качества и способности. Работа студенческого спортивного клуба связана с организацией и проведением студенческих спортивных соревнований. Спортивные соревнования являются одной из наиболее эффективных форм организации массовой оздоровительной, физкультурной и спортивной работы. В учебных заведениях получили широкое распространение комплексные соревнования - круглогодичные спартакиады среди учебных групп и сборных команд факультетов. В основе организации соревнований лежит принцип «от простого к сложному», т.е. от внутривузовских зачетных соревнований в учебной группе, на курсе к межвузовским и т.д. до международных студенческих соревнований. Внутривузовские спортивные соревнования включают в себя зачетные соревнования внутри учебных групп, учебных потоков на курсе, соревнования между курсами факультетов, между факультетами. В зависимости от содержания «Положения о соревновании» состязание может быть или личным, или командным, или лично-командным. На первых этапах этой системы внутри-вузовских соревнований может участвовать каждый студент, вне зависимости от уровня его спортивной подготовленности. В межвузовских соревнованиях обычно участвуют и соревнуются сильнейшие студенты-спортсмены лично или в составе сборных команд отдельных курсов, факультетов, вуза. 11 Баскетбол в университете Целевые задачи межвузовских состязаний, как и их спортивный уровень, могут быть самыми различными: к примеру, товарищеские спортивные встречи между студентами одноименных факультетов разных вузов или между командами однопрофильных учебных заведений. Цель подобных соревнований - установить личные контакты между будущими коллегами по профессии, а не выяснять спортивное преимущество. Однако может быть поставлена и спортивная задача - добиться наилучшего спортивного результата на соревнованиях между вузами города, района или вузами России. Этим определяется уровень спортивной подготовленности студентов каждого вуза, а следовательно, и характер отношения в отдельных учебных заведениях к спортивным интересам студентов и к созданию необходимых условий для спортивного совершенствования студентов-спортсменов. На уровне отдельных вузов по инициативе ректората и общественных организаций могут быть организованы международные спортивные встречи. Международные студенческие соревнования организуются и межвузовскими общественными спортивными клубами. Организация подготовки сборной команды университета к межвузовским и международным соревнованиям:
Организация турнира студенческим спортивным клубом:
12 Глава 1 Значительную роль в организации межвузовских спортивных соревнований играет общественное объединение студентов и работников высших учебных заведений - Российский студенческий спортивный союз (созданный в конце 1993 г.) и его региональные организации. В его Уставе записано, что основная цель Союза -консолидация усилий всех заинтересованных организаций в развитии физкультурно-оздоровительной работы, студенческого спорта, гармонизация физического и духовного воспитания, укрепление здоровья студенческой молодежи в высших учебных заведениях и подготовка спортсменов для участия в соревнованиях различного уровня. Именно по результатам студенческих спортивных соревнований, проводимых Союзом, определяется и состав команды студентов на российские и международные спортивные соревнования. Российский студенческий спортивный союз осуществляет международные студенческие спортивные связи. Он - коллективный член Международной федерации университетского спорта (ФИСУ). ФИСУ содействует:
Одна из задач ФИСУ - организация международных спортивных студенческих соревнований по различным видам спорта, главным из которых является Всемирная Универсиада. 1.3. Правовая и программно-нормативная база создания и управления спортивным клубом Создание и управление спортивным клубом в университете должны основываться на положениях действующего Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ. Среди основных принципов российского законодательства о физической культуре и спорте Закон выделяет следующие (статья 3): «1) обеспечение права каждого на свободный доступ к физической культуре и спорту как к необходимым условиям развития физических, интеллектуальных и нравственных способностей личности, права на занятия физической культурой и спортом для всех категорий граждан и групп населения; 13 Баскетбол в университете
|
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Физическая культура (лыжный спорт)» Конева Н. А., Волохов Е. Н; Малеев Д. О. Лыжный спорт. Учебно методический комплекс для студентов Института физической культуры направление... | 032101. 65 «Физическая культура и спорт» «Физическая культура и спорт» специализации «Теория и методика волейбола» на 2012-2013 учебный год | ||
Программа по специальности 032101 «физическая культура и спорт» квалификация... Специальность 032101 «Физическая культура и спорт» утверждена приказом Министерства образования Российской федерации от 02. 03. 2000... | 2. Расписание можно уточнить у специалиста кафедры психологии по тел. 714-66-27 Психология фк и с (По специальности 032101 (65) – физическая культура и спорт, 032100 (62) физическая культура, 032102 (65) физическая... | ||
Рефератов по дисциплине «Физическая культура» Основные понятия (Физическая культура, Физическое воспитание, Спорт, Физическая рекреация, Двигательная реабилитация, Физическая... | Методические рекомендации б физическая культура (велосипедный спорт)... «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (гцолифк)» | ||
Рабочая программа дисциплины анатомия для специальности 022300 «Физическая культура и спорт» Рабочая программа соответствует Государственным образовательным стандартам по специальности 022300 – Физическая культура и спорт | В. Л. Соколов фаит 1 курс 21-1бак, 6бак, 7бак, 8бак Физическая культура физическая культура физическая культура физическая культура физическая культура физическая культура | ||
Молодежная политика и спорт Физическая культура и спорт Закаменская и Санагинская, 26 общеобразовательных учреждений и 28 детских садов. Организацией и вопросами физической культуры и спорта... | Информационная справка СиФВ, 3 курса, 5 группы обучающихся по специальности 032101. 65 «Физическая культура и спорт», специализации «Горнолыжный спорт»... | ||
Примерная программа дисциплины федерального компонента цикла сд... Тхэквондо: примерная программа дисциплины федерального компонента цикла сд гос по специальности 032101, «Физическая культура и спорт»... | Биология с основами экологии учебно-методические рекомендации Гос высшего профессионального образования для студентов заочного обучения, обучающихся по специальностям: 032100. 62 – «Физическая... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине культурология специальность:... Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе.... | Информационная справка По дисциплине «информатика» для студентов 2 курса института физической культуры, спорта и фитнеса, обучающихся по специальности 032101... | ||
Психология физической культуры и спорта Рабочая учебная программа по психологии физической культуры и спорта составлена с учетом государственного образовательного стандарта... | «физическая культура» для студентов, обучающихся по специальности Учебно-методический комплекс по дисциплине "Физическая культура" для специальности 030301. 65 «Психология»– Красноярск: Издательство... |