Скачать 129.07 Kb.
|
Тема: «Правда и красота …главное в человеческой жизни и вообще на земле»(А.П.Чехов) (рассказа А.П.Чехова «Студент» 2часа) Цель: раскрыть идейно-художественную ценность произведения, используя прием «выявления бинарных оппозиций». Задачи:
Эпиграф к уроку : Рассказ этот, истинный шедевр, доходил медленно и все же, как неторопливо создавался, так и не спеша и завладевал, чем дальше, тем глубже. Как сказано о зерне горчичном: «…Хотя меньше всех семян, но, когда вырастает, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его». (Б.Зайцев) Ход урока. Учитель: «Что есть человек?» по-разному отвечают на этот вопрос, но есть одно обязательное условие для жизни человека, обозначаемое словом деятельность. С прекращением деятельностных функций человека – физиологических или духовных – прекращается его земная жизнь. Любой человек – субъект деятельности. Высшая форма деятельности – творчество, создание материальных и духовных ценностей. Труд писателя – словесное творчество, создание особого образного мира, словесно-художественной картины мира. Именно писатель своим творчеством утверждает, что «правда и красота… всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле…». Сегодня объектом нашего исследования станет рассказ А.П.Чехова «Студент». Задание: -Прочитайте эпиграф к уроку и поделитесь своими предположениями: что хотел сказать Б.Зайцев такой оценкой данного произведения? -согласны ли вы с критиком? -какие ассоциации вызвал у вас рассказ А.П.Чехова «Студент»? Учитель: Итак, обратимся к рассказу, размышляя над тем, как и из каких «кирпичиков» создано это произведение, кто его автор как творец словесной реальности. Бунин вспоминал: «-Читали, Антон Павлович? – скажешь ему, увидав где-нибудь статью о нем. -Покорно вас благодарю! Напишут о ком-нибудь тысячу строк, к внизу прибавят: «…а то вот еще есть писатель Чехов, нытик…» А какой я нытик? Какой я «хмурый человек», какая я «холодная кровь», как называют меня критики? Какой я «пессимист»? ведь из моих вещей самый любимый мой рассказ «Студент»…» Есть свидетельство брата писателя, И.П.Чехова, его ответ на вопрос анкеты: «Какую свою вещь Чехов ценил больше других?» - «Студент». Считал наиболее отделанной». В этих самооценках, как видим, два момента: утверждение положительного эмоционального комплекса и «отделка», мастерство. В четырех страничках рассказа важно все – каждая деталь, каждое сопоставление или противопоставление, соотношение описания и действия, речи повествователя и персонажей, того, что сказано, о чем сообщено, и того, на что намекается, что в подтексте. «Чехов в январе 1894 года чувствовал себя в Мелихове неважно: кашель его усилился. Вероятно, из-за нездоровья и чтобы перебить настроение, уехал он в начале марта в Ялту. Там поселился в гостинице «Россия», вел жизнь тихую и довольно скучную, хотя ялтинский март оказался совсем теплым, светлым все в зелени… В этой тишине, в номере гостиницы «Россия» с бархатной зеленой мебелью, написал он прелестный рассказ «Студент»… Позже сам говорил, что это любимая его вещь, - в ней сказано и нечто самое его затаенное, драгоценное, чего не найдешь в письмах. Когда простые бабы, слушая рассказ о Спасителе и апостоле Петре, заплакали, то с ними плакало и сердце самого Чехова – этой весной 1894 года ему открылось (явно), что «правда и красота, направляющие человеческую жизнь там, в саду и во дворце первосвященника, продолжались непрерывно до сего дня и, по-видимому, всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле». Христова правда составляла главное! Это мало подходило к духу времени. «Студент» был напечатан 16 апреля 1894 года в «Русских ведомостях»… Вероятно, с недоумением читали этот рассказ интеллигенты с бородками клинушком, честные курсистки и благородные статистки в земствах матушки России» (Б.Зайцев) Прямых свидетельств того, что «Студент» был написан именно в Ялтинской гостинице «Россия», нет, но интересна эта картина, воображаемая Б.