№
урока
| Тема
| Содержание материала
| Виды деятельности
| Методы контроля
| Дата проведения
|
1
| Первые художники Земли
| Роль мифа в культуре. Древние образы и символы. Живопись Альтамиры. Зарождение архитектуры, её связь с религиозными верованиями и представлениями человека. Театр, музыка и танцы.
| Слово учителя, беседа
| Подгот. Сообщения, вопросы
|
|
2-3
| Архитектура страны фараонов
| Мировое значение древнеегипетской цивилизации. Пирамиды в Гизе как выдающиеся памятники мирового зодчества и одно из чудес света. Скальные гробницы и храмы Среднего и Нового царств.
| Слово учителя, беседа, работа с учебником
| Вопросы, доклад по данной теме
|
|
4
| Изобразительное искусство и музыка Египта
| Гигантизм и неизменность канона – примета Вечной жизни в изобразительном искусстве Древнего Египта.
| Работа с учебником, беседа
| Вопросы и задания по теме
|
|
5
| Художественная культура Древней Передней Азии.
| Особенности художественной культуры Междуречья. Аскетизм и красочность архитектурных ансамблей Вавилона.
| Слово учителя, беседа
| Вопросы, сообщения по теме
|
|
6
| Искусство доколумбовой Америки.
| Оригинальный и самобытный характер художественной культуры доколумбовой Америки. Отражение мифологических представлений майя и ацтеков в архитектуре и рельефах.
| Слово учителя, работа с учебником.
| Вопросы и творческое задание
|
|
7
| Золотой век Афин
| Всемирно-историческое значение художественной культуры Древней Греции. Идеалы красоты в ансамбле Акрополя, общественного и культурного центра греческой цивилизации.
| Слово учителя, беседа по вопросам.
| Вопросы по теме.
|
|
8
| Архитектура Древнего Рима
| Архитектурные символы римского величия. Римский Форум, центр деловой и общественной жизни «вечного города». Пантеон – «храм всех богов». Колизей – величественная зрелищная постройка Древнего Рима.
| Слово учителя, беседа.
| Вопросы и задания, реферат или доклад по данной теме.
|
|
9
| Театральное и музыкальное искусство Античности.
| Рождение греческого театра. Особенности театрализованного действа. Музыкальное искусство Античности.
| Самостоятельная работа с учебником, беседа
| Вопросы и задания.
|
|
10
| Мир византийской культуры.
| Значение культуры Византийской империи. Следование античным традициям, пролог к развитию средневековой культуры. Собор Святой Софии в Константинополе как воплощение идеала божественного мироздания в восточном христианстве.
| Слово учителя, защита докладов.
| Вопросы и задания, реферат по теме.
|
|
11
| Архитектурный облик Древней Руси.
| Древнерусский крестово-купольный тип храма. Архитектурный облик Киева – «матери городов русских». Внешний облик и внутреннее убранство собора Святой Софии в Киеве.
| Сообщения заранее подготовленных учащихся.
| Вопросы и задания.
|
|
12
| Особенности новгородской и владимиро-суздальской архитектуры.
| Архитектура Великого Новгорода и её характерные особенности. Храм Софии Новгородской. Архитектура Владимиро-Суздальского княжества.
| Слово учителя, беседа, работа с заданиями учебника.
| Вопросы, творческие задания.
|
|
13
| Архитектура Московского княжества
| Следование традициям владимиро-суздальских мастеров, обращение к лучшим достижениям западноевропейского зодчества. Ансамбль Московского кремля.
| Семинар по вопросам темы
| Сообщения по данным темам.
|
|
14-15
| Изобразительное искусство и музыка Древней Руси
| Икона и иконостас. Мозаика и фрески Киевской Софии. Особенности новгородской школы живописи. Творчество Феофана Грека. Шедевры Андрея Рублёва и основные вехи его творчества. Музыкальная культура Древней Руси.
| Работа с дополнительной литературой
| Вопросы и задания
|
|
16-
17
| Архитектура западно-европейского Средневековья
| Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи. Готический собор как образ мира. Собор Нотр-Дам в Париже и Кёльне.
| Слово учителя, беседа по вопросам.
| Творческое задание.
|
|
18
| Изобразительное искусство Средних веков
| Скульптура Романского стиля и готики, её теснейшая связь с архитектурой. Искусство витража.
| Работа с дополнительной литературой, беседа
| Вопросы, творческое задание, сообщение.
|
|
19
| Театральное искусство и музыка Средних веков.
| Понятие о литургической драме и средневековом фарсе. Монодический склад средневековой музыкальной культуры.
| Слово учителя, выразительное чтение, беседа.
| Вопросы и задания, сообщение.
|
|
20-
21
| Индия – «страна чудес»
| Самобытность и неповторимость художественной культуры Индии. Шедевры индийского зодчества. Ступа в Санчи, её значение и особенности внешнего облика. Пещерные храмы и храм Кандарья Махадевы в Кхаджарухо. Искусство живописи. Музыкальное и театральное искусство Индии.
| Заочная экскурсия по Индии, беседа.
| Вопросы, творческое задние, реферат.
|
|
22-
23
| Художественная культура Китая.
| Значение и уникальный характер китайской художественной культуры. Шедевры архитектуры. Воплощение мифологических и религиозно-нравственных представлений Китая в храме неба в Пекине. Скульптура и живопись Китая. Пекинская музыкальная драма.
| Заочная экскурсия по Китаю, беседа.
| Вопросы, творческое задание, доклады.
|
|
24
| Искусство Страны восходящего солнца
( Япония )
| Своеобразие и неповторимость искусства. Шедевры японской архитектуры. Философия и мифология в садово-парковом искусстве. Мастера японской гравюры. Театральное искусство.
| Слово учителя, работа с дополнительной литературой
| Вопросы, творческое задание, сообщение.
|
|
25
| Художественная культура ислама.
| Исторические корни и значение искусства ислама. Шедевры архитектуры. Мусульманский образ рая в комплексе Регистана (древний Самарканд). Изобразительное искусство и литература Арабского Востока.
| Слово учителя, беседа, работа с дополнительной литературой
| Вопросы, творческое задание
|
|
26
| Флоренция – колыбель итальянского Возрождения
| Эстетика итальянского Возрождения. Воплощение идеалов Ренессанса в архитектуре Флоренции. Флорентийское чудо Ф.Брунеллески-собор Санта-Мария дель Фюро. Скульптурные шедевры Донателло.
| Защита творческих заданий, беседа, Работа с дополнительной литературой
| Вопросы, творческие задания
|
|
27
| Золотой век Возрождения. Художест-венный мир Леонардо да Винчи.
| Судьба Леонардо да Винчи. Основные этапы его творчества. Прославленные шедевры художника.
| Слово учителя, анализ картин
| Анализ одной из картин
|
|
28
| Золотой век Возрождения. Бунтующий гений Микеланджело
| Скульптурные и живописные шедевры художника. Отражение в них глубоких философских размышлений автора о смысле жизни и смерти
| Сообщения учащихся, беседа
| Биография художника, сообщение об одной из картин
|
|
29
| Золотой век Возрождения. Рафаэль - «первый среди равных»
| Судьба художника, основные этапы его творчества. Рафаэль – певец женской красоты. Портретное творчество художника.
| Сообщения учащихся, работа с дополни-тельной литерату-рой, репродукциями
| Вопросы, творческое задание, реферат
|
|
30
| Возрождение в Венеции
| Архитектурный облик Венеции Художественный мир Тициана и основные вехи его творческой биографии. Мифологическая тематика
| Заочная экскурсия по Венеции, беседа
| Вопросы, творческое задание
|
|
31-
32
| Северное Возрождение. Живопись нидерландских и немецких мастеров
| Гентский алтарь Яна Ван Эйка как обобщённый образ вселенной, гармонии человека с жизнью природы. Мастерство Дюрера-гравёра.
| Слово учителя, работа с дополнительной литературой
| Вопросы, творческое задание, реферат
|
|
33
| Музыка и театр эпохи Возрождения
| Музыкальная культура Возрождения. Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров. Мир человеческих чувств и сильных страстей Шекспира.
| Слово учителя, выразительное чтение, беседа
| Вопросы, творческое задание
|
|
34
| Заключительный урок
|
| Защита докладов, рефератов по изученным темам курса.
|
|
|