Рабочая программа учебной дисциплины «основы телевидения»





Скачать 155.52 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины «основы телевидения»
Дата публикации04.04.2015
Размер155.52 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Журналистика > Рабочая программа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

МОСКОВСКИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ


(ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)
Институт радиотехники и электроники (ИРЭ)
___________________________________________________________________________________________________________



Направление специалитета: 210601 Радиоэлектронные системы и комплексы

Специализации подготовки: 1. Радиолокационные системы и комплексы

2. Радиоэлектронные системы передачи информации

3. Радионавигационные системы и комплексы

4. Антенные системы и устройства

Квалификация (степень) выпускника: специалист

Форма обучения: очная


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ОСНОВЫ ТЕЛЕВИДЕНИЯ»



Цикл:

профессиональный




Часть цикла:

Вариативная, в т.ч. по выбору




дисциплины по учебному плану:

ИРЭ; С.3.2.05




Часов (всего) по учебному плану:

72




Трудоемкость в зачетных единицах:

2

8 семестр – 2

Лекции

15 час

8 семестр

Практические занятия

15 час

8 семестр

Лабораторные работы

15 час

8 семестр

Расчетные задания, рефераты

6 час

8 семестр

Объем самостоятельной работы по учебному плану (всего)

27 час

8 семестр

Экзамены

6 час

8 семестр

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрены




Москва - 2011

  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Целью дисциплины является обеспечение базовой подготовки студентов в области теории телевидения, телевизионных систем и телевизионной техники.

По завершению освоения данной дисциплины студент способен и готов:

* использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной

деятельности, применять методы математического анализа и моделирования,

теоретического и экспериментального исследования (ОК-1), (ОК-6), (ОК-10);

* выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессио-

нальной деятельности, привлекать для их решения соответствующий физико-

математический аппарат (ПК-2);

* оценивать основные характеристики телевизионных систем (ПСК-2.2);

  • владеть основными приемами обработки и представления экспериментальных данных (ПК-5), (ПКС-2.1, ПКС-2.4);

  • собирать, обрабатывать, анализировать и систематизировать научно-техническую информацию по тематике исследования, использовать достижения отечественной и зарубежной науки, техники и технологии (ПК-6).

Задачами дисциплины являются

* получение основных теоретических знаний по теории телевизионной передачи;

* изучение вопросов формирования, преобразования и передачи по каналам связи

сигналов изображения;

* обучить методике анализа и синтеза аналоговых и цифровых телевизионных систем;

* ознакомить с методами воспроизведения цветных изображений, критериями оценки их

качества;

* познакомить с принципами построения современных аналоговых и цифровых систем

вещательного и прикладного телевидения.

  1. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Дисциплина относится к вариативной части профессионального цикла С.3 основной образовательной программы подготовки специалистов по специализации подготовки «Радиоэлектронные системы передачи информации» направления 210601 Радиоэлектронные системы и комплексы.

Дисциплина базируется на следующих дисциплинах: «Основы телевидения и видеотехники», «Зрительно-слуховое восприятие аудиовизуальных программ», «Телевизионное вещание»,

«Запись аудио- и видеосигналов», «Телевизионные измерения», «Системы отображения информации», «Принципы фильтрации при цифровой обработке изображений», «Методы уплотнения и сжатия цифровых телевизионных изображений».

Знания, полученные по освоению дисциплины, необходимы при выполнении выпускной квалификационной работы, а также для овладения студентом вышеуказанными общекультурными и общепрофессиональными компетенциями.

3. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате освоения учебной дисциплины обучающиеся должны демонстрировать следующие результаты образования:
Знать:

* основные источники научно-технической информации по телевизионным системам и

принципам их построения (ОК-10), (ОК-11);

* основы теории преобразования изображений (ПК-4), (ПК-9);

* принципы организации телевизионной передачи (ПК-9), (ПК-10);

* методы воспроизведения изображений (ПК-9), (ПК-18);

* тенденции развития телевизионных систем (ПК-6), (ПК-18), (ПК-21).
Уметь:
* анализировать и систематизировать научно-техническую информацию по тематике,

использовать достижения отечественной и зарубежной науки, техники и технологии

(ПК-2), (ПК-6);

* производить определение параметров телевизионных устройств и систем (ПК-4), (ПК-5);

* оценивать качество телевизионных изображений (ПК-20), (ПК-28).
Владеть:
* навыками анализа параметров существующих и разработки перспективных

телевизионных и видеосистем, включая цифровые (ПК-6);

* терминологией в области аналоговой и цифровой телевизионной техники (ПК-6);

* методами синтеза и анализа узлов и устройств телевизионных систем (ПК-9, ПК-10).

4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1 Структура дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часа.




п/п

Раздел дисциплины.

Форма промежуточной аттестации
(по семестрам)

Всего часов на раздел

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и
трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

(по разделам)


лк

пр

лаб

сам.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Введение.

Основные характерис-тики оптического и ТВ изображений

7

8

2

3

-

2

-

2

Зрительное восприятие, основы колориметрии

10

8

2

6

4

2

Контрольная работа

3

Выбор параметров ТВ систем

6

8

2

2

-

2

Контрольная работа

4

Формирование сигналов изображения

11

8

3

-

4

4

Защита лабораторной

работы

5

Обработка и кодирова-ние сигналов изобра-жения

15

8

4

-

4

5

Защита лабораторной

работы

6

Передача сигналов изображения по кана-лам связи

8

8

2

4

-

2

Защита расчетного задания

7

Воспроизведение ТВ изображений. Заключение

7

8

2

-

3

2

Защита лабораторной

работы




Зачет

2

8

--

--

--

2

По результатам лабораторных работ




Экзамен

6

8

--

--

--

6

устный




Итого:

72




15

15

15

27





4.2 Содержание лекционно-практических форм обучения

4.2.1. Лекции
1 Введение.Основные характеристики оптического и ТВ изображений
Приводятся краткие сведения из истории телевидения (ТВ), рассмотрена структура рабочей программы дисциплины. Функциональная схема ТВ системы. Обзор современного состояния ТВ и основные тенденции их развития.

Формирование оптического изображения. Светоделение. Классификация и характеристики оптических и ТВ изображений.
2. Зрительное восприятие, основы колориметрии
Зрительная система человека. Основные характеристики зрения (чувствительность, восприятие яркости, различимость градаций, разрешающая способность, восприятие пространства и др.). Цветовое зрение. Механизмы и характеристики цветовосприятия. Основы колориметрии, цветовые измерения и расчеты. Связь между спектральными характеристиками и цветом.
3. Выбор параметров ТВ систем
Параметры ТВ систем, определяющие качество ТВ изображений. Согласование параметров ТВ систем с характеристиками зрения. Критерии оценки качества ТВ изображений.
4. Формирование сигналов изображения
Анализ и синтез изображений. Частотный спектр сигналов изображения. Построение ТВ растра. Выбор параметров ТВ растра. Переходные процессы в цифровых преобразователях изображения. Синхронизация процессов анализа и синтеза изображений. Преобразователи изображений. Твердотельные преобразователи изображений. Принципы построения и характеристики линейных и матричных ПЗС- и КМОП-преобразователей. Управление характеристиками твердотельных преобразователей. Принципы формирования сигналов цветного ТВ. Многосигнальные преобразователи изображений. Структурная схема видеокамеры. Краткие технические характеристики основных узлов.
5. Обработка и кодирование сигналов изображения
Обработка сигналов и качество ТВ изображения. Цифровое представление сигналов изображения. Дискретизация и квантование сигналов. Цифровое кодирование и обработка видеосигналов. Коррекция полутоновых, апертурных и цветовых искажений. Противошумовая коррекция. Компрессия видеоинформации. Дискретное косинусное преобразование. Виды алгоритмов сжатия сигналов изображений.
6. Передача сигналов изображения по каналам связи
Согласование параметров сигналов и характеристик каналов связи. Яркостный и цветоразностные сигналы. Системы цветного ТВ с частотным уплотнением спектра. Системы цветного ТВ NTSC, SECAM, PAL. Временное уплотнение сигналов в системах цветного ТВ. Алгоритмы эффективного статистического кодирования. Сжатие с потерями (по формату JPEG). Компрессия динамических изображений в форматах MPEG. Квантование и управление потоком данных. Формат MPEG-2 в цифровых ТВ системах. Системы ЦТВ.

7. Воспроизведение ТВ изображений. Заключение
Принципы формирования цветного изображения: Дискретные устройства с плоским экраном. Качество цветного изображения. ТВ приемники. Особенности структурных схем ТВ приемников. Приемники цифровых ТВ сигналов.

Перспективы развития телевидения от ТВ стандартной четкости к ТВЧ и ТСВЧ.
4.2.2. Практические занятия
- Формирование оптического изображения. Критерии оценки качества ТВ изображения.

- Зрительная система человека. Цветовое зрение. Основы колориметрии.

- Яркостный и цветоразностные сигналы. Системы цветного ТВ NTSC, SECAM, PAL.

- Временное уплотнение сигналов, алгоритмы кодирования. Компрессия в форматах JPEG,

MPEG-2,4.

4.3. Лабораторные работы

№1. Принципы формирования сигналов цветного ТВ.

№2. Исследование линейного и матричного преобразователей изображения.

№3. Цифровая обработка сигналов изображения.

№4. Исследование ТВ приемника.

4.4. Расчетные задания

- Расчет полосы пропускания канала связи для ТВ-сигналов стандартов

- NTSC,

- PAL,

- SECAM.

4.5. Курсовые проекты и курсовые работы

Курсовой проект (курсовая работа) учебным планом не предусмотрен.
5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Лекционные занятия проводятся в форме проблемных лекций, лекций с использованием презентаций, видео роликов и демонстраций через видеопроекционную систему для представления иллюстративного материала с целью активизации процесса обучения: Иллюстративный материал в адаптированном виде выдается обучающимся в электронном виде. Студенты имеют право распечатки этого материла с целью дополнения его во время занятий отсутствующими данными. Настоящим приемом достигается интенсификация учебного процесса за счет экономии времени на перерисовывание обучающимися представляемого иллюстративного материала. Необходимость его дополнения в процессе лекции поддерживает внимание обучающихся.

Практические занятия включают занятия на УТЦ МЭИ; видеосъемка и нелинейный монтаж с последующим обсуждением.

Самостоятельная работа включает подготовку к лекционным занятиям, лабораторным и контрольным работам, расчетным заданиям, выполнение домашних заданий, подготовку к зачету и экзамену.

6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Для текущего контроля успеваемости используются различные виды тестов, контрольные вопросы, защиты лабораторных работ.

Аттестация по дисциплине – экзамен.

Оценка за освоение дисциплины, определяется как оценка на экзамене.

В Приложение к диплому вносится оценка за 8 семестр.

7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

7.1. Литература:

а) основная литература:

1. Телевидение: Учебник для вузов / В. Е. Джакония, А. А. Гоголь, Я. В. Друзин и др.; Под ред. В. Е. Джаконии. 4-е изд.стереотип. - М.: Горячая линия – Телеком. 2007. - 616 с. ил.

2. Быков Р. Е. Основы телевидения и видеотехники. Учебник для вузов. М: Горячая линия–Телеком, 2006. 399 с.

  1. Карякин В.Л. Цифровое телевидение. М.: Солон Пресс, 2008, 221 с.

  2. Мамаев Н.С., Мамаев Ю.Н., Теряев Б.Г. Системы цифрового телевидения и радиовещания. М.: Горячая линия–Телеком, 2007. – 254 с.

5. Лысенко Н. В. Анализ и синтез видеоинформационных систем. Учеб. пособие. СПб.: СПб ГЭТУ, 2002. 94 с.

6. Мончак А. М. Телевизионный приемник совместимой телевизионной системы: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2001. 88 с.

7. Н.А.Кузина, В.Л.Сечкин. ОСНОВЫ ТЕЛЕВИДЕНИЯ. Учебно-методический комплекс для дистанционного обучения, 2006г.

8. Телевидение и обработка изображений. Методические указания к лабораторным работам. Под ред. Р.Е. Быкова, СПбГТУ «ЛЭТИ», 1998, 48 с.
б) дополнительная литература:

1. Смирнов А.В. Основы цифрового телевидения. М.: Горячая линия–Телеком,

2001. – 224 с.

2. Сэломон Д. Сжатие данных, изображений и звука. М.: Техносфера, 2004. 368с.

  1. Телевидение. Под ред. Гоголя А.А. Лабораторный практикум. С.Пб.: Линк,

2009, 189 с.

  1. Урвалов В. А.  Очерки истории телевидения. М.: Наука, 1990. 216 с.

5. Цифровое преобразование изображений: Учеб. пособие для вузов / Р. Е. Быков, Р. Фрайер, К. В. Иванов, А. А.Манцветов; Под ред. Р. Е. Быкова. М.: Горячая линия – Телеком, 2003. 228 с.

6. Гонсалес Р., Вудс Р. Цифровая обработка изображений М.: Техносфера, 2005. 1072 с.

7. Зубарев Ю. Б., Кривошеев М. И., Красносельский И. Н. Цифровое телевизионное вещание. Основы, методы, системы. М.: Научно-исследовательский институт радио (НИИР), 2001. 568 с.

8. Кремень В. Введение в эпоху телевидения. Информационно-техни-ческий журнал «625», №№ 1, 2, 3. – М.: 2005.

9. Теоретические основы электрической передачи изображений. Телевидение и фототелеграфия. Е.Л. Орловский, А.М. Халфин, Л.Д. Хазов и др., т.2. – М.: Сов.радио, 1962. С. 281 – 294.

10. Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека. – М.: Мир, 1974. – 550 с.

11. Лебедев Д.С., Цуккерман И.И. Телевидение и теория информации. М.- Л.: Энергия, 1965. – 219 с.

12. Кириллов В.И., Ткаченко А.П. Телевидение и передача изображений. –Мн.: Вышейшая школа, 1988. – 319 с.

13. Красильников Н.Н. Теория передачи и восприятия изображений.

- М.: Радио и связь, 1986. - 248 с.

  1. Домбругов Р.М. Телевидение. – Киев: Вища школа, 1988. - 215 с.

15. Брауде Г.В. Коррекция телевизионных и импульсных сигналов. – М.: Связь, 1988. – 246 с.

16. Новаковский С.В. Стандартные системы цветного телевидения. – М.:

Связь, 1976. – 367 с.

17. Певзнер Б.М. Системы цветного телевидения. – М.- Л.: Энергия, 1967. – 231 с.

18. Ткаченко А.П. Цветное телевидение. - Мн.: Беларусь, 1981. – 255 с.

19. Пэдхем Ч., Сондерс Дж. Восприятие света и цвета. – М.: Мир, 1978. – 256с.

20. Смирнов А.В. Основы цифрового телевидения. – М.: МИРЭА, 1999.

7.2. Электронные образовательные ресурсы:

а) лицензионное программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

– пакеты программ для расчетов устройств и моделирования процессов Mathcad 7.0, Adobe Photoshop CS4, пакет графического программирования LabVIEW.

– библиотека стандартов, справочников и нормативно-технической документации по вопросам проектирования РЭС.

- http://www.mpei.ru ; http://www.eltech.ru ; http://www.broadcasting.ru/main.php ; http://www.625-net.ru ; http://digital.ni.com/worldwide/russia.nsf/main?readform ; http://www.telesputnik.ru ; http://www.tele-satellite.com/rus ; http://www.cableman.ru ; http://www.dvbmagazine.ru/blog .

б) другие:

- иллюстрационный материал по дисциплине, электронная версия учебных пособий и описаний лабораторных работ.
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Для обеспечения освоения дисциплины необходимо наличие учебной аудитории, снабженной мультимедийными средствами для представления презентаций лекций и показа учебных фильмов, лаборатории, оснащенные специализированными телевизионными установками, макетами и электро- и радиоизмерительными приборами, необходимыми для проведения лабораторных занятий, и учебный компьютерный класс
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО и с учетом рекомендаций ПрООП ВПО по направлению специалитета 210601 «Радиоэлектронные системы и комплек-сы» и специализации подготовки Радиолокационные системы и комплексы, Радиоэлектронные системы передачи информации, Радионавигационные системы и комплексы, Антенные системы и устройства

ПРОГРАММУ СОСТАВИЛИ:

к.т.н., доцент Третьяков В.Н.
ст. преподаватель Сечкин В.Л.
д.т.н., профессор Дворкович А.В.
«СОГЛАСОВАНО»:

Директор ИРЭ

к.т.н., профессор Замолодчиков В.Н.
«УТВЕРЖДАЮ»:

Зав. кафедрой

д.т.н., профессор Баскаков А.И.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины «основы телевидения» iconПрограмма по дисциплине «Основы телевидения»
Учебная программа по дисциплине «Основы телевидения» составлена в соответствии с требованиями гос впо. Предназначена для студентов...
Рабочая программа учебной дисциплины «основы телевидения» iconРабочая программа учебной дисциплины основы безопасности жизнедеятельности...
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ярославской области
Рабочая программа учебной дисциплины «основы телевидения» iconРабочая программа дисциплины правовые основы безопасности информации...
Рабочая программа учебной дисциплины «Правовые основы безопасности информации» подготовлена Темниковой И. С., старшим преподавателем...
Рабочая программа учебной дисциплины «основы телевидения» iconРабочая программа учебной дисциплины оп. 3 Основы материаловедения...
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы электроматериаловедения» разработана на основе Федерального государственного образовательного...
Рабочая программа учебной дисциплины «основы телевидения» iconРабочая программа учебной дисциплины Основная образовательная программа...
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы безопасности труда» составлена в соответствии с требованиями ооп: 080400. 62 Управление...
Рабочая программа учебной дисциплины «основы телевидения» iconРабочая программа учебной дисциплины «Основы философии»
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы философии» составлена в соответствии с действующими Государственными требованиями к...
Рабочая программа учебной дисциплины «основы телевидения» iconРабочая программа учебной дисциплины оп. 4 Основы материаловедения...
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы материаловедения» разработана на основе Федерального государственного образовательного...
Рабочая программа учебной дисциплины «основы телевидения» iconРабочая программа учебной дисциплины основы философии Саратов 2011
«Технология продукции общественного питания» (углубленная подготовка) и примерной программой учебной дисциплины «Основы философии»...
Рабочая программа учебной дисциплины «основы телевидения» iconРабочая программа учебной дисциплины «Основы патологии»
Рабочая программа учебной дисциплины основы патологии разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа учебной дисциплины «основы телевидения» iconРабочая программа учебной дисциплины Основная образовательная программа...
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы кадровой политики и кадрового планирования» составлена в соответствии с требованиями...
Рабочая программа учебной дисциплины «основы телевидения» iconПрограммы учебной дисциплины 4 структура и содержание учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины Основы микробиологии и иммунологии является частью основной профессиональной образовательной...
Рабочая программа учебной дисциплины «основы телевидения» iconУчебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)...
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины / ожидаемые результаты образования и компетенции студента...
Рабочая программа учебной дисциплины «основы телевидения» iconРабочая программа учебной дисциплины основы безопасностИ жизнедеятельности
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе примерной программы по специальностям среднего профессионального образования...
Рабочая программа учебной дисциплины «основы телевидения» iconРабочая программа учебной дисциплины основы безопасности жизнедеятельности...
Паспорт основной профессиональной общеобразовательной программы учебной дисциплины стр
Рабочая программа учебной дисциплины «основы телевидения» iconРабочая программа учебной дисциплины «Основы латинского языка с медицинской терминологией»
Рабочая программа учебной дисциплины основы латинского языка с медицинской терминологией разработана на основе государственного образовательного...
Рабочая программа учебной дисциплины «основы телевидения» iconРабочая программа учебной дисциплины основы микробиологии
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск