Рассмотрена утверждена





Скачать 299.58 Kb.
НазваниеРассмотрена утверждена
страница1/2
Дата публикации05.01.2015
Размер299.58 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
  1   2
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГИМНАЗИЯ № 3 г. ИНТЫ


РАССМОТРЕНА УТВЕРЖДЕНА

на заседании педагогического совета приказом директора

МБОУ Гимназия № 3

г. Инты

Протокол от 15.05.2013 № 7 от 15 мая 2013 г.

47


ПРОГРАММА

РЕСПУЛИКАНСКОГО РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА

Межкультурное взаимодействие в системе духовно-нравственного воспитания и преподавания курса ОРКСЭ

Инта

2013 ГОД

Содержание



  1. Описание проекта

  2. Концепция проекта


  3. Логико-структурная матрица
  4. Календарный план-проект


  5. Возможные риски


Межкультурное взаимодействие в системе духовно-нравственного воспитания и преподавания курса ОРКСЭ

Проект ресурсного центра на базе МАОУ Гимназия №3 г. Инты


  1. Описание проекта

Проблема межкультурного взаимодействия в современном образовании становится всё более актуальной. Процессы глобализации и межнациональные коммуникации, в том числе и негативные, заставляют систему образования претерпевать серьёзные изменения в содержании, стратегии и тактике. В связи с этим, формирование цивилизационного этнокультурного сознания должно стать одной из задач системы образования.

В полиэтническом пространстве Республики Коми среди 150 народов, живущих на её территории, происходит процесс ассимиляции малочисленных народов. Статистика показывает, что заметно снижается количество русских, угро-финнов, сокращается количество населения уменьшается. С убыванием населения уходят традиции, произведения фольклора, язык. В настоящее время даже многочисленный народ может потерять свои корни. Проблема знания и понимания родной культуры и уважения к культурам других народов стоит перед каждым этносом. Особенно важно её решение на уровне юного возраста – всех возрастных категорий обучающихся:от дошкольного до юношеского.

Проблема изучения этнокультур для Республики не нова. В советское время она решалась на уровне изучения национальных литератур и языка в сопоставлении. В настоящее время этого крайне недостаточно.Стратегическое решение данной проблемы в системе современного образования имеет другие направления: монокультурное (все народы региона изучают культуру доминантного населения); поликультурное (изучение культур всех народов в равном соотношении); диалоговое (основанное на изучении культур двух преобладающих в регионе культур. Первое направление таит значительные риски, второе – не соотносится с потребностями большинства и может оказаться в ситуации «скольжения»: много, поверхностно и бессистемно.

Для Республики Коми, региона с исторически преобладающим коми, а в настоящее время - с русским населением, на наш взгляд, наиболее приемлем третий вариант – изучение русской и коми культуры в диалоге. Для этого направления имеются исторические, религиозные, культурологические и социальные основания и ресурсы. Но диалоговая модель изучения этнокультур должна носить подвижный характер, учитывать ещё две особенности.

Первая реализует такое положение: в многонациональной республике необходимо сохранять историческую память всех народов с учётом культурно-исторических особенностей территории. Вторая утверждает, что национальная культура – стартовая площадка для духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.

В педагогической теории и практике отражаются глубокие общественные преобразования, происходящие в жизни народа нашей страны. В конце 20 века переосмыслены основные цели образования. Ведущей становится развитие творческой и профессионально компетентной личности. Именно педагоги в своей профессионально деятельности осуществляют процесс трансляции культуры в обществе, поэтому формирование культурологической и, в частности, этнокультурной компетентности имеет особую значимость в образовании. В педагогической науке последних лет активно разрабатываются этнокультурные проблемы.

За последние два десятилетия активно развивается кадетское движение. Кадетство как форма организации школьной среды восстанавливает отечественные педагогические и культурные традиции.

В России созданы кадетские корпуса, школы и классы. Количество кадетских классов увеличивается и в Республике Коми. Ежегодно проходят кадетские смотры и слёты. Обучающиеся в этих классах показывают более высокие результаты в обучении, уровне воспитанности и социализации. Практика доказала эффективность данной формы организации учебно-воспитательной деятельности в образовательном учреждении.

В учебные планы начальной школы включён новый комплексный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). За кратчайший срок разработаны и выпущены многочисленные учебники, методические пособия, создано его нормативно-правовое, организационно-методическое и информационное сопровождение. ОРКСЭ положительно зарекомендовал себя, позитивно оценен педагогами, обучающимися и родителями. Но он не решает в полной мере тех задач, которые стоят перед духовно-нравственным воспитанием и этнокультурным образованием. Требуется развитие области «Духовно-нравственная культура» с 1 по 11 класс.

Во многих российских регионах уже накоплен опыт по внедрению культурологического образования духовно-нравственного содержания. В основном, решение проблемы в этих областях происходит двумя равнозначными путями: провести детей через пространство духовно-нравственной культуры или дать прочные нравственные основы личности через знакомство с основами этики и тренинги.

Первый вариант разработан вологодским профессором А.В. Камкиным и московским профессором.И. А. Кузьминым. А.В. Камкин создал учебно-методический комплекс «Истоки» по изучению основ традиционной русской культуры. Он включает духовно-нравственный компонент, апробирован в Вологодской области, одобрен и взят в качестве основного по культуре во многих регионах России. В Республике Коми он известен и некоторые школы ведут дополнительные занятия по программе и учебнику «Истоки». Такие занятия как гимназический компонент проводятся в гимназии № 3 г. Инты с 2005 года.

Для внедрения диалоговой модели изучения этнокультур в Республике Коми с успехом можно использовать учебный комплекс А.В. Камкина при условии разработки к нему пособий для учителя и обучающихся по коми культуре, по содержанию параллельных содержанию учебника «Истоки».

Такой диалог тем уже существующего учебника по русской культуре и необходимого по коми культуре позволит реализовать диалоговую модель изучений этнокультур в системе духовно-нравственного образования в ОУ.

Гимназия апробирует наработки творческих групп педагогов республики, детально разработает диалоговую модель изучения культур этносов, создает проекты учебных и методических пособий по коми культуре, тождественных по содержанию учебникам А.В. Камкина «Истоки» 1-6 классы.

Для выполнения этой задачи в гимназии имеются подготовленные кадры: весь коллектив руководителей и учителей работал над реализацией программы ОМП «Духовно-нравственное образование как гимназический компонент инновационного ОУ».

Основными средствами в процессе духовно-нравственного воспитания являлись русская и коми культура, а также обращение к традиционным культурам других народов России.

Опыт ОМП в течение 3 лет транслировался в ОУ РК. Проведено 5 стажировок, 6 республиканских семинаров. Школа представила образование г. Инты на днях города в столице республики. В учебном плане гимназии вариативная часть представлена предметами, направленными на изучение русской культуры

В г. Инте сформирована определённая культурная среда, помогающая изучать культуру коми народа: Коми национально-культурное общество «Ёль», интинское представительство межрегионального общественного движения «Коми войтыр», творческие ансамбли коми народной песни «Мадаяс», «Шондi», в центральной городской библиотеке и в краеведческом музее находится достаточное количество материалов для знакомства с этносом народа.


Кадетское движение

Русская культура в ОУ

Коми культура в ОУ

Культуры других народов ОУ

№3 г. Инты

Гимназия №3

Создание творческих объединений по разработке пособий для учащихся, проведение стажировок, семинаров

Центр национальных культур

Образовательные учреждения РК

Разработка методических и дидактических материалов по изучению культур других народов

Разработка методических и дидактических материалов по изучению коми культуры

Совместное проведение мероприятий по знакомству учащихся скультурами других народов

Схема проекта ресурсного центра «Межкультурное взаимодействие в системе духовно-нравственного воспитания и преподавания курса ОРКС


Кадетский класс

Кадетское движение

Диагностика

результатов деятельности через стажировки, семинары, публикации, экспертизу учебных и методических пособий.

Ежегодный мониторинг уровня воспитанности обучающихся, анкетирование родителейониторинг


Для внедрения диалоговой модели изучения этнокультур в Республике Коми с успехом можно использовать учебный комплекс А.В. Камкина при условии разработки к нему пособий для учителя и обучающихся по коми культуре, по содержанию параллельных содержанию учебника «Истоки».

Такой диалог тем уже существующего учебника по русской культуре и необходимого по коми культуре позволит реализовать диалоговую модель изучений этнокультур в системе духовно-нравственного образования в ОУ.

Гимназия апробирует наработки творческих групп педагогов республики, детально разработает диалоговую модель изучения культур этносов, создает проекты учебных и методических пособий по коми культуре, тождественных по содержанию учебникам А.В. Камкина «Истоки» 1-6 классы.

Для выполнения этой задачи в гимназии имеются подготовленные кадры: весь коллектив руководителей и учителей работал над реализацией программы ОМП «Духовно-нравственное образование как гимназический компонент инновационного ОУ».

Основными средствами в процессе духовно-нравственного воспитания являлись русская и коми культура, а также обращение к традиционным культурам других народов России.

Опыт ОМП в течение 3 лет транслировался в ОУ РК. Проведено 5 стажировок, 6 республиканских семинаров. Школа представила образование г. Инты на днях города в столице республики. В учебном плане гимназии вариативная часть представлена предметами, направленными на изучение русской культуры

В г. Инте сформирована определённая культурная среда, помогающая изучать культуру коми народа: Коми национально-культурное общество «Ёль», интинское представительство межрегионального общественного движения «Коми войтыр», творческие ансамбли коми народной песни «Мадаяс», «Шондi», в центральной городской библиотеке и в краеведческом музее находится достаточное количество материалов для знакомства с этносом народа.

При реализации проекта будут использованы два вида сетевого взаимодействия. Первый – с образовательными учреждениями всех муниципальных образований, особенно – с сельскими районами, где коми культура и язык традиционно развиваются. Этот вид сетевого взаимодействия будет осуществляться в организации учебной и внеурочной деятельности обучающихся.

Для создания учебных и методических пособий необходимы усилия не одного учебного заведения, а многих педагогов республики. Ресурсный центр объединит разрозненные усилия педагогов, которые работают по проблемам национально-регионального компонента в системе республиканского образования и изучения коми культуры в образовательных учреждениях. Ресурсный центр разработает методическое обеспечение диалоговой модели изучения этнокультур в образовательном учреждении. Модель имеет особенность легко транслироваться во все образовательные учреждения нашей республики, в другие регионы, например, в Коми-Пермяцкий национальный округ, в страны Ближнего Зарубежья, где имеются коми национальные диаспоры. Результаты работы ресурсного центра органично послужат выполнению Федеральной программы «Русский язык» на 2011-2015 гг.

Пособия послужат более глубокому изучению курса ОРКСЭ.

Реализовать идею ознакомления с культурами других народов, проживающих в республике, поможет осуществить Центр национальных культур г. Инты и центры других муниципальных образований, например, в г. Воркуте. Это второй вид сетевого взаимодействия. Он будет осуществлён во внеурочной деятельности и в дополнительном образовании обучающихся.

Схема сетевого взаимодействия Гимназии №3


Система духовно-нравственного воспитания, разделы методического пособия по изучению культур других народов

Вузы С-Петербурга и Республики Коми

ГАОУ ДПО (пк) С РК «КРИРО»



Знакомство с культурами других народов


Гимназия №3

Центры НК




ОУ РК

Учебные пособия по коми культуре

Методические пособия

Дидактические материалы по ОРКСЭ
Изучение русской и коми культуры в диалоге


Общественные организации, движения, национальные автономии

Апробация

Апробация

Республиканский центр коми культуры


Этапы реализации проекта:

I -Организационный

– Изучение опыта этнокультурного образования в России и за рубежом.

- Создание сетевого взаимодействия по проблеме.

- Разработка и оформление условий взаимодействия, создание правового поля деятельности

II -Подготовительный

- Изучение УМК А.В. Камкина «Истоки» и основ «Истоковедения».

- Обмен информацией, выявление ресурсов ОУ и педагогов по проблеме, диалог с партнёрами посредством ИКТ и очных обсуждений на семинарах, стажировках, мастер-классах. Накопление методических и дидактических материалов

- Разработка Центром заданий партнёрам в соответствии с целью и задачами ресурсного центра

III Деятельностный

- Систематизация наработанных материалов

- Создание учебных и методических пособий по коми культуре к УМК А,В, Камкина «Истоки».

- Экспертиза учебных и методических пособий

IV Итоговый

- Проведение итоговой Республиканской интернет конференции

- Введение в гимназии и по желанию в образовательных учреждениях РК изучения русской и коми культуры в диалоге по УМК А.В. Камкина и разработанным ресурсным центром пособиям в 1-3 и 5-6 классах.

- Трансляция опыта на уровне РК и России.

2. Концепция проекта


Ключевая идея проекта

Внедрение системы духовно-нравственного образования на основе диалоговой модели изучения русской и коми культуры, а также культур других народов, проживающих на территории Республики Коми, будет способствовать формированию у обучающихся этнокультурной компетентности и цивилизованного этнокультурного сознания в соответствии с вызовами времени и социальным заказом.


Продукт

Кратко о продукте проекта

Отработанная схема сетевого взаимодействия, учебные и методические пособия по

коми культуре для 1-3 и 5-6 классов, тождественные по содержанию учебникам А.В.Камкина «Истоки».

На базе ресурсного центра для Республики Коми будет разработана новая образовательная область духовно-нравственного содержания, начало развития которой положило введение курса ОРКСЭ. Учебно-методическое сопровождение области «Духовно-нравственная культура народов России» (название условное) будет полностью обеспечено созданными и апробированными учебниками «Истоки» по русской культуре и разработанными на базе ресурсного центра по коми культуре.

К методическому сопровождению по изучении. русской культуры («Истоковедение») будут созданы методические пособия по изучению коми культуры на основе диалоговой модели.




Актуальность

Потребность/

Зачем нужен проект?

Острая необходимость в получении знаний, понимания родной культуры и уважения к культурам других народов подрастающим поколением, формирование культурологической и этнокультурной компетенции.

Соответствие стратегии развития региона

Будет ли проект осуществляться в рамках стратегии развития региона?

Проект будет осуществляться в рамках стратегии региона, в котором актуально изучение русской культуры, так как исторически преобладающее русское население, в сравнении с другими этнокультурами. Основное направление - изучение русской культуры в сравнении с другими культурами - изучение русской культуры и коми культуры в диалоге.

Проект будет осуществляться в рамках Программ правительства Республики Коми и Министерства образования РК:

- Ведомственная целевая программа министерства образования Республики Коми «Дети Республики Коми (2011-2013 годы);

- «Сохранение и развитие государственных языков Республики Коми (2010-2012 годы)»; 

-  «Молодежь Республики Коми (2011-2013 годы)»; 

- Сохранение, использование, популяризация и государственная охрана объектов культурного наследия Республики Коми (2011-2015 годы)»; 

- «Профилактика терроризма и экстремизма в Республике Коми (2011-2013 годы)». 

Опыт и способность к реализации проекта/

Какой опыт в предлагаемой теме проекта имеет ваша организация? В каких проектах ваша организация принимала участие?

.Гимназия была республиканской ОМП по теме «Духовно-нравственное образование как гимназический компонент инновационного ОУ», опыт ОМП в течение 3 лет транслировался в ОУ РК. Проведено 5 стажировок, 6 республиканских семинаров:

-«Роль духовно-нравственных ценностей и идеалов в современном образовании» (2008 г.) – для заместителей директоров ОУ

-«Формирование ценностных ориентаций учащихся в процессе образования и воспитания» (2009 г.) - для руководителей ОМП.

-«Возможности образовательной среды школы для формирования личности ученика и педагога» (2010) - для всех педагогов г. Инты.

-«Создание условий для организации внеурочной деятельности, направленной на личностное и социальное развитие обучающихся» (2011) – для всех педагогов. – для педагогов РК;

-«Духовно-нравственное образование обучающихся в условиях введения ФГОС» (март 2012г.). – для педагогов и руководителей РК;

-«Преподавание ОРКСЭ в контексте реализации «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России» (ноябрь 2012г.) – для тьюторов, учителей ОРКСЭ, учителей начальных классов и руководителей ОУ;

-«Федеральный государственный образовательный стандарт в начальной школе: реализация программы духовно-нравственного развития и воспитания в урочное и внеурочное время» (апрель 2013 г.);

-12 республиканский конкурс «Моя малая Родина: этнос, культура, природа»;

- Республиканский конкурс «Отечество-Земля Коми»;

- Республиканская конференция «Север в судьбах моих земляков»;

- Олимпиады по основам православной культуры;

- Седьмой Российский Рождественский фестиваль, конференция «Юный исследователь»;

- Всероссийский молодёжный конкурс по проблемам культурного наследия, экологии и безопасности жизнедеятельности «ЮНЭКО-2012»;

- Всероссийский конкурс «С миром говори». Благотворительный фонд «Дети России»

- Всероссийский фестиваль русского языка-2012

- II (межрегиональный) этап Всероссийского конкурса в области педагогики и работы с детьми и молодёжью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя» в Северо-Западном федеральном округе-2012г.»

Гимназия представляла образование г. Инты на днях города в столице республики. В учебном плане гимназии вариативная часть представлена духовно-нравственным компонентом, основная направленность дополнительного образования гимназии – духовно-нравственная. Гимназия осуществляет тесное взаимодействие со всеми культурными, спортивными учреждениями и учреждениями дополнительного образования города.

Предыдущая деятельность

Как результаты реализованных проектов могут повлиять на будущий проект?

В гимназии за 5 лет деятельности ОМП создана духовно-нравственная образовательная среда.

Наработанный материал в рамках работы ОМП, успешное участие гимназии в республиканских, российских конкурсах по вопросам духовности, изучение истории и культуры родного края, работа по учебно-методическому комплексу А.В.Камкина «Истоки» позволит разработать учебно-методические пособия для учителей, педагогов дополнительного образования и обучающихся по коми культуре, по содержанию параллельные учебнику А.В.Камкина «Истоки», выстроить систему духовно-нравственного воспитания на основе диалоговой модели изучения русской и коми культуры, а также культур других народов, проживающих на территории Республики Коми.


Что и для кого?

Для каких групп населения планируется разработка продукта?

Диалоговая модель изучения этнокультур - для образовательных учреждений Республики Коми.

Разработка учебных и методических пособий планируется для учителей, педагогов дополнительного образования и обучающихся.

Целевая аудитория

Учителя республики, педагоги дополнительного образования, обучающиеся в образовательных учреждениях РК


Каким образом?

Главные задачи

1. Создание условий для духовно-нравственного развития обучающихся через формирование этнокультурной компетентности.

2. Построение диалоговой модели изучения русской и коми культур.

3. Создание учебных и методических пособий по коми культуре, по содержанию параллельных учебникам А.В.Камкина «Истоки» для 1-3 и 5-6 классов.

4. Создание современных информационно-коммуникационных условий деятельности сетевого ресурсного центра.

5. Обобщение и трансляция ППО учителей ОУ и педагогов дополнительного образования в РК, работающих по проблемам развития национально-регионального компонента в образовании, внедрении в образовательное пространство РК изучения коми культуры на основе системного подхода.

Время

2013-2018г.

I этап - Организационный 2013-2014уч.г.

II этап - Подготовительный 2014-2015уч.г.

III этап - Деятельностный 2015-2017уч.г.

IV этап - Итоговый 2017-2018уч.г.

Необходимые ресурсы:

  • Кто

  • Финансирование

См. смету

Финансирование: бюджетные средства гимназии, внебюджетные средства гимназии, родительские взносы (частичная оплата поездок обучающихся на конкурсы, конференции)

Ожидаемые результаты

  • Разработана и апробирована система духовно-нравственного образования с 1 по 6 класс на основе диалоговой модели изучения русской и коми культур.

  • Созданы и апробированы учебные (1-6 класс) и методические пособия к учебно-методическому комплексу А.В. Камкина «Истоки» по коми культуре, тождественных по содержанию и образовательной технологии учебникам «Истоки».

  • Сформирована насыщенная образовательная среда гимназии средствами духовно-нравственной культуры, созданы комфортные условия для формирования личности гражданина

  • Созданы условия для трансляции этнокультур в образовательное пространство гимназии и других образовательных учреждений РК.

  • Создана и новая для гимназии форма организации учебно-воспитательной деятельности – кадетский класс.

  • Разработано учебно-дидактическое и методическое сопровождение новой образовательной области «Духовно-нравственная культура народов России» и преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики»
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рассмотрена утверждена icon«психология и педагогика»
Рабочая учебная программа рассмотрена и утверждена науч­но-методическим советом гуманитарного факультета
Рассмотрена утверждена icon«Рассмотрена» «Утверждена»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новотинчуринская основная общеобразовательная школа Яльчикского района Чувашской...
Рассмотрена утверждена iconРабочая программа учебного курса «Биология»
Рассмотрена и рекомендована и утверждена на заседании методического совета моку малиновской сош
Рассмотрена утверждена icon«Приватизация в России и ее социально-экономические последствия»
Рассмотрена и утверждена к печати на заседании кафедры экономической теории и финансов 21 октября 2003 г
Рассмотрена утверждена iconУчебно-методический комплекс для магистрантов направления подготовки 030900. 68 «юриспруденция»
Рассмотрена и утверждена на заседании кафедры теории и истории права и государства (Протокол № …от г)
Рассмотрена утверждена iconРабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры «Организации...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рассмотрена утверждена iconРабочая программа по биологии для 10 «а», «б» класса на 2012-2013...
Утверждена приказом №92 от 01. 09. 2011 года Рассмотрена и рекомендована к утверждению
Рассмотрена утверждена icon«Рассмотрена» «Согласована» «Утверждена»
...
Рассмотрена утверждена iconПрограмма дисциплины «Судебная психиатрия»
Программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры уголовного права и криминологии (протокол №9 от «17» мая 2010г.)
Рассмотрена утверждена iconПрограмма дисциплины «Судебная психиатрия»
Программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры уголовного права и криминологии (протокол №3 от «18» декабря 2007г.)
Рассмотрена утверждена iconПрограмма по специальности 111201. 65 “Ветеринария”
Рабочая программа по дисциплине ''Ветеринарная и клиническая фармакология. Токсикология'' рассмотрена и утверждена на методической...
Рассмотрена утверждена iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Комплексная программа «Я и пдд» рассмотрена и утверждена на педагогическом совете (протокол №1 от 30. 08. 2011г.)
Рассмотрена утверждена iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Рабочая программа по «Электротехнике и электронике» рассмотрена и утверждена на методической комиссии агрономического факультета...
Рассмотрена утверждена iconРассмотрена согласована утверждена
Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов,...
Рассмотрена утверждена iconРассмотрена утверждена
Историческое образование — мировоззренческий инструмент, оно играет важную роль с точки зрения личностного развития и социализации...
Рассмотрена утверждена iconУчебно-методический комплекс для второго высшего образования ппз-2009....
Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск