Скачать 0.62 Mb.
|
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 1404 «ГАММА» Большая Оленья ул., д.3, Москва, 107014. Тел./факс(499) 268-46-86. E-mail: gamma 1404@ list.ru ________________________________________________________________________
ПРОГРАММА дополнительного образования «Хореография» Программа составлена на основе авторской программы Миленина И.Н, Богачева Ю.В., Черных Н.А. «Мир танца: полет и вдохновение» Возраст воспитанников: 10 – 16 лет Срок реализации: 4 года Программа составлена: Педагогом дополнительного образования Домниковой Ольгой Алексасндровной МОСКВА 2013-1014 уч. год. Мир танца: полет и вдохновение I. Пояснительная записка Самодеятельное творчество как неотделимая часть художественной и духовной культуры общества содержит богатый ресурс гармонического развития подрастающего поколения. Одним из таких направлений самодеятельного творчества является хореография. Данная программа реализуется коллективом «Образцовый хореографический ансамбль «Дружба». Актуальность программы обусловлена, во-первых, запросом общества (всё возрастающим интересом родителей и детей к данному виду творчества); во-вторых, огромным потенциалом танца как средства воспитания и развития творческой индивидуальности юного танцора, его коммуникативных и познавательных способностей и проявления его творческой активности. Занятия хореографией способствуют всестороннему раскрытию дарований ребенка, благодаря синтезу искусств и богатству средств воздействия, а также актуализации индивидуального опыта ребенка в общекультурном и индивидуальном его развитии и самосовершенствовании. Это делает хореографическое творчество массовым, что позволяет вовлекать детей и подростков в активную деятельность разнообразных танцевальных коллективов. Вместе с тем, как показывает практика, отмечаются трудности в сохранении и передачи образцов художественного опыта подрастающему поколению, который накоплен в детском танцевальном творчестве в течение многих лет. Кроме того, наблюдается односторонний интерес к современным танцам и снижение интереса к традиционным танцевальным системам. Такая ситуация в большей степени ведет к однообразию, бессодержательности, утрате в хореографических композициях танцевальной образности, откровенным формотворчеством на занятиях хореографией. Отличие и новизна программы «Мир танца: полет и вдохновение». Чем же отличается от других наша программа? Во-первых, тем, что она пронизана бережным отношением к традициям хореографического искусства и разумным сочетанием их с новыми веяниями времени: с одной стороны, сохранение эстетики и неординарности коллектива, ведь коллектив является старейшим в Москве, ему 57 лет, а с другой стороны, создание новых самобытных танцевальных композиций, которые отвечают современным требованиям. Во-вторых, особое внимание уделяется работе с коллективом. Ибо коллектив - достаточно мобильный организм, который способен практически мгновенно реагировать на поставленные перед нами различного рода концертно-постановочные задачи и участвовать в разнообразных программах. Все это достигается широким использованием в работе с коллективом ансамблевой формы. Последняя помогает сплоченности коллектива (в том числе и педагогического), в решении творческих задач и способствует созданию благоприятного микроклимата (взаимопонимания, дружбы, взаимоподдержки). И в-третьих, огромным значением, которое уделяется формированию репертуара, так как выбор сюжета приобрел в танцевальных постановках коллектива смысл настоящего театрализованного представления; в то же время разноплановый репертуар коллектива несет воспитательную функцию, создает условия для творчества и вдохновения и отвечает индивидуально-личностным потребностям детей. Особенностью программы является интеграция художественно-творческих задач воспитания ценностного отношения у подрастающего поколения к традициям хореографического искусства и потребностей личности в новых эстетических образцах и формах самовыражения и самопознания, через освоение опыта межличностного общения и коллективного взаимодействия. Новизна комплексной программы «Мир танца: полет и вдохновение» заключается: - в формировании у детей ценностного отношения к традициям хореографического искусства; - в использовании ансамблевой формы работы коллектива; - в формировании репертуара на основе интеграции художественно-творческих задач и индивидуально-личностных потребностей детей; - в создании условий для творчества и вдохновения каждому ребенку на основе сотрудничества. Методологическую и теоретическую основу данной программы составили: теория развития личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев), теории эстетического воспитания (Э. Жак-Далькроз, Д. Б. Кабалевский, Д.С. Лихачев), основные положения гуманистический педагогики (К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко и др.), методика и технологии обучения и воспитания профессионального танцора (А.Я. Ваганова, Н.И. Тарасов, Н. Базарова, В. Мей, С.Н. Головкина, Т. Устинова, Г. Богданов, А.А. Борзов). Содержание базируется на теоретических положениях о педагогических возможностях хореографии: 1) искусство хореографии – важный элемент мировой культуры, 2) искусство танца формирует в человеке его эстетическое отношение к действительности, 3) в хореографии заложен огромный воспитательный и обучающий потенциал, 4) условия для творческого вдохновения и полета. Программа является комплексной, так как направлена не только на постижение искусства танца, овладение его выразительными средствами, но и на воспитание ребенка, раскрепощение и раскрытие индивидуальности, общефизическое, музыкально-ритмическое, эмоциональное развитие, формирование художественно-эстетического вкуса и эстетического отношения к действительности. Срок реализации программы 4 года, возраст детей - от 10 до 16 лет. Данная программа является дальнейшим развитием авторской образовательной программы Ю. В. Богачевой: «Мир танца: начало пути», которая была рассчитана на начальный этап, т.е. младший возраст (5-10 лет), и внимание в ней было акцентировано на коррекционной деятельности. Данная программа рассчитана на основной этап (средние группы - 10-13 лет) - 2 года обучения и этап усовершенствования (старшие группы - 12-16 лет) - 2 года и более. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа. Средние группы ансамбля формируются из воспитанников начального этапа, отзанимавшихся 3 года по программе «Мир танца: начало пути». Своеобразным итогом перехода на основной этап является традиция «Посвящение в ансамбль». Цель - сохранить единство ансамбля и преемственность поколений. В старшие группы переводятся воспитанники, прошедшие основной этап обучения. Состав группы может быть разновозрастным, в связи с ростом и физическими данными ребенка. Оптимальная наполняемость группы для занятий 10-12 человек. Допустимы незначительные изменения количественного состава группы, как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения. Занятия проводятся в просторном зале, оборудованном хореографическими станками, зеркалами, имеется фортепиано. ТСО: телевизор, аудио и видео аппаратура, DVD. Фонотека, видеотека, книжная и нотная библиотека, в которой широко представлены методические и теоретические материалы, справочная литература. Дети приходят на занятия в специальной репетиционной форме (костюм, обувь), должны иметь соответствующую прическу (собранные волосы). Кроме занятий в танцевальном зале проводятся репетиции на сцене и в большом фойе. Важным аспектом программы является формирование традиций, так как ансамбль становится для детей настоящей школой жизни, большинство из них бывают связаны с ним в течение 10 лет и более. Выпускники сохраняют любовь и приверженность ансамблю на протяжении многих лет после его окончания, они постоянные участники юбилейных и отчетных концертов, их дети продолжают любимое дело своих родителей. Танец воспитывает те способности, которые управляют взаимодействием духа и тела и помогают свободно проявлять вовне то, что находится внутри нас. Возникает чувство полета – это свобода движений, мыслей, чувств. В нашей программе полет – это еще и создание условий для возникновения творческих замыслов и их реализации. В процессе занятий по данной программе ребенок ощущает вдохновение, т.е. состояние своеобразного напряжения и подъема духовных сил, творческого волнения, ведущее к возникновению или реализации замысла и идеи произведения искусства. Таким образом, в содержании учебной, воспитательной и постановочной деятельности важным является понимание детского хореографического творчества как особой художественно – мировоззренческой системы, отражающей специфику детского мировосприятия и закономерности его становления. Цель программы: на основе активного освоения опыта в области хореографического искусства формирование личности юного танцора посредством создания условий для творчества и вдохновения. Задачи: - расширение знаний в области хореографического искусства, общекультурных и нравственно-эстетических ценностей; - формирование эстетического отношения к действительности; - развитие устойчивого интереса к хореографическому искусству; - раскрытие и активизация творческих способностей; - создание условий для раскрытия личности танцора, творчества и вдохновения; - развитие коммуникативных умений и навыков. Реализация поставленных задач и получение ощутимых результатов достигается за счет разнообразных форм и методов обучения. Это, в первую очередь, учебно-тренировочные занятия – основной плацдарм, на котором выстраиваются все остальные структурные элементы программы. Параллельно с основным образовательным процессом осуществляется работа ансамбля «Дружба», в которую входит сводные репетиции, а так же совместные репетиции с детьми из разных групп, индивидуальная работа с исполнителями, солистами и наиболее способными детьми, умеющими воспринимать более сложный хореографический материал. Работа «ансамбля» является важным компонентом образовательной программы и позволяет более эффективно построить работу по подготовке концертных программ, танцевальных постановок, представленных в окружных, городских и международных фестивалях и конкурсах. Тематика работы ансамбля «Дружба» меняется в зависимости от предлагаемых в городе целей и задач конкурса «Юные таланты Московии», который проводит департамент образования города Москвы, а так же других концертно-постановочных задач. С каждым годом воспитанники разучивают глубокий и усложненный материал. Концертная деятельность является важным компонентом образовательной программы, так как это практический показ творческого роста ребенка, реализация накопленного опыта, знаний, умений, навыков, творческого потенциала. Воспитанники участвуют в социально-значимых концертах, что в свою очередь формирует их гражданскую позицию. Традицией является ежегодный отчетный концерт. Участие в фестивалях и конкурсах даёт для детей мощнейший толчок в творческом развитии. Это и обмен опытом, и знакомство с художественными достижениями творческих коллективов из других городов. Масса впечатлений от интереснейшего путешествия, общение, атмосфера незабываемого праздника. Всё это является стимулом для творческого вдохновения и дальнейшего роста воспитанника. Лекции и просмотры видеоматериалов. Несомненна необходимость применения ТСО, которые в качестве аудиовизуальных средств могут воздействовать на различные органы чувств. Иллюстративный материал усиливает эмоциональный фон обучения, формирует мотивацию у воспитанников. И поэтому для знакомства наших воспитанников с лучшими образцами отечественной и мировой танцевальной культуры подобрана богатая коллекция видеоматериалов. Это всемирноизвестные балетные спектакли; концертные выступления всемирно известных ансамблей народного танца, которые являются высокохудожественным образцом исполнительского мастерства; современные балетные шоу, отражающие традиции разных народов. Совместные посещения театров, концертных залов, музеев. Работа в этом направлении является одной из успешных педагогических технологий, позволяющая максимально обогатить мир ребенка художественно-эстетическими ценностями. Летние творческие лагеря. Там ребята проявляют свою творческую активность и самостоятельность в подготовке интересных мероприятий, пробуют себя в роли режиссеров, актеров, ведущих. Проявляют заботу о младших. Ощущают себя единой сплоченной командой. Общаются с ребятами из других творческих коллективов. Дают концерты в разных городах. В программе поставлены задачи не только по обучению хореографическому мастерству, но и развития и воспитания юного танцора. Поэтому в учебно-тематический план внесены также темы: «Наследие мастеров», а также «Этика» и «Эрудиция» наших артистов. Соответственно в программе прописан комплекс образовательных продуктов, которые приобретают наши воспитанники после каждого года обучения. Таким образом, заложенные в нашей программе теоретические положения, отражены в содержании данной программы и формах организации детей. Для определения уровня развития интереса были выработаны следующие критерии:
Определены следующие уровни развития интереса к хореографическому искусству у воспитанников: высокий, средний, низкий. Высокий уровень характеризуется наличием выраженного интереса к хореографии, воспитанник любит хореографические занятия, желает продолжить обучение в следующем учебном году, участвует в большинстве проводимых концертов и мероприятий, может назвать свои любимые балетные спектакли, профессиональные коллективы, знает имена ведущих балетмейстеров, артистов балета, его речь ярка, образна, эмоциональна. Не представляет своей жизни без общения с искусством. При среднем уровне развития интереса к хореографическому искусству воспитанник относится к хореографическим занятиям положительно. Но о продолжении занятий в следующем году ответить затрудняется. В творческо-хореографической деятельности участвует, но не проявляет устойчивого интереса к исполнительному творчеству. Может назвать любимый спектакль, профессиональный хореографический коллектив, но объяснить причину выбора затрудняется. Низкий уровень характеризуется нейтральным отношением к хореографии, хореографические занятия безразличны или не нравятся. Затрудняется назвать любимый балетный спектакль, профессиональный хореографический коллектив, театр, артиста балета, балетмейстера. В хореографическо-творческой деятельности участвовать не имеет желания. В программе сформулированы предполагаемые педагогические результаты освоения программы. Для детей:
Для педагогов:
|
План работы творческой группы педагогов дополнительного образования по направлению хореография Тема: «Совершенствование педагогического мастерства с учетом достижений науки и передовой практики» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... При разработке и корректировке образовательной программы дополнительного образования детей (оп дод) «Студия танца. Хореография» использованы... | ||
«Хореография в гимнастике» Классическая хореография является неотъемлемой частью технической подготовки в художественной гимнастике. Под хореографической подготовкой... | Консультация педагога дополнительного образования по хореографии... ... | ||
Рабочая программа внеурочной деятельности «хореография» 1 класс Пояснительная записка Как и другие виды искусства, хореография отражает социальные проблемы взаимоотношения людей, формирует целостное восприятие окружающего... | Публичный отчет о деятельности муниципального казенного образовательного... Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр дополнительного образования детей Ипатовского... | ||
Доклад о состоянии и результатах деятельности областного государственного... Областное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей | Доклад о состоянии и результатах деятельности областного государственного... Областное государственное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей | ||
Практическое пособие для педагогов дополнительного образования учреждений... Данное издание предназначено для нескольких категорий специалистов системы дополнительного образования детей: педагогов дополнительного... | Пояснительная записка Образовательная программа «Пластика современного... Среди множества форм художественного воспитания детей и подростков хореография занимает особое место | ||
Анализ работы рмо педагогов дополнительного образования за 2012/2013 учебного года В этом учебном году педагоги дополнительного образования рмо работали над темой «Методическое сопровождение педагогов дополнительного... | Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного... Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Об образовании», Типовым положением об учреждении дополнительного образования детей, Санитарно-эпидемиологическими требованиями... | Учебно-методический комплекс специальность 071301. 65 «Народное художественное... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Игра как способ обучения английскому языку в учреждениях дополнительного... Который рекомендован преподавателям английского языка, работающим в сфере школьного и дополнительного образования детей. В нём приведены... | Публичный отчёт муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр внешкольной работы «Истоки»- многопрофильное образовательное... |