Скачать 122.57 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФМОСКОВСКИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ(ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ) ИНСТИТУТ РАДИОТЕХНИКИ И ЭЛЕКТРОНИКИ (ИРЭ) ___________________________________________________________________________________________________________ Направление специалитета: 210601 Радиоэлектронные системы и комплексы Специализации подготовки: 1. Радиоэлектронные системы передачи информации 2. Радионавигационные системы и комплексы Квалификация (степень) выпускника: специалист Форма обучения: очная РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ СПУТНИКОВЫХ СИСТЕМ СВЯЗИ"
Москва - 2011 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Целью дисциплины является изучение принципов построения радиосистем, предназначенных для передачи информации посредством формирования, излучения, распространения, приема и обработки электромагнитных колебаний с использованием радиооборудования специальных ИСЗ. Задачи дисциплины:
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО Дисциплина относится к вариативной части группы дисциплин 3 по выбору студента профессионального цикла С.3 основной образовательной программы подготовки специалистов по специальности 210601 Радиоэлектронные системы и комплексы. Дисциплина базируется на следующих дисциплинах: «Радиотехнические цепи и сигналы», «Электродинамика и распространение радиоволн», «Формирование радиосигналов», «Статистическая радиотехника». Знания, полученные по освоению дисциплины, необходимы при изучении дисциплин «Цифровые системы передачи информации», «Мобильные системы передачи информации», «Широкополосные системы передачи информации», «Бортовые и наземные телеметрические комплексы ССС», «Перспективные системы спутниковой связи, в том числе системы класса VSAT». 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ В результате освоения учебной дисциплины обучающиеся должны демонстрировать следующие результаты образования: а) общекультурные компетенции (ОК) - способность к восприятию, анализу, обобщению, информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1); - способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2); - способность к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6); - способностью осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК 8); - способность использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК 10); - способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК 11); - способность владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, наличием навыков работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-12); - способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13). б) профессиональные компетенции (ПК): Общепрофессиональные компетенции: - способность выявить естественно-научную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, привлечь для их решения соответствующий физико-математический аппарат (ПК 2); - готовность учитывать современные тенденции развития электроники, измерительной и вычислительной техники, информационных технологий в своей профессиональной деятельности (ПК 3); - способность собирать, обрабатывать, анализировать и систематизировать научно-техническую информацию по тематике исследования, использовать достижения отечественной и зарубежной науки, техники и технологии (ПК 6). Компетенции по видам деятельности: Проектно-конструкторская деятельность - способность осуществлять анализ состояния научно-технической проблемы, определять цели и выполнять постановку задач проектирования (ПК 8). Научно-исследовательская деятельность - способность выполнять математическое моделирование объектов и процессов по типовым методикам, в том числе с использованием стандартных пакетов прикладных программ (ПК-14); - способность изучать и использовать специальную литературу и другую научно-техническую информацию, отражающую достижения отечественной и зарубежной науки и техники в области радиотехники (ПК 15). - способность разрабатывать структурные и функциональные схемы спутниковых систем передачи информации (ПСК-2.1); - способность оценивать основные показатели качества систем передачи информации с учетом характеристик каналов связи (ПСК-2.2); - способность проводить компьютерное проектирование и моделирование радиоэлектронных систем передачи информации и их подсистем (ПСК-2.4). 4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 4.1 Структура дисциплины Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов учебных занятий.
4.2 Содержание лекционно-практических форм обучения 4.2.1. Лекции 1. Разновидности и структуры построения ССС. Определение, назначение, состав спутниковых систем связи (ССС). Разновидности (сетевая структура) ССС. Орбитальное построение ССС. 2. Модели множественного доступа. Множественный доступ (МД) к ретранслятору (МДЧР, МДВР, МДКР), статическая и динамическая модели МД (принцип предоставления каналов и ресурсов абонентам). 3. Упрощенная модель спутниковой системы связи и характеристики ее подсистем. Упрощенная модель линии спутниковой связи, канал с общим нелинейным ретранслятором (РТР). Помехи в ССС с нелинейным ретранслятором. Различия в помеховой обстановке на линии "вверх" и "вниз". Космический сегмент ССС, спутниковый ретранслятор. Схема бортового ретрансляционного комплекса. Основные характеристики антенн. Структура приемо-передающего тракта РТР. Регенеративная и нерегенеративная ретрансляция сигналов. Земной сегмент. Земные станции (ЗС). Классификация ЗС, состав оборудования ЗС, основные характеристики и требования к этому оборудованию. 4. Спектральная эффективность сигналов ССС. Эффективность ССС. Энергетические и частотные возможности линии связи. Основные формы уравнения линии связи (общий случай, при равной и разной энергетике ЗС при работе на прием и передачу в одном стволе). Эффективность использования полосы частот. Пропускная способность линии спутниковой связи. Помехоустойчивость и спектральная эффективность ССС при использовании различных видов многопозиционных сигналов (в т.ч. кодирование формой сигнала) и помехоустойчивых кодов. Теоремы Шеннона о пропускной способности гауссовского канала. Пропускная способность линии связи с прямой РТР сигналов и при обработке сигналов в РТР. Энергетическая и частотная эффективность действующих и проектируемых ССС. 5. Помехоустойчивость и помехозащищенность ССС. Помехоустойчивость работы ЗС при действии внутренних и внешних помех. Помехозащищенность ССС. Виды внешних помех (шумовая, гармоническая). Их влияние на показатели качества работы ССС. Виды внешних помех (многочастотная, импульсная, соканальная). Их влияние на показатели качества работы ССС. Методы повышения помехозащищенности ССС. Использование технологии ШПС для защиты от внешних помех. 6. Показатели качества ССС и перспективы развития. Понятие технико-экономической оптимизации ССС. Стоимость линии связи Стоимость с учетом космического сегмента. Показатель эффективности – удельные затраты на единицу пропускной способности. Внедрение персональной и подвижной спутниковой связи. 4.2.2. Практические занятия 1. Разновидности и структуры построения ССС 2. Модели множественного доступа. 3. Искажения сигналов в нелинейном тракте обработке. 4. Расчет основных характеристик приемника наземной станции. 5. Помехоустойчивость и спектральная эффективность ССС при использовании различных видов многопозиционных сигналов. 6. Пропускная способность линии связи с регенеративной и нерегенеративной ретрансляцией. 7. Расчет удельных затрат энергии и полосы на единицу пропускной способности. 4.3. Лабораторные работы учебным планом не предусмотрены 4.4. Расчетные задания Расчет энергетики и бюджета радиолинии спутниковой системы передачи данных. 4.5. Курсовые проекты и курсовые работы учебным планом не предусмотрены 5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Лекционные занятия проводятся в форме лекций с использованием презентаций и видео роликов. Презентации лекций содержат большое количество фотоматериалов. Практические занятия проводятся в форме лабораторно-практических занятий, включают аналитическое решение задач, а также решение задач методами цифрового моделирования в средах System View и Matlab с последующим обсуждением. Самостоятельная работа включает подготовку к тестам, устным опросам и контрольным работам, подготовку домашних заданий, выполнение расчетного задания и подготовку его презентации к защите, подготовку к зачету. 6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Для текущего контроля успеваемости используются различные виды тестов, контрольные работы, устный опрос, презентация реферата. Аттестация по дисциплине – зачет. Оценка за освоение дисциплины рассчитывается из условия: 0,3(среднеарифметическая оценка за контрольные, опросы и тесты) + 0,3оценка за реферат + 0,4оценка на зачетном занятии.) В приложение к диплому вносится оценка за 8 семестр. 7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 7.1. Литература: а) основная литература:
б) дополнительная литература:
7.2. Электронные образовательные ресурсы: а) лицензионное программное обеспечение и Интернет-ресурсы: ru.wikipedia.org; kunegin.narod.ru; nsat.ru; gomel-sat.net; extusur.net/content/2_radiosviaz; www.connect.ru; www.gonets.ru; http://www.satlink.ru; www.tecckom.ru; www.satlink.ru/; http://www.satdata.ru/iridium б) другие: рекламные материалы об ОАО РКС (бывший РНИИКП), видеоматериалы о спутниковых системах Гонец, Иридиум и др. 8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Для обеспечения освоения дисциплины необходимо наличие учебной аудитории, снабженной мультимедийными средствами для представления презентаций лекций и показа учебных и рекламных фильмов. Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО специальности 210601 Радиоэлектронные системы и комплексы. ПРОГРАММУ СОСТАВИЛ: к.т.н., доцент Сизякова А.Ю. Зав. кафедрой радиотехнических систем д.т.н. профессор Перов А.И. Директор ИРЭ к.т.н. профессор Замолодчиков В.Н. |
Московский энергетический институт (технический университет) институт... Целью дисциплины является изучение основных принципов обеспечения безопасности на производстве и в быту | Московский энергетический институт (технический университет) институт... Целью дисциплины является изучение методов синтеза, анализа и экспериментального исследования цифровых устройств радиотехнического... | ||
Московский энергетический институт (технический университет) институт... Целью дисциплины является изучение особенностей построения и функционирования спутниковых радионавигационных систем (срнс) глонасс,... | Московский энергетический институт (технический университет) институт... Цели и задачи освоения дисциплины целью дисциплины является изучение исторических аспектов развития систем передачи приема, обработки... | ||
Московский энергетический институт (технический университет) институт... Целью дисциплины является изучение основных составляющих аппаратуры потребителей систем спутниковой навигации, изучение ключевых... | Московский энергетический институт (технический университет) институт... Целью дисциплины является углубленное теоретическое и практическое освоение методов и средств цифровой обработки речевых сигналов,... | ||
Московский энергетический институт Московский государственный технический университет радиотехники, электроники и автоматики (мгту мирэа) | Московский энергетический институт (технический университет) институт радиотехники и электроники Целью дисциплины является обеспечение студентов базовыми знаниями современной теории электрических цепей и формирование основы для... | ||
Московский энергетический институт (технический университет) институт радиотехники и электроники Целью дисциплины является обеспечение студентов базовыми знаниями современной теории электрических цепей и формирование основы для... | Диалектика Московский государственный институт радиотехники, электроники и автоматики (технический университет) | ||
Московский энергетический институт (технический университет) институт электротехники Целью дисциплины является изучение типовых схем систем электроники и автоматики автомобилей и тракторов и их отдельных элементов,... | Московский энергетический институт (технический университет) институт электротехники (иэт) Целью дисциплины является формирование у студентов системного подхода в изучении физических процессов, явлений, параметров и возможных... | ||
Московский энергетический институт (технический университет) институт электроэнергетики (иээ) | Московский энергетический институт (технический университет) институт электротехники (иэт) | ||
Московский энергетический институт (технический университет) институт... | Московский энергетический институт (технический университет) институт... |