Скачать 155.52 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФМОСКОВСКИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ(ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ) Институт радиотехники и электроники (ИРЭ) ___________________________________________________________________________________________________________ Направление специалитета: 210601 Радиоэлектронные системы и комплексы Специализации подготовки: 1. Радиолокационные системы и комплексы 2. Радиоэлектронные системы передачи информации 3. Радионавигационные системы и комплексы 4. Антенные системы и устройства Квалификация (степень) выпускника: специалист Форма обучения: очная РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ТЕЛЕВИДЕНИЯ»
Москва - 2011
Целью дисциплины является обеспечение базовой подготовки студентов в области теории телевидения, телевизионных систем и телевизионной техники. По завершению освоения данной дисциплины студент способен и готов: * использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-1), (ОК-6), (ОК-10); * выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессио- нальной деятельности, привлекать для их решения соответствующий физико- математический аппарат (ПК-2); * оценивать основные характеристики телевизионных систем (ПСК-2.2);
Задачами дисциплины являются * получение основных теоретических знаний по теории телевизионной передачи; * изучение вопросов формирования, преобразования и передачи по каналам связи сигналов изображения; * обучить методике анализа и синтеза аналоговых и цифровых телевизионных систем; * ознакомить с методами воспроизведения цветных изображений, критериями оценки их качества; * познакомить с принципами построения современных аналоговых и цифровых систем вещательного и прикладного телевидения.
Дисциплина относится к вариативной части профессионального цикла С.3 основной образовательной программы подготовки специалистов по специализации подготовки «Радиоэлектронные системы передачи информации» направления 210601 Радиоэлектронные системы и комплексы. Дисциплина базируется на следующих дисциплинах: «Основы телевидения и видеотехники», «Зрительно-слуховое восприятие аудиовизуальных программ», «Телевизионное вещание», «Запись аудио- и видеосигналов», «Телевизионные измерения», «Системы отображения информации», «Принципы фильтрации при цифровой обработке изображений», «Методы уплотнения и сжатия цифровых телевизионных изображений». Знания, полученные по освоению дисциплины, необходимы при выполнении выпускной квалификационной работы, а также для овладения студентом вышеуказанными общекультурными и общепрофессиональными компетенциями. 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ В результате освоения учебной дисциплины обучающиеся должны демонстрировать следующие результаты образования: Знать: * основные источники научно-технической информации по телевизионным системам и принципам их построения (ОК-10), (ОК-11); * основы теории преобразования изображений (ПК-4), (ПК-9); * принципы организации телевизионной передачи (ПК-9), (ПК-10); * методы воспроизведения изображений (ПК-9), (ПК-18); * тенденции развития телевизионных систем (ПК-6), (ПК-18), (ПК-21). Уметь: * анализировать и систематизировать научно-техническую информацию по тематике, использовать достижения отечественной и зарубежной науки, техники и технологии (ПК-2), (ПК-6); * производить определение параметров телевизионных устройств и систем (ПК-4), (ПК-5); * оценивать качество телевизионных изображений (ПК-20), (ПК-28). Владеть: * навыками анализа параметров существующих и разработки перспективных телевизионных и видеосистем, включая цифровые (ПК-6); * терминологией в области аналоговой и цифровой телевизионной техники (ПК-6); * методами синтеза и анализа узлов и устройств телевизионных систем (ПК-9, ПК-10). 4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 4.1 Структура дисциплины Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часа.
4.2 Содержание лекционно-практических форм обучения 4.2.1. Лекции 1 Введение.Основные характеристики оптического и ТВ изображений Приводятся краткие сведения из истории телевидения (ТВ), рассмотрена структура рабочей программы дисциплины. Функциональная схема ТВ системы. Обзор современного состояния ТВ и основные тенденции их развития. Формирование оптического изображения. Светоделение. Классификация и характеристики оптических и ТВ изображений. 2. Зрительное восприятие, основы колориметрии Зрительная система человека. Основные характеристики зрения (чувствительность, восприятие яркости, различимость градаций, разрешающая способность, восприятие пространства и др.). Цветовое зрение. Механизмы и характеристики цветовосприятия. Основы колориметрии, цветовые измерения и расчеты. Связь между спектральными характеристиками и цветом. 3. Выбор параметров ТВ систем Параметры ТВ систем, определяющие качество ТВ изображений. Согласование параметров ТВ систем с характеристиками зрения. Критерии оценки качества ТВ изображений. 4. Формирование сигналов изображения Анализ и синтез изображений. Частотный спектр сигналов изображения. Построение ТВ растра. Выбор параметров ТВ растра. Переходные процессы в цифровых преобразователях изображения. Синхронизация процессов анализа и синтеза изображений. Преобразователи изображений. Твердотельные преобразователи изображений. Принципы построения и характеристики линейных и матричных ПЗС- и КМОП-преобразователей. Управление характеристиками твердотельных преобразователей. Принципы формирования сигналов цветного ТВ. Многосигнальные преобразователи изображений. Структурная схема видеокамеры. Краткие технические характеристики основных узлов. 5. Обработка и кодирование сигналов изображения Обработка сигналов и качество ТВ изображения. Цифровое представление сигналов изображения. Дискретизация и квантование сигналов. Цифровое кодирование и обработка видеосигналов. Коррекция полутоновых, апертурных и цветовых искажений. Противошумовая коррекция. Компрессия видеоинформации. Дискретное косинусное преобразование. Виды алгоритмов сжатия сигналов изображений. 6. Передача сигналов изображения по каналам связи Согласование параметров сигналов и характеристик каналов связи. Яркостный и цветоразностные сигналы. Системы цветного ТВ с частотным уплотнением спектра. Системы цветного ТВ NTSC, SECAM, PAL. Временное уплотнение сигналов в системах цветного ТВ. Алгоритмы эффективного статистического кодирования. Сжатие с потерями (по формату JPEG). Компрессия динамических изображений в форматах MPEG. Квантование и управление потоком данных. Формат MPEG-2 в цифровых ТВ системах. Системы ЦТВ. 7. Воспроизведение ТВ изображений. Заключение Принципы формирования цветного изображения: Дискретные устройства с плоским экраном. Качество цветного изображения. ТВ приемники. Особенности структурных схем ТВ приемников. Приемники цифровых ТВ сигналов. Перспективы развития телевидения от ТВ стандартной четкости к ТВЧ и ТСВЧ. 4.2.2. Практические занятия - Формирование оптического изображения. Критерии оценки качества ТВ изображения. - Зрительная система человека. Цветовое зрение. Основы колориметрии. - Яркостный и цветоразностные сигналы. Системы цветного ТВ NTSC, SECAM, PAL. - Временное уплотнение сигналов, алгоритмы кодирования. Компрессия в форматах JPEG, MPEG-2,4. 4.3. Лабораторные работы №1. Принципы формирования сигналов цветного ТВ. №2. Исследование линейного и матричного преобразователей изображения. №3. Цифровая обработка сигналов изображения. №4. Исследование ТВ приемника. 4.4. Расчетные задания - Расчет полосы пропускания канала связи для ТВ-сигналов стандартов - NTSC, - PAL, - SECAM. 4.5. Курсовые проекты и курсовые работы Курсовой проект (курсовая работа) учебным планом не предусмотрен. 5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Лекционные занятия проводятся в форме проблемных лекций, лекций с использованием презентаций, видео роликов и демонстраций через видеопроекционную систему для представления иллюстративного материала с целью активизации процесса обучения: Иллюстративный материал в адаптированном виде выдается обучающимся в электронном виде. Студенты имеют право распечатки этого материла с целью дополнения его во время занятий отсутствующими данными. Настоящим приемом достигается интенсификация учебного процесса за счет экономии времени на перерисовывание обучающимися представляемого иллюстративного материала. Необходимость его дополнения в процессе лекции поддерживает внимание обучающихся. Практические занятия включают занятия на УТЦ МЭИ; видеосъемка и нелинейный монтаж с последующим обсуждением. Самостоятельная работа включает подготовку к лекционным занятиям, лабораторным и контрольным работам, расчетным заданиям, выполнение домашних заданий, подготовку к зачету и экзамену. 6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Для текущего контроля успеваемости используются различные виды тестов, контрольные вопросы, защиты лабораторных работ. Аттестация по дисциплине – экзамен. Оценка за освоение дисциплины, определяется как оценка на экзамене. В Приложение к диплому вносится оценка за 8 семестр. 7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 7.1. Литература: а) основная литература: 1. Телевидение: Учебник для вузов / В. Е. Джакония, А. А. Гоголь, Я. В. Друзин и др.; Под ред. В. Е. Джаконии. 4-е изд.стереотип. - М.: Горячая линия – Телеком. 2007. - 616 с. ил. 2. Быков Р. Е. Основы телевидения и видеотехники. Учебник для вузов. М: Горячая линия–Телеком, 2006. 399 с.
5. Лысенко Н. В. Анализ и синтез видеоинформационных систем. Учеб. пособие. СПб.: СПб ГЭТУ, 2002. 94 с. 6. Мончак А. М. Телевизионный приемник совместимой телевизионной системы: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2001. 88 с. 7. Н.А.Кузина, В.Л.Сечкин. ОСНОВЫ ТЕЛЕВИДЕНИЯ. Учебно-методический комплекс для дистанционного обучения, 2006г. 8. Телевидение и обработка изображений. Методические указания к лабораторным работам. Под ред. Р.Е. Быкова, СПбГТУ «ЛЭТИ», 1998, 48 с. б) дополнительная литература: 1. Смирнов А.В. Основы цифрового телевидения. М.: Горячая линия–Телеком, 2001. – 224 с. 2. Сэломон Д. Сжатие данных, изображений и звука. М.: Техносфера, 2004. 368с.
2009, 189 с.
5. Цифровое преобразование изображений: Учеб. пособие для вузов / Р. Е. Быков, Р. Фрайер, К. В. Иванов, А. А.Манцветов; Под ред. Р. Е. Быкова. М.: Горячая линия – Телеком, 2003. 228 с. 6. Гонсалес Р., Вудс Р. Цифровая обработка изображений М.: Техносфера, 2005. 1072 с. 7. Зубарев Ю. Б., Кривошеев М. И., Красносельский И. Н. Цифровое телевизионное вещание. Основы, методы, системы. М.: Научно-исследовательский институт радио (НИИР), 2001. 568 с. 8. Кремень В. Введение в эпоху телевидения. Информационно-техни-ческий журнал «625», №№ 1, 2, 3. – М.: 2005. 9. Теоретические основы электрической передачи изображений. Телевидение и фототелеграфия. Е.Л. Орловский, А.М. Халфин, Л.Д. Хазов и др., т.2. – М.: Сов.радио, 1962. С. 281 – 294. 10. Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека. – М.: Мир, 1974. – 550 с. 11. Лебедев Д.С., Цуккерман И.И. Телевидение и теория информации. М.- Л.: Энергия, 1965. – 219 с. 12. Кириллов В.И., Ткаченко А.П. Телевидение и передача изображений. –Мн.: Вышейшая школа, 1988. – 319 с. 13. Красильников Н.Н. Теория передачи и восприятия изображений. - М.: Радио и связь, 1986. - 248 с.
15. Брауде Г.В. Коррекция телевизионных и импульсных сигналов. – М.: Связь, 1988. – 246 с. 16. Новаковский С.В. Стандартные системы цветного телевидения. – М.: Связь, 1976. – 367 с. 17. Певзнер Б.М. Системы цветного телевидения. – М.- Л.: Энергия, 1967. – 231 с. 18. Ткаченко А.П. Цветное телевидение. - Мн.: Беларусь, 1981. – 255 с. 19. Пэдхем Ч., Сондерс Дж. Восприятие света и цвета. – М.: Мир, 1978. – 256с. 20. Смирнов А.В. Основы цифрового телевидения. – М.: МИРЭА, 1999. 7.2. Электронные образовательные ресурсы: а) лицензионное программное обеспечение и Интернет-ресурсы: – пакеты программ для расчетов устройств и моделирования процессов Mathcad 7.0, Adobe Photoshop CS4, пакет графического программирования LabVIEW. – библиотека стандартов, справочников и нормативно-технической документации по вопросам проектирования РЭС. - http://www.mpei.ru ; http://www.eltech.ru ; http://www.broadcasting.ru/main.php ; http://www.625-net.ru ; http://digital.ni.com/worldwide/russia.nsf/main?readform ; http://www.telesputnik.ru ; http://www.tele-satellite.com/rus ; http://www.cableman.ru ; http://www.dvbmagazine.ru/blog . б) другие: - иллюстрационный материал по дисциплине, электронная версия учебных пособий и описаний лабораторных работ. 8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Для обеспечения освоения дисциплины необходимо наличие учебной аудитории, снабженной мультимедийными средствами для представления презентаций лекций и показа учебных фильмов, лаборатории, оснащенные специализированными телевизионными установками, макетами и электро- и радиоизмерительными приборами, необходимыми для проведения лабораторных занятий, и учебный компьютерный класс Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО и с учетом рекомендаций ПрООП ВПО по направлению специалитета 210601 «Радиоэлектронные системы и комплек-сы» и специализации подготовки Радиолокационные системы и комплексы, Радиоэлектронные системы передачи информации, Радионавигационные системы и комплексы, Антенные системы и устройства ПРОГРАММУ СОСТАВИЛИ: к.т.н., доцент Третьяков В.Н. ст. преподаватель Сечкин В.Л. д.т.н., профессор Дворкович А.В. «СОГЛАСОВАНО»: Директор ИРЭ к.т.н., профессор Замолодчиков В.Н. «УТВЕРЖДАЮ»: Зав. кафедрой д.т.н., профессор Баскаков А.И. |
Программа по дисциплине «Основы телевидения» Учебная программа по дисциплине «Основы телевидения» составлена в соответствии с требованиями гос впо. Предназначена для студентов... | Рабочая программа учебной дисциплины основы безопасности жизнедеятельности... Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ярославской области | ||
Рабочая программа дисциплины правовые основы безопасности информации... Рабочая программа учебной дисциплины «Правовые основы безопасности информации» подготовлена Темниковой И. С., старшим преподавателем... | Рабочая программа учебной дисциплины оп. 3 Основы материаловедения... Рабочая программа учебной дисциплины «Основы электроматериаловедения» разработана на основе Федерального государственного образовательного... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины Основная образовательная программа... Рабочая программа учебной дисциплины «Основы безопасности труда» составлена в соответствии с требованиями ооп: 080400. 62 Управление... | Рабочая программа учебной дисциплины «Основы философии» Рабочая программа учебной дисциплины «Основы философии» составлена в соответствии с действующими Государственными требованиями к... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины оп. 4 Основы материаловедения... Рабочая программа учебной дисциплины «Основы материаловедения» разработана на основе Федерального государственного образовательного... | Рабочая программа учебной дисциплины основы философии Саратов 2011 «Технология продукции общественного питания» (углубленная подготовка) и примерной программой учебной дисциплины «Основы философии»... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы патологии» Рабочая программа учебной дисциплины основы патологии разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта... | Рабочая программа учебной дисциплины Основная образовательная программа... Рабочая программа учебной дисциплины «Основы кадровой политики и кадрового планирования» составлена в соответствии с требованиями... | ||
Программы учебной дисциплины 4 структура и содержание учебной дисциплины Рабочая программа учебной дисциплины Основы микробиологии и иммунологии является частью основной профессиональной образовательной... | Учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)... Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины / ожидаемые результаты образования и компетенции студента... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины основы безопасностИ жизнедеятельности Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе примерной программы по специальностям среднего профессионального образования... | Рабочая программа учебной дисциплины основы безопасности жизнедеятельности... Паспорт основной профессиональной общеобразовательной программы учебной дисциплины стр | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы латинского языка с медицинской терминологией» Рабочая программа учебной дисциплины основы латинского языка с медицинской терминологией разработана на основе государственного образовательного... | Рабочая программа учебной дисциплины основы микробиологии Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)... |