Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 56.65 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации14.01.2014
Размер56.65 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Литература > Конспект
Конспект урока чтения

Тема: Детские пристрастия. Автор размышляет о детстве. (по произведениям В.Ю.Драгунского «Что я люблю» , «…И чего не люблю!»)

Класс: 4

Учебник: Е.И.Матвеева «Литературное чтение»

Система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова

Автор: учитель начальных классов Егорова Ирина Вадимовна, МОУ «Гимназия №6», город Новочебоксарск, Чувашская Республика.
«Юному человеку нужны все витамины, в том числе все нравственные витамины. Витамины доброты, благородства, честности, порядочности, мужества. Все эти витамины щедро и талантливо дарит нашим детям Виктор Драгунский.»

Яков Аким

Цели и задачи урока:

Познакомить учащихся с понятиями «произведение-размышление», «произведение-воспоминание», «герой-рассказчик»; расширить знания детей о жизни и творчестве В.Ю.Драгунского; развивать память, речь, внимание, творческие способности детей; привить любовь к чтению, к книге.
Ход урока:

1. Организационный момент.
2.Введение к новому разделу учебника «Детские пристрастия».(стр.56-57)
3. Сообщение темы урока.

-Появление двух маленьких рассказов о Дениске Кораблеве не случайно в нашем учебнике. Как вы уже поняли, мы начинаем знакомиться с произведениями-воспоминаниями, имеющими автобиографические черты. Именно к таким произведениям можно отнести «Денискины рассказы» Виктора Юзефовича Драгунского.

Дело в том, что герой рассказов имеет прототипа-сына писателя. Ведь литературный Дениска появился, когда у писателя уже был собственный сын. А позже и сестра Дениски Ксюша стала появляться на страницах рассказов писателя. Став взрослыми, дети Драгунского сами стали писать рассказы.

По воспоминаниям жены писателя, реальный мальчик был очень близок к своему литературному «отражению», а в книге нашли отклик действительные события его семьи. Конечно, обращает на себя внимание то, что образ мальчика тесно связан с образом отца. Хотя и мать немало значит в жизни ребенка, но, возможно, отец- это сам «повзрослевший» Денис. Можно предположить, что отец и Денис- это стадии развития одного и того же художественного характера. Обаятельный образ отца (скромного, чуткого, героического человека) «объясняется» образом сына – становится понятно, откуда в обыденной, неласковой жизни появляются такие прекрасные люди.

4. Рассказ о писателе.

-Ему без малого было 50, когда стали выходить его книжки для детей со странными названиями «Зеленоватые леопарды», «Ни пиф, ни паф», «Человек с голубым лицом». Дети наслаждались этими безудержно веселыми книгами. Читая их, они иногда признавались, что чувствуют себя «как в цирке». Но это было и неудивительно: именно из цирка пришел в детскую литературу Виктор Драгунский.

Виктор Драгунский родился очень давно и очень далеко, в другой части света, в Америке, в большом городе Нью-Йорке. Родился 30ноября 1913года. Если бы он был жив, ему бы исполнилось 94года.

Детство писателя прошло в Белоруссии, в г.Гомеле, куда вернулись родители из Америки. Жизнь его была нелегкой. Рано умершего родного отца он почти не помнил. Детские годы он прожил с отчимом. Трудовая биография его началась в 16лет. За свою жизнь он перепробовал множество профессий. Прежде чем стать писателем, был заводским рабочим, шорником, лодочником- катал на лодке людей по Москве-реке у Нескучного сада. Но Виктора Драгунского больше всего на свете манил театр, цирк, эстрада- возможность веселить, радовать людей. Он организовывал небольшие театральные группы, артисты в них пели, танцевали, разыгрывали сценки. В этих группах Драгунский был автором маленьких пьес, актером, режиссером. В 17лет он выдержал экзамен в актерскую школу. В этой школе большое внимание уделяли не только преподаванию актерского мастерства, но и глубокому изучению литературы. Окончив школу, Драгунский стал хорошим театральным актером, работал в театре сатиры в Москве. Во время войны был в ополчении. После войны работал в цирке клоуном. Кроме этого он параллельно работал на эстраде и писал произведения для эстрады, репризы- тексты для клоунов: сценки, песни и т.п. Особенно любил Драгунский выступать перед детьми. Для него не было большего наслаждения , чем следить за маленькими зрителями, которые- как рассказывали- во время его выступлений часто сползали со стульев.

И его уговорили: рассказы, с которыми он выступал со сцены перед детской аудиторией, сделать книгами. В книгах Драгунского есть герой, который переходит из одной книжки в другую, - мальчик Дениска. Веселые и необыкновенные истории, происходящие с этим шаловливым, сообразительным выдумщиком, казалось, были неисчерпаемы. Их автор сам сказал о себе: «Жизнь я прожил очень интересную и длинную и самых интересных случаев знаю штук сто…» Эти интересные случаи и составляют основу «Денискиных рассказов».

Первая книга с рассказами о его приключениях вышла в 1961году. Называлась она «Он живой и светится». Маленький, пытливый, веселый человек 8 лет Дениска Кораблев сразу завоевал симпатии многих юных читателей. Они смеялись и грустили, переживали и радовались вместе с Дениской, мечтали и жили его жизнью. Даже был создан художественный фильм «Веселые истории».

5.Физминутка.
6.Работа над текстом.
А)Постановка вопроса.

-Сейчас мы прочитаем рассказы «Что я люблю.» и «…И чего не люблю.». Вы узнаете из откровенных признаний героя о его характере, мыслях, чувствах, пристрастиях. Герой сам будет рассказывать о себе («герой-рассказчик»), а вы будете подмечать все тонкости его характера и попробуйте «нарисовать» словесный портрет мальчика.

Б) Чтение (первичное восприятие текста)
В)Обсуждение вопроса.

-Итак. Каким вы представляете героя-рассказчика? Попробуйте описать словами портрет мальчика. Вспомните и другие истории «Денискиных рассказов».
Г)Вывод, дополнение ответов учащихся.

- Да, Дениска- городской мальчик, наивный, любопытный и уже много по-детски знающий. Пытливость его не знает границ:-«А что будет, если выпустить шарик в небо?», «Как запустить ракету в космос?», «Как выглядит настоящий морской капитан?». И еще многое другое интересует Дениску. В его судьбе активно участвуют родители, друзья, учителя. Денис- обычный мальчишка, способный на шалости. Он часто делает в жизни ошибки, но учится их исправлять. Денис представляется нам, читателям, счастливым, одаренным, понимающим ребенком. Он простодушен, полон доброго отношения к людям, он готов поделиться с окружающими своими открытиями. Но частенько страдает от того, что не совсем опытен. Мальчик чувствителен к радостям и горю. Он обладает прекрасной душой романтика и поэта. Денис искренне заинтересован в понимании его поступков другими людьми, что очень-очень важно. Он умеет видеть чудесное в обыденном и привычном. Он отличается бескорыстием. И именно рассказ «Что я люблю.» так важен нам для понимания сути его образа. Именно в этом рассказе содержится огромный перечень любимого Дениской. А главное- характер отбора, сопоставительный ряд заставляют читателя восхититься: «… ты ведь еще маленький, а … любишь как много! Целый мир!»
Д) Вторичное восприятие текста.

Е) Обсуждение прочитанного.

-Два небольших размышления о детстве и пристрастиях героя-это одно произведение писателя. Какой прием выбирает автор, чтобы представить своего героя?

-Вернемся к описанию героя. Перечитайте строчки произведения, которые подсказали вам основные черты характера Дениски.(Выборочное чтение)

-Какую особенность вам удалось подметить в том, как построены оба авторских размышления?

7.Итоги.

-В этих рассказах нет событий, зато здесь раскрывается целая жизненная «концепция» ребенка, жадно впитывающего в себя то новое, с которым ему приходиться встречаться во взрослом мире. Все произведения о Дениске- история постижения ребенком мира в его положительных и отрицательных сторонах, это серия выборов- преодолений себя в больших и малых проблемах жизни, своеобразный дневник мальчика, погруженного в переживания своего детства. Эти переживания близки чувствам и мыслям современных школьников.
8. Домашнее задание.

-Напишите дома две миниатюры на темы, заявленные автором в заглавии рассказов.

Использованная литература.


  1. Большая Советская Энциклопедия. -М. :Научное изд-во «Большая Российская Энциклопедия», 2007.

  2. Детская литература.- М.: «Просвещение», 1977.

  3. Нагибин Ю. Писатель щедрый и радостный…//В кн.: Драгунский В. Хитрый способ. - М.: «Детская литература», 1997.

  4. Матвеева Е.Н. Обучение литературному чтению в начальной школе. 4класс (система Д.Б.Эльконина- В.В.Давыдова): Пособие для учителя.- М.: Вита-Пресс, 2003.

  5. Что такое? Кто такой? В 3т. Т. 1- М. «Педагогика», 1990.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск