Рабочая программа Учебная дисциплина б 2 Концепции современного естествознания





Скачать 179.51 Kb.
НазваниеРабочая программа Учебная дисциплина б 2 Концепции современного естествознания
Дата публикации18.02.2015
Размер179.51 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Журналистика > Рабочая программа
ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет»

Факультет филологии и журналистики

УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета филологии и журналистики

_______________ / Удалов А.М./

(подпись/ Ф.И.О.)

«_____»______________20__ г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



Учебная дисциплина Б 2.2 Концепции современного естествознания

(наименование)

Направление подготовки 031300.62 Журналистика
Профиль подготовки Журналистика
Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Курс 1 семестр 1
форма обучения очная



Программа разработана

Доцентом кафедры зоологии Турмухаметовой Н.В., канд. биол. наук




(должность, Ф.И.О., ученая степень, звание автора(ов) программы)






Рецензент(ы) __________________________________________________________

(должность, Ф.И.О., ученая степень, звание рецензента(ов) программы)


Йошкар-Ола

2011

Рекомендована к утверждению решением учебно-методической комиссии/ учебно-методического совета)

БХФ, «Биология»



Рассмотрена и одобрена на заседании кафедры


_______зоологии_______________________


(назв. факультета/института, направления подготовки)




(название кафедры)

протокол заседания №_6__ от




протокол заседания №_8_ от

«_24_»___05________ 2011 г.




«_12_»_____04_______2011 г.

Попова Т.В.




Забиякин В.А.

(подпись, Ф.И.О. председателя)




(подпись, Ф.И.О. зав. кафедрой,)



СОГЛАСОВАНО с выпускающей ______________________________________________________________

протокол заседания №__ от «__»___________200__г_ _______________________________

(Ф.И.О. зав. кафедрой, подпись)


Сведения о переутверждении рабочей программы учебной дисциплины на очередной учебный год и регистрация изменений


Учебный год

Решение кафедры

(№ протокола, дата заседания кафедры, Ф.И.О., подпись зав. кафедрой)

Автор изменения

(Ф.И.О., подпись)

Номер изменения




































1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Главная цель курса «Концепции современного естествознания» – ознакомление студентов гуманитарного направления с современной естественнонаучной картиной мира, раскрытие в доступной форме фундаментальных идей естественнонаучных теорий – концепций.

«Концепции современного естествознания» – это не просто совокупность избранных глав традиционных курсов физики, астрономии, химии, геологии и биологии, а это продукт междисциплинарного синтеза на основе комплексного эволюционно-синергетического подхода к современному естествознанию. Предметом учебного курса  являются: основные проблемы, идеи, теории естественных наук, научные принципы познания, методы, модели.
Программа дисциплины «Концепции современного естествознания» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 031300.62 – Журналистика.

Требования ФГОС ВПО к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы:


Естественнонаучная и гуманитарная культуры; научный метод; история естествознания; панорама современного естествознания; тенденции развития; корпускулярная и континуальная концепции описания природы; порядок и беспорядок в природе; хаос; структурные уровни организации материи; микро-, макро- и мегамиры; пространство, время; принципы относительности; принципы симметрии; законы сохранения; взаимодействие; близкодействие, дальнодействие; состояние; принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности; динамические и статистические закономерности в природе; законы сохранения энергии в макроскопических процессах; принцип возрастания энтропии; химические процессы, реакционная способность веществ; внутреннее строение и история геологического развития земли; современные концепции развития геосферных оболочек; литосфера как абиотическая основа жизни; экологические функции литосферы: ресурсная, геодинамическая, геофизико-геохимическая; географическая оболочка Земли; особенности биологического уровня организации материи; принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем; многообразие живых организмов - основа организации и устойчивости биосферы; генетика и эволюция; человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность; биоэтика, человек, биосфера и космические циклы: ноосфера, необратимость времени, самоорганизация в живой и неживой природе; принципы универсального эволюционизма; путь к единой культуре.
Место дисциплины в учебном процессе. «Концепции современного естествознания» относится к Б.2. Естественнонаучный цикл (базовая часть). При освоении дисциплины студенту необходимы базовые знания в области естественных наук, полученные при освоении средней школьной программы, навыки работы с научной и энциклопедийной литературой. Некоторые вопросы данной дисциплины связаны с курсами «Философия», «Безопасность жизнедеятельности» и «Антропология».
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) по ФГОС ВПО.

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

- способность использовать знания в области естественнонаучных дисциплин, базироваться на принципах научного подхода в процессе формирования своих мировоззренческих взглядов, касающихся взаимоотношений человека с окружающей средой и проблем безопасности жизнедеятельности и умение использовать естественнонаучные знания в своей социальной и профессиональной деятельности (ОК-15);

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

- базовые знания в различных сферах жизни общества (экономика, политика, право, культура, экология, наука, образование, здравоохранение), которые являются объектом освещения в СМИ и с которыми связано тематическое содержание публикаций (ПК-10);

- ориентация в актуальных проблемах страны, важнейших направлениях ее развития, знание основных тенденций формирования социальной структуры современного общества (особенностей процесса стратификации), представление о составе населения России (ПК-14);

- знание основ организации научного исследования в сфере журналистики (ПК-38).
В результате изучения курса «Концепции современного естествознания» студенты должны знать:

– законы, действующие в природе;

– единый механизм развития, охватывающий живую и неживую природу;

– уровни организации материального мира и процессов, протекающих в них;

– эволюционный процесс развития Земли и место человека в нем;

– новые подходы к достижению более высокого уровня выживания человечества в условиях экологического кризиса.

уметь:

- оперировать основными естественнонаучными понятиями;

- представлять знания как систему логически связанных общих и специальных положений науки;

- владеть навыками работы с научной и научно-популярной литературой, справочными материалами.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Общая трудоемкость дисциплины в зачетных единицах и часах

Общая трудоемкость дисциплины Б 2.2. Концепции современного естествознания составляет 2 зачетные единицы, 72 академических часа.


Вид учебной работы

Всего часов

Общая трудоемкость дисциплины

72

Аудиторные занятия

36

Лекции

18

Семинарские занятия

18

Самостоятельная работа

36

Вид итогового контроля:

Зачет (1 семестр)





2.2. Содержание учебной дисциплины
Составлено на основании примерной программы дисциплины «Концепции современного естествознания», утвержденных Министерством образования и науки РФ. (Авторы: Буданов В.Г., Мелехова О.П., Степин В.С; Москва, 2001), а также Тезауруса 2009 г. по дисциплине «Концепции современного естествознания» для специальностей с числом часов по ГОС меньше 130 (уровень 1) // www.fepo.ru.

Раздел 1. Естествознание и окружающий мир

Тема 1.1. Содержание естествознания как науки. Научные методы познания. История естествознания.

ДЕ 1: Эволюция научного метода и естественнонаучной картины мира

Научный метод. Естествознание и его роль в культуре. Этика научных исследований. Псевдонаука. Формирование научных программ (математическая, атомистическая, континуальная). Естественнонаучные картины мира.

Тема 1.2. Структурные уровни организации материи: микро-, макро- и мегамиры.

ДЕ 3. Структурные уровни и системная организация материи

Критерии деления на микро-, макро-, мегамиры. Системность, целостность, иерархичность природы; аддитивные и интегративные свойства (интегративность), витализм, редукционизм, взаимосвязь уровней организации материи.

Раздел 2. Фундаментальные принципы и законы физики

Тема 2.1. Механистическая и электромагнитная картины мира. Фундаментальные взаимодействия в природе.

ДЕ 1: Эволюция научного метода и естественнонаучной картины мира

Развитие представлений о материи, движении и взаимодействиях. Механистический детерминизм. Законы Ньютона. Концепции дальнодействия и близкодействия; принцип суперпозиции. Фундаментальные взаимодействия в природе.

Тема 2.2. Концепции пространства-времени.

ДЕ 2. Пространство, время, симметрия

Эволюция представлений о пространстве и времени. Специальная теория относительности. Общая теория относительности. Эмпирические доказательства ОТО.

Принципы симметрии, законы сохранения. Теорема Нетер.

Тема 2.3. Концепция необратимости и термодинамика. Концепция синергетики.

ДЕ 4. Порядок и беспорядок в природе

Динамические и статистические теории. Законы сохранения энергии в макроскопических процессах. Принцип возрастания энтропии. Закономерности самоорганизации (понятия синергетики). Порядок и беспорядок в природе; хаос. Самоорганизация в живой и неживой природе. Связь между динамическими и статистическими теориями; роль категорий случайности, неопределенности. Эквивалентность различных формулировок 2-го закона термодинамики; статистический характер понятия энтропии; энтропийный баланс живых систем. Универсальность законов самоорганизации для всех уровней  материального мира.

Тема 2.4. Квантово-полевая научная картина мира. Концепция атомизма и элементарных частиц.

ДЕ 3. Структурные уровни и системная организация материи. ДЕ 4. Порядок и беспорядок в природе

Организация материи на физическом уровне. Корпускулярная и континуальная концепции описания природы. Модели строения атома. Классификация элементарных частиц и кварков. Принципы неопределенности и дополнительности. Корпускулярно-волновой дуализм. Вакуум и виртуальные частицы. Фундаментальность ограничений, накладываемых соотношениями  неопределенности. Невозможность невозмущающих измерений; необходимость широкого, стереоскопического взгляда на любой предмет  или явление

Раздел 3. Естественно-научные знания о веществе

Тема 3.1. Развитие химических знаний. Основные понятия и законы химии. Реакционная способность веществ.

ДЕ 3. Структурные уровни и системная организация материи

Организация материи на химическом уровне. Процессы на химическом уровне организации материи. Связь реакционной способности вещества со строением и структурой вещества, кинетическими и термодинамическими закономерностями, уровнем организации реакционной системы.

Раздел 4. Концепции развития и эволюции Вселенной

Тема 4.1. Мегамир. Строение и происхождение Солнечной системы, звезд, галактик.

ДЕ 3. Структурные уровни и системная организация материи. ДЕ 5. Панорама современного естествознания

Единицы измерений пространства и времени; основные структурные единицы мегамира: метагалактика, скопления галактик, галактики; наша Галактика - Млечный Путь;  типы звезд и основа классификации; состав Солнечной системы. Расширение Вселенной, реликтовое излучение, крупномасштабная структура Вселенной, распространенность легких элементов, анизотропия реликтового излучения. Модель стационарной Вселенной Эйнштейна; модель нестационарной Вселенной Фридмана – Эйнштейна; теория Большого Взрыва. Различные эпохи Вселенной. Происхождение химических элементов; оценка возраста Вселенной; основные нерешенные проблемы; устойчивость Вселенной и антропный принцип.

Тема 4.2. Концепции геологии. Атмосфера, гидросфера, внутреннее строение Земли. История геологического развития.

ДЕ 5. Панорама современного естествознания

Геосферы Земли. Внутреннее строение; современные концепции развития геосферных оболочек; литосфера как абиотическая основа жизни, ее функции. Методы оценки возраста Земли. Структуры атмосферы Земли

Раздел 5. Концепции биологических систем

Тема 5.1. Особенности биологического уровня организации материи. Многообразие живых организмов.

ДЕ 3. Структурные уровни и системная организация материи

Особенности биологического уровня организации материи. Многообразие живых организмов - основа организации и устойчивости биосферы. Свойства живого. Химический состав живого. Молекулярные основы жизни. Особенности атома углерода, биополимеров, воды; хиральность молекул живого; целостность живых систем. Уникальные свойства воды и ее роль в живых системах

Тема 5.2. Принципы воспроизводства и развития живых систем. Основные понятия генетики.

ДЕ 3. Структурные уровни и системная организация материи. ДЕ 5. Панорама современного естествознания

Принцип комплементарности, комплементарные пары азотистых оснований; процессы редупликации, транскрипции, трансляции; Генетический код, его свойства. Самовоспроизведение. Наследственность и изменчивость. Генетический материал. Мутагенные факторы. Популяционная генетика.

Тема 5.3. Концепции возникновения жизни. Теория эволюции.

ДЕ 5. Панорама современного естествознания

Исторические концепции происхождения жизни (креационизм, постоянное самозарождение, стационарное состояние, гипотеза панспермии, однократный абиогенез); предпосылки и этапы возникновения жизни (химическая эволюция, начальные этапы биологического обмена – коацерватная гипотеза, биологическая эволюция); методологические подходы в вопросе происхождения жизни (голобиоз, генобиоз). Теория эволюции Дарвина; формирование синтетической теории эволюции, ее основные положения; микро-, макроэволюции; элементарные явления и факторы эволюции; формы отбора. Понятия о геологических эрах и периодах. Важнейшие ароморфозы в истории жизни. Основные таксономические группы растений и животных. Методы исследования эволюции (палеонтологические, биогеографические, морфологические, эмбриологические, генетические, экологические, методы молекулярной биологии и биохимии).

Тема 5.4. Человек: происхождение, сущность сознания, биоэтика и поведение, здоровье, творчество, работоспособность.

ДЕ 6. Биосфера и человек

Антропогенез; место человека в животном мире; методы изучения эволюции человека; предков человека; основные этапы развития человека разумного; отличия человека от животных; предпосылки возникновения социального человека; внутривидовая дифференциация человечества, расы и расогенез; возможные пути эволюции человека; роль социальных и биологических эволюционных факторов; неолитическая эволюция, коэволюция человека и биосферы.

Тема 5.5. Концепции экологии. Организм, популяция, биоценоз, экосистема. Биосфера и ноосфера. Глобализация биосферных процессов.

ДЕ 6. Биосфера и человек

Понятие и признаки экосистемы, структуру экосистемы, виды природных экосистем, принципы функционирования, понятия пищевых цепей, пирамид, направления энергетических потоков в экосистемах. Биотические, абиотические и антропогенные факторы. Виды загрязнения окружающей среды (ингредиентное, физическое, деструктивное), их возможные последствия. Биосфера как экосистему высшего ранга; состав и границы биосферы; живое вещество и его геохимические функции; геохимическую энергию живого; биогенную миграцию химических элементов в биосфере; влияние космических факторов на биосферу; понятие о гелиобиологии. Понятия экологического кризиса, глобального экологического кризиса, его признаки и следствия, основные направления преодоления; понятие ноосферы, устойчивого развития.
2.3. Тематический план учебной дисциплины


п/п раздела


Наименование

разделов и тем

Семестр

Количество часов по

учебному плану

Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации


Всего


Виды учебной работы

Аудиторная работа

Индивидуальная

работа

Самостоятельная работа

Лекции

Практические (семинарские) занятия

Лабораторные занятия

1. Естествознание и окружающий мир

1.

Содержание естествознания как науки. Научные методы познания. Структурные уровни организации материи: микро-, макро- и мегамиры.

2

4

2










2

Собеседование, тест, реферат

2.

История естествознания.




3




2







1

2. Фундаментальные принципы и законы физики

3.

Механистическая и электромагнитная картины мира.




10

3

2







5

Тест, реферат

4.

Квантово-полевая и современная научные картины мира.




9

3

2







4

5.

Концепции пространства-времени.




7

2

2







3

3. Естественнонаучные знания о веществе

6.

Развитие химических знаний. Основные понятия и законы химии. Реакционная способность веществ.




4

2










2

Тест, реферат

4. Концепции развития и эволюции Вселенной

7.

Мегамир. Строение и происхождение Солнечной системы, звезд, галактик.




6




4







2

Собеседование, тест, реферат

8.

Концепции геологии. Атмосфера, гидросфера, внутреннее строение Земли. История геологического развития.




6




2







4

5. Концепции биологических систем

9.

Особенности биологического уровня организации материи.




4

2










2

Собеседование, тест, реферат

10.

Принципы воспроизводства и развития живых систем. Основные понятия генетики.




4




2







2

11.

Концепции возникновения жизни. Теория эволюции.




4

1










3

12.

Человек: происхождение, сущность сознания, биоэтика и поведение, здоровье, творчество, работоспособность.




3

1










2

13.

Концепции экологии. Организм, популяция, биоценоз, экосистема. Биосфера и ноосфера. Глобализация биосферных процессов.




4




2







2

6. Порядок и беспорядок в природе

14.

Динамические и статистические закономерности в природе. Концепция синергетики




4

2










2

Собеседование, реферат




Итого

2

72

18

18







36




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа Учебная дисциплина б 2 Концепции современного естествознания iconАннотация к рабочей программе учебной дисциплины «Концепции современного естествознания»
Дисциплина «Концепции современного естествознания» входит в цикл Математических и естественнонаучных дисциплин (Б. 2)
Рабочая программа Учебная дисциплина б 2 Концепции современного естествознания iconМетодическая разработка по дисциплине «Концепции современного естествознания»
Дисциплина «Концепции современного естествознания», согласно государственному образовательному стандарту, является обязательной для...
Рабочая программа Учебная дисциплина б 2 Концепции современного естествознания iconРабочая программа дисциплины концепции современного естествознания...
Рабочая программа учебной дисциплины «Концепции современного естествознания» подготовлена Голигузовым Д. В., к ф н., доцентом кафедры...
Рабочая программа Учебная дисциплина б 2 Концепции современного естествознания iconРабочая программа Учебная дисциплина б 6 Концепции современного естествознания
Рекомендована к утверждению решением учебно-методической комиссии/ учебно-методического совета
Рабочая программа Учебная дисциплина б 2 Концепции современного естествознания iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями гос впо...
Дубов В. П. Концепции современного естествознания. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 032001....
Рабочая программа Учебная дисциплина б 2 Концепции современного естествознания iconРабочая программа Дисциплина ен. Ф. 2 Концепции современного естествознания
Высшего профессионального образования «российский государственный университет туризма и сервиса»
Рабочая программа Учебная дисциплина б 2 Концепции современного естествознания iconРабочая учебная программа по Современным концепциям естествознания
Охватывает широкий круг вопросов и является фундаментальным для всего современного образования. Особенностью учебного курса «Концепции...
Рабочая программа Учебная дисциплина б 2 Концепции современного естествознания iconКонцепции Современного Естествознания Преподаватель Рыжиков В. Н....
Учебник: Биболетова М. З., Бабушис Е. Е., Снежко Н. Д. EnjoyEnglish» Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений, Обнинск:...
Рабочая программа Учебная дисциплина б 2 Концепции современного естествознания iconПояснительная записка требования гос к уровню знаний, умений и навыков,...
Т. В. Сазанова. Концепции современного естествознания: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов озо специальности...
Рабочая программа Учебная дисциплина б 2 Концепции современного естествознания iconПрограмма дисциплины «Концепции современного естествознания»
Программа дисциплины «Концепции современного естествознания» разработана доцентом кафедры прикладной и медицинской физики, к ф м...
Рабочая программа Учебная дисциплина б 2 Концепции современного естествознания iconС. П. Филин Концепции современного естествознания: конспект лекций
Конспект лекций соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования РФ и...
Рабочая программа Учебная дисциплина б 2 Концепции современного естествознания iconУчебно-методический комплекс на модульной основе дисциплины «концепции...
Целью курса «Концепции современного естествознания» является обеспечение фундаментальности и целостности высшего образования, что,...
Рабочая программа Учебная дисциплина б 2 Концепции современного естествознания iconМетодические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине...
Содержание внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «концепции современного естествознания» включает в себя различные...
Рабочая программа Учебная дисциплина б 2 Концепции современного естествознания iconМетодические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине...
Содержание внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «концепции современного естествознания» включает в себя различные...
Рабочая программа Учебная дисциплина б 2 Концепции современного естествознания iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Концепции современного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Концепции современного естествознания» составлен в соответствии с требованиями Государственного...
Рабочая программа Учебная дисциплина б 2 Концепции современного естествознания iconКонцепции Современного Естествознания методические рекомендации
Главное в такой работе – показать владение концептуальным аппаратом современного естествознания, умение видеть широкие взаимосвязи...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск