Программа дополнительного образования «Хореография»





НазваниеПрограмма дополнительного образования «Хореография»
страница1/5
Дата публикации04.07.2014
Размер0.62 Mb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Культура > Программа
  1   2   3   4   5
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГИМНАЗИЯ № 1404 «ГАММА»
Большая Оленья ул., д.3, Москва, 107014.

Тел./факс(499) 268-46-86. E-mail: gamma 1404@ list.ru

________________________________________________________________________



Согласовано

Учебно-методическим

объединением гимназии

№1404 «Гамма»
Т.С. Федосеева

«30» августа 2013 г.





Утверждаю

Директор ГБОУ гимназии

№ 1404 «Гамма»

Н.А. Раюшкина

«31» августа 2013г.



ПРОГРАММА

дополнительного образования

«Хореография»
Программа составлена на основе авторской программы

Миленина И.Н, Богачева Ю.В., Черных Н.А. «Мир танца: полет и вдохновение»

Возраст воспитанников: 10 – 16 лет

Срок реализации: 4 года
Программа составлена:

Педагогом дополнительного образования

Домниковой Ольгой Алексасндровной

МОСКВА

2013-1014 уч. год.

Мир танца: полет и вдохновение
I. Пояснительная записка

Самодеятельное творчество как неотделимая часть художественной и духовной культуры общества содержит богатый ресурс гармонического развития подрастающего поколения. Одним из таких направлений самодеятельного творчества является хореография.

Данная программа реализуется коллективом «Образцовый хореографический ансамбль «Дружба».

Актуальность программы обусловлена, во-первых, запросом общества (всё возрастающим интересом родителей и детей к данному виду творчества); во-вторых, огромным потенциалом танца как средства воспитания и развития творческой индивидуальности юного танцора, его коммуникативных и познавательных способностей и проявления его творческой активности.

Занятия хореографией способствуют всестороннему раскрытию дарований ребенка, благодаря синтезу искусств и богатству средств воздействия, а также актуализации индивидуального опыта ребенка в общекультурном и индивидуальном его развитии и самосовершенствовании. Это делает хореографическое творчество массовым, что позволяет вовлекать детей и подростков в активную деятельность разнообразных танцевальных коллективов.

Вместе с тем, как показывает практика, отмечаются трудности в сохранении и передачи образцов художественного опыта подрастающему поколению, который накоплен в детском танцевальном творчестве в течение многих лет. Кроме того, наблюдается односторонний интерес к современным танцам и снижение интереса к традиционным танцевальным системам. Такая ситуация в большей степени ведет к однообразию, бессодержательности, утрате в хореографических композициях танцевальной образности, откровенным формотворчеством на занятиях хореографией.

Отличие и новизна программы «Мир танца: полет и вдохновение».

Чем же отличается от других наша программа? Во-первых, тем, что она пронизана бережным отношением к традициям хореографического искусства и разумным сочетанием их с новыми веяниями времени: с одной стороны, сохранение эстетики и неординарности коллектива, ведь коллектив является старейшим в Москве, ему 57 лет, а с другой стороны, создание новых самобытных танцевальных композиций, которые отвечают современным требованиям. Во-вторых, особое внимание уделяется работе с коллективом. Ибо коллектив - достаточно мобильный организм, который способен практически мгновенно реагировать на поставленные перед нами различного рода концертно-постановочные задачи и участвовать в разнообразных программах. Все это достигается широким использованием в работе с коллективом ансамблевой формы. Последняя помогает сплоченности коллектива (в том числе и педагогического), в решении творческих задач и способствует созданию благоприятного микроклимата (взаимопонимания, дружбы, взаимоподдержки). И в-третьих, огромным значением, которое уделяется формированию репертуара, так как выбор сюжета приобрел в танцевальных постановках коллектива смысл настоящего театрализованного представления; в то же время разноплановый репертуар коллектива несет воспитательную функцию, создает условия для творчества и вдохновения и отвечает индивидуально-личностным потребностям детей.

Особенностью программы является интеграция художественно-творческих задач воспитания ценностного отношения у подрастающего поколения к традициям хореографического искусства и потребностей личности в новых эстетических образцах и формах самовыражения и самопознания, через освоение опыта межличностного общения и коллективного взаимодействия.

Новизна комплексной программы «Мир танца: полет и вдохновение» заключается: - в формировании у детей ценностного отношения к традициям хореографического искусства; - в использовании ансамблевой формы работы коллектива; - в формировании репертуара на основе интеграции художественно-творческих задач и индивидуально-личностных потребностей детей; - в создании условий для творчества и вдохновения каждому ребенку на основе сотрудничества.

Методологическую и теоретическую основу данной программы составили: теория развития личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев), теории эстетического воспитания (Э. Жак-Далькроз, Д. Б. Кабалевский, Д.С. Лихачев), основные положения гуманистический педагогики (К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко и др.), методика и технологии обучения и воспитания профессионального танцора (А.Я. Ваганова, Н.И. Тарасов, Н. Базарова, В. Мей, С.Н. Головкина, Т. Устинова, Г. Богданов, А.А. Борзов).

Содержание базируется на теоретических положениях о педагогических возможностях хореографии: 1) искусство хореографии – важный элемент мировой культуры, 2) искусство танца формирует в человеке его эстетическое отношение к действительности, 3) в хореографии заложен огромный воспитательный и обучающий потенциал, 4) условия для творческого вдохновения и полета.

Программа является комплексной, так как направлена не только на постижение искусства танца, овладение его выразительными средствами, но и на воспитание ребенка, раскрепощение и раскрытие индивидуальности, общефизическое, музыкально-ритмическое, эмоциональное развитие, формирование художественно-эстетического вкуса и эстетического отношения к действительности.

Срок реализации программы 4 года, возраст детей - от 10 до 16 лет. Данная программа является дальнейшим развитием авторской образовательной программы Ю. В. Богачевой: «Мир танца: начало пути», которая была рассчитана на начальный этап, т.е. младший возраст (5-10 лет), и внимание в ней было акцентировано на коррекционной деятельности. Данная программа рассчитана на основной этап (средние группы - 10-13 лет) - 2 года обучения и этап усовершенствования (старшие группы - 12-16 лет) - 2 года и более. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа.

Средние группы ансамбля формируются из воспитанников начального этапа, отзанимавшихся 3 года по программе «Мир танца: начало пути». Своеобразным итогом перехода на основной этап является традиция «Посвящение в ансамбль». Цель - сохранить единство ансамбля и преемственность поколений.

В старшие группы переводятся воспитанники, прошедшие основной этап обучения. Состав группы может быть разновозрастным, в связи с ростом и физическими данными ребенка. Оптимальная наполняемость группы для занятий 10-12 человек. Допустимы незначительные изменения количественного состава группы, как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения.

Занятия проводятся в просторном зале, оборудованном хореографическими станками, зеркалами, имеется фортепиано. ТСО: телевизор, аудио и видео аппаратура, DVD. Фонотека, видеотека, книжная и нотная библиотека, в которой широко представлены методические и теоретические материалы, справочная литература. Дети приходят на занятия в специальной репетиционной форме (костюм, обувь), должны иметь соответствующую прическу (собранные волосы). Кроме занятий в танцевальном зале проводятся репетиции на сцене и в большом фойе.

Важным аспектом программы является формирование традиций, так как ансамбль становится для детей настоящей школой жизни, большинство из них бывают связаны с ним в течение 10 лет и более. Выпускники сохраняют любовь и приверженность ансамблю на протяжении многих лет после его окончания, они постоянные участники юбилейных и отчетных концертов, их дети продолжают любимое дело своих родителей.

Танец воспитывает те способности, которые управляют взаимодействием духа и тела и помогают свободно проявлять вовне то, что находится внутри нас. Возникает чувство полета – это свобода движений, мыслей, чувств. В нашей программе полет – это еще и создание условий для возникновения творческих замыслов и их реализации.

В процессе занятий по данной программе ребенок ощущает вдохновение, т.е. состояние своеобразного напряжения и подъема духовных сил, творческого волнения, ведущее к возникновению или реализации замысла и идеи произведения искусства.

Таким образом, в содержании учебной, воспитательной и постановочной деятельности важным является понимание детского хореографического творчества как особой художественно – мировоззренческой системы, отражающей специфику детского мировосприятия и закономерности его становления.

Цель программы: на основе активного освоения опыта в области хореографического искусства формирование личности юного танцора посредством создания условий для творчества и вдохновения.

Задачи:

- расширение знаний в области хореографического искусства, общекультурных и

нравственно-эстетических ценностей;

- формирование эстетического отношения к действительности;

- развитие устойчивого интереса к хореографическому искусству;

- раскрытие и активизация творческих способностей;

- создание условий для раскрытия личности танцора, творчества и вдохновения;

- развитие коммуникативных умений и навыков.

Реализация поставленных задач и получение ощутимых результатов достигается за счет разнообразных форм и методов обучения.

Это, в первую очередь, учебно-тренировочные занятия – основной плацдарм, на котором выстраиваются все остальные структурные элементы программы.

Параллельно с основным образовательным процессом осуществляется работа ансамбля «Дружба», в которую входит сводные репетиции, а так же совместные репетиции с детьми из разных групп, индивидуальная работа с исполнителями, солистами и наиболее способными детьми, умеющими воспринимать более сложный хореографический материал. Работа «ансамбля» является важным компонентом образовательной программы и позволяет более эффективно построить работу по подготовке концертных программ, танцевальных постановок, представленных в окружных, городских и международных фестивалях и конкурсах. Тематика работы ансамбля «Дружба» меняется в зависимости от предлагаемых в городе целей и задач конкурса «Юные таланты Московии», который проводит департамент образования города Москвы, а так же других концертно-постановочных задач. С каждым годом воспитанники разучивают глубокий и усложненный материал.

Концертная деятельность является важным компонентом образовательной программы, так как это практический показ творческого роста ребенка, реализация накопленного опыта, знаний, умений, навыков, творческого потенциала. Воспитанники участвуют в социально-значимых концертах, что в свою очередь формирует их гражданскую позицию. Традицией является ежегодный отчетный концерт.

Участие в фестивалях и конкурсах даёт для детей мощнейший толчок в творческом развитии. Это и обмен опытом, и знакомство с художественными достижениями творческих коллективов из других городов. Масса впечатлений от интереснейшего путешествия, общение, атмосфера незабываемого праздника. Всё это является стимулом для творческого вдохновения и дальнейшего роста воспитанника.

Лекции и просмотры видеоматериалов. Несомненна необходимость применения ТСО, которые в качестве аудиовизуальных средств могут воздействовать на различные органы чувств. Иллюстративный материал усиливает эмоциональный фон обучения, формирует мотивацию у воспитанников. И поэтому для знакомства наших воспитанников с лучшими образцами отечественной и мировой танцевальной культуры подобрана богатая коллекция видеоматериалов. Это всемирноизвестные балетные спектакли; концертные выступления всемирно известных ансамблей народного танца, которые являются высокохудожественным образцом исполнительского мастерства; современные балетные шоу, отражающие традиции разных народов.

Совместные посещения театров, концертных залов, музеев. Работа в этом направлении является одной из успешных педагогических технологий, позволяющая максимально обогатить мир ребенка художественно-эстетическими ценностями.

Летние творческие лагеря. Там ребята проявляют свою творческую активность и самостоятельность в подготовке интересных мероприятий, пробуют себя в роли режиссеров, актеров, ведущих. Проявляют заботу о младших. Ощущают себя единой сплоченной командой. Общаются с ребятами из других творческих коллективов. Дают концерты в разных городах.

В программе поставлены задачи не только по обучению хореографическому мастерству, но и развития и воспитания юного танцора. Поэтому в учебно-тематический план внесены также темы: «Наследие мастеров», а также «Этика» и «Эрудиция» наших артистов.

Соответственно в программе прописан комплекс образовательных продуктов, которые приобретают наши воспитанники после каждого года обучения.

Таким образом, заложенные в нашей программе теоретические положения, отражены в содержании данной программы и формах организации детей.

Для определения уровня развития интереса были выработаны следующие критерии:

  1. Отношение воспитанников к хореографическим занятиям.

  2. Участие в творческо-познавательной деятельности.

  3. Владение знаниями о балетных спектаклях, профессиональных танцевальных коллективах, артистах, хореографах и т.д.

  4. Умение обоснованно высказывать свое мнение о хореографическом спектакле, танце.

  5. Интерес к театральным постановкам, концертным программам, конкурсам, фестивалям.

Определены следующие уровни развития интереса к хореографическому искусству у воспитанников: высокий, средний, низкий.

Высокий уровень характеризуется наличием выраженного интереса к

хореографии, воспитанник любит хореографические занятия, желает продолжить обучение в следующем учебном году, участвует в большинстве проводимых концертов и мероприятий, может назвать свои любимые балетные спектакли, профессиональные коллективы, знает имена ведущих балетмейстеров, артистов балета, его речь ярка, образна, эмоциональна. Не представляет своей жизни без общения с искусством.

При среднем уровне развития интереса к хореографическому искусству воспитанник относится к хореографическим занятиям положительно. Но о продолжении занятий в следующем году ответить затрудняется. В творческо-хореографической деятельности участвует, но не проявляет устойчивого интереса к исполнительному творчеству. Может назвать любимый спектакль, профессиональный хореографический коллектив, но объяснить причину выбора затрудняется.

Низкий уровень характеризуется нейтральным отношением к хореографии, хореографические занятия безразличны или не нравятся. Затрудняется назвать любимый балетный спектакль, профессиональный хореографический коллектив, театр, артиста балета, балетмейстера. В хореографическо-творческой деятельности участвовать не имеет желания.

В программе сформулированы предполагаемые педагогические результаты освоения программы.

Для детей:

  1. Заложены общетеоретические и практические знания в области хореографического искусства.

  2. Раскрыты способности и дарования ребенка.

  3. Возрос уровень культуры поведения не только на занятиях, но и в быту, общественных местах.

  4. Развиты такие личностные качества, как: инициативность, организованность, самообладание, настойчивость, добросовестность, вежливость, дисциплинированность, ответственность, любознательность, трудолюбие, доброта, общительность, тактичность, скромность, чистоплотность, уверенность и др.

Для педагогов:

  1. Реализован принцип активности в обучении.

  2. Найдены эффективные методические приемы в овладении содержанием программы.

  3. Подобраны и созданы танцевальные постановки, отвечающие возрастным интересам и потребностям воспитанников, а так же художественно-педагогическим требованиям.

  4. В программу обучения включены разнообразные направления хореографии.

  5. Сохранены традиции, численная сохранность и единство творческого коллектива (ансамбля).
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дополнительного образования «Хореография» iconПлан работы творческой группы педагогов дополнительного образования по направлению хореография
Тема: «Совершенствование педагогического мастерства с учетом достижений науки и передовой практики»
Программа дополнительного образования «Хореография» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
При разработке и корректировке образовательной программы дополнительного образования детей (оп дод) «Студия танца. Хореография» использованы...
Программа дополнительного образования «Хореография» icon«Хореография в гимнастике»
Классическая хореография является неотъемлемой частью технической подготовки в художественной гимнастике. Под хореографической подготовкой...
Программа дополнительного образования «Хореография» iconКонсультация педагога дополнительного образования по хореографии...
...
Программа дополнительного образования «Хореография» iconРабочая программа внеурочной деятельности «хореография» 1 класс Пояснительная записка
Как и другие виды искусства, хореография отражает социальные проблемы взаимоотношения людей, формирует целостное восприятие окружающего...
Программа дополнительного образования «Хореография» iconПубличный отчет о деятельности муниципального казенного образовательного...
Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр дополнительного образования детей Ипатовского...
Программа дополнительного образования «Хореография» iconДоклад о состоянии и результатах деятельности областного государственного...
Областное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Программа дополнительного образования «Хореография» iconДоклад о состоянии и результатах деятельности областного государственного...
Областное государственное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Программа дополнительного образования «Хореография» iconПрактическое пособие для педагогов дополнительного образования учреждений...
Данное издание предназначено для нескольких категорий специалистов системы дополнительного образования детей: педагогов дополнительного...
Программа дополнительного образования «Хореография» iconПояснительная записка Образовательная программа «Пластика современного...
Среди множества форм художественного воспитания детей и подростков хореография занимает особое место
Программа дополнительного образования «Хореография» iconАнализ работы рмо педагогов дополнительного образования за 2012/2013 учебного года
В этом учебном году педагоги дополнительного образования рмо работали над темой «Методическое сопровождение педагогов дополнительного...
Программа дополнительного образования «Хореография» iconМуниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного...
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов...
Программа дополнительного образования «Хореография» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Об образовании», Типовым положением об учреждении дополнительного образования детей, Санитарно-эпидемиологическими требованиями...
Программа дополнительного образования «Хореография» iconУчебно-методический комплекс специальность 071301. 65 «Народное художественное...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа дополнительного образования «Хореография» iconИгра как способ обучения английскому языку в учреждениях дополнительного...
Который рекомендован преподавателям английского языка, работающим в сфере школьного и дополнительного образования детей. В нём приведены...
Программа дополнительного образования «Хореография» iconПубличный отчёт муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр внешкольной работы «Истоки»- многопрофильное образовательное...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск