Духовно-нравственное развитие младших школьников





Скачать 113.83 Kb.
НазваниеДуховно-нравственное развитие младших школьников
Дата публикации05.07.2014
Размер113.83 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
Духовно-нравственное развитие младших школьников.
В 90е гг. прошло го столетия в России произошли как важные позитивные перемены, так и негативные явления, неизбежные в период крупных социальных и политических изменений. Эти явления оказали отрицательное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, государству, закону и труду, на отношение человека к человеку. В период смены ценностных ориентиров нарушается духовное единство общества, меняются жизненные приоритеты молодежи, происходит разрушение ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок.

В России указанный период был обусловлен быстрым демонтажем советской идеологии, поспешным копированием западных форм жизни.

Несмотря на установленные российским законодательством общественные нормы и приоритеты, у российских граждан в то время не сложилась ясно выраженная система ценностных ориентиров, объединяющих россиян в единую историко-культурную и социальную общность.
Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны.

Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т.д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни.

Новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства.

Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы.

Результаты комплексного всероссийского социологического исследования показали, что в современном российском обществе формируется своя нормативная система, определяющая повседневные практики людей. Если в советский период доминировали такие нормы, как работа на благо общества, готовность прийти на помощь другому, то сегодня в 1,4 раза уменьшилось число людей, стремящихся работать как можно лучше, в 2,6 раза увеличилось число занятых только собой. Более половины респондентов хотели бы взять от общества как можно больше и дать как можно меньше.

Дети, пришедшие за парты уже не те, что были 50, 30, даже 10 лет назад. Они более, активны и осведомлены, как им кажется, чуть ли не во всех областях жизни, они смелее и самоувереннее. Нередко у многих детей мы встречаем переоценку своей поверхностной информированности, пренебрежение к авторитету и мнению других, замечаем неумение чувствовать и нежелание задумываться.

Содержательность и осознанность нравственного "образа — Я" у второклассников — четвероклассников в их высказываниях-самоопределениях ("хороший — не очень хороший") существенно не различаются. Характеристики национальной и гражданской принадлежности являются для младших школьников малозначимыми. Школьной микросредой недостаточно корректируется сознательное вырабатывание детьми нравственных норм, включая взаимоотношения со сверстниками (это значение школьной жизни было отмечено всего 6% выпускников: "быть доброй, дорожить дружбой", "нельзя обижать маленьких"). Слабеет влияние школьного образования на выбор нравственных образцов: учителя, литературные герои, знаменитые в истории соотечественники перестают выступать образцами для подражания. В частности, стремятся быть похожим в жизни на учителя 9% младших школьников, а на литературных героев — 4% (мальчиков в основном привлекают былинные богатыри, а девочек — сказочные принцессы). Зато для 40% выпускников начальной школы кумирами становятся эстрадные певцы, манекенщицы, герои зарубежных кинобоевиков: "Я хочу быть таким, как Рембо. Он хорошо обладает боевым искусством. Этот человек сметает всех, кто встает на его пути". Только у 14% детей образ их будущей жизни в связи с овладением определенной профессией включает смыслы бескорыстного несения блага другим, служения обществу. Явно прослеживается меркантилизация жизненных ориентаций: "Я хочу быть банкнотом (имеется в виду банкир — прим. автора), потому что банкист богатый и хорошая работа".

В представлениях детей о главных человеческих ценностях духовные ценности вытесняются материальными, и соответственно, среди желаний детей преобладают узколичные, "продовольственно-вещевые" по характеру. В оценках окружающего у 1,2% младших школьников проявляются их религиозные воззрения. Ценностное отношение к Родине, родному краю выражают в своих суждениях всего 3% детей. Вместе с тем имеются проявления негативного отношения к своему Отечеству ("хочу уехать жить в Германию"), а представления детей по мере их взросления о "должном" русском человеке не становятся определеннее, приобретают критически-циничный оттенок: "Быть русским — значит мусорить как все русские". В причислении себя детьми к русскому народу не последнее место занимают и внешние признаки: цвет кожи, волос.

Поэтому в современных условиях большая ответственность за воспитание детей ложится на семью и систему школьного обучения и воспитания, где собственно и закладываются личностные основания гражданственности и патриотизма будущих поколений Отечества.

Используемые в школе учебные авторские программы и разработки уроков, внеклассных мероприятий представляют особую ценность, так как содержат крупицы опыта работы учителей по формированию интереса учащихся к подлинным ценностям родной истории и культуры, духовной жизни, что так актуально сегодня.
Рассмотрим аспекты духовно-нравственного воспитания в курсе литературного чтения, окружающего мира, музыки и изобразительного искусства.

(Содокладчики Носкова В.В., Трусова Н.И., Стаханова С.В.)

Вопросы духовно-нравственного развития младших школьников

в курсе ОРКСЭ

Введением нового предмета государство стремится расширить образовательное и воспитательное культурно-историческое поле миропонимания учащихся через изучение традиций этносов. Ход реформирования российского общества объективно вызывает противоречивые изменения в духовно-нравственной сфере. С одной стороны, происходит расширение чувства свободы и творчества, с другой – нарастает влияние «духа» коммерциализации, эгоистичного принципа «успех любой ценой», ведущего к деформации ценностных ориентиров в понимании добра, справедливости, достоинства, совести, патриотизма.
Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули:

  1. Основы православной культуры;

  2. Основы исламской культуры;

  3. Основы буддийской культуры;

  4. Основы иудейской культуры;

  5. Основы мировых религиозных культур;

  6. Основы светской этики.

Один из модулей изучается обучающимся с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей).

Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.

Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.

Иногда в публикациях, выступлениях, комментариях СМИ главной образовательной задачей эксперимента и в целом преподавания учебных предметов духовно-нравственного образования по выбору в школе называется создание условий для воспитания среди учащихся веротерпимости. Эта задача важна, но она не может решаться без успешного решения первой и главной задачи — собственно систематического изучения ребенком традиционной религиозной культуры, морали, к которой выражает принадлежность или предпочтительное отношение его семья. Именно изучение своей религиозной традиции и воспитание ребенка на основе традиционных духовно- нравственных принципов, является главной задачей преподавания учебных предметов по основам религиозных культур и основным содержанием образовательного запроса граждан, принявших решение об изучении их детьми соответствующего предмета по религиозной культуре. Соответственно, главной задачей изучения ОПК является систематическое изучение ребенком истории, традиций и культуры Русской Православной Церкви и духовно-нравственное воспитание личности в православной христианской религиозной традиции по выбору его семьи и его самого с определенного возраста.

Создание полноценной возможности для такого изучения в российской школе на добровольной основе религиозной культуры будет способствовать развитию «способностей обучающихся к общению в полиэтничной, разномировоззренческой и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога», как это указано далее по тексту.

Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

4 четверть – итоговая, обобщающая и оценочная. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержание всех модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников. Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в целом работу учащегося и выставить ему итоговую оценку за весь курс.

Методическое обеспечение курса ОРКСЭ.

Модуль «Основы православной культуры»
Введение курса «Основы религиозных культур и светской этики» – это принципиальный шаг воссоединения обучения и воспитания. При этом светская и религиозная этика не противопоставляются, а рассматриваются в контексте взаимодополнения.

Надо сказать, что между религиозной и светской этикой наряду с общими чертами есть и отличия. Религиозная этика диктует, что без идеи Бога морали нет; соответственно именно церковь является истинным хранителем и носителем духовных нравственных ценностей. Тогда как светский подход имеет более широкий контекст – он ориентирует на понимание, что духовно-нравственное воспитание основывается не только на постулатах веры как таковой.

Введение в школе курса «Основы религиозных культур и светской этики» вызывало множество опасений со стороны родителей учащихся нашей школы. Они не понимали, для чего необходимо все это нашим детям и что они будут делать на этих уроках. После проведения родительского собрания, на которой мы постарались раскрыть цели и задачи курса, содержание модулей, родители поддержали введение нового учебного курса.

Курс ОРКСЭ формирует обширную базу средств и возможностей для реализации духовно-нравственной программы развития обучающихся. Он разделен на  шесть независимых, но единых по целям и задачам модулям имеющим ряд общих положений: формирование уважительного и осознанного отношения к общественным и государственным ценностям, ценностям семьи и их структурным взаимосвязям  (например, в рамках модуля «Основы светской этики» учащимся предлагается ознакомиться с этическими идеалами  в  развитии; общечеловеческими ценностями и понятиями: «мораль» и «моральный выбор», введением философских категорий «Добра и Зла», «Добродетель и порок», «Свобода и моральный выбор человека»).

Мастер-класс

По благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла авторским коллективом под руководством протодиакона А. Кураева подготовлен учебник «Основы православной культуры». Методическое сопровождение экспериментальных уроков разработано в форме электронного пособия группой православных педагогов из Москвы и Санкт-Петербурга в помощь учителям, которым предстоит вести уроки по этому учебнику.

Содержание пособия представляет собой открытый, развивающийся методический комплекс, включающий разработки учебного планирования по каждому уроку (иногда несколько вариантов), вспомогательные текстовые, аудио, видео материалы, задания для учащихся и др.

Предлагаемый педагогам и всем участникам эксперимента методический комплекс разрабатывается с целью создания площадки для оперативного обмена мнениями, обращения к специалистам и уточнения интересующей педагогов и родителей информации. Обратную связь первоначально будет обеспечивать центральная методическая комиссия общероссийской Олимпиады школьников по Основам православной культуры.

Все материалы находятся здесь: http://experiment-opk.pravolimp.ru/

Тематический план курса

Библейская история Нового Завета”

1. Знакомство с Библией:

2. Благовещение. Рождение Спасителя мира. Поклонение пастухов и мудрецов.

3. Дары мудрецов. Рассказ о том, что лучшим подарком Спасителю могут быть наши чистые души и добрые дела

4. Жизнь мальчика Иисуса в Назарете. Иисус в храме Иерусалимском. Иисус – пример послушания родителям. Беседа о послушании.

5. Крещение Господа Иисуса Христа. Беседа о нашем крещении.

6. Искушение Иисуса Христа. Беседа о том, кто нас искушает и о том, как бороться с искушениями.

7. Необыкновенный улов. Исцеление расслабленного.

8. Апостолы и их деяния.

9. Нагорная проповедь. Беседа по основным темам 5 главы ев. от Матфея.

10. Нагорная проповедь. Беседа по основным темам 6 главы ев. от Матфея.

11. Нагорная проповедь. Беседа по основным темам 7 главы ев. от Матфея.

12. Беседа о Царстве Небесном.

13. Укрощение бури на озере. Воскрешение дочери Иаира. Умножение хлебов.

14. Хождение по водам. Преображение Господа. Учение Господа о любви к людям на примере притчи о милосердном самарянине.

15. Притчи о безумном богаче, о богаче и Лазаре, о потерянной овце и о блудном сыне.16. Беседа о таинстве св. Причащения.

17. Чудесное получение монеты для подаяния на храм. Притча о милосердом царе и безжалостном должнике.

18. Помилование жены-грешницы. Исцеление слепорожденного. Благословение детей.

19. Воскрешение Лазаря. Предсказание Иисусом Христом своей смерти в Иерусалиме.

20. Вечеря в дому Симона прокаженного Беседа о том, как вести себя в гостях.

21. Торжественный вход Иисуса Христа в Иерусалим. Притча о непослушном и раскаявшемся сыне. Притча о злых виноградарях. Повторение беседы о послушании и милосердии.

22. Предсказание Господа о втором его пришествии. Что будет после смерти? О необходимости праведно жить, чтобы попасть в Царство Небесное.

23. Предательство Иуды.

24. Тайная вечеря (таинственный ужин): умовение ног апостолам, совершение ветхозаветной пасхи, установление таинства св. Причащения.

25. Молитва Иисуса Христа в саду Гефсиманском и взятие его воинами. Суд над Иисусом Христом у первосвященников Анны и Каиафы. Отречение Петра, его раскаяние и погибель Иуды.

26. Иисус Христос на суде Пилата. Иисус Христос и Варавва. Бичевание и осуждение Иисуса Христа на смерть.

27. Шествие к голгофе и распятие Иисуса Христа. Страдания Спасителя и Его смерть. Погребение в пещере.

28. Воскресение Иисуса Христа. Мария, Петр и Иоанн у гроба Иисусова. Явление воскресшего Господа Марии Магдалине. Явление Господа в восьмой день по воскресению. Явление Господа на горе галилейской и его последние повеления апостолам.

29. Вознесение Господне.

30. Избрание апостола Матфия. Пятидесятница: Сошествие Святого Духа на апостолов. Рождение нашей Церкви.

РЕШЕНИЕ

Педагогического совета школы от 25.03.2013 г.

  1. Продолжать работу по духовно-нравственному развитию учащихся школы в урочной и внеклассной работе.

  2. Провести родительские собрания, посвященные нравственному воспитанию подрастающего поколения.

  3. Организовывать модули ОРКСЭ по заявлениям родителей (их законных представителей).

  4. Накапливать материал для проведения уроков ОРКСЭ, используя рекомендации выступающих и адреса сайтов.

  5. Организовать взаимопосещение уроков ОРКСЭ.

  6. Учителям совместно с психологом школы разработать анкету, куда включить вопросы по нравственному воспитанию и отношению к курсу ОРКСЭ.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Духовно-нравственное развитие младших школьников iconРазвитие речи младших школьников
Языковое образование и речевое развитие младших школьников- одна из центральных проблем в современной начальной школе. Изучение русского...
Духовно-нравственное развитие младших школьников iconДуховно нравственное воспитание младших школьников как ключевое требование...
...
Духовно-нравственное развитие младших школьников iconДуховно- нравственное развитие обучающихся на уроках орксэ
Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования....
Духовно-нравственное развитие младших школьников iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель духовно- нравственное воспитание должно быть духовно-нравственное развитие человека в контексте его всестороннего развития
Духовно-нравственное развитие младших школьников iconПрограмма внеурочной деятельности (духовно нравственное направление) наименование курса
Рабочая программа составлена на основе программы для внеурочной деятельности младших школьников духовно-нравственного направления...
Духовно-нравственное развитие младших школьников iconДуховно-нравственное воспитание в условиях сельской школы
Духовно-нравственное развитие и воспитание является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой...
Духовно-нравственное развитие младших школьников iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Нравственное и духовное развитие младших школьников, как путь приобщения к истокам народной культуры»
Духовно-нравственное развитие младших школьников iconКурсовая работа по теме: «Нравственное воспитание младших школьников...
России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии,...
Духовно-нравственное развитие младших школьников iconПояснительная записка содержание программы «Школа Этикета»
Школа этикета. Педагогический проект на тему «Духовно-нравственное формирование личности и воспитание младших школьников средствами...
Духовно-нравственное развитие младших школьников icon«Роль православной культуры в духовно- нравственном воспитании школьников»
Важнейшей современной проблемой является духовно – нравственное воспитание детей. Особую тревогу сегодня вызывает психологическое...
Духовно-нравственное развитие младших школьников iconДуховно-нравственное воспитание школьников
Учителя нашей школы показали открытые уроки по данному направлению: Ефремова Светлана Михайловна «С чего начинается Родина?» и Лобанова...
Духовно-нравственное развитие младших школьников iconРеферат Духовно-нравственное воспитание
Духовно – нравственное воспитание и его роль в формировании личности ребенка
Духовно-нравственное развитие младших школьников iconДоклад на педагогическом совете «Духовно нравственное воспитание школьников»
Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма,...
Духовно-нравственное развитие младших школьников icon«Духовно-нравственное воспитание школьников через уроки технологии и изобразительного искусства»

Духовно-нравственное развитие младших школьников iconПрограмма внеурочной деятельности школьников в сфере духовно-нравственного...
Об итогах научно-исследовательской работы за 2011-2012 учебный год и задачах ппс смольного института рао на 2012-2013 учебный год....
Духовно-нравственное развитие младших школьников iconО проведении II городской научно-практической конференции младших школьников
Нпк, порядок её организации, проведения, подведения итогов и награждения победителей. Нпк младших школьников ориентирована на развитие...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск