Тема
| Создание изделий из текстильных материалов: свойства текстильных материалов.
|
Класс
| Учебник
| Программа
|
5
| «Технология. Технологии ведения дома», подготовленных авторским коллективом (А. Т. Тищенко, Н. В. Синица, В. Д. Симоненко) в развитие учебников, созданных под руководством проф. В. Д. Симоненко
| Программа разработана на основе примерной программы по технологии ФГОС ООО второго поколения - Москва, «Просвещение»,2010 год и авторской Технология: программа. 5–8 классы / авт.-сост. А.Т. Тищенко, Н.В. Синица. — М.: Вентана-Граф, 2012.
|
Урок
№11
| Разработал Румянцева Т.Б.
Материаловедение. Классификация волокон. Волокна растительного происхождения, их свойства. Хлопчатобумажные и льняные ткани, их свойства.
|
|
|
Планирование
| авторское
|
Цели урока
| Создание условий для изучения способов получения, строения и свойств льняных и хлопчатобумажных тканей с использованием цифрового микроскопа.
|
Задачи
| Изучить при помощи цифрового микроскопа строение волокон льна и хлопка, строение ткани
Сравнить лицевую и изнаночную стороны ткани, нити основы и утка
Установить отличительные признаки сторон ткани и нитей
Овладеть основными методами проведения исследовательской работы и работы с цифровым микроскопом
|
Применяемые технологии
| Учебное исследование
Селевко Г.В. Энциклопедия образовательных технологий. М.: НИИ школьных технологий, 2006, с.492.
|
Применяемые формы работы
| Урок – исследование, работа в динамических группах, фронтальная беседа.
|
Используемое оборудование
| Ноутбук, проектор, цифровой микроскоп Digital Blue QX5
|
|
|
План урока
| Время
|
1
| Самоопределение к деятельности.
| 4 минуты
|
2
| Учебно-познавательная деятельность
| 70 минут
|
| Работа в динамических группах. Исследование
|
3
| Рефлексия. Итоги урока
| 5 минут
|
4
| Домашнее задание
| 2 минуты
|
Ход урока
|
Пункт плана №1 Самоопределение к деятельности.
|
Работа учителя
| Наглядность
| Работа учащихся
| Планируемый результат
|
Приветствие. Учитель проверяет готовность к уроку. Предлагает разделиться на три группы.
|
| Учащиеся готовятся к уроку.
Разделяются на три группы.
| Предметные
(в коммуникативной сфере): формирование рабочих групп с учётом возможностей будущих членов трудового коллектива.
|
Даёт краткую справку о новой форме проведения урока, а так же о работе с новым оборудованием – цифровым микроскопом
|
| Знакомятся с содержанием алгоритма работы на уроке, изучают инструкцию работы с цифровым микроскопом, его устройство.
| Предметные (в трудовой сфере): планирование процесса труда
|
Пункт плана №2 Учебно-познавательная деятельность
|
Учитель проводит фронтальную беседу.
Как вы думаете, из чего изготавливают одежду?
|
| Учащиеся отвечают на вопрос. Предполагаемые ответы: одежду изготавливают из кожи, ткани.
| Личностные: проявление познавательного интереса и активности в деятельности
Предметные (в познавательной сфере): владение методами решения организационных и технологических задач.
|
Как вы думаете, из чего получают ткани?
|
| Учащиеся в группах обсуждают и приходят к выводу, что ткани получают из нитей, которые получают из растений и животных.
|
Как вы думаете, как называется наука о строении и свойствах тканей?
|
| Обсуждают в группах и приходят к выводу, что эта наука материаловедение.
|
Учитель предлагает определить тему урока и записать тему урока в тетрадь.
|
| Определяют тему «Материаловедение» записывают тему урока в тетрадь.
|
Учитель предлагает определить цели на урок.
|
| Учащиеся совместно с учителем определяют цели урока.
| Предметные (в трудовой сфере): планирование технологического процесса и процесса труда
|
Учитель организует работу по выдвижению гипотезы.
|
| Учащиеся проводят обсуждение в группах и выдвигают гипотезу, что ткани состоят из двух направлений нитей, которые вырабатывают из растений, имеют две стороны.
|
|
Учитель предлагает сформулировать гипотезу исследования.
|
| Учащиеся формулируют гипотезу исследования:
Гипотеза исследования:
ткани состоят из двух направлений нитей, которые вырабатывают из растений
|
|
Работа в динамических группах
|
Для проведения исследования вы работаете в трёх динамических группах, каждая группа должна выполнить три задания, передвигаясь от стола к столу.
|
Цифровой микроскоп, ноутбук,
схема для заполнения «Волокна растительного происхождения» , коллекция натуральных волокон растительного происхождения, таблица для заполнения «Отличительные признаки волокон»
| Учащиеся работают в трёх исследовательских группах: ткачихи, прядильщицы (пряхи), швеи, выполняя своё исследование.
Задание 1: при помощи цифрового микроскопа и ноутбука исследовать натуральные волокна растительного происхождения. Учащиеся рассматривают коллекцию натуральных волокон, изучают материал учебника п.1., составляют схему «Волокна растительного происхождения» , заполняют таблицу «Отличительные признаки волокон», при помощи микроскопа определяют толщину и извитость волокон, их строение, зарисовывают в тетрадь вид под микроскопом в таблицу «Отличительные признаки волокон»
| Личностные: проявление познавательных интересов и активности при изучении материала, развитие трудолюбие и ответственности за качество своей деятельности, бережное отношение к ресурсам.
Метапредметные: алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности, проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач.
Предметные (в познавательной сфере): оценка свойств сырья, материалов и область их применения
(в трудовой сфере): проведение необходимых опытов и исследований при изучении материала, соблюдение норм и правил безопасности труда, трудовой дисциплины, подбор необходимых инструментов и оборудования с учётом областей их применения, документирование результатов труда.
|
Консультирует при необходимости
| Схемы для заполнения «Признаки определения лицевой и изнаночной сторон», «Признаки определения направления нити основы и нити утка» | Задание 2: Исследовать строение и структуры льняных и хлопчатобумажных тканей. Изучают материал учебника п.2,
рассматривают образцы льняных и хлопчатобумажных тканей, сравнивают их, определяют направление нити основы и нити утка, лицевую и изнаночную стороны, делают выводы. Составляют схемы «Признаки определения лицевой и изнаночной сторон», «Признаки направления нити основы и нити утка».
|
Консультирует при необходимости
| Таблица для заполнения «Определение хлопчатобумажных и льняных тканей», таблица «Признаки определения хлопчатобумажных и льняных тканей»
| Задание 3: исследовать свойства хлопчатобумажных и льняных тканей.
Рассматривают образцы тканей, изучают п.1-2., изучают таблицу «Признаки определения хлопчатобумажных и льняных тканей», заполняют таблицу «Определение хлопчатобумажных и льняных тканей».
|
Учитель предоставляет слово учащимся. Выслушивает учащихся, дополняет их ответы.
|
| Учащиеся представляют материалы исследования своей группы по последнему выполненному заданию, комментируют итоги поисковой работы, фиксируют результаты работы на доске.
Делают вывод, что гипотеза верна.
| Предметные (в трудовой деятельности): выявление допущенных ошибок.
(в коммуникативной сфере): публичная презентация продуктов своего труда.
|
Пункт плана № 3 Рефлексия. Итоги урока
|
|
Учитывая новизну данной формы обучения предмету, для установления обратной связи проводится рефлексия.
|
| Учащиеся проверяют уровень выполнения целей, самооценка.
Отвечают на вопрос, делая выбор ответа. Как вы оцениваете полученные на уроке знания?
1. Знания твёрдые, не требующие доработки
2.Требуется прочитать отдельные пункты параграфа для установления более прочных взаимосвязей изученного материала
3. Материал требует серьёзной доработки
| Личностные: самооценка, осознание своих возможностей в учении для труда с позиции будущей социализации
|
Пункт плана №4 Домашнее задание
|
|
П. 1-2, выполнить из бумаги макет полотняного переплетения – страница учебника 12, практическая работа №2 (выполнить макет полотняного переплетения)
|
| Записывают домашнее задание.
| Метапредметные: самостоятельная организация и выполнение работ по созданию макета переплетения.
|