Скачать 46.26 Kb.
|
ГООУ санаторно-лесная школа Костромской области Конспект урока: «Люблю мечты моей сознанье…» (своеобразие художественного мира поэзии М. Ю. Лермонтова) Автор: Иутинская Галина Ивановна, учитель литературы Кострома 2009 Цель: дать целостное представление о поэтическом мастерстве М. Ю. Лермонтова, раскрыть отличительные особенности его художественного мира Задачи:
Метод творческого исследования на основе компьютерной презентации Ход урока 1 слайд Звучит музыка. Учитель читает стихотворение Брюсова. Казался ты и сумрачным и властным, Безумной вспышкой непреклонных сил: Но ты мечтал об ангельски прекрасном, Ты демонски мятежное любил! Ты никогда не мог быть безучастным, От гимнов ты к проклятиям спешил, И в жизни верил всем мечтам напрасным: Ответа ждал от женщин и могил. Но не было ответа. И угрюмо Ты затаил, о чем томилась дума, И вышел к нам с насмешкой на устах. И мы тебя, поэт, не разгадали, Не поняли младенческой печали В твоих как будто кованых стихах! - Охарактеризуем героя стихотворения. О каких чертах внутреннего мира и поэтического творчества Лермонтова говорит Брюсов? (Противоречивость, борьба между «ангельски прекрасным» и «демонски мятежным», трагический разлад между мечтой и действительностью, духовное величие, одиночество, неприятие окружающего мира.) В чём же необычность и загадочность личности Лермонтова? На этот вопрос мы попытаемся ответить на уроке, посвящённому творчеству поэта. 2 слайд Тема урока - «Люблю мечты моей сознанье…» Цель: постараться проникнуть в тайны поэтического мира М. Ю. Лермонтова, раскрыть отличительные особенности его мировосприятия и проследить, какой духовный путь проходит лирический герой Лермонтова. 3 слайд Михаил Лермонтов. Подберите ключевые слова, определяющие поэзию поэта (Парус, одиночество, небо, земля, печаль, дума). Звучит романс на стихи Лермонтова «Парус» в исполнении учащегося. 4 слайд В романе «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтов сказал: «История души человеческой… едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа». Слайд №5 Так думал не только Лермонтов, но и целое поколение 30-х годов Х1Х века, к которому он принадлежал. Энергии политического действия, воодушевлявшей поколение декабристов, они противопоставили энергию самопознания. При этом «история души человеческой» никак не противопоставлялась «истории народа». Каждый человек – дитя своего времени, своего народа. Познавая себя, он познаёт и мир вокруг. Поэзия Лермонтова, по мнению Белинского, явила новую фазу в истории русского самосознания, глубоко отличающуюся от пушкинской эпохи. «Звезда пленительного счастья», светившая Пушкину, в эпоху Лермонтова исчезла с русского горизонта. Он входил в жизнь, не имея твёрдых мировоззренческих опор. И вся жизнь его, короткая, как вспышка падающей звезды превратилась в напряжённый духовный поиск, поиск – размышления о смысле жизни, о судьбе отдельного человека и целого поколения, о родине, о назначении поэта и поэзии, о любви, о вечности и природе. Слайд №6 И это почти всегда внутренний напряжённый монолог, чистосердечная исповедь, себе же задаваемые вопросы и ответы на них. Фрагмент из фильма Учитель. В годы политической реакции выросло и сформировалось молодое поколение, чья юность пришлась на суровое десятилетие после восстания декабристов. Лермонтов принадлежал к этому поколению, поэтому его судьба, судьба поколения, волновала поэта Защита проекта по теме: «Размышление о судьбе поколения» Слайд №7 Учитель. В сороковые годы Х1Х в. тема Родины приобрела в творчестве Лермонтова философский характер. Без любви к Родине нет поэта. Защита проекта по теме: Тема Родины и природы Учитель. Каждому большому художнику свойственны раздумья о смысле и назначении своего творчества. Русских писателей и поэтов мысли об этом волновали особенно сильно, потому что нигде литература так тесно не связана с общественной жизнью, как в России. Защита проекта по теме: «О назначении поэта и поэзии в творчестве М. Ю. Лермонтова» (ученическая презентация) Ни в обществе, ни в поколении своём, ни даже в любви Лермонтов не мог найти опоры своим идеалам. Его лирический герой воспринимает настоящую любовь, как прекрасный дар… В чём же своеобразие любовной лирики поэта? Защита проекта по теме: «Поэт и музы» (веб-узел) Учитель. Поэзия М. Ю. Лермонтова. В чём же её сила?... Защита проекта по теме: Своеобразие поэтического языка М. Ю. Лермонтова. Учитель. Жизнь поэта в его стихах! Загадочных, наполненных пророчеством, роковым предчувствием… Звучат стихи М. Ю. Лермонтова. Слайд №10 Каждое новое поколение, снова и снова вчитываясь в его произведения, будет пытаться понять, разгадать, зачем приходят в мир такие люди и почему они, живя, как и мы в потоке суетной жизни, могут воспарить духом над временем и пространством и передать нам это ощущение иного мира, буквально завораживая нас, и почему так трагична их судьба. Мы можем лишь прикоснуться к тайне, но не разгадать её. Прикосновение плодотворно для нашей души. Именно поэтому М. Ю. Лермонтов для России навсегда и вечно, как вечна душа человека, если в это верить. Слайды №11 Домашнее задание. Напишите, пожалуйста, творческую работу на тему: «Какой духовный путь проходит лирический герой поэзии М.Ю. Лермонтова?» |
Конспект открытого урока по теме: " Комната моей мечты" Оснащение: применение икт технологий, карточки с новой лексикой, рисунки учащихся | Школа моей мечты! Школа моей мечты, это та школа, которая выглядит нестандартно, как внешне (архитектурно), так и внутренне. Внешнее хотелось бы видеть... | ||
Урок английского языка в 6 классе на тему: «Школа моей мечты» Февраля 2011 года на базе моусош №1 учителем английского языка Цолко Е. А. был проведен урок- проект на тему «Школа моей мечты» в... | От августа 91-го к декабрю 93-го Я дал моей новой книге название "Иван, запахни душу!" Я обращаюсь к тебе, простой русский парень Ваня. Я люблю тебя. Я люблю тебя,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Конкурс сочинений на английском языке «Зачем я изучаю английский язык» и «Страна моей мечты» | В курсе «Как сбываются и разбиваются мечты» использован позитивный... Программа помогает учащимся выбрать достойные жизненные цели и мечты. Она поощряет поведение, способствующее осуществлению лучших... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Оборудование: панно «Дом моей мечты», карандаши, краски, жетоны, карточки с заданиями, тематические картинки | Уроков 1 Интегрированный урок по теме «Путешествие в страну моей мечты» ... | ||
Конспект урока английского языка в 4 классе «Я люблю свой дом» Гоу детский сад №2519 имеет «Устав ( редакция №2)», принятый Советом педагогов детского сада №2519, Протокол №2 от 22. 06. 2009г | Конспект урока по краеведению. Елховская школа Тема урока: «Святые места села Елховка» Оборудование: портрет Ф. И тютчева, плакат с годами его жизни; иллюстрации о зиме; грамзапись пьесы П. И. Чайковского из цикла «Времена... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема: Детские пристрастия. Автор размышляет о детстве. (по произведениям В. Ю. Драгунского «Что я люблю», «…И чего не люблю!») | Конспект урока математики в 5 классе Оборудование: портрет Ф. И тютчева, плакат с годами его жизни; иллюстрации о зиме; грамзапись пьесы П. И. Чайковского из цикла «Времена... | ||
Конференция, экзамены Васильева Лиза 7-1 класс, я тебя люблю! Я тебя люблю! Твой самый, самый преданный поклонник, ну ты знаешь, кто! | C вадьба Вашей Мечты в тропическом Райском Уединении Вы мечтаете провести несколько незабываемых дней на затерянных в лазурном океане островах, сбежать от суеты, растворившись в райских... | ||
Конспект урока по литературному чтению. 2 класс. Учитель: Торопыно... Развивать навыки здорового образа жизни посредством рационального питания, правильного выполнения режима дня, физических упражнений... | Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме: «Стихотворение И. Сурикова «Детство» Оборудование: портрет Ф. И тютчева, плакат с годами его жизни; иллюстрации о зиме; грамзапись пьесы П. И. Чайковского из цикла «Времена... |