Скачать 139.05 Kb.
|
Слайд 1. «Я написал этот рассказ в надежде, что преподанные мне в свое время уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого читателя» В.Г. Распутин Уроки доброты и милосердия по повести В.Г. Распутина "Уроки французского" (2 ч.) Автор: Семёнова Е.В. МОУ «Печорская средняя общеобразовательная школа № 3» Слайд 2. Цели урока: Учитель должен:
Слайд 3. Задачи урока: Учащиеся должны:
Слайд 4. Методы:
Оборудование урока:
Подготовка к уроку:
Слайд 5. Ход урока: 1 час Вступительное слово учителя о теме урока, целях и задачах. - Сегодня на уроке мы познакомимся с биографией писателя В.Г. Распутина, проведём беседу по вопросам, чтобы выяснить ваше читательское восприятие повести, попытаемся раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои повести «Уроки французского», также выявить авторскую позицию и ваши точки зрения, продолжим учиться анализировать художественное произведение и работать над культурой речи. (Учащиеся делятся на три группы. Первая группа должна подготовить поговорки, мудрые высказывания, отрывки стихотворений о добре. Вторая группа должна подготовить рассказ о жизни и творческом пути писателя В.Г. Распутина, а также об истории создания повести «Уроки французского». Третья группа должна подготовить тестовые задания и кроссворд по произведению.) - Давайте вспомним значение слов «этика», «нравственность», «милосердие», «гуманность». (Учащиеся комментируют данные понятия) Слайд 6. Этика - это наука о правильном отношении человека: а) к Богу, б) к другим людям, ко всем воплощённым и невоплощённым существам, в) к своему жизненному пути. Нравственность - это внутренняя установка человека действовать согласно своей совести и свободной воли. Особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (нравственные отношения); предмет специального изучения этики. Милосердие - готовность из сострадания, человеколюбия оказать помощь тому, кто в ней нуждается. Гуманность - противоположность жестокости, то есть стремление не причинять страданий человеку насколько это возможно. Система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление всех способностей.) Слайд 7. - На примере каких произведений мы с вами уже рассматривали этику взаимоотношений подростков? (Учащиеся перечисляют произведения: Д. Железняков «Чучело», «Чудак из 6 «б»» и др.) Слайд 8. - Творчество В.Г. Распутина неизменно привлекает читателей, потому что рядом с обыденным, бытовым в произведениях писателя всегда присутствуют духовные ценности, нравственные законы, неповторимые характеры, сложный, подчас противоречивый, внутренний мир героев, авторские размышления о жизни, о человеке, о природе не только помогают юному читателю обнаруживать в себе и в окружающем мире неисчерпаемые запасы добра и красоты, но и предупреждают: жизнь человека и природы хрупка, нужно её беречь. Вот такие задатки мужества, добра и красоты мы постараемся сегодня обнаружить не только в герое повести В.Г. Распутина, но и в себе. Слайд 9. Беседа с учащимися по содержанию повести: Прочитаем статью Распутина "Уроки доброты".
Прочитаем отрывок из статьи " Из истории создания рассказа " Уроки французского"
Слайд 10. - Что же такое доброта? Доброта - это проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому или чему-либо. Доброта делает нас отзывчивыми и терпимыми, способными дарить окружающим заботу и любовь. Это проявление искренних чувств, полезных другим, и не требующих вознаграждения. Слайд 11. (Первая группа учащихся должна заранее подготовить поговорки на тему добра и доброты, найти мудрые высказывания, отрывки стихотворений, включить всё это в презентацию и представить). Поговорки о добре:
Слайд 12. Мудрые высказывания о доброте:
Слайд 13.
Слайд 14. Отрывки стихотворений о добре: И, чтоб после себя не корить В том, что сделал кому-то больно, Лучше добрым на свете быть, Злого в мире и так довольно. Э. Асадов Верю я, придёт пора. Силу подлости и злобы Одолеет дух добра. Б. Пастернак Слайд 15. Добрым быть совсем, совсем не просто. Не зависит доброта от роста, Не зависит доброта от цвета, Доброта – не пряник, не конфета. Только надо, надо добрым быть И в беде друг друга не забыть. И завертится земля быстрей, Если будем мы с тобой добрей. Добрым быть совсем не просто. Не зависит доброта от роста, Доброта приносит людям радость И взамен не требует награды. Доброта с годами не стареет, Доброта от холода согреет. Если доброта, как солнце, светит, Радуются взрослые и дети. Н. Тулупова «Доброта» (Остальным учащимся предлагается продолжить ряд высказываний и поговорок о добре и доброте, вспомнить отрывки стихотворений, привести примеры из собственной жизни). (Вторая группа учащихся должна заранее подготовить краткий биографический рассказ о жизни и творческом пути писателя В.Г. Распутина, рассказать о создании повести «Уроки французского», включить всё это в презентацию). Слайд 16. Жизнь и творческий путь писателя В.Г. Распутина (2-я группа учащихся) 2-й час Слайд 17. Родился Валентин Григорьевич Распутин в поселке Усть-Уда, в трехстах километрах от Иркутска. И рос он в этих же местах, в деревне с красивым, напевным именем Атланка. И сама деревня, и её жители вошли в литературные произведения Распутина. Распутин не мог без родной деревни, частью которой он был и которая впервые заставила задуматься о взаимоотношениях между людьми; без чистого, незамутненного народного языка. Слайд 18. Писатель говорил, что его детство и его творчество немыслимы без влияния Сибири, тайги и, особенно, Ангары: «Я верю, что и в моем писательском деле она сыграла не последнюю роль: когда-то в неотъемлемую минуту вышел я к Ангаре и обомлел – и от вошедшей в меня красоты обомлел, а также от явившегося из неё сознательного и материального чувства Родины» Слайд 19. Автобиографичность рассказа «Уроки французского» Рассказ «Уроки французского» – произведение автобиографическое. Не зная о том, как прошло детство писателя, чем оно было заполнено, невозможно глубоко, с полным пониманием читать его произведения. После окончания начальной школы в родной деревне Распутин хотел продолжить учебу. Но школа, в которой были пятый и последующий классы, находилась только в районном центе Усть-Уда, а это целых пятьдесят километров от дома. Надо перебираться туда жить, одному, без родителей, без семьи. Это была очень серьезная перемена в жизни. К тому же, как пишет потом В.Распутин: «До того никто из нашей деревни в районе не учился. Я был первым». Слайд 20. В рассказе «Уроки французского» В.Г.Распутин повествует о мужестве мальчика, сохранившего чистоту души, незыблемость своих нравственных законов своих нравственных законов, несущего бестрепетно и отважно, как солдат, свои обязанности и неустрашимостью души, а ведь ему намного труднее жить, чем учительнице. Герой один в чужой стороне, он постоянно голоден, но все равно ни за что не склоняется ни перед Вадиком, ни перед Птахой, которые избивают его в кровь, ни перед Лидией Михайловной, которая хочет ему добра. Слайд 21. В мальчике сочетаются светлая, весёлая, свойственная детству беззаботность, любовь к игре, вера в доброту людей и недетские серьезные размышления о бедах принесённых войной. Слайд 22. Уроки доброты Рассказ, через много лет после описанных в нем событий, помог Распутину найти ту самую учительницу. Она прочитала рассказ и узнала себя в нём; только не помнила, как выслала ему посылку с макаронами. «Истинное добро со стороны того, кто творит его, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто принимает». Слайд 23. Лидия Михайловна – необыкновенно добрый и отзывчивый человек. Она перепробовала все обычные способы помочь своему талантливому ученику, но он не захотел получать помощь. Он считал это унизительным для себя, а вот выигрывать не отказывался. И тогда учительница сознательно, принося в жертву свою репутацию, нарушила все школьные, традиционные правила – стала играть со своим учеником на деньги. Мальчику это было необходимо, чтобы купить молока, выжить в голодные послевоенные годы. В.Г.Распутин завершил свою статью «Уроки доброты» словами: «Я написал этот рассказ в надежде, что преподанные мне в свое время уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого читателя». Слайд 24. Тема и идея повести Тема произведения – жизнь в послевоенные годы. Писатель концентрирует внимание читателя на нравственном, духовном опыте человека как наиболее ценном, чем владеют люди, что скрепляет поколения. Идея повести «Уроки французского» - самоотверженная и бескорыстная доброта – вечная человеческая ценность. Окончание повести говорит о том, что даже после расставания связь между людьми не нарушается, доброта не исчезает: «Среди зимы, уже после январских каникул, мне пришла в школу по почте посылка… в ней лежали макароны и три красных яблока… Раньше я видел их только на картине, но догадался, что это они». (Третья группа учащихся должна заранее подготовить тестовые задания по произведению и кроссворд, включить всё это в презентацию) Слайд 25. Тест 1. Выберите из предложенных вариантов жанр произведения В.Г.Распутина «Уроки французского» А) новелла; Б) повесть; В) роман; Г) быль. 2. Название произведения говорит о том, что перед нами… А) рассказ о необходимости изучения иностранных языков; Б) рассказ об уроках нравственности и доброты; В) история дополнительных занятий по французскому языку; Г) рассказ юного героя о любимых уроках французского языка. Слайд 26. 3. Рассказчик играл в «чику», чтобы… А) накопить деньги и отправить их в деревню; Б) завоевать авторитет у ребят; В) каждый день покупать молоко; Г) платить за дополнительные занятия. 4. В предложении «И без того от природы РОБКИЙ и СТЕСНИТЕЛЬНЫЙ, ТЕРЯЮЩИЙСЯ от любого пустяка…» – выделенные слова являются А) постоянными эпитетами; Б) эпитетами; В) логическими определениями; Г) гиперболами. 5. Истинный смысл игры в «замеряшки» А) помощь учительницы способному, но голодному ученику; Б) стремление учительницы заинтересовать ученика изучением французского языка; В) желание учительницы вспомнить детство; Г) стремление ученика развлечься. Слайд 27. Вопросы кроссворда:
Слайд 28. Подведение итогов урока: - Писатель рассказывает о мужестве мальчика, сохранившего чистоту души, незыблемость своих нравственных законов, несущего бестрепетно и отважно, как солдат, свои обязанности и свои синяки. Мальчик привлекает ясностью, цельностью, неустрашимостью души. Приобщаясь к нелёгкой судьбе мальчика, мы сопереживаем вместе с ним, размышляем о добре и зле, испытываем «чувства добрые». Домашнее задание:
Слайд 29. Что такое синквейн?
Слайд 30. Примеры синквейнов
***
Слайд 31. Ресурсы
Интернет-ресурсы:
|