Зайцевым. Задание: -расскажите о главном герое произведения ( главный персонаж рассказа Чехова – Иван Великопольский, студент духовной академии, сын дьячка, т.е человек, получающий духовное образование. Сын дьячка, вспомним: как Ионыч, но не к врачебной деятельности себя готовящий, а к духовной, пастырской.) - Хотя почему он все-таки студент в гуманистическом смысле? Почему назван светским словом? -Почему в начале рассказа «ему не хотелось домой», а в конце рассказа он стремится к «родной деревне»? В нем произошла какая-то перемена. Какая? Попробуем разобраться в этом. Задание: прочитаем второй абзац рассказа: «Иван Великопольский, студент духовной академии, сын дьячка, возвращаясь с тяги домой, шел все время заливным лугом по тропинке. У него закоченели пальцы, и разгорелось от ветра лицо. Ему казалось, что этот внезапно наступивший холод нарушил во всем порядок и согласие, что самой природе жутко, и оттого вечерние потемки сгустились быстрей, чем надо. Кругом было пустынно и как-то особенно мрачно. Только на вдовьих огородах около реки светился огонь; далеко же кругом и там, где была деревня, версты за четыре, все сплошь утопало в холодной вечерней мгле. Студент вспомнил, что, когда он уходил из дому, его мать, сидя в сенях на полу, босая, чистила самовар, а отец лежал на печи и кашлял; по случаю страстной пятницы дома ничего не .варили, и мучительно хотелось есть. И теперь, пожимаясь от холода, студент думал о том, что точно та-. кой же ветер дул и при Рюрике, и при Иоанне Гроз-ном, и при Петре, и что при них была точно такая же лютая бедность, голод; такие же дырявые соломенные крыши, невежество, тоска, такая же пустыня кругом, мрак, чувство гнета -- все эти ужасы были, есть и будут, и оттого, что пройдет еще тысяча лет, жизнь не станет лучше. И ему не хотелось домой.» Учитель: -Что узнаем о герое из данного эпизода? Выделите ключевые слова, раскрывающие состояние героя. -Иван Великопольский возвращается с охоты (тяги) вечером пятницу Страстной недели. Это сообщение, вроде бы нейтрально-повествовательное, имеет глубокий подтекст, ясный современному читателю, верующему или знакомому с церковными обрядами. В чем заключается этот подтекст? Чтобы ответить на данный вопрос, послушаем сообщение о том, что же такое - Страстная неделя? Сообщение учащегося: Великий пост, предшествующий Пасхе, состоит из собственного сорокодневного поста (Четыредесятницы) и поста Страстной седьмицы «ради спасительных страстей» Христовых. Пост на Страстной неделе – особый, строгий. Страстная неделя посвящена воспоминанию последних дней земной жизни Иисуса Христа, Его страданиям на Кресте, смерти и погребению. Каждый день этой недели именуется святым или великим. День Великой пятницы посвящен воспоминанию осуждения на смерть, Крестных страданий и смерти Спасителя. На утрени Великой пятницы (обычно она служится в четверг вечером) читаются двенадцать Евангелий Святых Страстей Господа нашего Иисуса Христа – двенадцать отрывков из четырех канонических Евангелий. Начинается чтение с тринадцатой главы Евангелия от Иоанна: «Иисус сказал: ныне прославился Сын человеческий, и Бог прославился в Нем». Один из эпизодов – заверение Петра: «я душу мою положу за тебя « - и слова Спасителя: «душу твою за Меня положишь? истинно, истинно говорю тебе: не пропоет петух, как отречешься от меня трижды». Трижды Петр и отрекся от Иисуса. В конце вечери Великой пятницы совершается обряд выноса Плащаницы Христовой с изображением положения его во гроб. Верующий православный человек, тем более священник или слушатель духовной академии, всю Страстную неделю проводит в церкви. Пасха – основной христианский праздник. Учитель: -Таким образом, студент Иван Великопольский пропускает службу с одним из великих православных таинств – выносом Плащаницы. Недопустимый для слушателя духовной семинарии поступок. Иван, вероятно, делает это сознательно, тем самым обнаруживая свое отношение к вере. Но вернемся к вопросу: какая же перемена произошла в Иване Великопольском? Под влиянием кого или чего? (студент встречает у костра двух вдов, рассказывает им историю Петра. «Небось, была на двенадцати Евангелиях?» - спрашивает он одну из женщин, Василису. Отречение, а главное, переживание Петра – в центре внутренних раздумий Ивана Великопольского и его рассказа женщинам. Разговор с ними, их сердечный отклик на слова Ивана, порождают в нем ощущение связи времен, непрерывного движения времени: « И радость вдруг заволновалась в его душе, и он даже остановился на минуту, чтобы перевести дух. Прошлое, думал он, связано с настоящим непрерывною цепью событий, вытекавших одно из другого. И ему казалось, что он только что видел оба конца этой цепи: дотронулся до одного конца, как дрогнул другой». Преображение Ивана произошло под влиянием веры простых женщин. Прежде всего они – Василиса и Лукерья – почувствовали страдания Петра и значительность всего того, что происходило тогда, девятнадцать веков назад. -прочитайте описание Василисы и Лукерьи. Что подчеркивает писатель в их внешнем облике: сходство или различие?Выпишите в тетрадь описание Василисы и Лукерьи. Проведите параллельное сопоставление. -Внешний облик женщин изображен многозначительно контрастно. Как вы думаете, почему автор заостряет внимание читателя на различиях внешнего облика и интеллектуального уровня своих персонажей? (Роль контрапунктной соотнесенности образов довольно велика в чеховской новелле. За внешней противоположностью выстраивается автором глубокое внутреннее единство героинь. Благодаря контрасту в изображении двух героинь момент их духовного единства воспринимается острее, ярче). -Когда, под вниманием чего возникло это единение героинь? -Какова же реакция на рассказанную студентом легенду у двух различных во всех отношениях женщин? -Почему заплакала Василиса, а Лукерья изменилась в лице? -Как и почему изменилось настроение героев? (Искры душевного тепла, излучаемого простыми русскими женщинами, осветили мрак души героя, растопили лед душевных сомнений. Любовь к ближнему своему – вот сила, от века направляющая человеческую жизнь, составляющая «главное в человеческой жизни и вообще на земле». Пессимистическое настроение отступает и возникает лучезарные надежды. Жизнь теперь Ивану кажется восхитительной). -Обратите внимание на название рассказа, а первоначально он был назван «Вечер». Как вы думаете, почему Чехов изменил название? Учитель: -Интересна композиция рассказа – зеркальная симметрия (центр симметрии – костер, легенда). Произведение построено на описании переходных состояний – природы, внутренних чувств и раздумий персонажа, на сопоставлении ученика Спасителя и ученика духовной академии Ивана Великопольского. Задание : найдите в тексте данные оппозиции и прокомментируйте их. 1группа: сопоставить начало и конец рассказа, какие оппозиции вы обнаружили? Приведите примеры из текста. холод тепло мгла свет одиночество объединение тоска (дисгармония) радость(гармония) «Погода вначале была хорошая, тихая… подул с востока холодный пронизывающий ветер, все смолкло… студент думал о том, что точно та-. кой же ветер дул и при Рюрике, и при Иоанне Гроз-ном, и при Петре, и что при них была точно такая же лютая бедность, голод; такие же дырявые соломенные крыши, невежество, тоска, такая же пустыня кругом, мрак, чувство гнета -все эти ужасы были, есть и будут, и оттого, что пройдет еще тысяча лет, жизнь не станет лучше. И ему не хотелось домой.» Так в начале рассказа внутреннее состояние персонажа определяется чувством безысходности, видением социальной стороны жизни: нищета, гнет. В конце рассказа читаем: «А когда он переправлялся на пароме через реку и потом, поднимаясь на гору, глядел на свою родную деревню и на запад, где узкою полосой светилась холодная багровая заря, то думал о том, что правда и красота, направлявшие человеческую жизнь там, в саду и во дворе первосвященника, продолжались непрерывно до сего дня и, по-видимому, всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле; и чувство молодости, здоровья, силы, -ему было только двадцать два года,- и невыразимо сладкое ожидание счастья, неведомого, таинственного счастья, овладевали им мало-помалу, и жизнь казалась ему восхитительной, чудесной и полной высокого смысла». Огонь "на вдовьих огородах" - образ, с которого начинается чеховский рассказ и который вновь возникает в конце («Он оглянулся. Одинокий огонь спокойно мигал в темноте», Ч.; 8.308), - конечно же, вызывает аллюзии со знаменитым евангельским: "И свет во тьме светит, и тьма не объяла его" (Ин.;1.5). Костер "на вдовьих огородах" символизирует ровное и непоколебимое пламя веры в простых женских душах. Да, вот именно в простых душах. Женщины - и те, святые евангельские, и прекрасные чеховские вдовы, и современные - верят сердцем и душой. Мотив холода, одиночества трансформируется в мотив тепла – физического, а затем и душевного – под влиянием внешних обстоятельств, встречи героя с женщинами у костра: «Костер горел жарко, с треском, освещая далеко вокруг вспаханную землю». Происходит внутреннее «оттаивание» человека: «Василиса …улыбнулась приветливо». Трогательный рассказ студента о трагическом одиночестве Петра, трижды отрекшегося от Христа в холодную, темную ночь, в сущности – исповедь героя о только что пережитом отчаянии. Его рассказ – это «слово» духовного лица, причем действенное, тронувшее слушателей: «Продолжая улыбаться, Василиса вдруг всхлипнула, слезы, крупные, изобильные, потекли у нее по щекам… а Лукерья… покраснела, и выражение у нее стало тяжелым, напряженным, как у человека, который сдерживает сильную боль». Ничто не изменилось в природе, но «огонь» в душе героя продолжает разгораться. Начинается новыя фаза внутреннего его состояния. Герой постепенно обретает свой жизненный статус. Таков заключительный аккорд произведения: «переправлялся на пароме через реку»- будто оставлял в прошлом свои сомнения, «поднимаясь на гору»: гора – постоянная чеховская деталь, говорящая о способности человека подняться над обыденной жизнью и увидеть ее с духовной высоты; «узкою полоской светилась холодная багровая заря» - воспоминание о холоде дня Ивана Великопольского и дня Петра, но это и начало просветления; «правда и красота» - правда Иисуса Христа и красота этой правды, т.е. красота, гармония мира, обусловленная продолжением евангельских событий из века в век. Если в начале рассказа « ему казалось, что этот внезапно наступивший холод нарушил во всем порядок и согласие…», то теперь «жизнь казалась ему восхитительной, чудесной и полной высокого смысла». Внутреннее состояние Ивана передается отдельными штрихами, но по тому, о чем и как он говорит о чувствах Петра, можно судить и о его душевных переживаниях: « Ах, какая это была страшная ночь, бабушка! До чрезвычайности унылая, длинная ночь!», «Петр, изнеможенный, замученный тоской и тревогой… пошел со двора и горько-горько заплакал», «Воображаю: тихий-тихий, темный-темный сад, и в тишине едва слышатся глухие рыдания…» Так Иван Великопольский пережил свое временное отступление от веры. Студент задумался: отчего на земле от века царит "такая же лютая бедность, голод, такие же дырявые соломенные крыши, невежество, тоска, такая же пустыня кругом, мрак, чувство гнета"? И что, собственно, может весь этот "ужас" бытия изменить к лучшему? А задумавшись, естественно, и поколебался. Но зато, задумавшись и поколебавшись, смог утвердиться. Как это случилось и в те великие евангельские дни с учениками Христа. «Иван Великопольский – православный человек, но человек пути, а не итогового разрешения пути. Освобождение от «ветхого человека» и составляет сюжет этого рассказа» (И.Есаулов) 2 группа: как сопоставляется время в произведении? Огромное событие прошлого частное событие настоящего Памятка для выполнения задания События в произведении могут предшествовать друг другу, следовать друг за другом и т.д. Читатель должен замечать время, даже если о нем ничего специально не говорится. Где нет событий, там нет времени.
Движение Петра за Иисусом Христом нахождение Ивана в пути Памятка для выполнения задания.
3 группа: сопоставьте Петра и Ивана Великопольского. Петр Иван Великопольский Отречение отступление от веры Слабость свобода Бессилие любви естественность Сила страха сердечность Вывод: Чехов создал рассказ, пробуждающий в нас самые светлые чувства, рассказ милостивый, помогающий нам понять жизнь, полную восхитительного, чудесного смысла. В этом произведении писатель высказал себя человеком творящим, способным в слове, в отборе материала, в подтексте, во временной организации повествования, в глубокой символичности деталей воплотить великую идею Божьей правды, красоты. Вернемся к эпиграфу урока: «Рассказ этот, истинный шедевр, доходил медленно и все же, как неторопливо создавался, так и не спеша и завладевал, чем дальше, тем глубже. Как сказано о зерне горчичном: «…Хотя меньше всех семян, но, когда вырастает, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его». Вот какие «зерна» закладывал Чехов в души читателей. «Он превосходно знал жизнь и не склонен был к односторонности, приглаживанию. И вот оказалось, если взять его изображения духовного сословия, почти вовсе нет обликов отрицательных». Так отзывался о нем Б.Зайцев. Завершить наш урок мне бы хотелось стихотворением Ф.Тютчева: Эти бедные селенья, Эта скудная природа — Край родной долготерпенья, Край ты русского народа! Не поймет и не заметит Гордый взор иноплеменный, Что сквозит и тайно светит В наготе твоей смиренной. Удрученный ношей крестной, Всю тебя, земля родная, В рабском виде царь небесный Исходил, благословляя. Это стихотворение о России, но не только о ней… мне видится Иван Великопольский, а рядом с ним сидящие у костра Василиса и Лукерья… и Петр, шагнувший сквозь века, и вновь на исповеди, грустный, но просветленный… свободный… Домашнее задание: написать тезисы к сочинению по рассказу А.П.Чехова «Студент» по следующим темам: «Человек должен быть всегда радостным. Если радость кончается, ищи, в чем ошибался» (Л.Н.Толстой); «Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердце людей» (Ф.М.Достоевский); «Сотри случайные черты, и ты увидишь – мир прекрасен» (А.Блок). |
Подводник-североморец и. И. Фисанович Бегут годы, всё дальше и дальше относя от ныне живущих поколений героику и пафос трагических лет войны с фашизмом. Но недопустимо... | В чем смысл жизни? Зарабатываем деньги, тратим их, потом снова зарабатываем и так изо дня в день: мы постоянно бежим, торопимся, спешим, но все равно... | ||
А. Конан-Дойль «Под руководством философии материализма человечество движется по ложному пути. Чем дальше, тем всё более и более ясно, что путь... | Конкурс «Летчикам героям ярославского неба» Великая Отечественная война 1941-1945 годов – главное событие ХХ века. Чем дальше уходит время, тем все более ценными становятся... | ||
Дэвид Майстер истинный профессионализм о мужестве, необходимом для... Профессиональный модуль пм. 01 Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Однажды шел по лесу мудрец. И увидел он лесоруба, рубившего огромное дерево старым тупым топором. Было ясно, что работает этот... | ||
Реферат тема: Роспись по шелку Роспись по шелку хороша тем, что чем глубже ее познаешь, тем больше радости она доставляет. Художественные приемы этого вида росписи... | «Как горец вырубает ступеньки в гранитной скале, так я медленно и... Но сегодня можно с уверенностью утверждать, что нет более популярного имени, которое бы ассоциировалось со словом «сказка», чем имя... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Этот рассказ в надежде, что преподанные мне в своё время уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого читателя. Как вы понимаете... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | ||
Рабочая программа спецкурс «занимательная география» Данный курс рассчитан на учащихся, интересующихся географией и желающих расширить свой кругозор и знать этот предмет больше и глубже,... | «Летние олимпийские игры» ... | ||
История возникновения и развития балалайки Народ чтит старинные обычаи и обряды, поет песни. И только, к большому сожалению, игра на инструментах все дальше и дальше уходит... | Кокшетау Балкибекова Камила 8 «Б» класс Учитель: Игонина А. А. Сочинение.... События Великой Отечественной войны все дальше и дальше уходят в прошлое, отделяемое стремительным бегом времени. Но годы не только... | ||
Моей работы “Блокада Ленинграда”. На мой взгляд, эта проблема становиться... Конечно, история знает не мало примеров героической обороны крепостей и городов. Но легенды седой старины бледнеют над этой эпопеей... | Сью Бишоп Как делать все по-своему Чем больше будет учитель учиться сам, обдумывать каждый урок и соразмерять с силами ученика, чем больше будет следить за ходом мысли... |