«Рассмотрена» «Согласована» «Утверждена»
Руководитель МО Заместитель руководителя по УР Директор школы
______________ /Ильин Е.В./ ____________ / Исанаева Е. А./ _____________ / Дмитриева Э. А./
Протокол № _____ от «___» __________ 2011 г Приказ № ______ от
«___»_________ 2011 г «____» _________2011 г
Рабочая программа муниципальное общеобразовательное учреждение
Бимская средняя общеобразовательная школа
Агрызского района Республики Татарстан Самарина Светлана Гавриловна,
Учитель второй категории по истории средних веков, истории России и Татарстана, 6 класс Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № _________ от
«_____» ____________2011 г
2011 – 2012 учебный год
Пояснительная записка
Программа курса средних веков охватывает период с конца 5 по 15 вв., от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. Курс даёт возможность проследить огромную роль средневековья в складывании основ современного мира, уделяя внимание тем феноменам истории Средних веков, которые так или иначе вошли в современную цивилизацию. Тема «Африка» предлагается для самостоятельного изучения учащимися, так как она не предусмотрена Стандартом основного общего образования. Программа рассчитана на 30 часов.
Программа курса истории России с древнейших времён до конца 16 в. рассчитана на 30 часов, включает материал по истории России с древнейших времён до конца 16 в.
Программа истории Татарстана с древнейших времён до середины 16 в. рассчитана на 10 часов, включает материал по истории Татарстана с древнейших времён до середины 16 века.
Задача курса – показать самобытные черты средневековья, его непохожесть на современный мир, с тем чтобы помочь ученикам не судить с высока о давно ушедших веках, а стремиться их понять и с уважением относиться не только к своим, но и к чужим традициям; основные черты развития Древней Руси и Татарстана. Основные цели курса:
Формировать у учащихся целостное представление об истории Средних веков как закономерном и необходимом периоде всемирной истории;
Осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие основных регионов Европы и мира, показать их общие черты и различия;
Охарактеризовать наиболее яркие личности средневековья, их роль в истории и культуре;
Показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали); уделить при этом особое внимание истории мировой религии – христианства и ислама.
Выработки у учащихся представлений об основных источниках знаний о прошлом;
Развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого, пользуясь приёмами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.,)
Формирование ценностных ориентаций и убеждений школьника на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом, восприятие идей гуманизма, уважения прав человека, патриотизма;
Приобщение к ценностям национальной культуры, воспитание уважения к истории, культуре своего народа, стремление сохранять и приумножать культурные достижения своей страны;
Изучая историю родного края, вызвать у учащихся любовь к своей малой Родине, чувство сопричастности со всем происходящим в городе, крае, стране.
В ходе изучения курса имеется возможность вести работу по формированию у учащихся:
Умения связно пересказать текст учебника, отделяя главное от второстепенного;
Умения анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий;
Умения сравнивать исторические явления в различных странах и регионах, выделяя сходство и различия;
Умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям;
Умения полемизировать и отстаивать свои взгляды;
Умения самостоятельно анализировать исторические источники как письменные, так и вещественные и изобразительные;
Умения работать с исторической картой;
Умения оперировать историческими датами, выявлять синхронность и последовательность событий и явлений.
Тематическое планирование выстроено на основе государственного образовательного стандарта, Примерной программы курса «История средних веков», «Истории России с древнейших времён до конца 16 в» и «Истории Татарстана с древнейших времён до конца 16 в»
Основные умения, которыми они должны овладеть после изучения курса:
Работать с исторической картой, читать её, использовать как источник знаний;
Определять хронологию событий, соотносить событие с веком, эпохой;
Изучать исторические источники, извлекать из них новые знания, в том числе путём сопоставления информации;
Анализировать исторические факты, раскрывая причинно-следственные связи, сравнивая явления и события, определяя их основные характеристики;
Давать оценку отдельным явлениям культуры;
Составлять связный и чёткий рассказ по тексту учебника и другим источникам знаний (на основе простого плана);
Составлять характеристику исторических деятелей;
Участвовать в обсуждении, формировать собственное мнение, давать отзыв на ответы других учащихся.
Тематическое планирование составлено в соответствии со структурой учебника. Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории, Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г.
Учебно-методический комплекс:
1. Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Кузнецов А.В., Давыдова С.М. всеобщая история. Средние века. Учебник для 6 класса основной школы. – М., Баласс, 2006 г
2. Е.В.Пчелов История России с древнейших времён до конца 16 века. Учебник для 6 класса основной школы. М.: «Русское слово», 2009 г
3. Ф.Ш. Хузин, В.И.Пискарёв. История Татарстана. Учебное пособие для 6 класса общ школы. Казань «ТаРИХ» 2004 г
4. Учебно-методический комплекс кабинета истории
5. Материалы сети Интернет Используемые на уроке педагогические технологии:
Иллюстративно-объяснительная
История Средних веков (30 ч)
№
| Раздел, тема
| Кол-во часов
| Тип урока
| Виды учебной деятельности
| Виды контроля, измерители
| Результат освоения материала
| Домашнее задание
| Дата проведения
|
|
| Глава 1. Запад христианского мира. 5-10века.
| 1
| Введение. Рубеж древности и Средневековья
| 1
| Изуч нов темы
| Устный опрос
| Беседа
| Уметь устанавл. связь между периодами, показывать преемственность.
Знать понятия: средневековье, цивилизация, истор. источники
| Проч стр 4-30
|
|
| 2
| От королевств к империи
| 1
| комбинир
| Устный опрос
| Сравнить влать короля и власть вождя
| Умения сравнения, построения, аналогий, обобщ и системат исторических данных.
Анализир документ, оперировать понятиями.
Знать понятия: великое переселение народов, христ-во, варварские королевства, «Салическая правда»
| §1, стр 31-40, отв на вопросы
|
|
| 3
| Рождение феодальной Европы
| 1
| Урок применензнан
| Устный опрос
| беседа
| Усвоение новых понятий, умение ими оперировать.
Знать понятия: вассал, сеньор, феод, зависимый крестьянин, феодал, барщина, оброк
| §2, стр 41-48
|
|
| 4
| Феодальная раздробленность
| 1
| комбинир
| Устный опрос, работа с таблицей
| В чём причины распада имп Карла
| Определять на основе изученного материала причины и следствия важнейших историч событий
Знать дату:843 г
| §3, стр 48- 55, ответить на вопросы
|
|
| 5
| Времена викингов
| 1
| комбинир
| Устн опрос, работа с таблицей
| Текущий опрос, карта
| Развивать умение классифиц-ать, обобщать. Самоконтроль в сочетании с умениями наблюден. слушания, осмысления, чтения.
Знать понятия: викинги, норманны
| §4, 56-62.
|
|
| Глава 2. Восток христианского мира. 5-11 века.
| 6
| Византийская империя
| 1
| комбинир
| Устный опрос, работа с таблицей
| кроссворд
| Причины сохранения и расцвета империи. Место императора. Умение анализировать произв-я искусства, выделять особенное и сравнить с культурой Западной Европы.
| §5, стр 65 – 74, ответить на вопросы
|
|
| 7
| Государства славян и кочевников
| 1
| комбинир
| Устн опрос, работа с таблицей
| Карта, сост таблицы
| Уметь самостоятельно работать с текстом учебника и составлять план
| §6, стр 75- 86, отв на вопросы
|
|
| 8
| Раскол христианского мира
| 1
| комбинир
| Сост таблицы
| Карта, текущий опрос
| Умение анализир материал, определять предпосылки, сущность и последствия события. Уметь составлять сравнит. табл., работать с документами.
| §7, стр 87- 94,
|
|
| 9
| Запад и Восток христианского мира
| 1
| Повтобоб урок
| опрос
| кроссворд
| Уметь анализировать и сравнивать историч факты
| Повт §§ 1-7
|
|
| Глава 3. Пророки и завоеватели Востока. 7-13 века.
|
| 10
| Свет ислама
| 1
| комбинир
| Сост сравнит таблицы
| Карты
| Умение работать с историч картой.
Умение давать самостоят оценку историч событиям, явлениям, процессам, личностям
Оперировать терминами и понятиями.
Знать понятия: ислам, хадж, Коран, мечеть, минарет, мусульманин, пророк, бедуин
| § 8, стр 97- 106, ответить на вопросы
|
|
| 11
| Рождение исламского мира
| 1
| комбинир
| Устн опрос
| Экспресс-опрос
| Умение анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия события. Возникновение новой религии. Уметь составлять план и хронол. табл., работать с документами.
Знать понятия: халиф, халифат
| §9, стр 107- 118, ответить на вопросы
|
|
| 12
| Крестовые походы
| 1
| комбинир
| Устн опрос, работа с таблицей
| Проверка, составл таблицы
| Уметь работать с учебником, составлять таблицу. Работать с исторической картой. Уметь выявлять синхронность и последовательность историчес. событий и явлений.
Знать понятия: крестовые походы, крестоносцы, духовно-рыцарские ордена 1096-1099гг. 1147-1149гг. 1189-1192гг. 1202-1204гг
| §10, стр 122- 129, ответить на вопросы
|
|
| 13
| Монгольские завоевания
| 1
| комбинир
| Устн опрос, работа с таблицей
| Проверка схемы и таблицы + диктант понятий
| Устанавливать причинно-следственные связи между событиями, связанно пересказывать текст учебника, отделять главное от второстепенного. Уметь определять причины, характер и значение монгольских завоеваний
| § 11, стр 130 – 139,
|
|
| 14
| Пророки и завоеватели Востока
| 1
| Повтобоб урок
| Устный опрос
| Работа с историч картой
| Умение работать с историч картой.
Умение давать самостоят оценку историч событиям, явлениям, процессам, личностям
Оперировать терминами и понятиями.
| Повт §§8-11
|
|
| Глава 4. Особенности католической Европы. 11-15 века.
| 15
| Города Европы
| 1
| комбинир
| Устн опрос
| Описывать средн город
| Называть причины возникн городов в Средние века. Описывать облик средн города. Раскрывать систему самоуправл в городе. Рассказывать о возникнов ремесленных цехов и купеческих гильдий в Средние века.
| §12, стр 145- 153.
|
|
| 16
| Феодальный мир
| 1
| Комбин
| Устный опрос
| Описывать рыцарск турнир
| Развивать общеучебные умения. Связанно пересказывать текст учебника, отделять главное от второстепенного.
Знать понятия: рыцарство, турнир, герб, рыц культура, кодекс рыц чести,
| §13, стр 154-161. Творч зад «Один день из жизни рыцаря»
|
|
| 17
| Сила католической церкви
| 1
| комбинир
| Устн опрос
| Проверка, кроссворд, экспресс-опрос
| Устанавливать причинно-следственные связи (раскола и ереси). Определять роль и место христианской церкви в жизни общества.
Знать понятия: ересь, еретик, инквизиция.
| §14, стр 163- 172, ответить на вопросы
|
|
| 18
| Культура католического мира
| 1
| комбинир
| Устный опрос
| Сост таблицы
| Умение самостоятельно анализировать историч источники. Умение полемизировать и отстаивать свои взгляды
| §15, стр 173- 182, ответить на вопросы
|
|
| 19
| Особенности католической Европы
| 1
| Повт обоб урок
| Устн опрос
| кроссворд
| Устанавливать причинно-следственные связи. Развивать общеучебные умения. Связанно пересказывать текст учебника, отделять главное от второстепенного.
| Повт §§12-15, ответить на вопросы
|
|
| Глава 5. Страны католической Европы. 11 – 15 века.
| 20
| Раздробленность в Англии и Франции
| 1
| комбинир
| Устный опрос, работа с таблицей
| Устный опрос, проверка таблицы
| Объяснять причины раздробленности в Англии и Франции. Перечислять характерные признаки феод раздробленности.
| §16, стр 185 – 196, ответить на вопросы
|
|
| 21
| Столетняя война
| 1
| комбинир
| Устный опрос, работа с картой
| Установ послед и длительн Столетн войны
| Уметь излагать причины Столетней войны. Сравнивать армии англичан и французов, оценивать их боеспособность. Определять роль личности в истории.
Знать понятия: арбалет, тактика, Жакерия
| § 17, стр 197- 206, ответить на вопросы
|
|
| 22
| Централизация в Англии и Франции
| 1
| комбинир
| Устн опрос, работа с картой
| Определ существ черты централиз госуд-ва
| Объяснять причины укрепления централизованного государства во Франции. Объяснять, какую роль сыграла война Алой и белой розы в становлении и укреплении централизов госуд в Англии.
Знать понятия: Генеральные штаты
| §18, стр 207-214, ответить на вопросы
|
|
| 23
| Итальянское возрождение
| 1
| комбинир
| Устн опрос, работа с картой
| Ответы на вопросы
| Уметь анализировать, сравнивать изучен материал, выделять общее и особенное
Знать понятия: Возрождение, гуманизм, личность
| §19, стр 216- 224, ответить на вопросы
|
|
| 24
| Границы Священной империи
| 1
| комбинир
| Устн опрос, работа с картой
| Устный блицопрос, характерис Яна Гуса
| Уметь анализировать, сравнивать изученный материал, выделять общее и особенное. Объяснять, почему гуситское движение называют национальным. Рассказать о ходе и результатах гуситского движения.
Знать понятия: гуситы
| §20, стр 226- 234, ответить на вопросы
|
|
| 25
| Страны католической Европы
| 1
| Повт обоб урок
| Уст опрос, работа с картой
| Устный опрос
| Уметь анализировать, сравнивать изучен материал, выделять общее и особенное
| Повт §§ 16-20
|
|
| Судьбы средневековых цивилизаций
| 26
| Рубежи православия и ислама
| 1
| комбинир
| Устный опрос
| блицопрос
| Уметь устанавливать причинно-следственные связи и закономерности, системное понимание событий, связанных с падением Византии, усилением Османской империи
| §21, 237- 243, подг рассказ «Падение Византии»
|
|
| 27
| Индийская средневековая цивилизация
| 1
| комбинир
| Устный опрос
| Объясн влияние инд культ на мир историю
| Раскрывать политическое устройство индийских княжеств до вторжения мусульман; значение индийской культуры.
Знать понятия: индуизм, брахманы, касты
| §22, стр 244- 252, ответить на вопросы
|
|
| 28
| Дальневосточный мир Китая и Японии
| 1
| комбинир
| Устный опрос
| блицопрос
| Уметь выделять главное и сформировать представление о жизни, быте и нравах жителей Китая и Японии
Основные понятия: конфуцианство, даосизм, буддизм, синтоизм, самураи
| §23, стр 253-263, заполн таблицу.
|
|
| 29
| Где закончилось Средневековье?
| 1
| комбинир
| Устный опрос
| Устный опрос
| Уметь выделять главное и сформировать представление о жизни, быте и нравах жителей Америки
Знать понятия: Реконкиста,
| Знать§24; Повт §§ 1-23.
|
|
| 30
| Наследие истории Средних веков в истории человечества
| 1
| Повтобобщ урок
| Устный опрос
| Систематизир и обобщ
| Уметь работать с тестовыми заданиями. Систематизировать и обобщить материал по изученному периоду
| Повт §§ 1-23.
|
|
| |